Уголовная статья за неуплату

Уголовно-правовая характеристика «налоговых» преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организаций соответственно.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 600 тыс. рублей (если при этом доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 1 млн. 800 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков-юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.199 НК РФ наступает в случае неуплаты 2 млн. или 6 млн. рублей соответственно.

За неисполнение обязанностей налогового агента возможна ответственность по ст.199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Субъект преступления четко в статье 199.1 УК РФ не определен - это лицо, которое наделено какими-то управленческими функциями на предприятии. Так что субъектом может стать кто угодно. Обычно это бухгалтера, в соответствии с должностной инструкцией именно на них чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент - наличие корыстного мотива (личная заинтересованность). Доказательством корыстного мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в условиях неперечисления налога в бюджет:

  • бухгалтер и/или директор получают премию;
  • произведена оплата контрагенту - аффилированному лицу;
  • выплачена заработная плата сотрудникам. Личная заинтересованность директора, по мнению судов, состоит в этом случае в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных.
Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ - доказать полное отсутствие денег на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей, определяется в соответствии с примечанием к статье 169 УК РФ и составляет 1,5 миллиона рублей.

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60 процентов.

Новые статьи УК, или «мнимая» борьба с однодневками

Государство продолжает борьбу с фирмами-однодневками, а также с так называемыми «быстрыми» ликвидациями путем присоединения к номинальным компаниям. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ введены статьи 173.1 и 173.2, которыми предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

1) Образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. Под подставными лицами понимаются учредители (участники) или органы управления юридического лица, которое было образовано (создано, реорганизовано) путем введения данных лиц в заблуждение.

2) Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом;

3) Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

За перечисленные виды преступлений предусмотрена ответственность в виде штрафов, обязательных и принудительных работ, а также реального лишения свободы на срок до трех лет.

Данный Федеральный закон вступил в силу 08.12.2011.

Однако, как заявляют адвокаты по экономическим преступлениям, да и сами полицейские, новые статьи абсолютно неприменимы на практике.

До 2010 в УК РФ была достаточно широкая статья «Лжепредпринимательство», которая предусматривала ответственность в том числе за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов.

По сути, новая статья 173.1 УК призвана заменить отмененную годом ранее статью «Лжепредпринимательство».

Между тем, составообразующим признаком новой статьи является введение в заблуждение учредителей юридического лица. То есть для того, чтобы избежать ответственности по данной статье за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, необходимо, чтобы это подставное лицо (или по-другому - номинал) на допросе или в суде подтвердил, что он осознавал, что от его имени учреждается компания.

Привлечение к ответственности самих номиналов за предоставление ими документов для создания новых юридических лиц по ст.173.2 УК РФ также маловероятно.

Согласно формулировке новой статьи, составообразующим признаком будет цель предоставления документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности - для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. То есть номинал уже в момент предоставления своего паспорта (выдачи доверенности на право представления его интересов в регистрирующих органах) должен сознавать, что юридическое лицо будет создано для определенных преступлений. Очевидно, что доказывать это будет проблематично. Единственным возможным доказательством в данном случае станет переписка.

Решение налогового органа как основание для возбуждения уголовного дела

Согласно п.3 ст.108 Налоговой кодекса РФ (редакция 2010 года) основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Из буквального толкования этой нормы следует, что только после того, как соответствующее решение инспекции по результатам налоговой проверки вступит в силу, органами внутренних дел может быть решен вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения нерадивого налогоплательщика к налоговой ответственности.

В 2011 г. Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ были введены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Новый п. 1.1. статьи 140 УПК гласит, что «Поводом для возбуждения уголовного дела по всем налоговым преступлениям (статьи 198 - 199.2 УК РФ) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», гласит данный пункт.

Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, данное требование не исполнено, а сумма недоимки достаточна для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст.32 НК РФ). Только после этого может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела.

Между тем, обжалование решения налогового органа в арбитражном суде не препятствует расследованию уголовного дела! Дажеприостановление исполнения требования в рамках рассмотрения дела об оспаривании решения налогового органа в арбитражном суде (принятие обеспечительных мер в виде запрета принудительного исполнения решения и требования) не влияет на течение указанного выше двухмесячного срока и обязанность инспектора направить материалы налоговой проверки в следственные органы. Решение инспекции считается вступившим в силу и может служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Примечательно, что законодатель использует разные понятия: «повод для возбуждения» в УПК РФ и «основание для привлечения к ответственности» в Налоговом кодексе РФ. Уголовное дело возбуждается по определенному поводу и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Очевидно, что материалы налогового органа, направленные в следственные органы, подпадают под категорию «основание», поскольку содержат в себе фактически все данные о предполагаемом преступлении. До 2012 года практика всегда шла по тому пути, что без решения ИНФС о доначислении налогов нет именно основания для возбуждения уголовного дела. Но законодатель решил использовать понятие «повод», фактически приравняв материалы налогового органа (достаточно большие по своему объему) к заявлению или сообщению о преступлении.

Более того, если УПК РФ установлены определенные требования к явке с повинной, к заявлению о преступлении, то понятие «материалы, которые направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» остается размытым.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на новую редакцию ст.90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более - подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными. Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

Кроме того, в случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего - в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники ООО, формально не занимающие должностей в обществе, но фактически руководящие его деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Основания для прекращения преследования по уголовному делу

Обращаем ваше внимание на то, примечания к статьям 198, 199 УК РФ, вступившие в силу в начале 2010 года, устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

В конце 2010 года УПК РФ также дополнен статьей 28.1, предусмотревшей право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1 УК в случае возмещения им причиненного вреда, то есть:

1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

2) соответствующих пеней;

3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

К сожалению, изменения так и не устранили коллизию материальных и процессуальных норм, которая появилась в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.

Освобождение от ответственности по статье 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов) с 08.12.2011 ужесточилось в соответствии со статьей 76.1 УК РФ. До этого, можно было, используя ст. 75 УК «Деятельное раскаяние», избежать ответственности, уплатив сумму ущерба в бюджет. Теперь же дело прекращается только после возмещения суммы ущерба (налог, пени, штраф), а также уплаты вдобавок к этому еще и «штрафной» пятикратной его суммы в бюджет! То есть по сути это тот же штраф, но только без судимости у конкретного физического лица.

"Уголовная ответственность за налоговые нарушения ". Современный предприниматель, 2010, N 2

Некоторые положения Налогового и Уголовного кодексов, касающиеся ответственности за уклонение от уплаты налогов, претерпели изменения. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ (далее - Закон) вступил в силу с 1 января 2010 г. Конечно, не обошлось без исключений.

Статья 1 Закона, корректирующая Налоговый кодекс, вступает в силу со дня официального опубликования документа. В "Российской газете" Закон появился 31 декабря 2009 г., публикация в "Собрании законодательства РФ" состоялась чуть позже - 4 января 2010 г.

Единственное положение Закона, которое вступит в силу только с 1 января 2011 г., касается подследственности преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса. Сейчас предварительное расследование по нарушениям в рамках названных статей находится в компетенции следователей ОВД. По уголовным делам, открытым после 1 января 2011 г., предварительное следствие будут вести следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Сначала - предупреждение

Обнаружив задолженность по налогам и сборам, инспекция направит коммерсанту требование об уплате. В нем указывается величина долга, размер пеней, начисленных на дату направления требования, сроки уплаты, основания взимания налога, то есть приводятся ссылки на статьи Налогового кодекса, а также меры по взысканию, которые будут приняты контролерами, если требование не будет исполнено (принудительное взыскание, взыскание за счет имущества).

Когда размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, в требовании будет предупреждение о том, что инспекторы обязаны направить материалы в ОВД, если коммерсант вовремя не погасит задолженность. Такая норма появилась в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса.

Признаками преступления являются обстоятельства, изложенные в ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса (Письмо УФНС России по г. Москве от 11 июля 2007 г. N 09-10/065649@), а именно когда сумма недоимки превышает определенные величины. О них мы поговорим ниже.

Требование об уплате налога (сбора) должно быть исполнено в течение 10 дней с даты его получения, если в документе не установлен иной, более продолжительный срок. Когда этот срок истечет, начнется отсчет двухмесячного периода. Если в течение этих двух месяцев бизнесмен полностью не погасит недоимку, контролеры направят сведения о коммерсанте в ОВД.

Речь идет только о недоимке, позволяющей предположить факт совершения преступления (п. 3 ст. 32 НК РФ). В этой связи рекомендуется при погашении задолженности копии документов (платежки, уточненные декларации) отнести в налоговую. Это обезопасит вас от возможных действий контролеров по возбуждению уголовного дела.

Не позднее дня, следующего за днем направления материалов в ОВД, руководитель инспекции выносит решение о приостановлении исполнения решения о привлечении коммерсанта к ответственности и взыскания с него налога, пеней, штрафа. Именно на основании этого решения ранее бизнесмену направлялось требование.

Но за налогоплательщика возьмется ОВД. Если последует отказ в возбуждении уголовного дела или дело будет прекращено, следователь передаст в инспекцию соответствующее постановление, а налоговые инспекторы смогут возобновить разбирательство о привлечении бизнесмена к налоговой ответственности.

Обратите на это внимание. Наступление уголовной ответственности исключает привлечение коммерсанта к налоговой, и наоборот.

Неправомерные действия инспекторов бизнесмен вправе обжаловать. Конечно, наиболее эффективный способ - обращение в суд. Но обязательный досудебный порядок урегулирования спора не позволит этого сделать сразу. Сначала следует обратиться в вышестоящую инспекцию. И только потом коммерсант сможет подать заявление в суд (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). В случае направления документов в ОВД сначала стоит погасить недоимки, поскольку в этом случае ИП не будет привлечен к уголовной ответственности. И лишь потом оспаривать решение инспекторов. По результатам обжалования решений налоговой, при положительном решении суда, коммерсант сможет вернуть деньги или зачесть их в счет будущих налоговых платежей.

Крупные и особо крупные нарушения

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за следующие виды налоговых нарушений: уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов), сокрытие денежных средств или имущества, необходимых для взыскания недоимки. Санкции зависят от размера неуплаченной суммы налогов.

Уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты за период от одного до двух лет. Вместо денежного наказания возможен арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до одного года.

За преступление в особо крупном размере грозит штраф от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Закон внес корректировку в понятия "крупный" и "особо крупный" размер.

С 1 января 2010 г. крупным размером считается сумма налогов (или сборов) в размере более 600 тыс. руб. (ранее - 100 тыс. руб.), если вы не уплатили 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумму, превышающую 1800 тыс. руб. (ранее - 300 тыс. руб.). Размер неуплаченных налогов определяется за трехлетний период.

Допустим, недоимка коммерсанта составила 1900 тыс. руб. Сумма превышает установленный лимит в 1800 тыс. руб., а значит нарушение совершено в крупном размере.

Наша справка. Привлечение к ответственности возможно в пределах установленных сроков давности. По налоговым правонарушениям срок давности составляет три года (п. 1 ст. 113 НК РФ).

В случае привлечения физлица к уголовной ответственности при неуплате налогов в крупном размере - два года (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 78 УК РФ), в особо крупном размере - шесть лет (ч. 2 ст. 198, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Другая ситуация: недоимка ИП составляет 700 тыс. руб., значит одно из условий, для того чтобы считать задолженность крупной, выполнено - сумма превышает 600 тыс. руб. Далее следует рассмотреть общую сумму всех налогов и сборов бизнесмена за трехлетний период, подлежащий проверке. Учитывать следует не только уплаченные, но и не уплаченные суммы. Предположим, сумма равна 2800 тыс. руб. Таким образом, доля неуплаченных налогов составляет 25 процентов (700 тыс. руб. / 2800 тыс. руб. x 100%), а эта величина превышает установленную норму в 10 процентов, то есть нарушение совершено в крупном размере и привлечение к уголовной ответственности возможно.

Рассчитывая величину недоимки, следует учитывать сумму налогов (по каждому виду), а также сумму сборов, которые не были уплачены за период в пределах трех календарных лет (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64). Причем, налог считается неуплаченным по окончании налогового периода. К примеру, для НДФЛ, "упрощенного" налога таковым является календарный год, для ЕНВД, НДС - квартал. Окончательный размер неуплаченных сборов определяется только по решению суда.

Особо крупный размер увеличился с 500 тыс. до 3 млн руб., при доле неуплаченных налогов свыше 20 процентов либо сумме в 10 млн руб. (ранее - 1 млн руб.). При этом также рассматривается период в пределах трех лет подряд.

Эти наказания относятся только к физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и касаются налогов и сборов. Пенсионные взносы, введенные с 2010 г., не входят в налоговую систему. Налоговые инспекторы не являются контролерами в части их уплаты, поэтому в расчеты они не попадут.

Отметим, что для компаний предусмотрены свои лимиты для применения "уголовных" санкций, и они тоже изменены.

Уклонение от уплаты налогов организацией наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет. Также предусматривается арест от четырех до шести месяцев, лишение свободы до двух лет, лишение права занимать определенные должности до трех лет (ст. 199 УК РФ).

За те же преступления в особо крупном размере или совершенные группой лиц предусматривается более строгое наказание: штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Также предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет с лишением права занимать должности или без лишения этого права.

Изменения коснулись лимитов. Теперь под крупным размером признается сумма более 2 млн руб. (ранее - 500 тыс. руб.), если доля неуплаченных налогов составляет 10 процентов либо превышает 6 млн руб. (ранее 1,5 млн руб.). Под особо крупным размером понимается неуплата налогов в сумме более 10 млн руб., если доля неуплаченных налогов превышает 20 процентов либо сумма превышает 30 млн руб. (ранее 7 млн руб.).

Уголовное преследование

Наша справка. Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (ч. 55 ст. 5 УПК РФ).

В отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 198 - 199 Уголовного кодекса, преследование прекращается по основаниям, указанным в ст. ст. 24 и 27 УПК.

Эти статьи указывают, в частности, на такие случаи, как отсутствие события преступления, состава преступления в совершенном проступке, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого, отсутствие заявления потерпевшего, отсутствие заключения суда, непричастность подозреваемого, амнистии. При наличии одного из них уголовное преследование коммерсанта прекращается.

Вторая причина, по которой уголовное дело будет закрыто - возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе. Коммерсант должен оплатить недоимку, указанную в решении налоговой инспекции о привлечении к ответственности, а также соответствующие пени и штрафы. Причем, задолженность должна быть погашена до окончания предварительного следствия.

Кстати, согласно внесенным поправкам в Уголовный кодекс лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатит недоимку, а также соответствующие ей пени и штрафы, начисленные по нормам Налогового кодекса (п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ).

Наш комментарий. Уголовный штраф только после проверки

Валерий Романов, эксперт журнала

В большинстве случаев недоимка выявляется в результате проверки бизнесмена. По результатам контроля инспекторы принимают решение о привлечении ИП к налоговой ответственности. В течение пяти дней оно должно быть передано ИП. Спустя 10 дней после того, как бизнесмен получит это решение, оно вступает в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). После чего отсчитывается новый 10-дневный период, в течение которого инспекторы могут выслать коммерсанту требование об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если недоимка значительная, в требовании укажут на возможную уголовную ответственность. Для исполнения требования, как правило, отводится 10 календарных дней (п. 4 ст. 69 НК РФ). Предположим, бизнесмен не выполнил требование в установленный срок, тогда контролеры подождут еще два месяца, по истечении которых у них будет 10-дневный период для направления материалов в ОВД.

Но недоимка не обязательно обнаруживается в ходе проверки. В этом случае инспекторы должны направить коммерсанту требование об уплате долга в течение трех месяцев с момента выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Конечно, в документе может быть указание на возможное открытие уголовного дела, но направить материалы в ОВД инспекторы могут только после вынесения решения о привлечении ИП к налоговой ответственности, а такое решение составляется по итогам проверки бизнесмена (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). Причем должна быть соблюдена вся вышеописанная процедура с двухмесячным выжиданием, когда ИП вправе погасить долг. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности до окончания налоговой проверки исключено.

Е.Шестакова

руководитель группы налогообложения

УФПС г. Москвы -

Филиала ФГУП "Почта России"

Подписано в печать

Можно ли за совершение налоговых правонарушений и налоговых преступлений привлечь к ответственности уполномоченного представителя налогоплательщика? На этот вопрос специалисты Минфина России ответили в письме .

Вводная информация

Сначала специалисты Минфина напоминают некоторые положения Налогового кодекса. Действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам представлять налоговые декларации через представителя (п. 4 ст. НК РФ). Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. 3 ст. НК РФ).

Налоговым правонарушением, как сказано в статье НК РФ, признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей (п. 4 ст. НК РФ).

Налоговая ответственность

Далее чиновники рассматривают вопрос о налоговых правонарушениях, совершенных при участии уполномоченного представителя и обращаются к постановлению Президиума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 . В пункте 3 данного документа говорится, что субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик. При этом не имеет значения, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. Поэтому в случае нарушения законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) представителя налогоплательщика расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

То есть даже если декларация была сдана не вовремя или сумма налога была занижена по вине представителя, к налоговой ответственности за это правонарушение будет привлечен сам налогоплательщик. А представитель будет отвечать за свои ошибки перед доверителем по правилам гражданского, семейного или трудового законодательства.

Уголовная ответственность

А вот в ситуации с привлечением к уголовной ответственности за налоговые преступления дело обстоит иначе. В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64 судьи указали, что к субъектам преступления, предусмотренного статьей УК РФ, могут быть отнесены не только руководитель организации-налогоплательщика и главный бухгалтер, но и иные лица, если они были специально уполномочены организацией-налогоплательщиком. Сказанное означает, что к уголовной ответственности на основании статьи УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» может быть привлечен не только руководитель (главбух, бухгалтер) налогоплательщика, но и работник уполномоченной бухгалтерии, чьим сертификатом КЭП перед отправкой была подписана декларация, содержащая заведомо ложные сведения. Также стоит отметить, что уголовная ответственность грозит и тем физическим лицам, которые действуют без какого-либо оформления отношений, но при этом фактически выполняют обязанности руководителя, главбуха или бухгалтера налогоплательщика (п. 7 постановления Пленума ВС РФ



Просмотров