Государственная власть и государственное управление. Федеральные органы государственной власти и управления россии

Государственная власть – право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов. Это система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения. Подразделяется на три компонента: законодательная власть (которая определяет политику и создает законы); исполнительная власть (которая проводит и исполняет этот политический курс); и судебная власть (которая применяет законы в соответствии с процессуальными принципами судопроизводства).

Признаки государственной власти :

  1. суверенитет (верховенство и общеобязательность решений на данной территории);
  2. власть государства распространяется на все сферы общественной жизни;
  3. государство обладает полномочиями на применение насилия;
  4. государственная власть обладает публичностью и гласностью;
  5. легитимность (признание населения действующей власти);

Государственное управление – целенаправленное воздействие, согласующее и мобилизующее деятельность населения территории, органов власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан в целях устойчивого развития территории и создания благоприятных условий жизнедеятельности.

Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.В своей совокупности государственные органы образуют единую систему, в нее входят органы государственной власти РФ и органы гос. власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.Взаимосвязь государственной власти и государственного управления может быть определена как система правовых отношений между различными ветвями государственной власти, посредством которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида. Взаимодействие государственной власти и государственного управления осуществляется через право, закон. РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. К участникам Р. РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям. На Р. РФ не могут выноситься вопросы: а) изменения статуса субъектов РФ; б) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; г) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. Центральная комиссия Р. РФ признает решение принятым на Р. РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.


Существуют разные виды выборов:

1. очередные;

2. досрочные выборы;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, и закон предусматривает проведение второго тура выборов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями.

Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.

Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др.

СГМУПрезидент РФ. Глава государства, олицетворяет единство многонационального народа России, суверенную государственность. Конституция, не отнеся Президента РФ ни к одной из ветвей власти, наделяет его правом и обязанностью обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их взаимосвязи с местным самоуправлением. Президент как глава государства принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Законодательная власть . Федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из Гос.думы и Совета Федерации.Исполнительная власть . Правительство РФ представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти. Состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.Судебная власть . Конституцией в судебную систему включены: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Военные суды включаются в федеральную судебную систему. Правосудие по гражданским, уголовным, административным делам осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный суд, федеральные суды субъектов, федеральные районы суды, мировые судьи. Дела экономической направленности рассматривают: Высший Арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. Конституционный суд осуществляет конституционное судопроизводство. Прокуратура РФ . Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Система Прокуратуры включает: генеральная прокуратура, прокуратура субъектов РФ, прокуратуры городов, территориальные, специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается Советом федерации по представлению Президента.Счетная палата . Задачи включают в себя: организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году, эффективностью и целесообразностью расходования государственных средств и использования федеральной собственности; - проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации; - подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д.ЦБ РФ . во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ и.т.д.
Федеральное казначейство . Главные задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ; управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов; контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.Центральная избирательная комиссия . Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по проведению референдума Российской Федерации.Уполномоченный по правам человека . должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое ГД. Рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти и управления

Император. После окончания Северной войны Россия стала могучей державой. Она начала играть большую роль на международной арене. Учитывая это, Сенат в 1721 г. провозгласил Петра I императором, «Великим», «отцом Отечества».

Император обладал более широкими полномочиями, чем царь периода сословно-представительной монархии. В стране не осталось государственных учреждений, которые бы ограничивали власть императора. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью, ему подчинялись все органы государственного управления. Император являлся также главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы Русской православной церкви – патриарха – была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования престола. До него престол переходил от отца к сыну. Если не было законного наследника престола, царя мог избрать земский собор. Петр I считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что, если наследник недостоин престола, император может назначить своим преемником любое другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в Уставе о наследии престола. Поводом к изданию Устава было дело царевича Алексея, сына Петра.

Сенат. Высшим учреждением петровской администрации стал Правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую думу. Перед выступлением в Прутский поход Петр 27 февраля 1711 г. издал указ, согласно которому «определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». В Сенат было назначено 9 членов и обер-секретарь. Позже, 2 марта, царь издал указ о власти и ответственности Сената, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому», и оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем делать».

Основными функциями Сената были:

– заслушивание отчетов комиссий;

– решение вопросов, связанных с военными действиями на территории государства;

– решение дел как высшей судебной инстанцией;

– рассмотрение различных жалоб, назначение и смещение начальников различных категорий и т. д.

Одновременно с Сенатом Петр учредил должности фискалов в провинциях и обер-фискала в Сенате. Их обязанность состояла в надзоре за законностью в центральных и губернских учреждениях.

Впоследствии эти обязанности перешли к генерал-прокурору, постоянно присутствовавшему на заседаниях Сената. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский.

Будучи учрежденной как временная комиссия для управления государством в отсутствие царя, Сенат, однако, по возвращении царя из Прутского похода сохранился как высшее государственное учреждение – административное, судебное и контрольное.

1722 год стал годом рождения российской прокуратуры. В том же году учреждена особая должность рекетмейстера, который должен был принимать и рассматривать жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегий, доносить об этом Сенату и требовать решения, а в некоторых случаях докладывать дело самому государю. Должность эта была упразднена при реорганизации Сената в 1763 г. Кроме того, Сенату непосредственно подчинялся герольдмейстер – должностное лицо, ведавшее делами дворянского сословия, в частности, учетом дворян, прохождением ими службы, назначением на государственные должности и пр.

В 1731 г. при Сенате была образована Канцелярия тайных розыскных дел, которая расследовала и производила суд по государственным преступлениям. В 1762 г. ее упразднили, а вскоре учредили тайную экспедицию Сената, занимавшуюся расследованием наиболее важных дел о политических преступлениях, например, дела Пугачева, Радищева и т. д.

После смерти Петра I политическая роль Сената ослабла. Оставаясь формально высшим правительственным органом, он, по существу, подчинялся Верховному тайному совету, а ряд коллегий вышел из его подчинения (военная, иностранных дел, адмиралтейская). За Сенатом сохранились только судебные функции.

Частично значение Сената было восстановлено в первый период царствования Анны Иоанновны и особенно в царствование Елизаветы Петровны.

Падение роли Сената произошло в царствование Екатерины II. В 1763 г. она разделила его на шесть обособленных друг от друга департаментов, что значительно снизило его роль. Павел I превратил Сенат в высшее судебное учреждение, лишив его административных функций.

Коллегии. Многочисленная, сложная, запутанная и бессистемная структура приказов не отвечала требованиям нового правления, которое стремился установить Петр I, поэтому он осуществил коренную перестройку органов центрального управления.

Вместо приказов в 1717 г. были введены 11 коллегий.

Военная;

Адмиралтейская;

Коллегия иностранных дел;

Камер-коллегия (сбор налогов);

Штатс-контор-коллегия (расходы);

Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);

Мануфактур-коллегия (управление легкой промышленностью);

Берг-коллегия (горное дело, металлургия);

Коммерц-коллегия (внешняя торговля);

Юстиц-коллегия (судебные учреждения);

Главный магистрат – на правах коллегии;

Святейший Синод (также на правах коллегии).

Впоследствии Ревизион-коллегия слилась с Сенатом, была воссоздана Вотчинная коллегия для земельных дел. Для управления городами в 1721 г. учрежден Главный магистрат. В 1722 г. сформирована Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом».

Хотя принцип построения коллегий носил отраслевой характер, по некоторым сферам государственного управления (просвещение, здравоохранение, почта, полиция, дворцовое управление и т. д.) коллегии созданы не были.

Коллегиальное управление в России было введено по шведскому образцу: в 1718 г. Петр I указал сочинить регламенты для всех коллегий на основании «шведского устава».

Присутствие коллегии состояло из 11 членов: президента, четырех советников, четырех асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. Из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев.

Коллегии отличались от приказов тем, что все вопросы государственного управления между ними были более четко распределены.

Кроме того, все коллегии имели одинаковую структуру. Они состояли из присутствия и канцелярии. Президент коллегии назначался царем, вице-президент – царем по представлению Сената, остальные члены коллегии – Сенатом. Присутствия заседали ежедневно. Все решения принимались путем голосования, по большинству голосов, в отличие от приказов, где все дела решались единолично руководителем приказа.

Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, переводчика, актуария, копиистов, регистраторов и канцеляристов.

Коллегии подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия.

Отмечалось, что «порядок производства дел в коллегиях был следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, приносились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Все указы Государя и Сената распечатывал президент, прочие бумаги – старший по нем член. Секретарь в то же время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сдавал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем вместе и стол, в котором бумага должна производиться.

По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом – частные. По прочтении дела члены подавали голоса, и большинством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, означая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсылались по принадлежности. Все решенные дела по истечении известного времени сдавались в архив».

С введением коллегий в России усилилась коррупция. Исследователи отмечали: «Ранее, в Московском государстве до Петра I, чиновники могли официально „кормиться от дел“, получая натуральную или денежную плату от населения за услуги. В петровское время государство монополизировало источники существования чиновников с целью поставить их в большую зависимость от власти и противопоставить в этом отношении основной массе населения страны. Обычай, ранее допускавший систему кормлений и фактически поощрявший систему поборов с населения, был заменен законом, вводившим фиксированный размер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне системы государственного обеспечения и контроля было объявлено преступлением, взимание с населения поборов – приравнено к взятке, а продолжающаяся практика такого рода – поставлена вне закона. Отрыв правовой нормы от реального положения вещей был, однако, настолько велик, что преодолеть его возможно было лишь отступлением от закона. Данный конфликт разрешался на практике созданием системы коррупции – совокупности неписаных правил и особой чиновничьей круговой поруки, фактически ставивших бюрократию и источники ее обогащения вне социального контроля. Именно с петровского времени поэтому коррупция становится той смазкой, без которой не могут прийти в движение колеса государственной машины».

В 1699 г. при Боярской думе, потерявшей свое прежнее значение, была создана Ближняя канцелярия, в которой по началу проходили и думские заседания, с 1704 г. – с участием и приказных судей. С 1708 г. эти заседания, ставшие постоянными, стали именоваться Консилией Министров (так стали называть начальников приказов). При отъезде царя Петра государством управляла Консилия, пытавшаяся решить все государственные проблемы с помощью царских именных указов. Боярская дума больше не собиралась. В октябре 1704 г. была создана личная канцелярия царя (кабинет Петра I, просуществовавший до 1727 г.), решавшая по его приказам многие проблемы управления страной и подготовки законодательства.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти 10 февраля 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет второго созыва (выборы первого созыва состоялись в 1937 г. после принятия Конституции). Выборы были прямыми, равными, с тайным голосованием. Однако при выдвижении нескольких кандидатов в каждом

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Органы управления Вне зависимости от степени личного участия короля в управлении страной рост государственной власти требовал создания более мощной структуры центральной администрации. Уже во времена Кристиана IV можно было наблюдать значительное увеличение потока

Из книги «За Сталина!» Стратег Великой Победы автора Суходеев Владимир Васильевич

Высшие органы стратегического руководства войной ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ в Великую Отечественную войну Советского Союза 1941–1945 гг. осуществлял Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его 30 июня 1941 г. образовали совместным постановлением Президиум

автора Автор неизвестен

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», что было обусловлено тяжелым положением на фронтах Гражданской войны. Порядок

автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти Система высших органов власти лишь отчасти была затронута революцией. Ее перестройка свелась скорее к устранению лиц, а не государственных учреждений. Любые «передвижки» в системе власти старались обставлять множеством юридических актов, но

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти Прекращение войны ослабило милитаристские черты советского государственного аппарата. Но само его «фронтовое» обличье сохранялось еще многие годы и не было полностью устранено ни в 1920-х, ни в 1930-х гг. Его основополагающими принципами по-прежнему

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти Политическая система в СССР в годы войны существенно не изменилась. Высшим законодательным органом продолжал оставаться Верховный Совет СССР. Однако он собирался во время войны лишь раз в год, а в 1943 г. не состоялось ни одного его заседания. Вся

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти В 1953–1964 гг. на территории страны продолжал действовать установленный в 1936 г. конституционный порядок. Высшая государственная власть принадлежала Верховному Совету СССР, избираемому раз в четыре года прямыми выборами всего населения, достигшего

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти Упрочившуюся в 1930–1960-х гг. систему высших органов власти немного подправила Конституция 1977 г., не внося в нее каких-либо принципиальных новшеств. Высшим органом государственной власти продолжал оставаться Верховный Совет СССР, а в перерывах между

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти По числу поправок, внесенных в Конституцию, период конца 1980-х - начала 1990-х гг. не имеет себе равных в советской истории. Конституционная реформа была рассмотрена Всесоюзной XIX конференцией КПСС летом 1988 г. и получила силу закона после ее одобрения

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Высшие органы власти Конституция в 1993 г. привела к установлению в России режима президентской республики. Президенту Российской Федерации давалось право определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией и федеральными

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Законодательные

Президент Российской Федерации

Органы Государтвенной власти России

Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная Дума)

Исполнительные

Совет Безопасности Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство энергетики Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство РФ по атомной энергии

Министерство имущественных отношений РФ

Министерство путей сообщения РФ

Государственные комитеты

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Федеральные комиссии России

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральные службы России

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба земельного кадастра России

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

19.Гражданское право: понятие и источники.

Гражданское право – совокупность норм, которые регулируют имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Эти отношения – предмет гражданско-правового регулирования.

Особенности гражданского права:

1. Участники правоотношений пользуются автономией в выборе варианта поведения;

2. Отсутствуют отношения власти и подчинения между сторонами.

Система гражданского права – совокупность институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Система гражданского права предполагает источники права:

Конституция РФ, ГК РФ, Семейный кодекс, Федеральные законы;

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств нормативного характера;

Обычаи и деловые обыкновения.

Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, которые существуют реально между людьми. В результате такого воздействия они приобретают вид гражданских правоотношений.

Основные начала Гражданского права РФ:

1. Равенство участников, регулируемых гражданских правоотношений;

2. Неприкосновенность собственности;

3. Свобода договора;

4. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

5. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав

6. Обеспечение восстановления нарушенных прав и их защита.

20.Гражданское правоотношение: понятие, объект, субъекты, виды.

Гражданское правоотношение - это основанное на нормах гражданского права имущественное или неимущественное общественное отношение, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура любого правоотношения это субъект и объект.

Субъект гражданских правоотношений - тот, кто наделен субъективными правами и обязанностями.

Субъекты гражданских правоотношений:

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (только живые люди).

Организации, имеющие статус юридического лица.(Понятие юридического лица дано в ст.48 ГК - это организация, обладающая обособленным имуществом, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того, чтобы юридическое лицо стало субъектом гражданского правоотношения, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица делятся на: а) коммерческие (даётся исчерпывающий перечень в ГК) и б) некоммерческие.)

Унитарные, государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Государственные образования - РФ в целом и субъекты РФ.

Муниципальные образования.

Объекты гражданских правоотношений - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.

Наиболее распространённым объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.). Помимо вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Ст.129 ГК делит все объекты гражданских правоотношений на три группы, в основу деления положена оборотоспособность объектов:

Свободно обращающееся объекты права (это общее правило).

Объекты ограниченные в обращении (требуется специальное разрешение, напр., оружие).

Объекты полностью изъятые из оборота (сильнодействующие яды).

Виды гражданских правоотношений

Классификация гражданских правоотношений проводится по различным основаниям или критериям.

а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:

-Абсолютные – субъективному праву управомоченного лица противостоит обязанность неопределенного круга обязанных лиц. Меры ответственности могут быть применены к любому лицу, нарушившему абсолютное право управомоченного лица. Так, например, собственник может требовать от всякого и каждого, чтобы тот воздерживался от совершения любых действий, мешающих собственнику осуществлять свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей ему вещью.

-Относительные – управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо, поэтому требовать исполнения обязанности, а в случае неисполнения применять меры принуждения можно только к этому конкретному обязанному лицу. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи проданного имущества от конкретного продавца.

-Имущественные – правоотношения, возникающие всегда по поводу материальных благ (имущества) и связаны либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности и т.п.), или с переходом имущества от одного лица к другому (по договору, в порядке наследования). Для защиты имущественных прав могут применяться только меры имущественного характера (неустойка, возмещение вреда и т.п.).

-Неимущественные – правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, право авторства на произведение, опытный образец и т.п. для защиты таких прав наряду с имущественными санкциями (компенсация морального вреда) применяются и меры неимущественного характера (признание авторства, публичное опровержение и т.п.).

в) по распределению прав и обязанностей;

Простые – одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу - только одна обязанность. Например, в договоре займа у заимодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика - только обязанность их возвратить.

Сложные – у каждого субъекта правоотношения одновременно имеются права и обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи ему проданной вещи, но, в свою очередь, обязан оплатить стоимость проданной вещи, а продавец обязан передать вещь, но вправе требовать уплаты ее цены. Каждое из сложных правоотношений представляет собой совокупность четко определенных взаимных прав и обязанностей. Определив эти права и обязанности, можно сделать вывод о том, какие именно нормы гражданского законодательства применимы в данном случае.

г) по предмету регулирования (способу удовлетворения интересов управомоченного лица):

Вещные - опосредуют статику имущественных отношений и осуществляются действиями самого управомоченного лица (владение, пользование, распоряжение вещью, принадлежащей лицу на праве собственности).

Обязательственные – регулируют динамику имущественных отношений: по поводу передачи вещи, исполнения работ и оказания услуг. В таких правоотношениях субъективное право кредитора реализуется через исполнение должником лежащей на нем обязанности.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача - правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти - это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральное Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации . Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" существует следующая система судов.

  • - Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  • - Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ . Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  • - Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

  • 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
  • 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • - финансовое управление;
  • -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • -управление по внешнеэкономическим связям;
  • -комитет по инвестициям;
  • -управление цен;
  • -департамент транспорта;
  • -департамент промышленности;
  • -департамент агропромышленного комплекса;
  • -управление ЖКХ;
  • -другие.

В управлении социальной сферой:

  • -управление здравоохранения;
  • -управление образования (образования и науки);
  • -управление культуры;
  • -комитет по физкультуре и спорту;
  • -управление по делам молодежи;
  • -управление социальной защиты населения;
  • -комитет по труду;
  • -департамент занятости
  • -другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • -управление капитального строительства;
  • -управление архитектуры и градостроительства;
  • -управление автодорог;
  • -государственный архитектурно-строительный надзор;
  • -другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • -комитет по земельным ресурсам;
  • -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • -управление лесами;
  • -управление водного хозяйства;
  • -другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Проблемы регионального управления.

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:

  • а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
  • б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
  • в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.


Просмотров