Договор фрахтования (образец). Порядок заключения договора фрахтования. Правовое регулирование договора фрахтования

Страница 1

В ГК закреплен новый вид договора перевозки - дого­вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор­гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз­ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре­доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипа­жем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мо­реплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплава­нии»).

Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются рахтовщик и фрахтователь. Фрах­товщик - это сторона, предоставляющая транспортное сред­ство на определенный срок для перевозки. Причем зафрах­тованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стан­дартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.

Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пас­сажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Сле­дует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тари­фах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чар­тер) транспортных средств.

Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.

В числе документов, удостоверяющих договор перевоз­ки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чар­тера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрах­тования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа воп-Рос: какими нормами законодательства следует руководствоваться при заключении договора фрахтования (чартера). От­вет на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управле­нию и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регули­руя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного сред­ства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» пре­дусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предус­мотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от свое­го имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.

Материалы о транспорте:

Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПО(Ч)ТС и технологическая планировка участков
Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ и т.д. Габариты производственного корпуса выбираем исходя из его площади, конфигурации и размера под стр...

Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды в настоящее время стала одной из самых важных проблем человечества. Природа земли – место обитания человека. Поэтому бездумное уничтожение природы и окружающей среды приносит...

Расчет стоимости материалов
При расчете стоимости материалов базовые цены на материалы принимаются по данным базового предприятия, т. е. оптовая цена закупки. При отсутствии таких данных на отдельные материалы на предприятии дл...

Новая редакция Ст. 787 ГК РФ

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 787 ГК РФ

Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.

Судебная практика.

В случае если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных ему бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2004 N 7326/04).

Бербоут-чартер - это договор фрахтования, согласно условиям которого судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации. Расходы по страхованию, однако, как правило, несет судовладелец.

Другой комментарий к Ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор фрахтования (чартер) - особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования - возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

2. Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК РФ). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Обязанность предоставления фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства делает договор фрахтования внешне схожим с арендой транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). Однако эти договоры различны, так как предоставление всей или части вместимости транспортного средства не означает передачи фрахтователю правомочий по владению и пользованию транспортным средством. При договоре фрахтования техническая и коммерческая эксплуатация транспортного средства осуществляется его владельцем-перевозчиком.

3. Стороны договора фрахтования - перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза. Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица - грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику.

4. Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность - наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т.д.

5. Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Отсутствуют такие требования в ВК и КВВТ. Поскольку договор фрахтования - разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования - консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

  • Вверх
ДОГОВОР

фрахтования воздушного судна

(воздушный чартер)

Место заключения договора ___________

Дата заключения договора ____________

__________ (наименование организации), именуемое в дальнейшем «Фрахтовщик», в лице ___________ (должность, ФИО), действующего на основании Устава, с одной стороны, и ___________, именуемый в дальнейшем «Фрахтователь», в лице __________, действующий

на основании ___________ и лицензии N _______ от «____»__________ г., выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Фрахтовщик обязуется предоставить Фрахтователю за плату для выполнения ____ рейсов ____ (количество) воздушных судов (далее — ВС) для воздушной перевозки ____ (пассажиров/багажа/грузов/почты) с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию ВС персоналом Фрахтовщика.

1.2. Перечень конкретных воздушных судов, их типы, количество вмещаемых ими пассажиров, стоимость фрахта по каждому ВС указаны в Приложении N __ к настоящему Договору.

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Для исполнения своих обязательств Фрахтовщик предоставляет технически исправное ВС, удовлетворяющее всем летным и техническим требованиям, которые предъявляются к ВС данного типа, в полной комплектации и оснащении необходимым оборудованием и документацией. ВС должно быть заправлено топливом и готово к перевозке пассажиров и их багажа, соответствовать нормам и правилам по перевозке пассажиров.

2.2. ВС будет эксплуатироваться экипажем Фрахтовщика, имеющим допуск к выполнению полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора. Каждый член экипажа обязан иметь при себе действующие свидетельства, удостоверяющие его квалификацию.

2.3. Фрахтовщик подтверждает, что командир ВС обладает необходимой компетенцией для принятия решений о:

— выполнении, задержке и/или отмене вылета ВС;

— ограничении коммерческой загрузки;

— прекращении или изменении маршрута полета;

— совершении дополнительной посадки или следовании на запасной аэродром в том случае, если такие решения вызваны необходимостью обеспечения безопасности пассажиров, экипажа и/или угрожают целостности пилотируемого ВС.

2.4. Полеты ВС осуществляются Фрахтовщиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Государственной службы гражданской авиации Минтранса Российской Федерации (ГС ГА Минтранса Российской Федерации), приказами и распоряжениями генерального директора Фрахтовщика, регламентирующими порядок, способы и безопасность выполнения воздушных перевозок, условиями настоящего Договора.

2.5. Маршрут полета, аэропорт вылета и прилета, количество пассажиров, тип воздушного судна определяются по желанию Фрахтователя и указываются в заявке на выполнение рейса. Время и дата выполнения каждого рейса согласовываются с Фрахтовщиком. Фрахтователь обязан направить в адрес Фрахтовщика заявку по форме Приложения N ____ к настоящему Договору не позднее чем за ___ дней до даты выполнения предполагаемого рейса.

2.6. Фрахтователь вправе перевозить на борту ВС пассажиров, багаж и грузы общей массой, не превышающей предельную загрузку данного типа ВС, рассчитанную экипажем ВС для условий полета, существующих на дату выполнения полета. Число пассажиров, перевозимых на борту ВС, не должно превышать количество мест, оборудованных привязными ремнями, а фактическая загрузка ВС подлежит обязательному оформлению в справке на перевозимый груз, в списке пассажиров и в прочих необходимых документах. Общий вес пассажиров, багажа и грузов не должен превышать предельно допустимую загрузку ВС, превышение предельной загрузки ВС не допускается.

2.7. Пассажиры Фрахтователя, перевозимые на борту ВС, для осуществления воздушных перевозок должны быть оформлены в установленном порядке в соответствии с требованиями руководящих документов ГС ГА Минтранса Российской Федерации, проходят обязательный предполетный досмотр под контролем уполномоченных лиц службы организации перевозок.

2.8. Подтверждением выполнения Фрахтовщиком своих обязательств, возникших из настоящего Договора, является подписанный уполномоченным представителем Фрахтователя акт-отчет о полете. Если в течение ___ дней подписанный Фрахтователем акт-отчет или письменные возражения не были направлены Фрахтовщику, услуги будут считаться согласованными, а обязательства Фрахтовщика — исполненными надлежащим образом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Фрахтовщик обязуется:

3.1.1. Предпринять необходимые действия по выполнению всех процедур и формальностей, связанных с выполнением полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора (согласование плана полетов с органами воздушного движения, аэропортом назначения и отправления, получение разрешения на вылет в полномочных государственных органах и т.п.), не допуская переноса даты выполнения полетов. Выполнить все формальности, необходимые для выполнения рейса, в том числе относящиеся к ВС, экипажу и техническому персоналу.

3.1.2. Обеспечивать поставку на борт ВС бортового питания, указанного в заявке Фрахтователя.

3.1.3. Организовать регистрацию и оформление пассажиров Фрахтователя в аэропортах вылета и назначения через VIP-залы (при наличии заявки от Фрахтователя и с учетом возможностей отправляющего/принимающего аэропорта).

3.1.4. Своевременно извещать Фрахтователя о задержках вылета ВС, произошедших по вине Фрахтовщика или других наземных служб, обеспечивающих вылет воздушных судов (техническая неисправность и т.д.).

3.1.5. Известить Фрахтователя о задержках вылета ВС вследствие неблагоприятных метеоусловий или иных подобного рода форс-мажорных обстоятельств.

3.1.6. Обеспечить пассажиров Фрахтователя, указанных в заявке, проездными документами (билетами).

3.1.7. Самостоятельно организовать выполнение оперативного технического обслуживания ВС своим инженерно-техническим составом или с привлечением сертифицированной организации в аэропортах посадки, назначения и базирования.

3.1.8. Не изменять утвержденный Сторонами тип ВС без согласования с Фрахтователем.

3.1.9. В случае технической неисправности ВС в течение не более ___ часов предоставить другое ВС по согласованию с Фрахтователем и выполнить условия настоящего Договора.

3.1.10. Соблюдать установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее — «Правила»), и иными нормативными актами требования при выполнении полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора.

3.2. Фрахтователь обязан:

3.2.1. Произвести оплату стоимости воздушных перевозок в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 4 настоящего Договора.

3.2.2. Соблюдать нормы действующего законодательства и требования, установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Правилами.

3.2.3. Неукоснительно выполнять указания Фрахтовщика в части предельно допустимых норм коммерческой загрузки ВС, обеспечив в том числе соблюдение своими пассажирами требований к перевозке багажа, допустимого по весу и габаритам, не являющегося опасным и (или) запрещенным к перевозке на борту ВС.

3.2.4. Обеспечить ______ (явку своих пассажиров/доставку груза/доставку багажа) ко времени, согласованному с Фрахтователем.

3.2.5. В случае причинения ущерба салону и/или оборудованию салона ВС возместить в полном объеме затраты, связанные с восстановлением салона и/или оборудования салона, по счетам, выставленным Фрахтовщиком.

3.3. Фрахтовщик имеет право:

3.3.1. В случае невнесения Фрахтователем оплаты в порядке, предусмотренном условиями раздела 4 настоящего Договора, либо при наличии задолженности Фрахтователя в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по настоящему Договору до полного погашения задолженности либо внесения предварительной оплаты.

3.3.2. Изменять стоимость фрахта ВС. При изменении тарифов Фрахтовщик направляет Фрахтователю соответствующее уведомление за __ дней до вступления новых тарифов в силу.

3.3.3. Отказать в выполнении рейса в случае, если маршрут пролегает через зоны боевых действий или региональных вооруженных конфликтов, определенных Правительством Российской Федерации. В этом случае Фрахтовщик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств по настоящему Договору.

3.3.4. В случае необходимости производить замену ВС при условии сохранения класса обслуживания пассажиров Фрахтователя и обеспечения организации авиаперевозки установленного настоящим Договором количества пассажиров и их багажа в согласованные сроки, без изменения стоимости настоящего Договора.

3.4. Фрахтователь имеет право:

3.4.1. Перевозить на борту ВС пассажиров, багаж, ручную кладь общей массой, не превышающей предельную нагрузку данного типа ВС.

3.4.2. В зависимости от дальности полета выбирать из соответствующих типов любые ВС, указанные в Приложении N ___ к настоящему Договору.

3.4.3. По своему усмотрению выбирать бортовое питание.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Фрахтовщик выставляет предварительный счет не позднее чем за день до предполагаемого полета, который включает в себя:

— стоимость фрахта ВС;

— обслуживание пассажиров в аэропорту (прилет/вылет), VIP-залах аэропортов (при наличии соответствующей заявки);

— расходы на ГСМ;

— аэропортовые и наземные сборы в аэропортах вылета/прилета ВС;

— бортовое питание пассажиров (при наличии соответствующей заявки);

— иные расходы, связанные с организацией рейса.

4.2. Стоимость оказываемых услуг зависит от класса обслуживания, выбранного Фрахтователем рациона бортового питания, класса обслуживания в аэропортах, а также заявленных дополнительных услуг.

4.3. Фрахтователь производит оплату выставленного счета в размере 100% не позднее чем за день до времени предполагаемого вылета. По требованию Фрахтовщика Фрахтователь обязуется представить копию платежного поручения с отметкой банка о перечислении соответствующей суммы.

4.4. Из внесенной Фрахтователем суммы удерживается оплата только тех работ (услуг), факт выполнения которых подтвержден первичными документами.

4.5. Фрахтовщик в течение _______ с момента осуществления перевозки представляет Фрахтователю акт сверки взаиморасчетов (Приложение N ____), один экземпляр которого после подписания Фрахтователь обязан вернуть в десятидневный срок Фрахтовщику. Если сумма, указанная в акте, окажется выше уплаченной Фрахтователем в силу обстоятельств, не зависящих от Фрахтовщика, последний обязуется представить Фрахтователю документы, подтверждающие дополнительные расходы, понесенные Фрахтовщиком в связи с исполнением обязательств по настоящему Договору, а Фрахтователь — уплатить в течение __ банковских дней разницу на основании дополнительного счета.

4.6. В случае несогласия с актом сверки взаиморасчетов (Приложение N ___) Фрахтователь направляет письменное возражение Фрахтовщику. При этом обоснованно оспариваемая сумма освобождается от наложения любых штрафных санкций до момента урегулирования спора.

4.7. Невозврат подписанных актов сверки либо ненаправление возражений по ним по истечении десятидневного срока будут рассматриваться как согласие Фрахтователя с окончательными расчетами, указанными в актах. Фрахтователь, соответственно, возмещает разницу в течение __ банковских дней с момента выставления соответствующего счета.

4.8. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтовщика перед Фрахтователем, сумма задолженности засчитывается в счет предоплаты за следующий рейс либо перечисляется на счет Фрахтователя по его письменному требованию.

4.9. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтователя перед Фрахтовщиком, Фрахтователь обязуется погасить ее в течение __ банковских дней с момента выставления Фрахтовщиком соответствующего счета.

4.10. Фрахтовщик оставляет за собой право изменять стоимость организации авиаперевозки после заключения настоящего Договора в случаях, связанных с изменением тарифов на аэропортовое обслуживание ВС и пассажиров в период между датой заключения настоящего Договора и датой начала выполнения рейса, а также изменение стоимости авиационного топлива и других смежных услуг.

4.11. Изменение стоимости вступает в силу только после предварительного письменного уведомления Фрахтователя о таком изменении за __ рабочих дней до начала выполнения рейса и после получения на то согласия Фрахтователя. Исключением предварительного письменного уведомления Фрахтователя являются случаи, когда такие изменения стоимости наступили для Фрахтовщика уже в процессе организации рейса, т.е. во время полета.

4.12. Стоимость организации авиаперевозки не включает в себя никакие иные сборы, пошлины, выплаты, штрафы, компенсации затрат и убытков, прямо или косвенно связанных с выполнением обязательств по настоящему Договору в течение всего времени его действия, чем указанные в настоящем Договоре.

4.13. В том случае, если выполнение полета станет невозможным по погодным условиям или по вине Фрахтовщика, сумма аванса должна быть возвращена Фрахтователю в течение __ рабочих дней с момента, когда Сторонам стало известно о невозможности выполнения полета.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За неисполнение либо надлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность, установленную действующим гражданским законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными Правилами и настоящим Договором.

Стороны несут ответственность в форме возмещения понесенных убытков, которые предъявляются виновной Стороне обоснованной претензией, содержащей ссылку на нарушение одного из пунктов Договора либо относящегося к предмету Договора нормативного акта, с приложением расчета убытков и подтверждающих размер убытков материалов.

5.2. Ответственность Сторон, порядок применения которой не урегулирован настоящим Договором, определяется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

5.3. При отказе от выполнения одного или всех чартерных рейсов, предусмотренных условиями настоящего Договора, после принятия заявки Фрахтовщиком к исполнению Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику все фактически понесенные им расходы, связанные с подготовкой и обеспечением ВС к полету, а также понесенные убытки в размере реального ущерба. Указанные расходы должны быть подтверждены документально.

5.4. В случае просрочки платежа, предусмотренного п. 4.3 настоящего Договора, Фрахтовщик вправе требовать с Фрахтователя неустойку в размере __ % от подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки, при этом начисление процентов производится после истечения срока для оплаты счета-фактуры.

5.5. Штрафные санкции применяются со дня возникновения соответствующих условий в случае направления Стороной, имеющей право на получение неустойки, соответствующего требования. Если неустойка не была предъявлена, то ее сумма составляет 0 (ноль) рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств.

5.6. Ответственность Сторон перед пассажирами по вопросам авиаперевозки определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, многосторонними конвенциями и соглашениями в области гражданской авиации, участником которых является Российская Федерация. Ответственность Фрахтовщика в отношении каждого пассажира и его багажа ограничивается размерами, установленными указанными актами.

5.7. Фрахтовщик не несет ответственности, если в целях обеспечения безопасности полета командиром воздушного судна или другим уполномоченным лицом будет принято одно из следующих решений:

а) перенос или отмена вылета ВС по метеоусловиям или техническим причинам, не зависящим от Фрахтовщика;

б) уменьшение допустимой коммерческой загрузки;

в) совершение вынужденных посадок, изменение маршрута, перенос или прекращение полета, если того требует безопасность полета, для производства необходимого ремонта, а также иные решения, предусмотренные ст. 58 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В этом случае Фрахтовщик обязан сделать все необходимое для устранения причин прекращения полета, чтобы доставить пассажиров Фрахтователя и их багаж в пункт назначения. В случае невозможности доставки пассажиров в пункт назначения — выплатить Фрахтователю стоимость непредоставленной услуги.

5.8. Фрахтовщик не несет ответственности за ошибочные данные в авиабилете (в данных документов, удостоверяющих личность пассажира, а также неверно указанные даты вылета/прилета и др.), если эти данные соответствуют данным, указанным в списках Фрахтователя. Ущерб, причиненный пассажиру или Фрахтователю в результате неправильно оформленного авиабилета по вине Фрахтователя, возмещается Фрахтователем.

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, разрешаются Сторонами в досудебном порядке путем переговоров или предъявления претензии.

6.2. Сторона, получившая претензию от другой Стороны, обязана рассмотреть ее в течение __ дней с момента получения.

6.3. В случае невозможности разрешения спорных вопросов в претензионном порядке либо при неполучении ответа на претензию Сторона, направившая претензию, вправе обратиться в суд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует до «___»________ г. Если за __ дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон не заявит о своем намерении расторгнуть Договор, то его действие пролонгируется на каждый последующий календарный год.

7.2. Фрахтователь имеет право в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть Договор, уведомив об этом Фрахтовщика путем направления уведомления за __ рабочих дней до дня расторжения Договора.

7.3. Прекращение действия настоящего Договора не освобождает Стороны от полного исполнения всех своих обязательств, возникших до момента расторжения настоящего Договора.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. В случае изменения своего правового статуса, реорганизации, ликвидации, возбуждения процедуры банкротства, изменения банковских реквизитов, а также при изменении адреса местонахождения или номеров телефонов и иных средств связи Стороны в пятидневный срок письменно уведомляют друг друга об указанных изменениях. Ответственность за несвоевременность уведомления лежит на виновной Стороне. При неуведомлении/несвоевременном уведомлении об изменении адреса направление документов по адресу, указанному в настоящем Договоре, рассматривается как надлежащее исполнение своих обязательств.

8.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии их составления в письменной форме и подписания обеими Сторонами.

8.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

8.5. Приложения:

8.5.1. Перечень воздушных судов (Приложение N __).

8.5.2. Заявка на рейс (Приложение N __).

8.5.3. Акт сверки взаиморасчетов (Приложение N __).

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Фрахтователь: __________

Фрахтовщик: ____________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Фрахтователь: __________

Фрахтовщик: ____________

Договор фрахтования возник еще в Средневековье. Он считается предшественником соглашения о страховании груза. Впоследствии появилось 2 вида договора фрахтования . Первый касался аренды транспортного средства, а второй стал неотъемлемым элементом перевозки груза. Рассмотрим подробнее особенности договора фрахтования. Образец документа также будет представлен в статье.

Общие сведения

Договор фрахтования (чартер ) представляет собой разновидность соглашения о перевозке груза. Он является возмездным и консенсуальным.

Существуют договоры фрахтования для перевозки пассажиров с багажом или исключительно для транспортировки груза. У этого соглашения есть одна важная особенность. Фрахтователь (отправитель) может обязать перевозчика предоставить конкретное ТС для перевозки или определенную часть его вместимости.

Специфика сделки

При заключении договора фрахтования транспортного средства перевозчик не может по своему усмотрению его заменить. Для этого необходимо получить согласие отправителя.

Стороны договора фрахтования могут утвердить маршрут, срок транспортировки, место принятия груза. Этим сделка отличается от линейных перевозок, где график устанавливается исключительно перевозчиком.

В действующем законодательстве не определен перечень транспортных средств, к которым может применяться фрахтование. Вместе с тем исторически сложилось, что оно используется преимущественно для водного и воздушного транспорта. Хотя заинтересованные лица могут заключить , например.

Ответственность перевозчика

Как выше было сказано, можно арендовать все транспортное средство или его определенную часть для груза или пассажиров с багажом. Следовательно, по договору фрахтования судна или иного ТС перевозчик не может по своему усмотрению перевозить других пассажиров или груз. Это будет нарушением договоренности. Фрахтователь вправе требовать снять незаявленные к перевозке грузы или пассажиров. Если перевозчик не исполняет его, отправитель может обратиться в суд с заявлением о расторжении договора фрахтования . В этом случае будут действовать положения 450-й статьи ГК.

Если владелец судна отказывается его освободить от незаявленного груза, фрахтователь вправе потребовать снижения оплаты перевозки и компенсации потерь в соответствии со ст. 137 Кодекса торгового мореплавания.

Субъектный состав

Сторонами выступают фрахтователь и перевозчик. При заключении соглашения обязанности и права первого похожи на те, которые получает грузоотправитель при оформлении договора перевозки. На практике может заключаться договор фрахтования, выгодоприобретателем по которому будет выступать третье лицо - получатель груза.

Особенности перевозки пассажиров

При заключении договора фрахтователь принимает на себя ответственность за граждан, которых он перевозит. Обычно такие соглашения оформляются туроператорами.

Пассажиры участниками договора не являются. При этом их интересы защищены ГК и иными нормативными актами, регламентирующими

В случае нанесения вреда жизни, имуществу, здоровью будет нести перевозчик. При ненадлежащем оказании транспортных услуг к нему могут предъявляться требования о компенсации ущерба. Ссылаться при этом можно на Закон "О защите потребительских прав".

Специфика оформления

Договор фрахтования заключают в письменной форме. При использовании морских судов к нему прилагается коносамент. Этот документ подтверждает право собственности на перевозимый груз.

Оформление договора при использовании морского транспорта осуществляется по одной из стандартных форм. В настоящее время их насчитывается порядка 200.

В отечественном законодательстве каких-либо специальных требований к тексту соглашения не установлено. В связи с тем что фрахтование считается разновидностью договора перевозки, в отношении него действуют соответствующие нормы с некоторыми особенностями. В частности, в соглашении должно быть прописано время и место подачи ТС для погрузки.

В соответствии со 120-й статьей КТМ в договоре должны присутствовать следующие сведения:

  • О сторонах (наименование или Ф.И.О.).
  • Вид, род груза.
  • Название места погрузки.
  • Размер фрахта.
  • Место назначения или маршрут.

Стороны могут включить в документ и иные условия.

Правоспособность фрахтователя

При заключении договора перевозчику необходимо удостовериться, что вторая сторона имеет право совершать сделку. Для этого следует запросить учредительные документы или свидетельство о госрегистрации. Их копии целесообразно прикрепить к договору.

Контактные данные

Во избежание различных проблем стороны должны указать в договоре номера своих телефонов, адреса (почтовый, электронный).

Специалисты рекомендуют включить в соглашение обязанность фрахтователя уведомлять перевозчика об изменениях контактных данных. В частности, речь об адресе субъекта. На практике нередко возникает необходимость извещать фрахтователя о тех или иных событиях, произошедших во время перевозки (достижение какого-либо пункта, порча груза и пр.).

Платежеспособность фрахтователя

Этот момент очень важен при заключении договора. В настоящее время нередко транспортные средства оформляются в аренду для перевозки груза или добычи природных ресурсов (рыболовства, например) при условии оплаты из полученной прибыли. Однако никто не может гарантировать получение дохода в необходимом объеме. В связи с этим целесообразно заключать договор с условием о предоплате.

Для снижения риска можно использовать нормы ГК об обеспечении обязательств. В договоре можно предусмотреть залог, неустойку, обеспечение имуществом, банковскую гарантию, поручительство.

Полномочия участников сделки

Нередко от имени фрахтователя выступает его представитель. У него должен быть документ, подтверждающий его полномочия. Им является доверенность. В ней отражаются конкретные права субъекта, срок, в течение которого он может их осуществлять. Доверенность должна быть заверена нотариусом.

Для некоторых лиц законодательство предусматривает возможность осуществлять полномочия без специального документа. К ним относят, в частности, руководителя предприятия.

Законность сделки

В 168-й статье ГК предусмотрена возможность оспорить сделку, не соответствующую законодательству. Нередки случаи, когда у перевозчика отсутствуют разрешительные документы на транспортное средство или деятельность, которую он осуществляет. Перед оформлением сделки необходимо удостовериться в их наличии и актуальности. Договор может признаваться недействительным в случае нарушения экологического, валютного законодательства.

Незаконность сделки влечет негативные последствия для судовладельца, в особенности в случаях, когда он уже исполнил часть обязательств.

Особенности расчета

В законодательстве нет строгих правил по поводу оплаты фрахта. При оформлении соглашения по обычной стандартной форме в документе отражается тариф, установленный перевозчиком за срок использования транспортного средства либо количество груза. Условия и порядок оплаты определяются по правилам, указанным в форме.

Участники сделки, однако, могут согласовать иной вид оплаты. В этом случае следует максимально полно отразить все условия и правила. Кроме ставки в договоре отражается график расчета, способ оплаты, реквизиты для перечисления средств.

Как правило, фрахт оплачивается в полном объеме до отправки груза или пассажиров. Однако в законодательстве допускается возможность частичной оплаты. К примеру, фрахтователь перечисляет часть средств в момент погрузки, а оставшиеся средства - после прибытия в пункт назначения.

Залог груза

Судовладелец может обеспечить исполнение обязательств за счет перевозимого груза. Однако это допускается, если соответствующее условие присутствует в договоре.

Между тем использование груза в качестве залога сопровождается рядом сложностей. В частности, обращение взыскания на него возможно только в судебном порядке. При этом должен быть доказан факт нарушения со стороны фрахтователя. Взыскание осуществляется в рамках исполнительного производства путем продажи имущества. Из вырученных средств погашаются требования заявителя. Такой порядок не всегда применим в силу объективных причин. К примеру, если перевозится скоропортящийся груз, то произвести взыскание будет весьма проблематично.

Следует учитывать, что для договоров о залоге отдельных видов материальных ценностей установлены специальные требования. Например, необходимо нотариальное удостоверение или регистрация в компетентных органах. Если эти условия не выполняются, соглашение о залоге может быть признано недействительным.

Удержание

Этот способ обеспечения считается наиболее распространенным. В 359-й статье ГК закреплено правило, согласно которому в случае неисполнения стороной договора установленных условий кредитор вправе удерживать имущество, подлежащее передаче должнику либо субъекту, указанному им, до исполнения обязательства надлежащим образом.

Если такое условие не прописано в соглашении, оно действует в силу закона.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Легальное определение договора фрахтования, именуемого также чартером, неудачно, так как не дает ясного представления о правовой природе этого договора. Лишь сопоставив формулировку абз. 1 коммент. ст. с соответствующими положениями транспортных кодексов (см. п. 2 ст. 64 и ст. 104 ВК; п. 4 ст. 67, п. 6 ст. 95 и п. 3 ст. 97 КВВТ; ст. 115 КТМ), можно прийти к выводу, что договор фрахтования - это разновидность договора перевозки. Видообразующим признаком в данном случае является наличие в договоре условия о предоставлении для перевозки всей или части вместимости транспортного средства. Таким образом, договор фрахтования (чартер) и договор перевозки имеют единый предмет - услуги по перевозке груза, пассажира и багажа. Но если в чартере стороны заранее оговаривают, в каком именно транспортном средстве (его части, помещении) будет размещен перевозимый объект, то при обычной перевозке данный вопрос решается перевозчиком самостоятельно. Практическое значение данного отличия состоит, в частности, в том, что фрахтователь вправе требовать от фрахтовщика удаления из предоставленной "вместимости" посторонних объектов, напр., чужих грузов (ст. 137 КТМ).

2. Договор фрахтования применяется на трех видах транспорта - морском, внутреннем водном и воздушном. К сожалению, ВК и КВВТ не устанавливают каких-либо правил о содержании договора фрахтования, а также, вопреки предписанию абз. 2 коммент. ст., о его форме и порядке заключения. Надлежащее представление о данном договоре можно получить, лишь обратившись к нормам КТМ.

Договор фрахтования всегда консенсуальный, поэтому им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлению груза к перевозке.

Чартер должен быть заключен в письменной форме. На практике широко распространены отпечатанные типографским способом стандартные чартерные проформы, которые разрабатываются как национальными, так и международными организациями судовладельцев, фрахтователей, брокеров. Разумеется, стороны могут исключить или изменить те из условий проформы, которые их не устраивают. Так или иначе, письменная форма чартера - это всегда единый документ, подписываемый в силу ст. 120 КТМ перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Особенности договора фрахтования определяются сферой его применения. Чартер используется в так называемом трамповом (нерегулярном) судоходстве для оформления перевозок массовых грузов (нефть, уголь, руда и т. п.), способных заполнить если не все судно, то, по крайней мере, его значительную часть. Поэтому чартер в отличие от обычного договора перевозки не является договором присоединения. Следовательно, фрахтователь имеет возможность повлиять на такие договорные условия, как место и сроки подачи судна под погрузку, маршрут его следования, размер фрахта и др. (см. ст. 120, 127, 128, 129, 136, 164 КТМ, п. 2 ст. 64 ВК).

3. Наряду с договором фрахтования (чартером) законодательству и практике известны также: 1) договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 КТМ) и 2) договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) (ст. 211 КТМ). Терминологическое сходство в данном случае объясняется традицией и не должно ставить под сомнение, что названные договоры являются видами договора аренды транспортных средств (см. ст.



Просмотров