Правовое регулирование конкуренции и ограничение монополии. Правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности

Государство рыночной экономики должно предпринимать организационные и правовые меры для защиты конкуренции и устранения недобросовестной конкуренции (монополистической деятельности).

Конституция РФ провозглашает единство экономического пространства на территории РФ и свободу перемещение товаров. Основным нормативно правовым актом, регулирующим отношения в этой сфере, является закон о защите конкуренции 2006, который пришел на смену закону 91 года о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Замена стала необходимой, так как первоначальный этап строительства рыночной экономики пройден и потребовалось создать единые правила как для товарных, так и для финансовых рынков. Закон 2006 года составляет базу антимонопольного законодательства, его положением должны применять (и применяются) на территории РФ в отношении как российский юр. Лиц так и в отношении иностранных юр. Лиц, муниципальных, госорганов, а также госфондов и индивидуальных предпринимателей. Этот закон дает определение______________

Товар это объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них не ограничивают и в одностороннем порядке не влияют на условия обращения товаров на рынке.

Один из критериев, который государство обязано отслеживать является доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которое позволяет оказывать решающее влияние на условия обращения товаров на рынке.

Доминирующим признается положение субъекта за исключением финансовых организаций(для одного субъекта):

  • 1. если доля рынка более 50% (если при разборе антимонопольного дела не будет доказано иное).
  • 2. если доля меньше 50%, но больше 35%, хотя эта доля подвержена малозначительным изменениям по отношению к долям конкурентов.
  • 3. не может быть признано доминирующим положение, если доля на рынке не превышает 35%

Закон указывает, что доминирующим может быть положение нескольких хозяйствующих субъектов, к которым в совокупности применяются следующие признаки:

1. для нескольких

a. не более чем три хозяйствующих субъекта

b. доля каждого превышает долю других хозяйствующих субъектов

c. сумма долей трех субъектов более 50%

d. не более 5 субъектов с долей больше чем 70%

  • 2. доля должна быть не меньше чем один год.
  • 3. товары субъекта не могут быть заменены

Одним из негативных явлений, связанным с доминирующим положением, является монопольно высокие или низкие цены на товар. Соответственно не доминирующий хозяйствующий субъект не может установить монопольно высокую/низкую цену товара.

Критерии монопольно высокой цены товара:

  • 1. Цена превышает цену которую в условиях конкуренции на товарных рынках устанавливают по количеству продаваемого товара за период, составу покупателей/продавцов и условиям доступа - или на сопоставимых рынках устанавливают хозяйствующие субъекты не занимающие доминирующее положения.
  • 2. Цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли

Критерии минимально низкой цены товара:

  • 1. Цена ниже цены на сопоставимые товары на сопоставимом рынке
  • 2. Цена ниже суммы необходимой для производства такого товара и расходов, связанных с реализацией и прибылью
  • 13/06/2007

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РК и состоит из норм Гражданского кодекса РК, Закона РК «О конкуренции» и иных нормативных правовых актов РК, содержащих положения по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Закон определяет организационные и правовые меры государственного регулирования по поддержке предпринимательства, предупреждению, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности. Целями Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» являются развитие свободной конкуренции, предпринимательства, защита интересов потребителей и обеспечения условий для эффективного функционирования товарных рынков. Осуществление предпринимательской деятельности немыслимо без обеспечения добросовестной конкуренции на рынке. Конкуренция – состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров (работ, услуг). Добросовестная конкуренция на рынке обеспечивается различными средствами, среди которых большую роль играет правовое обеспечение. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РК, в которой закреплен основополагающий принцип рыночной экономики – свобода конкуренции. Доминирующим (монопольным) положением признается исключительное положение субъекта рынка на товарном рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на товарный рынок другим субъектам рынка или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности. При этом не может быть признано доминирующим положение, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает 35 процентов. Признаками доминирующего положения являются: 1) доминирующее положение устанавливается в отношении субъектов рынка, под субъектами рынка понимаются физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг); 2) субъекты рынка, положение которых анализируется, должны заниматься производством товаров; 3) доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке; 4) качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара; 5) количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую субъект рынка занимает на рынке определенного товара. Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства. Правомерное поведение в области экономических отношений и защита конкуренции обеспечивается различными средствами – мерами государственного принуждения. Запрещающие и обязывающие нормы, содержащиеся в актах антимонопольного законодательства, устанавливают несколько ключевых обязанностей. Общие обязанности (не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не использовать права в целях ограничения конкуренции и не злоупотреблять доминирующим положением на рынке) предусмотрены Конституцией РК и Законом РК «О конкуренции». Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция представляют собой типы поведения на товарном рынке, нарушающие именно эти обязанности. Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительной особенностью данных средств является то, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности. В литературе правовые средства антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения предлагается классифицировать следующим образом: а) средства, используемые с целью отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования; б) средства, применяемые в целях предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической концентрацией; в) средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.. Реагируя на факты совершения данных правонарушений, антимонопольные органы применяют особые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства – предписания, которые следует отличать от иных мер государственного антимонопольного регулирования. Предписаниям присущи несколько важных свойств: подзаконность, официальность, функциональность, властный характер, регулятивность, подконтрольность, юрисдикционность. За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и установленные в нем требования, соответствующие субъекты несут юридическую ответственность. В области применения антимонопольного законодательства юридическая ответственность возлагается на правонарушителя различными органами. Различаются: 1) ответственность, возлагаемая органом исполнительной власти; 2) ответственность, возлагаемая судом. В зависимости от того, какой вид правонарушения в сфере конкуренции совершен, юридическая ответственность подразделяется на гражданско-правовую, административную и уголовную.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) субъектов рынка, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемляющие законные интересы потребителей. Монополистическая деятельность является правонарушением, и как любое правонарушение имеет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремится гарантировать как само существование конкуренции, так и ее качественные характеристики. Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Такой правопорядок и следует считать объектом монополистической деятельности. Обычно объективную сторону правонарушения обычно составляют: противоправность поведения субъекта, вредные последствия и причинная связь между ними. Монополистическая деятельность – это деяние, то есть выраженное в форме действия или бездействия поведение на рынке субъекта рынка или властного органа. Согласно Закону «О конкуренции и монополистической деятельности» данная деятельность противоречит нормам права, поэтому ее можно назвать противоправной. Другим элементом состава правонарушения является его вредоносность (вред). Монополистическая деятельность, нарушающая правила антимонопольного законодательства, наносит вред отношениям в сфере добросовестной конкуренции. Субъектами монополистической деятельности являются физические лица, юридические лица и их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по производству, реализации, приобретению товаров (работ, услуг). Монополистическая деятельность совершается только целенаправленно (умышленно). Деятельность считается монополистической только в том случае, если она в качестве своей непосредственной цели имеет недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическую деятельность следует рассматривать как антипод конкуренции. Конечной целью ее является максимилизация прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности. Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям. Критерием классификации может быть выбрана форма отражения и закрепления проявлений монополистической деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют договорный и внедоговорный виды монополистической деятельности. Кроме этого, в основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике. Антимонопольные органы и их деятельность. Проведение государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, защите конкуренции и прав потребителей, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, регулирование цен, а также координацию деятельности других государственных органов в этой области осуществляет уполномоченный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности – антимонопольный орган РК. Единую систему антимонопольного органа образуют центральный исполнительный орган в области политики и подчиненные ему территориальные подразделения. Задачами антимонопольного органа являются: поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке товаров; принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке, пресечению недобросовестной конкуренции; регулирование деятельности субъектов естественной монополии; координация деятельности государственных органов по защите интересов потребителей. При антимонопольном органе создаются и действуют экспертные советы, которые формируются из числа ученых и специалистов, представителей государственных органов и субъектов рынка.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках?

2. Сущность и виды конкуренции.

3. Дайте понятие доминирующего положения. Каковы признаки доминирующего положения?

4. Понятие и признаки монополистической деятельности.

5. Какова классификация монополистической деятельности?

6. Дайте понятие недобросовестной конкуренции. Каковы признаки и виды недобросовестной конкуренции?

7. Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии.

8. Кто относится к субъектам естественной монополии?

9. Антимонопольные органы и их деятельность. Основные задачи антимонопольного органа. Экспертные советы при антимонопольном органе.

"Право и экономика", 2009, N 11

Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства в экономике.

Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция, способствующая нормальному развитию рынка, защищается Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (новая редакция вступила в силу 23 августа 2009 г.).

Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополизма, связанных с властью, позволяющей подавлять конкуренцию.

Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Антимонопольное регулирование - это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой.

К источникам антимонопольного законодательства относятся:

Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);

указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности.

Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Виды монополистической деятельности

Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона "О защите конкуренции") .

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Новые подходы к определению доминирующего положения (ч. 6.1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции") определены вторым антимонопольным пакетом законов, который вступил в силу 23 августа 2009 г.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения на рынке. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, если тот же товар обращается и на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство запрещает совершать такие действия, как изъятие из обращение товаров, если результатом такого изъятия будет повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение либо прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.

2. Соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию , если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д. (ст. 11).

Введены новые запреты в отношении следующих "вертикальных" соглашений (ч. 1.1, 1.2 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"):

  1. приводящих к установлению цены перепродажи товара;
  2. содержащих условия о недопущении покупателем продажи товара продавца-конкурента.

3. Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15).

В частности, запрещаются:

введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности либо производства определенных видов товаров;

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Частью 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" введены новые запреты на действия органов власти , в частности, запрещается:

установление не предусмотренных законодательством требований к товарам или хозяйствующим субъектам;

предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного Законом "О защите конкуренции".

4. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции, в том числе:

координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Введена ст. 17.1 "Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества".

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг (ст. 18):

привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

предоставление кредита;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

выдача банковских гарантий;

услуги на рынке ценных бумаг;

услуги по договору лизинга;

страхование имущества;

личное страхование, в том числе медицинское страхование; негосударственное пенсионное страхование;

страхование ответственности.

С 1 января 2011 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ.

Нарушение положений ст. ст. 17 и 18 является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Второй антимонопольный пакет законов вместо понятия "государственная или муниципальная помощь" ввел новое понятие государственной или муниципальной преференции (гл. 5 Закона "О защите конкуренции") .

Способы предоставления государственных или муниципальных преференций:

передача государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав;

предоставление имущественных льгот.

5. Недобросовестная конкуренция.

Кроме монополистической деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в следующем:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Функции и полномочия антимонопольного органа

Органом, компетентным в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

ФАС России выполняет следующие основные функции :

обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия :

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

выдает в случаях, указанных в Законе "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных п. 4 ч. 1 ст. 23 указанного Закона, обязательные для исполнения предписания;

направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;

обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ;

устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары.

Новые полномочия антимонопольного органа (ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции") :

выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже и о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже;

обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными актов законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

ФАС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с федеральными, так и с региональными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Так, например, в процессе выявления и пресечения деятельности картелей участвуют антимонопольные органы, органы внутренних дел и органы прокуратуры, функции и полномочия которых в этой сфере определены законодательством РФ.

Развитие межведомственного взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и судебных органов является важным фактором, определяющим эффективность работы, проводимой антимонопольными органами по противодействию картельной практики.

В последнее время антимонопольными органами рассматривалось значительное количество дел, многие из которых приобрели широкий общественный резонанс. Достаточно упомянуть разбирательства на рынках нефтепродуктов, продуктов питания, минеральных удобрений, а также в металлургии.

Кроме вышесказанного, на ФАС России возложены функции государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 27) .

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 7 млрд руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов (далее - реестр), имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;

присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., либо если суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр.

Кроме того, слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации осуществляются только с предварительного согласия ФАС России, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ;

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 Закона "О защите конкуренции", и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

Контролируются также сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28).

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются на основании ст. 29 в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

Изменения в системе контроля экономической концентрации (гл. 7 Закона "О защите конкуренции") :

увеличены пороги, при наличии которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий: 7 млрд руб. для активов или 10 млрд руб. для оборота компании (ранее было 3 млрд руб. и 6 млрд руб. соответственно);

вводится уведомительный порядок осуществления сделок внутри группы лиц и между лицами, объединяемыми в группу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом "О защите конкуренции" предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн руб. и более).

Второй антимонопольный пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ) .

В КоАП РФ включена норма, устанавливающая административную ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства.

Повторное нарушение государственным или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.

Г.И.Мартыненко

профессор,

специалист

в области конкурентной политики,

товарных рынков,

предпринимательства

Понятие конкуренции? Необходимость государственного регулирования конкуренции? Структура антимонопольного законодательства? Государственная и естественная монополии? Функции и полномочия антимонопольного органа? Монополистическая деятельность? Составы монополистической деятельности? Формы недобросовестной конкуренции? Виды антимонопольного контроля за экономической концентрацией? Порядок проведения антимонопольного контроля

Понятие конкуренции

Свобода предпринимательства дает субъекту возможность самостоятельно определять виды и направления деятельности, приобретать ресурсы и организовывать производство. Но такой же свободой обладают и другие субъекты рынка - предприниматели и потребители. С кем вступать в отношения, где и у кого покупать, по какой цене - решают сами хозяйствующие субъекты и покупатели.

Конкуренция - это, прежде всего, экономическое явление. Ее основу составляют экономические отношения между субъектами предпринимательства. Она служит регулятором взаимодействия на рынке, когда стремление предпринимателя к собственной выгоде обеспечивает интересы всего общества. Экономическая конкуренция существует, если есть противостояние, столкновение интересов предпринимателей, тем самым побуждая их направить свои силы и ресурсы на оптимизацию результатов.

Поэтому в экономической литературе конкуренция часто понимается как соперничество, состязательность, борьба между участниками рынка за достижение максимального результата на каком-либо поприще, за лучшие условия производства и реализации товаров. При этом одни экономисты высказывались в том смысле, что конкуренция способна сама по себе выполнять регулирующие функции на рынке, влиять на качество производимых товаров, ценообразование. Именно поэтому, например, А. Маршалл возражал против участия государства в регулировании рынка . Есть и противоположная позиция (П. Самуэльсон, В. Ойкен, Дж. Гелбрейт и др.), основанная на необходимости государственного регулирования конкурентных отношений. В частности, отмечается, что в период научно-технического прогресса и усиления экономического господства монополий требуется вмешательство государства для защиты прав потребителей и обеспечения стабильности экономики в целом.

Часть экономических отношений конкуренции получила закрепление и в правовых нормах.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Положительное влияние конкуренции на экономику выражается в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Лишь конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения.

Российская экономика на сегодняшний день находится на пути формирования рыночных отношений, в связи с этим не вызывает сомнения необходимость вмешательства государства в регулирование и защиту конкуренции в России. Как свидетельствует исторический опыт, функционирование рыночного хозяйства в любом случае нельзя полностью отдавать на откуп стихийным экономическим процессам. Именно на государство возлагается обязанность устанавливать общие правила и следить за их соблюдением всеми участниками экономического процесса.

Государство должно поддерживать не любую конкуренцию , оно должно обеспечивать поддержку именно добросовестной конкуренции, установив необходимые ограничения (пределы) свободы осуществления конкурентных действий.

Юридические условия развития и существования конкурентных отношений состоят в создании государством норм и институтов права, базирующихся на следующих основных принципах: свободном развитии предпринимательства, формальном равенстве участников имущественных отношений, всемерной охране частной собственности, свободе договора, обеспечении защиты нарушенных прав, признании за субъектами предпринимательства возможности осуществлять конкурентные действия и иных способов государственной поддержки



Просмотров