Принятие конституции рсфср 1937 г было обусловлено

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами:

1 Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В статье 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы" .

2 В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3 О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В статье 126 Конституции СССР 1936 года устанавливалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" . Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4 Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства и другое.

5 Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан".

6 В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

7 Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

    Политические изменения

    Органы государственной власти

    Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

    К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

    Коллективный глава государства

    Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

    Органы местной власти

    Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

    К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

    Автономия

    Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

    Суды

    К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

    Права граждан

    В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

    Значение

    Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

    В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.

    Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I Конституции РСФСР 1937 г. дословно повторила аналогичную главу I Конституции СССР 1936 г. В главе II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. РСФСР обеспечивала за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определявшиеся ст. 14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, "сохраняя полностью свои суверенные права". Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся гражданином СССР. Граждане всех других союзных республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР. Ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов управления подлежали: установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением; утверждение Конституций автономных республик; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; утверждение границ и районного деления автономных республик и автономных областей, краев и областей; законодательство РСФСР; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана и государственного бюджета РСФСР; установление в соответствии с законодательством СССР государственных и местных налогов, сборов, неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; руководство страховым и сберегательным делом; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; законодательство о труде; руководство здравоохранением, социальным обеспечением, начальным, средним и высшим образованием, культурно-просветительскими и научными организациями и учреждениями РСФСР, физической культурой и спортом; организация судебных органов РСФСР; предоставление прав гражданства РСФСР; амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР. Как видим, решение важнейших вопросов являлось прерогативой СССР .

    Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР закрепила административно-территориальное деление республики.

    Каждая автономная республика имела свою Конституцию, учитывавшую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики. В случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР.

    Главы III-VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в целом в соответствии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Верховный Совет избирал Президиум в составе председателя, 17 его заместителей по числу автономных республик, секретаря и 20 членов. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР, народных комиссаров РСФСР: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, уполномоченного Комитета заготовок СССР, начальника Управления по делам искусств, уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов. Соответственно были построены высшие органы государственной власти и управления автономных республик.

    Что касается местных органов власти РСФСР, то они полностью соответствовали Конституции СССР, за исключением того, что в Конституции РСФСР была дана структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Так, например, в соответствии со ст. 99 Конституции РСФСР городские Советы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов; финансовый, коммунального хозяйства, внутренней торговли, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, общий, плановую комиссию, сектор кадров при председателе исполкома и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства: местной промышленности, земельный.

    Глава IX Конституции говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР, который публиковался "во всеобщее сведение". Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссию, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету. Отчет об исполнении бюджета также утверждался Верховным Советом и публиковался "во всеобщее сведение". В бюджеты автономных республик и в местные бюджеты включались доходы от местного хозяйства, отчисления от поступавших на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливавшихся законодательством СССР и РСФСР.

    Глава Х Конституции РСФСР "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Прокурор РСФСР назначался Прокурором СССР сроком на 5 лет. На тот же срок Прокурор СССР назначал прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР также сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

    Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР дословно соответствуют главам Х и XI Конституции СССР .

    Глава XIII Конституции РСФСР посвящена гербу, флагу и столице РСФСР. Столицей РСФСР являлся город Москва. В соответствии с главой XIV Конституции РСФСР ее изменение могло производиться лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.

    Как видим, Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г. Она была построена "в полном соответствии с Конституцией СССР" (ст. 16 Конституции СССР 1936 г.).

    С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

    Причины принятия

    В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

    Политические изменения

    Органы государственной власти

    Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

    К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

    Коллективный глава государства

    Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

    Органы местной власти

    Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

    К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

    Автономия

    Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

    Суды

    К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

    Права граждан

    В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

    Значение

    Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

    Напишите отзыв о статье "Конституция РСФСР 1937 года"

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Конституция РСФСР 1937 года

    Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
    Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
    К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
    – Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
    – Давай сюда. Во важно то!
    Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
    – Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
    – Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
    Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
    – И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
    – Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
    – А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
    – Я его давно замечал, – сказал другой.
    – Да что, солдатенок…
    – А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
    – Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
    – Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
    – Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
    – А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
    – Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
    – Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
    – Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
    – А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
    – А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
    – А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
    – Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
    – Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
    – Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
    Все помолчали.
    – Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
    Никто не возражал.
    – Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
    – Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
    – И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
    – Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
    – Какое врать, правда истинная.
    – А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
    – Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
    Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
    – Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
    – Это, ребята, к урожайному году.
    – Дровец то еще надо будет.
    – Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
    – О, господи!
    – Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
    Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
    – Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
    Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
    – То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
    – О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

    Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
    В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
    – Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
    Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
    Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
    Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.

    Конституция РСФСР 1937 года

    Конституция РСФСР 1937 года - третья конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Советской России).

    Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

    Состояла из 14 глав и 151 статьи.

    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

    Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст. 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Как и в советской Конституции 1936 года была установлена новая система государственной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК были упразднены, а новый орган - Верховный Совет РСФСР - избирался напрямую населением страны (а не нижестоящими Советами, как до этого избирался Съезд Советов).

    Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма.

    Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

    ОСОБЕННОСТИ

    Победа социализма к середине 30-х годов, огромные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах социальной жизни, укрепление демократических начал организации государственной власти потребовали отражения в Конституции СССР. По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный съезд Советов принял решение внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года, а выработала новый проект основного Закона, который всецело учел весь предшествующий опыт конституционного строительства Советского государства.

    Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

    Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

    В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

    Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

    Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.

    Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.

    Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

    Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

    И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

    26.5. Конституция РСФСР 1937 г.

    На основании Конституции 1936 г. была разработана и принята конституция РСФСР. Она была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным 17-м Всероссийским съездом Советов. На основе новой Конституции в предвоенный период проходила сущиственная перестройка государственного аппарата. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил положение о выборах в Верховный Совет и определил срок выборов. На первой сеси Верховного Совета был избран Президиум, образованно правительство, назначен Прокурор СССР, избраны постоянныя комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы.

    В 1937 г. создается Экономический Совет, действующий на правах комиссии правительства, издающий постановления и распоряжения, рассматривающий и контролировавший выполнение хозяйственных планов.

    В сентябре 1940 г.был создан Комиссариат народного контроля СССР, в котором слились Комиссия Советского контроля и «Главный военный контроль». Новый орган получал право привлекать виновных к уголовной и административной ответственности, давать обязательные указания госорганам. В наркоматах были созданы контрольно-инструкторские группы. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР, принявший на себя функции контроля за деятельностью судов и применением ими законодательства. На НКЮ возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации юридической помощи населению и кодификационной работе.

    В феврале 1941 г. объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ).

    Вся политика государства в предвоенный период была направлена на централизацию и усиление госаппарата, за которым стоял аппарат ВКП(б). Военное строительство было одним из важнейших направлений этой политики. В 1939 г. ликвидируется установленная в 1924-1925 гг. территориально-милиционная система формирования армии. Создается кадровая армия.

    В марте 1938 г. создаются Главный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, ведавшие вопросами военного строительства. Увеличилось число военных округов, возглавляемых военными Советами, подчинявшимся Наркомату обороны. Число овенных комиссаров увеличилось за счет их создания в автономных республиках, областях и городах. В партийных органах создавались военные отделы. В мае 1937 г. в воинских частях вводится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г., когда вместо них вводится должность замистителей комиссаров по политической части. Единоначалие оставалось за командиром, идеологический и политический контроль-у замполита.

    В день начала второй мировой войны, 1 сентября 1939 г., Верховный Совет СССР принял закон «О всеобщей воинской обязанности», распространявший эту обязанность на всех граждан государства. По закону были увеличены сроки военной службы и снижался призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. С февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил обязывался военной присягой. В 1940 г. принимается новый Дисциплинарный устав и повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.

    К 1940 г. была окончательно ликвидирована функциональная система управления и структура главков была перестроена по производственно-территориальному принципу. В июне 1936 г ЦИК и СНК приняли постановление «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных комиссаров», по которому главкам присваивались сбыто-снабженческие хозрасчетные функции. Для координации работы наркоматов, число которых выросло, при правительстве в апреле 1940 г. было создано несколько хозяйственных Советов.

    Происходившие в госаппарате преобразования находили отражение в действующей Конституции, включаясь в нее посредством законов и указов, утвержденных в установленном порядке.

    В 1937 г. принимается Конституция РСФСР, закрепившая новые системы органов власти, управления и выборов. Административно-территориальное деление республики, по Конституции, выглядело следующим образом: РСФСР включала в себя пять краев, девятнадцать областей, семнадцать автономных республик, шесть автономных областей.

    Значение и роль Конституций советских определяются прежде всего тем, что они утверждают социалистический строй, полновластие трудящихся, служат юридической основой для развития творческой инициативы и активности масс, являются важным средством мобилизации сил народа на решение задач коммунистического строительства. Большая роль принадлежит Конституциям в создании, развитии и укреплении социалистических форм хозяйства как материальной основы суверенитета трудящихся. Еще первые Конституции советские, выражая волю трудящихся, закрепляли складывавшиеся новые, социальные формы хозяйства, обеспечивали им условия для всемирного развития и укрепления, создавая в то же время правовые ограничения для развития частнокапиталистических форм хозяйства, для эксплуатации наемного труда.

    Действие Конституций советских играют важную роль в создании материалистической базы коммунизма. Они закрепляют принцип планового развития социалистической экономики, обязывают каждого гражданина СССР беречь и укреплять социальную собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества СССР, блюсти дисциплину труда и так далее. Конституции советские являются основой правового воспитания трудящихся в духе уважения к советским законам, патриотизма и гуманности, любви к своему отечеству, труду, дружбы и братства между народами.

    Велико международное значение Конституций советских: они показывают всему миру, что трудящиеся, взявшие власть в свои руки, могут в кратчайшие исторические сроки построить социализм, стать полноправными хозяевами своей страны, законодательно закрепить демократические гражданские права и свободы и на их основе постоянно развивать и совершенствовать социалистическую демократию.



Просмотров