Исправительные учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы и их виды

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ

суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ - уго-ловно-исполнительной инспекцией органа внутренних дел; наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - уголовно-испол-нительной инспекцией, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Исполнение наказания военнослужащих возлагается на командование воинских формирований, дисциплинарные воинские части и гауптвахты.

Учреждения уголовно-исполнитель-ной системы, куда входят исправительные центры, арестные дома, колонии и тюрьмы, исполняют наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни (ст. 16 УИК). На учреждения и органы, исполняющие наказания, возложено: исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных: предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений. Наряду с этим они выполняют и ряд вспомогательных функций (применение к осужденным принудительных мер медицинского характера, взыскание материального ущерба, причиненного преступлениями, и т.д.).

Надзор за лицами, осужденными к ограничению свободы, осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением наказания в отношении осужденных к обязательным работам или исправительным работам, а также лишенных по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они ведут учет осужденных, проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, согласовывают с органами местного самоуправления вопросы о трудовом использовании осужденных.

В соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в системе органов Минюста введена служба судебных приставов. На них возлагаются задачи по обеспечению установления порядка деятельности КС, ВС, ВАС. судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. предусмотренных ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обеспечение процесса исправления осужденных для учреждений, исполняющих наказания, является приоритетной задачей.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон) наряду с УИК определил основы деятельности этих учреждений, опирающейся на принципы законности, гуманизма и уважения прав человека.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законов учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами и организациями, взаимодействующими с учреждениями уголовно-ис-полнительной системы, а также гражданами. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК. В частности, в ст. 12 указывается: "осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.".

Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, образуют в своей совокупности уголовно-исполни-тельную систему (далее - система). Решения о создании и ликвидации этих учреждений принимаются правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Руководство системой осуществляет Мин-юст. Финансируется система из республиканского бюджета. Законом установлено, что доходы от производственной деятельности учреждений и их предприятий после уплаты обязательных платежей в бюджет используются для улучшения содержания осужденных и социальной сферы учреждений. Вместе с тем в Законе подчеркивается: "Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда".

Охрана объектов, предназначенных для содержания и труда осужденных, осуществляется специальными подразделениями, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 13 Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и иных граждан, находящихся на их территориях; оказывать содействие органам милиции,осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать все средства исправления, предусмотренные УИК. Взаимодействие учреждений системы и

аппаратов милиции направлено на профилактику и предотвращение преступлений со стороны освобожденных из мест лишения свободы, в первую очередь со стороны рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, а также тех, кто в период отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Согласно Закону учреждения, исполняющие наказания, имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и территориях, прилегающих к ним; требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, а также изымать запрещенные вещи и документы; в установленном законом РФ порядке вводить

режим особых условий; участвовать в целях обеспечения трудовой занятости осужденных в создании предприятий любых организационно-правовых форм;

применять и использовать в случаях и порядке, установленных Законом, физическую силу, специальные средства и оружие. Сотрудники системы выполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Международные правовые акты в области защиты прав человека и обращения с заключенными подчеркивают, что подбор сотрудников, их обучение, достижение ими тех высоких стандартов, которым должен соответствовать персонал учреждений, исполняющих наказания, являются первоочередными задачами пенитенциарной администрации (см. Европейские пенитенциарные правила).

Агамов Г.Д.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ" в других словарях:

    Органы государства, входящие в уголовно исполнительную систему. на которые в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473 1 Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы возложена организация исправления осужденных … Энциклопедия юриста

    Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний Флаг Федеральной службы исполнения наказаний, 2005 г. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России (ранее Главное управление исполнения наказаний (ГУИН)) федеральный орган исполнительной… … Википедия

    - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих… … Большой юридический словарь

    Уголовно-исполнительная система - (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об … Энциклопедия права Википедия

    Федеральный закон «Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации» Номер: 1 ФЗ Принят: Государственной Думой 18 декабря 1996 Одобрен: Советом Федерации 25 декабря 1996 Подписан … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью. Содержание … Википедия

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью … Википедия


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский Государственный Технический Университет

Факультет Права, Социологии и СМИ

Кафедра специальных юридических дисциплин

Реферат

По дисциплине: Уголовно-исполнительное право

На тему: Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

Выполнил: Кустова К.А.,

студентка гр.ЮРзу-08-1

Проверил: к.ю.н., доцент кафедры СЮД Степаненко Ю.Г.

Иркутск 2010г.

Введение

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

Условное наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, исполняется исправительными центрами, как правило, в пределах территории субъекта Федерации по месту постоянного проживания осужденного или его осуждения. Органы местного самоуправления содействуют исправительным центрам в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания.

В целях данного реферата мы рассмотрим виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни, виды учреждений, исполняющих другие виды наказаний, выявим задачи этих органов, и поверхностно рассмотрим виды контроля за этими учреждениями.

    Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни

Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68 УИК), в виде ограничения свободы - исправительные центры (ч. I ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно в соответствии со ст. 73 УК РФ.

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России (ч. 7 ст. 16 УИК).

Исправительными учреждениями являются:

    исправительные колонии;

    воспитательные колонии;

  1. лечебные исправительные учреждения.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно ст. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия.

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режима совершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет. Кроме того, в этих колониях могут отбывать лишение свободы осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду.

В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Причем таким лицам назначается отбывание в тюрьме не всего срока наказания, а только части его. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях, если они дважды в течении года подвергались наказанию в виде перевода в помещения камерного типа или в одиночную камеру и вновь совершили злостное нарушение требований режима содержания. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше трех лет.

В тюрьмах отбывают лишение свободы также лица, оставленные в тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений.

Следственные изоляторы исполняют функции исправительных учреждений только в отношении тех осужденных, которые оставлены в изоляторе для работы по хозяйственному обеспечению (так называемая “хозобслуга”). Делается это только в исключительных случаях и только при наличии письменного согласия осужденного. Оставляют для работы по хозяйственному обслуживанию только лиц, впервые осужденных к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, которым назначено отбывание лишения свободы в колониях общего режима, а также впервые осужденных за тяжкие преступления на срок не свыше трех лет.

Лица, осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту постоянного проживания или осуждения. Лица, ранее отбывающие наказание в виде лишения свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания в исправительные колонии, определенные для содержания этих категорий осужденных независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживали до ареста или были осуждены.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК).

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. Не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания в назначенную судом колонию. Семья осужденного становится в известность о том, куда направляется осужденный для отбывания наказания.

В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы.

Под ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы следует понимать лиц, которые за совершенное в прошлом преступление были осуждены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в тюрьме, исправительной колонии или воспитательной колонии, независимо от снятия или погашения судимости к моменту вынесения приговора за вновь совершенное преступление.

Не могут рассматриваться наказание в виде лишения свободы как ранее отбывшие наказание:

    осуждавшиеся к исправительным работам, которым исправительные работы были заменены лишением свободы;

    условно осужденные к лишению свободы;

    лица, которым суд вместо лишения свободы применил содержание в дисциплинарной воинской части;

    лица, находившиеся в местах лишения свободы по приговору суда до рассмотрения дела в кассационном или надзорном порядке, если этими судебными инстанциями в отношении их приговор отменен с прекращением дела, либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение;

    лица, ранее осуждавшиеся к лишению свободы в пределах срока нахождения под стражей в качестве меры пресечения, поскольку они не отбывали наказание в исправительных учреждениях;

    лица, отбывающие лишение свободы, в случаях осуждения их за преступления, совершенные до вынесения приговора, в соответствии с которым они впервые отбывают лишение свободы.

Как правило, отдельно содержатся иностранные граждане от граждан Российской Федерации. В колониях-поселениях отдельно содержатся лица, совершившие преступления умышленно, и лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, твердо вставшие на путь исправления.

Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного из одной колонии или тюрьмы в другую того же вида режима возможен при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденного в данной колонии или тюрьме (болезнь, изменение характера работы, соображения безопасности осужденного и т.п.). Перевод осужденного из одной колонии в другую с иным видом режима, а также из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию осуществляется судом в случаях, предусмотренных законом.

Перевод осужденного из исправительного учреждения в следственный изолятор или тюрьму допускается в двух случаях:

    в связи с рассмотрением дела в суде;

    в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другими лицами.

В первом случае срок такого перевода ограничивается сроком рассмотрения дела в суде, а во втором – четырьмя месяцами. Перевод в связи с рассмотрением дела в суде осуществляется по определению суда, а перевод для производства следственных действий – с санкции прокурора.

Наказание в виде смертной казни путем расстрела исполняется как правило, в тюрьме. Закон не конкретизирует вид исправительного учреждения или органа, который должен исполнять приговоры в виде смертной казни.

1.1 Виды учреждений и органов, исполняющих другие виды наказания

Для исполнения других уголовных наказании специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных приставов-исполнителей, суда вынесшего приговор, а также суда по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного.

Наказание в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, колониями-поселениями и исправительными учреждениями. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать решения на занятие соответствующими видами деятельности. Если лицо в качестве основного наказания отбывает лишение свободы, а в качестве дополнительного приговорено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то последнее наказание исполняется администрацией исправительного учреждения при решении вопроса о трудовом устройстве лица в исправительном учреждении.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – на суд, вынесшего приговор. Аналогичное положение существует при исполнении наказании в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждении, органов и воинских формировании (ч. 12 ст. 16 УИК). За осужденными условно военнослужащими контроль осуществляется командованием по месту прохождения службы.

Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Таким образом, функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, создаваемые в рамках Минюста России и Минобороны России. Кроме того, законодатель в нормах ст. 16 УИК четко разграничил функции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив последнюю на администрацию организаций, иных участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к различным видам наказания.

Главное внимание при этом должно уделяться достижению цели исправления осужденных, ибо ее успешное достижение обеспечивает успешное достижение других целей уголовного наказания и процесса исправительного воздействия на лиц, отбывающих наказания.

2. Задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказания

В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 1 УИК. В ч. 2 ст. 43 УК РФ установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости достигается при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель исправления осужденного. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо ее достижение не всегда совпадает по времени с реализацией цели исправления осужденных. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК).

Важной задачей учреждении и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК).

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлении.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждении основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.

Важнейшая задача исправительных учреждений - организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи. Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условии отбывания наказания.

Одна из задач исправительных учреждений – социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности – вытекает из положении действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”), а также норм международных актов.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, имеют задачей проведение оперативно-розыскной деятельности, регламентируемой Федеральным законом Российской Федерации “Об оперативно-розыскной деятельности”. Кроме того, они обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, органам безопасности), что является законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами.

3. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся" нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

    международный,

    государственный,

    общественный контроль.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты.

Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.

Заключение

Следует отметить, что на территории России до сих пор не назначаются наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Одна из причин такой ситуации – фактическое отсутствие учреждений, которые будут исполнять указанные виды уголовных наказаний, то есть – арестных домов, исправительных центров. В 1996 году, когда принимался новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, система исполнения наказаний находилась в ведении Министерства внутренних дел России. Законодатель рассчитывал, что МВД России найдет средства на то, чтобы обеспечить строительство новых учреждений для исполнения наказания и содержание персонала исправительных центров и арестных домов и осужденных. В настоящее время Министерство юстиции не всегда изыскивает средства на улучшение условий содержания осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Список использованной литературы

    Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации

      Уголовный кодекс Российской Федерации

      Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

      Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 г. № 5473-1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. № 73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. № 61-ФЗ, от 3 июля 1998 г. № 117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ

      Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ в ред. Федерального закона от 3 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ

      Федеральный закон “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. № 161-ФЗ

      Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ” от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ

      Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности” от 16 июня 1997 г, № 729.

    Учебники

    1. Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В.; Под ред. В.И. Селиверстова. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 303стр.

Наказание в виде лишения свободы (срочного и пожизненного) исполняют исправительные учреждения. Исправительные учреждения – это специально созданные государственные органы, предназначенные для исполнения наказаний в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являются ее наиболее важным элементом и в своей совокупности составляют достаточно обособленную подсистему. Это обусловлено, главным образом, разнообразием видов учреждений, именуемых исправительными, разносторонностью решаемых ими задач, значительным количеством нормативных актов, образующих многоуровневую нормативно-правовую систему.

В колониях особого режима содержатся только осужденные мужчины трех категорий: при особо опасном рецидиве преступлений, лишенные свободы пожизненно, а также те, которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно либо на определённый срок.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. Они относятся к учреждениям полуоткрытого типа.

Тюрьмы относятся к учреждениям закрытого типа. Осужденные содержатся в условиях строгой изоляции, и здесь в наиболее острой форме проявляется карательная сторона наказания, присущая лишению свободы. Согласно статьи 58 УК РФ осужденные могут отбывать наказание в тюрьмах только часть срока, размер которого определяет суд, выносящий приговор, а затем должны переводиться в соответствующий вид исправительной колонии. Тюрьмы предназначены для исполнения наказания в отношении наиболее общественно опасных осужденных за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет и осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденных мужского пола, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Лечебные исправительные учреждения предназначены для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом, наркоманией и ВИЧ-инфицированных. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных обусловлено медицинскими критериями – различиями в заболеваниях. Поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных видов, однако условия содержания для каждого из них соответствуют установленным законом для исправительного учреждения того вида, который назначен судом. Особенностью деятельности лечебных исправительных учреждений является то, что она регламентируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.


Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовноисполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
б) дисциплинарная воинская часть;

36 в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соот
ветствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
г) судебные приставы-исполнители.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции1.
Основными задачами инспекции являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лише ния права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужден ных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних де тей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).
В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ .
Арестные дома - места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ.
Исправительные учреждения предназначены для диффе- 37 ренцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения - основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разд. IV (гл. 11 - 17) УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений1 и другими нормативными актами федеральных органов управления.
Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназна-
38 чены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).
Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части1, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарные воинские части (ныне - отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории - отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа .
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

а) суд;
б) администрация организации, в которой работает осужден ный;
в) командование воинских частей и учреждений;
г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулиро вать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или I наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовноисполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана: исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовноисполнительной инспекции в проведении воспитательной рабо-
40 ты с ним; соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие.
Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается

заниматься осужденным, четко определяется приговором суда 41 (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Еще по теме Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции:

  1. ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
  2. Глава 5. Система учреждений и органов исполняющих наказания Занятие № 5 (2 часа)
  3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
  4. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.
  5. 7.9. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
  6. Глава II. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
  7. Глава VI. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  8. 7.7. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
  9. Глава 6. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Занятие № 6 (2 часа)
  10. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  11. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
  12. § 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание
  13. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -



Просмотров