Как правильно считается надбавка за стаж. Исчисление надбавки за стаж и профмастерство

"1. Настоящим Положением определяется порядок установления надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы, далее - надбавки за стаж работы) рабочим и служащим открытого акционерного общества «......».
2. Надбавки за стаж работы устанавливаются в зависимости от трудового стажа в целях закрепления кадров в организации.
3. Право на получение надбавки за стаж работы имеют все работники (кроме временно принятых на работу), состоящие в штате организации

Размер надбавки за продолжительность непрерывной работы (стаж).
4. Надбавки за стаж работы в соответствии с настоящим Положением выплачиваются в следующих размерах:
При стаже непрерывной работы, дающем право на получение надбавки за стаж работы Размер надбавки за стаж работы в процентах от месячного должностного оклада (тарифной ставки)
от 1 года до 5 лет 5,0
от 5 лет до 10 лет 10,0
от 10 до 15 лет 15,0
свыше 15 лет 20,0.
Порядок начисления и выплаты надбавок за стаж работы.
8. Начисление и выплата надбавок за стаж работы производится ежемесячно.
9. Надбавка за стаж работы начисляется исходя из тарифной ставки присвоенного разряда (должностного оклада) работника за фактически отработанное время.
10. При временном заместительстве надбавка за стаж работы начисляется в зависимости от стажа работы на тарифную ставку (должностной оклад) по основной должности. При этом замещаемому работнику выплачивается разница между его тарифной ставкой (окладом) без учета повышения за стаж работы, надбавок, доплат и других выплат и тарифной ставкой (окладом) замещаемого работника без учета повышения за стаж, надбавок, доплат и других выплат.
11. При возникновении у работника права на получение надбавки за стаж работы в течение календарного года первая выплата производится за время работы, проработанного после возникновения права на его получение.
Работникам, у которых в течение месяца возникло право на повышение размера надбавки за стаж работы, общая сумма этой надбавки за месяц определяется путем ее исчисления раздельно по соответствующим периодам.
В таком же порядке определяется сумма надбавки за стаж работы при изменении в течение месяца тарифной ставки (должностного оклада)."

Так определяется у нас. От должностного оклада. Почему для меня так предпочтительнее. Работники постоянно меняются. Соответственно, надбавка за стаж тоже. Она в целом по работникам может меняться ежемесячно. Так зачем лишний раз вносить изменения в контракты в части установления повышений, менять штатное, приказы, а если очень захочется, то и уведомления делать или хотя бы заявления. Если можно установить надбавку и ответственного человека, который ежемесячно будет делать расчет этой надбавки и ВСЁ.
Если надбавку за стаж вы не включите в оклад, а выведете отдельно, то надбавка за проф. мастерство будет считаться от должностного оклада (с учетом контрактных, но без стажа).

В Трудовом кодексе РФ вознаграждения за выслугу лет или надбавки за стаж работы по специальности непосредственно не предусмотрены. Зато стимулирующие (поощрительные) выплаты работникам в нем неоднократно упоминаются (ст. 57, 129, 135).

Вознаграждения за выслугу лет прямо нормативными правовыми актами, не входящими в сферу законодательства о труде. Среди них - Закон РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 18), Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (подп. 1 п. 5 ст. 50), Федеральный закон от 30.11.11 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 1 ст. 38).

Правда, надбавки, указанные в названных законах, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований. Поэтому в сферу действия главы 25 НК РФ они не попадают. Но главный наш вывод состоит в том, что законодатель не увязывает вознаграждение за выслугу лет с непрерывной работой в какой-либо одной организации. Это выплата за «участие в системе». То же самое можно сказать и в отношении надбавки за стаж работы по специальности. Ведь по одной и той же специальности работник может трудиться у нескольких работодателей, причем не обязательно непрерывно.

Добавим, что термин «за выслугу лет» употребляется в пенсионном законодательстве (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Он применяется исключительно к федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

Позиция судов

А какую позицию занимают суды? Обратимся к постановлению ФАС Уральского округа от 23.10.07 № Ф09-6542/07-С2. Оно поддержано определением ВАС РФ от 22.02.08 № 2078/08 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано). В нем разрешен спор относительно выплат в виде единовременных вознаграждений работникам за выслугу лет. Такие выплаты были назначены из фонда материального поощрения и социального развития. Суд разъяснил, что к рассматриваемым правоотношениям подпункт 10 статьи 255 НК РФ неприменим. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) относятся к расходам на оплату труда, если их выплата прямо установлена законодательством Российской Федерации. В Трудовом кодексе РФ не установлена обязанность работодателя выплачивать работникам единовременные вознаграждения за выслугу лет.

Те же выводы мы обнаружим в постановлениях ФАС Уральского от 27.02.08 № Ф09-722/08-С2 (поддержано определением ВАС РФ от 19.06.08 № 7854/08), Московского от 28.09.06 № КА-А40/7292-06 (поддержано определением ВАС РФ от 26.01.07 № 296/07) округов.

Позиция контролирующих органов

В официальных разъяснениях неизменно указывается, что вознаграждения за выслугу лет (порядок, размер и условия выплаты) должны быть предусмотрены трудовыми или коллективными договорами, а также локальными нормативными актами. Среди них - письма от 28.04.14 № 03-03-06/1/19700, от 23.01.08 № 03-03-06/2/5. Тот же вывод мы видим и в комментируемом письме. Хотя эта позиция - в пользу налогоплательщика, с ней мы согласиться не можем.

Между тем норм законодательства, относящихся к пункту 10 статьи 255 НК РФ, автор не обнаружила. Обратите внимание, в нем идет речь о единовременных выплатах. Придется признать, что мы имеем дело с «неработающей» нормой. А вот оснований для обращения к статье 135 ТК РФ в данном случае не имеется.

Как же действовать налогоплательщику, который по собственной инициативе решил поощрить своих работников (сделал выплату за выслугу лет, непрерывный стаж в профессии или на предприятии), причем не единовременно, а на систематической основе? К тому же многие отраслевые соглашения (ст. 45 ТК РФ) напрямую обязывают работодателей выплачивать вознаграждения за выслугу лет. Примеры: пункт 3.21.14 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года (утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 01.04.13), пункт 8.4.2.5 Отраслевого соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.13).

Не вызывает сомнения, что подобные выплаты по инициативе работодателя направлены на стимулирование (поощрение) работников. А такие начисления можно без проблем учесть в расходах на оплату труда на основании пункта 2 статьи 255 НК РФ. Кроме того, перечень расходов на оплату труда является открытым (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Но главное, о чем не следует забывать, - это условие, вытекающее из пункта 21 статьи 270 НК РФ. А именно: соответствующие поощрительные выплаты должны быть обязательно прописаны в трудовом договоре (контракте) работника. Впрочем, требование об отражении в трудовом договоре надбавок и поощрительных выплат содержит и статья 57 ТК РФ. Если этот порядок соблюден - налоговых рисков у вас не имеется. Тем более что официальные разъяснения, включая комментируемое письмо, - в пользу налогоплательщиков (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Очевидно, оговорить обсуждаемые вознаграждения только в коллективном договоре недостаточно, а вот дублировать условия поощрений в этом документе необязательно. Кстати, наличие коллективного договора вообще необязательно.

Что же касается локальных нормативных актов, то в Налоговом кодексе РФ они в принципе не упоминаются. Указание на них в комментируемом письме - расширительное толкование налогового законодательства. На недопустимость подобных разъяснений указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.10 № 1798/10.

Елена Диркова,

ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Постановление Минтруда РФ от 26 апреля 2000 г. N 34
"Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников федеральных государственных архивов"




Регистрационный N 2233


Приложение

к постановлению Минтруда РФ


Положение
о порядке исчисления стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников федеральных государственных архивов

I. Общие положения


1. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам федеральных архивов производится дифференцированно в зависимости от общего стажа работы, дающего право на получение этих надбавок, в следующих размерах:


2. Стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, исчисляется год за год.


II. Исчисление стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет


3. В общий стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, включается:

3.1. Время работы в организациях системы Федеральной архивной службы России:

федеральных государственных архивах;

научных и других организациях, подчиненных непосредственно Федеральной архивной службе России;

органах управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненных им организациях на должностях, соответствующих профилю основной деятельности федерального государственного архива.

3.2. Время работы в:

архивах и делопроизводственных службах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета и других высших, а также средних специальных учебных заведениях, готовящих кадры для работы в архивах и делопроизводственных службах, на должностях профессорско-преподавательского состава;

научных организациях на должностях руководителей и специалистов, соответствующих профилю основной деятельности федерального государственного архива, а также в других организациях на работе, связанной с созданием и хранением аудиовизуальных документов или обслуживанием специального технологического оборудования по обеспечению физико-химической сохранности документов.

3.3. Время работы на постоянной основе по 31 декабря 1991 года в архивах и делопроизводственных службах:

аппарата Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;

Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР, Верховных Советов и президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

Совета Министров СССР, Кабинета Министров СССР, Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанского (Межгосударственного) экономического комитета, органов государственного управления при них, Советов Министров (Правительств) союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик и их органов;

Комитета конституционного надзора СССР, Контрольной палаты СССР, органов государственного контроля, органов государственного арбитража, судов и органов прокуратуры СССР;

партийных и профсоюзных органов всех уровней.

3.4. Время работы по 31 декабря 1991 года в партийных органах на должностях, связанных с формированием их архивных фондов, принятых в федеральные государственные архивы.

3.5. Время обучения работников органов государственной власти в учебных заведениях, осуществляющих переподготовку, повышение квалификации, если они работали в архивах и делопроизводственных службах этих органов до поступления на учебу.

3.6. Время обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации кадров, если работник до этого работал в федеральном государственном архиве и вновь вернулся в него после обучения.

3.7. Время военной службы в соответствии с действующим законодательством.

3.8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если работник состоял в трудовых отношениях с организациями системы Федеральной архивной службы России.


III. Начисление и выплата надбавки за выслугу лет


4. Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе.

5. Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

6. Надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.

В том случае, если у работника право на назначение или изменение размера надбавки за выслугу лет наступило в период, когда за работником сохраняется средний заработок (при исполнении государственных обязанностей, при переподготовке или повышении квалификации с отрывом от работы в образовательном учреждении и т.п.), ему устанавливается указанная надбавка с момента наступления этого права и производится соответствующий перерасчет среднего заработка.

7. Назначение надбавки производится на основании приказа директора федерального государственного архива по представлению комиссии по установлению трудового стажа.

8. При увольнении работника надбавка за выслугу лет начисляется пропорционально отработанному времени и ее выплата производится при окончательном расчете.


IV. Установление стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет


9. Стаж работы для выплаты надбавки за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа.

10. Состав комиссии утверждается директором федерального государственного архива.

11. Основным документом для определения общего стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, является трудовая книжка.


V. Контроль за соблюдением установленного порядка начисления надбавки за выслугу лет


12. Ответственность за своевременный пересмотр размера надбавки за выслугу лет, выплачиваемой работникам федеральных государственных архивов, возлагается на кадровые службы.

13. Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления стажа работы для назначения надбавки за выслугу лет или определения размеров этой выплаты рассматриваются в установленном законодательством порядке.




Просмотров