О подходах церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством

Тот самый СНИЛС. Его комбинация цифр строго фиксируется в Пенсионном Фонде и становится основанием для дальнейшей выплаты пенсий. В настоящий момент есть практически у каждого. Они являются основанием для автоматизированного учета персоналии. Появились так называемые .

Большинство граждан заинтересованы в том, чтобы и ищут, где это можно сделать, но есть и те лица, которые не планируют иметь подобный номер. Именно они чаще всего задаются вопросом, можно ли отказаться от СНИЛС?

Существуют ли основания для отказа?

Введение в практику использования такого типа автоматизированного учета существенно упрощает фиксацию прав гражданина на получении различных выплат и социальных пособий. В религиозной практике явных противопоказаний такого действия не установлено.

Тем не менее в настоящий момент значительная часть людей стремится отказаться от СНИЛС в первую очередь по религиозным убеждениям. В 2013 году этот вопрос широко обсуждался и стал основанием для обращения за разъяснениями факта существования основания для отказа Патриархом Русской Православной Церкви к главе государства.

Президент страны признал возможность отказа от получения СНИЛС вне зависимости от причин приятия подобного решения. Такую возможность подтверждают положения сразу 6 статей Конституции Российской Федерации (ст.2, 5,18,28,29,39).

Это автоматически подтверждает возможность традиционного способа идентификации жителя государства по фамилии, имени, отчеству и другим паспортным данным. Заявляя об отказе от СНИЛС, необходимость подробного указания причин в настоящий момент отсутствует.

Порядок аннулирования

Самым простым решением проблемы становится изначальный отказ от получения этого идентификационного номера. Это автоматически исключает гражданина из общегражданской социальной базы персонифицированного учета.

В случае, когда номер уже присвоен, потребуется пройти несколько обязательных шагов:

  1. написать в региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по месту официальной регистрации заявление с просьбой снять с регистрационного учета, убрав номер СНИЛС, и производить все социальные выплаты на основании паспортных данных и свидетельства о рождении;
  2. направить это заявление в отделение Пенсионного фонда, в том числе в качестве «Обращения гражданина», ответ на которое обязательно по ФЗ №59 должно направляться гражданину максимум через 30 дней после регистрации на портале государственного учреждения;
  3. при получении официального отказа, направить копию полученного документа в Администрацию Президента Российской Федерации, ссылаясь на ответ руководителя Президента на запрос Патриарха, скачав его на сайте Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

Аналогичный запрос может быть направлен законным представителем в отношении несовершеннолетнего ребенка.

Стоит учитывать, что удовлетворение запроса в настоящий момент лишает гражданина всех социальных преференций . В том числе:

Оспаривать такое право придется в судебном порядке, в настоящий момент число принятия положительных решений при подаче подобной заявки в судебные инстанции не указано в официальной статистике. Отсутствуют и правоприменительные ссылки.

Можно ли признать отказ от СНИЛС по религиозным убеждениям веской причиной выхода из государственной системы пенсионного страхования?

При отказе от СНИЛС потребуется подача заявления в местное отделение Пенсионного Фонда . Свои религиозные убеждения доказывать в такой ситуации не придется, но необходимо будет учитывать все правовые последствия этого шага. Он автоматически исключает гражданина из единой системы социального учета, включая преференции и привилегии. Для чего нужен СНИЛС пенсионеру — читайте .

Как правильно заполнить заявление?

В шапке документа указывается наименование территориального отделения ПФР России, к которому прикреплен гражданин по факту регистрации.

Указывать имя руководителя не требуется. Обязательно указывается собственное имя и паспортные данные.

В основной части заявления указывается просьба снять гражданина с пенсионного учета и аннулировать его идентификационный номер.

Документ нужно подписать личной подписью.

Предполагая аннулировать собственный идентификационный номер, стоит заранее понять, что это автоматически станет заявлением об отказе гражданина работать официально.

Современные бухгалтерские системы не принимают расчеты по сотрудникам без указания СНИЛС , по которому производятся автоматические отчисления в счет будущих пенсионных выплат. Следовательно, при отказе от регистрации легально работать больше не получится.

На основании номера СНИЛС также в настоящий момент происходит регистрация в медицинских учреждениях и социальных службах. Отсутствие СНИЛС в современном мире автоматически лишает гражданина всех социальных преференций.

В заключении стоит сказать, что в настоящий момент существует ограниченное количество причин отказа от получения СНИЛС или оснований для принятия решения отказа от него. Предполагая оформление такого отказа, стоит оценивать степень своей готовности перейти на полное самообеспечение.

Включая отказ от посещения медицинских и образовательных учреждений с целью получения квалифицированной помощи, отказ пенсии. В настоящий момент возможность официального оформления такого решения не рассматривается на государственном уровне, что существенно усложняет жизнь того, кто считает номер СНИЛС для себя неприемлемым. Можно ли восстановить СНИЛС и как это сделать — читайте .

В Могилеве порядка 30 человек уже пятнадцать лет живут без национального паспорта. Все эти люди - православные. Получать паспорт они отказываются из-за наличия в нем идентификационного номера. Проблема не новая, но решения до сих пор нет.

«В белорусском паспорте есть два номера. Один - паспортный номер, который меняется. А есть еще идентификационный номер. Раньше он назывался личным номером. Когда подняли православные христиане первую волну возмущения, его изменили на идентификационный, но суть от этого не изменилась», - рассказал Naviny . by православный верующий Сергей .

По его словам, присвоение личного или идентификационного номера и занесение его в паспорт аналогично тому, что делали нацисты в концлагерях, когда наносили номер-татуировку на руку заключенного. «На Нюрнбергском процессе были осуждены фашисты, которые присваивали людям личные номера», - говорит Сергей.

«Сейчас это делают добровольно-принудительно - теми же самыми номерами нумеруют людей, как фашисты. А если ты не берешь паспорт с идентификационным номером, то тебя лишают зарплаты, тебя могут лишить свободы, всего мирского, можно так сказать», - говорит Сергей.

Он уверен, что «нет такого закона, требующего, чтобы гражданин Беларуси был пронумерован, но на деле, не имея идентификационного номера в паспорте, человек ограничен в правах» . В отношении такого гражданина нарушается как Конституция, так и другие законы Беларуси, считает Сергей. В частности, ст. 33 Основного закона, по которой каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, и «никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них» .

Сергей, Олег и Людмила - могилевчане, по религиозным убеждениям отказавшиеся от получения национального паспорта.

«Если взять любую вещь, то там есть штрих-код, клеймо. Идентификационный номер, когда переходит в компьютер, становится штрих-кодом. Человек, получается, как товар какой-то или как животное. Там содержится вся информация о нем - глаза голубые, болеет тем-то. Но мы же люди, мы не животные, не товар», - говорит Сергей.

«Потому что такая система»

Верующие, отказавшиеся от паспорта с идентификационным номером, испытывают различные трудности. Они не могут совершать сделки, заключать договоры с различными структурами, выехать за границу, зарегистрировать новорожденного и т.д.

Однако жить в обществе и быть свободным от него все равно не получается, и тогда верующие обращаются к своим духовным отцам, с позволения которых могут на время взять отвергаемый документ.

«Всё делается с благословения духовника, который понимает эту систему, который сам же ушел из системы. Не надо идти за духовниками, которые живут в этой системе, от них благости не будет», - говорит Виталий , еще один православный, отказавшийся от паспорта.

Виталий также отказывается получать паспорт, содержащий личный номер.

«Духовник должен дать разрешение, потому что он за эту душу отвечает, и такие случаи есть», - подчеркивает он.

«Вот мы пошли с женой на сделку с квартирой. Я даю не паспорт, а тождественность паспорту, где есть всё, но без личного номера. Работница переписывает и крутит: «А где у вас личный номер?» - рассказал еще один верующий Олег. - Я спрашиваю, а зачем вам личный номер? Какой номер вы от меня требуете, если я назвал свое имя. Она говорит, я все понимаю, но сделать не смогу. Ну, если так, то и мне ничего не надо. Жена настояла, и по ее паспорту все оформили. Жена идет миром, а я иду против мира. Если в семье есть хоть один, кто идет твердо за Богом, то спасется и жена, и дети, и родители, и внуки. Моя молитва Богу угодна, она не на словах» .

«15 лет мы подаем заявления, чтобы нам дали альтернативный документ. Нас 15 лет водили за нос, обманывали. И ничего не сделано, потому что они не могут это сделать, потому что такая система», - говорит Олег.

Пока же альтернативный документ верующие делают самостоятельно при помощи нотариуса, который заверяет все данные паспорта, за исключением идентификационного номера. В документе, который называется свидетельством, нотариус указывает, что лицо, изображенное на предоставленной фотографии, тождественно с представившим ее человеком, зарегистрированным по месту жительства такому-то и предъявившим паспорт номер такой-то, выданный таким-то органом такого-то числа. «Личность лица, представившего фотографию, установлена», - свидетельствует нотариус.

Выступая против идентификационного номера, православные верующие, по сути, выступают против тотального контроля над человеком, который, как они считают, только усиливается. Подтверждением этому, по их мнению, служат банковские карточки и планируемое введение биометрических паспортов.

«Сейчас у людей по десять карточек, по пятнадцать. А скоро наличные уберутся. Это будет последняя ступенька, испытание всех людей на земле, когда уберут наличные. Когда человек все это берет, то он духовно и нравственно глупеет. Наживку бесовскую проглатывает, и у него нет уже воли. Он слабый, он младенцем в духе становится», - утверждает Олег.

По мнению верующих, биометрический паспорт окончательно начертит на человеке штрих-код, в котором и заложено число дьявола 666. «Наши компьютерщики православные распознали, что в каждом штрих-коде находятся три шестерки» , - утверждает Сергей.

Официальные позиции

Проблема граждан, нежелающих принимать документы с личным (идентификационным) номером, хоть и встала давно, но решения ей в Беларуси пока нет.

В феврале 2013 года Собор РПЦ принял документ « Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных ». В нем говорится, что церковь не отрицает необходимости учета граждан государством, однако признает, что в результате отказа многих православных использовать документы с электронными идентификаторами личности формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

«Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу - использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации», - отмечается в документе.

«В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества», - советует РПЦ.

В то же время православные собеседники утверждают, что в реальности получается иначе.

«Батюшки не помогают совсем. Говорят, что это грехом не считают. Получается разногласие. Людям говорят одно, а когда уже столкнулся с проблемами, говорят, берите паспорт и всё. А как же официальная позиция церкви? Сейчас отступление идет такое», - утверждает Сергей.

«Хотелось бы, чтобы государство обратило внимание на людей, отказавшихся от паспорта по религиозным причинам. Коль эта проблема есть, надо ее каким-то образом решать», - заявил Naviny . by пресс-секретарь Могилевской православной епархии Илья Сидорович .

В 2007 году Конституционный суд, рассмотрев вопрос относительно назначения пенсий гражданам, отказавшимся от паспортов по религиозным убеждениям, предложил компетентным органам «найти соответствующий вариант решения вопроса удостоверения личности». Такой бы подход, по мнению Конституционного суда, соответствовал бы принципу приоритета прав и свобод человека. Однако, как свидетельствуют православные верующие, это предложение Конституционного суда так и осталось лишь пожеланием.

В УВД Могилевского облисполкома отказались от комментариев по ситуации с гражданами, отказавшимися от паспортов по религиозным мотивам, не сообщив, сколько в регионе подобных «паспортных отказников». В УВД лишь указали, что согласно ч. 3 ст. 23.53 КоАП проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность, влечет предупреждение или штраф до четырех базовых величин.

«Секуляризация под видом демократизации в действительности высвободила в европейском сверхгосударстве, являющемся культурным наследником Римской империи, колоссальную энергию властного подчинения. Эта кипучая энергия сегодня стремится окончательно порвать с христианством, сдерживавшим ее тоталитарные импульсы в течение семнадцати веков», - заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, выступая на Папском Богословском факультете Южной Италии в пригороде Неаполя. Об этом сообщает Интерфакс-Религия.

Врезультате, как отметил архипастырь, эта энергия бессознательно стремится к установлению «абсолютной диктатуры, которой потребуется установление полного контроля над каждым членом общества».

«Не к этому ли мы идем, "в целях безопасности" соглашаясь на обязательное введение электронных паспортов, всеобщей дактилоскопии и повсеместное насаждение фотокамер? Ведь все это можно легко использовать и в других целях, которые также можно приписать "усилению мер безопасности"», - заявил он.

По мнению митрополита, сегодня в странах Запада провозглашается деструктивная свобода от нравственных начал, общечеловеческих ценностей, вместо уважения к чувствам других людей "она проповедует вседозволенность, игнорирующую убеждения и ценности большинства", утверждает принцип неудержимого удовлетворения человеческих страстей и пороков.

«Агрессивный настрой такой ложно понятой свободы приближает ее к тоталитаризму эпохи гонений (на первых христиан - "ИФ") и безбожию XX века. "Тоталитарная свобода", основанная на человеческих страстях, возвращает нас во времена язычников, пусть и в более лукавой и изощренной форме», - заявил он.

По словам представителя Церкви, «воинствующее безбожие, нередко в самых уродливых и гротескных формах, вновь подняло голову и смело заявило о себе на просторах Европы».

«И вот уже мы видим, как по Лондону разъезжают автобусы с надписями "Бога нет, наслаждайся жизнью" или "Ты гей, гордись этим". Слышим о том, как в Париже дубинками и слезоточивым газом разгоняют демонстрацию сторонников традиционных семейных ценностей, не желающих усыновления детей однополыми парами. Становимся свидетелями того, как на амвоне главного храма Москвы появляются кощунницы, своими действиями вызывающие одобрение некоторой части общества, и как потом аналогичное действо разыгрывается в парижском Нотр-Даме», - констатировал он.

Справка.

Выпуск электронных удостоверений личности начнется с 2016 года. До 2025 года россияне будут пользоваться и электронными, и бумажными паспортами. Полная замена документов в их действующем формате должна завершиться в 2030 году. На электронной карте будут размещены фотография, имя, фамилия и отчество, информация с адресом на специальном чипе, ИНН, страховой номер, цифровая подпись, а также оставлено место для отпечатков пальцев.

Каждому, кто до 1 января 2015 года не обратится с письменным отказом от УЭК в соответствующие органы, такой документ будет выдан в автоматическом порядке.

Из глубины веков дошли до нас пророчества монаха Зиновия Мниха о тех документах, которые предлагают нам сегодня: «И повелит им ину заповедь творити, да вси поне неволею приимут, еже есть сия — повелит творити некая писмена на картачках с тайным именем, да без тех не могут путь шествовати, да на тое глядя ведоми будут, и без беды пройдут камо хотят. Второе, имя свое тайно имать писати, егоже никтоже уведает от земных, сими словесы: 666. Третие, в куплях и в продаяниях печать его имать распростронятися…

Аще кто малым чем замарается, то уже беси написуют на чале его отвержение Христа. Зрите братие, аще и много понудят вас печать или картку прияти, то аще и кровь пролияти или имение лишитися, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести. За что веселие, воздояние будите, пшеница царская» (Книга «Цветник духовный», 7174 (1666г.). Глава 14, лист 94. Сказание Зиновия Мниха ученику своему о прелести антихристовой).

Григорий, ученик преподобного Василия Нового, также говорил о «лукавых, на челе у каждого из них были подписи сатаны, в руках они держали дощечки, на которых было написано их отвержение» Страшный Суд Божий». Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского. М., 2002 г. с.60).

И уже наш современник, афонский старец преподобный Паисий Святогорец, предупреждал: «Принятие электронного паспорта – это великое падение. Принятие его равнозначно отречению от Христа ».

Официальные церковные документы наставляют нас: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении со стороны церковной полноты » (2000г.). Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, оскорбляющих чувства верующих . В случае принуждения граждан к принятию подобных средств Собор предлагает обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл.13-14)» (2013г.).

В 2012 году с грубым нарушением Конституции и законов Украины, невзирая на массовые активные протесты народа, был принят закон «О Едином государственном демографическом реестре Украины и документах…» (закон «О ЕГДР»), который предназначен для сбора под персональным номером самой разнообразной информации о каждом гражданине в нашей стране, а также для выдачи пластиковых биометрических документов – такая мега-база, ловчая сеть для всего народа Украины. Но дело-то не в пластике и даже не в биометрии, а в УНЗР – уникальном номере записи в реестре – международном идентификационном номере, присваиваемом человеку пожизненно и посмертно. А в карточке-паспорте хоть есть чип и биометрические данные, хоть нет, а УНЗР

Введите подпись

обязательно есть. При автоматизированной обработке данных такой номер преобразуется в штрих-код с антихристовой символикой. Поэтому мы и не берем такой паспорт! Нанесение начертания (штрих-кода) – это уже следствие отречения от Христа, когда человек согласился на такой паспорт, поэтому и возможно такое лукавое нанесение. Таким образом, с 1 января 2016 года впервые в истории страны наступил момент, когда нашим взрослеющим детям уже нельзя получать ту паспортную карточку, которую без возможности выбора выдают уже почти по всей Украине.

Попытаемся разобраться, что происходит и как нам в этой ситуации действовать.

Силы, готовящие воцарение антихриста, создают видимость закона, а на самом деле глубоко и устойчиво игнорируют закон, проводя по всем жизненным сферам «тайну беззакония» – глобальные процессы, в основном, через подзаконные акты, полностью нарушающие Конституцию и традиционные законы страны.

Введение электронных паспортов-карточек нам объясняют требованием Евросоюза. Но представители ЕС неоднократно опровергали такое мнение, утверждая, что требования ЕС касаются только документов для выезда за рубеж, а инициатива с паспортами внутри страны – сугубо местная. Какое дело Европе до внутренних паспортов граждан нашей страны, до устройства внутри страны? Не должны ли мы в таком случае обвинить ЕС во вмешательстве во внутренние дела Украины, а власти страны – в недопустимом позволении такого вмешательства?

Кроме того, нас уверяли, что уже выданные старые внутренние паспорта останутся за нами до конца жизни. Но в январе 2016 года начались заявления, что в течение 4-5 лет все паспорта будут заменены на пластик!

Распоряжением КМ от 23.12.2015 №1428-р была одобрена «Концепция создания национальной системы идентификации граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства», по которой переход на пластиковые паспортные карточки планируют уже в основном завершить к концу 2017 года. Детей с рождения собираются идентифицировать через идентификационные документы родителей. В Концепции говорится о том, что посредством «электронного сервиса» станет возможным дистанционно верифицировать данные, внесенные в идентификационный документ; об интеграции паспорта гражданина Украины в форме карты с другими инициативами электронного управления; о развитии каналов доступа к новым сервисам и способам электронной идентификации и так далее. Какие «сюрпризы» для нас готовят, можно только догадываться!

26 февраля 2016 года в ГМС Украины на звонок по тел. 289-50-64 нам ответила заместитель начальника отдела по вопросам гражданства, Галина Павловна. Она сказала, что поскольку на данный момент не во всех районах страны есть техническая возможность полностью перейти на выдачу паспортных карт, они выдаются только в районах, где такое оснащение есть. В отделениях ГМС, где
их нет, выдают по-прежнему паспорта в виде книжечки. И подчеркнула, что где уже выдаются новые пластиковые паспорта, там паспорт книжечкой получить нельзя . На вопрос, вводят ли данные тех, кто еще получает паспорт-книжечку, в ЕГДР и присваивают ли номер УНЗР , она ответила, что нет . Для паспортов-книжечек средства Реестра не применяются, а для паспортов-карточек – да, данные отсылаются в ЕГДР, и присваивается УНЗР . Паспорта-книжечки выдаются в соответствии с Постановлением ВР Украины от 26.06.1992 №2503 (в редакции 18.10.2012). А паспорта-карточки – в соответствии с постановлением КМ Украины от 25.03.2015 №302.

Обратим внимание на небольшие, но важные детали: в конце нашего паспорта-книжечки приводится выписка из Положения о паспорте гражданина Украины, где написано, что «паспорт является документом, удостоверяющим личность владельца » – то есть владельцем паспорта-книжечки является сам человек. А теперь сравним: на бланках новых паспортов-карточек написано: «паспорт гражданина Украины является собственностью Украины». В наших паспортах-книжечках указано: «Запрещается изъятие у лица паспорта». А чем, как не изъятием, является сбор самой всевозможной информации о человеке в базах данных?

Нас постепенно отучают чем-либо владеть: своим именем, данными, паспортом, «згодой» – «добровольным волеизъявлением» (его у нас уже и не спрашивают!), а затем – правами и свободами, своей страной, духовной свободой… Ведь под видом «экономичного добробуту» строится всемирный электронный концлагерь – «царство» для антихриста и абсолютное рабство для поверившего антихристу человека!

Еще одна деталь: почему говорится, что в паспорт-карту «имплантирован безконтактный электронный носитель»? Что означает термин «имплантация»? Все толковые словари говорят о том, что имплантация – это вживление в ткань организма некого чужеродного материала, элемента. Почему так упорно «ошибаются» по отношению к неодушевленной пластиковой карточке, говоря о том, что чип имплантирован в паспорт, а не встроен (вмонтирован, вставлен, размещен…), как это было бы грамотно сказать? Видимо, это упорство имеет свое обоснование. А какое, уже не трудно догадаться: сотни тысяч людей в разных странах являются «запечатленными», носят в своих телах (организмах) чипы-имплантаты – те самые чипы, что и в паспортах! В новом фильме Галины Царевой «Технология расчеловечивания» очень наглядно показано, как чипированый человек становится управляемой игрушкой в руках того, кто держит пульт управления . «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор.7, 23).

Предлагаю писать заявление и оставлять его в районном отделении ГМС, не забывая забирать с собой свой экземпляр заявления со штампом о приемке. Такое же заявление писать в ГМС в Киев. Без того, чтобы кто-то из родителей взял на себя организационную работу, вряд ли что-то получится. Надо собрать подписи со всей Украины, надо организовать родителей и пойти на прием, наверное, в первую очередь, к священноначалию нашей Церкви, чтобы добрые пастыри защитили паству…

Будем с надеждой и упованием просить самого главного заступничества — Царицы Небесной, угодников Божиих пред Господом нашим Иисусом Христом.

Помоги нам всем, Господи!

Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.

«Есть определенное количество граждан, которые никогда не примут электронных документов, а в крайней ситуации уйдут в леса, - подчеркивает руководитель Синодального отдела по отношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , убежденный в том, что к этим опасениям нужно относится с уважением.. - У них есть на то разные причины: как религиозные так и иные, не связанные с богословскими оценками идентификационных технологий. Первый вариант общецерковного документа предполагал некоторый анализ этих причин, но президиум Межсоборного присутствия принял решение исключить их из итогового текста».

Как стало известно из опубликованного в интернете текста законопроекта, бумажные паспорта в скором времени должны заменить пластиковые идентификационные карты. Новые документы, не оснащенные чипом, будут содержать электронный ключ, который объединят воедино разрозненные доселе электронные базы различных государственных ведомств (медицинская страховка, ГИБДД, ФМС, социального и пенсионного обеспечения). Старые бумажные документы продолжат свое хождение лишь в течение некоторого времени, так что по истечении переходного срока, всем гражданам на безальтернативной основе придется принять новые паспорта, которые совместят функции идентификационной карты, универсального доступа к государственным базам и коммерческим услугам, став одновременно и паспортом и банковской картой.

Напомнив, что Архиерейский Собор воздержался от богословских оценок систем идентификации, отец Всеволод заметил, что объединение электронных баз посредством пластикового паспорта может позволить государству или иным структурам аккумулировать информацию о здоровье гражданина, его привычках, узнать какие книги он покупает и в каких местах бывает: «Предположим, что вы собираетесь устроиться на государственную службу, а специальная программа анализирует ваши покупки, передвижения и определяет вашу степень благонадежности и автоматически выдает цифру, которая определяет имеете ли вы право работать на данной должности или нет».

Полный контроль

С этими словами, сказанными протоиереем Всеволодом на круглом столе, состоявшемся в Общественной палате Российской Федерации 25 февраля, солидаризировалось большинство представителей традиционных религиозных конфессий страны, также принявших участие в обсуждении.

Так поддержал отца Всеволода глава Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, Сергей Ряховский , заявив, что: «Задача, которая стоит перед законодателями - обеспечить не только государственную безопасность, но и безопасность граждан».

Сомнения религиозных лидеров попытались развеять представители профильных государственных ведомств, пришедших на круглый стол. Они постарались убедить критиков в надежности и безопасности предлагаемых технологий, напомнив, что когда ФМС выдает обычные бумажные паспорта, все паспортные данные и так давно вносятся в специальную электронную базу, которая используется не только ФМС и милицией, но и другими государственными ведомствами, например ГБДД при выдаче водительских прав. Случаев несанкционированного доступа к этим базам до сих пор не было - утверждают сотрудники Федеральной миграционной службы.

«Нужно бороться не с технологией, а со злоупотреблениями, - считает и председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. - Даже если на Горбушке можно купить информацию из баз ГИБДД, это не значит, что совсем не нужно регистрировать машину. Нужно совершенствовать систему контроля, а не отказываться от баз».

«С развитием общества человек все более и более попадает под государственный контроль: сотовый телефон и банковская карта позволяют установить нахождение человека. Можно их использовать на вред человеку? Да, как любую другую технологию», - подчеркивает он.

Хуже чем водка

В ответ на реплику председателя Московской думы, со стороны религиозных объединений прозвучало мнение, что если государство усиливает контроль за гражданином, то и граждане должны получить возможность усилить свой контроль над государством, во всяком случае, над теми данными, которые будет содержать и транслировать новый паспорт.

Кроме того, с неожиданно резкой критикой систем идентификации выступила председатель Всероссийской общественной организации многодетных родителей «Много деток - хорошо!» Татьяна Боровикова , она высказалась не только против электронных паспортов, но и против полисов пенсионного страхования, уже давно имеющих форму пластиковой карты, и содержащих так называемый СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счета) назначаемый владельцу карты государством и обязательный для получения практически всех услуг, связанных с системой обязательного пенсионного страхования.

«Я считаю сто СНИЛС такой же греховный предмет, как бутылка водки! - убеждена она. - Мы вынуждены организовывать крестные ходы вокруг школ и госдумы для того, чтобы обеспечить защиту нашей территории от чиновников которые пускают эту страшную электронную заразу в нашу страну».

Кроме того, она призналась, что по религиозным убеждениям не пользуется услугами Сбербанка, который при совершении денежных операций в своих отделениях принуждает клиентов принимать порядковый номер в электронной очереди, распечатываемый на бумаге специальным терминалом.

«Принимать какой-то номер вместо имени недопустимо, это тяжкий грех» -- убеждена Татьяна Боровикова. Не так давно она была вынуждена забрать среднего ребенка из школы, после введения там электронных дневников и так и не смогла устроить младшую дочь в школу, из-за того, что для этого ей бы пришлось записаться в электронную очередь на сайте департамента образования.

Во всех этих ограничениях она видит дискриминацию верующих, с не менее радикальной критикой выступил и депутат Мосгордумы Дмитрий Мишустин , признавшийся что свой паспорт «содержащий три шестерки» он принял «еще до воцерковления».

Новый мировой порядок

Традиционно, документы, разрабатываемые комиссиями Межсоборного присутствия анонимны. Хотя для их составления порой и привлекаются внешние эксперты, не входящие официально в состав Присутствия, сами тексты представляются для общецерковной дискуссии без подписи. Как признался председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев , принявший участие в работе круглого стола, среди экспертов призванных озвучить мнение церковной общественности 25 февраля присутствовали люди, участвовавшие в работе профильной комиссии и ответсвенные за содержание документа отвергнутого Пленумом межсоборного присутствия, не назвав этих экспертов поименно. Часть соображений, не вошедших в итоговый вариант, утвержденный собором, но содержащихся в изначальном проекте озвучил православный писатель, однин из лидеров движения «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» Валерий Филимонов, поддерживавший скандально известного епископа Диомида до его разрыва с церковной иерархией и уклонения в раскол.

Он подчеркнул, что сегодня мир стоит на пороге формирования глобального информационного общества, чьи общие контуры уже очерчены соответствующими международными соглашениями, подписанными на конференциях в Окинаве, Орлеане и Монреале. Эти документы, по его словам, предполагают создание универсальной формы электронных удостоверений во всем мире и объединении их в единую глобальную сеть. Стандарты этих соглашений в целом совпадают с характеристиками Универсальной электронной карты и будущих паспортов, вводимых российским правительством. «Россию вписывают в глобальное сообщество, а средство идентификации - это лишь инструмент. Компьютерная бездушная система идентифицирует человека как некий товар. Сама человеческая личность низводится на уровень товара, - убежден писатель. - Не меньшей угрозой является и сбор биометрической информации. База, содержащая генетический фонд народа, может стать инструментом для создания генетического оружия».

Разработчики идентификационных систем поспешили уверить православного эксперта, что новые паспорта не подразумевают биометрии, кроме того за их владельцем не желающим пользоваться электронными услугами останется возможность получить соответствующие услуги традиционным способом, ограничившись лишь идентификацией, в том числе неэлектронной: все данные, которые будут записаны на чип карты будут продублированы традиционным печатным способом на ее тыльной стороне, в том числе фамилия, имя и фотография владельца.

В заключение отец Всеволод Чаплин предложил не касаться в нынешнем составе богословской проблематики и предложил сосредоточиться на светском измерении вопроса, еще раз напомним, что именно так поступил Архиерейский Собор. В то же время он усомнился в прозвучавших из уст православных активистов сотериологических доводах: «Православное учение не вполне допускает лишение спасения в таких вопросах, кроме случаев тяжкого нераскаянного греха. И хотя я знаю, что некоторые люди считают принятие документов именно таким грехом - это все-таки дискуссионный вопрос».



Просмотров