Что такое префектура. План работы префектуры на неделю

Префектура Северного административного округа города Москвы – это территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.

Статус, полномочия, порядок назначения и формирования, принципы и гарантии деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти города Москвы определены:

Уставом города Москвы (закон города Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995);

Законами города Москвы: от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы», от 15.07.2005 № 43 «О государственных должностях города Москвы», от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»;

Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы»;

Иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Префектура в рамках, возложенных на нее полномочий:

Координирует деятельность;

Осуществляет контроль за деятельностью находящихся в ее ведении управ районов города Москвы, подведомственных префектуре государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий), государственных учреждений города Москвы.

Префектура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.

Префектура во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления представляет интересы Правительства Москвы в пределах своих полномочий.

Ответственность за правовое, организационно-методическое, документационное и информационное обеспечение деятельности префектуры возлагается на первого заместителя, заместителей префекта, руководителя аппарата префектуры.

Высшим должностным лицом, возглавляющим Префектуру, является префект Северного административного округа города Москвы. В подчинении у префекта находятся заместители префекта и отдельные структурные подразделения.

Организационная структура Префектуры представлена в приложении 1.

Данная организационная структура относится к линейно-функциональным организационным структурам. Линейно-функциональная организационная структура управления – ступенчатая иерархическая структура.



При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Многолетний опыт применения линейно-функциональных структур управления продемонстрировал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять огромное количество рутинных, нередко повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций.

Итак, плюсы линейно-функциональной структуры:

Решения и планы подготавливаются более кропотливо и глубоко. Как следует, они имеют огромную эффективность. Планы при всем этом могут быть связаны кроме того и со специализацией отдельных служащих;

Линейные руководители освобождаются от решения ряда вопросов, что, так же, позволяет понизить нагрузку. Это вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, с финансовыми расчетами и их планированием, а также иные вопросы;

Присутствие некой взаимосвязи и четкой иерархической лестницы. Сотрудник подчиняется не нескольким руководителям, а исключительно одному.

Вмести с этим выявились и значительные недочеты, среди которых в первую очередь отмечают следующие:

Невосприимчивость к переменам, в особенности под воздействием технологического и научно-технического прогресса;

Закостенелость системы взаимоотношений между звеньями и сотрудниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам.

Численность служащих Префектуры установлена на основе существующих положений о предельной численности подразделений и составляет 63 чел.

При этом эта численность растет: в 2014 г. она составляла 60 чел., в 2015 г. – 61 чел., в 2016 г. – 63 чел. (Рисунок 7).



Рисунок7. Численность служащих Префектуры за 2014-2016гг, чел.

С помощью табл. 1-2 осуществлен анализ структуры служащих Префектуры. Как отмечено выше, весьма важную роль в обеспечении результативной работы учреждения играет наличие квалифицированного персонала. Одним из основных показателей, отражающих квалификацию персонала, выступает уровень образования (табл. 1).

Кроме того, важно знать, соответствует ли уровень образования персонала занимаемым должностям. На основе результатов такого анализа можно сделать вывод, достаточно ли квалифицированные служащие работают в Префектуре, требуется ли им повышение квалификации или, например, переобучение.

Из табл. 1 видно, что показатели соотношения уровня образования в отчетном году по сравнению с базовым годом улучшились. При этом уровень образования всех служащих соответствует занимаемым ими должностям, что демонстрируют результаты систематически проводимой в учреждении аттестации.

Таблица 1

Состав и структура численности служащих Префектуры по
уровню образования

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение (+\-), чел.
чел. % чел. % чел. %
1. Уровень образования:
среднее 10,0 6,6 6,3 -2
среднее специальное 28,3 26,2 27,0
неполное высшее 3,3 1,6 1,6 -1
высшее 58,3 65,6 65,1
Итого 100,0 100,0 100,0
2. Количество служащих, уровень образования которых соответствует занимаемой должности 100,0 100,0 100,0
3. Количество служащих, имеющих профильное образование, соответствующее должности 91,7 93,4 92,1

Рисунок 8.Структура численности государственных служащих Префектуры
по уровню образования за 2014-2016 г., чел.

Рисунок 9. Количество служащих, уровень образования которых соответствует занимаемой должности, чел.

Рисунок 10. Количество служащих, имеющих профильное образование, соответствующее должности

Если в 2014 г. было 58,3% служащих с высшим образованием и 28,3% служащих со средним специальным образованием, то в 2016 г. ситуация изменилась и уже удельный вес служащих с высшим образованием существенно увеличился и составил 65,1%. Вместе с тем 34,9% всей численности персонала не имеют высшего образования.

Кроме того, 5 служащих (7,9% (100-92,1) в 2016 г.) имеют уровень образования, который соответствуют занимаемой должности, но у них отсутствует профильное образование.

Это является, в частности, косвенным подтверждением тому, что в анализируемом учреждении определенное внимание следует уделить повышению квалификации персонала, в частности, организации эффективной системы обучения.

Такой вывод сделан на основе признания факта, что отсутствие профильного образования, но наличия опыта работы в учреждении делает целесообразным мероприятия по повышению квалификации персонала, чтобы компенсировать имеющиеся пробелы в образовании, которые не позволяют в полной мере реализовать трудовой потенциал персонала.

В табл. 2 представлен анализ состава и структура служащих Префектуры по стажу работы. Данные сведения необходимы, чтобы сделать выводы относительно того, достаточно ли опытными являются служащие Префектуры, и имеется ли необходимость учитывать указанные особенности персонала при построении системы обучения персонала.

Таблица 2

Состав и структура численности служащих Префектуры
по стажу работы за 2014-2016 гг.

Рисунок 11. Структура численности служащих Префектуры
по стажу работы за 2014-2016 гг., чел.

Из табл. 2 и рисунка 11 видно, что в Префектуре преобладает количество служащих, отработавших более 5-ти лет. В 2014 г. удельный вес служащих с таким стажем составлял 58,3%, в 2015 г. – 54,1% и в 2016 г. – 58,7%.

Безусловно, служащие с весьма значительным стажем работы накапливают за годы работы большой опыт. Однако наличие опыта отнюдь не гарантирует актуальность знаний персонала в условиях постоянно меняющейся внешней среды в связи с постоянными изменениями в законодательстве, автоматизаций предоставления государственных услуг и т.п.

Поэтому для служащих данной категории актуальными являются вопросы повышения квалификации с целью актуализации имеющихся знаний. Значительным также является удельный вес служащих Префектуры, чей стаж работы составляет менее 1-го года.

Служащие, только поступившие на работу, даже имеющие профильное образование, нуждаются в периоде адаптации на новом рабочем месте, ускорить который поможет, например, участие в проблемных семинарах, тематика которых связана с осуществляемыми на новом месте работы обязанностями.

Для этого использована анкета (приложение 2), которая призвана получить ответ на следующий вопрос: «Какие из следующих позитивных аспектов характерны для места Вашей службы, в котором Вы работаете, а какие не характерны?»

Варианты ответов были сформулированы следующим образом:

1) приемлемая политика руководства в отношении персонала;

2) уровень заработной платы соответствует ожиданиям;

3) условия труда соответствуют нормам;

4) отношения с руководством улучшаются;

5) отношения с коллегами улучшаются;

6) контроль со стороны руководства адекватен выдаваемым заданиям;

7) качество выполняемой работы улучшается;

8) возможности продвижение по службе соответствуют ожиданиям;

9) одобрение руководством результатов работы соответствует достигнутым результатам;

10) система обучения персонала способствует повышению квалификации кадров и их эффективной работе;

11) возможность делового и творческого роста соответствует ожиданиям.

Таким образом, заполняя анкету, респондентам было предложено напротив каждого варианта сделать одну из отметок: «да», «нет», «не знаю».

Анкеты были заполнены 23-ми специалистами Префектуры. Респонденты должны были или определиться относительно предложенных вариантов ответов в зависимости от степени их важности, или не указывать вообще никаких вариантов, если предложенные ответы не характеризовали, по их мнению, ситуацию с управлением персоналом в Префектуре. Количество ответов принято за 100%. Результаты обработки анкет представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты обработки анкет

Номера ответов Удельный вес специалистов, указавших на эффективность различных аспектов управления персоналом
в составе положительных аспектов в составе негативных аспектов
по результатам обработки анкет специалистов
Управления торговли и услуг Управления делами Управления торговли и услуг Управления развития социальной сферы Управления делами Отдела внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля
4,5 4,5 4,4 5,7 4,9 4,3 4,6 4,3
13,8 14,8 15,6 13,6 13,8 17,0 15,3 16,3
8,9 9,3 10,2 8,9 9,3 8,3 9,2 9,8
7,4 7,9 7,6 6,8 9,7 11,7 9,5 8,5
9,6 9,3 9,2 7,8 9,9 8,7 11,0 8,2
3,5 3,8 2,4 3,6 8,7 7,7 7,5 6,5
16,4 14,9 16,2 15,6 6,4 5,7 5,4 6,0
6,3 6,4 6,2 6,8 14,1 12,4 14,6 12,2
15,6 16,8 17,0 18,3 6,8 6,3 7,1 8,0
4,3 3,3 3,4 2,8 10,4 10,9 9,8 10,0
9,2 8,1 7,4 9,5 2,5 2,5 1,7 2,7

В целом количество позитивных характеристик практически полностью совпадает с количеством негативных характеристик. По данному критерию эффективность системы управления персоналом является недостаточной.

Таким образом, предложенные варианты ответов прямо или косвенно раскрывают различные аспекты системы управления персоналом Управления.

Как видно из данных таблицы, в целом прослеживается корреляция по областям и совпадение пиков ответов. В частности, максимальные значения приходятся на варианты ответов:

№2 (т.е. специалистов Префектуры удовлетворяет размер заработной платы, поскольку в целом соответствует ожиданиям). Вместе с тем, отнюдь не все служащие удовлетворены зарплатой, об этом свидетельствует весьма существенный удельный вес негативных ответов по данному варианту;

№7 (качество выполняемой работы, по мнению специалистов Префектуры, улучшилось, что выражается в успешном выполнении возлагаемых обязанностей);

№9 (одобрение результатов работы руководством). Ответ относительно определения и одобрения результатов работы имеет наибольшее из всех существующих значение.

На наш взгляд, это можно трактовать как достаточно высокий уровень самооценки и необходимость его подтверждения руководством. На наш взгляд, необходимо поддерживать в государственных служащих достойное отношение к себе. Это будет способствовать творческому, эффективному и качественному выполнению поставленных задач.

Вместе с тем, весьма негативно персонал оценивает недостаточные карьерные перспективы (вопрос №8) и неэффективную организацию обучения или ее полное отсутствие (вопрос №10).

Постановление Правительства Москвы от 28.05.2002 N 407-ПП

Документ утратил силу

В соответствии со статьей 46 Устава города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 03.12.2002 N 981-ПП.

2. Утвердить Примерную структуру префектуры административного округа города Москвы согласно приложению 2.

3. Установить, что:

3.1. Префекты административных округов могут иметь не более семи заместителей, в том числе не более двух первых заместителей префекта.

3.2. Расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производить в пределах утвержденного фонда оплаты труда, действующей штатной численности и ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2002 год и последующие годы на государственное управление по сметам расходов на содержание аппарата префектур административных округов.

3.3. Функциональные обязанности одного из заместителей префекта (приложение 2) определяются префектом исходя из особенностей территории административного округа.

4. Признать утратившими силу:

4.1. Распоряжение Мэра Москвы от 6 апреля 2001 года N 316-РМ "О Положении об административном округе города Москвы и Примерной структуре префектуры административного округа города Москвы", за исключением п. 6.

4.2. Распоряжение Мэра Москвы от 3 июля 2001 года N 609-РМ "О внесении дополнения в распоряжение Мэра Москвы от 06.04.2001 N 316-РМ".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.


И.о. Мэра Москвы В.П. Шанцев


ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕФЕКТУРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

Утратило силу. - Постановление Правительства Москвы

от 03.12.2002 N 981-ПП)


Приводится примерная структура префектуры административного округа города Москвы.


  • Постановление главы Озерского района МО от 03.06.2003 N 81 О совершенствовании системы управления муниципальным заказом" "Примерной формой муниципального контракта на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд Озерского района", "Примерной формой договора между муниципальным заказчиком Озерского района и организацией о выполнении части функций муниципального заказчика Озерского района по поставкам продукции для муниципальных нужд Озерского района", "Примерной формой договора между муниципальным заказчиком Озерского района и организацией, специализирующейся на организации и проведении торгов (конкурсов), об осуществлении функций по размещению муниципального заказа Озерского района")
  • Распоряжение Минфина МО от 24.04.2014 N 22РВ-14 Об утверждении примерной формы Соглашения о порядке предоставления субсидии на мероприятия по внедрению автоматизированной системы управления бюджетным процессом Московской области в части функционала прогноза и планирования в органах местного самоуправления муниципальных образований и муниципальных учреждениях Московской области и примерной формы Соглашения о намерениях по долевому участию в софинансировании мероприятий государственной программы Московской области "Эффективная власть" на 2014-2018 годы
  • Решение Мосгоризбиркома от 29.05.2014 N 81/6 О Примерной инструкции по делопроизводству в окружной избирательной комиссии и Примерной номенклатуре дел окружной избирательной комиссии
  • Распоряжение префектуры ЮАО г. Москвы от 09.08.2013 N 01-41-345 О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии при префектуре Южного административного округа города Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, утвержденное распоряжением префектуры Южного административного округа города Москвы от 17.06.2013 N 01-41-183
  • Постановление главы г. Электросталь МО от 19.12.2003 N 49/1 О внесении изменений и дополнений в постановление главы города Электросталь Московской области от 25 октября 2001 г. N 985/20 "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном фонде социального использования", утверждении примерной формы договора краткосрочного коммерческого найма жилого помещения, участником которого является работник муниципальной организации социального обслуживания и социальной защиты, здравоохранения, образования, и внесении изменения и дополнения в постановление главы города Электросталь Московской области от 28 декабря 2001 г. N 1265/24 "О внесении изменения в постановление главы города Электросталь Московской области от 25 октября 2001 г. N 985/20 "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном фон...
  • Распоряжение префектуры СЗАО г. Москвы от 05.10.2012 N 363-рп Об утверждении Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными бюджетными учреждениями города Москвы, подведомственными префектуре Северо-Западного административного округа города Москвы, и признании утратившими силу распоряжений префектуры от 17 января 2012 г. N 6-рп и от 6 февраля 2012 г. N 39-рп
  • Распоряжение префектуры СВАО г. Москвы от 01.03.2013 N 01-18-64 О внесении изменений в распоряжение префектуры от 19 марта 2012 г. N 151 "Об утверждении состава Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы"

В русском языке слово «префектура» возникло не так давно, оно появилось в обиходе, когда произошла крупная административная реформа. Главной целью которой была, перестройка местных органов на манер европейских. В Древнем Риме префектами называли должностных лиц, которые осуществляли в рамках своей компетенции исполнительную и распорядительную деятельность в городе. Стояли во главе армии, суда, отдельных частей администрации. Так же они занимались государственных хозяйством — сбором податей.

На сегодняшний день в России префектура — это аппарат управления административным округом. Во Франции под префектурой подразумевают орган министерства внутренних дел в департаменте и административные службы которые помогают ему с управлением. В Японии и некоторых других странах — это главная административно — территориальная единица страны. В Римской Империи к префектуре относились четыре главные подразделения Империи, установленные Константином Великим.

Деятельность префектуры

На примере города Москвы можно объяснить главные задачи и обязанности префектуры. Она работает на пользу своего округа. В качестве префекта города Москвы сейчас выступает Зотов Владимир Борисович, он возглавил территориальный орган исполнительной власти, который подведомствен городскому Правительству. Назначение на должность префекта осуществляется мэром города. Префектура подвластна Конституции страны, федеральным законам, правовым актам и нормам.

Обязанности префектуры

К главным обязанностям префектуры можно отнести:

  • постоянный контроль работы тех управ, которые находятся в ее ведомстве. Это и государственные предприятия и разные учреждения на государственном уровне;
  • представление Правительства города и его главных интересов, в рамках тех возможностей, которые она имеет;
  • получение всех бюджетных средств округа и распоряжение ими;
  • организация ремонтных и дорожных работ в городе, улучшение территорий, которые находятся в ее ведомстве и проведение уборки тех земель, которые считаются бесхозяйственными;
  • координацию работ, которые проводятся в плановом порядке в многоквартирных домах.

Стоит заметить, что функции и задачи, которые исполняет префект, в наши дни весьма разнообразны и отличаются большим количеством действий. Этот орган является распорядительным и организационно исполнительным. Его главной чертой считается огромный список полномочий и также большая территория управления в отличие от муниципалитетов.

Статьи по теме:

сование) деятельности отраслевых органов, постоянно расширяется. Это объясняется, во-первых, тем, что наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, обусловивший появление большого количества новых объектов управления; во-вторых, тем, что интересы развития рыночных отношений требуют образования структур, уполномоченных осуществлять межрегиональные и международные экономические, политические, культурные связи.

Важным является то, что отраслевое управление тесно связано с межотраслевым и территориальным управлением. Это позволяет сочетать централизованное управление с самостоятельностью и инициативой. Под межотраслевым управлением понимают исполнительнораспорядительную деятельность, осуществляемую органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегородских и межотраслевых задач. Таким образом, надлежащая концентрация сил в руководстве развитием мегаполиса возможна лишь при применении межотраслевого принципа управления.

В отличие от отраслевого (линейного) управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, т. е. отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая, исполнительно-распорядительная деятельность возложена в основном на комитеты, управления, инспекции и администрации, в некоторых случаях – на департаменты. Эти органы осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Каждому виду межотраслевого управления присущи свои особенности. Они касаются не только системы органов государственного управления, но и объектов управления, характера прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в процессе межотраслевого управления, а также юридической ответственности.

Анализ системы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы позволяет сделать некоторые выводы. Отраслевые, функциональные органы исполнительной власти – обобщенный термин, применяемый для обозначения органов исполнительной власти соответственно специальной и общей компетенции. Отраслевые органы исполнительной власти Москвы обладают полномочиями по формированию стратегий и комплексных городских це-

левых программ, направленных на развитие той или иной отрасли. Функциональные органы исполнительной власти города, как правило, осуществляют управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства или отдельного отраслевого комплекса.

Дифференциация органов исполнительной власти Москвы на отраслевые и функциональные имеет важное практическое значение – это предопределяет область их компетенции и характер деятельности, способствует четкому разделению полномочий и решению задач линейного руководства.

6.4 Территориальные органы управления

Территориальные органы исполнительной власти образуются в административных округах города Москвы – префектуры административных округов и в районах города Москвы – управы районов.

Префектура осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительнораспорядительную деятельность на территории административного округа. Полномочия префектуры изложены в «Положении о префектуре административного округа города Москвы».54 Их перечень насчитывает более 130 наименований. Префектура осуществляет контроль деятельности в следующих областях:

экономики, финансов, управления имуществом;

строительства, землепользования и охраны окружающей среды;

жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства;

потребительского рынка и услуг;

транспорта, связи и безопасности движения;

социальной защиты населения, молодежной, семейной политики, труда и занятости;

образования, здравоохранения, культуры и спорта;

взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления;

работы с населением, общественными объединениями граждан, средствами массовой информации.

Отражением многообразия выполняемых префектурой функций является ее организационная структура, схема которой представлена на рисунке 6.9.

Управление экономики и перспективного развития

Отдел (сектор) по инвестированию и внеш-

неэкономической

деятельности

Отдел (сектор) по развитию малого предпри-

нимательства

Заместители префекта

Управление

Управление

строительства,

Управление

Организацион-

реконструкции и

коммунального

социального

ное управление

землепользования

хозяйства и бла-

развития

гоустройства

Отдел (сектор) по

Отдел (сектор) га-

Отдел (сектор)

Комитет по

связи с обществен-

ражного хозяйства

транспорта

жилищной

ными объедине-

политике

ниями и СМИ

Отдел (сектор)

Управление по-

пригородного

требительского

хозяйства

рынка и услуг

Управляющий

Советник

префекта

Помощник

префекта

Юридический

Второй отдел

отдел (сектор)

Специалист

Бухгалтерия

по координации

взаимодействия

правоохранитель-

ных органов

Сектор кадров

материально-

технического

обеспечения

Рисунок 6.9. – Типовая структура префектуры административного округа

Возглавляет префектуру префект административного округа в ранге министра Правительства Москвы, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы. Руководство префектурой осуществляется на основе единоначалия. Префект несет персональную ответственность за выполнение возложенных на префектуру задач и осуществление префектурой своих полномочий. Первые заместители префекта, заместители префекта и руководитель аппарата префектуры в ранге заместителя префекта назначаются и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению префекта.

Префект административного округа:

координирует и контролирует деятельность управ районов, расположенных на территории соответствующего административного округа;

выполняет представительские функции;

осуществляет функцию главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, установленную бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города;

осуществляет управление средствами целевого бюджетного фонда развития территории и несет ответственность за правильность расходования этих средств;

является начальником гражданской обороны административного округа;

организует работу комиссий префектуры административного округа;

утверждает структуру и штатное расписание префектуры, а также смету расходов на содержание управленческого аппарата;

распределяет обязанности среди своих сотрудников;

принимает на работу и увольняет с работы работников префектуры;

согласовывает структуру и штатное расписание управы района;

согласовывает проекты нормативных правовых актов, распоряжений (решений) отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, затрагивающих интересы населения административного округа;

согласовывает назначение и освобождение от должности руководителей территориальных подразделений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих свою деятельность на территории административного округа;

осуществляет другие полномочия.

При префектуре административного округа создается коллегия. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности префектуры

и подведомственных ей учреждений, организаций. Реализация решений коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или приказами префекта. Состав коллегии утверждается Правительством Москвы.

Контроль за деятельностью префектуры осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы. Префект административного округа представляет Мэру Москвы и Правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятельности.

Распоряжения, приказы префекта могут быть отменены или приостановлены Мэром Москвы, Правительством Москвы, признаны недействительными в судебном порядке.

Управа района . Третьим звеном вертикали городской государственной власти после правительства города и префектуры является управа района. В районах города Москвы образованы 123 управы. Управа района – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Она осуществляет исполнительно-распорядительную и контрольную деятельность на территории района. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа.

Правительством Москвы утверждено «Положение об управе района города Москвы», в соответствии с которым на управу района возлагается осуществление около 130 различных функций по исполнительнораспорядительной, координирующей и контрольной деятельности на территории района55 . Представление о содержании деятельности управы района дает также ее организационная структура (рисунок 6.10).56

Возглавляет управу района глава управы, который назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа. Глава управы:

представляет управу района в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в международных организациях и других;

издает в пределах своих полномочий распоряжения и приказы;

распоряжается средствами целевого бюджетного фонда развития территории в части, относящейся к району, и несет ответственность за правильность расходования этих средств;

55 См. Постановление Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. №981-ПП. Положение об управе района города Москвы.

56 Там же.

Глава управы района

Заместитель главы

Заместитель главы

Служба по орга-

управы района

низационным

Заместитель главы

управы района

по вопросам

вопросам и

управы района по

по вопросам

Руководитель

жилищной поли-

взаимодействию с

социальным во-

экономики и

аппарата

тики и жилищно-

органами местного

потребительского

коммунального

самоуправления,

хозяйства

общественными

объединениями

Служба по

Служба по

Служба по

Служба по

населения

вопросам

вопросам

вопросам

вопросам

Служба по защите

жилищной

социальной

экономики,

организации

политики

защиты на-

финансов,

приема на-

государственной

управления

Служба по

имуществом

Служба по

Служба по

вопросам

Бухгалтерская

вопросам

Служба по

работе со

коммунального

молодежной,

вопросам

служебной

хозяйства

семейной по-

потребитель-

корреспон-

литики, труда

ского рынка

денцией и

Кадровая

Служба по

и занятости

письмами

вопросам

строительст-

Служба по

Служба по во-

ва, земле-

вопросам

просам взаи-

Служба по

Юридическая

пользования

образования,

модействия

техническому

здравоохране-

с органами

обеспечению

окружающей

ния, культуры

государствен-

деятельности

ной власти

(ОВД, РВК,

Служба по

ГОиЧС и др.)

вопросам

транспорта

Рисунок 6.10. – Примерная структура управы района города Москвы

организует работу постоянных комиссий, общественных советов, создаваемых в управе района;

утверждает согласованные с префектом административного округа структуру и штатное расписание управы района;

распределяет обязанности среди своих заместителей, утверждает положения о структурных подразделениях, должностные обязанности работников управы района;

согласовывает назначение и освобождение от должности руководителей территориальных подразделений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, инспекций, осуществляющих деятельность на территории района;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами.

Глава управы назначается на срок полномочий Мэра Москвы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на

управу района задач и осуществление своих полномочий.

Первый заместитель главы управы района, заместители главы управы района и руководитель аппарата управы района назначаются и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению главы управы района, согласованному с префектом соответствующего административного округа.

Контроль за деятельностью управы района осуществляют префектура соответствующего административного округа и Комитет территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы.

Глава управы представляет Мэру Москвы и Правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятельности через префекта административного округа – члена Правительства Москвы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные полномочия Московской городской Думы?

2. Каковы полномочия Мэра Москвы?

3. Какие структурные подразделения входят в состав Правительства Москвы?

4. Перечислите основные полномочия Правительства Москвы.

5. Какие структурные подразделения входят в состав комплекса городского управления и каковы его функции?

6. Какова сущность отраслевых и функциональных органов исполнительной власти?

7. В чем основное отличие и что общего с точки зрения направлений деятельности у департаментов и комитетов?

8. Что означает межотраслевое управление?

9. Какова структура и основные функции префектуры административного округа?

10. Перечислите основные функции управы района.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОуПРАВлЕНИЯ

В ГОРОдАХ ФЕдЕРАлЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

7.1. Особенности и принципы организации местного самоуправления

в городах федерального значения

Согласно Конституции Российской Федерации Москва и СанктПетербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации. Они являются мегаполисами со всеми присущими им особенностями:

большой численностью проживающего населения и его высокой плотностью;

высоким уровнем ежесуточной внутригородской и пригородной миграции;

сосредоточием государственных, общественных и политических структур;

наличием крупнейших систем жизнеобеспечения (железнодорожные, автомобильные и авиационные узлы, центры управления энергетическими системами) и другими.

Москва и Санкт-Петербург – города-лидеры по многим позициям федеральной жизни, это – крупнейшие научные и культурные центры страны, они имеют не только особое значение, но и особый статус в нашей стране: Москва – столица Российской Федерации, СанктПетербург – бывшая столица Российской Империи.

Наряду со статусом субъектов РФ Москва и Санкт-Петербург являются городскими поселениями, в которых должно осуществляться местное самоуправление. Специфика организации городского хозяй-

ства и жизнедеятельности населения крупнейших городов (мегаполисов) существенно осложняют организацию местного самоуправления. Масштаб мегаполиса слишком велик для решения всех вопросов местного значения на общегородском уровне. С одной стороны, общегородские органы местного самоуправления оказываются отдаленными от граждан, порой недоступными для них, а значит и обратная связь с населением ослабляется либо не действует. С другой стороны, управленческие ресурсы и ресурсы политического влияния, которыми располагает власть, столь велики, что нужды и потребности конкретных граждан, их влияние на власть становятся иногда микроскопично малыми. Это приводит к отчуждению граждан и власти друг от друга и порождает бюрократические преграды.

Вместе с тем и создание внутригородских муниципальных образований осложнено многими особенностями. Границы между внутригородскими муниципальными образованиями зачастую условны и далеко не всегда могут совпадать с реальными преградами в виде оживленных автомагистралей, железных дорог или парковых зон и т.п. Если человек проживает в одном муниципальном образовании, работает в другом, удовлетворяет свои культурные потребности в третьем, а занимается спортом в четвертом, то затрудняется формирование местного сообществатерриториального коллектива, связанного условиями совместного проживания и необходимостью удовлетворения коллективных потребностей в рамках локальной территории.

Впервые специфика городов федерального значения нашла отражение в принятых в марте 1997 г. поправках в Федеральный закон 1995 г. Изменения регулировали: вопросы территорий, на которых создаются муниципальные образования; компетенцию органов местного самоуправления; объекты собственности, передаваемые органам местного самоуправления. В частности было указано, что на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время население городских поселений, входящих в состав субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Внутригородские

Источники

Перечень вопросов

Состав определяется

муниципальные

исходя из установ-

местного значения

образования

ленного перечня

вопросов местного

значения

Установление и

Определяются исходя из необходимости

изменение границ,

сохранения единства городского хозяйства

преобразование осу-

ществляется с учетом

мнения населения

Законы субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Рисунок 7.1 – Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

1. В соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях;

2. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий;

3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами этих городов к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и



Просмотров