Определение преступления носит характер. Преступление - это что такое? Понятие и виды преступлений. Действие и бездействие

Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.

В этом посте расскажем кратко об этой религии

Основные книги Иудаизма

Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:

  • Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
  • Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
  • Грех убийства (“Не убий”),
  • Грех воровства (“Не укради”)
  • Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
  • Грех употребления плоти живого животного.
  • Суд должен быть справедлив.

Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Немного истории

История этой вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

С уважением, Андрей Пучков

Вопрос о религии и вере всегда будет волновать человеческие умы. Интерес к природе человечества и его Создателя не угасает с самого рассвета человеческой эпохи. Считается, что именно еврейский народ признан богоизбранным и ближайшим к нашему Творцу, а столица Израиля Иерусалим — столицей трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Так какая же вера у названного избранным Богом народа и во что же они верят?

Во что верят евреи?

Согласно данному вероисповеданию, Бог выделил еврейский народ как народ-проповедник, имеющий своей миссией донести до каждого на Земле их предназначение.

Несмотря на свою исключительность, еврейский народ подвергался длительным гонениям и бедам, и верят они в то, что их беды на Земле завершатся с приходом Мессии.

Вера иудеев основывается на десяти принципах:

  • Учение о создании всех людей на Земле Богом по своему принципу и подобию;
  • Принятие Бога не только как творца или создателя, но и как отца по отношению к человеку;
  • Жизнь каждого человека или народа принимается как его диалог с Богом;
  • Принцип исключительной ценности человеческой жизни и человека;
  • Принятие равенства каждого человека перед Богом;
  • Наличие священной миссии у еврейского народа — донести Божественные истины до каждого человека;
  • Соблюдение всеми евреями 613 основных заповедей, а неевреями 7 законов;
  • Принцип превосходства духовного над материальным;
  • Верование в приход Мессии;
  • Учение о том, что в определенный момент все мертвые воскреснут и станут снова жить на Земле.

Какие заповеди соблюдают евреи?

Так же как и у православных верующих, соблюдающих десять священных заповедей, у иудеев также есть законы, которым они должны следовать. Всего их шестьсот тринадцать , триста шестьдесят пять из которых являются запретительными — на каждый день в году, а двести сорок восемь — предписательными.

Для неевреев иудаизм предлагает семь заповедей, соблюдая которые каждый может войти в Небесное Царство вместе с евреями:

  1. Запрет богохульства;
  2. Запрет воровства;
  3. Запрет кровопролития;
  4. Запрет идолопоклонства;
  5. Запрет кровосмешения;
  6. Запрет употребления мяса, отрезанного от живого существа;
  7. Требование установления справедливой законодательной системы.

Священная литература иудаизма

Как и каждом вероисповедании, в религии иудеев также существуют столпы, на которых крепится вся религиозная история народа, их учения и законы. В иудаизме основным священным писанием является Танах, в который входят:

  • Учение Тора , создателем которого считается пророк Моисей;
  • Нэвиим - двадцать одна книга хронологическо-исторического содержания;
  • Кэтувим - сборник из тринадцати книг, включающих в себя разнообразные религиозные жанры.

Танах является аналогом Старого Завета у православного народа, содержащий в себе информацию и знания о происхождении и развитии еврейского народа, Божественные заповеди и законы, а также основные черты зарождения иудаизма, повлекшего за собой становление ислама и христианства.

Как и верующие других религий, евреи свято блюдут религиозные предписания, описанные в Танахе, надеясь на исходе жизни познать Милость Божию.

Разновидности иудаизма

Имея обширную и древнюю историю, религия иудеев получила развитие в различных направлениях, отличающихся культурой, традициями и даже диалектами.

На данный момент иудаизм имеет следующие разновидности:

  • Ашкеназы и Сефарды. Евреи западной и восточной традиции соответственно. Их различие состоит в том, что развитие разных культур - Запада и Востока оказало значительное влияние на трактование Танаха, произношение слов и культуру в целом, в результате чего произошло данное разделение;
  • Иудеи разных регионов. Традиции уклада жизни разных регионов также оказали влияние на течение и развитие иудейской религии;
  • Мировоззренческое разделение. По степени дозволенности иудаизм делится на либералов, консерваторов и ортодоксов;
  • Популярные течения. Во всем мире, в разных странах иудаизм принял несколько распространенных ответвлений: хасидизм, литваки, религиозные сионисты, антисионисты и многие другие.

Кто может исповедовать иудаизм?

Становление иудеем происходит двумя способами: рождение чистокровным евреем, либо совершение перехода в иудаизм — прохождение Гиюра. Этим еврейская религия отличается от других национальных: он не только наследуется по праву крови, но и готов принять любого желающего.

Однако, добиться принятия в иудаизм совсем не просто. Желающего обратиться в основную еврейскую религию очень долго отговаривают, проверяя твердость его намерений и настойчивость. И только человек, проявивший необходимую решительность может обратиться к желанному вероисповеданию.

Евреи — древнейшая нация из ныне существующих. Об его исключительном предназначении ходят легенды и написано множество трактатов. Именно поэтому вопрос о вероисповедании этого народа, его традициях и верованиях никогда не будет полностью раскрыт. Однако, на данный момент на вопрос: «Какая вера у евреев?» мы можем дать однозначный ответ - иудаизм .

Видео: кому молятся евреи в синагоге?

В данном ролике иудей Матвей Кауфман расскажет, какому Богу поклоняется этот народ:

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Понятие преступления - ключевая, центральная категория уголовного права. Правильное понимание преступления имеет значение не только для правоохранительных органов и судов, но и граждан. Преступное поведение - разновидность человеческого поведения. Отмечено, что «человеческое поведение является наиболее общим и самым обязательным признаком любого преступления».

Уголовное право формулирует понятие преступления, беря за основу его определения указание на то, что преступление представляет собой не просто деяние, запрещенное законом, а действие или бездействие, по своему содержанию опасное для личности, интересов общества, государства. Поэтому важнейшим признаком преступления уголовное право считает не формальный признак - запрещенность законом, а материальный - его общественную опасность. Понятие преступления, которое раскрывает его сущность, а не основано лишь на его формальной характеристике, называется материальным понятием преступления. Материальное понятие преступления - ведущий принцип уголовного права России.

Понятие преступления дано в ст. 14 УК: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Опираясь на законодательное определение понятия преступления, наука уголовного права устанавливает, что для любого преступления характерна совокупность обязательных признаков: общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, наказуемость.

Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для личности, общества, государства. Иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям, охраняемым законом. Определяя задачи Уголовного кодекса, законодатель в ст. 2 УК дал перечень объектов, посягательства на которые представляют общественную опасность. Общественная опасность различается по характеру и степени. Характер общественной опасности определяет качественное своеобразие преступления. Степень общественной опасности - это количественное выражение опасности деяния.

Уголовная противоправность состоит в запрещенности преступления соответствующей уголовно-правовой нормой Особенной части под угрозой применения к виновному наказания. Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности.

Виновность лица. Вина - это отношение психики лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Важно уяснить, что при всех опасных последствиях, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только при наличии в его действиях вины. Если деяние совершено невиновно, лицо не может нести уголовную ответственность. Виновным может быть признано только лицо, способное как по своему возрасту, так и психическому состоянию осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Поэтому не могут рассматриваться в качестве преступления действия малолетних, а также общественно опасные поступки невменяемых.

Лица, находившиеся во время совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости, уголовной ответственности не подлежат. Таким лицам судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Уголовным кодексом установлена ограниченная вменяемость. Согласно ст. 22 УК вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Такое психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Наказание - необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе, возможности применения наказания за деяния, предусмотренные уголовным законом. Установленное Уголовным кодексом наказание не всегда подлежит применению. В законе есть ряд оснований освобождения от наказания лиц, совершивших преступление. Но и в этих случаях деяния не теряют своего уголовно-противоправного характера.

Итак, преступление - это общественно опасное, уголовно-противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), совершенное лицом вменяемым (ограниченно вменяемым) и достигшим возраста, установленного Уголовным кодексом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности Уголовный кодекс в ст. 15 различает четыре группы преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Уголовная статистика фиксирует случаи, когда одно и то же лицо или группа совершила несколько преступлений. В целях дифференциации ответственности и наказания таких лиц Уголовный кодекс устанавливает ответственность за неоднократность и совокупность преступлений.

Неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК, может признаваться неоднократным в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Если лицо было освобождено От уголовной ответственности за ранее совершенное преступление или судимость была погашена или снята, то преступление не признается совершенным неоднократно.

Совокупность преступлений имеет место тогда, когда лицо совершило два или более преступлений, ни за одно из которых оно не было осуждено. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК.

Повышенная уголовная ответственность и наказание установлены УК для лиц, совершивших преступление и имеющих судимость за ранее совершенное преступление. Уголовный кодекс различает опасный рецидив преступлений и особо опасный рецидив преступлений.

Наиболее выраженной формой преступного поведения является совершение преступления в группе. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК).В качестве соучастников преступления Уголовный кодекс выделяет исполнителя, организатора, подстрекателя, пособника (ст. 33 УК.). Наиболее опасной формой группового преступного поведения считается совершение преступления группой по предварительному сговору, организованной группой и преступным сообществом (преступной организацией).

Преступление - один из видов правонарушения. Другими его видами являются: гражданско-правовые, административные, трудовые правонарушения и дисциплинарные проступки. Различие между ними заключается в степени их общественной опасности, что вытекает из ч. 1 ст. 14 УК.

Кроме того, ч. 2 ст. 14 УК дополнительно оттеняет признак общественной опасности следующим положением: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству». Следовательно, преступлением может быть признано лишь деяние с высокой степенью общественной опасности.

Преступность - социальное явление. Она складывается из совокупности всех преступлений, совершенных в данном регионе за определенный период времени. Как социальное явление, преступность относительно массовое явление, поскольку состоит из совокупности деяний, совершаемых определенной, относительно массовой частью общества.

Историческая обусловленность и изменчивость преступности связана с постоянно меняющимся кругом деяний, признаваемых преступлениями, в сменяющих друг друга общественно-экономических формациях. Преступность - явление уголовно-правового характера. Это совокупность деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, т.е. в момент совершения деяний, признаваемых преступлениями.

Совокупность установленных уголовным кодексом объективных и субъективных признаков, характеризующих определенное общественно опасное деяние как преступление, именуется составом преступления. Конкретное преступление и его состав относятся друг к другу как явление и понятие о нем. Преступление - определенное явление реальной действительности, обладающее множеством индивидуальных признаков. Состав преступления - это совокупность предусмотренных законом лишь наиболее существенных и типичных признаков, необходимых для признания определенного общественно опасного деяния преступлением. Состав преступления - юридическое понятие преступления.

Все признаки состава преступления характеризуют основные элементы преступления: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. По степени общественной опасности составы преступлений можно классифицировать на четыре вида: простой состав, без отягчающих и смягчающих обстоятельств, указанных в Уголовном кодексе (например, ч. 1 ст. 105 УК), состав преступления с отягчающими обстоятельствами (например, ч. 2 ст. 105 УК), состав преступления со смягчающими обстоятельствами (например, ст. 107, 108 УК), состав с особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 213 УК). Такая классификация составов преступлений по степени общественной опасности имеет значение при квалификации преступления и назначении наказания, соразмерного тяжести совершенного деяния.

Уголовная ответственность наступает только за действие или бездействие человека, содержащие признаки состава преступления, а не за состав преступления как таковой.

В ст. 8 УК установлено, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Уголовная ответственность - это элемент уголовного правоотношения, которое порождается юридическим фактом в виде действия или бездействия. Уголовная ответственность предполагает право и обязанность государства в лице его правоохранительных органов применить к лицу, совершившему преступление, норму Уголовного кодекса в соответствии с ее содержанием и смыслом, а для лица, совершившего преступление - понести ответственность и наказание за содеянное и право подвергнуться наказанию на основании и в пределах именно той нормы Уголовного кодекса, которая им нарушена.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. Таким образом лицо, подлежащее уголовной ответственности, должно быть физическим лицом, вменяемым, достигшим определенного Кодексом возраста (ст. 19 УК).

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. За отдельные, особо тяжкие преступления (на день принятия Уголовного кодекса таких преступлений было двадцать), уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 20).

Уголовный кодекс определяет несовершеннолетнего как лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, если он вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК).

Уголовная ответственность предполагает применение к виновному наказания, за исключением случаев освобождения от наказания, предусмотренных Уголовным кодексом. К несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. В последнем случае он освобождается и от уголовной ответственности. Условиями такого освобождения являются совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые и признание возможности его исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Уголовная ответственность прекращается в том случае, если устраняется уголовное правоотношение. Условиями устранения уголовного правоотношения являются: отбытие наказания, освобождение от уголовной ответственности, снятие или погашение судимости.

Жизнь свидетельствует о случаях, когда деяние, внешне сходное с преступлением, в конкретной обстановке имеет иное содержание, а потому является общественно полезным. По этим причинам оно не признается преступлением. Применительно к такого рода ситуациям можно говорить об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Уголовный кодекс включает в себя шесть таких обстоятельств:

Необходимая оборона (ст. 37 УК),

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК),

Крайняя необходимость (ст. 39 УК),

Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК),

Обоснованный риск (ст. 41 УК),

Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Преступление - это правонарушение или опасное для общества деяние, за совершение которого к виновным лицам применяются меры уголовной ответственности. Преступления могут подразделяться по формальному признаку, то есть установление за совершенное деяние уголовного наказания и по материальному признаку. Материальным признаком преступления является деяние, несущее высокую степень общественной опасности, отличающееся от формального существенностью причиняемого им нарушения правопорядка.

Сегодня уголовный кодекс содержит или формальное определение преступления - деяние, запрещённое законом и предусматривающее наказание, или формально-материальное определение.

Что является преступлением согласно УК РФ

Преступлением является поведение отдельного человека или лиц, которое находит отражение в его/их действиях или бездействии. Действие – это осознанное, активное поведение индивида или группы лиц, которое проявляется в телодвижениях, применении орудий, предметов и механизмов, которые могут нанести вред обществу. Бездействие – это волевое и сознательное поведение индивида, которое характеризуется невыполнением каких-либо действий. В данном случае и действие, и бездействие – это имеющие определенную мотивированность сознательный волевой поступок. Бессознательное поведение, или деяние, совершенное под влиянием, исключающим свободное волеизъявление, не является преступлением. Преступным деянием не являются, также, различные психические процессы, такие как взгляды, мысли и намерения, происходящие в сознании индивида.

Объект преступления

Объектом преступления является то, на что направлено противоправное действие, иными словами – это находящиеся под охраной закона общественные отношения. Объективная сторона – это юридически значимые признаки, характеризующие и описывающие внешнюю сторону определенного общественно – опасного поведения индивида. Признаки объективной стороны устанавливают когда, где, когда и как было совершено преступление, и описывает последствия, которые наступили в результате этих действий.

Субъект преступления

Субъектом преступления является физическое лицо, сознательно совершившее противоправные действия и на момент совершения преступления достигшее возраста установленного законом.

Субъективная сторона - это юридически значимые признаки, характеризующие преступление с внутренней стороны: психическое отношение индивида к совершенному им незаконному опасному для общества деянию и его последствия. Субъективная сторона характеризуется по следующим признакам: цель, вина и мотив совершения преступления.

Признаки преступления

Обязательными признаками преступления являются противоправные деяния, которые в себе несут:

  • общественную опасность (преступление может причинить или стало причиной нанесения вреда общественным отношениям);
  • противоправность;
  • виновность лица, причастного или совершившего данное деяние;
  • уголовную ответственность.

Одним из главных материальных признаков преступления является общественная опасность. Характер общественной опасности определяется важностью и содержанием объекта посягательства, формой вины и типом причиненного ущерба, то есть характер опасности - это совокупность качественных свойств социальной опасности противоправного действия.

Степень опасности действия – это количественный показатель, определяющий величину нанесенного преступлением убытка, целями, мотивами, способом причинения ущерба и местом и временем совершения деяния. Чем выше ценность объекта посягательства, тем выше степень социальной опасности деяния. По степени социальной опасности противоправные действия отличается от гражданско-правового, дисциплинарного и административного проступков.

Степень и характер социальной опасности деяний подробно описываются в нормах Особенной части УК, с описанием признаков и формулировкой составов конкретных преступлений.

Еще одним признаком преступления является противоправность, то есть действие признается преступлением только в том случае, если за его совершение предусмотрено уголовное наказание. Отсутствие наказания за совершенное деяние лишает его статуса социально опасного. Также противоправным и социально опасным может быть признанно только то действие, которое было совершено осознанно.



Просмотров