Что не является объектом земельных отношений. Объекты земельных отношений: понятия и виды

B качестве объектов земельных отношений ЗК РФ выделяет сле­дующие объекты: земля как природный объект и природный ресурс (ст. 9, 72 Конституции РФ); земельные участки; части земельных участков.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает следующие определения: земля как при­родный объект есть естественная экологическая система, природ­ный ландшафт, а как природный ресурс - это те компоненты при­родного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности.

Земельный участок в соответствии с ЗК РФ - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК, ст. 261 ГК). B ст. 1 ЗК речь идет о земле, в том числе как о недвижимом иму­ществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Иное определение дано в Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». B соответствии с ним земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удо­стоверены в установленном порядке уполномоченным государст­венным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными за­конами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК право собст­венности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общерас­пространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насажде­ния, если иное не установлено законом.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п. 2 ст. 6 ЗК). Делимым является зе­мельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществлять­ся без перевода его в состав земель иной категории, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

Земли разграничиваются по двум признакам: целевому назначе­нию и в зависимости от уровня субъекта собственности. В вопросе целевого назначения сохраняется преемственность земель. Согласно ст. 7 ЗК существуют следующие категории земель:

Сельскохозяйственного назначения;

Поселений;

Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики;

Для обеспечения космической деятельности;

Обороны, безопасности и иного специального назначения;

Особо охраняемых территорий и объектов;

Лесного фонда;

Водного фонда;

Эти категории указываются в актах уполномоченных органов (актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах органов мест­ного самоуправления) о предоставлении земельных участков; в до­говорах, предметом которых являются земельные участки; в доку­ментах государственного земельного кадастра; в документах о госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации (п. 2 ст. 8 ЗК).

Все категории земель должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим зе­мель определяется исходя из их принадлежности к той или иной ка­тегории и разрешенного использования в соответствии с зонирова­нием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специ­альных федеральных законов. Любой вид разрешенного использо­вания из предусмотренных зонированием территорий видов выби­рается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;

Находящихся в собственности субъектов Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници­пальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Федерации;

Находящихся в муниципальной собственности, за исключени­ем земель сельскохозяйственного назначения, - органами ме­стного самоуправления;

Находящихся в частной собственности, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации, а земель иного целевого на­значения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанав­ливается федеральными законами. Нарушение установленного зе­мельным законодательством порядка перевода земель из одной ка­тегории в другую является основанием признания недействитель­ными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Еще по теме Объект земельных отношений:

  1. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Земельные отношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением участками. Специфика взаимодействий обуславливается особенностями самих наделов, выступающих в качестве производственных средств. Она проявляется в политике и экономике. В хозяйственной сфере представляет собой основной источник получения продовольствия и сырья. В политике значение взаимодействий определяется тем, что фермеры, крестьяне и другие владельцы и пользователи наделов составляют значительную либо основную часть населения в большинстве стран. Соответственно, земля, как объект земельных отношений, всегда рассматривается как источник борьбы.

Ключевые элементы

Взаимодействия, связанные с пользованием, распоряжением и владением территориями, включают в себя следующие компоненты:

  1. Содержание.
  2. Объекты и субъекты земельных отношений.

Классификация

Законодательство предусматривает определенные виды объектов земельных отношений. Взаимодействия возникают между участниками по поводу пространственно-ограниченных, юридически однородных массивов. Объектами земельных отношений выступает территория, разделенная по установленному порядку. Она имеет целевое назначение и специальную категорию. Объектами земельных отношений являются :

  1. Доли наделов.
  2. Участки и их части.
  3. Права на наделы, их доли и части.

Участники

Они именуются Их состав определяется 5 статьей ЗК. Участниками взаимодействий могут быть:

  1. Граждане.
  2. Российская Федерация.
  3. Юрлица.
  4. Регионы РФ.
  5. Муниципальные образования.

Указанные субъекты могут быть:

  1. Собственниками.
  2. Пользователями.
  3. Обладателями сервитутов.
  4. Арендаторами.
  5. Владельцами.

Объекты земельных отношений могут находиться в постоянном бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении. В производственных или иных хозяйственных целях наделы передаются в аренду. В этом случае пользование участками осуществляется в соответствии с договором. Участники взаимодействий, владеющие сервитутом, обладают ограниченным правом на эксплуатацию чужого надела.

Специфика

Согласно 124-125 статьям ГК, регионы, Российская Федерация, сельские, городские поселения и прочие МО вступают в земельные отношения на равных началах с другими субъектами - юрлицами и гражданами. От их имени действуют органы государственной и местной власти. Эти структуры приобретают определенные права, несут обязанности.

Формы собственности

Они имеют ключевое значение в системе взаимодействий и формируют ее основу. При первобытно-общинном строе была общинная форма собственности. В она трансформировалась в частную. Впоследствии эта форма собственности на получила развитие при феодализме и капитализме. После 1917 года вследствие национализации территорий установилась монополия госсобственности. На этой базе формировались социалистические отношения. В 1990-м была проведена реформа. Наряду с государственной, была введена и частная собственность. В результате земельные отношения коренным образом перестроились.

Рента

Объекты земельно-имущественных отношений , как выше было сказано, могут предоставляться в пользование. При этом собственник получает ренту - доход от эксплуатации надела другим лицом. Она может существовать в одной из следующих форм:

  1. Отработочная - барщина.
  2. Оброк - рента продуктами.
  3. Денежная оплата.

Типы

При капитализме сформировалось два вида ренты: дифференциальная и абсолютная. Под первой понимают добавочную прибыль, которая возникает в случае, когда индивидуальная производственная цена ниже, чем общественная. в свою очередь, может быть двух видов. Первая является дополнительной прибылью, возникающей, когда объектами земельных отношений являются территории, разделенные по местоположению и плодородию. Дифференциальную ренту первого типа получают со средних и лучших наделов. Она возникает при любой форме собственности и будет зависеть от реализационной стоимости продукции, которая получена с худших территорий. Это обуславливает связь этого типа ренты с плодородием почвы, расположением участков относительно рынков сбыта, транспортной инфраструктуре и так далее. Дифференциальный доход второго типа возникает при новых капвложениях. Эта рента появляется в случае, когда рентабельность инвестиций выше, чем норма прибыли в данном регионе либо отрасли. Монопольный (абсолютный) доход возникает вследствие расположения сельскохозяйственного предприятия в исключительных условиях природы.

Формы пользования и владения

Они устанавливаются в порядке, определенном в законодательстве. С развитием общества эти формы изменяются. Так, при первобытно-общинном строе передел территории происходил между племенами, их союзами и семьями. Вследствие этого объекты земельных отношений находились в разных формах пользования. При рабовладельческом строе наделы эксплуатировали знатные владельцы и свободные крестьяне. Впоследствии земля сосредоточилась в руках феодалов. При капитализме появились крупные магнаты, арендаторы, мелкие крестьянские и фермерские хозяйства. В советское время господствовали такие формы, как колхозы и совхозы. После земельной реформы они были преобразованы в товарищества, общества, крестьянские хозяйства, их ассоциации, а также сельхозкооперативы.

Закономерности развития

Экономические условия и развитие производительных сил существенным образом влияют на содержание земельных отношений. В этой связи их совершенствование отличается поступательным характером в том случае, когда они согласуются с процессами в промышленном секторе страны. Экономический закон соответствия выступает в качестве основной закономерности формирования и расширения сферы земельных отношений. Суть и характер взаимосвязей по поводу распоряжения, пользования и владения территориями определяется тем или иным способом производства. При переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому строю изменилось содержание собственности. Основной особенностью в этот период стало то, что во владении были не только , но и люди. В феодальную эпоху формировались вотчины и поместья. В этот период усиливалось закрепощение крестьянства. При капитализме возник новый вид земельных отношений. Он складывался между наемными людьми и владельцами территорий, арендодателями и арендаторами. После революции и до 1990-х взаимодействия возникали между государством и хозяйствующим лицом. Существенные коррективы в ситуацию внесла реформа. Вместе с государственной стала существовать и индивидуальная собственность.

Административные обследования объектов земельных отношений

В действующем ЗК были внесены поправки относительно государственного надзора. В соответствии с этим правительство постановлением № 251 от 18.03.2105 утвердило правила выполнения нового этапа контроля. Участникам земельных отношений рекомендовано особое внимание уделить последствиям его проведения. Поправки в ЗК вступили в действие с 1 апр. 2015 г. В соответствии с ними, существенно расширились полномочия служащих госнадзора. Им предоставляется право проводить . Этой процедуре посвящена ст. 71.2 Кодекса. По сути, данная процедура является частью госнадзора, так как ее результаты будут приниматься во внимание при формировании ежегодных планов выполнения проверок. Выявленные при обследовании нарушения требований ЗК будут являться основанием для осуществления внеплановых ревизий с дальнейшим привлечением виновных к административной ответственности.

Особенности процедуры

По утвержденным Правилам, проверку проводят должностные лица структур госземнадзора, имеющие полномочия выполнять плановые и внеплановые ревизии. Следует обратить внимание на то, что процедура выполняется без взаимодействия с обладателями наделов, а также доступа служащих непосредственно на территории. Должностным лицам разрешено только запрашивать у органов местной, государственной власти, а также организаций-операторов информационных систем, владельцев архивных фондов документы, необходимые для проверки. После этого они самостоятельно, не получая никаких дополнительных разрешений, анализируют полученные сведения. Плановые осмотры, которые выполняются в рамках федерального не относятся к административным обследованиям.

Приоритетный порядок

Он предусмотрен для определенных категорий наделов. В частности, в приоритетном порядке будут проверяться, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя в соответствующем МО, а также наделы, востребованные в гражданском обороте. В последнем случае анализируется статистика сделок купли-продажи в соответствии с данными ЕГРП. Приоритетный порядок проверок предусмотрен в отношении участков, используемых для осуществления сельскохозяйственного производства, селекции, сортоиспытаний, семеноводства, разведения племенного скота, опытно-учебной, научно-исследовательской деятельности.

Результаты

Если при обследовании не будут выявлены нарушения, в течение трех последующих лет плановые проверки выполняться не будут. Результаты оформляются специальным актом или заключением. Первый документ составляется в случае выявления нарушений. Заключение оформляется при их отсутствии. Документы составляются в электронной форме, заверяются цифровой подписью. Если это сделать невозможно, то заключение (акт) оформляется на бумажном носителе. Непосредственно результаты обследования публикуются на официальном сайте органа, выполнившего его. Следующая проверка будет выполняться спустя два года.

Категории

Вся территория в пределах госграницы России составляет ее фонд. В зависимости от экономических и хозяйственных характеристик он разделяется на категории. Всего их 7:

  1. Они находятся за пределами населенных пунктов и предоставляются либо предназначаются для с/х нужд. В их составе выделяют фонд перераспределения. В него входят выморочные изъятые из оборота, или наделы, от которых собственники добровольно отказались.
  2. Территории населенных пунктов. Эти земли используются для застройки. Они всегда отделяются границами от прочих территорий.
  3. Земли спецназначения. Они располагаются за пределами населенных пунктов. Права на них возникают по основаниям, установленным ЗК.
  4. Особо охраняемые территории. В них включены земли, имеющие научную, культурно-историческую, природоохранную, эстетическую, рекреационную ценность. Для них устанавливается специальный правовой режим.
  5. Лесной фонд.
  6. Земли запаса. Они находятся в муниципальной либо госсобственности и не предоставляются юрлицам и гражданам, за исключением с/х территорий.
  7. Водный фонд. На объектах, входящих в него, может быть искусственный земельный участок. Как объект земельных отношений он используется по общим правилам. Он создается путем отсыпки либо намыва грунта, с применением других технологий.

Важнейшими юридическими характеристиками участков являются разрешенное использование и целевое назначение. Последнее представляет собой условия и порядок эксплуатации надела, установленные законодательством. Предусматриваются конкретные цели для определенного участка согласно категории. Разрешенным использованием называют условия и порядок эксплуатации с учетом установленных обременений/ограничений и целевого назначения.

Изменение категории

Данная процедура регламентируется соответствующим федеральным законом. Земельный участок как объект земельных отношений может быть переведен из одной категории в другую по решению:

  1. Правительства - для федеральных территорий.
  2. Исполнительных региональных органов - для наделов сельхозназначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
  3. Местными структурами власти - для прочих территорий.

Нюансы

Объектом земельных отношений является земельный участок , права на который зарегистрированы в установленном порядке. Законодательство предусматривает ряд случаев, когда муниципальные и госорганы могут провести перевод самостоятельно. Указанные структуры могут ходатайствовать об изменении категории без согласия правообладателя:

  1. Если процедура связана с корректировкой или установлением границ для населенного пункта.
  2. При формировании особо охраняемой природной территории без ее изъятия у правообладателя.

В остальных случаях инициатива должна исходить от собственника или иного законного владельца. Перевод будет считаться состоявшимся после внесения записи в ЕГРП. При этом изменения правоустанавливающей документации не требуется.

Границы

Земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть четко обозначен непосредственно на территории и на карте. Границы наделов устанавливаются путем проведения межевания. Оно выступает в качестве подготовительного этапа к постановке на кадастровый учет. При проведении процедуры составляется межевой план. Он включает в себя графическую и текстовую части. В первой указывают:

  1. Информацию о кадастровом плане или выписки по участку.
  2. Сведения о доступе к наделу.
  3. Местоположение границ.

К любому участку должен быть проложен проезд/поход. Текстовая часть содержит данные об участках и их частях в объеме, определенном в ФЗ "О госкадастре". В этом же разделе приводятся сведения о согласовании границ (в случаях, когда это установлено законодательством).

Образование наделов: требования

В законодательстве установлены правила, которые должны соблюдаться при создании участков. В частности, предъявляются следующие требования:

  1. Предельные минимальные и максимальные размеры наделов должны соответствовать показателям, определенным Если на какую-либо территорию действие нормативного документа не распространяется или он не предусмотрен для какого-то участка, допустимые величины устанавливаются, согласно ФЗ. Если размер надела не соответствует требованиям градостроительного регламента, допускается использовать территорию, если это не причиняет ущерб здоровью, жизни людей, окружающей среде и особо охраняемым комплексам.
  2. Границы участков не должны пересекаться с линиями, разделяющими населенные пункты.
  3. Образование наделов не должно вызывать чересполосицу, вклинивание, изломанность границ, невозможность размещения сооружений, препятствовать рациональному использованию и охране, нарушать требования ФЗ.
  4. Запрещено создавать участки, эксплуатация которых в соответствии с разрешенным использованием невозможна.

Дополнительно

Объекты земельных отношений образуются:

  1. При объединении/разделении наделов.
  2. При перераспределении земель.
  3. При выделе из территорий, находящихся в муниципальной или госсобственности.

Целевое использование и назначение вновь образованных наделов сохраняется. В законодательстве предусматривается запрет на объединение участков, которые предоставлены на правах бессрочного постоянного, срочного безвозмездного пользования, а также наследуемого пожизненного владения. Исключение составляют случаи, когда наделы находятся у одного лица.

Данный термин трактуется как взаимодействие между физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями и государственными органами, направленное на оптимальное владение, пользование, распоряжение и охрану земельных территорий, как необходимых элементов жизнедеятельности людей, проживающих в пределах одной страны.

Правоотношения, возникающие в сфере землепользования, описываются в . Некоторые моменты регламентируются федеральными законами, к примеру, разграничение земельных наделов и постановка на учет определяется в .

Как для возникновения земельных отношений, так и для их прекращения необходимы законные основания. К таковым следует отнести :

  • совершение правовых сделок и подписание документов, не противоречащих норме закона;
  • принятие законодательных актов федеральными, региональными и муниципальными органами;
  • судебное решение;
  • приобретение земельного массива в порядке, установленном законодательством;
  • действия или события, которые также имеют правовые последствия.

Практически все возникшие права на землю подлежат обязательной регистрации, что также является частью земельных отношений.

В качестве основания для можно привести, в частности, собственником в пользу другого лица или в результате принудительного изъятия площади.

В случае бессрочного пользования или права пожизненного наследования прекращением правоотношений может стать добровольный отказ пользователя или также принудительное изъятие.

Частный сервитут может быть прекращен на основании законодательного акта, а публичный - в случае отсутствия общественного назначения.

Таким образом, объектами земельных отношений не являются права, которые уже прекратили свое существование на законных основаниях. Для осуществления контроля за надлежащей эксплуатацией земель и выявления законных оснований, периодически проводится административная проверка.

Что выступает объектами земельных отношений?

Определение термина «Объекты земельных отношений » дано в . Земельный кодекс выделяет следующие территории:

  • земля как природный объект и ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

В первом случае, речь идет о земельных площадях в совокупности и опирается на понятие целевого использования территорий. Все имеющиеся в распоряжении государства площади подразделяются на категории () и в дальнейшем эксплуатируются согласно данной градации. Кроме основных категорий существуют виды, к примеру, земли сельхозназначения могут быть использованы для ведения фермерского хозяйства или для постройки дачного коттеджа.

Во втором и третьем случаях, объектом правоотношений выступает непосредственно земельный участок или его доля.

Помимо земли, объекты земельных правоотношений – это еще и сами права и обязанности, которые возникают у собственника земельного участка при совершении с массивом каких-либо действий.

Характеристики земельного участка, как объекта земельных правоотношений

Земельный участок – это земная поверхность, имеющая границы, которые определены в законном порядке, а также индивидуальные характеристики. Чтобы надел был признан объектом правоотношений в сфере землепользования, формирование его должно проходить в порядке, определенном законодательными актами. То есть территория обязана пройти официальную регистрацию и получить индивидуальный кадастровый номер .

Поскольку площади автоматически признаются недвижимым имуществом, они могут подлежать разделу, а могут быть неделимыми. Здесь все зависит от ряда факторов: размера, расположения, назначения и ограничения в использовании.

Делимым является тот земельный надел, который может быть разграничен, в результате чего образуются новые самостоятельные площади. Такие вновь образованные участки можно использовать только по тому назначению, которое было у начальных территорий, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством. К неделимым относятся зоны, которые в дальнейшем не могут быть разграничены без изменения целевого назначения и их размер не соответствует установленным минимальным требованиям. Чаще всего такими участками считаются земли, на которых уже возведено строение.

К индивидуальным характеристикам земельного массива можно отнести:

  • кадастровый номер;
  • адрес и размер;
  • целевое назначение;
  • наличие ограничений в эксплуатации;
  • присутствие обременений;
  • существование на площади объектов недвижимости.

Заключение

В итоге можно сделать выводы:

  1. Под земельными правоотношениями следует понимать взаимодействие различных субъектов по поводу владения, пользования, распоряжения и .
  2. Земельные правоотношения возникают и прекращаются при наличии обязательных оснований: нормативных актов, судебных решений, договоров.
  3. Объектами земельных отношений выступают земельные участки и их части, а также сама земля как природный объект и ресурс.
  4. Земельный участок является основным объектом, имеет ряд обязательных характеристик, таких как размер, конфигурация, адрес, наличие ограничений и обременений, порядок эксплуатации.
  5. Территории могут быть делимыми и неделимыми.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по объектам земельных отношений

Вопрос: Добрый день, меня зовут Эмма. Недавно я решила продать свою дачу, однако, вскоре выяснилось, что документы на земельный участок не совсем в порядке. В кадастровом паспорте объекта не указан адрес. Дело в том, что когда я заказывала межевание, улица, где находится дача, еще не имела названия, поэтому так и получилось.

Подскажите, что мне теперь делать и каким образом осуществить куплю-продажу без этой детали?

Ответ: Здравствуйте, Эмма. В вашем случае, участок под дачным домиком является объектом земельных правоотношений и, согласно должен иметь все обязательные индивидуальные признаки – в частности, адрес местонахождения.

В любом случае сейчас, для того чтобы продать свое имущество, Вам, согласно ФЗ «О государственном кадастре» перед продажей потребуется провести межевание, где и будет исправлено содержание кадастрового паспорта, а именно - добавится адрес. Только после оформления надлежащим образом всех документов вы сможете оформить купчую на участок и дачный домик.

2) земля как природный объект и природный ресурс;

3) земельные участки;

4) части земельных участков.

Для исследования понятия "земельный участок" следует уточнить его отличия от термина "земля".

Прежде всего, необходимо обратиться к словарю. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующие определения понятию "земля":

"1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству.

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты.

5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании" 1 .

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2005. С. 189.

В Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, других законодательных актах термины "земля" и "земельный участок" используются как синонимы.

В частности, в соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ также указывается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Несмотря на то, что в п. 1 ст. 6 ЗК РФ в качестве объектов земельных отношений указана земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, объектом земельных отношений и земельных правоотношений является не земля как природный ресурс, а земельный участок - индивидуализированная в установленном законом порядке часть земной поверхности. Соответствующее уточнение было внесено в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который дополнил ст. 6 ЗК РФ новым п. 3. Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются::

  1. Земля как объект общественных земельных отношений. Объекты земельных отношений
  2. Земля как объект общественных земельных отношений. Многоаспектность функции земли.
  3. Важнейшими характеристиками правового режима земельного участка являются его целевое назначение и разрешенное использование, регулируемые земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности
  4. Упражнения на отношение к объекту - когда сам объект возбуждает отношение эмоцию
  5. Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков
  6. Понятие земельного npaea. Предмет и метод земельного npaea, соотношение публичного и частного в регулировании земельных отношений.

Предмет и система земельного права.

Земельное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе использования и охраны земли как природного ресурса, условия и средства производства в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.

Система земельного права.

Система – это некая внутренняя структура права.

Система ЗП – это объективно существующее, упорядоченное единство земельно-правовых институтов; последовательно расположенных в соответствии с их ролью, значимостью в регулировании земельных отношений и их содержанию.

Выделяют общую и особенную части.

Общая часть включает правовые институты, которые регулируют все или почти все виды земельных отношений. Перечень правовых институтов:

1. институт права собственности на земельные участки;

2. институт землепользования – институт иных видов прав на землю (помимо права собственности существует иные 5 прав: пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование);

3. институт управления в области использования и охраны земли;

4. институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Особенная часть . В ЗП Особенная часть формируется в зависимости от категории земель. В России 7 категорий земель:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и их объекты;

5. земли лесного фонда;

6. правовой режим земель водного фонда (земли, занятые водными объектами, занятые техническими сооружениями);

Методы правового регулирования земельных отношений.

Метод правового регулирования земельного права: а) императивный; заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответственности за их нарушение. Этот метод больше применяется при государственном регулировании в сфере управления земельным фондом; б) диспозитивный; предоставляет свободу участникам земельных отношений в достижении поставленных ими целей и задач. Таким образом, предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Земля и земельные участки может рассматриваться в различных аспектах:

1. это часть окружающей природной среды, существующей независимо от воли и сознания человека;

2. это основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в соответствии со ст. 9 Конституции);

3. это объект хозяйствования, средство производства (в этом аспекте земля рассматривается, когда используется плодородие земли);

4. это объект собственности, объект недвижимости;

5. это пространственный предел распространения политической власти государства;

это территориальная основа для размещения иных объектов, в том числе объектов недвижимости.

Объекты земельных отношений.

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

2. земельный участок;

3. части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

4. земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

К Объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объяснима классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской федерации к землям определенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие на своей площади природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

4. Земельный участок: понятие, правила формирования.

С правовой точки зрения земельный участок представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)). Таким образом, земельный участок включает в себя почву, замкнутые водоемы, лес и растения (п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).

Недра по общему правилу являются собственностью государства и не относятся к земельному участку. Однако Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в ст. 19 разрешает добычу общераспространенных полезных ископаемых владельцем или собственником земельного участка, если добыча осуществляется для личных нужд и глубина разработки не превышает 5 метров.

Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок, - это:

Кадастровый номер;

Размер и местоположение (адрес) земельного участка;

Целевое назначение;

Разрешенное использование;

Вид права;

Обременения земельного участка;

Наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Целевое назначение земельных участков предполагает отнесение последних к той или иной категории земель. ЗК РФ выделяет семь категорий земель. В данной работе будут рассматриваться две из них (самые распространенные): земли поселений (городов и иных населенных пунктов) и земли сельскохозяйственного назначения.

Разрешенное использование предполагает использование земельного участка с учетом установленных ограничений и правового режима. Выделяют следующие виды разрешенного использования: садоводство, дачное строительство, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие.

Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, по сути, постановка таких участков на государственный кадастровый учет .

Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно земельному законодательству образование земельных участков происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.



Просмотров