Статья 28.7 кодекса об административных правонарушениях. Порядок административного производства и основания для расследования

Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

Прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие­ся материалы по делу;

Ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода­тельством, следует продумать последовательность и характер пред­стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне­нию, а также доказательства, которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

В ходе административного расследования должны быть досто­верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие во­просы:

Действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;

Где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;

Наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступ­ка.

Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

Обстоятельств и причин получения травмы;

Степени вины пострадавшего военнослужащего;

Лиц, непосредственно причинивших травму;

Должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино­го мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая заряд­ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

Наличия прямой причинной связи между действиями (бездей­ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль­тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

При проведении административного расследования по фак­ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо­димо установить:

В чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен­ка;

Какими конкретными действиями причинен ущерб;

Какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или дру­гие установленные правила были при этом нарушены;

Умышленно или по неосторожности причинен ущерб;

Явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра­жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;

Степень виновности каждого в случае причинения ущерба не­сколькими лицами;

Находился ли виновный при исполнении служебных обязанно­стей;

Какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Под материальным ущербом понимается действительный

убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

Командир может привлечь к ответственности военнослу­жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую­щих условий:

Причинении действительного материального ущерба;

Наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;

Противоправности и виновности действий (бездействия) воен­нослужащего;

Причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен

ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про­изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

Противоправность действия (бездействия) лица, причинив­шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп­ределяющих порядок получения, хранения и использования матери­альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

Одной из важных особенностей административного расследо­вания по делам о причинении государству материального ущерба яв­ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу­жащего.

В процессе административного расследования должно быть до­казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу­жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста­вами, приказами и другими актами.

Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока­зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших, виновных лиц.

Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

Дата, место составления;

Должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи­цера, проводящего расследование;

Анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп­рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела­нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про­водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин­ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но­вому месту военной службы, необходимый запрос направляется ко­мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща­ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо­го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При административном расследовании недопустимо оформ­ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля, а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя­нии опьянения.

Для наглядности к материалам расследования могут прилагать­ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со­блюдать правила обращения с секретными документами и сведения­ми.

При проведении расследования по факту получения военно­служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд­ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы­писка из медицинской книжки о характере травмы.

При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

К таким документам относятся:

Служебная характеристика;

Профессионально-психологическое заключение;

Копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

По решению командира части военнослужащие могут направ­ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

Проведение экспертизы поручается, как правило, научно­исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко­торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве­домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на­правления либо ходатайства.

В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору­жения, автомобильной службы и др.

При административном расследовании не проводятся:

Допросы и некоторые другие следственные действия, преду­смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования бу­дут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку­ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи­стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра­вильно организованное административное расследование обеспечива­ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль­нейших действий.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про­длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа­лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо­вания.

Рассматривая порядок проведения административного рассле­дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на­значения и проведения административного расследования по админи­стративным правонарушениям, которые предусмотрены КоАП РФ.

В случаях, если после выявления административного право­нарушения в области:

Антимонопольного законодательства;

О выборах и референдумах;

Законодательства о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Законодательства о защите прав потребителей;

Законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо­пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс­пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном право­нарушении и проведении административного расследования при­нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед­ленно после выявления факта совершения административного право­нарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право­нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматри­вающая административную ответственность за данное администра­тивное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту со­вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра­вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про­водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не мо­жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад­министративном правонарушении. В исключительных случаях ука­занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про­изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя­щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо­женного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по­становление о прекращении дела об административном правонаруше­нии.

Административное расследование

Комментарий к статье 28.7 КоАП РФ:

1. По смыслу данной статьи Кодекса, административное расследование - особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении. Такой порядок законодатель допускает только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 данной статьи, и при необходимости проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

2. Частью 2 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные назначать административное расследование, а также виды оформляемых при этом процессуальных документов. Указание на немедленное принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как представляется, направлено на недопущение нарушения установленных сроков составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.5).

3. В связи с вышеизложенным следует различать положения ч. 2 ст. 28.2 Кодекса о составлении протокола об административном правонарушении, предусматривающие обязательность описания события правонарушения, и положения ч. 3 комментируемой статьи, устанавливающие, что в определении уполномоченного должностного лица либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются повод для возбуждения такого дела и данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.

4. При вынесении определения о возбуждении дела и проведении административного расследования участниками производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в определении.

Согласно ч. 3.1 комментируемой статьи копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

5. Положения ч. 4 данной статьи о том, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, предопределяются необходимостью осуществления при административном расследовании экспертизы или иных процессуальных действий. При анализе данных положений следует учитывать, что по завершении расследования административного правонарушения дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5).

По общему правилу в случае возбуждения дела должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, административное расследование по данному делу проводится указанным должностным лицом. Кроме того, по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело, или его заместителя административное расследование может быть проведено другим должностным лицом этого органа, также уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

6. Установленные ч. 5 комментируемой статьи сроки следует рассматривать с учетом положений ст. 28.5 Кодекса. При этом с учетом указания на необходимость немедленного принятия решения об административном расследовании общий срок административного расследования (согласно ч. 5 данной статьи - один, два или семь месяцев) не может быть дополнен двумя сутками на основании ч. 2 ст. 28.5 Кодекса.

Процедура продления срока проведения административного расследования включает подачу письменного ходатайства должностным лицом, в производстве которого находится дело, и принятие решения о продлении (на определенный срок) соответствующим лицом: 1) руководителем органа, в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок не более 1 месяца); 2) руководителем вышестоящего таможенного органа или его заместителем либо руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (Федеральной таможенной службы), в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок до 6 месяцев); 3) руководителем вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (на срок до 6 месяцев).

7. Процессуальной формой принятого решения о продлении срока проведения административного расследования также является определение. В нем, в частности, указываются основания для продления указанного срока и срок, до которого продлено проведение административного расследования (ч. 5.1 данной статьи).

8. Предусмотренные в ч. 5.2 комментируемой статьи вручение или высылка копии определения о продлении срока проведения административного расследования аналогичны действиям, регламентированным в ч. 3.1 этой же статьи.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) подробно разъяснено содержание административного расследования и подчеркнуто, что оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

10. При оформлении процессуальных документов, указанных в ч. 6 данной статьи, необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 24.5, 28.2 Кодекса.

размер шрифта

ПИСЬМО ФТС РФ от 27-04-2007 01-0615949 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ (2019) Актуально в 2018 году

2. Продление сроков проведения административного расследования

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть, продлен начальником таможенного органа или его заместителем по правоохранительной деятельности на срок не более одного месяца по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.4 , ст.11.5 , ст. 14.10 , ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8 , ст. 15.9 , ст. 15.25 КоАП России.

По делам о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена в статьях главы 16 КоАП России, срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа (начальником таможни - для таможенного поста, начальником оперативной таможни - для таможенных органов региона, начальником регионального таможенного управления (далее - РТУ) - для оперативной таможни, руководителем ФТС России - для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов) до шести месяцев.

Под исключительными случаями понимаются обстоятельства, при которых окончить административное расследование в установленный срок не представляется возможным по независящим от должностного лица, ведущего производство по делу, причинам.

2.2. Срок проведения административного расследования и срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца.

Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня.

2.3. Срок проведения административного расследования в соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП России исчисляется с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

На основании части 4 статьи 28.1 КоАП России дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России;

2) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования в порядке статьи 28.7 КоАП России.

В срок проведения административного расследования включается время осуществления процессуальных действий с момента возбуждения дела до момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

В этот срок не включается время, установленное статьей 28.8 КоАП России для устранения недостатков при возвращении дела об административном правонарушении на доработку лицом, рассматривающим дело, время передачи дела на рассмотрение и время нахождения дела на рассмотрении.

2.4. При необходимости продления срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении должностное лицо, в производстве которого находится дело, составляет мотивированное ходатайство о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении (далее - ходатайство о продлении расследования) (по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям) и представляет его вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган не позднее чем за десять дней до истечения срока расследования.

Поступившее ходатайство о продлении срока расследования в течение трех дней предварительно изучается подразделением административных расследований таможни по делам об административных правонарушениях таможенных постов, подразделением организации административных расследований оперативной таможни по делам об административных правонарушениях других таможенных органов региона, подразделением, назначенным начальником РТУ, по делам об административных правонарушениях оперативной таможни, Управлением таможенных расследований и дознания ФТС России по делам об административных правонарушениях таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и других таможенных органов на предмет обоснованности и своевременности возбуждения дела об административном правонарушении, правильности квалификации правонарушения, обоснованности продления сроков проведения

административного расследования, надлежащей организации административного производства.

При необходимости получения дополнительной информации по делу или заслушивания должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о ходе расследования дела срок изучения ходатайства может быть продлен до даты истечения срока административного расследования по делу.

При рассмотрении ходатайства о продлении срока расследования начальник вышестоящего таможенного органа или вышестоящее должностное лицо при необоснованности ходатайства о продлении срока расследования или грубых нарушениях законодательства Российской Федерации при возбуждении и расследовании дела изучают дело.

2.5. В случае поступления ходатайства о продлении срока расследования по делам об административных правонарушениях, возбужденным по ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8 , ст. 15.9, ст. 16.4 , 16.5 , 16.6 , 16.8 , 16.10 , 16.11 , 16.12 , 16.13 , 16.14 , 16.15 , ч. 2 ст. 16.20, ст. 16.22 , ч. 3 ст. 16.23 КоАП России, помимо вопросов, указанных во втором абзаце пункта 2.4, изучаются материалы дела на предмет обоснованности вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и необходимости продления срока проведения административного расследования, поскольку по делам указанной категории, как правило, не проводятся экспертиза и процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

2.6. При отказе вышестоящего должностного лица или начальника вышестоящего таможенного органа в удовлетворении ходатайства о продлении срока расследования должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе обратиться с ходатайством о продлении срока расследования к вышестоящему должностному лицу или начальнику таможенного, органа, вышестоящего по отношению к тому, кто отказал в удовлетворении ходатайства.

2.7. В описательной части ходатайства о продлении срока расследования указываются:

1) место и дата его составления, а также должность, таможенный орган, фамилия и инициалы лица, составившего ходатайство;

2) дата возбуждения дела об административном правонарушении;

3) дата совершения правонарушения (обнаружения для длящихся правонарушений);

4) данные о лице, совершившем правонарушение;

5) описание обстоятельств совершенного правонарушения;

6) краткое изложение основных доказательств;

7) квалификация правонарушения;

8) сведения о том, когда, каким должностным лицом и до какого времени ранее продлевался срок расследования;

9) основания для продления срока проведения административного расследования по делу с перечнем основных процессуальных действий и мероприятий, которые необходимо выполнить для окончания административного расследования, а также предполагаемые сроки их проведения.

В резолютивной части указывается должность лица, перед которым возбуждено ходатайство о продлении срока расследования, номер дела, срок с указанием даты, до которой должностное лицо, проводящее административное расследование, ходатайствует о его продлении.

При повторном вынесении ходатайства о продлении срока расследования указываются результаты выполнения процессуальных действий, для производства которых выносилось предыдущее ходатайство, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.

Ходатайство о продлении срока расследования подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело.

2.8. Ходатайство согласовывается с начальником подразделения административных расследований таможенного органа. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайство согласовывается также с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной деятельности, а в его отсутствие - с начальником таможенного органа.

2.9. Факты ненадлежащей организации административного расследования по делу подлежат рассмотрению на оперативном совещании у должностного лица таможенного органа, согласующего ходатайство о продлении срока расследования. При направлении в вышестоящий таможенный орган ходатайства о продлении срока расследования по делу, по которому допущена волокита или нарушения законодательства Российской Федерации, в сопроводительном письме указываются сведения о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

2.10. В сопроводительном письме вышестоящего таможенного органа указываются выявленные недостатки при расследовании дела, даются указания о проведении дополнительных процессуальных действий и мероприятий, направленных на сбор доказательств совершения правонарушения, в целях всестороннего, полного и объективного расследования, либо об исключении процессуальных действий и мероприятий в случаях, когда в их проведении отпадает необходимость или их проведение нецелесообразно и ведет к необоснованному затягиванию сроков расследования.

2.11. При продлении срока проведения административного расследование по делу учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

3. Продление сроков рассмотрения дела об административном правонарушении

3.1. Должностные лица таможенных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции в соответствии с главой 23 КоАП России.

3.2. В соответствии со статьей 29.6 КоАП России дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Должностное лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок рассмотрения дела в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, но не более чем на один месяц.

3.3. Ходатайство о продлении срока рассмотрения приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

3.4. Должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям), в котором указывает:

Должность, фамилию и инициалы должностного лица, рассматривающего дело;

Дату и место вынесения;

Сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу;

Обстоятельства совершенного правонарушения с указанием даты его совершения (обнаружения для длящихся правонарушений) и возбуждения дела об административном правонарушении, дата составления протокола об административном правонарушении;

Квалификацию правонарушения;

Основания для продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении и дату, до которой продлевается срок рассмотрения.

3.5. Определение о продлении срока рассмотрения подписывает должностное лицо, его вынесшее.

3.6. При продлении срока рассмотрения дела учитывается срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП России.

Начальник
Управления таможенных
расследований и дознания
А.П.КИЗЛЫК

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного.

Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения.

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

Антимонопольного, патентного законодательства,

Законодательства о естественных монополиях,

Законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

Законодательства о выборах и референдумах,

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

Законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

Законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

Миграционного законодательства,

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

Законодательства о защите прав потребителей,

Законодательства об охране здоровья граждан,

Законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

Законодательства в области налогов и сборов,

Законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Таможенного дела,

Экспортного контроля,

Государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

Законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

Законодательства в области охраны окружающей среды,

Производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Пожарной безопасности,

Дорожного движения и на транспорте,

Несостоятельности (банкротства),

Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

Экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

Сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

Истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

При выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

Наличие события административного правонарушения,

Лицо, совершившее противоправное деяние,

Виновность лица,

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

Обстоятельства, исключающие производство по делу,

Причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования - это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении).

Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к. закон установил его обязательное ознакомление с определением о назначении экспертизы. В подобных случаях после истечения сроков давности материалы дела об административном правонарушении теряют юридическую силу и дело прекращается.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица - полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа - определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа - на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.



Просмотров