Open Library - открытая библиотека учебной информации. Основные положения крестьянской реформы

Реформа объявлялась торжественным документом – Манифестом 19 февраля 1861 г. В нем доказывалась законность существования до этого власти помещиков над крестьянами. Но в связи с тем, что положение крепостных с течением времени становилось все более неопределенным, требовалось его улучшение. Отмена крепостного права объявлялась благодеянием самодержавия, которое побудило помещиков к добровольному отказу от прав на личность крестьян.

По манифесту крестьяне сразу получили личную свободу без какого-либо выкупа, но полное освобождение они получали не сразу, а по истечении двух лет, в течении которых обязаны были отрабатывать прежние повинности и находиться в повиновении помещикам. Манифест предусматривал открытие в каждой из 45 губерний, где проводилась реформа, губернское по крестьянским делам присутствие, введение должностей мировых посредников, образование крестьянского самоуправления и составление уставных грамот, фиксировавших размеры крестьянского надела и размеры повинностей крестьян.

Из всех законодательных актов об отмене крепостного права наиболее значимым было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое решало судьбу примерно 21,6 млн помещичьих крестьян. Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. «Положение» подчеркивало право собственности помещиков на все земли, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне объявлялись пользователями надельной земли, обязанными отбывать помещику установленные повинности – барщину или оброк. Крестьяне, получавшие на таких основаниях землю, назывались временнообязанными. Статус временнообязанного продолжался до момента заключения ими выкупной сделки. Закон не оговаривал конкретные сроки выкупа. Только в 1881 г. последовал новый закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г. Таким образом, окончательно юридические последствия крепостничества были ликвидированы только через два десятилетия после начала реформы.

«Положение» официально признавало за крестьянами право собственности на «земли, дома и вообще недвижимые имущества», приобретенные при крепостном праве. Это связано с тем, что при крепостничестве крестьяне имели право покупать землю и недвижимость только на имя своего помещика и теперь они получали право оформить их на себя. Сложность заключалась в том, что это положение распространялось только на сделки со сроком не более 10 лет и при наличии документов, которые хранились у помещика. Поэтому данная норма была очень трудно выполнима и зависела от помещика: передать крестьянам их покупную землю или присвоить ее себе.

Реформа лишила помещика права вотчинной полиции, т. е. разбора мелких имущественных споров, контроля за соблюдением повинностей, наказаний за различные поступки и т. д. Все эти обязанности передавались самим крестьянам, для чего образовывались сельские и волостные общины. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество (общину). В одном селе могло быть несколько сельских обществ и наоборот, несколько сел могли входить в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход, избиравший на трехлетний период старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Волостной сход избирал волостного старшину и волостной суд. При волостном управлении был наемный волостной писарь, который при всеобщей неграмотности имел большую фактическую власть: вел денежные книги, удостоверял мелкие сделки, оформлял приговоры волостного суда, выдавал паспорта и т. д. Довольно быстро волостные писари, не имевшие никакой власти, стали низшим бюрократическим звеном, откровенно злоупотреблявшим своим положением. Органы крестьянского самоуправления были созданы быстро, так как и предписывал закон – через 6 месяцев после обнародования реформы. В проведении реформы большое место отводилось мировым посредникам. Реформа была задумана как система добровольных или полюбовных соглашений между помещиками и крестьянами. Мировые посредники должны были от государства обеспечить какое-то минимальное согласие на низовом уровне. Они должны были осуществлять надзор за сельским и волостным крестьянским самоуправлением, контролировать введение уставных грамот и выкупных актов крестьян. По определению мировые посредники должны были занимать сторону помещика, хотя и придерживаться букве закона. Назначались они из числа местных помещиков, должны были иметь определенный имущественный ценз. Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернаторов и предводителей дворянства. Перед крестьянством никакой ответственности они не несли.

Среди мировых посредников были разные люди. Некоторые из них занимали либеральные позиции, добросовестно придерживаясь действующего законодательства. Подавляющее же их часть видела свои задачи в отстаивании прежних крепостнических интересов помещиков, рассматривая права крестьян как временное неудобство.

1.Право заключать сделки 2.предъявлять иски 3.заниматься торговлей, промыслами 4.владеть движимым и недвижимым имуществом 5.вступать в брак без согласия помещика 6.в судах ввели институт присяжных заседателей и адвокатуры, процесс стал открытым и носил состязательных характер. 7. крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели и органы земского самоуправления 8. мог поступить в средние и высшие учебные заведения. 1.Право опеки над крестьянами и представлять их на суде 2.право вотчинной полиции 3. право приостанавливать выполнение любого постановления сельского схода 4.смена выборных должностных лиц сельского управления 5. выселение из сельского общества неблагонадежных лиц.

В июле 1861 г. был создан институт мировых посредников, на который были возложены посреднические и административные функции – проверка, утверждение и введение уставных грамот (они определяли пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления. Мировые посредники назначались Сенатом из местных поместных дворян-землевладельцев. На губернию приходилось до 50 мировых посредников. Каждые 8-10 волостей – мировой участок. Мировые посредники подчинялись мировому съезду, а съезд губернскому присутствию по крестьянским делам. Мировые посредники должны были учитывать государственные интересы, придерживаться закона в решении крестьянских вопросов. (Л.Толстой, Пирогов Н., декабрист А. Розен).

Разработчики закона определили такие нормы земли, которые в силу их недостаточности привязали бы крестьянское хозяйство к помещичьему путем неизбежной аренды. Так появились «отрезки», которые коснулись 45-60% крестьян. Отрезки превратились в средство нажима помещика на крестьянина. Земля передавалась в собственность не отдельного крестьянина или двора, а общине. Что символизировало невозможность крестьянина продать надел, а сдача в аренду ограничивалась пределами общины. Наделение крестьян землей носило принудительный характер, крестьянин не мог отказаться от надела до 1870 г.

Положение о выкупе – чтобы выйти из общины крестьянин должен был уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки. Тем не менее, реформа 1861 г. создала условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

В удельной деревне отмена крепостничества произошла в 1863 г. (28 июня 63 г. – Положение об удельн.кр-нах ). Если помещичьи крестьяне наделялись землей не в личную собственность, а в бессрочное пользование, то удельные становились собственниками имеющихся у них наделов. Их прежние повинности превращались в выкупные платежи, к-ые рассрочивались на 49 лет и начислялись в размере 6 % годового оброка. С 1865 г. удельные крестьяне переводились на обязательный выкуп и больше не зависели от Удельного ведомства. В течении 2 лет составлялись т.н. уставные грамоты, в которых определялись размеры крестьянских наделов и суммы выкупных платежей. Лесные дачи, общественные запашки не были включены в крестьянские наделы. Крестьяне оказывали сопротивление введению уставных грамот. В с. Сыресево Алатырского уезда введение уставных грамот происходило при помощи розог и арестов крестьян. Только по прибытии рот Самарского полка крестьяне были вынуждены принять уставные грамоты . По уставным грамотам возросли оброки, многие леса и поля, которыми ранее пользовались крестьяне не были отданы им. Росло недовольство, крестьяне считали «Положение» незаконным, т.к. оно не было прочитано во всех церквях, как Манифест 1861 г.



В целом отмена крепостного права способствовала развитию производительных сил России, росту производства с/х продукции. Усиливается процесс расслоения крестьянства, обезземеливание приводит к широкому распространению аренды, купли-продажи земли, развитию промыслов и отходничества. Однако многие проблемы оказались нерешенными, представительная власть в государстве слабая, режим – полукрепостнический. Порядки в самодержавно – крепостнической России держались преимущественно на репрессивных методах. Начинается полоса реформ и преобразований, войн и революций.

3. Политический кризис. Революция 1905-1907 гг .

В к. XIX в. социальная психология крестьян характеризуется постоянным ожиданием перемен, постоянно идут слухи об отмене крепостного права, эти слухи часто провоцировали крестьянские выступления. Так, в 1858 г. крестьяне с. Русское Маскино отказались подчиняться владельцу, заявив, что земля их собственность. Мордовские крестьяне выступали не только за отмену крепостничества, но и против навязанной им религии, защищающей существующий государственный строй. Но уже и прежняя языческая религия утрачена, в сказках и пословицах попы высмеиваются. Поэтому в крае большое распространение имели различные еретические движения, старообрядческие секты. Все это приводило к появлению утопических идей о народном заступнике, который сможет решить все проблемы.

Мордовский край оказался охвачен крестьянскими выступлениями – начались поджоги помещичьих имений, самовольная вырубка леса, возврат земель, ранее принадлежавших общинам. Бунты подавлялись правительственными войсками.

Активность крестьянского движения подтолкнуло самодержавие к реформам. Было объявлено о прекращении взимания выкупных платежей, об их уменьшении наполовину. Стали готовиться проекты аграрной реформы. 9 ноября 1906 г. – Столыпин начинает ее реализацию. В ее основе – попытка разрушить общинное землепользование. Каждый крестьянин получал право выделиться из общины в отруб или хутор, закрепить свой надел в личную собственность. Земля стала объектом купли-продажи, что способствовало развитию капиталистических отношений. Земля покупалась у Удельного ведомства, Крестьянского банка, у помещиков. По реформе Столыпина к 1914 г.в Атяшевском уезде, например, из общины вышло всего 1-2 % семей. Им были отведены отруба и хутора. Это были наиболее самостоятельные хозяйства, они владели более совершенными орудиями(конные сеялки, молотилки веялки, сортировки), покупали землю у односельчан. Многие крестьяне сопротивлялись реформам, серьезные выступления были зафиксированы в с. Муравьевка (Инсар.р-он), с. Курташки (Ардатов.р-он). Всего было арестовано 130 крестьян. Причина выступлений – нарушение прав общинников в пользу выделенцев. Всего в Мордовии за 10 лет реформ подали заявление о выходе 21,8% крестьянских хозяйств, вышло – 14,6%, закрепив за собой 9,3 % всей земельной площади.

В период с 1896- по 1910 гг. в Сибирь из Мордовии переселилось более 34 тыс. крестьянских хозяйств с населением до 200 тыс. чел. С 1912 года – спад переселенческой волны. («возвращенцы»)

Крестьяне условно делились на 3 группы по степени зажиточности: а) беднейшие слои – в хозяйстве только 1 лошадь, или нет совсем; б) середняки – 2 лошади в хозяйстве; в) зажиточные – три и более лошадей в хозяйстве.

Итоги столыпинской реформы - разоряющиеся крестьяне постепенно вливаются в ряды рабочего класса, многие стали заниматься промыслами, торговлей, отходничество приобретает невиданный размах, ускорение процесса расслоения крестьян, рост капиталистического производства в деревне, оживление торговли.

Русско-японская война и поражение в ней России ускорили обострение соц-экон. и полит. проблем в стране. Их нерешенность стала причиной революции 1905-907 гг. большую роль в оформлении крестьянского движения в политическую силу сыграл 1 съезд Крестьянского союза летом 1905 г.

Результатом первой революции было радикальное изменение политической ситуации: дворяне-помещики утратили свое превалирующее положение, упал авторитет местных властей и самодержавия, крестьянская община стала практически неуправляемой.

Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Вопросы к семинару

1. Буржуазные реформы в Мордовии (крестьянская, аграрная, земская)

2. Революция 1905 – 07 гг. в Мордовском крае.

3. Рузаевская республика.

Текст

Введение

ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНАХ,

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер «попечительства» над крестьянами их бывших помещиков на период временнообязанного состояния, а также порядок отбывания казенных земских и мирских повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм, которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными ограничениями) в другие сословия – все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического принуждения: временнообязанное состояние крестьян, право вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия – дворянство, духовенство, купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы – вводя нормы буржуазного права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных. Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.



3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

Примечание . Сии местные положения суть 1) для 34-х губерний великороссийских, новороссийских и белорусских; 2) для губерний малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Кроме того, к местным положениям присоединены Дополнительные правила: 1) об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) о приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5) о крестьянах и дворовых людях в Земле войска Донского; 6) о крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7) о крестьянах и дворовых людях в Сибири и 8) о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок) и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.

Примечание. Подробности, относящиеся до составления и исполнения уставных грамот, содержатся в местных положениях и в Правилах о порядке приведения в действие положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли.

9. По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным на основании ст. 1119-й Зак. о сост., т. IX, Св. Зак. 1857 г. и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах и проч.

10. Затем на самих крестьян возлагается попечение по общественному продовольствию и призрению и ответственность за исправное отбывание следующих с них казенных и земских, натуральных и денежных повинностей на основаниях, изложенных ниже (Раздел III).

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут сверх усадебной оседлости приобретать в собственность, на основании общих законов, полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела или определенной в местных положениях части оного прекращаются все обязательные поземельные отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другие сословия.

14. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян на основании статей 148–163-й сего Положения.

19. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действий сих учреждений определяются в особом о них Положении.

Раздел первый

Самым насущным вопросом для России был вопрос отмены крепостного права. До этого монарх неоднократно пытался отменить крепостничество, но встречал сопротивление дворянства, поэтому подготовка к самой крестьянской реформе началась тайно с 1857г. В ходе обсуждения среди двор-ва образовалось 2 группировки , т.к основной вопрос реф-мы свод-ся к след.:«Освободить крестьян с землёй / без земли?»:

  1. помещики черноземья (земля представляла ценность)
  2. помещики нечерноземья (задолго до отмены к/п источник доходов помещ-в не барщина, а оброк. Земля ценности не представляла. Предлагали освоб. крестьян с землей.) 19 февраля 1861 выходит Манифест царя «Об отмене к/права»

Законодатель предусм-т решение 4-х вопросов :

  1. личное освоб-е крестьян,
  2. земел-е наделы крестьян и их повинности,
  3. механизм получения надела(выкупные платежи),
  4. об организации крестьянского управления.

Помещики теряли старые права:

  • продавать кр-ян,
  • обменивать,
  • переселять с места на место,
  • отдавать на к-либо работы.

Крестьяне получили личные и имущественные права:

  • самост-но вступать в брак,
  • заключать договоры,
  • заниматься торговлей, промышленностью,
  • право ведения своих судебных дел,
  • право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,
  • право поступать на службу, на учебу,
  • право приобретать движимое/недвижимое им-во.

Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

  1. был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.
  2. Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.

Рассмотрим и проанализируем статьи из первой главы «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Статьи 21-39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в категорию свободных сельских обывателей, т.е. приобретали права (а также и новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал, относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие вмешательства в их личную жизнь помещиков и «по закону» и в порядке «злоупотребления помещичьей властью».

Статьи 22-23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности. Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным: заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107 для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79 для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли крестьянину право, «не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика, ни у общества», устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому, предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям). Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А. Софроненко. -- М.: ГИЮЛ, 1954 г. -- С.318.

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2 к данной статье право иска и жалобы крестьян, как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян: продажа крестьян отдельно от земли («на своз»), что противоречило даже тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава о благоустройстве казенных селений. Статьи 384-407 этого Устава регламентируют «порядок и способы исполнения приговоров сельских и волостных расправ» в селениях государственных крестьян, процедуру удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в общественные работы, «порядок и способы исполнения решений судебных мест»). В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных феодальных привилегий - права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью: имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было предоставлено по закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших крестьян. Таким образом, если ст. 29 Общего положения снимала с помещика обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст. 47, 71, 75, 130-140 данного Положения, а также надлежащими статьями других законов: Устава о службе от правительства, Устава о податях и пр. Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству) путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну конкретную форму воздействия -- поражение в сословных правах. Российское законодательство X-XX вв: в 9 Т./отв.ред.тома О.И. Чистяков.-М.,1984.-Т.7: Документы крестьянской реформы/ отв. ред. О.И. Чистяков.- С.40.



Просмотров