Какой срок рассмотрения жалобы. Производство по административным жалобам граждан

Работа с жалобами граждан - особый вид административ­ной деятельности, в процессе которой осуществляется последо­вательный ряд действий, выполняются обязанности, реализу­ются права. Соответствующие обязанности и права конкрети­зируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам граждан. На федеральном уровне оно урегулирова­но Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административ­ных жалоб, дополняются нормами законов субъектов РФ. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными зако­нами.

В этом случае государству-участнику будет предоставлен дополнительный шестимесячный срок для вынесения решения по существу дела, и автору в свою очередь предлагается прокомментировать его в течение двух месяцев. Автору сообщают о любом отклонении от обычной практики.

Следует отметить, что из-за большого числа дел, представленных в соответствии с Факультативным протоколом, между первоначальной петицией и окончательным решением Комитета может существовать разрыв в несколько лет. Специальные чрезвычайные обстоятельства.

Для Комитета по правам человека неотложные ситуации, требующие немедленного внимания, охватываются правилом 86 его правил процедуры. В таких случаях Специальный докладчик Комитета по новым сообщениям может обратиться к государству-участнику с просьбой принять меры предосторожности для предотвращения непоправимого ущерба до рассмотрения жалобы. Комитет считает, что соблюдение этой просьбы является неотъемлемой частью обязательств государства-участника по Факультативному протоколу и что любое несоблюдение такой просьбы представляет собой нарушение этих обязательств.

В производстве по общим административным жалобам мож­но выделить четыре стадии.

Первая - стадия первичной обработки. Здесь получают пись­менные и выслушивают устные обращения и регистрируют их.

В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить пер­вичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет ра­ботать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.

Два аспекта приемлемости требуют больше комментариев. Во-первых, Комитет по правам человека специально установил два исключения из правила о том, что факты, о которых жаловались, должны были произойти после вступления в силу Факультативного протокола для соответствующего государства. Если на дату вступления в силу факты имели непрерывные последствия, которые нарушают Пакт, например, потому что государство не разрешило положение лица «исчезло» до указанной даты или лицо для исполнения тюремного заключения по несправедливому судебному разбирательству до этой даты Комитет может принять решение учитывать все обстоятельства дела.

Жалобу, которая направляется в подчиненную организацию, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требо­вание выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы.

Если жалоба является повторной, то к ней необходимо при­общить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Преж­де всего должна быть собрана и проанализирована информа­ция, необходимая для прин

В качестве альтернативы, для того чтобы Комитет мог рассмотреть всю жалобу, в целом достаточно, чтобы после даты вступления в силу Факультативного протокола было принято судебное решение или другой акт государства, касающийся факта до этой даты. Можно сделать два замечания по вопросу об оценке одной и той же жалобы в то же время другим международным механизмом урегулирования споров. Таким образом, жалоба, адресованная Комитету по правам человека, не будет признана неприемлемой, если заявитель одновременно проводит такие средства правовой защиты.

ятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто прове­ряющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запре­щенные законом средства изучения ситуации: беседы с людь­ми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, за­меры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

лично изложить доводы лицу, рассматривающему обра­щение;

знакомиться с итоговыми материалами проверки;

Во-вторых, Комитет утверждал, что, поскольку Пакт обеспечивает большую защиту в определенных областях, чем тот, который предоставляется другими международными документами, факты, уже представленные другому международному механизму, могут быть переданы Комитету в случае их применения более широкие положения о защите, закрепленные в Пакте. Следует добавить, что, по мнению Комитета, жалобы, отклоненные другими международными механизмами по процедурным причинам, не анализируются с точки зрения существа; поэтому те же факты могут быть переданы Комитету.

представлять дополнительные материалы или ходатайст­вовать об их истребовании;

пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализу­ет представитель подписантов.

Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.

После принятия Комитетом решения о том, что какое-либо лицо стало жертвой нарушения государством-участником прав, предусмотренных в Пакте, государству предлагается представить в течение трех месяцев информацию о мерах, принятых государством для Мнение Комитета. Правовая основа этой просьбы заключается в статье 3 (3) Пакта, согласно которой государство-участник обязуется обеспечить эффективное средство правовой защиты для всех лиц, чьи права в соответствии с Пактом нарушены. Комитет часто указывает, что он считает эффективным средством правовой защиты, таким как выплата компенсации или освобождение задержанного лица. Если государство-участник воздерживается от принятия надлежащих мер, дело направляется к члену Комитета, Специальному докладчику по последующей деятельности в связи с мнением, для рассмотрения дополнительных мер, которые необходимо принять. Специальный докладчик может, например, обратиться с конкретными просьбами к государству-участнику или встретиться с его представителями для обсуждения принятых мер. Если информация не будет удалена, в порядке исключения она будет опубликована вместе с мерами, принятыми Специальным докладчиком в ежегодном докладе о последующей деятельности. Как только Комитет сочтет это дело приемлемым, в целом или со ссылкой на некоторые претензии или статьи, он просит государство-участник вынести решение по существу вопроса в течение шести месяцев. Затем у автора есть два месяца, чтобы принять решение о ответе государства-участника, после чего это дело, как правило, будет готово для рассмотрения Комитетом. Ответ государства будет передан заявителю, с тем чтобы он мог ответить. . Процедура в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Иногда по результатам проверки составляются справки, со­держащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует от­метить, что в любой властной деятельности принятие акта (ре­шения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята 10 декабря. В числе других обязательств этот договор требует, чтобы государства-участники не обязывали лиц возвращаться в другие государства, если есть серьезные основания полагать, что существует пытки и требует принятия ряда мер для обеспечения того, чтобы акты пыток, независимо от того, где они совершены, надлежащим образом расследуются и подвергаются судебному преследованию.

Механизм подачи жалоб, применяемый в случае нарушения прав, изложенных в Конвенции, предусмотрен в статье. Государства-участники, желающие сделать это, могут сделать заявление в соответствии с настоящей статьей, признавая компетенцию Комитета против пыток - группу из 10 независимых экспертов, которая собирается два раза в год - для рассмотрения жалоб от отдельных лиц или групп лиц, которые утверждают, что они были жертвами нарушений прав, предусмотренных в Конвенции этим государством. После регистрации жалобы Комитет предлагает государству-участнику принять решение о приемлемости жалобы и существе дела в течение шести месяцев.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изу­чения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В зависимости от реакции государства-участника будет соблюдаться один из двух способов. Если государство-участник решает только о приемлемости жалобы в течение двух месяцев, у автора есть четыре недели, чтобы вынести ответ на ответ государства. Если это считается приемлемым, государству-участнику исполнилось четыре месяца, чтобы вынести решение по существу дела. Затем у автора есть шесть недель, чтобы вынести решение по тому же вопросу, после чего Комитет может принять окончательное решение по предмету жалобы. В качестве альтернативы, если государство-участник одновременно решает вопрос о приемлемости и сути вопроса, у автора есть шесть недель, чтобы прокомментировать ответ государства-участника.

  • Затем Комитет принимает решение о приемлемости.
  • Если дело считается недопустимым, оно будет закрыто.
  • Затем Комитет может принять совместное решение по обоим вопросам.
Поскольку Комитет против пыток получает меньше жалоб, дела обычно завершаются в течение одного или двух лет с даты регистрации.

Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материа­лов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - семиднев­ный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В случае решения только о допустимости этот период может быть значительно короче. Правило 108 Правил процедуры Комитета обеспечивает правовую основу для подачи жалобы Комитетом против пыток на принятие мер предосторожности для предотвращения непоправимого ущерба до рассмотрения сообщения. Такие просьбы часто возникают в контексте жалоб в соответствии со статьей 1 Конвенции, когда депортация находится на рассмотрении и существует предсказуемый риск того, что заявитель подвергается пыткам в принимающем государстве.

Специальный докладчик Комитета по новым жалобам и мерам предосторожности принимает решение о том, следует ли обратиться к государству в соответствии с этим правилом, просьба о принятии мер предосторожности. Дополнительное примечание о допустимости дела.

Если два первых исключения связаны с содержанием жало­бы, то третье - с ее автором.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную ре­шить вопрос по существу.

Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабо­чий день, днем окончания срока следует считать первый, сле­дующий за ним рабочий день.

Следует отметить, что требования приемлемости жалоб в Комитет против пыток в какой-то мере отличаются от общих требований о приемлемости, изложенных выше. В дополнение к требованию о том, что жалоба в настоящее время не рассматривается другой международной процедурой расследования или урегулированием спора, она не должна была быть предметом какого-либо решения в прошлом с помощью такого механизма. Если это было, жалоба должна быть признана неприемлемой. Кроме того, в правилах процедуры Комитета предусматривается, что жалоба может быть отклонена по причине недопустимости, если она явно необоснованна или если время, прошедшее с момента исчерпания внутренних средств правовой защиты, чрезмерно продлено до такой степени, что это слишком сложно рассмотреть Комитетом или государством-участником.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято ре­шение:

о полном удовлетворении жалобы;

о частичном удовлетворении жалобы;

об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необос­нованностью, с истечением срока, невозможностью ее провер­ки и т. д.).

По общей административной жалобе не может быть отказа­но в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетент­ную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть на­правлен уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведом­ственности.

Правила процедуры Комитета против пыток разрешают ему пригласить любую из сторон лично появиться, чтобы дать дополнительные разъяснения или ответить на вопросы при анализе существа дела. В соответствии с процедурным принципом равенства сторон, другая сторона также сможет лично появиться. Автор не пострадает от недостатка личного облика. Следует, однако, отметить, что такие ситуации являются скорее исключением, чем правилом. Кроме того, Комитет может получать любые документы от органов, специализированных учреждений Организации Объединенных Наций или других источников, которые могут помочь в оценке жалобы.

Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

о разъяснении по поставленным вопросам (о их подве­домственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия - исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письмен­ную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но факти­чески ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обя­зан принять необходимые меры для восстановления нарушен­ных прав гражданина.

Следуя решению Комитета - некоторые дополнительные комментарии. Если Комитет сочтет, что какое-либо действие, предпринятое или предусмотренное государством, например, в случае предстоящей депортации, нарушило или может нарушить обязательства государства-участника по Конвенции, оно направляет свое заключение государству-участнику вместе с просьбой о том, чтобы доклад о мерах, принятых для соблюдения Мнения в течение 90 дней. Соответствующим положением является правило 112 Правил процедуры Комитета, в соответствии с которым государство-участник информирует Комитет о последующих мерах в связи с его рекомендациями. В свете предоставленной информации Докладчик по последующей деятельности в связи с Комитетом принимает такие дополнительные меры, которые он сочтет необходимыми. Если решение признано приемлемым, государству-участнику исполнилось четыре месяца для вынесения решения по существу. Затем у автора есть шесть недель, чтобы прокомментировать ответ государства-участника. Процедура в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Рефераты >> Административное право >> Административная жалоба как средство защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органах

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации. Они должны:

Внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

Принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

Сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

Систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

Производство по административным жалобам граждан

Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот источник административно- процессуальных норм так и называется: «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации (так например ст. 9 вышеназванного указа указывает на то, что «Законодательством союзных республик могут устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях»). Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять « на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину, либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела). Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

О полном удовлетворении;

О частичном удовлетворении;

Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Право граждан на возмещение ущерба причиненного незаконными действиями должностных лиц

Одной из главных проблем реализации права граждан на возмещение ущерба является отсутствие четко регламентированного порядка добровольного возмещения ущерба который причинили незаконные действия должностных лиц. То есть, с одной стороны ст. 53 Конституции РФ закрепляет принцип о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций, с другой, из-за отсутствия порядка реализации этот принцип остается по большей части декларативным в рамках административного права. В частности не указывается из каких средств будет возмещаться ущерб. В законодательстве упоминание об этом встречается только в гражданском праве, так в ст. 1069 ГК РФ сказано: « Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Данная норма указывает на источник возмещения – казну соответствующего уровня, но опять же отсутствует механизм гарантирующий реальное возмещение ущерба. Органы государственной власти финансируются из бюджета, а значит все расходы строго регламентированы. В то же время абсурдно закреплять определенные средства на данные цели – тем самым мы презюмируем возможную недобросовестность органов государственной власти, что недопустимо. Также это откроет широкие возможности для злоупотребления данными средствами. Откуда, тогда государственному органу взять средства на возмещение ущерба. Я думаю, что необходимо создание определенного «резервного» фонда на уровне бюджета РФ для «непредвиденных расходов» средства которого, в том числе, могли бы идти и на возмещение ущерба. Но необходимо также создать механизм тщательной проверки каждого случая возмещения ущерба во избежание злоупотребления этими средствами.




Просмотров