Система органов медико социальной экспертизы. Организация работы медико-социальной экспертизы
Функциональные обязанности учреждений медико-социальной экспертизы различного уровня вытекают из новых принципов установления инвалидности и функций учреждения МСЭ, определенных в законе. К новым функциям МСЭ, в отличие от ранних, межрайонных, городских ВТЭК, следует отнести:
Определение структуры и степени ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц;
Формирование индивидуальной программы реабилитации инвалида (виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации);
Коррекция индивидуальной программы реабилитации;
Контроль реализации индивидуальной программы реабилитации;
Оказание разносторонней помощи лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультации по юридическим вопросам;
Содействие в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.
Новые функциональные обязанности связанны как с новыми методическими подходами к установлению инвалидности и определению мер социальной защиты, включая реабилитацию, так и с повышением бюро МСЭ в реализации прав инвалидов на социальную защиту и реабилитацию.
Показанием для направления граждан на медико-социальную экспертизу является наличие нарушений здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится по его письменному заявлению или заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения МСЭ. К заявлению прилагаются направления учреждения здравоохранения (форма № 088/у-97) или органа социальной защиты («Направления в учреждение государственной службы МСЭ»), медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья.
Медико-социальная экспертиза граждан проводится составом специалистов бюро МСЭ, назначенных руководителем учреждения МСЭ, которые имеют право проводить медико-социальную экспертизу и принимать экспертное решение о признании лица инвалидом. В состав специалистов бюро МСЭ, принимающих экспертное решение, входят не менее 6 специалистов: три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог. При необходимости в состав специалистов, принимающих экспертное решение, могут быть включены другие специалисты в рамках перечисленных специальностей.
Процедура освидетельствования начинается с ознакомления каждого специалиста, принимающего экспертное решение, с заявлением, направлением на МСЭ и другими представленными документами. Проводится изучение и оценка общих сведений о больном, сведения о длительности и течении заболевания, данных врачей- специалистов, лабораторных и инструментальных исследований, проведенных лечебных реабилитационных мероприятиях, клинико-функционального диагноза, цели направления на МСЭ.
Одним из важнейших функций специалистов бюро МСЭ является разъяснение инвалиду необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мер, согласование места проведения, форм и сроков проведения, а при возможности – подбор отдельных средств бюро МСЭ или Главном бюро (при наличие в штате соответствующих специалистов и оснащения).
Экспертное решение объявляется освидетельствованному (или его законному представителю) руководителем учреждения МСЭ в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу и принимавших экспертное решение, которые при необходимости дают разъяснения, относящиеся к их компетенции.
Специалист по социальной работе определяет:
Социально-бытовой и социально-средовой статус и прогноз,
Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз,
Меры социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости коррекция мер.
В этом разделе говорилось о функциональных обязанностях, структуре и деятельности учреждения медико-социальной экспертизы.
В следующем разделе перечисляются нормативно правовые акты деятельности работы медико-социальной экспертизы.
1ВОПРОС Общие теоретические основы медико-социальной экспертизы
2ВОПРОС Основные понятия и виды медико-социальной экспертизы
МСЭ- это процедура определения потребностей человека в мерах социальной защиты на основе оценки ограничений ее жизнедеятельности.
Виды.
Военно-врачебная
Судебно- медицинская, судебно-психиатрическая
Независимая мед.
3ВОПРОС Принципы организации и задачи медн асоциальной экспертизы
Принципы Организации. Экспертиза осуществляется в специализированных службах МСЭ. Потребность человека в МСЭ опред. учреждениями здравоохранения и нап. его на экспертизу. Направление дается если нарушение функций оказ. стойким. Спец. мероприятиями вызывает необходимость соц. защиты пациента. К направлению прилагаются все необходимые данные о состояние здоровья. Экспертизу проводят группа специалистов в составе 1 врач- специалист по профильным нарушениям здоровья. 2 врач- спец. по реабилитации 3 специалист по соц. работе 4 психолог. Проводят осмотр пациента, обсуждают результаты. Решение об уст. Инвалидности принимается голосованием. Граж. Выдается справка подтвер. Инвалидность. В месячный срок для него специалистами разраб. программа реабилитации(ИПР) Выписка из акта освид. Инвалидности направляется в органы соц. защиты населения для принятия необходимых мер. По истечению срока инв. человек направ. на переосвидетельствование. В ходе которой проходит та же процедура.
Задачи
Восстановление структуры и степени ограничения жизнедеятельности
Изучение причин, факторов и условий влияющих на возникновение развития инвалидности.
4ВОПРОС Основные законодательные акты по медико-социальной экспертизе
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации № 181 от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 906н от 17 ноября 2009 года «Об утверждении порядка организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы».
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 95 от 20 февраля 2006 года « О порядке и условиях признания лица инвалидом».
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 1013н от 23 декабря 2009 года «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
5ВОПРОС Содержание наиболее важных нормативных актов по медико-социальной экспертизе
Право на жизнь каждого человека закреплено в нормах международного рпава. В КРФ так же устан. Право граждан на охрану здоровья и мед. Помощи (ст20,41КРФ). СТ50 Основ. Законод. Об охране здоровья граждан определяет МСЭ как отдельный вид мед. Экспертизы, осуществляет ФГУ МСЭ в порядке устан. Законодательства.
6ВОПРОС Понятие экспертизы временной нетрудоспособности (экспертиза трудоспособности, временная нетрудоспособность)
ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ - в РФ один из видов медицинской экспертизы. При Э. в. н. определяется необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на мсэ к комиссию, в т. ч. при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
Экспертиза трудоспособности - это медицинское исследование трудоспособности человека, проводимое с целью определения степени и длительности его нетрудоспособности. Главная задача скорейшее восстановление здоровья.
7ВОПРОС Порядок организации экспертизы временной нетрудоспособности.
Эвм осуществляется врачами, в отдельных случаях средним мед. работником. При проведении ЭВМ врач определяет. 1 Имеется ли утрата трудоспособности 2 Длительность и степень нетрудоспособности 3Трудовые функции 4Необходимое личение 5 Режим дня больного.
8 ВОПРОС Основания и порядок выдачи листков нетрудоспособности
Листок нетрудоспособности - документ подтверждающий временную нетрудоспособность гражданина.
Выдается медицинским учреждением при наступлении временной нетрудоспособности, отпуску по беременности и родам, уходу за больными членами семьи. Листок нетрудоспособности является основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности. При амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней
Выдается ЛН на основании записи лица в амбулаторной карте. Лн выдается в день обращения гражданина. При нарушение назначенного личебного охран. Режима врач делает соот веет. Запись в ЛН.
9 ВОПРОС Правовое значение установления факта временной нетрудоспособности
Отношения по ВН урегулированы ФЗ от29 дек. 2006г. №255 «Об обязательном соц. стаховании, и в связи с материнством»
Необходимым условием для наз. ВН является
1)Наличие действующего трудового договора
2)Уплаты страхователем Страховых взномов
4)Выдача мед. Орг. ЛН
Размер пособий по ВН
1)Страхавой стаж 8 и более лет 100%
2)Стр стаж от 5 до 8 лет 80% заработка
3)Стр стаж до5 лет 60% сред заработка
Основаниями для отказа в назначении застрахованным лицам по ВН является
1)Наст ВН в результате умышленного причинении себе вреда
2)Наст ВН в следствии совершении заст. Лицом умышленного преступления.
Основаниями для снижения пособия по ВН являются
1)Нарушении режима без уважительных причин
2)Заболевание или травма наступившая в след. алкогольного,нарк. опьянения
10 ВОПРОС Структура и задачи Федерального государственного учреждения МСЭ
- Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
- Экспертные составы Федерального бюро;
- Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства (осуществляет медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий);
- Бюро медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации и в г. Байконур;
- Главные бюро медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации;
- Экспертные составы главного бюро;
- Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах - филиалы соответствующего главного бюро. Создается, как правило, один филиал (бюро) на 70 - 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:
- общего профиля
- специализированного профиля, в том числе:
- для освидетельствования больных туберкулезом,
- лиц с психическими расстройствами,
- заболеваниями и дефектами органа зрения,
- лиц в возрасте до 18 лет,
- смешанного профиля.
1)установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей свидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
2)изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
11. Функции федерального бюро МСЭ
а) обеспечивает всем гражданам равных возможностей для прохождения освидетельствования
б) рассматривает жалобы граждан
в) осуществляет комплексную экспертно реабилитационную диагностику с применением новейших технологий
г) осуществляет мероприятия по профессиональной подготовки, переподготовки и повышением квалификации специалистов в области МСЭ
д) формирует банк данных о граждан прошедших МСЭ.
е) принимает участие в изучение факторов приводящих к инвалидности.
12. Функции главного бюро МСЭ
а) рассматривает жалобы гр
б) проводит освидетельствования гр обжаловавших решения бюро
в) формирует банк данных о гр проживающих на обслуживаемой территории
г) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов
д) координирует деятельность бюро
е) определяет причины смерти инвалида.
13. Функции бюро МСЭ
а) проводит освидетельствования гр
б) разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов
в) устанавливает факт наличности инвалидности, группу причину, срок и время наступления инвалидности
в) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в %)
г) определяет нуждаемость пострадавших в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации
д) разрабатывает и корректирует программу реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
е) представляет в военные комиссариаты, сведения обо всех случаях, признания инвалидов военнообязанными
14. Права ФГУ МСЭ
а) направлять гр приходящих в МСЭ на обследования в лечебно профилактические учреждения, государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе реабилитационные в целях установления профессионального заболевания
б) запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой собственности, сведения необходимые для выполнения полномочий возложенных на ФГУ МСЭ.
15) Установление инвалидности
регулируется правительством РФ от 20 февраля «О порядке и условие признания лица инвалидом». В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гр, признанный инвалидом устанавливается 1,2 или 3 группа инвалидности. А гр. в возрасте до 18 лет - категория ребёнок инвалид. В зависимости от тяжества заболевания степени организма функций клинического и трудового прогноза различают 3 группы инвалидности:
1 группа инвалидности устанавливается больным, которые не могут себя обслужить и нуждаются в постоянной помощи, уходе или надзоре.
2 группа инвалидности устанавливается при выраженных нарушениях функций организма, не вызывающих, однако, полной беспомощности. Вторая группа инвалидности устанавливается лицам, у которых наступает постоянная или длительная полная нетрудоспособность, но которые не нуждаются в постоянном уходе.
3 группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности, когда по состоянию здоровья необходим перевод на работу по другой специализации более низкой квалификации.
Датой установления инвалидности считается день поступления в МСЭ заявления гражданина о признание его инвалидом с приложенными к ним документами. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельствования или приобщаются к нему. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности с трудовой деят либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности, без ограничения способностей к трудовой деятельности, а так же индивидуальную программу реабилитации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования. Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается (Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет)
2.не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).Правовые последствия инвалидности. Инвалидность является не медицинским, а юридическим термином так как инвалид приобретает определённые права. При установление группы инвалидности необходимо определить так же степень ограничения трудовой деятельности (3,2,1) либо гр инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности, что имеет важное социальное значение, поскольку степень ограничение способности к трудовой деятельности повлияет на размер пенсии по инвалидности. Инвалидность может характеризоваться полной потерей трудоспособности если всякий труд вследствие выраженного нарушений больному недоступен или противопоказан; труд для инвалидов доступен в специально созданных условий; доступно в обычных условий профессионального труда
16) Характеристика групп инвалидности
1 группа инвалидности устанавливается больным, которые не могут себя обслужить и нуждаются в постоянной помощи, уходе или надзоре. Она устанавливается на 2 года
2 группа инвалидности устанавливается при выраженных нарушениях функций организма, не вызывающих, однако, полной беспомощности. Вторая группа инвалидности устанавливается лицам, у которых наступает постоянная или длительная полная нетрудоспособность, но которые не нуждаются в постоянном уходе. Она устанавливается на 1 год
3 группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности, когда по состоянию здоровья необходим перевод на работу по другой специализации более низкой квалификации. Она устанавливается на 1 год.
17) Сроки установления инвалидности (бессрочно)
Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет)
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: 1. не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
2.не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
18) Правовые последствия инвалидности
инвалидность является не медицинским, а юридическим термином так как инвалид приобретает определённые права. При установление группы инвалидности необходимо определить так же степень ограничения трудовой деятельности (3,2,1) либо гр инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности, что имеет важное социальное значение, поскольку степень ограничение способности к трудовой деятельности повлияет на размер пенсии по инвалидности. Инвалидность может характеризоваться полной потерей трудоспособности если всякий труд вследствие выраженного нарушений больному недоступен или противопоказан; труд для инвалидов доступен в специально созданных условий; доступно в обычных условий профессионального труда
19) Формулировки причин инвалидности
в целях единообразного применения, формулировок причин инвалидности ФГУ МСЭ от которого зависит уровень пенсионного обеспечение инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, определяют, причины инвалидности применяя формулировки:
а) общее заболевание;
б) инвалид с детства;
в) профессиональное заболевание;
г) трудовое увечье;
д) военная травма;
е) заболевание получено в период военной службы;
ж) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; з)заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; л)заболевание связано с аварией на ПО "Маяк";
м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк";
н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
о) заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
20)Общее заболевание
причины инвалидности определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась вследствие различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от других причин заболеваний. Инвалидам вследствие ОБЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, а также семьям, кормилец которых умер вследствие ОБЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, пенсии назначаются при наличии у инвалида или умершего определенного стажа работы и в зависимости от возраста инвалида или умершего кормильца. Размеры этих пенсий, как правило, ниже, чем при трудовом увечье и профессиональном заболевании. При обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности под ОБЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ понимаются все случаи наступления временной нетрудоспособности, кроме трудового увечья, профессионального заболевания, ухода за больным членом семьи и других причин, прямо оговоренных в законодательстве. Причина временной нетрудоспособности определяется врачебно-консультационными комиссиями.
21 Вопрос Инвалид с детства
Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
22 Вопрос Профессиональное заболевание
Причина инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений). Указанная причина инвалидности определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности. Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "профессиональное заболевание" является акт о случае профессионального Заболевания или решение суда об установлении факта профессионального заболевания.
23 Вопрос Трудовое увечье
Причина инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы. Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой "трудовое увечье" является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС)или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.
24 Вопрос Военная травма
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. При отсутствии военно-медицинских документов или при их ненадлежащем оформлении причина инвалидности с формулировкой "военная травма" устанавливается участникам Великой Отечественной войны - фронтовикам и воинам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан, в случаях:
а) имеющихся хронических медленно прогрессирующих заболеваний, которые не были выявлены в период военной службы, при представлении документов, выданных лечебным учреждением, которые дают основания отнести начало заболевания к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан), а также, если в военно-медицинских документах указаны отдельные симптомы заболевания, приведшего к инвалидности;
б) имеющихся последствий увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если факт их получения указан в графе "анамнез" военно-медицинского документа, составленного в годы Великой Отечественной войны (ведения военных действий в Республике Афганистан), или в графе "диагноз" указаны только отдельные симптомы заболевания, приведшего впоследствии к инвалидности;
в) имеющихся последствий черепно-мозговой травмы, если в военно-медицинском документе имеются указания на ранения головы (лица), шеи или на одновременно полученные множественные осколочные ранения любой локализации;
г) имеющихся последствий ранения, если в военно-медицинском или ином военном документе (боевая характеристика, представление к награде, воинскому званию, аттестации и т.п.) имеются указания на тяжелое ранение.
При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" без военно-медицинских документов указывается, что заключение вынесено без военно-медицинских документов на основании клинических данных. При определении причины инвалидности с формулировкой "военная травма" в акте освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы в обязательном порядке указываются все документы, послужившие основанием для вынесения решения: свидетельство о болезни; справка ВВК; справки военно-медицинских учреждений, подтверждающие пребывание бывшего военнослужащего на излечении; документы, подтверждающие факт пребывания на фронте, в партизанском отряде, в плену, на военной службе; справки о полученном на фронте награждении, благодарности командования; справки рхива военно-медицинских документов если в них имеются указания на увечье (ранение, травму,контузию), заболевание.
25 Вопрос Заболевание, полученное в период военной службы
Причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. нвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы (кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью). Причина инвалидности в этих случаях определяется учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы без представления военно-медицинских документов.
26 Вопрос Освидетельствование пострадавшего
ПРАВИЛА установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения).
В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.
7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.
9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и резу…
Экспертизой стойкой нетрудоспособности в нашей стране занимаются: 1) МСЭК и 2) комитеты социальной защиты населения.
МСЭК располагаются на базе крупных ЛПУ, однако находятся в ведении Министерства социальной защиты. Их расположение на базе ЛПУ связано с необходимостью всестороннего и полноценного обследования больных, для чего необходима лаборатория, узкие специалисты, диагностические кабинеты.
МСЭК классифицируют на первичные и высшие. Первичные и высшие в свою очередь бывают общего профиля и специализированные, к первичным МСЭК относятся районные, межрайонные, городские МСЭК. К высшим относятся МСЭК г. Москвы и Санкт-Петербурга, областные, республиканские МСЭК.
Задачи первичных МСЭК:
1) установление группы инвалидности впервые или при переосвидетельствовании;
2) определение причины инвалидности;
3) определение времени фактического наступления инвалидности;
4) установление стойкой утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве (в %);
5) санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности свыше 10 или 12 мес;
Состав первичных МСЭК общего профиля:
Терапевт,
Невропатолог,
Представитель комитета социальной защиты населения,
Медицинский регистратор.
- Состав первичных МСЭК специализированного профиля:
2 врача по профилю МСЭК,
1 врач смежной специальности,
Представитель комитета социальной защиты,
Представитель профсоюзной организации,
Медицинский регистратор.
- Виды специализированных МСЭК:
Фтизиатрическая,
Психиатрическая,
Кардиоревматологическая,
Офтальмологическая,
Онкологическая,
Травматологическая,
Профпатологическая.
В 3-дневный срок вся документация на данного больного должна быть передана для рассмотрения в высшую МСЭК. Высшая МСЭК выносит свое решение.
Медико-социальная экспертиза:
· Комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности
· Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов
· Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности
Главное бюро МСЭ
Один состав на 4 первичных бюро
4 врача, специалист по реабилитации, психолог(и), специалист по социальным вопросам
Направления работы:
· Для переосвидетельствования
· Для компенсации
· При больничном более 10-12 месяцев.
Реабилитация. Виды и средства медико-социальной и профессиональной реабилитации.
Реабилитация – система меропритий, направленных на восстановление состояния здоровья больных людей и доведение их до уровня минимально трудоспособности.
Реабилитация инвалида – процесс и система медицинских, психологических, социально-экономических мер, напрвленных на устранение или полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности, вызванной нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Цель реабилитации – восстановление социального статуса нвалида, достижение им материальной независимости и его оиальной адаптации.
Инвалидность как медико-социальная проблема. Основные пути профилактики инвалидности.
10% населения мира – инвалиды. 1 млн. инвалидизированных ежегодно (50% - трдоспособного возратса).
Федеральный Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999г.). Основные разделы. Структура санэпидслужбы.
Закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучие населения РФ», (принят Государственной Думой 12 марта 1999 года, одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года). Действие закона направлено на обеспечение санитарно-зпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Задачи:
1. профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди населения РФ,
2. предупреждение вредного влияния труда, быта и окружающей среды,
3. гигиеническое воспитание и образование населения.
Структура ГЦСЭН
1. Министерство ЗО (департамент по ГСЭН),
2. Федеральный ЦСЭН,
3. городские в субъектах РФ, межрайонные, районные, окружные ГЦСЭН,
4. ГЦСЭН на водном и воздушном транспорте,
5. ЦГСЭН при министерствах:
Обороны,
Юстиции,
Главного управления специальных программ президента РФ,
ЦСЭН Медицинского центра управления делами президента,
Федеральной службы налоговой полиции,
Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте РФ.
6. ГНИИ санитарно-эпидемиологического профиля,
7. противочумные центры, станции,
8. Унитарные предприятия по производству иммунобиологических препаратов,
9. унитарные государственные предприятия дезинфекционного профиля.
Функции ГСЭН:
1. Выполнение санитарного законодательства;
2. Осуществление государственного противоэпидемического контроля;
3. Проведение сантарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий,
4. Санитарно-карантинный контроль;
5. Меры пресечения нарушений санитарного законодательства;
6. Привлечение к ответственности;
7. Учет инфекционной заболеваемости.
Характерно:
· Входит в государственную систему здравоохранения
· Подчиняется министерству здравоохранения РФ
· Имеет иерархическое строение
· Действует в целях обеспечения сан-эпид благополучия
· Основа – государственный сан-эпиднадзор
· Основной финансовый источник – бюджет
Финансирование:
· Внебюджетные средства (от издательской деятельности, пожртвованиня и т. д.)
Санитарное правонарушение – противоправное действие, посягающее на права граждан и интересы ощества
Виды ответственности:
· Дисциплинаная
· Административная
· Экономическая
· Уголовная
Центр санитарно-эпидемиологического надзора как основная структурная единица госсанэпидслужбы. Совместная работа лечебно-профилактических учреждений и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Сан-эпид служба – единая система организаций, учреждений и органов, действующих в целях обеспечения сан-эпид благополучия населения. Основная цель – выявление, предупреждение и ликвидация влияния вредных иди опаснвх факторов среды обитания.
Взаимодействие ГСЭН и ЛПУ
Регламентировано Приказом № 131/380 от 20.12.95 г. «Положение о совместной деятельности ЛПУ и санитарной службы, направленной на улучшение эпидемиологической ситуации».