Регламент совета федерации фс рф. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия. Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Главным документом по вопросам внутренней структуры и орга­низации работы палаты является Регламент Совета Федерации.

В последующем в текст вносились поправки, изменения и дополнения.

Когда согласно Федеральному закону 1995 г. Совет Федерации стал формироваться по должностному признаку, своим постановле­нием от 6 февраля 1996 г. он утвердил новый Регламент Совета Феде­рации. В него также вносились поправки, но многие правила деятель­ности Совета Федерации стабилизировались, особенно связанные с порядком реализации его полномочий.

С утверждением в 2000 г. порядка формирования палаты из пред­ставителей органов законодательной и исполнительной власти субъ­ектов РФ, обновлением состава палаты в основном в 2001 г. новый Совет Федерации утвердил постановлением от 30 января 2002 г. свой Регламент, который и действует в настоящее время с многочисленны­ми изменениями и дополнениями.

Действующий Регламент Совета Федерации имеет следующую структуру.

Часть первая. Органы, должностные лица и общий порядок рабо­ты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции: гл. 1. Общие положения; гл. 2. Председатель Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации. Заместители

Председателя Совета Федерации; гл. 3. Совет палаты; гл. 4. Комите­ты Совета Федерации; гл. 41. Координационное совещание Председа­теля Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации с предсе­дателями комитетов Совета Федерации; гл. 5. Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации; гл. 6. Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета Федерации; гл. б1. Контроль за использованием электронной системы; гл. 7. Участие Совета Фе­дерации в осуществлении парламентского контроля; гл. 71. Порядок участия Совета Федерации в парламентском расследовании Феде­рального Собрания Российской Федерации; гл. 8. Порядок подготов­ки и проведения «правительственного часа» на заседании Совета Фе­дерации; гл. 9. Порядок подготовки и принятия парламентского за­проса Совета Федерации; гл. 10. Парламентские слушания и иные формы работы в Совете Федерации; гл. 101. Доклад Совета Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии за­конодательства в Российской Федерации; гл. 11. Обеспечение дея­тельности Совета Федерации.

Часть вторая. Участие Совета Федерации в законодательной дея­тельности: гл. 12. Порядок рассмотрения Советом Федерации приня­того Государственной Думой федерального закона; гл. 13. Порядок преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона; гл. 14. По­рядок повторного рассмотрения Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одоб­ренного Государственной Думой в ранее принятой редакции; гл. 15. Порядок рассмотрения Советом Федерации федерального конститу­ционного закона; гл. 16. Порядок рассмотрения Советом Федерации вопросов, связанных с принятием и вступлением в силу закона Рос­сийской Федерации о поправках к Конституции РФ; гл.

17. Осущест­вление Советом Федерации, членами Совета Федерации права зако­нодательной инициативы.

Часть третья. Порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Кон­ституцией РФ к ведению Совета Федерации: гл. 18. Порядок утверж­дения Советом Федерации изменения границ между субъектами Рос­сийской Федерации; гл. 181. Порядок утверждения Советом Федера­ции изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; гл. 19. Порядок утверждения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации о введении военного поло­жения; гл. 20. Порядок утверждения Советом Федерации указа Пре­зидента Российской Федерации о введении чрезвычайного положе­ния; гл. 21. Порядок решения Советом Федерации вопроса о возмож­ности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; гл. 22. Порядок на­значения Советом Федерации выборов Президента Российской Фе­дерации; гл. 23. Порядок рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности; гл. 24. Порядок назначения Советом Федерации на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Госу­дарств; гл. 25. Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Россий­ской Федерации - председателя Следственного комитета при проку­ратуре Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального про­курора Российской Федерации; гл. 26. Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; гл. 27. Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобожде­ния от должности членов Центральной избирательной комиссии Рос­сийской Федерации; гл. 271. Порядок назначения Советом Федера­ции членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - представителей общественности; гл. 28. Порядок рас­смотрения Советом Федерации вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества; гл. 29. Порядок проведения в Совете Федерации консультаций по вопросам о назначении и об от­зыве дипломатических представителей Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях; гл. 30. Поря­док рассмотрения Советом Федерации проектов договоров между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разгра­ничении предметов ведения и полномочий (исключена); гл. 31. Поря­док подготовки, рассмотрения и принятия обращения Совета Феде­рации в Конституционный Суд Российской Федерации; гл. 32. Поря­док принятия настоящего Регламента и внесения в него изменений и дополнений.

Еще по теме § 1. Совет Федерации 1. Регламент Совета Федерации как основной документ по вопросам его организации и деятельности:

  1. 41. Правовой статус депутата Государственной Ду­мы и члена Совета Федерации
  2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года, 1998
  3. Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г.), 2004
  4. Совет по аудиторской деятельности при уполномо­ченном федеральном органе
  5. Государственный аппарат: принципиальные проблемы организации и деятельнисти [советы правителю; осввОождение политики от морали]
  6. Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации
  7. В компетенцию Национального банковского совета входит

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

2. Признать утратившим силу Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 года N 42-СФ с последующими изменениями и дополнениями.

3. Поручить Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с комитетами и постоянными комиссиями Совета Федерации подготовить и внести на рассмотрение Совета Федерации проект новой главы Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, регулирующей вопросы ведения комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации.

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации - представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

1. В соответствии с Российской Федерации и "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Представители от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - члены Совета Федерации).

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

4. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

1. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

2. Порядок деятельности Совета Федерации определяется Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановления Совета Федерации) и настоящим Регламентом.

3. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

4. Совет Федерации может выступать учредителем, соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования о работе Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Члену Совета Федерации обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии с Российской Федерации и "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

4. Гарантии беспрепятственного осуществления членами Совета Федерации своих полномочий устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.

6. Член Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации, комитета Совета Федерации, членом которого он является, письменно информирует соответственно Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Совета Федерации), председателя комитета Совета Федерации о невозможности присутствовать по уважительной причине (направление в командировку, болезнь, регистрация брака, рождение ребенка, смерть члена семьи или близкого родственника, чрезвычайные ситуации на местах) на заседании палаты, комитета. Отсутствие члена Совета Федерации на заседании Совета Федерации, комитета Совета Федерации, членом которого он является, по иным причинам допускается на основании его письменного обращения с согласия соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета Совета Федерации.

6.1. Информация о посещении членом Совета Федерации заседаний Совета Федерации, комитета Совета Федерации по окончании сессии представляется Председателю Совета Федерации соответственно Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, председателем комитета Совета Федерации.

6.2. Председатель Совета Федерации вправе направить информацию о посещении членом Совета Федерации заседаний Совета Федерации, комитета Совета Федерации в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации.

7. Член Совета Федерации принимает личное участие в заседаниях Совета Федерации и совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях комитетов палаты. Член Совета Федерации пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, комитетом палаты, членом которого он является.

8. Член Совета Федерации вправе участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на заседаниях палаты, комитетов Совета Федерации и на парламентских слушаниях, обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства Российской Федерации, иным лицам, приглашенным на заседание палаты, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению палаты, и по порядку голосования.

9. Член Совета Федерации в соответствии с "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вправе запрашивать и получать информацию (в том числе на машиночитаемых носителях), необходимую для осуществления его деятельности в Совете Федерации, документы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации и их органами.

Правовым основанием организации и порядка деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является гл. 5 Конституции РФ, Регламенты палат Федерального Собрания: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместителя не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет заседание палат, ведает внутренним распорядком деятельности палаты, подписывает постановления Совета Федерации, распределяет обязанности между заместителями, осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Совета Федерации, направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д.

Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.

Комитеты Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, относящиеся в ведению палаты.

Совет Федерации образует следующие комитеты:

Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия- Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Ее основное назначение состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могут проводится непосредственно в субъектах Федерации.

Другая форма работы комитетов- парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, общественных объединений и другие.

К структурным подразделениям Совета Федерации относятся также Основные задачи Аппарата Совета Федерации заключаются в осуществлении правового, информационно-аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, который избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной думы определен Регламентом Государственной Думы.

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание. Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

В Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Под депутатской фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данной депутатской фракции. Депутатские фракции подлежат регистрации.

Депутаты. не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатской объединении.

Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам. отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступивших на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума образует комитеты:

  • - по законодательству и судебно-правовой реформе;
  • - по труду и социальной политике;
  • - по делам ветеранов;
  • - по туризму и спорту;
  • - и др.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Рабочими органами Государственной Думы являются также комиссии. В отличие от комитетов - постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике, для дачи заключения предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, и другие. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета.

Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах:

  • - законность (легитимность) деятельности парламента;
  • - постоянная деятельность палат;
  • - раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);
  • - открытость работы палат;
  • - коллегиальность работы палат.

Особенность функционирования Совета Федерации заключает в том, что члены Совета Федерации работают в Совете Федерации не постоянно.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения о направлении запросов в Конституционный Суд; федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.

Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя членами Совета Федерации представляющими в Совете Федерации один субъект Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседаний Совета Федерации выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов.

В Регламенте Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащих первоочередному включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования. ст. 65 Регламента Совета Федерации На каждом заседании совет Федерации может принять решение о проведении "часа голосования" по федеральным законам.

Решения Совета Федерации принимаются открыты или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.

Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта РФ, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Наряду с общим порядком работы Совета Федерации Регламент Совета Федерации устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ. ч. 3 Регламента Совета Федерации

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, отрешение Президента РФ от должности).

В соответствии со своим Регламентом Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 01 сентября по 25 декабря.

Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Гос.Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. ст. 99 Конституции РФ При этом Президент РФ имеет право созвать заседание Гос. Думы ранее этого срока. Заседания Гос. Думы проводятся по средам и пятницам. Заседание Гос. Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.

Заседания Гос. Думы проводятся открыто и гласно. Гос. Дума в порядке, предусмотренном Регламентом, может принять решение о проведение закрытого заседания. На заседаниях Гос. Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Гос. Думой, задавать вопросы, а также пользоваться иными установленными правами. Депутаты Гос. Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палат. Проекты федеральных законов, постановлений Гос. Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутат не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты.

Заседания Гос. Думы проводятся в соответствии с предлагаемой Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланный депутатам программой законопроектной работы на очередную сессию Гос. Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Гос. Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Гос. Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Внеочередному рассмотрению на заседании Гос. Думы подлежат: послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентов РФ или Правительством РФ; проекты федеральных законов федеральном бюджете и о бюджетной системе РФ; федеральные законы и федеральные конституционные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Гос. .Думы в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ и некоторые другие.

На заседании Гос. Думы предусмотрен "правительственный час" для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов.

Заседания Совета Гос. Думы проводятся по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Гос. Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях. По вторникам проводятся также парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями.

Гос. Дума в соответствии с Регламентом использует различные виды голосования. К их числу относятся: голосование с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, качественным или альтернативным.

Решения Гос. Думы принимаются в режиме открытого или тайного голосования. Открытое голосование может быть поименным. Тайное голосование проводится по решению Гос. Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Поименное голосование проводится по решению Гос. Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Постановления Гос. Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

Наряду с общим порядком работы Гос. Думы, Регламент Гос. Думы устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно Конституции РФ Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ содержит три основания для роспуска Государственной Думы: ст. 111, 117 Конституции РФ

  • 1) Гос. Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
  • 2) Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Гос. Думой вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии;
  • 3) Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

  • 1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
  • 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  • 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основными актами Федерального Собрания Российской Федерации являются законы.

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов принимают законы РФ о поправках к Конституции РФ. Они имеют такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения РФ и к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. В тоже время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, ст. 102,103 Конституции РФ принимаются постановления.

Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избирании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.

По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями. Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июля 1994 года. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания". Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

Регламент Совета Федерации РФ - базовый документ, определяющий структуру и логику работы верхней палаты российского парламента. Им вводятся нормативные процедуры, согласно которым избирается руководство, формируется состав и логика проведения заседаний, а также юридическая методология принятия законопроектов, утвержденных Государственной Думой.

Регламент Совета Федерации имеет силу закона, основанную на конституционных положениях, и обязателен для выполнения всеми сенаторами. Сам документ содержит детально прописанные функции и процедуры, в частности относительно создания комитетов, обсуждения законов, голосования за них. Особое внимание уделяется правовым практикам предварительного рассмотрения законопроектов и работе с Государственной Думой, что, в принципе, понятно. Дело в том, что регламент Совета Федерации не предусматривает процедуру составления положений законопроектов, это функционал Государственной Думы. Другое дело - утверждение уже принятых нормативных актов.

В случае же их отклонения документ возвращается в нижнюю палату на повторное чтение. Затем он снова поступает в Совет Федерации. Во всяком случае, как только искомый законопроект пройдет «горнило» верхний палаты, он ложится на стол Президенту для окончательного утверждения. В редких случаях, когда накладывает на проект вето, Совет Федерации вносит правки, предложенные главой государства.

Кроме того, регламент Совета Федерации предусматривает правовой инструментарий корректировки административных границ субъектов РФ, решение вопросов о введении военного или использование военной силы за рубежом, а также решение ряда проблем, связанных с досрочным прекращением деятельности главы государства или назначением внеочередных выборов Президента. Таким образом, верхняя палата Федерального Собрания отвечает за удержание всей государственной конструкции, а представительство в ней делегатов от всех регионов дает возможность в спокойном режиме учитывать интересы субъектов.

Регламент Совета Федерации - динамичный документ, не содержащий жестких конституционных норм. Процедурные и методологические вопросы, закрепленные в этом документе, могут меняться в зависимости от внутренних и внешних факторов. За это отвечает специальная регламентная комиссия. Правда, уточним, что такого рода изменения - явление достаточно редкое. Принято считать, что регулятивные пункты уже утверждены и не подлежат пересмотру.

Если говорить о частностях, то, скажем, заседания Совета Федерации напрямую не связаны с проведением сессий Они могут не совпадать по времени. Главное, чтобы сохранялся уровень принимаемых решений (федеральный). Законы могут пересматриваться и в более поздние сроки, но не дольше времени, отведенного Конституцией. В целом перечень наиболее актуальных вопросов обсуждается на заседаниях специальных комитетов. Если предварительные слушания не приводят к выработке компромиссного решения, то утверждение того или иного федерального закона откладывается на более поздний срок.



Просмотров