Место составления административного правонарушения. Каков порядок составления протокола об административном правонарушении? Срок составления протокола об административном правонарушении

Позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5 , см. коммент. к ст. 28.4 , 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил - 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 , а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6 , 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 , указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 , нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях - с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2 , 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2 . Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2 , а также ст. 28.3 , 28.5 , 28.8 , 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4 , пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 , и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3 , а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

Если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

Обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

В данной стадии можно выделить следующие этапы: а) подготовительный; б) рассмотрение дела по существу; в) вынесение постановления по делу и его оглашение.

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы, имеющие важное юридическое значение: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы |45. Ст. 29.1].

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать дело, если между ними и иными участниками производства имеются родственные связи. Они не имеют права рассматривать дело и в том случае, если лично, прямо или косвенно заинтересованы в его разрешении. При наличии указанных обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ , судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. При наличии тех же обстоятельств другие участники производства имеют право заявить отвод лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе указанных лиц выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении .

При подготовке дела к рассмотрению разрешаются следующие вопросы, по которым в необходимых случаях выносится определение : 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, в случае их составления и оформления неправомочными лицами, неправильного составления либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу и предусмотренных КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу .

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних и заменяющих их лиц рассматриваются по месту жительства указанных лиц. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение нрава управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов. В случае поступления ходатайств от участников производства но делу либо и случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела по существу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил определенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо начинают рассмотрение дела с выяснения обстоятельств, имеющих важное юридическое значение для правильного разрешения дела .

Далее оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу. Оглашаются показания других участников производства, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол, требования к которому установлены в КоАП РФ . Оно может состоять в наложении административного наказания либо в прекращении производства по делу. Постановление о наложении административного наказания выносится, если: а) материалами дела и в ходе слушаний по делу доказана вина лица в совершении административного правонарушения; б) отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность лица; в) отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если I! действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные рядом статей КоАП РФ .

Требования к содержанию постановления по делу установлены в КоАП РФ . Постановление по делу об административном правонарушении включает вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части приводятся: реквизиты постановления (номер, дата, адрес его вынесения); должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В описательной части постановления указываются: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе результаты анализа и оценки доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя.

Резолютивная часть постановления но делу об административном правонарушении содержит: мотивированное решение, в том числе о признании лица, в отношении которого ведется дело, виновным в совершении административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которым данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания; срок и порядок обжалования постановления. Если при решении вопроса о назначении судьей наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в этой части постановления указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела .

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством (например, меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 2.5 КоАП РФ); 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица .

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Последние обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление .

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу об административном правонарушении. Данная стадия связывает принятие решения о возбуждении дела с началом действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного правонарушения.

В ней решающее значение придается установлению события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определение подведомственности рассмотрения дела и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу.

Стадия возбуждения дела состоит из следующих этапов:

Прием и регистрация информации о правонарушении,

Моментов, с которых дело считается возбужденным,

Административного расследования,

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи его на рассмотрение (факультативный этап), на основании обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ),

Сбора доказательств по делу,

Направление дела по подведомственности или на самостоятельное рассмотрение дела.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении создает условия для объективного, своевременного, полного рассмотрения дела и применения к нарушителю мер обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных КоАП РФ (доставление, задержание, изъятие вещей и документов, личный досмотр и досмотр вещей, принадлежащих физическому лицу и т.д.).

В этой связи очень важная роль отводится правильному пониманию и применению норм, регулирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, что возбуждение дела является юридическим фактом, влекущим определенные правовые последствия для участников производства по делу.

Немаловажное значение на стадии возбуждения дела имеет правильное, законодательно установленное определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении.

Поводами для возбуждения дела является информация, полученная в различной форме, либо выявление (обнаружение) правонарушения должностным лицом.

К данным поводам согласно ст. 28.1. КоАП РФ относятся:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Данный повод влечет за собой деятельность по пресечению правонарушения, по фиксации доказательств его совершения, т.к. эта деятельность находит свое отражение в процессуальных документах (в протоколе об административном правонарушении, в протоколе о применении мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, в рапорте, в актах ревизии).

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. За исключением административных правонарушений, касающихся:

Нарушения законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»);

Фиктивного или преднамеренного банкротства (ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство»);

Неправомерного действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ «Неправомерные действия при банкротстве»).

4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случае, предусмотренном в п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Часть 11 статьи 28.1 КоАП РФ говорит о том, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство», 14.13. КоАП РФ «Неправомерное действие при банкротстве», ст. 14.23 КоАП РФ «Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом» являются:

Непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения,

Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события одного из указанных выше административных правонарушений,

Сообщение и заявление собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.

Что касается анонимной информации, то ни законодатель, ни практика ее не относят к поводам возбуждения дела об административном правонарушении. Сотрудник полиции фактически по своему усмотрению решает судьбу анонимных заявлений. Если же проверка анонимного заявления проведена и в ходе нее подтвердился факт правонарушения, то поводом к возбуждению дела в этом случае будет не анонимное заявление, а рапорт о непосредственном обнаружении сотрудником полиции признаков

правонарушения.

Необходимо отметить и то, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,

уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, обозначенных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае если должностное лицо не усматривает признаков состава или события административного правонарушения, то принимает решение об отказе в возбуждении дела, вынося мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

При обнаружении правонарушения, по которому сотрудник полиции не правомочен возбуждать дело об административном правонарушении, он оформляет рапорт и направляет его в орган, уполномоченный возбудить дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным согласно ч.4ст.28.1 КоАП РФ с момента:

І.Состаление протокола осмотра места совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.28.11.

2 . Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.1 КоАП.

3. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ.

5. Вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных частью 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ (ч.1 -при назначении административного наказания на месте происшествия в виде предупреждения или административного штрафа выносится постановление о наложении данного наказания и копия постановления по делу вручается под расписку наказанному лицу для исполнения; ч 3 -в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, и зафиксированного с помощью автоматических технических средств, протокол о правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу, копия которого и материалы фиксации нарушения направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело).

Более детально рассмотрим отдельные правовые основания, с какого момента дело считается возбужденным.

Составление первого протокола о применении конкретной меры обеспечения производства по делу является обязательным, в частности: при осуществлении административного задержания (ст. 27.3 КоАП РФ); осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст.

27.8 КоАП РФ); отстранения от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ); ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

Протокольное оформление не предусмотрено при изъятии вещей и документов у лиц, подвергнутых административному задержанию.

При применении меры административного пресечения в виде задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации составляется отдельный протокол либо вносится соответствующая запись в протокол об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не могут применяться только на основе подозрений сотрудников полиции в совершении лицами неправомерных виновных деяний.

Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела.

Обязательным условием составления протокола об административном правонарушении является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Если такая возможность отсутствует, соответствующее лицо может быть доставлено в орган внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола об административном правонарушении.

В том случае, если правонарушение совершено группой лиц, протоколы составляются на каждого нарушителя в отдельности.

В случае повторного совершения административного правонарушения протокол может быть составлен, в том числе, в день составления предыдущего протокола за совершение аналогичного правонарушения. Например, если водитель превышает установленную скорость движения, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения». Если же после составления протокола он продолжает движение с нарушением скоростного режима то может быть составлен еще один протокол по этой же статье. Исключение составляют случаи, когда действующее законодательство устанавливает сроки осуществления лицами своих обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность. В этом случае повторное составление протокола об административном правонарушении возможно лишь после истечения указанного срока с момента составления первого протокола. Например, согласно ст.6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин РФ, изменивший место постоянного жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Соответственно, повторный протокол за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, может быть составлен по истечении указанного срока после первоначального обнаружения административного правонарушения, если лицо не выполнило в течение указанного срока предусмотренной Законом обязанности.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, исключающем возможность его участия в производстве, протокол составляется после вытрезвления указанного лица.

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях закреплен ст. 28.3 КоАП РФ. Согласно ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять данные протоколы детализируется Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

Обращаю ваше внимание, что протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом, в соответствии с положением ст. 28.2. КоАП РФ должен отвечать определенным требованиям, в частности, содержать:

Дату, место его составления,

Должность,

Фамилию и инициалы лица, составившего протокол,

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если таковые имеются),

Место, время совершения и событие административного правонарушения,

Статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за административное правонарушение,

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные нормами главы 25 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, также им предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые в письменном виде прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Наличие в данном случае понятых КоАП РФ не предусматривает, но, на наш взгляд, для обеспечения прав и свобод граждан присутствие понятых желательно, т.к. на практике подобный вопрос возникает в связи с возможностью отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписи.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшим в обязательном порядке вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, либо выяснения данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования в соответствии ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования не позднее одного месяца, если было продление - не позднее двух месяцев

Протокол, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток с момента их составления должен быть направлен судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Немедленная передача судье протокола об административном правонарушении осуществляется в случае совершения лицом противоправного деяния, за которое КоАП РФ предусматривает меру наказания в виде административного ареста или административного выдворения за пределы территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства или назначена мера наказания в виде административного приостановления деятельности.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в случаях, неправильного его составления либо неполноты представленных материалов дела об административном правонарушении недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются для рассмотрения юрисдикционным органам в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст. 28.8 КоАП РФ).



Просмотров