Вещи понятие и классификация в римском праве. Общее учение о вещах. Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

Вещное право - это право непосредственно и независимо от чьей-либо воли воздействовать на вещь. Объектом вещного права является вещь, а ее собственник пользуется абстрактной защитой против любого нарушения его прав как собственника.

В римском праве выделяют следующие виды вещных прав:

1. Право собственности как основное вещное право - это совокупность правомочий, которые принадлежат собственнику в отношении его имущества. Право собственности в Древнем Риме объединяло четыре правомочия: пользование, возможность извлекать из вещи плоды; распоряжение; правомочие защиты.

2. Права на чужие вещи. В данном случае право на вещь принадлежит другому лицу, но собственник сохраняет некоторые права на данную вещь.

Сервитуты - право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Устанавливались по воле собственника, в силу закона, по давности, по судебному решению.

Эмфитевзис - это отчуждаемое, наследуемое право долгосрочного пользования чужой сельскохозяйственной землей.

Суперфиций - это отчуждаемое, наследуемое право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользования этим строением.

Собственнику земельного участка также принадлежало и право собственности на строение.

Залог - это право пользования и распоряжения (при определенных условиях) чужой вещью. Претор вправе распорядиться заложенной вещью, если должник не исполняет своего обязательства.

Самостоятельной категорией является владение - это фактическое обладание вещью. В Древнем Риме правомочие владения не входило в правомочия собственника. Римляне выводят владение за рамки права собственности и рассматривают как самостоятельное правовое явление. Владение пользовалось самостоятельной правовой защитой.

21. Понятие, содержание и виды права собственности. Возникновение и прекращение права собственности.

Римское право базировалось на началах частной собственности и определяло его как полное господство над вещью. Содержание права собственности выражалось в соединении правомочий владения, пользования и распоряжения вещью, а также возможностью извлечения дохода от пользования и распоряжения вещью. В римском праве действовало правило, согласно которому собственник был вправе делать со своей вещью все то, что не запрещено законом.

Право собственности не являлось безграничным, поэтому с древнейших времен римским законом устанавливаются разумные ограничения права собственности (к примеру, сервитут).

Виды собственности:

1) Квиритская

Субъектами могли быть только римские граждане;

Объектами могли быть только манципируемые вещи (ценные);

Основанием возникновения собственности могла быть только манципация.



2) Преторская (бонитарная) возникла в результате отчуждения манципируемых вещей без манципации. По квиритскому праву такая сделка признавалась недействительной и возможен был вендикационный иск. В этом случае претор вставал на сторону ответчика и, если сделка была исполнена, предписывал судье отказать в иске.

3) Перегринская - это собственность перегринов. Перегрины имели особый статус и обладали меньшим объемом права, чем римляне. Со временем перегринская собственность смешалась с преторской.

В объективном смысле право собственности - совокупность норм, составляющих отдельный институт частного права. В субъективном смысле - юридическое господство лица над вещью.

Признаки права собственности:

1) право на свою вещь, а все другие вещные права - на чужие вещи;

2) право собственности предоставляет его обладателю максимальный объем правомочий, а другие вещные права - меньший объем правомочий;

3) право собственности в системе вещных прав носит первичный характер;

4) объектом права собственности являются любые вещи как индивидуально-определенные, так и родовые, а объектом ограниченных вещных прав - только индивидуально-определенные вещи.

В Древнем Риме в содержание права собственности входило 4 правомочия:

1) Пользование (UTI) - использование вещи по ее целевому назначению путем извлечения ее полезных свойств.

2) Frui - возможность извлекать из вещи плоды после становления их собственником с момента их появления, а не отделения.

В современном гражданском праве первые 2 правомочия слились в одно пользование.

3) Распоряжение (AB- UTI) - возможность определять юридическую судьбу вещи.

4) Правомочие защиты. Выделяли 3 способа, которые представляли собой способы исковой защиты права собственности.

Вещные иски бывают 3-х видов:

1) Виндикационные - actio vindicare - (главный, основной иск собственника, требование по праву);

2) Негаторный - actio negatoria - отрицающий иск.

3) Прогибиторный - actio prohibitoria - иск о воспрепятствовании.

Способы приобретения права собственности делились на первоначальные и производные .

Первоначальные способы не зависят от собственности другого известного лица. К таким способам относятся:

Оккупация - обращение в свою собственность никому не принадлежащих вещей (выброшенные вещи, дикие звери);

Приобретательная давность - приобретение права собственности на вещь в результате продолжительного владения вещью. Изначально для земельных участков этот срок составлял два года, для остальных вещей - 1 год. Позднее претор установил сроки для недвижимости 10 лет, для остальных вещей - 3 года. Сроки приобретательной давности не распространялись на краденые вещи и вещи, изъятые из оборота;

Отыскание клада - по римскому праву половину клада получал нашедший, другую половину - собственник земельного участка, где был найден клад.

Производные способы основывались на праве прежнего владельца. К таким способам относятся:

Передача вещи (традиция) - намерение передать вещь и право собственности на нее. Основанием традиции был договор (дарение, купля-продажа);

Спецификация, в результате которой из чужой вещи создавалась новая вещь, которую переработчик мог обратить в свою собственность;

Соединение вещей (при постройке использованы чужие материалы, которые стали частью постройки. Но собственник постройки был обязан возместить двойную стоимость материалов).

Наследование - право собственности у наследника возникало с момента смерти наследодателя.

Плоды и доходы от чужой собственности (аренда).

По решению претора или суда.

К способам прекращения права собственности относили:

1) Гибель вещи - смерть раба, скота, уничтожение потребляемой вещи.

2) Derelictio - добровольный отказ собственника от права собственности.

3) Изъятие вещи из гражданского оборота - прекращение права собственности (к примеру, раб совершил преступление).

4) Отчуждение права собственности в любой форме - передача права собственности возмездно или безвозмездно.


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Вещи являются основными объектами гражданского оборота. В целях упорядочивания этого оборота (вещей) Гай составил классификацию вещей, которая с небольшими дополнениями и изменениями вошла в современные гражданско-правовые системы.

Классификации вещей по различным основаниям

1. Вещи телесные и вещи бестелесные. Телесными вещами признавались предметы материального мира. Бестелесными вещами признавались такие имущественные права, которые в гражданском обороте имели самостоятельное значение, могли отчуждаться по сделкам, независимо от материальных объектов. К таким объектам Гай относил:

  • - обязательственные права;
  • - права на «чужие вещи»;
  • - доли в обще собственности;
  • - доли в уставном капитале (иначе говоря, квоты).

2. Вещи движимые и вещи недвижимые. Недвижимыми признавались вещи, которые обладали двумя признаками: конструктивная связь с поверхностью земли и невозможность перемещения в пространстве без нанесения значительного ущерба их назначению. Земля, здания, сооружения на капитальном фундаменте, многолетние насаждения, закрытые водоемы.

3. Вещи делимые и вещи неделимые. Речь идет не о физическом разделе, а о возможности юридического раздела. Делимыми признавались такие вещи, которые могут быть раз¬делены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Каждая часть разделенной вещи сохраняла функции целого объекта только лишь в меньшем объеме. Неделимыми признавались вещи, раздел которых был невозможен, поскольку это повлекло бы за собой их уничтожение.

4. Вещие родовые и вещи индивидуально определенные (видовые). Родовыми признавались вещи, которые были обособлены в обороте посредством общих родовых признаков: наименование, количество, качество. Индивидуально определенной признавалась вещь, которая была выделена из родовой совокупности посредством присущих только ей индивидуальных признаков.

5. Вещи потребляемые и вещи непотребляемые. Потребляемыми признавались вещи, которые при использовании физически уничтожались, утрачивались. Непотребляемыми признавались те вещи, которые при использовании сохраняли свои свойства.

6. Главные вещи и их принадлежности. Главными признавались вещи, которые в обороте выполняли самостоятельные функции. И отсюда принадлежностями являлись те вещи, которые обслуживали главные вещи, которые не имели самостоятельной функции. Этот характер функциональной связи обусловил следующее правило: «принадлежность следует юридической судьбе главной вещи». При продаже или ином отчуждении главной вещи принадлежность следовала за вещью. Если продавался земельный участок, то все, что там было создано и посажено – следовало за участком.

7. Вещие простые, сложные и составные. Сложными вещами признавались хозяйственно-функциональные совокупности разнородных и разновидовых вещей, которые охватывались общим наименованием и единым функциональным назначением, при этом все объекты, составляющие эту сложную вещь «охватываются общей правовой судьбой». Например, наследство. Составными (консолидированными) вещами признавались конструкции искусственно соединенных между собой простых вещей, которые характеризовались общим наименованием, единым назначением и общей правовой судьбой.

8. Вещи манципиальные и вещи неманципиальные. Классификационные критерии - признак особой ценности вещи для общения. Манципация в цивильном праве - ритуальный обряд меди и весов, с помощью которого переносилось право собственности на особо ценные вещи, удостоверялась сама сделка, (земельные участки в Италии, постройка зданий и сооружений на этих участках, сельские сервитута, рабы, вьючные и тягловые животные) В первой половине классического периода данная классификация воспринималась юристами как юридический архаизм (правовые нормы, которые фактически не применяются). При Юстиниане эта классификация официально отменена. Это древняя классификация, закрепленная в цивильном праве. Данная классификация не была реципирована, представляет собой только истинные интересы. В основе лежит критерий ценности вещи для хозяйственной - гражданской общины. Манципиальными признавались вещи, наиболее ценные для римского сельхоз оборота. К ним относились земельные участки в Италии, здания и сооружения на этих участках квиритское имение (bonis), вьючные и тягловые животные, рабы. Данный перечень исчерпывающий, остальные вещи неманципиированы. Данная классификация утратила свое практическое значение в конце доклассического периода с установлением института бонитарной собственности. В первой половине классического периода данная классификация рассматривалась юристами как правовой архаизм, и уже в позднем классическом периоде о данной классификации и не вспоминалось.

9. Вещи в обороте (оборотноспособные) и вне оборота (изъятые из оборота). Оборотноспособными признавались вещи, которые могли быть объектами частной собственности и предметами частных сделок. Вещи, изъятые из оборота - это исключение из общего правила:

  • - «естественные вещи» - никому не могли принадлежать, достояние общины - дикие звери, птицы, вода;
  • - публичные вещи - земельный фонд, недра земли, публичные дороги;
  • - вещи муниципии - городские, общественные здания и сооружения;
  • - сакральные места - места погребений.

В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.

Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.

При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.

К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные , бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.

Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.

В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales ».

Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales ) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales ).

Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).

Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium ). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.

Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.

1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio ). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.

2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium ). Такие вещи не могли быть предметом сделок.

К вещам in commercio относили следующие:

- res corporales и res incorporales (т.е. вещи телесные и бестелесные);

- res ma ncipi и res nec ma ncipi (вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipa tio ) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.

И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi».



Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.

В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia .

Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium) , то к ним относили:

1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;

2) Публичные вещи (res publicae ) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;

3) Общественные вещи (resuniversitatis ) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;

4) Вещи божественного права (resdiviniiuris ), к которым относились:

Вещи, посвященные богам (ressacrae ) – храмы, предметы культа;

Вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae ) – например, стены и ворота города;

Вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae ) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.

Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием:

Простыми вещами (res unitae ) считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.

К сложным вещам (res compositae ) относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.

Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.

Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (co rpora ex distantibus ).

Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.

Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae ) имеет свое правовое значение.

Делимыми признавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.

Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.

Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita .

По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли-partes pro indiviso.

В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом».

Использовалось в широком смысле.

Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире, так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.

К вещам относились:

1. вещи Божественного права (священные, святые и религиозные):

2. вещи человеческого права:

Частные вещи в свою очередь также делились на группы.

Классификация вещей

В римском праве существовало широкое деление вещей на категории:

  1. изъятые и не изъятые из оборота;
  2. манципируемые и неманципируемые;
  3. простые и сложные;
  4. потребляемые и непотребляемые;
  5. делимые и неделимые;
  6. главные и побочные;
  7. определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;
  8. движимые и недвижимые;
  9. телесные и бестелесные.

Изъятые и не изъятые из оборота вещи

Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) - это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).

Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) - это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.

Манципируемые и неманципируемые вещи

Манципируемые вещи (res mancipi) - это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.

Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) - все остальные вещи.

Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи - traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации - mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.

Простые и сложные вещи

Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.

Сложные вещи делились на два вида:

  1. составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);
  2. состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).

Вещи движимые и недвижимые

Движимые вещи (res mobiles) - вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

Недвижимые веши (res immobiles) - вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.

Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.

Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» - «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).

Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых - два года.
В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.

Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками

Родовые вещи (res genus) - вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» - «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».

Индивидуально-определенные вещи (res species) противопоставляются родовым. Это вещь, уникальная по своей природе, ее нельзя заменить. Индивидуально-определенная вещь могла быть выделена из ряда подобных (конкретная ваза). При гибели индивидуально-определенных вещей договор прекращался, так как должник уже не мог предоставить эту вещь.

Родовые и индивидуально-определенные вещи также иногда называют заменимыми и незаменимыми . Это разделение вещей имеет большое значение для обязательственного права.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании по прямому назначению. В эту категорию входят продукты и деньги (расплачиваясь ими, собственник их лишается).

Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления или же уничтожались постепенно, не теряя способности выполнять свое назначение (драгоценный камень).

Вещи главные и побочные

Главные вещи - это вещи, имеющие в зависимости и в юридическом подчинении другие вещи.
Побочными (придаточными) признавались самостоятельные вещи, но зависимые от главной и подчиненные юридическому положению последней. Виды побочных вещей : части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи, не отделенные от целого, не имели самостоятельного существования, поэтому не могли быть объектом права. Однако если часть отделить от целого, то эта часть является объектом права (например, кровельный материал). В связи с изложенным римляне рассматривали два по следствия присоединения части вещи к целому. Во-первых, если присоединение вело к изменению сущности присоединенной вещи или нераздельности новой вещи, то право собственности на присоединенную вещь для собственника прекращалось (разведенное вино). Во-вторых, если присоединенная и главная вещи не меняли своей сущности, а совокупная вещь оставалась раздельной, то вещь, присоединенная к главной, могла быть выделена и восстановлена в прежнем юридическом качестве.

Принадлежность - побочная вещь, связанная с главной экономически. Принадлежность могла существовать самостоятельно и быть объектом самостоятельного права (ключ и замок, рама и картина). Вместе с тем лишь при совместном использовании принадлежности и главной вещи достигался конечный результат. Как правило, юридические отношения, устанавливаемые в отношении главной вещи, распространялись и на принадлежность.

Плоды - это, во-первых, вещи, получаемые от плодоносящих вещей (шерсть, молоко, фрукты и т. д.), названных естественными плодами. Во-вторых, к плодам относился доход, приносимый плодоносящей вещью: деньги от продажи фруктов, проценты с капитала, наемная плата и др.

Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Виды прав на вещи

Вещное право по своему содержанию и объему полномочий, которое оно предоставляло управомоченному лицу, делилось на:

  • владение;
  • собственность;
  • права на чужие вещи.
37 38 39 ..

§ 2.

Понятие и виды вещей (римское частное право)

В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении - не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r. incorporales). Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).

Телесные вещи - предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.

Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.

Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.

Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).

Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и r. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т.п.

Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (r. nec mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

Вещи движимые и недвижимые

К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XII Таблиц установили разные сроки приобретательной давности - 2 года для недвижимых и 1 год для движимых вещей.

Вещи делимые и неделимые

К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).

Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные

Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально-определенных - прекращает.

Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определененные - незаменимыми вещами.

Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей

Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: "Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо" (Д. 41.3 30. pr).

Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:

вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;

вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей.

При этом второй вид сложных вещей - совокупные вещи - можно, в свою очередь, разделить на подвиды:

вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);

вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).

В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.

Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д. 2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д. 6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д. 7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д. 7.4.10.8).

Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XII Таблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл. VI.7.8).

Главная вещь и принадлежность

Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.

Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве) - это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.

Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: "Что чему служит" (qruid cui servit) (Д. 1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно- или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).

В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать, - например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).

Плоды (fructi) - это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.

Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи-матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.



Просмотров