Организация исполнения наказания в виде исправительных работ. Обязательные работы как вид уголовного наказания. Виды исправительных работ

Исправительные работы (ст. 50 УК) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части его заработка в доход государства. При этом осужденный остается в трудовом коллективе, что позволяет осуществлять контроль за его поведением, проводить с ним воспитательную работу в целях исправления.

В соответствии с ч.

1 ст. 45 УК исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.

Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, которые не представляют значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления из постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы несомненно есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением производства, безработицы. Поэтому реальное применение этого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается,

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. В ч. 1 ст. 39 УИК содержится уточнение этого положения УК и говорится о том, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Это означает, что если осужденный в другом месте работает по совместительству, то на эту работу отбывание данного наказания не распространяется. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида исправительных работ, как отбывание этого наказания в «иных местах». Иные места в соответствии с ч. 1 ст. 27 УК РСФСР 1960 г. определялись органами, ведущими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.

Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработка осужденного к этому виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50 УК).

Поскольку отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности, они не применяются к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными. В таком случае суд, постановляя приговор, может заменить исправительные работы штрафом. Несовершеннолетние могут приговариваться к исправительным работам, начиная с 16 лет, так как ст. 173 КЗОТ установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу. Исправительные работы не применяются также к военнослужащим. Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК).

Исправительные работы не должны назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда пребывание осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.

Исправительные работы назначаются судом:

а) когда в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания;

б) когда суд в порядке ст. 64 УК принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;

в) в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. ВО УК;

г) при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;

д) в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК);.

Порядок и условия исполнения исправительных работ регламентируются гл. 7 УИК (ст. 39-46).

Обращение к исполнению приговора (определения, постановления) о применении к осужденным исправительных работ возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления указанного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет две копии приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо оставлен в силе, то прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных к исправительным работам. На каждого осужденного заводится личное дело, в котором сосредоточиваются все документы, связанные с назначением и исполнением этого вида наказания. Тщательный персональный учет осужденных необходим для контроля за их трудовой деятельностью, правильностью исчисления срока отбывания наказания и ежемесячного удержания денежных сумм из их заработка.

В соответствии с ч. 6 ст. 173 УИК на уголовно-исполнительную инспекцию возложена обязанность в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Закон подробно регламентирует деятельность уголовно-исправительных инспекций по исполнению рассматриваемого вида наказания. Они обязаны разъяснять осужденным порядок и условия отбывания наказания, контролировать соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 3 ст. 39 УИК). Непременным условием отбывания рассматриваемого наказания является обеспечение постоянной трудовой занятости осужденных.

Поэтому в центре внимания уголовно-исполнительных инспекций должна быть организация трудовой деятельности осужденных. При необходимости они направляют осужденных в органы службы занятости для трудоустройства.

Законом предусматривается также обязанность уголовно-исполнительных инспекций контролировать поведение осужденных, проводить с ними воспитательную работу. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции располагают наиболее полной информацией о личности осужденного, характере совершенного преступления, семейном положении, поведении до совершения преступления и др. В связи с этим они имеют большие возможности воспитательного воздействия на осужденных в плане корректировки их поведения, отношения к труду, формирования законопослушного образа жизни.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является применение мер поощрения к осужденным, которые добросовестно относятся к труду и выполняют установленные правила поведения. Эффективность воспитательной работы с осужденными повышается, если к ней привлекаются администрация, трудовые коллективы организаций, где отбывают наказание осужденные.

Для достижения цели наказания уголовно-исполнительные инспекции, наряду с мерами воспитательного воздействия, наделены правом применения к осужденным в необходимых случаях также мер принуждения. Так, согласно закону (ч. 3 ст. 39 УИК) они принимают решения о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; готовят и передают в соответствующую службу материалы об сужденных, местонахождение которых не известно; применяют меры взыскания к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширил возможности уголовно-исполнительных инспекций, наделив их правом устанавливать обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК. Согласно названной статье УИК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного следующие обязанности и запреты:

запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; -

запретить пребывание в определенных местах района (города); -

обязать до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию.

Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен каждый раз еще на 6 месяцев в пределах срока отбывания наказания. Обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК, могут быть возложены на осужденного в полном объеме или отдельные их виды, в зависимости от характера совершенного преступления и его поведения в период отбывания наказания.

Отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действие установленных обязанностей и запретов.

Субъектом исполнения рассматриваемого наказания является также администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

На администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденным исправительных работ законом возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработка осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденных на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными; соблюдение условий отбывания наказания. предусмотренных законодательством; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе на другие должности и увольнении (ч. 1 ст. 43 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УИК содержится указание о том, что неисполнение перечисленных в законе обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более детально по сравнению с ранее действовавшим законодательством УИК РФ 1996 г.

Регламентирует правовой статус осужденных к исправительным работам. Основная их обязанность заключается в том, чтобы отработать указанный в приговоре срок с соблюдением порядка и условий, установленных законом для отбывания этого вида наказания.

В ст. 40 УИК сказано, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания нака- заимя, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, возложенные на них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

Осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Поскольку рассматриваемое наказание назначается на определенный срок, то для соблюдения законности при его исполнении и отбывании имеет важное значение правильное исчисление срока исправительных работ. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, фактический календарный срок отбывания исправительных работ может превышать срок, определенный приговором суда.

Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов.

В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним сохранялась заработная плата (болезнь, уход за больным, очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных и общественных обязанностей, например выступление в суде, и др.) (ч. 3 ст. 42 УИК). В соответствии с законом в срок отбывания исправительных работ засчитывается также время, когда осужденный не получал зарплату и не работал по уважительным причинам (время, в течение которого осужденный официально был признан безработным; время, проведенное под стражей по делу, по которому он осужден; время отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) в порядке ст. 80 УК о замене лишения свободы исправительными работами до фактического освобождения лица из мест лишения свободы). Притом время, проведенное под стражей, и время, проведенное до фактического освобождения из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

Срок отбывания наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК).

Время, в течение которого осужденный не работал, согласно ч. 7 ст. 42 УИК в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 этой же статьи УИК, когда осужденный не работал по уважительным причинам. Кроме того, в срок наказания не засчитываются: время болезни, вызванное алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

При наличии у осужденного тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания (ч. 4 ст. 42 УИК).

В случае признания лица, осужденного к исправительным работам, инвалидам первой или второй группы, суд досрочно освобождает его от отбывания наказания. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. до 1992 г. предусматривалось такое серьезное ограничение трудовых прав осужденного к исправительным работам, как невключение в трудовой стаж времени отбывания этого вида наказания и непредоставление ему очередного

отпуска за этот период времени. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно- трудовой кодекс РСФСР» эти ограничения были исключены из Кодекса. Однако названный закон устанавливал, что период отбывания исправительных работ не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате.

Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. не содержит и этих ограничений. Таким образом, по действующему законодательству трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, исчисляется на общих основаниях.

В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК осужденный имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Отпуск предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Как отмечалось, существенным карательным элементом рассматриваемого вида наказания является удержание определенной приговором суда части заработка осужденного в доход государства. Закон подробно регламентирует порядок производства таких удержаний (ст. 44 УИК).

Удержания производятся из заработка по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.

При производстве удержаний из заработка осужденного учитываются его денежная и натуральная части. Удержанные денежные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного к исправительным работам исчисляются из его заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.

В практике возникают вопросы, связанные с определением заработка лиц, работающих в коммерческих структурах, в которых заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т. п. В таких случаях по общему правилу учитывается весь доход, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

93І На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела, суммы, излишне удержанные из заработка осужденного, возвращаются ему полностью.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. впервые предусмотрел положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции, сам осужденный или администрация предприятия, учреждения, организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из заработка осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Достижению цели наказания в отношении осужденных к исправительным работам служит правильное, основанное на законе применение к ним мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к этому виду наказания уголовно-исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК. Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительными инспекциями к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. При этом должны учитываться минимальные сроки фактического отбытия наказания, установленные ч. 3 ст. 79 УК.

Более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. определил основания ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК нарушениями порядка и условий отбывания осужденных исправительных работ являются:

а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение этого же срока;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных Уголовно-исполнительным кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Исходя из смысла ст. 41 УИК формой реагирования на допущенные осужденным нарушения (в том числе не указанные в ч. 1 ст. 46 УИК) может быть также увеличение числа или продолжительности обязанностей и запретов, предусмотренных этой статьей.

Согласно ч. 3 ст. 46 УИК злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 этой статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК.

Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.


2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).


3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.




Комментарии к ст. 39 УИК РФ


1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".

Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

Не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

Не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

Не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

Не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

Уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

Выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

Не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

В отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

В отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

Находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

В отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.

  • 22. Основания и порядок применения мер безопасности и оружия в работе исправительных учреждений.
  • 23. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Общая характеристика.
  • 24. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 25. Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 26. Международный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.
  • 27. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  • 28. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 29. Исполнение наказания в виде штрафа.
  • 30. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • 31. Исполнение дополнительного наказания о лишении воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
  • 32. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.
  • 34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
  • 35. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 36. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 37. Виды исправительных учреждений и классификация осужденных, отбывающих в них наказание в виде лишения свободы.
  • 38. Общая характеристика режима в исправительных учреждениях. Его функции и содержание.
  • 39. Правила, относящиеся к осужденным, отбывающим лишение свободы.
  • 40. Нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных.
  • 41. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 42. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.
  • 43. Правовое регулирование воспитательного воздействия и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях.
  • 44. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных.
  • 45. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы.
  • 46. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях общего режима.
  • 47. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях строгого режима.
  • 48. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях особого режима.
  • 49. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях.
  • 50. Порядок и условия исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
  • 51. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах.
  • 52. Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 53. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе.
  • 54. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
  • 55. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
  • 56. Освобождение от отбывания наказания и его виды.
  • 57. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
  • 58. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению.
  • 59. Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания.
  • 60. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, его правовое регулирование.
  • 61. Контроль за условно осужденными.
  • 62. Исполнение наказания в виде смертной казни.
  • 63. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 64. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 65. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.
  • 66. Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и основные средства его обеспечения.
  • 67. Исполнение уголовного наказания в сша и Великобритании.
  • 68. Исполнение уголовного наказания в Японии и фрг.
  • 69. Международные акты об обращении с осужденными.
  • 70. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.
  • 71. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

    Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

    Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

    Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

    В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

    Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

    Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

    В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

    34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

    Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

    Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

    Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

    В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

    В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

    Исправительные работы представляют собой вид наказания, который назначается судом виновному за совершенное злодеяние. В данном случае человек должен принудительно трудиться, а часть его заработка будет отходить в доход государства. Исполнением наказания в виде исправительных работ занимаются специализированные инспекции, находящиеся в том населенном пункте, где проживает осужденный. Минимальный срок такого наказания составляет два месяца, а максимальный - два года. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

    Главное

    Многие граждане знают о том, что существует такой вид наказания, как исправительные работы. Основной его целью является перевоспитание осужденных без реальной изоляции от общества. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляется виновным по месту его трудовой деятельности. Об этом гласит закон. В том случае, если виновный нигде не трудоустроен, органы самоуправления по согласованию с уголовной инспекцией самостоятельно выбирают место, где будет принудительно работать осужденный, но только в районе проживания последнего.

    Из зарплаты лица, отбывающего наказание, производятся денежные удержания в доход государства. Это сумма может составлять от 5 до 20 процентов. Она прописывается в приговоре суда.

    Период времени, в течение которого будет длиться исполнение наказания в виде исправительных работ, может составлять от 2-х месяцев и до двух лет.

    Что важно знать

    В том случае, если человек уклоняется от отбывания наказания в виде исправительно-трудовых работ, суд может заменить его на принудительные работы либо на тюремное заключение. Данные действия осуществляются органом власти только по заявлению уголовной инспекции, которая ведет учет таких осужденных.

    Если происходит замена исправительного труда на принудительные работы, то срок отбытия наказания исчисляется один день за 1 день. Об этом написано в статье 50 кодекса о злодеяниях. Если суд заменяет исполнительные работы на изоляцию от общества, то время отбывания наказания рассчитывается так, что один день в местах заключения приравнивается к трем дням исполнительного труда.

    Действия инспекции

    В первую очередь указанный орган должен поставить осужденного на учет и контролировать исполнение наказания в виде исправительных работ. В том случае, если виновный человек нигде не трудоустроен, органы местного самоуправления должны направить его для осуществления принудительной служебной деятельности на любое предприятие. При этом администрация должна согласовать данный вопрос с уголовной инспекцией.

    Работы, направленные на исправление осужденного, должны осуществляться им только по месту проживания.

    Сроки

    Виновные направляются уголовной инспекцией на исправительные работы по основному месту работы не позднее тридцати дней после того, как в данный орган власти поступит соответствующее распоряжение суда с копией приговора. Сроки должны быть твердо соблюдены.

    Работы, которые будут принудительно исполнять осужденные, не могут быть меньше двух месяцев и больше 2-х лет. Об этом гласит закон. Они назначаются в виде основного наказания и только в том случае, если на это указывает статья особенной части кодекса о злодеяниях, по которой был осужден виновный.

    Пример

    Мужчина длительное время не платил по решению суда денежные средства своей жене на содержание их общего ребенка. Дознавателем было возбуждено уголовное дело. На суде мужчина свою вину признал, а также пояснил, что не платил алименты потому, что не работает и часто выпивает. Орган власти признал его виновным и назначил ему в качестве наказания исправительные работы на срок пять месяцев. Более того, из его заработка должны быть удержаны семь процентов в доход государства, а с остальной суммы также уплачена задолженность по алиментам.

    По согласованию между местной администрацией и уголовной инспекцией осужденный был направлен на работу на стройку.

    По закону

    Ст. 39 УИК РФ указывает на то, что уголовно-исполнительная инспекция обязана:

    • вести учет осужденных лиц, которым судом назначены исправительные работы;
    • разъяснять виновным, как они должны себя вести во время отбытия наказания;
    • контролировать указанных лиц и следить за тем, чтобы администрация предприятия, где работают осужденные, не нарушала требования приговора;
    • проводить определенную работу с виновными, которая будет иметь воспитательный характер, кроме того, в этом должны участвовать сотрудники полиции;
    • осуществлять контроль за поведением осужденных, фиксировать все нарушения;
    • обращаться в местную администрацию, если нужно изменить место отбывания виновным назначенного наказания;
    • решать вопросы о принудительном доставлении тех осужденных, которые не приходят по вызову инспектора на отметку;
    • проводить мероприятия по розыску тех лиц, которые уклоняются от отбытия наказания, а также готовить на них документы и передавать их в соответствующие организации, если место нахождения последних не установлено.

    Кому не назначаются

    Ст. 50 УК РФ указывает на то, что существуют некоторые категории граждан, которые не могут отбывать наказание в виде работ, направленных на их исправление. К ним относятся следующие лица:

    • люди, которые имеют инвалидность первой группы, потому что они из-за своего состояния здоровья не смогут полноценно трудиться на благо государства;
    • женщины, которые ожидают появления на свет малыша;
    • представительницы прекрасного пола, которые имеют детей до трех лет;
    • военные, которые служат по призыву либо по контракту (в рядовых должностях и сержантском составе), но при условии, если они не отслужили период службы по призыву, который установлен законом.

    Таким образом получается, что не все граждане, совершившие противоправные деяния, могут быть приговорены к наказанию в виде работ, направленных на их исправление. Это лишний раз подчеркивает в своем содержании ст. 50 УК РФ, которая гласит о том, к кому из осужденных не могут быть применены такие санкции.

    Характеристика

    Исправительные работы как вид наказания представляют собой принудительную служебную деятельность осужденного лица на предприятии, где он трудится на постоянной основе либо куда он был определен по решению органов местной администрации и инспекции, в которой он состоит на учете. Кроме того, с его заработка в этот период высчитывается процент, который перечисляется в бюджет государства. Данная сумма подлежит уплате в казну, вне зависимости от того, есть ли у осужденного долги, которые необходимо погашать по исполнительным документам.

    Многие из виновных лиц, которые до вынесения судебным органом приговора не имели определенного места служебной деятельности, будут определены на работу органом местной администрации, но только по согласованию с исполнительной инспекцией. Как правило, осужденные занимаются общественно-полезным трудом и помогают на производстве. Многие из виновных мужчин направляются на работу на стройку. Там более высокий уровень зарплаты, а поэтому и высчитываемый из дохода осужденного процент, подлежащий уплате в казну государства, будет намного выше.

    Тем не менее виновные лица должны работать только в том районе или городе, где они проживают. Направление осужденных на работу в другой регион не допускается.

    Порядок

    После того как инспекция, занимающаяся исполнением наказаний, получит из суда копию решения и распоряжение о том, что осужденный приговорен к принудительному труду, она не позднее 30-ти дней должна направить документы на предприятие, где работает осужденный. Об этом гласит закон. В том случае, если осужденный нигде не работал до вынесения в отношении него приговора, он будет направлен для осуществления принудительного труда на то предприятие, на которое его определит местная администрация. Данный вопрос обязательно должен быть согласован с инспекцией.

    Кроме того, осужденный ставится на учет в органе, осуществляющем контроль за исполнением наказаний. В суд, вынесший приговор, направляется извещение о том, что данный процессуальный акт принят к исполнению. После этого осужденного вызывают в инспекцию с документами, которые подтверждают его личность. Виновному должны быть разъяснены все его права и обязанности, а также порядок отбытия им наказания. А также лицу выдается предписание с условиями, которые необходимо соблюдать.

    Сотрудники правоохранительных органов должны наблюдать за осужденным и проверять его по месту проживания и на работе.

    Куда трудоустраивают виновных

    Если осужденный нигде не работает, то место осуществления им принудительной служебной деятельности должно быть определено органами местной администрации. Данный вопрос обязательно согласовывается с исполнительной инспекцией. Как правило, если осужденный проживает за пределами города, то его трудоустраивают на работу в сельской местности. Ведь виновный должен осуществлять свою служебную деятельность только там, где он проживает.

    Работа в сельской местности всегда более благотворно влияет на осужденного и позволяет быстрее реабилитироваться и встать на путь исправления. Особенно если раньше человек никогда не жил за городом, не занимался уходом за скотом на фермах и не следил за подсобным хозяйством. Тем более во многих селах существуют предприятия и учреждения, где всегда требуются рабочие, потому что местные жители не хотят трудиться за небольшую зарплату и уезжают в город.

    Кого могут признать нарушителями

    По закону, осужденный должен в обязательном порядке отбывать наказание в виде исправительных работ. УК РФ гласит о том, что в случае уклонения суд может заменить их на лишение свободы. Кроме того, нередко вместо указанного вида наказания назначают принудительные работы. Об этом гласит закон.

    Если осужденный один раз уже совершил нарушение установленного порядка исполнения наказания в виде исправительных работ, то инспекция должна ему вынести письменное предупреждение. После чего данная информация будет зафиксирована в его учетной карточке и отмечена в личном деле.

    Итак, для того чтобы осужденного признали нарушителем порядка отбытия наказания, ему нужно:

    • не выйти работу в течение 15 дней после того, как его поставили на учет в инспекции;
    • не явиться на отметку в указанное время без определенных уважительных причин (если человек заболел, то нужно взять справку от врача);
    • не соблюдать условия и правила отбытия наказания, предусмотренные УИК;
    • появиться на рабочем месте в состоянии опьянения.

    Если виновный совершит одно из указанных действий, то исполнительная инспекция вправе подать в суд соответствующее ходатайство с просьбой о том, чтобы осужденному изменили назначенное наказание на другое, указанное в законе.

    Запрет

    Осужденный не может самостоятельно уволиться с места работы, где он отбывает назначенное наказание. Он вправе это сделать только с соответствующего разрешения исполнительной инспекции. Для того чтобы получить согласие данного органа на увольнение, виновный должен указать причины, по которым он считает невозможным продолжить исполнение работ, направленных на его исправление. Если инспекция признает их уважительными и обоснованными, то разрешит осужденному прекратить трудовую деятельность на предприятии.

    Период отдыха

    В то время, когда осужденные отбывают назначенное наказание в виде работ, направленных на их исправление, они имеют право на ежегодный отпуск, который предоставляется им только после согласования работодателя с исполнительной инспекцией. Продолжительность такого отдыха составляет восемнадцать дней. Иные виды отпуска предоставляются осужденному на общих основаниях, предусмотренных законодательством.

    Удержания

    Как и всем остальным гражданам, трудящимся на предприятии, осужденным к наказанию в виде работ, направленных на их исправление, выплачивается зарплата. Только из дохода осужденного производятся удержания в сумме от пяти до двадцати процентов в доход государства. Это прописывается в приговоре суда. Данные суммы уплачиваются руководителем организации весь период отбытия осужденным наказания. Они не зависят от долговых обязательств лица по исполнительным листам.

    Кроме того, руководитель организации, а также сам виновный могут обращаться в судебный орган с заявлением о снижении размера удержаний в связи с плохим материальным положением последнего. В том случае, если приговор суда был отменен или изменен, денежные средства, которые были излишне удержаны с осужденного, должны вернуть ему обратно.

    Окончание

    В последний день отбывания осужденным исправительных работ инспекция направляет в организацию соответствующее уведомление с указанием на то, что из его зарплаты больше не нужно производить удержания. Если виновный освобожден от наказания по другим причинам, то исполнительный орган должен передать на предприятие документы, свидетельствующие об этом, не позже следующего дня с их получения. В книжку, подтверждающую служебную деятельность осужденного, вносится запись о том, что период работы по приговору суда не засчитывается в трудовой стаж.

    Кем утверждается

    В том случае, если осужденный к исправительным работам не имеет место постоянной служебной деятельности, он направляется на то предприятие, куда его определит орган местного самоуправления. Данный вопрос всегда согласовывается с уголовной инспекцией.

    Как правило, перечень исправительных работ и предприятий, где виновные будут отбывать свой срок наказания, всегда утверждается главой местной администрации городского или сельского поселения. Это необходимо для того, чтобы осужденные сразу приступили к полезному труду, а не находились без дела определенный период времени.

    Практика

    Мужчина и женщина, состоящие в законном браке и имеющие общего ребенка, длительное время не проживали вместе. Отец малыша воспитанием его не занимался и в жизни ребенка участия не принимал. Кроме того, он не помогал жене материально содержать их общего ребенка. Мать малыша была вынуждена подать заявление на взыскание с мужа алиментов.

    На заседание мужчина не явился, и дело было рассмотрено без его участия. После чего женщине на руки был выдан исполнительный документ, который она передала приставам. Тем не менее попытки взыскать денежные средства на содержание ребенка с его отца в принудительном порядке ни к чему не привели. Мужчина всячески уклонялся от выплат и не работал. Тогда дознавателем было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты отцом средств на существование ребенка. На суде мужчина свою вину признал, а также пояснил, что не перечислял алименты своей жене по причине того, что не может найти работу и не имеет источника дохода. Кроме того, отец семейства пояснил, что сам сейчас живет за счет средств своей матери, которая ему помогает. Тем не менее суд не признал причины неуплаты алиментов уважительными и поэтому признал мужчину виновным. Осужденный был приговорен к пяти месяцам исправительных работ. Наказание он отправился отбывать на местное предприятие. С его дохода были удержаны семь процентов в доход государства, а также алименты на содержание малолетнего ребенка.

    Исходя из практики, можно сделать вывод о том, что указанный вид наказания нередко применяется судом вместо лишения виновного свободы. Хотя в данном случае это можно было сделать. Исправительные работы применяются для того, чтобы осужденные осознали всю противоправность своих действий и более не совершали новых злодеяний.



    Просмотров