Лекции по курсу история отечественного государства и права. Лекции лекции по истории отечественного государства и права

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Согласовано Утверждено на 2007/2008 уч.год

Начальник УМУ Зав. кафедрой госуд.-правовых дисциплин

С.В. Щедроткина _________________Иванов О.А.

«____»______________2007 г. «____»______________2007 г.

Дисциплина: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Специальность: 030501 «Юриспруденция»

Форма обучения: все

Форма контроля: экзамен

Форма проведения: традиционная

Вопросы для подготовки к экзамену:

    Предмет и методология истории отечественного государства и права.

    Предпосылки образования древнерусского государства и права.

    Общественное устройство славянских племен.

    Характеристика государственного механизма Киевской Руси.

    Общественный строй Киевской Руси.

    Принятие христианства и его влияние на развитие государства и права на Руси.

    Русская Правда: общая характеристика.

    Преступление и наказание по Русской Правде.

    Общая характеристика государства и права Руси в период феодальной раздробленности.

    Особенности общественного и государственного строя Новгородской и Псковской феодальной республик.

    Псковская и Новгородская судные грамоты. Их общая характеристика.

    Государство и право Золотой Орды.

    Предпосылки и особенности формирования централизованного государства на Руси.

    Характеристика государственного строя московского государства в ХV – первой половине XVI вв.

    Общественный строй Московской Руси в ХV – первой половине XVI вв.

    Общая характеристика и источники Судебников 1497 и 1550 гг.

    Гражданское право по Судебникам 1497 и 1550 гг.

    Семейное и наследственное право Московской Руси в ХV – первой половине XVI вв.

    Уголовное право по Судебникам 1497 и 1550 гг.

    Правление Ивана Грозного.

    Смутное время - угроза потери русской государственности.

    Характеристика государственного устройства России в XVII в.

    Общественный строй России в XVII в.

    Общая характеристика и источники Соборного Уложения 1649 г.

    Гражданское право по Соборному Уложению 1649 г.

    Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 г.

    Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

    Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.

    Особенности становления абсолютной монархии в России.

    Государственные и административные реформы Петра I.

    Государство и право России в эпоху дворцовых переворотов.

    «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

    Гражданское право России в XVIII в.

    Преступления и наказания по Артикулу воинскому Петра I.

    Организация суда и судопроизводства в XVIII в.

    Правовое положение социальных групп в России в XVIII в.

    Государственный строй России в первой половине XIX в.

    Общественный строй России в первой половине XIX в.

    Развитие российского права в первой половине XIX в.

    Общественный строй в России во второй половине XIX в.

    Крестьянская реформа 1861 г.

    Земская и городская реформы в России во второй половине XIX в.

    Судебная реформа 1864 г.

    Военная реформа в России во второй половине XIX в.

    Развитие права России во второй половине XIX в.

    Изменения в государственном строе России в начале ХХ в.

    Политические партии России в начале ХХ века: борьба за либерализацию государственной и правовой системы страны.

    Столыпинская реформа: цели, содержание, итоги.

    Право России в начале ХХ в.

    Изменения в государственном строе и праве России в годы Первой мировой войны.

    Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).

    Октябрьская революция. Создание нового государственного аппарата.

    Становление советского права.

    Конституция РСФСР 1918 г.: общая характеристика.

    Государственная политика «военного коммунизма».

    Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.

    Образование и развитие СССР. Конституция СССР 1924 г.

    Развитие права в годы НЭПа.

    Формирование административно-командной системы в СССР.

    Конституция СССР 1936 г.: общая характеристика.

    Гражданское, семейное и трудовое право в СССР в конце 1920-х-1941 гг.

    Уголовное право и процесс в СССР в конце 1920-х-1941 гг.

    Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.

    Государство и право СССР в 1945-1953 гг.

    Попытки реформирования государственной системы в период руководства Н.С. Хрущева.

    Либерализация права в годы правления Н.С. Хрущева.

    Основные тенденции развития государства и права СССР в середине 1960-х-середине 1980-х гг.

    Конституция СССР 1977 г.: общая характеристика.

    Советское государство и право в 1985-1991 гг. Распад СССР.

    Проблемы федерализма в современной России.

    Основные изменения в государственном и правовом устройстве России в конце ХХ - начале XXI вв.

    Конституция РФ 1993 г.: общая характеристика.

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры

«Государственно-правовых дисциплин »

Протокол № 1 от 28.08.2007

Заведующий кафедрой О.А.Иванов

    Предмет и методология истории отечественного государства и права.

ИОГП изучает эволюцию структур, институтов и механизмов гос.власти, развитие системы в целом и отдельных отраслей права во временных (с момента возникновения государственности до наст.времени) и пространственных пределах (территории, занимаемые русским или российским Г на протяжении всего исторического времени).

    Факты и закономерности исторического развития

    Причины и следствия возникновения, расцвета и упадка гос.правовых систем и институтов (органов гос.власти, управления и юстиции)

    Создание правовых систем, кодификаций, правовых актов (формы – манифесты, указы, грамоты, постановления и пр.)

    Отражение процесса возникновения различных отраслей права, анализ содержания и структуры наиболее значимых юр.норм.

    Исследование взаимодействия гос.структур и правовых институтов

    Изучение юр.быта и правовой культуры народов, населявших территорию Р

    Разоблачение фальсификатов ИОГП

Историко-правовая наука использует различные методы - как

    Общефилософские (относится диалектический метод, метод материалистичес­кой диалектики)

    общесоциологические,

    хронологический метод . История есть движение явлений во времени, поэтому историческая наука немыслима без хроноло­гии, познать ее закономерности невозможно без сравнения, сопо­ставления фактов и явлений.

    Но такое сравнение следует проводить не только во времени: от периода к периоду, но и в пространстве, сопоставляя развитие Г и П одного народа с разви­тием политико-правовых систем других народов. Т.е., историко-правовой науке свойствен и сравнительный метод исследо­вания .

    историко-правовые явления следует рассматривать не изолированно, а в системе. Значит, необходимо применение системного метода анализа .

    свои специфические: исторический, логический.

    Предпосылки образования древнерусского государства и права.

Основной тип хозяйства – с/х.

Объединение славян в крупные племена начиналось с юга примерно в 6 веке н.э.

Переход натурального хоз-ва в товарно-денежные отношения => увеличение торговли => раздел ремесел => защита от врагов => создание Г.

Создание дружины, лучшие стали князьями, боярами, военнопленные – рабами.

Древняя Русь – рабовладельческое Г. Органы власти – сам князь. Силовой механизм – дружина князя.

Единое Г образуется из трех княжеств в Киеве, потом Новгородское княжество.

Прародину славян следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы, где славяне под именем венедов и славен были известны уже в готские и гуннские времена. К числу соседей русских славян принадлежали также варяги. Они жили “за морем” и приходили к славянам “из-за моря”. Именем “варягов” славяне назвали норманнов, выходцев из Скандинавии. Они стали появляться с IX в. среди славянских племен в виде военных и торговых дружин. Трудно сказать, что заставляло варягов покидать свою родину. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу, или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Славянское расселение проходило, как правило, по речным системам.

Развитая система рек объясняет нам быстрое и широкое расселение славянских племен на занятой ими равнине. В лесах славяне занимались охотой, бортничеством, реки были богаты рыбой. Леса укрывали славян от кочевников.

Удобство речных путей, таким образом, послужило тому, что между многочисленными славянскими племенами поддерживались разносторонние связи. Постепенно были подготовлены сплочение славянских племен в единую древнерусскую народность, образование единого государства.

В конце V в. происходят два взаимосвязанных события, которые являются ответами на вопрос летописца-монаха Киево-Печерского монастыря Нестора: “Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть”? (“Повесть временных лет”):

1. Великое расселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории.

2. Основание Киева на Днепре во время княжения Кия. Город играл особую роль в жизни славянского мира. Почему? Все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Реки Березина, Сож, Припять, Десна несли свои воды сюда, в Днепр. Бассейны этих рек охватывали земли древлян, кривичей, радимичей, северян. И все это пространство, все пути из него на юг “в греки”, к Черному морю запирались крепостью на Киевской горе. Другими словами, князь Кий стал хозяином реки Днепр и всех его притоков.

Имя народа “русь” или “рос” появилось впервые в середине VI в.

Русь стала именем географическим. Киевское государство объединило разные славянские племена, которые получили название Русь.

Т.е. первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств.

Концепция славянской государственности построена на двух героях, двух варягах - Рюрике и Олеге. Первый возглавил целый ряд славяно-финских племен (по их просьбе) и навел у них порядок, а другой овладел южной Русью, отказался платить дань хазарам и возглавил удачный поход на Византию. Рюрик -родоначальник династии, Игорь - его сын, а Олег - его родич.


Общественное устройство славянских племен.

У славян языческой эпохи уже наблюдается неравенство общественных групп.

Каждое племя занимало особую область, которая называлась “землею”. Земли делились на “волости”, называвшиеся именами городов - политических центров, волостей. Главный город “земли” по отношению к младшим городам назывался “старейшим городом”, где была резиденция князя.

Каждое племя составляло особое княжение и оно было независимо от других княжений, имело свое имя, свою территорию, свои органы власти и свою систему права. Следовательно, до варягов древнерусский народ имел уже свою раннюю государственность.

В составе народонаселения племенных русских территорий различались четыре категории:

    жрецы-волхвы (не имели у славян значения ни касты, ни замкнутого сословия. Заниматься этой деятельностью мог каждый, кто обладал искусством волхвования.),

    князья (были начальниками земель, волостей и городов),

    свободные люди (это все свободное население городов. Горожане занимались преимущественно земледелием, однако знали и другие промыслы. Каждый горожанин мог быть земледельцем, купцом, ремесленником, воином, знахарем, а в случае избрания и боярином - князем.) и

    рабы (= челядь. Источником рабства был военный плен. Славяне не держали пленников в вечном рабстве, как другие народы, а только определенный срок, по истечении которого пленным предоставлялся выбор: откупиться, вернуться на родину или оставаться в качестве людей свободных. Категория рабов не была многочисленной.)

Главные проблемы решались не начальниками, а народными собраниями - вече (от вещать - совещание). Новгородское решение призвать Рюрика было принято на вече. Вече существовали во всех городах, но значение органа верховной - государственной власти имело только вече старейшего города племенной земли. Это вече соединяло в себе власть законодательную, исполнительную и судебную.

У древних славян власть гражданская не была отделена от военной. Защищать свое княжение - обязанность всего населения, способного носить оружие.

Рядом с судебной властью веча стояла судебная власть племенного князя, начальника волости, судебное собрание общины, называемое “вечем”, “копою” и “громадою”. Судебное собрание составляли домохозяева (“сходатаи”, “обчие мужи”, “околичные соседи”). Братья и сыновья сходатаев и женщины приглашались в собрание только как свидетели. Суд вершился под Открытым небом в центральном селении общины (“копище”) или на месте совершенного преступления. Особым уважением в судах пользовалось мнение “старцев”. Руководствовались не писанным правом, а древним вечевым правом. В ряду доказательств играли важную роль клятва и судебный поединок.

Обвинение и защита перед судом, собирание доказательств и исполнение судебных решений составляли право и обязанность тяжущихся сторон, потому что ни обвинителей, ни защиты не существовало. Потерпевший от преступления имел право простить преступника (“шкодника”).

Закон руссов языческой эпохи давал право обиженному преступлением в некоторых случаях убить преступника до суда. Такими преступниками были: явные преступники, совершившие убийство при свидетелях; воры, пойманные на месте преступления, и др.

Русское право языческой эпохи дозволяло многоженство. Жены приобретались насильственным похищением, пленением, покупкой, соглашением жениха с невестой и ее родителями. Жены, приобретенные по договору, пользовались большей свободой в имущественных правах в доле своего мужа. Жены, приобретенные посредством купли-продажи, воровства и грабежа или как военная добыча, по языческому праву были под властью мужа.

Расторжение брака было возможно по обоюдному согласию.

Взрослый сын женился по указанию родителей. Когда у хозяина не было сына, а была дочь, то он брал себе приемыша, чтобы воспитать его и женить на дочери.

По смерти хозяина, если в доме нет взрослых сыновей, все его права по управлению домом переходили ко вдове до времени возмужания детей. Взрослые женатые и неженатые сыновья по смерти их отца имели право разделить между собой наследство или пользоваться им сообща, оставаясь жить совместно в родительском доме. При разделе все имущество умершего отца делилось на равные “паи” по количеству братьев, а паи распределялись по жребию. Если братья оставались жить в родительском доме под главенством старшего по рождению или выборного из своей среды, то образовывалась “большая семья” или семейная община. Сестры получали приданое. Вышеприведенные сведения основываются на обычаях славянских народов, многие из которых нашли отражение в договорах славян с Византией, на богатых археологических и этнографических открытиях.

    Характеристика государственного механизма Киевской Руси.

Гос.территория. В сер. 10 века - гос.образование=конгломерат племенных территорий (городовых областей), объединенных Киевом на основе конфедеративного союза. К 11 веку – родовой принцип побежден территориальным, но позиция Киева не усилилась. К сер. 12 века – "Русская земля" = боле 20 народов и племен. Гос.единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета, на лестнице феод.иерархии. вассал зависел от сеньора, д.б. ему помогать, сеньор (сюзерен) д.б. обеспечить вассала землей.

К 11 веку – феодальная поземельная собственность двух видов: княжеский домен и вотчинное землевладение. Правовые основания владения землей: пожалование, наследование, купля, захват пустошей.

Военная организация киевских князей состояла из дружины, народного ополчения и наемников, как правило, из варягов. Князь не расставался с дружиной ни в военное, ни в мирное время. Из верхушки дружины выделяются бояре. Боярин - это заслуженный член дружины, получивший определенную самостоятельность. Усиливается рост крупного феодального землевладения, а свободные общинники постепенно превращаются в феодально зависимое население.

Процесс закрепощения крестьян ускорило полюдье, которое является ключом к пониманию ранней русской государственности являетсяполюдье. (это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, “сбор одежд” (очевидно, пушнины) и демонстрация своей власти). Через полюдье устанавливалась феодальная иерархическая лестница. Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. Процесс этот был сугубо русским. Власть “князя князей” отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: “князь князей”, князь племени, старосты родов. Обл., занятая племенем, представляла собой союзы родов.

Форма правления – раннефеодальная монархия. Во главе – великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Порядок престолонаследования – династический. Споры решались договором либо вооруженным разбирательством.

Значит. роль вече (все вопросы гос.управления, законод-во, суд) + наличие ополчения, основ. на принципе всеобщего вооружения населения.

Княж. совет состоял из бояр и "княжих мужей", десятичная сис-а упр-я (основанная на воен. системе) заменяется на дворцово-вотчинную.

Установились две системы управления, которые существовали одновременно:численная и дворцово-вотчинная. Первая своими корнями уходила в организацию военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись прежде всего руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функций.

Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной. Центром управления становился княжеский двор. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях. Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организациях. .

Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей.

Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделалисьдворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие).

Киевской Руси было чуждо принципиальное различие между органами “государственного” управления и органами управления частным хозяйством князя. Со времени Олега отмечается система “посажения” княжеских “мужей” по городам (отсюда термин “посадник”). Посадники получали одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин.

Таким образом, в государстве появилась новая форма эксплуатации непосредственных производителей, связанная с раздачей князем служилым “мужам” государственных доходов. Наряду с полюдьем, она способствовала созданию раннефеодальной классово-иерархической системы, основанной на государственной эксплуатации лично свободного населения.

Развитие феодальных отношений привело к тому, что феодалы получили право управлять населением в своих владениях, судить их и собирать с них дань. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой.

    Общественный строй Киевской Руси.

Крупными землевладельцами была родоплеменная знать, князья, дружинники, духовенство и торговцы. Идет процесс консолидации класса феодалов и оформления для него особых привилегий. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название - бояре.

Что же касается наделенных землей дружинников, то они постепенно становились вассалами князя, вольными людьми, вольными слугами князя. Они могли переходить от одного князя к другому, что не считалось изменой. Только на княжеской службе можно было сделаться боярином, т.е. вступить в ряды тогдашней аристократии.

Соглашение о службе сопровождалось целым рядом условностей. Бояре, занимавшие административные должности, получали жалование и корм. Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет - освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда, как сам боярин, так и зависимое от него население. У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они обязаны боярину военной службой.

Духовенство. Положение привилегированное после принятия христианства (988), князья стал раздавать землю высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание, со временем стала сама судить своих иерархов.

Остальная масса киевского общества, как и в пору языческую, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей или “мужей” стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались “градскими людьми” и делились на зажиточных и бедных. По занятиям своим они назывались купцами или “гостями” и ремесленниками.

Сельское население носило название смердов, они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство. Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название “закупа”. Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином. Впоследствии смердами стали называть всех феодально-зависимых крестьян. Смерды жили общинами, носившими название “верви” или “погоста”.

Человек, принадлежавший какому-либо союзу или входивший в какое-то сообщество, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества. Лишенный же покровительства своих близких, изгнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным. Его можно было, по старому выражению, “убить во пса место” и остаться безнаказанным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались “изгоями” .

Часть населения составляли рабы. Рабов-пленников называли “челядь”. Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам (самопродажа в рабство, женитьба на робе, сбежавший закуп и др.), называлисьхолопами.

    Принятие христианства и его влияние на развитие государства и права на Руси.

Укрепление Киевского государства приходится на княжение Владимира. Принятие христианства (988 г.) и его распространение по всей Киевской Руси усилили процесс феодализации, т.к. христианство оформило монархическую идеологию.

Русь была языческой страной (несколько жен, много детей). Христианство пришло из Византии. Направления: православие и католицизм. – т.к. торговые контакты были с Византией (море), то приняли именно равославие.

Владимир начал обращать киевлян и всю Русь в новую веру. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.

Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (сначала их было пять). По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом.

Христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску.

В системе брачных отношений – одна жена, развод стал практически невозможен.

В уголовном праве – с принятием христианства отказ от кровной мести.

    Русская Правда: общая характеристика.

Русская Правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки. Это различие списков Правды объясняется весьма легко тем фактом, что она была уставом не одного, а нескольких князей: Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Мономаха.

До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны - Краткая и Пространная.

Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет Правды. За ней установилось название Правды Ярослава. В основу этой Правды были положены обычаи славянских, племен, приспособленные к условиям феодальных отношений.

Лекции по курсу

История Отечественного государства и права

Тема 1.

1. «История отечественного права и государства»

как наука и учебный курс

История отечественного права и государства, как и история государства и права зарубежных стран, является фундаментальной научной дисциплиной, которая наряду с теорией права и государства лежит в основе всей системы юридических наук.

Названная научная дисциплина возникла на стыке исторических, юридических и философских наук и вобрала в себя как базисную основу – весь комплекс исторической науки (события, факты, даты), - так и понятийный аппарат юриспруденции (форма государства, форма правления, политический режим и пр.).

Основоположником курса истории отечественного права и государства России является выдающийся ученый, профессор – Серафим Владимирович Юшков. Именно он в 1940 году подготовил самый первый учебник – «История государства и права СССР». В период с 1917 года по 1940 гг. в учебных планах студентов-юристов эта научная дисциплина отсутствовала.

2. Предмет науки «История отечественного права и государства», ее место в системе юридических наук и взаимосвязь с теорией государства и права

История отечественного права и государства изучает процесс возникновения, развития и изменения государственно-правовой надстройки (как в целом, так и отдельных государственных органов и правовых институтов) в нашей стране, в конкретной исторической обстановке и строго определенной хронологической последовательности.

Особенности, отличающие историю отечественного права и государства от иных юридических наук:

Во-первых, она носит всеобщий характер, т. е. рассматривает процесс возникновения и развития права и государства в целом;

Во-вторых, она изучает право и государство нашей страны в их историческом прошлом.

Соотношение теории права и государства и истории отечественного права и государства характеризуется наличием как общих моментов, так и характерных для каждого.

Общие моменты :

1) Они исследуют право и государство в единстве.

1) Если принять во внимание весь массив существующих учебников и учебных пособий по истории отечественного права и государства, то можно отметить две негативные тенденции – «упрощенчество» (например, «История отечественного права и государства за 90 минут») и «перегруженность» (перегрузка учебного материала информацией, не имеющей ничего общего с предметом).

2) Тенденция отсутствия многоконцептуальности в освещении ключевых проблем российской государственности и права (например, проблемы периодизации истории отечественного права и государства, абсолютизма и пр.).

3) Тенденция формализации учения история отечественной истории права и государства. С целью контроля знаний по предмету широко используются компьютерные программы и тесты. Но за таким механическим угадыванием не могут скрываться глубокие знания. Использование новых технологий вполне возможно и нужно в учебном процессе, но оно должно носить обучающий, а не контролирующий характер.

5. Периодизация кура «История отечественного права и государства»

Изучение истории отечественного права и государства осуществляется в хронологической последовательности. И здесь возникает необходимость в научно обоснованной периодизации, так как это связано с выявлением закономерных этапов развития государства и права.

В основе периодизации истории отечественного права и государства лежит тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации. В соответствии с этим выделяются следующие типы государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Каждый исторический тип государства и права имеет свои законы возникновения, развития и исчезновения. Смена общественно-экономической формации ведет к смене типа государства и права.

Внутри типа государства и права выделяются более дробные периоды их развития. Если в вопросе о выделении исторических типов государства и права нет проблем, то критерии периодизации внутри типа государства и права еще недостаточно разработаны в историко-юридической науке. При выделении периодов развития государства и права внутри типа государства и права учитываются различные факторы: изменение формы государства, изменения в праве, развитие экономики, классовая борьба, внешнеполитическая обстановка и т. д.

Начальным исторический типом государства и права на Руси был феодальный . Дореволюционные историки права не дали научной периодизации истории отечественного права и государства. Одни из них строили периодизацию по царствованиям; другие - по месту положения столицы: Киевский, Московский, Петербургский периоды; третьи по титулу главы государства: княжеский, царский и императорский периоды. Опираясь на труды историков и историков-юристов, можно дать следующую периодизацию внутри феодального типа государства и права:

1) С IХ века до середины XII в. существовало древнерусское государство и право. В этот период происходит становление феодализма, формирование двух основных классов феодального общества: феодалов и феодально - зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимое положение эксплуатируемых слоев населения. Монархия принимает форму раннефеодальной монархии, основанной на сюзеренитете-вассалитете. Создается феодальное право, крупнейшей кодификацией которого была "Русская Правда".

2) Дальнейшее развитие феодализма, натуральный характер феодальной экономики и другие факторы привели во второй половине XII в. к распаду Древнерусского государства вначале на 12-14 крупных государств, а затем на 250 мелких государств. Государство и право вступило в новый период своего развития - период феодальной раздробленности. В это время, наряду с монархической формой государства, которая преобладала, возникли боярские феодальные республики в Новгороде и Пскове. Продолжала действовать "Русская Правда". Вместе с тем в Новгороде и Пскове были созданы крупные сборники законов: Новгородская и Псковская судные грамоты.

3) Следующий этап - образование Русского централизованного государства, возникновение и развитие общерусского права (вторая половина XV - первая половина XVI вв.). Важное значение имел внешнеполитический фактор - борьба с монголо-татарским игом. Москва становится центром объединения разрозненной Руси в единое Русское государство. Создается первый общерусский сборник законов - Судебник 1497 года, сыгравший большую роль в процессе централизации страны. Начинает формироваться крепостное право.

4) С середины XVI в. государство и право России вступает в период сословно-представительной монархии, длившийся до середины XVII в. Выразителями интересов эксплуататорских сословий в России в этот период были Земские соборы. Их роль аналогична роли парламента в Англии. Данный период в развитии права характеризуется достижениями в области систематизации законодательства - созданием Судебника 1550 года и Соборного уложения 1649 года. Завершается процесс формирования крепостного права.

5) Период со второй половины XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. Власть монарха приобретает неограниченный характер. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного и процессуального права.

6) Следующим этапом в развитии государства и права в России является период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.). В его выделении сыграли свою роль экономический фактор - развитие капиталистических отношений и процесс разложения феодализма, а также политический фактор - развитие формы феодального государства - абсолютизма. Абсолютизм вступил в новую фазу своего развития. Феодальное государство стремилось к усилению карательного аппарата (создаются Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов и т. д.), чтобы таким образом сохранить политическое господство класса феодалов. Эту же цель, в конечном счете, преследовала и систематизация русского права.

7) С крестьянской реформы 1861 года начался этап утверждения и развития капитализма. Развились и утвердились капиталистические отношения. Абсолютизм сделал шаг в направлении к буржуазной монархии, о чем свидетельствуют буржуазные по своему содержанию реформы: крестьянская, судебная, земская, городская, военная и другие. С укреплением позиций господствующего класса началась полоса контрреформ.

8) Начало первой буржуазно-демократической революции ознаменовало и начало последнего периода в развитии феодального государства и права России (1905 г. – февраль 1917 г.). Самодержавие в результате революции гг. вынуждено было принять Манифест (17 октября 1905 г.), провозгласивший буржуазные свободы и создание законодательной Государственной думы. Реорганизуется Государственный совет для сдерживания Государственной думы. Была проведена аграрная реформа Столыпина. Существенное влияние на развитие государства и права в гг. оказало участие России в первой мировой войне. Важно отметить создание в это время (гг.) Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов - первичных форм революционной власти.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года положила конец феодальному типу государства и права России. В результате Февральской буржуазно - демократической революции в России в конце февраля - начале марта 1917 г. сложилось довольно редко встречающееся в истории двоевластие: власть буржуазии, солдатских и крестьянских депутатов. В июле 1917 г. кончилось двоевластие и установилась диктатура буржуазии. Шел процесс оформления нового типа государства и права – буржуазного (февраль - октябрь 1917 г.).

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен. Возник новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских типов государства и права, социалистический тип государства и права.

В истории советского государства и права можно выделить следующие периоды: создание советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.); советское государство и право в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1гг.); советское государство и право в годы НЭПа (1921 г. - конец 20-х годов); советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (конец 20-х годов - июнь 1941 г.); советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. - май 1945 г.); советское государство и право в послевоенные годы (гг.); этап кризиса тоталитаризма (гг.).

Период современной истории – коренные преобразования и переход к рыночным отношениям.

Тема 2.

1. Источники истории отечественного права и государства.

Понятие и виды

Историческими источниками принято считать все результаты деятельности людей, содержащие в себе факты, которые доносят до нас реальные явления общественной жизни и свидетельствуют о закономерностях развития общества.

Исторический источник – это памятник прошлого, свидетельствующий о прошлой жизни общества.

Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов исторического источниковедения. В дореволюционной России наиболее удачную классификацию источников предложил профессор -Данилевский. Он делил источники на остатки (остатки культуры и исторические факты) и предания (изображения и интерпретации фактов).

В х годах предлагалось несколько классификаций источников. Проф. Тихомиров подразделял источники на исторические факты и предания. Проф. Зимин делил источники на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внешней и внутренней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. И др.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в наше время. Первая (Пушкарев, Данилевский):

1) письменные (рукописи, надписи);

2) вещественные (посуда, одежда);

3) этнографические (характеризуют особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа);

4) устные или фольклорные;

5) лингвистические;

6) фото-кино-видеодокументы;

7) фонодокументы.

Другая классификация сформулирована учеными Курносовым, Ковальченко, Каштановым и включает в себя: вещественные источники, письменные источники, изобразительные источники, фонетические источники.

С позиций юриста-правоведа источники подразделяются на юридические факты и памятники законодательства.

2. Источниковедческий анализ

Для того чтобы извлечь из исторического источника исторический факт, применяется операция источниковедческого анализа или исторической критики. Она имеет две стадии: подготовительная (внешняя) и внутренняя.

Во время операции внешней критики необходимо:

3) осуществить интерпретацию источника, т. е. правильно понять смысл, заложенный автором.

К операции внутренней критики относится:

1) определение социально-классовой направленности источника;

2) определение степени достоверности и полноты сведений, заключенных в источнике.

Полученные в ходе источниковедческого анализа исторические факты подразделяются на: достоверные, недостоверные и сомнительные.

Главной задачей исторического анализа является извлечение достоверных исторических фактов.

Тема 3.

Древнерусское государство

1. Норманнская теория

Образование древнерусского государства, описанное в «Повести временных лет» – ключевая тема в истории отечественного права и государства. Потому эта тема часто оказывалась политизированной и выражала официальную государственную концепцию.

Дореволюционная дворянская историческая наука в вопросах образования государства главным фактором признавала политическое развитие. В 18-19 вв. сформировалась норманнская теория, согласно которой древнерусское государство возникло в результате завоевания в 862 году славянских племен варягами во главе с Рюриком, Трувором, Синеусом, а в 882 году норманнский князь Олег захватил Киев. Тем самым произошло объединение славянских племен под властью варяжской династии. Позднее к Киеву были присоединены остальные из 14 славянских племен.

В советское время марксистско-ленинская историография , определяла приоритетными социально-экономические факторы образования государственности. Этот подход имел свои преимущества, так как историки в каждом слове летописца искали подтверждения материальных источников и альтернативных сведений. Накопившийся фонд источников объективно показывал, что отечественное государство не могло возникнуть в результате завоеваний извне, тем более в итоге набегов варягов. Варяги действительно терроризировали приморские регионы Европы, в том числе и славянские. Но в глубь восточнославянских земель они почти не проникали. Только во второй половине 9 - первой половине 10 вв. варягов стали нанимать для решения на Руси внутриполитических проблем, но значительной части в населении региона и в дружине они не занимали. Не оставили варяги значительного следа ни в культуре, ни в государственности, ни в правовых традициях Руси. Древнерусские князья воспринимали идею призвания варягов, так как иноземное происхождение династии считалось в средние века престижным, выделяло князей из общей массы бояр, дружинников и простого народа. В те времена вообще искали корни династии в среде зарубежных правителей. Так, московские князья вполне серьезно считали своими предками не только Рюрика, но и византийских императоров. Этим можно объяснить причины существования норманнской, хазарской и подобных им концепций.

Почему же тогда норманнская теория и ее критика занимают столь существенное место в теме древнерусской государственности? В 18 веке в России не хватало квалифицированных ученых и их приглашали из-за рубежа. В среде немецких исследователей славянских летописей (Байер, Миллер, Шлецер) как раз и возникла норманнская теория, которая была воспринята другими историками (Карамзин, Пресняков, Погодин и др.). В число антинорманнистов входили Ломоносов, Третьяковский, Забелин.

Соловьев дал следующую интерпретацию норманнской теории: славянские племена враждовали друг с другом, не могли объединиться и пришли к компромиссу – пригласить единого князя извне. Выбор пал на варяжского представителя Рюрика, которого пригласили в 862 году. Такая интерпретация норманнской теории считалась более умеренной, так как говорила не о варяжском завоевании, а о их призвании.

Настоящая и непримиримая война норманнистов и антинорманнистов развивалась в 1930-е годы. Нацистские ученые восприняли норманнизм для идеологического обоснования превосходства «германской арийской расы» над славянами. Немецкие историки считали, что славяне не в состоянии были самостоятельно образовать собственное государство и поддерживать его без германского влияния и присутствия.

Отечественные историки – Рыбаков, Греков, Лебедев и др. опровергали антинаучность норманизма, убедительно доказывая, что древнерусское государство складывалось в силу нескольких факторов: социально-экономических, общественно-политических, культурных, а возможное участие в этом Рюрика – только политическое проявление этого процесса.

Долгое господство норманнской теории объясняется тем, что :

·и сторонники, и противники теории исходили из идеалистических представлений о роли отдельных лиц и этнических групп в истории;

·и сторонники, и противники теории исходили из социально-экономического превосходства варягов над восточными славянами;

·главным аргументом в научном споре у антинорманнистов выступала патриотическая позиция.

Критика норманнской теории :

По данным археологии в 3-2 веках до нашей эры предки восточных славян занимались мотыжным земледелием, в 3-5 веках нашей эры они перешли к подсечному земледелию. А в период, который предшествовал образованию государства осуществлялось пашенное земледелие (появляется металлический наконечник у плуга). Таким образом, восточные славяне издавна занимались земледелием.

Анализ лингвистических данных свидетельствует о наличии в языке восточных славян специальных терминов для обозначения продуктов земледелия и сельскохозяйственных орудий труда. В произведениях Геродота упоминалось о том, что предки восточных славян занимались хлебопашеством, выращивали лен и коноплю. Древнерусские летописи в качестве единицы налогообложения указывают на оседлое хозяйство – «дым».

Анализируя религию , исследователи пришли к выводу, что основными божествами у восточных славян являлись Солнце и Земля, что характерно для народов, основной отраслью хозяйства которых является земледелие.

В связи с этими данными можно сделать вывод, что земледелие – основная отрасль хозяйства восточных славян задолго до образования государственности. В связи с чем нет оснований говорить об экономической отсталости восточных славян.

Даже в Западной Европе варяги не смогли покорить с помощью оружия Великобританию, имевшую площадь – кв. км. и окруженную со всех сторон морем. Поэтому вряд ли варяги смогли бы завоевать русские земли с общей площадью 1 кв. км., которые граничили с морем лишь узкой полосой.

По данным топонинники в Англии, завоеванной варягами накв. км. приходится 150 скандинавских названий, а на территории Киевской Руси – лишь 5.

Таким образом, варяги застали уже сложившуюся территориально-политическую организацию у восточных славян. Варяги не могли создать государство у восточных славян, так как сами его не имели. Славяне находились в 8-9 веке на той стадии развития, которая подводила к образованию государства. Нормативно-правовой акт под названием «Русская правда» появилась раньше самых древних скандинавских законов. Возможно, у варягов был торговый интерес к славянам. Логичнее предположить, что восточные славяне использовали варягов в качестве наемников для охраны земель от Казарского каганата. Однако данных о захвате варягами власти в Киевском государстве – нет.

2. Возникновение Древнерусского государства

Говоря о возникновении древнерусского государства мы отвечаем на вопросы: когда?, как?, почему?

Возникновение государства у восточных славян заняло длительный период с 6 по 9 века нашей эры. Это время характеризуется процессами разложения первобытно-общинного строя и зарождением феодальных отношений. Учитывая, что история России начинается именно с феодальных отношений, это время именуют генезисом феодализма. В рамках этого периода возникает частная собственность, начинается социальное расслоение общества, складываются классы.

Основной ценностью у восточных славян являлась земля и ее продукты. В связи с чем, господствующий класс складывался прежде всего из: 1. владельцев крупных земельных участков ; 2. представителей бывшей родоплеменной знати; 3. великокняжеских дружинников, получивших земельные наделы .

Параллельно с процессом классообразования, у восточных славян происходили изменения в территориальной организации их общества. Если ранее существовало 100 независимых племен, то в 7-8 веках они объединились в 14 союзов-племен. Объединение происходило под влиянием потребности торгового оборота и защиты от нападений извне. Деление населения по территориальному признаку – первый признак возникновения государства.

В рамках союзов активизировался процесс развития феодальных элементов и ускорилась трансформация организации родоплеменного управления в государственные органы. Данная трансформация повлекла за собой преобразование союзов в образования государственного типа - земли или княжения.

Государственность у восточных славян возникает в середине 9 века. Государство Киевская Русь образуется в 882 году в результате объединения двух крупнейших политических центров – Новгорода и Киева под властью одного князя.

Античный период

Восточные славяне

уровень развития производительных сил

Климат

Благоприятный

рентабельность использования рабского труда

не рентабельно

Вывод

Возникает рабовладельческое государство

рабство в 5-8 в. ещ е экономически невозможно

Со временем орудия труда совершенствуются, т. е. появляется реальная возможность эксплуатации рабов. Но орудия труда становятся дорогими (металл). Раб в силу своего экономического положения беречь их не заинтересован. Таким образом, в момент возникновения Древнерусского государства рабство уже экономически невозможно. Однако возможность эксплуатации сохраняется. Для этого нужен зависимый человек, заинтересованный в результатах своего труда. Это феодально-зависимый крестьянин. Поэтому, в 8-9 вв. производственные отношения у восточных славян складываются и развиваются как феодальные, а государство – феодальное.

3. Древнерусское государство как раннефеодальная монархия.

Раннефеодальная монархия – наиболее долго просуществовавшая государственная форма правления. РФМ возникает с образованием государства у восточных славян, существует при феодальной раздробленности (1132 г.) и складывании единого централизованного государства и сменяется в середине 16 века сословно-представительной монархией. Органами власти являются:

·великий князь;

·совет при князе;

·феодальные съезды;

·городские вече;

·органы местного крестьянского самоуправления – территориальная община (вервь).

Специфические черты раннефеодальной монархии :

1) это комплекс отдельных княжений (государств) и феодальных синьорий, связанных отношениями сюзеренитета –вассалитета;

2) для наиболее важных вопросов созываются феодальные съезды;

3) монарх правит совместно с советом при князе;

4) складывается дворцово-вотчинная система центрального управления, а на местах система кормлений.

Расшифруем теперь основные черты РФМ :

к 1. Государственная структура Киевской Руси покоилась на феодальной лестнице. Великий князь (сюзерен – господин) – светлые князья (вассал), но сюзерен для – бояре (вассал)…

Признаки вассалитета :

·специализация службы по-преимуществу военная;

·участие в совете сюзеренов;

·полная хозяйственная самостоятельность вассалов.

Вся русская земля рассматривалась как земля, находившаяся во владении не одного русского князя, а всего княжеского рода. Носителем верховной власти поэтому выступал княжеский род. Старший в роде признавался его главой и только в силу этого занимал великокняжеский стол (получал лучший земельный надел и власть отца над младшими сородичами). Все остальные члены рода различались по возрасту. Именно от этого между ними и распределялись места княжений, т. е. чем старше был князь, тем богаче и лучше земли ему доставались. В случае смерти старших князей, младшие передвигались на их место. При этом все члены княжеского рода являлись вассалами своих старших родственников. В силу вышеизложенного понятно, что территория Древнерусского государства не была единым монолитом, она распадалась на отдельные мини-государства и боярские земельные владения. Таким образом, единство Древнерусского государства было относительным. Это единство основывалось на родственных отношениях членов княжеского рода и подчинения им многочисленных вассалов, нередко стремящихся к самостоятельности. Отражением сложившегося порядка является определение сущности формы государственного устройства Киевской Руси как отношений сюзеренитета-вассалитета.

ко 2. Феодальные съезды созывались по мере необходимости, когда надо было решать вопросы, имеющие государственное значение или затрагивающие интересы нескольких земель.

Вопросы, рассматриваемые этим органом:

·распределение княжеских столов;

·наказание князей;

·совместные походы и т. д.

Участниками феодальных съездов были князья, бояре, дружинники. Исполнение решений феодального съезда зависело от их признания участниками съезда.

к 3. Великий князь был главой Древнерусского государства, но не самодержцем. В реализации своей власти он вынужден был опираться на знать. Организационным выражением единства этих двух сил являлся совет при князе. Первоначально этот орган не был особым учреждением с обособленной компетенцией. В таком учреждении не было необходимости, т. к. князь имел постоянно действующий совет – свою дружину.

По мере отмирания дружинного строя, что было связано с наделением дружинников землей, совет стал собираться из вассалов и слуг. Постепенно все большее значение приобретал совет с дворцовыми слугами (дворцово-вотчинный совет). Деятельность совета при князе неотделима от деятельности князя. Советом обсуждались различные вопросы внутренней и внешней жизни страны. Численный состав совета определялся важностью обсуждаемого вопроса.

к 4. Суть дворцово-вотчинной системы состояла в том, что на лицо, выполняющее какие-либо функции в личном хозяйстве какого-нибудь князя возлагалось выполнение аналогичных функций в масштабах всего государства.

4. Правовая система Древнерусского государства

·включала в себя источники права и систему судебных органов.

Источники :

·обычное право (Закон Русский) – система признаваемых и защищаемых государством обычаев;

·судебный прецедент ;

·законодательство :

1) Русско-византийские договоры – включали в себя нормы, установленные в результате компромисса между договаривающимися сторонами.

2) Русская Правда крупнейший правовой памятник. Древнейшая часть Русской Правды издана в 30 гг. 11 века великим киевским князем Ярославом. Русская Правда – это официальный акт, действующий на территории всей киевской Руси. Список РП – это копия первоначального текста (форма ). Редакция РП – это вариант текста, возникающий под влиянием: а) деятельности законодателя; б) работы переписчика (содержание ). Известно более 100 списков РП. Редакций – всего 3: краткая, пространная, сокращенная.

3) В связи с принятием христианства греческое духовенство привезло с собой сборник церковных и гражданских законов, регулировавших церковные отношения, а также вопросы светского права, которые поступали в ведение церкви – номоканон (кормчая книга ). Кроме того, духовенство использовало сборники византийского права – эклога, прохерон .

4) Уставные грамоты – документ, устанавливающий повинности феодально-зависимого населения или закрепляющий взаимоотношения светской и церковной власти в конкретном месте.

5) Княжеские уставы –документ, обобщающий взаимоотношения государства и церкви, существующие длительное время. (например, устав князя Владимира о десятине).

6) Крестоцеловальные грамоты – договоры, при заключении которых целовали крест. Они определяли права вассалов, условия наделения их землей и подчинение сюзерену, условия мира, условия военного союза.

Судебные органы:

1) государственные (великий князь, наместники, волостели и др. представители княжеской организации);

2) церковный суд ;

3) вотчинный суд (суд землевладельца);

4) общинный суд

Тема 4.

1. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности

Начало периода феодальной раздробленности обычно связывают со смертью (1132) Мстислава, который считается последней главой Древнерусского государства.

Феодальная раздробленность имела следующие отрицательные стороны:

1) привела к ослаблению военного потенциала;

2) возникновению междуусобных войн;

3) произошло дробление княжеских владений: уже в середине 12 века на территории Киевской Руси существовало 15 самостоятельных княжеств. В начале 13 века их стало 50. В начале 14 века – 250.

Феодальная раздробленность – это не шаг назад в экономическом развитии страны. Это вполне естественный этап развития, способствующий на определенном этапе развитию производительных сил. Распад Киевской Руси стал закономерным следствием углубления процесса феодализации древнерусского общества. Этот процесс вел к образованию крупных земельных княжеств. Местным феодалам нужна была власть, разделявшая все их заботы. Боярству нужна была власть, способная силой обеспечить реализацию выгодных норм права . Чтобы Русская Правда действовала, нужна была сильная местная власть, власть более близкая, а потому более эффективная, чем власть далекого Киевского князя (из любой столицы 13 века до границ княжества можно было добраться максимум дня за три). Отсюда возникает идея интеграции в рамках территорий, близких к племенным союзам. Таким образом, распад Киевской Руси стал следствием усиления класса феодалов, нуждавшихся в защите своих экономических интересов. Каждое из новых княжеств удовлетворяло интересам феодалов. В этих условиях нормы Русской Правды могли быть подтверждены мечом властителя очень быстро. К тому же, князья, прочно обосновавшиеся в той или иной земле были лично заинтересованы в том, чтобы, во-первых, передать свои княжества детям в хорошем виде, и, во-вторых, чтобы иметь опору у местных феодалов.

Возникшие государства обладали своеобразием государственно-правового устройства. Оно определялось особенностями их истории, а именно:

·степенью интенсивности процесса феодализации;

·большей или меньшей значимостью отдельных видов земельной собственности (княжеское владение, боярское владение, церковное).

РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

1) Сравнительно небольшая территория с уже сложившимися феодальными отношениями граничила с огромными территориями, население которых отставало в экономическом развитии;

2) По условиям времени процесс колонизации возглавлялся князем. Естественно, что при этом он сумел сформировать такой большой свой личный капитал, равного которому не было не только у местных феодалов, но и в других русских землях;

3) Отсутствие крупных торговых центров из-за удаленности торговых путей определяло и слабость соответствующей социальной группы населения (торговцы, купцы).

1) Князья обладали исключительной широтой и полнотой власти;

2) Князья сумели быстро разгромить, уничтожить местную феодальную знать и позволили восстановить свое влияние;

3) Местная администрация находилась под контролем князя и назначалась им же;

4) Вече не получило самостоятельной политической роли и умерло еще до татаро-монгольского нашествия.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО.

Особенности социально-экономической истории:

1) Раннее разложение здесь родоплеменных отношений и, соответственно, возникновение феодальных отношений;

2) Приходящее сюда население оседало в уже сложившихся феодальных владениях, создавая экономическую базу для усиления власти местного боярства;

3) Г. В. земля позже других русских земель вошла в состав Киевской Руси и, соответственно, позже других земель получила своего князя. Т. е. процесс феодализации протекал вне контроля княжеской власти. Отсюда небольшой размер княжеского земельного владения и слабость его позиций;

4) У Г. В. княжества не было крупных торговых центров.

Вытекающие из этого особенности государственно-правового устройства:

1) Власть князя была ограничена и не прочна. В любой момент он мог быть изгнан;

2) Главной политической силой в Г. В. земле являлось боярство, которое реально правило через свой орган власти – совет бояр. Именно совет бояр приглашал и сменял князей, раздавал земли и осуществлял другие функции верховного органа власти;

3) Вече не имело в Г. В. земле особого влияния.

Особенности социально-экономической истории в

Новгородской земле:

1) Новгород, расположенный на окраине Древнерусского государства, долгое время не привлекал к себе внимания князей. Они рассматривали его как временный и далеко не лучший плацдарм для продвижения в более богатые земли. Поэтому князья не были заинтересованы в том, чтобы становиться местными землевладельцами. Не имея земли, они не могли раздавать ее своим дружинникам. Поэтому в Новгороде не возникают ни отношения сюзеренитета-вассалитета, ни соответствующие правовые институты, ни дворцово-вотчинная система управления.

2) При отсутствии князя, захват свободных земель был произведен местной племенной знатью, наиболее зажиточными купцами и ремесленниками, а также церковью. В результате Новгородские феодалы не имели своих дружин, т. к. они не являлись военными слугами князя.

3) Когда князья наконец оценили политико-экономическое значение Новгорода, местная феодальная знать уже настолько окрепла, что не позволила князю заняться захватом ни земель феодалов, ни земель общины.

4) Значимость феодальных группировок в Новгороде определялась, во-первых. величиной земельных владений, и, во-вторых, удельным весом в торговле (бояре и т. д.).

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

(середина XVI - конец XVII вв.)

Образование русского централизованного государства включало два взаимосвязанных процесса:

1) формирование единой государственной территории за счет объединения русских земель. Практически он завершился к двадцатым годам 16 века;

2) установление реальной власти единого монарха на всей территории Руси и усиление его власти.

Именно этот процесс определял политическую историю русского государства в первой половине 16 века.

а. Причины возникновения сословно-представительной монархии

Новая форма правления сменила прежнюю из-за неприспособленности раннефеодальной монархии к изменившимся условиям из-за ее несоответствия новой общественно-экономической обстановке. Существуют три основные причины возникновения:

1) . Со свержением татаро-монгольского ига усилилось развитие производительных сил Руси, что сопровождалось ростом феодального землевладения . Наряду с княжеским, боярским и церковным землевладением быстро увеличивалось число средних и мелких феодальных землевладений. Это было связано с созданием новой армии из собранных государством людей, получавших за свою службу землю. Их земельные наделы и соответственно социальный статус были значительно ниже, чем у феодальной аристократии. Это объективно предопределяло возникновение конфликтов между феодальной аристократией и средними и мелкими феодалами. Борьба между ними велась в 3 направлениях: 1) за землю, 2/3 которой принадлежало феодальной аристократии, 2) за крестьянство; 3) за политическое господство в стране, т. е. за то, чьи интересы будет защищать государство прежде всего.

Однако государственный механизм РФМ не имел специального органа, предназначенного для выявления и согласования воли не только русского общества в целом, но и даже разных групп господствующего класса. Общественная потребность в таком органе могла быть удовлетворена только с изменением формы правления.

2). После свержения татарского ига господствующий класс перестал нуждаться в поддержке широких народных масс в борьбе с иноземными завоевателями. Это стало одной из причин, во-первых, ограничения свободы крестьянства (Судебник 1497 года) и, во-вторых, усиления эксплуатации крестьянства. Крестьяне платили двойные подати (государственные и частновладельческие). Традиционный оброк был дополнен денежным оброком и барщиной , все это вызывало различные формы классового сопротивления крестьянства: побеги крестьян; подача жалоб и судебных исков на феодалов; уклонение или отказ от выполнения феодальных повинностей, захват земель феодалов; разбойничество и др.

Обострение классовой борьбы в деревне сопровождалось такими же явлениями в городе. Развитие товарно-денежных отношений вело к еще большему расслоению городского населения. Результатом этого стали выступления против посадской верхушки и феодалов – городские восстания 30-40-х гг. 16 века в Гомеле , Новгороде и др. городах. Крупнейшим стало восстание 1547 года в Москве. Все это свидетельствовало о неспособности РФМ выполнять главную функцию феодального государства – удерживать в повиновении эксплуатируемые массы.

3). В середине 16 века стал очевидным кризис центрального и местного управления. Система управления на местах была устаревшей. Власть на местах принадлежала наместникам, которые являлись кормленщиками. Они получали в управление административно-территориальные единицы и собирали с них корм. Это означало, что кормленщику полагалась определенная часть податей с его уезда или волости, а также судебные пошлины. На собранный корм кормленщик не только жил сам, но и содержал свой аппарат. Кормление рассматривалось как плата за прежнюю военную службу. Для кормленщиков главным было стремление подкормиться, а не заботы о данной территории. Отсюда, с одной стороны, их произвол и своеволие, а с другой, нерадивое исполнение ими своих служебных обязанностей. Правительство пыталось бороться с этим. Для этого, во-первых , упорядочивается размер и порядок взимания корма, во-вторых , в одно место назначается 2 или более кормленщиков, в-третьих , устанавливается два вида кормления: без права боярского суда и с правом боярского суда. В-четвертых, предусматривается участие в суде кормленщика местных представителей. Однако, все эти меры не смогли устранить конфликты между кормленщиком и всем местным населением, а также между кормленщиком и средними и мелкими феодалами.

В середине 16 века сложилась сложная внешнеполитическая ситуация. Агрессивные соседи Руси заключили военные союзы для согласования своих действий против Русского государства (Казанское и Астраханское ханство, Ливонский орден, Турция и др.). Все это требовало единой целенаправленной деятельности различных органов русского государственного аппарата , в первую очередь, военного и дипломатического. Однако в государственном механизме раннефеодальной монархии не существовало специальных государственных органов, ведавших отдельными отраслями государственного управления , не было органов, руководящих вооруженными силами, осуществляющих политическую и финансовую деятельность.

Таким образом , дворцово-вотчинная система центрального управления себя изжила. Задачи, вставшие перед страной в новых исторических условиях, не могли быть разрешены государственным механизмом РФМ, что потребовало радикального преобразования формы правления русского государства. Господствующий класс нуждался в такой форме феодальной монархии, которая была бы способна: во-первых , сплотить господствующий класс на позиции средних и мелких феодалов, с тем, чтобы превратить его в монолитную опору монарха, стремящегося к абсолютной власти, во-вторых , держать в повиновении закрепощаемое феодалами крестьянство и, в-третьих , обеспечить неприкосновенность государственных границ и расширение территории государства. Такой новой формой феодального государства стала сословно-представительная монархия.

б. Государственный механизм сословно-представительной монархии

Сословно-представительная монархия была законодательно оформлена реформами Ивана Грозного. Реформы коснулись центрального и местного государственного аппарата. В области общественного устройства реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов и к дальнейшему ограничению прав крестьянства.

Центральными государственными органами в период СПМ были: царь, боярская дума, земский собор и приказы.

В связи с завершением процесса централизации русских земель (начало 16 века) возникла необходимость привести в соответствие титул главы государства с его фактическим статусом. 16.01.1547 года Иван Грозный (первый из русских монархов) короновался на царство. Титул «царь» был призван: 1) отразить внешнеполитическую независимость государства. Такой титул уравнивал главу русского государства с главой священной римской империи и ханами и ставил выше всех европейских королей; 2) выделить его носителя, подчеркнуть верховенство главы государства над всеми подданными, в том числе бывшими удельными князьями.

Боярская дума – единственный орган СПМ, унаследованный от прежней формы правления. В состав Боярской думы входили: бояре, окольничии, думные дворяне, думные дьяки. Все члены Боярской думы персонально назначались царем. Компетенция:

2) совещательный орган при царе;

3) высший административный орган;

4) судебная инстанция (разбирала дела по существу) и апелляционная судебная инстанция;

Специфическим органом периода СПМ были органы сословного представительства. Центральный их них – Земский собор собрание представителей различных сословий государства для решения важнейших вопросов государственной жизни. Земские соборы: совещательные и избирательные . Законодательной регламентации их компетенции не было. Состав Земского собора: постоянный (церковная элита) и переменный (члены Боярской думы, низшее духовенство, служилые люди, крестьянство). Первый Земский собор был создан в 1549 году, а последний в начале 80 года 17 века (). Земские соборы стали результатом острой борьбы как внутриклассовой (между феодальной аристократией и средними и мелкими феодалами), так и межклассовой (между феодалами и эксплуатируемым населением). Земские соборы были призваны консолидировать господствующий класс, сделать его надежной опорой царя. Кроме того Земские соборы были вызваны стремлением оградить господствующий класс от опасности народных движений и восстаний, они были призваны олицетворять единство русского государства, противостоять сепаратизму отдельных земель. Значение Земских соборов в том, чтобы, ограничивая царскую власть, объективно способствовать ее укреплению.

Приказ – это центральный орган государственного управления. Приказная система состояла из 60-80 приказов Она складывается при Иване Грозном (2-я половина 16 века). Во главе приказа стоял думный дьяк. В качестве структурных единиц приказа – столы , компетенция которых определялась по отраслевому и территориальному принципу.

Виды приказов :

1) дворцовые («конюшенный приказ»);

2) военно-административные (стрелецкий);

3) судебные (разбойный);

4) временные.

Для приказной системы характерны следующие отличительные черты :

1. пестрота и неопределенность компетенции;

2. приказы ведали определенной отраслью государственного управления и определенными территориями, где осуществляли сбор налогов и судебные функции.

Местное управление . В середине 16 века была проведена реформа местного управления. Появилась Губная изба и произведена замена местных кормленщиков выборными представителями из местного населения. Местные дворяне избирали Губную избу . В ее состав входили: губная староста, десятники, целовальники. Губная изба отвечала за уголовную политику в уезде. В ее ведении находилось рассмотрение основной массы преступлений в волости, а также рассмотрение земельных споров. Чуть позже была проведена земская реформа. Чернотяглые крестьяне и посадские люди избирали Земскую избу во главе с земским старостой, туда так входили целовальники и старосты. Земская изба занималась сбором налогов, рассмотрением гражданских и некоторых уголовных дел. После смерти Ивана Грозного начинается решительный поворот к

Развитие государства и права в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Начиная с первого свода законов “Русская Правда” правовые принципы постоянно претерпевали изменения. С началом процесса закрепощения крестьян появилась целая ветвь русского права, регулирующая отношения между помещиками и их работниками. Масштабное развитие правовая сфера получила в XIX веке – талантливый государственный деятель М.М. Сперанский сделал серьёзную и плодотворную попытку к кодификации русских законов. Отдельно стоит выделить законодательную политику СССР. В основной закон страны в форме Конституции вносились поэтапные и плановые поправки.

  • - На фоне процесса централизации Руси XV-XVI вв. самодержавие складывалось как ограниченная властью наместников монархия. Бояре управляли страной, вопросы внешней и внутренней политики решались на Земских соборах. Царскую власть удается укрепить, прибегнув к византийским традициям.
  • - Процесс формирования единой системы управления и складывания централизованного государства на Руси происходил с XIV по XVI вв. Ему способствовали интенсивной рост экономики, социальные противоречия, свержение татаро-монгольского ига и усиление власти московских князей.
  • - Уголовное право в судебной практике на основе норм Русской Правды носило личный и имущественный характер. Судебный процесс строился на принципах состязательности и специфичных стадиях и системой сбора доказательств.
  • - В свое время СССР являлся сильным государством, созданным по типу империи, имевшим влияние во всем мире. Однако внутри страны отношения регулировались еще старыми документами. Именно это привело к необходимости создания и принятия новой собственной Конституции.
  • - В XV – XVII веках шёл постепенный процесс закрепощения крестьян. С каждым новым государственным документом срок сыска беглых всё увеличивался и уровень зависимости и прикреплённости к земле всё разрастался. К концу XVII века крестьяне стали полностью зависимым классом населения.
  • - История государства и права России рассматривается как наука юридическая и историческая: предметом ее изучения являются формы государства и права в определенный исторический период. Целый арсенал методов служит ее главной задаче – исследованию права на разных этапах.
  • - Русская Правда по праву считается важнейшим документом в истории законодательства. Выделяют три основные ее редакции. Этот документ устанавливал правовое положение отдельных слоев населения и регулировал отношения между ними посредством введения ряда договоров.
  • - Абсолютизм – это такая форма управления государством, при которой вся власть сосредоточена в руках правящего императора-самодержца. И никакие другие органы не могут ее ограничивать. Российский абсолютизм имел свои собственные черты и отличался от европейского.
  • - Именно с того самого дня, когда была принята и обнародована Конституция РФ (согласно которой наше государство ведет свою деятельность и сейчас), начинается новейшая история Российской Федерации. Знать ее структуру и содержание важно для каждого гражданина РФ.
  • - Этот документ провозглашал основные цели существующего государства и те права и обязанности, которые имели все его члены по отношению друг к другу. Как и в других странах, правительство СССР давало определенные гарантии в обмен на соответствующие обязанности.
  • - Чтобы поднять огромную и порядком уставшую от переворотов и войн, страну, требовалось выработать новый, уникальный план становления. В СССР им стал Госплан, реализуемый за известные всем пятилетки, направленный на развитие промышленности и сельского хозяйства.
  • - Оба уголовных кодекса содержали формулировки понятий вины, наказания и защиты общества от преступника. Тягчайшими и опаснейшими объявлялись преступления против государства. Кроме традиционных наказаний: тюремного заключения, принудительных работ и т.п. – предусматривалось наказание в виде высылки за пределы РСФСР.
  • - Согласно декрету ВЦИК, продразвёрстку заменял продналог. Через два месяца правительство разрешило частную торговлю между гражданами и организациями. Для контроля за ней был образован Наркомат торговли. В 1924 году были выпущены первые советские дензнаки, обеспеченные золотом и товарами. В конце 20-х гг. НЭП был свёрнут.
  • - Основу законодательной базы в первые месяцы советской власти составляли декреты ВЦИК и СНК. Именно декретами были установлены нормы продразвёрстки, положения о государственной собственности на землю и на средства производства, а также указания о военном положении на стратегических объектах.
  • - Документ декларировал равенство народов и обязывал центральное правительство признавать новые национальные государства. С другой стороны, он давал народам право на автономии в составе Советской России. В ходе гражданской войны несоветские государства были захвачены Красной Армией. А федеративное устройство нового государства формировалось на основе декларации 1917 года.
  • - В основу новой системы было положено преимущество рабочего класса над имущим. Источниками права были декреты и законы, а позже кодексы, конституции (1918) и партийные постановления (с 1936 г.). Для советской системы права не была характерной иерархия нормативных актов.
  • - Под давлением народного волнения 17 октября 1905 г. Николай II издает манифест об усовершенствовании государственного порядка. Это был первый в России законодательный акт либеральной направленности. Манифеста предусматривал: свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; утверждение Государственной думой всех издаваемых законов.
  • - Развитие буржуазных отношений в России приводит в середине XIX века к кризису феодализма. В экономике формируется капиталистический уклад. В связи с этим появляется необходимость проведения буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры территориального управления, судебной и полицейской систем.
  • - Главной особенностью проводимой Петром Первым военной реформы было создание регулярной армии. Был введен новый принцип комплектования войск – рекрутский набор. Создается система военных гарнизонов. Гвардия становится военной элитой и управляет гражданским аппаратом.
  • - Крестьянское население подразделялось на государственных поселян, свободных крестьян и крепостных крестьян. Правовое положение крестьян было крайне неблагоприятным. При минимальных правах они несли множество обязанностей. Крепостные крестьяне находились практически в бесправном положении и полностью зависели от помещика.
  • - Жалованная грамота дворянству, изданная в 1785 г. Екатериной II, стала наиболее важным правовым актом для консолидации дворянства. Она представляла собой свод законов, которые закрепляли личные и имущественные права, порядок самоуправления на уездном и губернском уровнях.
  • - Изменение внутреннего уклада в государстве подсказывало переход к качественно новому типу власти. Так, в XVIII веке в Российской Империи окончательно установился абсолютизм. С этим политическим строем в стране изменились многие органы власти, а также преобразилась сама система управления государством.
  • - Масштабные работы по систематизации законов России велись в XVIII веке, но они не привели к должным результатам. В XVIII веке силами М.М. Сперанского законодательство стало более упорядоченным и кодифицированным. Окончательные работы по развитию норм права велись и в XX веке.
  • - Формирование сословно-представительной монархии в России было обусловлено некоторыми объективными внешними и внутренними предпосылками. Вследствие разграничения районов по сферам хозяйственной деятельности сформировался новый уклад организации верховной власти.
  • - Закрепляли права на владение землями и крестьянами, а также права на особое участие в государственных делах такие юридические документы, как жалованные грамота. Они выдавались представителям церковной и светской власти московским князем, удельными князьями и представителями верховной церковной власти.
  • - Судебник Ивана Грозного 1550 г., опирающийся на предшествующие ему юридические документы, царские указы и обычаи, регулировал новые политические и социально-экономические процессы, усиливал роль судебных органов, соотносил наказание с происхождением потерпевшего.
  • - Псковская Судная грамота регулировала гражданско-правовые отношения и институты, обязательное и судебное право, закрепляла виды собственности и права собственника, вводила возможные виды сделок, впервые выделяла составы государственных преступлений, устанавливала виды судов.
  • - В конце XV в. на Руси действует дворцово-вотчинная система управления, по мере увеличения территории государства в отдельных областях создаются дворцы и указы, осуществляющие управление на местах. Распространяется система кормления, сбор «кормов» с населения наместниками.
  • - Во время централизации Руси XV-XVI вв. происходят общественные изменения: образуется система местничества, закрепляющая место на службе, соответствующее родовитости претендента. Бояре являлись вторыми лицами в государстве, остальное население называлось тягловым.
  • - Одним из первых юридических документов, предшествующих современному Уголовному кодексу, стала Русская Правда Ярослава Мудрого. Этот сборник законов Древней Руси заменял понятие преступления обидой, по-своему классифицируя ее. Каждая обида предполагала наказание.
  • - Положения Русской Правды предусматривали подготовку судебного процесса, сопровождавшуюся гонением следа и сводом, и его содержание: заклич, оглашение преступления, свод-отыскание, очную ставку, судоговорение, рассмотрение дела, и вынесение решения в устной форме.
  • - Период феодальной раздробленности, хоть и был довольно сложным для Древнерусского государства, однако даже в таких условиях Русь росла, развивалась и ширилась. Происходило это во многом благодаря сложно организованному, но эффективному управленческому аппарату.
  • - На одной территории и под управлением все-таки одного князя вынуждены были сосуществовать разные города, некоторое даже больше и богаче самого Киева. Чтобы удержать эту структуру, важно было не только ее четко разграничить, но и определить обязанности каждого.
  • - Большинство славян, несмотря на разные племена, всегда стремились к общности, и на основе этого стремления у них стало образовываться государство. Пусть к централизации был долгим и тернистым, Однако на каждом его этапе государственность развивалась и крепла.
  • - История любой страны – это рассказ о том, как развивалось и крепло внутри нее само государство и право. И для того чтобы разбираться в современных процессах, необходимо исходить из этого исторического аспекта. Тем более что вырастала Русь интересно и уникально.

Название : Краткий курс по истории государства и права России.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Жилищное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.


История государства и права России - наука и историческая, и юридическая. Она - часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является еще и юридической наукой, ибо объекты ее изучения - государство и право.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, метод и задачи истории государства и права России 8
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права 10
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства 12
4. Источники права древнерусского государства 14
5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство Киевской Руси. Правовое положение населения Руси 16
6. Вече и князь в древнерусском государстве - высшие органы власти. Система государственных органов власти 18
7. Общая характеристика Русской Правды 19
8. Судебный процесс по Русской Правде 21
9. Преступление и наказание по Русской Правде 23
10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности 25
11. Влияние монголо-татарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси 27
12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства 29
13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян 31
14. Государственный строй в период образования Русского централизованного государства 33
15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления 35
16. Общая характеристика Псковской Судной грамоты, ее система, источники 37
17. Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской Судной грамоте 38
18. Уголовное право по Псковской Судной грамоте 40
19. Судебник 1497 г. Общая характеристика 42
20. Судебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники 44
21. Судебный процесс Русского централизованного государства 46
22. Система жалованных грамот великого московского князя.... 48
23. Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории 50
24. Органы суда по Судебникам 1497 г. и 1550 г 52
25. Система губных учреждений 54
26. Стоглав 1551 г. Семейно-брачное право 56
27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты 58
28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью 59
29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии 61
30. Реформы Ивана Грозного 63
31. Причины и этапы закрепощения крестьян 65
32. Общая характеристика Соборного уложения 1649 г 67
33. Формы землевладения по Соборному уложению 1649 г 69
34. Публичное и уголовное право по Соборному уложению 1649 г 71
35. История кодификации в России 72
36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности 74
37. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого 76
38. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г 78
39. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии 80
40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII в 81
41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление в XVIII в 83
42. Судебная система и полицейские органы в XVIII в. 85
43. Военная реформа Петра I 87
44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г 89
45. Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII-XVIII вв 90
46. Гражданское право по Своду законов 1832 г 92
47. Фискалы и прокуроры в конце XVIII - первой половине XIX в 94
48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в 96
49. Крестьянская реформа 1861 г. 98
50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г 99
51. Учреждение судебных установлений 1864 г 101
52. Устав уголовного судопроизводства 1864 г 103
53. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) 105
54. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г 106
55. Порядок формирования Государственной думы (1905-1907) 108
56. Столыпинская аграрная реформа 110
57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени 112
58. Февральская революция 1917 г. Верховная власть с марта по октябрь 1917 г 114
59. Двоевластие 116
60. Возникновение и развитие Советов. Установление Советов на местах в 1917-1918 гг 117
61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 119
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917-1918 гг 121
63. Социалистическое право: источники и особенности 123
64. Декларация прав народов России 125
65. Учредительное собрание. Ill съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 127
66. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г 128
67. Формирование Красной армии в 1917-1918 гг 130
68. Советская судебная система 1917-1918 гг 132
69. Законодательство периода военного коммунизма и Гражданской войны 134
70. Законодательство о браке и семье в 1917-1918 гг 136
71. Кодекс законов о труде 1918 г. 138
72. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г 140
73. Национально-государственное устройство СССР в 1920-1940 гг 142
74. Общая характеристика новой экономической политики 144
75. Судебная реформа 1922 г 145
76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. >Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР". Гражданский кодекс РСФСР 1922 г 148
77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. 149
78. Положение о государственных промышленных трестах 151
79. Правоохранительные органы в период нэпа 153
80. Конституция СССР 1924 г 155
81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью 157
82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930 г. ... 158
83. Конституция СССР 1936 г 160
84. Особенности Советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944г. 162
85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны 164
86. Судебная система и система правоохранительных органов по -Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г 166
87. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г 168
88. Конституция СССР 1977 г 170
89. Период становления государственности Российской Федерации (1986-1993)
90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе 174



Просмотров