Пятая графа в советском паспорте. «Пятая графа»: зачем потребовалось вновь вернуть «национальность» в российские паспорта

Преодоление страха пятого пункта

На этой неделе сенатор Жанна Иванова предложила вернуть в паспорта россиян строку «Национальность». Она внесла в Госдуму РФ соответствующий законопроект. Я не знаю, почему представитель Сахалина в Совете Федерации обратила внимание на бытие этносов (раньше эта активная женщина не «засвечивалась» на ниве национальной политики), но ее предложение заслуживает самого серьезного внимания. Россия, наконец-то, начинает преодолевать страх пятого пункта, доставшийся ей от СССР. Многие в советской стране обожглись на этой графе, но, отменяя ее, российские реформаторы вместе с водой выплеснули и ребенка…

Коварство пятой графы

Пятая графа, пятый пункт — известные выражения, они появились, когда в документах стали указывать национальность гражданина. В Советском Союзе в паспорте и других бумагах, удостоверяющих личность, обязательно обозначалась этническая принадлежность. В школьных классных журналах была страница «Национальность», как правило, ребенка записывали по отцу. Официально свой этнос гражданин определял в 16 лет, при получении паспорта. Обычно он выбирал по родителю мужского пола. Если национальность была «сомнительной» (еврей, немец, крымский татарин и т. д.), молодые люди идентифицировались по матери как русские, украинцы, белорусы и прочие «благонадежные». При этом человек мог определять этническую принадлежность только из числа официально признанных народов, живущих в СССР. В паспортах не могло быть ни ассирийцев, ни бразильцев, ни прочих иностранцев.

Представители разных народов могут рассказать массу историй, которые свидетельствуют, как пятый пункт мешал им жить. Он возникал при поступлении в вузы и аспирантуры, при приеме на работу и карьерном продвижении, от него зависели получение наград и поездки за границу. По негласным правилам евреев не принимали в институт международных отношений (а после «дела врачей» была дискриминация специалистов этой национальности едва ли не во всех сферах жизни), корейцев не назначали на руководящие должности в государственных структурах и т.д.

Все знают об ужасных депортациях по национальному признаку. Старшее поколение помнит ироническое выражение «инвалид пятой группы». То и дело слышалось слово «нацмен» — сокращенное от «национальное меньшинство», чаще его использовали применительно к отдельно взятым людям. Например, башкир (на снимке) и татар, веками живущих на Урале, называли нацменами, а гораздо позже переселившихся в наш край украинцев и белорусов к ним не относили. В детстве я долго считал, что вторая часть слова – мен – обозначает не меньшинство, а мужчину, человека, то есть нацмен – это мужчина, человек такой-то национальности.

Все эти странные правила и социально-политические парадоксы сглаживало неформальное общение людей разных национальностей, помогало их интуитивное ощущение общности истории и культуры. При всех своих издержках пятая графа не разобщала народы. Несмотря на обидные слова в быту (их может сходу вспомнить каждый из нас), отношение к жителям союзных республик и нацменам было добрым: природная расположенность к представителям иных этносов, общие ценности и любовь без красивых слов делали свое великое дело.

Графу отменили, но страсти не улеглись

В перестроечные годы пятую графу продолжали воспринимать как страшилку, как пережиток тоталитарного прошлого. И «на волне демократических реформ» ее, как и многие другие вещи, отменили. При этом у людей разных национальностей никто ничего не спрашивал.

Новый расклад породил новые спекуляции. Политикам и политиканам захотелось в предвыборных целях «порешать» национальный вопрос. Какое-то время назад лидер КПРФ Геннадий Зюганов выступил с той же инициативой, что сейчас сенатор Жанна Иванова: внести в паспорт российского гражданина графу «Национальность». И получил по полной программе.

В передаче «Поединок» на телеканале «Россия 1» с ним «расправилась» великолепная Ирина Хакамада. Отвечая на ее точные и конкретные вопросы, Геннадий Андреевич не смог толком объяснить, «зачем нужна такая этническая маркировка». Он лишь твердил штампованное: «Русский народ освоил такие большие территории, объединил столько народов», «русский народ вынес на себе все тяготы войны с Гитлером, недаром Сталин поднял тост за русский народ» . Все это выглядело странно. В заявке лидера КПРФ главное совсем не то, о чем он говорил, отвечая на вопросы оппонента. За неумение объяснить истинные мотивы своих действий ему досталось не только от Ирины Хакамады, но и от либеральной прессы. Вот что писал об инициативе Зюганова один талантливый публицист: «Будучи большим ученым, крупным философом, он должен понимать, что гордое чувство принадлежности к какой-либо этнической общности — это глубоко личное самоощущение, и оно не может быть удостоверено никакой гербовой печатью. Запись в паспорте будет знаком той или иной идентичности, но не самой идентичностью» .

Автор на этом не успокоился и продолжил гвоздить Зюганова: «Понятно, что в наше время, если коммунистам удастся узаконить пятый пункт, он будет направлен своим острием против другого «неблагонадежного народа», даже народов — против кавказцев. Иными словами, графа «национальность» в паспорте — это такая слегка легализованная форма бархатной ксенофобии… У нас нынче складывается такая электоральная конъюнктура, что велик соблазн что-то позаимствовать у этнических националистов . «Левада-центр» фиксирует, что симпатии населения к националистам с 25 процентов в сентябре 2002 года возросли до 47 процентов в сентябре 2011. Данные из закрытого социологического опроса, заказанного мэрией Москвы, свидетельствуют: 35 процентов жителей столицы в той или иной мере поддерживают националистов. А тут еще праздник национального единства, ставший удобным поводом для возбуждения и выплеска националистических настроений на улицы городов и экраны телевизоров» .

Читаю эти строки и снова вижу, что лидера КПРФ отчихвостили совсем не за то, что подразумевает его предложение . Геннадия Андреевича поставили рядом с чуждыми ему мыслями и намерениями…

Национального вопроса и пятой графы касались и касаются деятели всех уголков политического спектра. Больше всего, конечно, националисты и экстремисты — разумеется, со своих позиций. Их и слышно громче всех. К сожалению, именно они определяют отношение к этой теме других обитателей политической поляны и обычных людей. И воспроизводят страх пятого пункта уже на новом витке развития. Видя их грозный вид и слушая речи, оппоненты невольно начинают думать, что все, кто в той или иной форме поднимают национальный вопрос, обязательно сторонники каких-то крайностей. Националисты так «раскрепощаются», что лозунг Владимира Жириновского «Мы — за бедных, мы – за русских» на их фоне может показаться самым безобидным.

Ксенофобы всем надоели, и как только кто-то произносит слово «национальный», «национальность», в том числе вполне себе системный и респектабельный Геннадий Зюганов, он тут же вступает на минное поле. Многие автоматически считают, что это националист, как правило – русский националист. Или безответственный политик, желающий подыграть этой части электората. Пережитки и предубеждения настолько сильны, что затмевают детали и уводят в сторону от сути. Критики начинают самозабвенно токовать совсем не о том, что на самом деле содержится в предложении оппонента. Увлекшись борьбой за демократию и свободу, они делают заключения, имеющие мало общего с реальной жизнью. И самое главное — их оценочные суждения ничего не дают для сохранения и развития национальных культур. В пылу политизированной полемики человека, любящего свой народ, оберегающего национальную культуру, записывают в этнические националисты. А проявление уважения и любви к народам России, желание посодействовать развитию их культуры воспринимается как заигрывание, повод для выплеска националистических настроений…

Деэтнизация населения

Отмену пятого пункта в первую очередь связывали с дискриминационной политикой по отношению к евреям, с антисемитизмом при Сталине и после его смерти. Но это было достаточно давно, новое поколение уже мало что помнит. Понятно, что какие-то рудименты того времени в нашем сознании и отношениях между людьми остались, но все это — в «пределах статистической погрешности». Если не брать в расчет записных националистов и ксенофобов (а их, несмотря на весь шум, не так уж много, и они заведомые маргиналы), можно сказать, что от того времени у нас сохранились только смешные анекдоты про евреев (как и про представителей других народов исторической России), которые любят рассказывать сами дети Моисея , да безобидные шутки и неуместное бытовое «гадание» — является тот или иной имярек евреем или нет. У подавляющего большинства людей к детям Моисея хорошее, дружеское отношение, они признают их ум и многочисленные таланты. Тем не менее, в годы формирования «новой России» с пресловутым «пунктом» решили расквитаться. То есть зло, что было в прошлом, решили побороть …исправлением современной, пусть сложной, но вполне нормальной ситуации.

Ученые люди говорят, что ликвидация пятой графы выполнила свою задачу, и проблему антисемитизма удалось одолеть «полностью и окончательно». Но они не говорят о другом — о том, что, решая одну задачу, либеральные революционеры породили новые.

Реформаторство совпало с глобализацией, навязывающей всему миру стандарты и правила жизни западной цивилизации. Все бы ничего, но процесс этот несет не только экономическую, социальную, политическую, но и культурную унификацию, прежде всего – унификацию национальной самобытности. Отмена пятой графы была для глобалистов очень кстати. Да, в советской стране многие на ней обожглись, и запрет опостылевшего «пятого элемента» был продиктован желанием прийти к свободе. Но получилось другое. Отменяя пятую графу, российские реформаторы вместе с водой выплеснули и ребенка…

Национальность - основополагающая часть самоидентификации человека. Это его культурный, нравственный корень. Вычеркивая его из документов, государство не то чтобы отнимает, но принижает значимость этнической принадлежности человека. Оно как бы намекает гражданину, что для него это не очень важно. Отменив пятую графу, государство подчеркнуло, что ему хочется иметь дело не с цветущей сложностью, а с обезличенной массой…

У национальных культур и так хватает проблем, пару десятилетий назад, когда отменяли пятую графу, к ним добавили еще одну. Далеко не все представляют беды современного бытия народов России. Воспитание национальной культуры должно начинаться с детского сада и продолжаться в школе. Но сейчас ребята разных этносов не имеют возможности учить свой родной язык. По сути, идет процесс деэтнизации населения. Ликвидация графы «Национальность» его только усилила и ускорила.

Непривычное для нашей страны отсутствие в документах национальной принадлежности означает, что человек безразличен к своему этническому происхождению, к национальной культуре, к родному языку, а то и стыдится их. Но это не так! Как раз наоборот! Люди не хотят мириться с тем, что власти отобрали у них право называться своим национальным именем в официальных документах. Представители народов не хотят терять своих корней, забывать традиции, не хотят по американскому примеру «переплавляться» в одном безликом котле. И маркировка в паспорте для народов России — это гарантия уважения государства и общества. Это гарантия, что будет сохраняться национальная самобытность, уникальная культура и история. Вкусив пластмассовую безвкусицу глобализации, нацмены (и не только они) все больше и больше тяготеют к своему. Они начинают сопротивляться, повсеместно идет процесс усиления этнической идентичности. Опросы показывают, что более половины россиян хотели бы вернуть в свои удостоверения личности отметку об этнической принадлежности. А Жители Татарстана и Башкортостана уже отвоевал право иметь в паспортах специальные вкладыши с указанием национальности.

Как же это преодолеть?

В очередной раз приходится констатировать, что в нашей полиэтнической стране нет внятной государственной национальной политики. Нет законов о национальной политике, о родных языках. До сих пор неясно, какая структура занимается этим вопросом. Конечно, есть совет при Президенте РФ, но он не имеет должных прав, это совещательный орган. И инициатива сенатора Жанны Ивановой может хоть как-то расшевелить, приподнять на должный уровень не только пятую графу, но и всю эту тему. Осмысленные действия властей должны органично дополнить работу общественных структур и всепобеждающее человеческое общение.

Жанна Иванова предлагает указывать национальную принадлежность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка по инициативе отца и матери либо единственного родителя. По мнению сенатора, это «позволит осуществить законодательное воплощение и практическую реализацию важнейшей ценностной категории для многих граждан РФ - в виде определения и указания своей национальной принадлежности». Политик справедливо полагает, что возвращение графы «будет способствовать сохранению самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа РФ и одновременно гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране и укреплению единства российской нации в целом».

Такой подход можно только приветствовать. От преодоления страха пятого пункта и возвращения графы «Национальность» будет большая польза. Вот лишь один пример. Многие национально-культурные центры хотели бы организовать изучение родного языка в детских садах. Но как определить, где живут представители этноса? Как провести мониторинг? Появление соответствующего пункта в документах будет способствовать этому доброму делу…

КПРФ внесла в Госдуму законопроект, возвращающий в паспорта графу «Национальность». Заполнять графу предлагается лишь по желанию владельца паспорта. Сторонники этой идеи нашлись и в «Единой России». Правда, они выразили опасения, что инициатива косвенно может подогреть и сепаратистские настроения.

Депутат Госдумы от КПРФ Тамара Плетнева в пятницу внесла проект закона «О паспорте гражданина РФ», предусматривающий возвращение в него графы «Национальность».

На ваш взгляд




Как отмечается в сопроводительных документах, Конституция декларирует равенство всех граждан, а часть I статьи 26 закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Согласно законопроекту, все надписи в паспорте в соответствии с принятыми в регионах нормативными правовыми актами могут дублироваться на национальном языке. Напомним, что в Татарии и Башкирии и сейчас можно указывать свою национальность. Для этого существует особый вкладыш в паспорт.

Законопроект также делит отметки в паспорте на обязательные и не обязательные к заполнению. К первым относятся: регистрация по месту жительства, заключение и расторжение брака, наличие детей до 14 лет, воинская обязанность, а также выдача загранпаспорта. К отметкам, которые вносятся по желанию, относятся: национальность, ИНН, группа крови и резус-фактор.

Напомним, так называемая «пятая графа» (или «пятый пункт») в паспортах в советское время указывала на национальность его обладателя. До 1917 года графа «Национальность» в паспортах поданных Российской империи отсутствовала. Подтверждением национальности служило вероисповедание и информация, которая могла заноситься в метрические книги. В СССР графа № 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Указание национальности в паспортах стало обязательным с 1974 года. В начале 1990-х «пятую графу» удалили из паспорта. Сейчас «пятая графа» изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности. Такая графа не предусматривается и в паспорте гражданина РФ.

В 2010 году Конституционный суд постановил, что отсутствие графы «Национальность» в паспорте не противоречит Основному закону. Однако в 2011 годукоммунисты призвали вернуть графу , что спровоцировало широкую дискуссию, впрочем, дальше декларации дело не пошло.

Депутат Госдумы от «Единой России», член президентского Совета по межнациональным отношениям Алексей Журавлев поддержал идею возвращения «пятой графы». «Спросите любого чеченца: кто он? Он скажет: «Я чеченец». Я могу сказать, что я - русский. И почему я должен этого стесняться? Мы единая политическая нация и единый народ России», - сказал Журавлев газете ВЗГЛЯД.

Депутат добавил, что те, кто хочет вписать свою национальность в паспорт, должен получить на это право. «Никаких проблем я в этом не вижу. Но вопрос в том, что мы должны не разбегаться по своим национальным квартирам, а иметь имперские взгляды. Мы единый народ, и этого надо придерживаться. Если будут какие-то сепаратистские вещи, их надо жестко пресекать, но идентификация своей национальности - нормальное явление», - уверен депутат.

Поддержал идею и бывший лидер ДПНИ, лидер движения «Русские» Александр Белов (Поткин). «Такое предложение давно назрело. На ряде территорий Российской Федерации, в частности в Татарстане, такая графа уже существует в виде вкладыша в паспорт. Есть конституционное право граждан на свободное указание своей национальности по желанию. Но оно почему-то не реализуется в паспорте - в основном документе», - сказал Белов газете ВЗГЛЯД.

Однако глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов не увидел смысла в предложении коммунистов. «По Конституции никто не может быть принужден к тому, чтобы указывать свою национальность. Если мы введем в паспорте графу «Национальность» и эта графа будет обязательной, то это будет противоречить Конституции. А если она будет необязательной, то кому она нужна?» - цитирует «Интерфакс» Федотова.

В свою очередь лидер движения «За права человека» Лев Пономарев назвал инициативу КПРФ опасной. «Педалирование национальной проблемы не способствует решению проблемы сохранения целостности страны, а только мешает», - полагает правозащитник.

Дискуссия о том, указывать ли свою национальность или нет, усилилась в связи с подготовкой новой стратегии нацполитики, которая предусматривает «формирование общероссийской идентичности». В среду ее . О проблеме этнической идентификации при помощи паспорта в интервью газете ВЗГЛЯД , делегат Всемирного конгресса татар, прошедшего в начале декабря в Казани. Он не исключил, что обозначение своей национальности в паспорте может служить рассадником сепаратизма.

«Потенциально это может быть рассадником. Но это не может быть реальным толчком к каким-то дезинтеграционным процессам. Например, в странах с федеративным устройством: США, Швейцария - у них и законы в штатах разнятся. А у нас полнейшая унификация, хотя страна куда как более разная, полиэтничная - и по географическим зонам, и по этническим», - отмечал эксперт.

Называть всех проживающих на территории России русскими ранее призывал публицист Максим Кононенко. Свою точку зрения он аргументировал так: «Идея эта очень простая - живущие в России люди называются русские. Без кавычек, без больших букв и без уточнений. Просто - русские. Признаюсь, идея эта вовсе не моя. Я почерпнул ее в советских кинофильмах по романам Юлиана Семенова. В них западные люди называли СССР «Советами», а всех людей из СССР - «русскими». И мне это, честно говоря, очень нравилось. Раз уж у киношных капиталистических акул это вызывало уважение. Я с этим и вырос - я русский, из Советов», - для газеты ВЗГЛЯД.

Каждому ясно, что речь идет о пятой графе анкеты, о национальности. Часто, дойдя до этого пункта, Илья вспоминал анекдот , появившийся в те времена, когда на политическом Олимпе восседал Л.М. Каганович , а на тяжелоатлетическом помосте блистал успехами Г. Новак . Вот он этот анекдот.

Однажды поступавший на работу еврей протянул кадровику анкету с незаполненной пятой графой. -Вы что, не знаете своей национальности?

Откуда мне знать, - отвечает претендент на должность, - Исаак Левитан - великий русский художник, Лазарь Каганович - великий сын украинского народа, а Герш Новак - русский богатырь... Откуда же мне знать, кто я?

Действительно, как мог мой современник определить свою национальность, если в стране нет еврейской национальности, а есть лица "еврейской национальности"" И это не лишено смысла. Что у советских евреев национального? Не объединяет их какая-нибудь территория. Еврейскую автономную область нельзя принимать всерьез. В Биробиджане евреев не более чем в Малаховке, Удельном или любом другом густонаселённом подмосковном поселке. Да и зачем советским евреям Уссурийская тайга? Не только Дальний, но и Ближний Восток им не нужен, хотя он, Ближний Восток- родина предков. Человеку нужна собственная родина, а не земля праотцев.

Нет у советских евреев и своего языка. Нет, значит, и своей национальной культуры. Существовал в Москве Еврейский театр, но его ликвидировали в годы борьбы с "безродными космополитами". А какие там были замечательные актеры! Михоэлс, Зускин... Зускин погиб в застенке, а жизнь Михоэлса оборвалась при сомнительной автомобильной катастрофе в Минске. Жаль, что играли в том театре на языке, мало кому известном из моих современников.

Исчезла национальность, осталось происхождение. А в своей анкете Илья Бенцианович в графе "национальность" писал: "еврей". И это доставило ему немало неприятностей. Не страшны те антисемитские настроения, которые гнездятся в глубине сознания некоторой части населения. Плохо, когда антисемитизм проявляют должностные лица и маскируют это всякими благовидными обстоятельствами.

Конституция - Основной Закон нашей жизни и словом не молвит ни о каких ограничениях: все населяющие страну национальности равноправны. Так и было на самом деле, пока "гениальный" марксистский теоретик национального вопроса, первый (да и последний) нарком по делам национальностей, не взял в свои руки всю полноту власти.

В годы Великой Отечественной войны он отнюдь не с классовых, марксистских позиций подошел к решению вопроса о немцах Поволжья, Крымских татарах, о Чечено-Ингушии. Все эти народы поголовно, без различия политических взглядов, были молниеносно сняты с родных мест и вывезены вглубь страны. После войны Сталин перехватил из рук поверженного Гитлера знамя антисемитизма и развернул его над первой в мире социалистической страной. Особенно ярко проявилось это в борьбе с " безродными космополитами ". Слово космополит стало синонимом слова еврей. Апогея антисемитизм достиг при аресте "убийц в белых халатах". Хотя среди арестованных светил советской медицины были один-два русских профессоров, эта акция была направлена против евреев. Об этом можно было судить не только по явно черносотенным выступлениям печати (особо отличился "Крокодил", опубликовавший фельетон "Пиня из Жмеренки"), но и по многочисленным репрессиям разной степени, которым подверглись тысячи евреев. Наиболее злобные антисемиты всех стран и времен могли позавидовать такому откровенному гонению на евреев, которое началось тогда в социалистическом государстве.

Впрочем, даже в самые лютые годы формально все обстояло благополучно. Не был издан ни один закон, который бы ограничивал права евреев. Они могли работать где пожелают и даже занимать весьма высокие посты. Доказательством тому могло служить положение при Сталине Лазаря Кагановича . Говорили, что и у Гитлера любовница Ева Браун была еврейкой. Национальность этой немецкой актрисы спорна, но любимец советского фюрера "сталинский нарком" Каганович вне сомнения был еврейского происхождения. Но что ему было до судьбы сотен и тысяч евреев, когда еще в тридцатые годы он воспринял как должное расстрел двух своих родных братьев - Михаила и Юлия, объявленных врагами народа. А ведь другой, еще более крупный политический деятель того времени С. Орджоникидзе не мог смириться с расправой над его братом и покончил жизнь самоубийством.

После смерти Сталина положение несколько изменилось. Вытащив его забальзамированное тело из Ленинского Мавзолея, преемники начали выправлять сталинские "ошибки". Но все еще многое оставалось от прошлого.

Существует ли в Советском Союзе "еврейский вопрос?" На этом ломают копья западные и советские пропагандисты. Первые утверждают, что существует, советская же пропаганда пером и устами лиц еврейского происхождения категорически отрицает наличие такого вопроса. С точки зрения законодательства (во всяком случае, официального) вопрос этот решен с первых дней революции. А практически он встает со всей остротой при поступлении в высшие учебные заведения, или при определении на работу. Всюду существует определенная норма, и ее, как правило, устанавливают по своему усмотрению сами администраторы на местах.

03/02/2015

В паспорта россиян может вернуться «пятая графа» - «национальность». Пока парламентарии обсуждают предложенный сенатором Жанной Ивановой законопроект, общественность уже обсуждает, чем может закончиться «национальное распределение» населения страны.


В то время как в стране назревает, а по некоторым данным, уже прогрессирует, экономический кризис, а внешнеполитический курс руководства страны вызывает все больше вопросов у населения, парламентарии задумались над тем, чтобы вернуть в паспорта граждан графу с указанием национальной принадлежности. История нашей страны уже знавала возможные последствия разделения населения по национальному признаку. В годы репрессий целые народы покидали привычные места проживания по желанию руководства страны. Так, притеснениям подвергались представители таких народов, как евреи, немцы, крымские татары. Это было легко сделать еще и потому, что национальность жителей страны, которая традиционно отличилась тем, что на ее территории проживало множество народов, была четко закреплена в главном документе, удостоверяющем личность.

На этот раз идея вернуть «пятую графу» принадлежит единороссу Жанне Ивановой, члену Совета Федерации. Она уже внесла в Госдуму проект закона, который объясняет, как же это будет происходить в новой вариации.

В сопроводительном к законопроекту документе говорит, что графа будет не обязательной: «Основанием для проставления отметки о национальной принадлежности лица является письменное заявление данного лица о проставлении такой отметки», - сообщается в пояснительной записке. Указать национальность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка можно будет по желанию.

По словам Ивановой, чтобы получит запись о национальности нужно будет оплатить пошлину. Также можно аннулировать отметку в паспорте по желанию гражданина, подавшего при этом письменное заявление. Заявление должен подавать дееспособный гражданин, отмечается в законопроекте.

В то же время законом закрепляют критерии, по которым будет определяться национальность гражданина: родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и «проживание в соответствующей этнокультурной среде». Если предложенные гражданином критерии будут призваны необъективными, то ему может быть отказано в добавлении соответствующей отметки. Еще одной причиной для отказа является случай, когда человек хочет вписать в паспорт национальность, которая отличается от указанной в свидетельстве о рождении, сообщает портал newsru.com .

«До введения в действие нового федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, внесенный законопроект может разрешить важнейшую задачу по определению и указанию национальной принадлежности гражданина РФ в официальных документах», - отмечается в документе.

Автор законопроекта считает, нововведение поможет реализовать закрепленное в Конституции право на определение и указание своей национальной принадлежности. Оно будет способствовать сохранению самобытности «национальной общности многонационального народа России» и гармонизации «межнациональных отношений в стране». Последнее, к слову, вызывает у экспертов большие сомнения. Еще ни разу «разделение по национальному признаку» в единой стране не приносило улучшения межнациональных отношений, тогда как единое наименование «россиянин» более соответствует подобным устремлениям.

Впрочем эксперты сомневаются, что этот закон вообще будет принят. Тем более, что инициатива единоросса Ивановой далеко не первая в череде подобных предложений.

С аналогичной инициативой в марте 2014 года выступали депутаты Госдумы от КПРФ Владимир Кашин и Владимир Федоткин. Как писала "Независимая газета", депутаты внесли проект, в котором предлагалось добавлять в паспорта граждан по их желанию графы "национальность" и "вероисповедание". Инициатива, как следует из информации на сайте Госдумы, была отклонена комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, поскольку замена паспортов потребовала бы затрат из средств федерального бюджета.

Эксперты считают, что и в этот раз законопроект ждет та же судьба. Несмотря даже на то, что в этот раз «оплачивать» внесение графы будут сами граждане. Такое мнение, в частности, выразил в интервью "Коммерсанту" зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. По его словам, затронутый сенатором вопрос - "крайне деликатный, особенно в такой многонациональной стране, как Россия". Директор Центра миграционной политики НИУ Высшая школа экономики Ольга Чудиновских в беседе с РИА Новости выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.

По словам замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, члена Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимира Зорина, графа «национальность» является наследием советского периода. Он также назвал предложение сенатора неконструктивным, потому что оно носит «виртуальный характер».

Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох также отметил, что острой необходимости в принятии законопроекта нет. Но он готов согласиться с предложением, если это действительно будет добровольно, а не принудительно. Смысл подобного проекта может заключаться именно в сохранении памяти малочисленных народностей.

«Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах", « пояснил он.

Свое отношение к возможному возвращению «пятого пункта» высказали и представители общественности.

Так, по мнению ведущего, историка Николая Сванидзе, законопроект не вызовет никакого резонанса, но и к особым успехам то же не приведет.

«Если это в чьих-то интересах политических, то в интересах, конечно, скорее радикальных националистов, потому что это во всех странах так бывает. Это их реверанс в сторону титульной нации, потому что очень многие люди, особенно в странах достаточно бедных, как наша страна, свое единственное достоинство, какую-то базу для своего хорошего настроения, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, черпают в своей национальности. Вот, страна Россия, я русский, значит, я молодец. Это вызовет, на мой взгляд, дополнительные межнациональные трения, напряженности. Кто-то будет присматриваться: «Ага, что у него в графе «национальность» стоит? Ах, не русский». Или: «А у него в графе «национальность» прочерк, значит, стесняется, боится своей национальности. Вот ты какой, собака».

К чему может привести возможное возвращение в документы графы «национальность»?», - рассказал в интервью BFM.ru Сванидзе.

Соглашается с ним и известная актриса, народная артистка Лия Ахеджакова.

«То, что напечатано хоть на одной бумажке, может быть известно в самом дальнем конце земного шара. А уж те, кто у нас чем-то интересуются и умеют добывать сведения, это, безусловно, будет в их руках. Более того, они этим будут пользоваться против человека, против личности, против гражданина. Человек беззащитен перед этими органами», - заявила Ахежджакова.

Не видит особой необходимости в возвращении «пятой графы» и журналист, член Совета по правам человека Максим Шевченко.

«Мне кажется, нет нужды указывать для гражданина его национальную принадлежность, поскольку в демократическом государстве это не имеет никакого значения. Все нации равны абсолютно в РФ сегодня. Я просто не вижу ни малейшего смысла в возвращении графы «национальность», кроме чисто пропагандистского. Это может быть использовано против человека при приеме на работу. В Москве распространена, к сожалению, такая фашистсткая практика: писать в объявлении «Сдам только славянам» или «Кавказцам не обращаться» и т. д. Это на самом деле узаконенные нормы сегрегации на уровне общественных отношений, которые мы почему-то позволяем в нашем обществе иметь», - считает журналист.

В то же время, как пишет журналист Андрей Егоров, лучше указывать свою национальность, хотя бы «на всякий случай»:

«Указывать или не указывать национальность - добровольное дело. Но лучше указывать. Бить все равно будут по морде, а не по паспорту», - пишет в своем ЖЖ Егоров.

от 31/12/2018

В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».

Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.

Когда отменена графа национальность в российском паспорте

Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.

В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали , то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.

Сейчас не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.

Предложения о возвращении указания национальности

В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.

В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.

Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный . Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.

Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ

Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить , размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан . По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.

Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.



Просмотров