Что входит в особенную часть административного права. Административное право

Административное право, как и любая другая самостоятельная отрасль права Российской Федерации, имеет внутреннее строение, т.е. включает в себя относительно самостоятельные группировки правовых норм, тесно взаимосвязанные между собой. Система административного права довольно сложна и в отличие от многих других отраслей недостаточно развита. Это обусловливается сложностью самого предмета административного права. Ведь деятельность административно-публичных органов, регулируемая нормами административного права, осуществляется во всех без исключения сферах функционирования государства и общества: политической, экономической, социально-культурной, правоохранительной. Имеются определенные особенности административно-правового воздействия на возникающие в каждой из этих сфер общественные отношения. Указанные особенности закрепляются нормами административного права, а следовательно, оказывают влияние и на построение этих норм, на их систему.

Итак, система административного права – это внутреннее строение данной отрасли права, подразделение ее на относительно самостоятельные группировки правовых норм, обусловленное спецификой предмета административно-правового регулирования.

В действующем административном законодательстве РФ система административного права четко не просматривается. Это связано с тем, что нормы административного права не сосредоточены, как, например, нормы гражданского или уголовного права в одном кодифицированном нормативном правовом акте, а разбросаны по различным федеральным законам, законам субъектов РФ и многочисленным подзаконным нормативным правовым актам.

В связи с этим система административного права как отрасли права может быть построена лишь теоретически посредством логического подразделения большого массива действующих административно-правовых норм на определенные части, взаимосвязанные между собой.

В административно-правовой науке в систему административного права традиционно включают общую и особенную части, которые в свою очередь подразделяются на определенные административно-правовые институты или иные системные образования. Обозначим наш подход к содержанию общей и особенной частей административного права.

Общая часть административного права включает в себя правовые нормы, определяющие наиболее общие, основные начала правового регулирования в административно- правовой сфере (сфере административно-распорядительной и сфере административно-охранительной деятельности Российского государства).

В структуре общей части административного права теоретически можно выделить следующие группы административно-правовых норм.

1. Нормы, определяющие общие правовые начала (принципы) организации административной (административно-распорядительной и ад министиративно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления). Данные нормы до настоящего времени не систематизированы. Федеральный закон, определяющий правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти и входящих в их систему учреждений, в настоящее время, к сожалению, отсутствует. Система федеральных органов исполнительной власти определяется указами Президента РФ. Правовой статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти регламентирован Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Особенности правового статуса иных федеральных органов исполнительной власти определяются положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Президентом РФ или Правительством РФ. Единственным законом, который может быть отнесен к числу общих, является Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющий правовые основы административной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным законом, устанавливающим основы построения и административной деятельности органов местного самоуправления и входящих в их систему учреждений, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  • 2. Нормы, определяющие основы административноправового статуса физических лиц, т.е. наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-правовой сфере. Эти нормы также не систематизированы и помимо Конституции РФ содержатся в Федеральных законах: от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.
  • 3. Нормы, определяющие основы административноправового статуса организаций, т.е. наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой сфере. Указанные нормы также "разбросаны" по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам вне какой- либо системы. К числу таких актов можно, в частности, отнести Федеральные законы от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и др.
  • 4. Нормы, определяющие основы административно- правового статуса должностных лиц публичной администрации, в том числе государственных и муниципальных служащих. Нормы, регулирующие правовые основы административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих в значительной степени систематизированы. Основные из них содержатся в Федеральных законах "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; "О воинской обязанности и военной службе". Нормы, регулирующие правовые основы административно-правового статуса иных должностных лиц публичной администрации до настоящего времени не систематизированы.
  • 5. Нормы, регламентирующие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Данные нормы регламентируют основания и порядок издания (принятия) административно-публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридически значимых действий, заключения административных договоров (соглашений). Они содержатся в различных нормативных правовых актах, например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в КоАП, в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". К сожалению, до настоящего времени не подготовлен и не принят общий федеральный закон, регламентирующий основания и порядок издания (принятия), введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной власти.
  • 6. Нормы, определяюгцие административно-правовые методы деятельности административно-публичных органов, в том числе основания и порядок применения к физическим лицам и организациям мер административного ограничения и принуждения. Названные нормы "разбросаны" по различным законам и подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим, в частности, вопросы государственного контроля и надзора, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка. Исключение составляет лишь КоАП, систематизирующий нормы, определяющие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
  • 7. Нормы, регламентирующие административный процесс, в том числе нормы-принципы административного производства, нормы, определяющие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Указанные нормы в настоящее время содержатся в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, устанавливающих принципы административного производства по делам об административных правонарушениях, а также ряд административных процедур разрешения некоторых категорий административных дел. К числу таких нормативных правовых актов можно, например, отнести КоАП, Федеральные законы: от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", различные административные регламенты федеральных органов исполнительной власти.

Как отмечалось выше, все перечисленные группы административно-правовых норм, включаемые в общую часть административного права, выделены нами условно, поскольку в действующем законодательстве они, как правило, не обособлены и содержатся в различных нормативных правовых актах, причем нередко вместе с нормами особенной части административного права.

Особенная часть российского административного права включает в себя правовые нормы, регулирующие особенности деятельности административно-публичных органов и порядок публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций (административно-публичный порядок) в различных сферах функционирования государства и общества. Эти особенности обусловливаются спецификой регулируемых общественных отношений.

В структуре особенной части административного права в зависимости от сферы функционирования государства и общества, регулируемой административно-правовыми нормами, можно выделить группы таких норм, образующие соответствующие подотрасли административного права:

  • 1) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере экономики (промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, природопользования). Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-экономическим правом ;
  • 2) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере финансов (бюджета, налогообложения, денежного обращения, валютных операций, финансовых рынков, государственного социального страхования, банковских операций). Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-финансовым правом :
  • 3) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в социально-культурной сфере (труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, туризма, молодежной политики). Совокупность данных административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-социальным правом ;
  • 4) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обороны и функционирования вооруженных сил, иных войск и воинских формирований. Совокупность этих административно-правовых норм обобщенно может быть названа военно-административным правом;
  • 5) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обеспечения государственной безопасности, т.е. защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз. Совокупность таких административноправовых норм обобщенно может быть поименована понятием права государственной безопасности;
  • 6) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, функционирования судебной власти и иных правоохранительных органов. Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть обозначена понятием административно-охранительного права ;
  • 7) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере иностранных дел, т.е. в сфере внешних сношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными и иностранными организациями. Совокупность данных административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-иностранным правом.

Указанные группы административно-правовых норм, составляющих особенную часть административного права, как правило, сосредоточены в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере функционирования государства и общества.

В структуру перечисленных подотраслей особенной части административного права включаются соответствующие административно-правовые институты. Например, в структуре административно-экономического права можно выделить такие институты, как административно-промышленное право, административно-торговое право, административно-транспортное право, административно-сельскохозяйственное право, административное право связи, административно-градостроительное право. В структуре административно-охранительного права могут быть выделены такие институты, как полицейское право, административно-исполнительное право, административно-юстиционное право.

Четкая и стройная система административного права, с нашей точки зрения, может быть построена лишь на основе соответствующей системы административного законодательства РФ, которая в настоящее время отсутствует. Система отечественного административного законодательства, по нашему мнению, должна включать следующие уровни нормативного регулирования:

  • 1) административный кодекс Российской Федерации, объединяющий наиболее общие нормы административного права, определяющие, в частности, основы построения и деятельности системы административных органов, в том числе органов исполнительной власти, типичные правовые формы и методы их деятельности, основы административно-правового статуса индивидуальных субъектов и организаций. Существующее в науке административного права скептическое отношение к возможности подготовки и принятия административного кодекса РФ нами не разделяется. В силу многообразия регулируемых административным правом отношений вполне возможно подготовить и принять федеральный кодифицированный закон, определяющий правовые основы организации и функционирования исполнительной власти, общие формы и методы их деятельности, основы административно-правового статуса физических лиц и организаций;
  • 2) федеральные законы, в том числе кодифицированные и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе административного кодекса РФ и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие основы построения и функционирования отдельных институтов общей части административного права (законы о государственной службе, об административных процедурах, об административной ответственности и т.п.);
  • 3) федеральные законы, в том числе кодифицированные, и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе административного кодекса РФ и иных общеадминистративных федеральных законов и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие особенности деятельности административно-публичных органов и административно-публичного порядка в отдельных сферах функционирования государства и общества (основы законодательства о государственной промышленной политике, основы законодательства о финансах, сельскохозяйственный кодекс, природоохранительный кодекс, транспортный кодекс, образовательный кодекс, основы законодательства об охране здоровья граждан, основы законодательства о культуре, полицейский кодекс и т.п.).

На основе указанных выше федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, образующих остов федерального административного законодательства, субъекты РФ вправе в пределах своего ведения принимать (издавать) законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности создаваемых ими административно-публичных органов и административнопубличный порядок на своей территории.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Каждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

К числу основных принципов отрасли относятся: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность государства и личности.

Основные цели административного права можно определить так:

1. создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

2. создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

3. правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;

4. создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;

5. обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

Для существования и развития граждан и государства очень важно то, как административно-правовое регулирование способствует достижению названных целей.

Система административного права делится на общую включает общие для государственной администрации регулятивные и особенную части охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство.

Она, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные . Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов.

Группа 1 - институты, регулирующие :

1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2. административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации;

3. административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций;

4. административно-правовые статусы частных организаций;

5. формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.

Группа 2 - институты, регулирующие:

1. обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц;

2. принуждение по административному праву;

3. административное судопроизводство.

В особенной части административного права выделяются четыре подотрасли, объединяющие институты, регулирующие:

1. административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;

2. организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;

3. социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью;

4. деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно отличаются друг от друга точно так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы публичная администрация. А в ряде сфер - обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, образовании, связи, энергетике - ее роль решающая. И хотя сокращается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил. Для повышения эффективности и законности деятельности государственной и муниципальной администрации в многочисленных сферах общественной жизни необходимо большое число административно-правовых норм.

Административное право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации в России велика. От его состояния в немалой степени зависят построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Административное, государственное, гражданское и ряд других отраслей права являются фундаментальными, профилирующими частями правовой системы, все вместе они образуют ее ядро. Как фундаментальная отрасль административное право имеет свой специфический и единый метод регулирования, определенный и достаточно строго выдержанный режим. В административном праве содержится исходная правовая материя, которая в той или иной степени используется в ряде других отраслей: финансовом, земельном, экологическом, трудовом.

Нормы, регулирующие систему административных актов, административный процесс, административно-правовое принуждение обслуживают многие отрасли права. Последние активно используют и административно-правовые понятия органа исполнительной власти, государственной службы, административной ответственности, административного наказания и др.

И им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений".

Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права ; принудительность.

В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:

  • нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления ;
  • имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти ;
  • определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления ;
  • выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти ;
  • служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;
  • имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);
  • регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;
  • характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества ;
  • являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства.

С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право - публичная отрасль права . Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти , являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства . Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей . Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.

2. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

3. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона . Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.

Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права. И это естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов. Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Существующая в теории права концепция, согласно которой норма права может не иметь одного из элементов структуры, представляется нам теоретически неверной, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных элементов приведет к недейственности, бесполезности нормы либо к невозможности ее реального применения. Тем не менее, следует иметь в виду, что часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов , что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно (хотя в уголовном праве существует и такая теория). Например, большинство санкций административно-правовых норм (и не только их) содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях , закрепляющем составы и меры ответственности за нарушения диспозиций норм административного права и других отраслей.

Виды норм административного права

В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного права . Так, прежде всего, выделяют материальные и процессуальные нормы административного права . Совмещение в рамках отрасли административного права норм материального и процессуального характера является одной из специфических особенностей данной отрасли, поскольку такие основные отрасли права , как уголовное и гражданское выделили из сферы своего регулирования отношения процессуального характера, предопределив таким образом создание специальных процессуальных отраслей гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права . Позитивный характер части процессуальных правоотношений , входящих в сферу влияния норм административного права, предполагает наличие значительных трудностей при вычленении процессуальных правоотношений из общей массы . Таким образом, нормы указанной отрасли могут носить как материальный, так и процессуальный характер.

Материальные нормы административного права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права , т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила осуществления тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются как для субъектов управленческой деятельности, так и для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) - закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования , регистрации и т.п.).

По характеру правового воздействия нормы административного права могут быть охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека , охрану правопорядка , государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п., а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц , органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

Административно-правовые нормы принимаются на различных уровнях власти Российской Федерации. В соответствии с федеративным устройством нашего государства нормы административного права могут быть федеральными (т.е. принимаемыми на уровне федеральных органов государственной власти), региональными (принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации) и местными (т.е. принимаемыми территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления).

В соответствии с юридическим содержанием административно-правовые нормы подразделяют на следующие виды:

  • обязывающие (предписывающее совершение определенных действий);
  • запретительные (устанавливающие запреты);
  • ограничительные (вводящие ограничения);
  • разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие действовать по своему усмотрению);
  • уполномочивающие (доставляющие государственно-властные полномочия);
  • стимулирующие (направленные на стимулирование);
  • регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий , общественных объединений и т.д.);
  • рекомендательные (не носящие обязательного характера).

Существует множество других классификационных критериев, позволяющих делить нормы административного права на различные виды. Например, по объему правого регулирования выделяют общие, межотраслевые и отраслевые нормы административного права, а по его направленности - внутренние (предназначенные для регулирования отношений внутри системы государственного управления) и внешние (определяющие права и обязанности управляемых объектов).

Система административного права

Следует отметить, что традиционное советское административное право в составе общей части административного права выделяло:

  • нормы, определяющие характерные черты и закрепляющие принципы советского государственного управления;
  • нормы, определяющие правовой статус органов государственного управления, формы их деятельности, особенно акты управления;
  • нормы, регулирующие государственную службу;
  • нормы, определяющие статус управляемых объектов (предприятий , учреждений и организаций, различных их составных частей);
  • нормы о правовом статусе общественных организаций и органов общественной самодеятельности;
  • нормы о правовом статусе граждан;
  • нормы о мерах убеждения и принуждения в государственном управлении, в том числе нормы об административной ответственности, производстве по делам об административных правонарушениях ;
  • нормы о способах обеспечения законности в советском государственном управлении.

Особенная часть административного права, по представлениям того периода, в значительной степени являющимся актуальными и на сегодняшний день, включает в себя:

  • нормы, регулирующие государственное управление в областях планирования , ценообразования , финансов , кредита , учета и других видов межотраслевой (функциональной) деятельности;
  • нормы, регулирующие государственное управление в отраслях и группах отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.

Принципы систематизации норм административного права и, в частности, объединения норм в общую и особенную части у современных специалистов значительно различаются.

Так, Д.Н. Бахрах указывает, что общая часть включает в себя общие регулятивные и охранительные нормы и поэтому, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти . В связи с этим автор включает в состав общей части две группы институтов, первая из которых состоит из институтов, регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права; административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.); административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений; административно-правовые статусы негосударственных организаций; формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъектов права. Вторая группа состоит из институтов, обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти ; регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности и др.).

В особенной части административного права Д.Н. Бахрах выделяет четыре подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества , государства , административно-политическую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации, социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ, деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, со своей стороны, включают в общую часть административного права нормы о субъектах административного права, административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти , институты административных правонарушений и административной ответственности, административно-правовые аспекты статуса судебной власти , Прокуратуры РФ, адвокатуры . Особенная часть, по мнению данных авторов, должна включать две подчасти, одна из которых объединяет нормы, направленные на правовое регулирование основ отраслевого управления (экономикой , в области социально-культурного строительства, в области административно-политической деятельности), а другая - нормы в сфере межотраслевого управления. Административно-процессуальное право выделено в специальную - третью - часть отрасли.

Н.М. Конин по масштабу действия нормы административного права делит на две большие группы. Одна группа норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления и устанавливает: общие правовые основания, условия и порядок формирования всех органов исполнительной власти, определение и закрепление их компетенции; общие правила поступления на государственную службу и ее прохождения; общие основания, условия и порядок привлечения соответствующих субъектов к дисциплинарной или административной ответственности и т.д. Другая группа административно-правовых норм действует только в конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления): особые правила организации и деятельности силовых министерств и ведомств в отличие от центральных органов исполнительной власти экономического и социально-культурного профиля; особые правила поступления на государственную службу в органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные органы и т.д.; специфические правила привлечения работников выше званных органов к дисциплинарной и административной ответственности и многие другие административно-правовые нормы отраслевого масштаба и характера.

Ю.А. Тихомиров вообще склоняется к мысли, что при определении предмета и системы административного права целесообразно отказаться от его традиционного деления на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. По его мнению, отрасль административного права возможно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правонарушения); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы ; д) административный процесс , законность в управлении; е) организация государственного управления; ж) информационное право; з); правовое регулирование нормативов.

Итак, из всего вышеприведенного следует, что систематизация норм административного права осуществляется в основном по двум основным критериям: по масштабу применения и по признаку единства предмета правового регулирования.

По первому из указанных критериев административно-правовые нормы подразделяются на две части: общую и особенную. Всякое выделение специальных и других дополнительных частей в структуре отрасли, на наш взгляд, является нарушением классификационного критерия, поскольку все нормы административного права действуют либо в масштабе всей отрасли, либо в одной из сфер регулируемых административным правом общественных отношений.

Второй критерий подразумевает объединение административно-правовых норм в институты и подотрасли административного права. В данном случае институт является наиболее дробной системной единицей отрасли после нормы права и объединяет такие нормы, которые регулирует какой-либо один достаточно частный спектр административно-правовых отношений .

Обращает на себя то обстоятельство, что институт административного права может содержать как нормы только одной из частей отрасли, так и нормы обеих частей административного права. Так, институт государственной службы следует причислять к числу последних, поскольку в рамках этого института содержатся как нормы, характеризующие правовой статус одного из видов субъектов административного права, так и нормы, определяющие режимную организацию управления в области взаимоотношений государства и его служащих.

Отдельные нормы и целые институты административного права могут объединяться по тому же признаку в целые подотрасли. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что традиционное институциональное деление норм особенной части административного права долгое время лишало советское административное право выделения самостоятельных подотраслей. Однако объективно существующие особенности принципов и методик правового регулирования отдельных блоков общественных отношений в рамках единого предмета административного права обусловили достаточно активное обособление норм и институтов особенной части отрасли в подотрасли, некоторые из которых в свое время стали прообразом некоторых новых комплексных отраслей российской системы права (например, финансового права , права социального обеспечения , земельного права , экологического права и т.д.).

Формирование подотраслей административного права не закончено, их наименование, а также индивидуализация предмета правового регулирования являются небесспорными, однако, неоднократные попытки создания самостоятельных учебных курсов по частным вопросам административного права свидетельствуют об объективном процессе дробления административного права на подотрасли.

Говоря о системе административного права, не следует смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти системы многое, однако, в автоматического "наложения" одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли либо части, закрепляются в самых разных .

Административное законодательство состоит из отдельных нормативно-правовых актов различной юридической силы и уровня, закрепляющих нормы административного права в произвольном, с точки зрения системы отрасли, порядке. Однако в работе с этим разрозненным материалом немалую помощь оказывают теоретические разработки в области форм административно-правового регулирования, в частности, понятие административно-правового режима. Как правило, логически и нормативно взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов - это источники отдельного административно-правового режима.

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:

  • институт государственной службы;
  • институт органов государственного управления;
  • институт муниципального управления и муниципальной службы ;
  • институт административной ответственности;
  • институт охраны собственности административно-правовыми средствами;
  • множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы , институт адвокатуры и нотариата , институт исполнительного производства , институт приватизации , институт разрешительной системы и др.).

В структуре отрасли в настоящее время по-прежнему остаются такие крупные подотрасли, как:

Необходимо отметить, что значение систематизации норм отрасли права, и особенно административного права, огромно, поскольку позволяет не только методологически выстроить стройную систему взаимосвязанных норм отрасли, но и определить их иерархию, установить пропорции в становлении тех или иных сегментов системы, обеспечить гармоничность развития отрасли за счет введения новых и упразднения старых структурных элементов.

Особенная часть системы административного права, ее понятие

Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

Определение 1

В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу.

Определение 2

Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии. В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры. На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство. По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.

Разделение административного права

Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

  • общая;
  • особенная.

Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.

Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

  • в сфере функционирования исполнительной власти;
  • в сфере управления наукой, образованием, транспортными организациями, оборонными предприятиями, безопасностью внешней и внутренней, статистическими организациями, системой здравоохранения и так далее. Кратко данная сфера называется управленческим правом;
  • нормы, которые устанавливает порядок судебной защиты и свобод граждан от действий публичной власти;
  • деликтное право, которое устанавливает санкции за нарушение административного законодательства, то есть определенные виды наказания, а также регламентирует вопросы привлечения к административной ответственности, состава основных правонарушений в данной сфере.

Институты особенной части административного права

Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

  • отраслевые и межотраслевые;
  • материальные;
  • процедурные;
  • регулятивные и охранительные;
  • простые и сложные.

Основное назначение особенной части заключается в необходимости установления конкретных санкций в административно-правовой сфере.

Административное право может выступать в качестве материального, то есть устанавливающего основные правовые положения, права, обязанности, запреты и ограничения, а также специфику ответственности, то есть санкций в данной сфере, и процессуального, то есть регламентирует порядок реализации материальных норм в административном праве. Материальное право в большей части предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в нем также имеется общая и особенная части. Общая часть предусматривает основные понятия в данной сфере, а особенная – конкретные составы правонарушений.

Особенности составов правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, заключаются в специфике их конструкции. Если составом предусмотрена необходимость наступления конкретного последствия, то он является материальным. Если наступления последствий не обязательно, достаточно совершения деяния, то он является формальным. Сходная схема построения конструкции деяния перенесена и на область преступлений.

Важную роль при установлении категории деяния играет его квалификация, то есть установление конкретных признаков деяния с целью определения конкретного состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Помимо данного источника субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать составы правонарушений в своих актах.

Пример 1

Например, в ст. 2.2 Закона Саратовской области №104 от 2013 г. предусмотрена ответственность за нарушение «комендантского часа», а именно несовершеннолетним в возрасте до 17 лет запрещено находиться на улице в ночное время суток без сопровождения законных представителей, под которыми понимаются родители, опекуны, попечители. Ночное время суток устанавливается с 22.00 ч. до 06.00 ч. Если данное положение нарушено, в Администрацию направляется соответствующий материал в отношении законных представителей ребенка.

При квалификации деяния учитываются такие признаки, как объект посягательства, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Если хотя бы один из признаков состава отсутствует, в действиях лица нет состава преступления. Важным также является наличие всех элементов в рамках каждого признака.

Установление объекта правонарушения позволяет установить его видовую принадлежность, то есть сферу посягательства на конкретные общественные отношения. Объектом посягательства всегда являются общественные отношения в определенной сфере, в качестве предмета выступают объекты материального мира. Сами статьи в диспозиции предусматривают наличие объективной стороны правонарушения, которая может состоять из действий (бездействия), последствия и причинно-следственной связи между ними. Установление данных признаков имеет важное значение для правоприменителей.

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 192.. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права Манохин В.М. Административное право России: Учебник. М.: Ай Пи Эр Медиа, 2011. С. 27..

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

· предмет и метод правового регулирования отрасли;

· характеристику административно-правовых норм;

· особенности административно-правовых отношений;

· иерархию источников административного права;

· статус участников административно-правовых отношений;

· основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

· формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

· механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

· вопросы административной ответственности и административного принуждения Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. С. 116..

Следует отметить, что некоторые авторы Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34). С. 43. содержание Общей части административного права описывают следующим образом:

Административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

Административно-правовой статус государственных органов;

Административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

Формы и методы государственного управления;

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

Административное принуждение;

Административная ответственность;

Административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс» Хатченков А.В., Кадацкая Т.А. Административный процесс в России: пути реформы // Юридическая мысль. 2010. №1. С. 80.).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

· управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

· управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

· управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Некоторые авторы в Особенной части административного права выделяют также деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей) Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2. С. 45..

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным» Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. СПб.: ГУАП, 2007. С. 63..

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

1) управленческое право;

2) так называемое полицейское право;

3) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права Бельский К.С., Елисеев А.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. 2001. №12. С. 33.. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции Шмелев И.В. Об определении института административной юстиции // Молодой ученый. 2011. №3-2. С. 59..

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.



Просмотров