Первым разделом конституции рсфср 1918 г стала. Принятие первой советской конституции россии

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. (Раздел 2. Гл.5 ст.9 Конституции России 1918 г.)

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. 2008. .

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права Зинченко С.В. Конституционное право России. - М., 2003. . Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918 г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте Шейнис В.Л. Большевистская власть и первая советская конституция // Общественные науки и современность. 2012. №1. .

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП (б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я.М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин; от фракции левых эсеров - Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер; от максималистов - А.И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я.М. Свердлов.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2 - 3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. Это объяснимо. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

"Проект Конституции Трудовой Республики", представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов "левые коммунисты", которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция "левых коммунистов" была отражена в проекте "Основных начал Конституции", разработанном профессором М.А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - "производителей". Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику "на началах свободного федеративного союза" отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в "вольную федерацию" Кушнир А.Г. Первая Конституция СССР: к 60-летию принятия. - М.: 1984. .

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием "Тезисы о типе федерации", выработанный при участии Я.М. Свердлова и И.В. Сталина Ронин С.Л. Первая Советская Конституция. - М.: 1999. .

На основе данный тезисов был разработан "Проект общих положений Конституции РСФСР", который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков "Общих положений Конституции РСФСР".

В ходе подготовки первой советской Конституции некоторые вопросы были просто обделены вниманием, в частности идея конституционного правосудия не обсуждалась, как идеологически неприемлемая.

конституция россия политический экономический

Комментируя уже в 1923 году проект новой Конституции, подготовленный главным образом профессором М.А. Рейснером, который предусматривал, что никакой закон не может быть издан в противоречие конституции, что "такой акт почитается не имеющим никакой обязательной силы", Г.С. Гурвич иронизировал: "… кто будет судить, противоконституционен тот или иной акт центральной власти или нет. Неужели она сама? Она конечно некомпетентна… А создать в Советской Республике федеральный суд с правами конституционного телохранителя проект не решился". И далее Г.С. Гурвич констатировал, что "единственно правильный вывод из этого положения … предоставить ЦИКу право изменения и дополнения конституции. В этом была единственная возможная гарантия от нарушений и лучший способ обеспечить закономерное развитие и рост основного закона в согласии с требованиями жизни".

Конституция РСФСР 1918 г., исходя из принципа полновластия Советов, не допускала возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК.

М.А. Рейснер уже после начала действия этой Конституции пытался в косвенной форме теоретически обосновать неприемлемость судебного конституционного контроля для советского государства. В лекциях на ускоренном курсе Академии Генерального Штаба РККА в 1918/1919 учебном году ученый положительно оценивал "особую формальную защиту" Конституции в США "особым федеральным судом", видя в этом "большую … неприкосновенность конституции … необычную законность, необычную твердость этого правового и конституционного характера современной демократии". Вместе с тем он признал такой "блестящий … прекрасный акт" неприемлемым для России, объясняя это идеологическими мотивами, а также тем, что принятая конституция - "это временное учреждение", и стоит ли для ее охраны "сооружать такой колоссальный, громоздкий аппарат". России, по мнению М.А. Рейснера, необходима гибкая и подвижная Конституция, которая не давала бы возможности "останавливаться на закостенелых формах", а для этого она "построена на началах не правовой законности, а целесообразности, телеологии, позволяющей влить в нее любое содержание". "Поэтому, как далее подчеркивал ученый, - когда мы говорим, что в основу нашей конституции положена идея цели и целесообразности, это значит, что наш основной закон не есть воплощение неподвижности и мертвой справедливости, … но есть только рабочий чертеж, план общественного строительства… А такой план не претендует на непогрешимость".

"Отсюда, - резюмировал М.А. Рейснер, - вытекает и для нас совершенно иное отношение к основному закону или конституции, нежели то, которое мы встречаем при конституции строго правовой. И если в последнем случае главная задача заключается в толковании и применении раз и навсегда установленного закона и приходится подгонять под него все другие или совершенно не предусмотренные случаи, то у нас на первое место выдвигается обязанность постоянной критики и работы над усовершенствованием конституционного закона" Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX - начало XX в. в.) // Правоведение. №11.1996. .

Острым пунктом борьбы, разгоревшейся в Комиссии, был и вопрос о правовом положении СНК и о взаимоотношении ВЦИК и СНК.

Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского правительства установил, что контроль над деятельностью народных комиссаров принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я.М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК.

Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики".

Представители буржуазных партий, входившие во ВЦИК, утверждали, что СНК игнорирует ВЦИК, бесконтрольно принимая законодательные акты. Поэтому в проекте Положения "Об отделах Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета", подготовленного подкомиссией в составе А.И. Бердникова, Г.С. Гурвича и М.Я. Лациса, предлагалось упразднить Совнарком и народные комиссариаты, создав вместо них Совет ВЦИК и особые коллегии - отделы ВЦИК. Эти коллегии должны были делегировать на заседании Совета ВЦИК "непостоянных лиц".

Деятельность коллегий должна была координироваться Советом ВЦИК, образуемым из представителей коллегий и членов ВЦИК, законодательные функции предоставлялись Всероссийскому съезду Советов ВЦИК, его Совету и отделам и, кроме того, "совокупности Советов, посылающих представителей на съезд Советов, а также 1/10 этих Советов".

Проект имел целью фактически ликвидировать правительство как единый оперативный орган, осуществляющий повседневное руководство страной.

Выступивший против проекта подкомиссии Я.М. Свердлов заявил, что предложения о ликвидации СНК и сосредоточении функций управления в отделах ВЦИК идут вразрез с происходящим на практике процессом постепенной ликвидации отделов ВЦИК и их слияния с одноимёнными народными комиссариатами.

С конца апреля центр тяжести работы Комиссии был перенесён в подкомиссии. Большие задачи стояли перед подкомиссией по избирательному праву и местным органам власти и управления. Она обобщила и привела в стройную систему разнообразную практику и нормы, регулировавшие избирательное право, порядок образования и компетенцию всех звеньев системы местных органов власти и управления Скрипилёв Е.А. Первая Советская Конституция. М., 1968. .

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП (б) во главе с В.И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В.И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В.И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.

В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: "Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики". Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.

Итак, страна обрела свой первый Основной закон.

Победа советской власти на большей части территории Россий- ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закреп- ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше- ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).

В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся В первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви- детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза- тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

Решение о подготовке Конституции было принято на III Все- российском съезде Советов в январе 1918 г.

3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк- ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР, - говорилось в ста- тье 9, - заключается в установлении диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа- тации человека человеком и водворения социализма, при ко- тором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Конституция закрепляла национально-государственный прин- цип государственного строительства. В ней фиксировались по- литические права и свободы, которыми могли пользоваться только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все- общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору- жие доверялось только трудящимся.

Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось распространение всех политических прав на иностранцев, про- живающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.

Всероссийский центральный исполнительный колите (ВЦИК) стал высшим законодательным, распорядительный и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум. ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос- сийский съезд Советов.

Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа ли все вопросы общегосударственного значения:

Общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со- юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

Объявление войны и заключение мира;

Утверждение бюджета;

Установление основ организации вооруженных сил, обще- государственных налогов и повинностей;

Издание общегосударственного законодательства;

Судоустройство и судопроизводство.

К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились: а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

Правительство РСФСР - Совет народных комиссаров (СНК) - осуществляло общее управление делами республики. СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо- чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо- литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

Отраслями государственного управления руководили 18 нар- коматов. Органами советской власти на местах стали областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период между съездами - соответствующие исполнительные коми- теты (исполкомы). Низовое звено советской государственной системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе- мые в городах и селениях.

К компетенции местных органов советской власти Конститу- ция относила:

Проведение в жизнь решений высших органов советской власти;

Заботу о развитии хозяйства и культуры;

Разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна- чение. Конституция оформила принципы советской избиратель- ной системы. Правом избирать или быть избранными в Советы

всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из- бирательных прав отдельные категории граждан по политиче- ским причинам.

В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по- литического контроля выборы в Советы были открытыми, много- степенными и неравными (например, норма представительства на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го- родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто- рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со- ветского государства. Она послужила образцом для разработки основных законов других социалистических государств, возник- ших на территории бывшей Российской империи. Все последую- щие советские конституции сохраняли преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри- ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный союз народов России», «свободный союз свободных наций, как федерацию Советских национальных республик». Федерация в России мыслилась как переходный период на пути к мировому союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево- люции.

В документах того времени неизменно присутствуют форму- лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ- ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про- цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей Российской империи возникло более 20 национальных образо- ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал необходимым провести объединение военного командования и военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918-1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.

Создание Конституции.

Конституция РСФСР 1918 г., первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, рос­пуска Учредительного собрания, имела следующие осо­бенности:

1. По сравнению со всеми последующими советски­ми конституциями первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного разви­тия, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе в Лениным. Данная Конституция полностью за­черкнула весь предшествующий государственно-право­вой опыт прежней России.

Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Конституция лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

Конституция 1918 г. отличалась значительным количеством программных положений (положения о федеральном устройстве России, фиксировании некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации).

К числу отличительных черт первой Конституции относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установление чисто политического характера, причем ориентированного на все мировое сообщество.

В Конституции 1918 i\ открыто признавалось применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций.

С юридической точки зрения Конституция 1918 г. была в значительной части несовершенной.

Все отмеченные особенности характеризуют Консти­туцию 1918 г. как конституцию революционную, при­нятую в результате насильственного изменения обще­ства и не имеющую преемственности.

Второй этап начался с принятия на III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) - документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Однако этот документ носил декларативный, программный характер.

Поэтому неизбежно должен был наступить заключительный этап конституционного строительства, на котором был бы окончательно создан Основной закон республики.

10 июля 1918 г. на V съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4. Активное и пассивное избирательное право.

5. Бюджетное право.

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как "переход от капитализма к социализму".

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты:О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

Но вернемся к течению истории. 10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

Конституционная комиссия состояла из 15 человек. В неё вошли: от большевистской фракции ВЦИК – Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин; от фракции левых эсеров – Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер; от максималистов – А. И. Бердников (с совещательным голосом), а также представители народных комиссариатов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел и ВСНХ. На первом организационном заседании комиссии, состоявшемся 5 апреля 1918 г., её председателем был выбран Я. М. Свердлов.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2 – 3 эсеров могли выступить 10 – 12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. Это объяснимо. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и И. В. Сталина.

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

В ходе подготовки первой советской Конституции некоторые вопросы были просто обделены вниманием, в частности идея конституционного правосудия не обсуждалась, как идеологически неприемлемая.

Были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав , если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли , живущие на нетрудовые доходы , частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу , на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам , преследуемым за политические и религиозные преступления . Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории , компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. IIВсероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вопши в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции.

Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены IIIВсероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручениеIIIВсероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, было поглощено решением проблемы установления мира с Германией. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор.

После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Проведение в жизнь этого решения было поручено Я.М. Свердлову. Уже 1 апреля 1918 г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих партий: от большевиков Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, от фракции левых эсеров – Д.А. Магеровский и А.А. Шрейдер, от эсеров-максималистов А.И. Бердников с совещательным голосом. В комиссию вошли также представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комиссию возглавил Я.М. Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. Большинство членов комиссии были большевиками. В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять "трудовые коммуны", И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11).

Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. Конституция определила компетенцию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и, по замыслу авторов, избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.

Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. В результате, по некоторым данным, гражданских прав были лишены 5 млн. человек. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставить трудящимся "полное, всестороннее и бесплатное образование" (ст. 17).

Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности", и объявлялось противоречащим основным законам страны "допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия" (ст. 22).

Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религиозные преступления (ст. 21). В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В последние годы приводятся многочисленные факты нарушений данной статьи Конституции и необоснованных репрессий в отношении верующих и духовенства. Конституция записала лишь те права, осуществление которых гарантировалось в тех условиях. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т.д.

Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключила себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

Конституция закрепила не только права, но я обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: "Не трудящийся да не ест". Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического Отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п.

Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3).

Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование конституций других советских республик.

8.Создание основ советского права (1917-1918).

Гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Сокращались договорные отношения , так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.В апреле 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию . После смерти владельца принадлежавшее ему имущество переходило к государству. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.Декрет ВЦИК май 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. Государству предоставлялось право нанационализацию авторских произведений . Нельзя было передавать авторские права по наследству.Семейное право . В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин . Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним . Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Нуждавшийся супруг имел право на содержание от другого супруга , если последний был в состоянии оказывать ему эту поддержку. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.29 октября 1917 г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне , продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов. Не позднее 6 часов после начала работы должен был быть установленперерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 часа.Запрещался ночной труд женщин и подростов до 16 лет .Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет .Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 часов. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни . Создавались биржи труда.В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР . Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.Уголовное право . 12 декабря 1919 г. - Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Содержалось положение о необходимой обороне, субъективной стороне состава преступления. Не подлежали суду и наказанию лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни.Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.Смертная казнь была отменена еще Временным правительством, но восстановлена летом 1917 г. на фронте. Советская власть сразу же отменила эту меру наказания вообще. Однако летом 1918 г. смертная казнь была восстановлена.Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении, как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

9.Гражданская война, интервенция, военный коммунизм.

Гражданская война -э то вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны. Особенностью ГВ в России была её тесная связь с интервенцией государств Антанты. Интервенция - это насильственное вмешательство ино­странных государств во внутренние дела какой-либо страны.Цели интервентов: 1. Борьба против большевизма, помощь белым армиям.2. Не хотели, чтобы «пожар революции» перекинулся на свои страны. 3. Отказ советской власти выплачивать долги вызвали желание отстоять собственные имущественные права.4. Ослабление России и экономическое утверждение на её территориях (планировали разделить Россию на сферы влияния).

Причины войны нельзя свести к виновности в её начале какой-либо из сторон. Её исторические предпосылки следует искать в состоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россия постепенно входила в состояние гражданской войны, а причины - в действиях или точнее в бездействии основных политических сил страны. Предпосылки Гражданской войны :Социальные – противостояние богатых и бедных, борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против большевиков и их социальной опоры - пролетариата и беднейшего крестьянства. Психологические - почву для недовольства большой части населения подпитывал подписанный в марте 1918 правительством Ленина грабительский Брестский мир с Германией, лишавший страну огромных территорий и предполагавший выплату Германии огромной контрибуции. Этот договор больно ударил по настроениям людей, которые традиционно воспитывались в духе российского патриотизма. Миллионы русских людей негативно отнеслись к роспуску большевиками нового Учредительного собрания, считая это отходом от обещанных демократических изменений. Экономические – страна потеряла территории с наиболее плодородными землями, развитой промышленностью. Крестьяне не снабжали города продовольствием, срывали государственные поставки. Недостаток хлеба. Полный крах потерпела финансовая система. В обращении находились банкноты царской России, Временного правительства, а также деньги, выпущенные местными властями. К решению возникших проблем новая власть оказалась не готова. Большинство членов партии большевиков не имели опыта государственного управления и соответствующих знаний. Старые чиновники отказывались сотрудничать с новой властью, большевики пытались решить эти проблемы с помощью репрессий.

Политические силы и движения в период ГВ :Красные(большевики); Белые (оформились в ноябре 1917 г. на юге России); Зелёные. Крестьянское движение, выступавшее как против «красных», так и против «белых».К «зеленым» относятся движение под руководством Махно и созданная им «республика Гуляй-поле» и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под пред­водительством Антонова.

Этапы ГВ: 1. ноябрь 1917 – май 1918. 2. май 1918 – март 1919. 3. март 1919 – март 1920 гг. 4. апрель – ноябрь 1920 г. 5. ноябрь 1920 – июль 1922 гг.

Тяжёлое положение на фронтах заставило советскую власть пойти на чрезвычайные меры - политика военного коммунизма. Проводиласьнационализация (переход в собственность государства предприятий). Произошлообъявление собственности государства на землю (Положение ВЦИК 1919 г. о социалистическом землеустройстве). Не имея возможности восстановить денежную систему, большевики пошли напринудительное изъятие производимой продукции и её распределение (Декрет СНК ноябрь 1918 г. «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства»). Была введенавсеобщая трудовая повинность (Декрет СНК «О введении военного положения на транспорте»). Зарплату заменили выдачей продуктовых пайков.Плата за жильё, топливо, воду, электричество, транспорт, коммунальные услуги и др. отменялась (Декрет СНК октябрь 1920 г. «Об отмене некоторых денежных расчётов»). В деревне создавалисьпродовольственные отряды, комитеты бедноты которые насильственно забирали хлеб у крестьян (Декрет «О продовольственном налоге» ноябрь 1918 г.). Комбеды фактически сосредоточили в своих руках власть на селе. Позднее насильственную конфискацию продовольствия заменилипродовольственной развёрсткой (план обязательных поставок сельскохозяйственной продукции на каждую губернию, уезд, волость – Декрет ВЦИК январь 1919 г. «О развёрстке зерновых, хлеба и фуража»). Эта политика была менее тяжёлой для крестьян. Первоначально Красная армия формировалась на добровольной основе – введенавсеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 40 лет. Централизация структуры управления войсками –Революционный военный совет (РВС), во главе с Троцким.На местах возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы), которые образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка».Концентрационные лагеря. Принятые меры значительно укрепили боеспособность советской армии.

Причины победы красных и поражения белых в Гражданской войне: 1.Поддержка красных со стороны основной массы населения - крестьянства.«Можно разбить миллионную армию больше­виков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым».2.Борьба революционных сил в защиту независимости России против интервентов приве­ла к тому, что патриотизм стал поворачивать массы в сто­рону большевиков.3.Белые не выдвинули единой политической и экономической программы. Не было программы решения насущных проблем.4. Среди белых не было единства, не было согласия между лидерами движения. 5.Единство и организованность большевистского пра­вительства. Умелый подбор политических и военных руководителей. Эффективная политика. Пропагандистская деятельность.6.Красные контролировали наиболее развитые в экономическом отношении районы.

Военный коммунизм - название внутренней политикиСоветского государства, проводившейся в 1918-1921 годах во времяГражданской войны. Основной целью было обеспечение городов иКрасной Армииоружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной.

Основные элементы «военного коммунизма» : Ликвидация частных банков и конфискация вкладов. Одним из первых действий большевиков во время октябрьской революции был вооружённый захват Государственного банка. 8 декабря 1917 г. был принят Декрет СНК «Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка». Декретом «о национализации банков» банковское дело было объявлено гос.монополией.

Национализация промышленности . Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918 года, национализировано 836 промышленных предприятий. 2 мая 1918 года СНК принял декрет о Национализации сахарной промышленности, 20 июня - нефтяной. К осени 1918 в руках советского государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жесткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства .

Монополия внешней торговли. В конце декабря 1917 г внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и промышленности, а в апреле 1918 г объявлена государственной монополией.

Принудительная трудовая повинность. Была введена принудительная трудовая повинность, сначала для «нетрудовых классов». Принятый 10 декабря 1918 г. кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 г. и 27 апреля 1920 г., запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях.

Продовольственная диктатура. Большевиками были продолжены хлебная монополия - предложенная Временным Правительством - и продразвёрстка, введенная Царским правительством. 9 мая 1918 выходит Декрет подтверждающий гос. монополию хлебной торговли (введенную временным правительством) и запрещающий частную торговлю хлебом. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством.

Итоги военного коммунизма: Запрет частного предпринимательства; Ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание денег; Военизированное управление железными дорогами.

Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б) и введенНЭП.

10.Развитие формы государственного единства в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).

Октябрьская революция обострила не только классовые противоречия, но и национальные. В разных районах страны создаются различные националистические организации и "правительства" антисоветской направленности. В противовес им идет активное национально-государственное строительство, сильно меняющее форму государственного единства страны. Строительство независимых советских социалистических республик. К началу иностранной интервенции и гражданской войны практически существовала лишь одна независимая советская республика - РСФСР. Украинская ССР юридически продолжала существовать, но фактически ее территория была захвачена националистами, действовавшими под опекой германских оккупантов. Прибалтика, Белоруссия и Закавказье также находились в оккупации. На национальных окраинах страны шла активная борьба против интервентов и националистов за власть Советов и единство с РСФСР: конец 1918 г. – Латвийская, Литовская, Эстонская ССР; начало 1919 г. – Украинская, Белорусская ССР. Таким образом, к началу 1919 г. на западных границах РСФСР образовалась целая семья советских республик. Государственный механизм и право названных республик строились в принципе аналогично российским, но с учетом местных условий. Во всех республиках были в короткий срок созданы собственные высшие и местные органы власти и управления, свои вооруженные силы, почти везде были приняты конституции, изданы нормативные акты, касавшиеся важнейших вопросов хозяйственной и политической жизни. В Прибалтике Советская власть в это время просуществовала недолго. Она с помощью интервентов была свергнута местными буржуазными националистами.

Особенно бурно процесс создания независимых советских республик шел в это время в Закавказье. Трудящиеся Закавказья не смирялись с господством националистов и оккупантов. Но до весны 1920 г. Советская Россия не могла оказывать закавказским рабочим и крестьянам достаточно широкой и разносторонней помощи. Положение изменилось после разгрома Деникина, когда Красная Армия вышла на Северный Кавказ, к границам Закавказья: Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР. Взаимоотношения независимых социалистических республик. Уже в ходе борьбы за освобождение народов западных окраин встал вопрос об их отношениях с Россией. Эти народы стремились к созданию своей национальной государственности. Вместе с тем они хотели жить в неразрывном единстве с РСФСР. В ходе гражданской войны они устанавливают тесные связи с Россией, имеющие федеративный характер. С первых дней существования эти республики тесно сотрудничали с Россией, и прежде всего по линии вооруженных сил. Военная необходимость привела к установлению единого гражданства советских республик. С самого начала республики передавали в непосредственное управление соответствующих органов РСФСР отдельные предприятия и целые отрасли, в первую очередь тяжелую и оборонную индустрию. Вся государственная промышленность республик финансировалась ВСНХ РСФСР. Проводились мероприятия и по объединению финансовых систем, транспорта, снабжения. Единство высших органов власти и управления проявлялось в том, что все независимые советские социалистические республики посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов. Их представители имелись и во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики признавали законом и для себя. Высшие органы власти РСФСР выполняли роль как бы общефедеральных органов.Народные республики . Наряду с образованием новых, социалистических республик в период интервенции и гражданской войны возникли две народные республики - Хорезмская и Бухарская. Хивинское ханство и Бухарский эмират до Октябрьской революции формально считались самостоятельными государствами, находившимися под протекторатом Российской империи. После Октябрьской революции они заняли антисоветскую позицию. В среде хивинского народа имелись революционеры, ориентировавшиеся на Советскую Россию. При решающей поддержке Красной Армии в начале 1920 г. хивинский хан был свергнут и провозглашена Хорезмская Советская народная республика (ХСНР). В сентябре 1920 г. аналогично образовалась Бухарская Народная Советская Республика (БНСР). Отношения РСФСР с Бухарской и Хорезмской народными республиками строились не как федеративные, а как международные, основанные на дружбе и взаимопомощи. В 1920 - 1921 гг. Советская Россия заключила союзные договоры и экономические соглашения с ХНСР и БНСР, которые предусматривали установление прочных экономических и политических связей, а также широкую помощь со стороны РСФСР в подъеме экономики и культуры этих республик.Возникновение ДВР. Своеобразное государство возникло в 1920 г. на востоке страны - Дальневосточная республика. Она была создана как буферное государство. Советская Россия в условиях осложнения военной обстановки на западе весной 1920 г. не хотела ввязываться в войну с Японией, державшей свои войска на нашем Дальнем Востоке. ДВР была провозглашена как совершенно самостоятельное государство, юридически не зависимое и от РСФСР. Советская Россия заключает в 1920 - 1921 гг. несколько экономических соглашений с Дальневосточной республикой, имеющих международно-правовой характер, - соглашение о звероловстве и рыболовстве, железнодорожную конвенцию, финансовые договоры. Но кроме этих внешних, видимых для всех связей существовали и отношения более тесные, конфиденциального порядка. ЦК РКП(б), правительство и Наркомат иностранных дел РСФСР руководили решением всех без исключения вопросов внешней политики ДВР.Развитие РФ. Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик на этом этапе продолжалось национально-государственное строительство и внутри самой России. В ходе гражданской войны внутри РСФСР создается новый широкий круг автономных образований: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР, Киргизская АССР, Чувашская, Марийская, Вотская (Удмуртская), Калмыцкая автономные области, Карельская Трудовая Коммуна и др.

Характерной особенностью этого этапа развития Российской Федерации было появление новых форм автономии. Наряду с автономными республиками возникали, как уже отмечалось, автономные области и трудовые коммуны. Их правовой статус еще не успел как следует сложиться. Можно лишь подчеркнуть, что в отличие от автономных республик автономные области не являлись государствами. Они не имели своих ЦИК, совнаркомов, наркоматов. Органом власти автономной области был съезд Советов, а в период между съездами - областной исполком. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая коммуна. В то же время и статус автономных республик изменялся. Становится более точной его правовая регламентация. Структура государственного механизма автономных республик строилась по образцу общероссийской. Высшими органами власти и управления были съезды Советов, ЦИК, Совнарком, наркоматы. Местные органы строились исходя из общих принципов Конституции РСФСР. Если в предыдущий период автономные республики осуществляли порой функции, далеко выходившие за рамки автономии, то теперь правовой статус и фактическое положение АССР выравниваются. К концу гражданской войны автономные республики уже не участвовали во внешних сношениях, не имели своих вооруженных сил и не выпускали собственных денежных знаков. Все названные сферы деятельности сосредоточиваются в руках всероссийских органов, обладающих реальными возможностями для их успешного осуществления. А у автономных республик остается широчайший круг прав и функций в сфере промышленности, сельского хозяйства, просвещения, здравоохранения и т.п. С национально-государственным строительством в годы гражданской войны тесно связана перестройка административно-территориального деления РСФСР. В 1919 г. установился более организованный порядок изменения границ губерний, уездов и волостей. Если раньше оно могло производиться самими местными органами власти и управления, то теперь это право принадлежало лишь Совнаркому РСФСР. Позже эта функция перешла к Президиуму ВЦИК. Осуществлялись меры по подготовке принципиально новой административно-территориальной системы. VII Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК "разработать практически вопрос о новом административно-хозяйственном делении РСФСР".

11.Советский государственный механизм в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).

В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов . В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК. В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости могли созываться чрезвычайные сессии.С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума : он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное руководство армией.В апреле 1920 г. СРКО был преобразован вСовет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК.

В апреле 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия и др.В 1920 г ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено советской системы.

Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы - революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания революционного порядка. В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах.В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты «О выборном начале организации власти в армии» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах». В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Командиры стали избираться на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений.Рабоче-крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности .Постановление ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче-крестьянской Красной Армии», изданное в апреле 1918 г., изменило порядок формирования армии. Принцип добровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, впоследствии это положение было закреплено в Конституции.В сентябре 1918 г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был



Просмотров