Процесс социализации личности.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Документ: продовольственная модель. В отношении популярных классов можно говорить о откровенности, поскольку говорят о откровенности. Пища помещается под знаком изобилия и, прежде всего, свободы: мы делаем «эластичные» блюда, которые «изобилуют», например супы или соусы, макароны или картофель и которые подаются ковш или ложку, избегайте слишком много измерения и подсчета - вопреки всему, что вырезано, как жаркое. Такое впечатление о изобилии, которое является правилом в исключительных случаях, и которое всегда является действительным, насколько это возможно, для мужчин, чьи тарелки заполняются дважды, часто в качестве контрагентов обычно случаются ограничения что женщины чаще всего навязывают себя - принимая долю на двоих или едя остатки накануне - доступ девушек к статусу женщины, отмечая тот факт, что они начинают лишать себя.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности :

В популярной «откровенности» буржуазия выступает против заботы о еде в формах. Формы - это прежде всего ритмы, которые связаны с ожиданиями, задержками, ограничениями; мы никогда не бросаемся на посуду, мы ждем, пока последний, кто будет служить, начал есть, мы используем и осторожно подтягиваем. Мы едим в порядке, и все сосуществование блюд, которые разделяют порядок, жаркое, рыба, сыр и десерт, исключаются: например, перед тем, как подавать десерт, мы удаляем все, что осталось на столе, пока соль, и крошки сметены.

Это тем более, что отношение к еде - первичная потребность и удовольствие от совершенства - это только одно измерение буржуазного отношения к социальному миру: противостояние между непосредственным и отложенным, легким и сложное, вещество или функция и форма, которая выражается особенно поразительно, основана на принципе всей эстетики практики и всей эстетики. Через все формы и формализмы, которые налагаются на непосредственный аппетит, то, что требуется - и прививается, - это не только склонность дисциплинировать потребление пищи путем формирования, которое также является цензурой нежная, косвенная, невидимая и неотъемлемая часть искусства жизни, еда в форме, являющаяся способом отдать дань уважения гостям и хозяйке, чья забота и уважение уважаются соблюдая строгий порядок приема пищи.

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

· Социологический анализ устойчивых видов девиантного поведения.

Алкоголизм, девиация, девиантное поведение, наркотизм, правовая культура, правовое сознание, проституция.

Это также общее отношение к животной природе, к первоочередным потребностям и к вульгарным, которые безжалостно отказываются от нее; это способ отрицать потребление в его основном и, по существу, общем значении и функции, делая еду социальной церемонией, подтверждением этического поведения и эстетической утонченности.

Социализация очень различна в зависимости от социального положения и, в частности, в соответствии с материальными условиями существования. Например, некоторые дети могут учиться с раннего возраста, что «нормально» красть или обманывать, чтобы выжить. В результате нормы поведения, жизненная среда, модели идентификации формируют разные вкусы, идентичность дифференцируется в соответствии с социальной средой.

Развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым социальным, экономическим, политическим и духовным связям и взаимодействиям. Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания. Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более высокой правовой культуры граждан.

Например, можно отметить, что на концах социального масштаба можно признать различные социальные практики с точки зрения диетических практик, а также спортивных или культурных практик. Вторичная социализация, которая происходит во взрослой жизни, является плюралистической социализацией, которая осуществляется в процессе продолжения первичной социализации.

Профессиональная социализация будет проходить через ученичество профессии, а также путем интернализации определенного количества норм, характерных для профессии. Социализация со стороны супруга несколько: это достигается за счет интернализации новых норм, специфических привычек пары, неявного поведения, которые также определяют отношения с внешним.

Правовая культура и правовое сознание студентов складываются не только под воздействием преподавателя или в процессе деятельности правоохранительных органов и других органов.

Самого серьезного внимания заслуживает вопрос о качестве преподавания правовых дисциплин, содержания лекционного материала. Современной молодежи не нужны выступления без знания предмета, без учета особенностей и запросов аудитории. Важен умственный диалог в ходе любого правовоспитательного выступления перед молодежью. Ежегодно выпускаются сотни тысяч различного рода специалистов. И вполне понятно, что от уровня их правовых знаний и культуры во многом зависят не только успехи в решении задач формирования правового государства, но и в ускорении социально - экономического развития нашей страны. Построение правового государства и гражданского общества, требуют принятия

Каждый из этих статусов соответствует роли, то есть набору ожидаемых действий. Эти законы также могут противоречить друг другу: например, отец и профессионал в случае больного ребенка. Все эти статусы образуют то, что называется социальной идентичностью человека.

Актеры, которые действовали во время первичной социализации, всегда присутствуют. Нормы и ценности, приобретенные во время первичной социализации, затем позволят приобрести новые социальные коды, необходимые для взрослой жизни. Поэтому вторичная социализация основана на уже построенной личности. Новые нормы и ценности, усвоенные во взрослую жизнь, чаще всего будут адаптациями, расширениями и переосмыслениями тех, кто усваивается в детстве. Таким образом, человек часто выбирает своего супруга в той же социальной группе, что и его собственный, и с очень похожими нормами и ценностями.

эффективных мер по перестройке правового воспитания студенческой молодежи .

Правовое обучение является одной из важнейших составных частей правового воспитания. Формирование у студентов (молодежи) уважения к праву как социальной ценности является одной из главных задач правового воспитания. В процессе правового обучения и воспитания должна формироваться правовая культура студентов как граждан и как будущих специалистов .

Аналогичным образом, человек редко выбирает профессию, которая не соответствует стандартам и ценностям его или ее группы. Таким образом, социальная идентичность человека является результатом сложного процесса, связанного с множеством социализирующих переживаний отдельных людей: человек множественный!

Человек может стремиться обрести свою собственную социальную идентичность: например, вхождение в новую социальную группу: он готовится к этому, стремясь усвоить новые нормы и ценности, которые не обязательно относятся к его группе принадлежности, социализация: форма социализации, в которой индивид усваивает нормы и ценности ссылочной группы, к которой он хочет принадлежать.

В настоящее время в России, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения. На протяжении длительного времени проблема девиантного поведения рассматривалась советскими учеными в рамках изучения отдельных видов социальных отклонений. Одной из важных проблем, как в научном, так и в практическом плане, является исследование суицидальной активности, а также обвальное распространение в молодежной среде наркомании, токсикомании и алкоголизма. Так, большая заслуга в возрождении отечественной суицидологии принадлежит М.Н. Гернету, И.А. Алиеву, Я.И. Гилинскому. Изучением пьянства и алкоголизма занимались Г. Г. Заиграев, А.А. Габиани, Б.С. Братусь и др. Проблемам наркомании и токсикомании молодежи посвящены работы А.Е. Личко, Т.В. Ивановой, В.А. Чудновского. преступность всегда была самым изучаемым проявлением социальных отклонений. В 20-60-е годы ее изучением занимались М.М. Исаев, П.И. Люблинский и др., причем исследования велись преимущественно в рамках уголовного права. С конца 60-х начала 70-х годов XX века начинают заниматься изучением профилактики преступности (В.Н. Кудрявцев, А. М. Яковлев, К.Е.Игошев, Г.М. Миньковский и др.) .

Но в любой момент жизни примеры социализации могут противоречить друг другу, например, привычки супруга могут противоречить нормам семьи происхождения. Годами после Второй мировой войны являются годы экономического процветания, рост средних классов и рождение пригородов изолированных односемейных домов в Северной Америке. Структура современной семьи четко определяется представителем общественной сферы, отцом и представителем частной сферы, матери. Отец покидает свой дом, его окрестности, его пригороды, чтобы пойти на работу, мать там, чтобы держать дом со всем своим арсеналом электромехаников, воспитывать детей и готовить ужин для возвращения мужа.

Необходимо заметить, что одним из основных направлений изучения девиантности является исследование зависимости между теми или иными видами отклоняющегося поведения, другими словами - возможности одного вида девиантного поведения служить непосредственной причиной другого вида. Проблема продолжает исследоваться, и сегодня можно говорить о существовании взглядов как в пользу, так и против такой гипотезы.

Это была гигиеническая эпоха белого и светлого в комнатах дома, с большими окнами в гостиной. Это, во всяком случае, модель, которую сохраняются в эти годы со старой серией Папа, верна. Парсонс относится к тому, чтобы сделать социологию инструментом анализа обществ и социальных действий. Вдохновленный несколькими его предшественниками, в том числе Дюркгеймом, Парето, Вебером, Фрейдом, он концептуально строит обширную социальную систему для анализа функционирования обществ. Анализ процесса социализации, который в основном вдохновлен Фрейдом и его исследованиями в области психологии, является частью его общей теории действий, которые он пытается применить в течение последнего периода своей интеллектуальной карьеры, «К различным областям знаний о науках человека: экономике, психологии, политологии».

Чаще всего пытаются обосновать причинно-следственную связь между алкоголизмом, наркоманией и тем или иным видом преступлений. Другие исследователи, например, норвежские ученые, считают, что причинно -следственных зависимостей между названными видами отклоняющегося поведения, скорее всего, нет. Это - самостоятельные разновидности поведения (приспособления), в основе каждой из них обычно находится «свой» набор фактов, в том смысле, что какие-то общие, глобальные основания девиантного поведения в обществе обязательно конкретизируются, модифицируются применительно к тому или иному виду девиантного поведения. Чтобы алкоголик или наркоман совершил преступление, необходимо, как минимум, какое-то число дополнительных факторов, которые, соединившись с теми, что склонили человека к пьянству или наркомании, сталкивают его на путь преступления.

Его намерение состоит в том, чтобы обратиться к основанию действительно научной модели анализа, которая, по аналогии с механикой, систематизирует использование понятий и объяснительных переменных, которые имели перед собой другие социологи, не включая их в системе как всеобъемлющей, если не тоталитарной концепции, всех социальных действий. Говоря об основополагающем намерении Парсонса, Гай Рошер обращает внимание на глубокую убежденность в том, что он руководил своей работой: Социология должна стать наукой, и она поставила перед собой задачу, чтобы она присоединилась к этому статусу.

Второе общее положение связано с указанным выше выводом, что девиантное поведение неоднозначно в том смысле, что может иметь как негативные, так и позитивные значения.

В современном мире все более актуализируется задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося, или девиантного поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение «всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе».

С его научным идеалом Парсонс рассматривает социальную реальность как нечто объяснимое, которое понимается, как и всякая реальность, с понятием системы: Понятие системы подразумевает для Парсонса взаимозависимость элементов, которые образуют целое в которых движения и изменения не могут происходить случайным и случайным образом, но являются результатом сложного взаимодействия, в котором возникают структуры и процессы. Этот способ социологии фокусируется на компонентах социальной жизни определенным образом: теперь уже не вопрос понимания настоящего, чтобы лучше спровоцировать или предвидеть изменение, речь идет о понимании социальной системы, как это сделать увидеть его механизмы и объяснить возможные дефекты.

В зависимости от содержания к формам девиантного поведения относят: преступность, наркотизм, коррупцию, терроризм, проституцию, гомосексуализм и другие отклонения в сфере сексуального поведения, алкоголизм и суицид .

Для того чтобы судить об уровне правовой культуры работников правоохранительных органов необходимо учитывать уровень его образования, юридический опыт и квалификацию, важнейший критерий правовой культуры.

Дюркгейм постепенно смягчил вдохновение, которое он получил от биологии, чтобы остановиться на исторических особенностях институтов, эмпирической заботе, которая была закреплена в дальнейшем французской антропосоциологической традиции. Парсонс своим научным намерением разобраться в общих предметах изученных предметов, даже если они подчинены субъективности, напоминает Гегеля, который видел необходимое и логичное развитие истории. Гегель полагался на логику и метафизику, чтобы объяснить направление человеческой истории в линейной схеме, описывающей серию кругов.

Государство придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законами правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка.

Алкоголь - один из факторов, который может, наложившись на другие (или соединившись с другими факторами), способствовать отклонениям.

Необходимо иметь в виду, что состояние опьянения не порождает агрессию, а лишь высвобождает ее, возможно, усиливает имеющуюся у лица предрасположенность к ней.

Парсонс полагался на биологию и физику, чтобы объяснить синхронность функционирования социальной реальности как системы. Между четырьмя мыслителями, изученными до сих пор, изменился способ взглянуть на жизнь в обществе. Кондорсе стремился продемонстрировать, что социальная жизнь может быть освобождена от форм порабощения, которые характеризовались средневековью. Гегель размышлял о логике истории, Дюркгейме, о его богатстве во всем его разнообразии и об извилистых путях. Наконец, Парсонс подробно описывает динамическое функционирование социальной реальности во всей ее жизнеспособности.

Наркоманию можно определить как страсть, зависимость от наркотиков. Другой аспект данного понятия связан с воздействием наркотических средств на психику человека и его поведение. Экспертный совет по наркомании при Всемирной Организации Здравоохранения сформулировал следующее определение наркомании: «Состояние

периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторяющимся потреблением наркотиков (природных или синтетических)».

Именно в этом системном обществе его понимание образования изучается, изучается через развитие личности, от рождения до окончания школьной посещаемости. Если Дюркгейм описал образование более подробно, чем это сделал Гегель, Парсонс задержался больше, чем на психологическом пути сознания, проявив интерес к работе Фрейда и его внутренним механизмам. Он не стремится, как эти предшественники, к созданию нового типа человека. Он просто хочет, чтобы индивидуумы интегрировались в общество, как им представляется, и хочет объяснить последовательность психосоциологических фаз, которые приводят к этому.

«не поддающиеся контролю желания или потребность в приеме

наркотика и получении его любым способом»;

«тенденция к увеличению принимаемой дозы наркотика»;

«психическая и физическая зависимость от наркотика»;

«пагубное влияние наркотика на индивид и общество»

· Социальные конфликты и способы их урегулирования.

Структура семьи, описанная Парсонсом, не так сильно отличается от описанной Дюркгеймом и даже Гегелем или Кондорсетом. Работы заняты людьми вне семьи и могут поддерживаться. Они больше не передаются из поколения в поколение, что уже заставляет часть образования проходить вне дома. В общем, именно человек работает над тем, чтобы поддерживать семью, что дает ему социальный статус в обществе, а также дает ему поддержку семьи. Тесть остается инструментальным лидером, а жена по-прежнему живет, по существу, дома, когда она замужем и имеет детей.

Это описание семьи кажется не столь необходимым, как казалось Гегелю: это наблюдения, которые не открыты для зарождающихся различий семейных реалий, но это не формулировка идеала, подобного можно было бы взглянуть на него среди немецкого философа. Семья поддерживает две основные функции, а не непосредственно для общества, а для личности: первоначальную социализацию ребенка и стабилизацию его личности, когда он становится взрослым. Не само общество, поскольку каждый член связан с глобальным обществом, занимая другие роли, чем те, которые он занимает в нем, он представляет собой институционализированную систему, структурированную в соответствии с определенными в культурном отношении ролями.

· Понятие социального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L. Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L. Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».

Позже K. Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L. Cozer. “Социальный конфликт - пишет K. Fink - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт - как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Кафедра психологии и социологии

Контрольная работа по курсу

Социология

На тему: Социализация личности, ее фазы и этапы

Выполнил: студент 1 курса

факультета ГМУ (группа 2, бюджет,

второе высшее образование)

Шайхетдинов Рустам Фаритович

Проверила: Изиляева Л.О.

Введение. 3

. 4

. 7

Детство . 8

Подростковый возраст . 10

. 12

Средний возраст, или зрелость . 17

Пожилой возраст, или старость . 19

Смерть . 22

Заключение . 25

Список литературы .. 26

Введение.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Тема моей контрольной работы: «Социализация личности, ее фазы и этапы». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее фазы и этапы.

Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов

1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»

2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.

Понятие «Социализация личности»

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.

Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.

Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

Фазы и этапы социализации личности

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

Детство

В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.

Какие бы определения ни давали общества категории детства, социализация детей начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

Большинство детей – довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы – на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

Подростковый возраст

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту. Подобно акробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжи детства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи – взрослости – и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся личность влечет подростков к поиску более надежной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, шайки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Взгляд Эриксона на подростков согласуется с давней психологической традицией, описывающей подростковый возраст как период “бурь и стрессов”. Ученые, занимающиеся общественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в западных нациях переход от детства к подростковому возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами. Определения подростков, даваемые им в обществах, представляются непоследовательными. В традиционных обществах переход к новому статусу осуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины – церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослое состояние. Во время таких ритуалов подростки могут подвергаться неприятным, болезненным и унизительным процедурам, но по их завершении дети провозглашаются взрослыми. Мальчиков часто запугивают, наносят на их лица и тела ритуальные рисунки и надрезы; девочек в период их первой менструации часто держат в изоляции от остальных членов сообщества. Однако задачи подобных ритуалов четко определены, и молодые люди знают, что если они успешно пройдут все положенные испытания, то станут по-настоящему взрослыми. Ритуалы вступления в возраст половой зрелости в видоизмененной форме существуют и в странах западного мира: это церемонии “бар мицва” и “бат мицва” в Израиле, церемония конфирмации у католиков, церемония выпуска в школах и высших учебных заведениях.

Хотя средства массовой информации энергично муссируют тему разницы поколений – противоречий между подростками и их родителями, проблема “разрыва между поколениями” в целом представляется слишком упрощенно. Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка, в некоторых случаях это влияние может оказаться негативным, связанным с курением марихуаны и выпивкой. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

Ранняя зрелость, или молодость

Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире . Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома.

Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.

Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм – правил, предписывающих, чего и в каком возрасте надлежит достичь человеку. Культурный циферблат диктует, в каком возрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Индивиды стараются настроить свои личные “часы” по этому социальному времени, и большинство людей с готовностью отмечают, какие главные события произошли в их жизни “раньше” социального времени, в чем они “опоздали”, а где “справились вовремя”.

Однако в настройке социальных часов могут наблюдаться некоторые вариации. Так, чем выше социальный класс, к которому принадлежит индивид, тем более замедляется время наступления основных жизненно важных событий, связанных с возрастом, в частности у молодых людей среднего класса юность обычно продолжается дольше, чем у молодых людей из рабочей среды. Кроме того, жизненный цикл в современном обществе становится более гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, а возраст теряет многие из своих привычных значений. В результате мы можем стать свидетелями того, что социолог Бернис И. Нойгартен определила как “общество, не зависящее от возраста” (“age-irrelevant society”), в котором не существует единой возрастной нормы для принятия на себя какой-то конкретной роли. Она отмечает, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней. Эриксон делает основной упор на психологическом развитии, которое он делит на 8 основных этапов (см. табл.). Каждый этап ставит перед индивидом уникальную задачу, сконцентрированную вокруг некоего кризисного, или поворотного, момента в жизни индивида, характеризующегося повышенной уязвимостью и жизненным потенциалом индивида. По теории Эриксона, кризис, угрожающий человеку на каждом жизненном этапе, должен быть успешно разрешен для того, чтобы дальнейшее развитие индивида шло по “здоровому” пути. Следовательно, имеющее место взаимодействие между индивидом и обществом на каждом этапе может изменить ход развития личности в положительном или отрицательном направлении. Совершая переходы с одного этапа на другой, каждый индивид приобретает новые силы и формирует аутентичную личность.

Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития Психологический кризис Доминирующая социальная среда Благоприятный результат
1 2 3 4
Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру
Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению
Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях
Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я
Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения
Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом
Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию

Выход на пенсию и близящаяся

Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью

Дэниэл Дж. Левинсон также придерживается мнения о поэтапном развитии взрослого индивида. Он и его коллеги из Йельского университета провели исследование 40 мужчин в возрасте приблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная с возраста 18 лет – 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед индивидом в течение всей его взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако эта структура не создается раз и навсегда; она должна непрерывно подвергаться модификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию вырисовываться через два-три года после имеющих символическое значение круглых дат жизни – 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые посылки.

Некоторые социологи придерживаются мнения о том, что неожиданные события, происходящие в жизни людей, оказывают гораздо большее воздействие на их развитие, чем прогнозируемые переходы от одного этапа к другому, например брак, рождение ребенка или выход на пенсию. Эти социологи утверждают, что теории поэтапного развития игнорируют колоссальные различия, характерные для жизненного опыта разных людей. Взрослая жизнь неодинакова для мужчин и женщин, богатых и бедных. Даже эпоха, в которую человек живет, имеет значение – Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г., коллективизация, Вторая мировая война или перестройка. Более того, эти социологи утверждают, что возрастные нормы и “социальные часы” обеспечивают подготовку людей к основным переходным периодам в жизни. Следовательно, люди обычно рассматривают эти периоды как естественный ход жизни и не воспринимают их в качестве кризисных или стрессовых ситуаций.

Люди рассчитывают отпущенный им жизненный срок с точки зрения не только социального расписания, но и жизненных событий – поворотных моментов, в которые они меняют направление действий или жизненный курс. Некоторые подобные события связаны с “социальными часами”, но далеко не все; к примеру, серьезная травма, полученная в аварии; изнасилование; выигрыш в лотерею; обращение в новую веру; жизнь в период после афганской войны. Одни жизненные события связаны с факторами внутреннего роста или старения, например половое созревание или преклонный возраст; другие являются следствиями групповой жизни, включая войны, национальные экономические кризисы и революции; третьи обусловлены стихийными природными явлениями – пожарами, ураганами, наводнениями, землетрясениями или горными обвалами. А в некоторых событиях заключен глубокий внутренний или психологический элемент: религиозное откровение; развод с супругом или супругой; смерть родного человека.

Средний возраст, или зрелость

Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины и женщины предположительно уже “определились” со своими семьями и профессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначения индивидов “среднего возраста” – тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой. (Здесь мы не будем обсуждать “фактор любви”, поскольку это – главная тема гл. 8 – роль любви и дружбы в жизни людей и варианты жизненных стилей.)

Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувство необходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений.

В возрасте 30 лет и чуть старше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней, “вьют гнездо”, а также строят долгосрочные планы и приступают к их осуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутить несоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительно хотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес в ребро” – они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горьких пьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.

Хотя интерес к развитию зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослых женщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют предполагать, что женщины проходят точно те же этапы развития, что и мужчины (в исследовании Левинсона), и примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное распределение периодов и характер задач развития одинаковы, подходы к решению задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени эти различия проистекают из повышенной сложности женских представлений о собственном будущем и тех трудностей, которые женщины испытывают в случаях, когда от этих представлений приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты (страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

Пожилой возраст, или старость

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. К примеру, один очевидец сообщал, что люди племени аравак из Гайаны (Южная Америка) редко живут больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста “все тело, за исключением живота, начинает съеживаться, жировые отложения исчезают и кожа свисает уродливыми складками”. Литературные памятники также указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. В настоящее время во многих западных странах возникает новое деление на “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” – это люди, вышедшие на пенсию раньше принятого возраста, они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься общественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.

Общества различаются по тому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Молодые женщины искусственно “старили” свою внешность, поскольку почет и привилегии были связаны с возрастом. По контрасту с этими культурными нормами в западных странах и в современной России самым привилегированным возрастом считается молодость. Мы ограничили число социальных ролей, доступных для пожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятся люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяются на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе. Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными.

Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.

В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли – статуса замужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, что чем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, как минует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе.

Смерть

Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

Изменения в медицинской технологии и социальных условиях привели к тому, что теперь смерть связана с несколько иным опытом, чем раньше. Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Всего несколько поколений назад большинство людей умирало дома, и семья брала ответственность за ритуал прощания с покойным и подготовку к похоронам на себя. В последнее время смерть стала окружаться запретами, которые по большей части призваны скрывать умирающих от “посторонних” глаз. В наши дни за смертельно больными людьми ухаживает персонал дома для престарелых или больницы. В морге готовят тело к похоронам и организуют церемонию похорон или кремации останков. В результате жителю развитых стран почти не приходится сталкиваться со смертью. Умирающие и мертвые изолированы от живых и отданы в руки специалистов, для которых контакт со смертью превратился в повседневное и безличное занятие.

Институциональный контроль за умирающими ограничил индивидуальную автономию. Личные потребности и желания зачастую подменяются организационными. На деле подход современных организаций к уходу за смертельно больными людьми оставляет желать лучшего. Опросы общественного мнения показывают, что люди предпочитают быстрый переход от жизни к смерти. Однако убеждение в том, что “чем быстрее человек отмучается, тем лучше для него”, противоречит изменившейся биомедицинской технологии, обеспечивающей пациентам “самый длинный путь” к смерти . Многие люди очень боятся оказаться в состоянии между жизнью и смертью и влачить так называемое растительное существование исключительно за счет систем жизнеобеспечения.

За последнее десятилетие движению за создание хосписов удалось пробудить сочувствие в общественном сознании и убедить общество в необходимости более гуманного подхода к уходу за неизлечимо больными. Хоспис – это медицинское учреждение, в котором реализуется программа по уходу за умирающими, стремящееся облегчить неизлечимо больным людям последние дни их жизни и сделать соприкосновение с приближающейся смертью менее эмоционально травмирующим как для пациентов, так и для их близких. Сторонники хосписов говорят, что врачам и сестрам в обстановке больницы трудно принять неизбежность смерти. Больницы предназначены для лечения болезней и продления людям жизни, следовательно, неизлечимые заболевания и смерть должны быть для больниц чужеродными явлениями. По этой причине сторонники хосписов настаивают на том, что для контактов со смертью требуются иные институциональные структуры.

За последние годы Элизабет Кюблер-Росс внесла весомый вклад в движение за возвращение достойного и гуманного отношения к смерти. По ее утверждению, когда медицинский персонал и родные знают о том, что пациент умирает, и пытаются скрыть от него правду, они возводят барьер, препятствующий всем сторонам должным образом подготовиться к смерти. Более того, умирающий человек обычно живет надеждой и верит тому, в чем его убеждают врачи и семья. Кюблер-Росс считает, что возможность искреннего выражения чувств и должное уважение к этим чувствам принесут всем только пользу. Опросы показывают, что четверо из пяти человек предпочли бы узнать правду в случае неизлечимой болезни. Хотя люди встречают смерть по-разному – как и живут по-разному,– Кюблер-Росс полагает, что процесс примирения с неминуемой смертью обычно имеет пять стадий: отрицание человеком того факта, что он умирает; гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу; попытка выпросить у Бога или судьбы временную отсрочку от смерти; депрессия, или “предваряющая скорбь”; примирение с фактом смерти. Не каждый человек проходит через все эти стадии, некоторые индивиды по многу раз возвращаются к одним и тем же чувствам. На умирающего человека оказывают влияние и многие другие факторы, включая пол, этническую принадлежность, личность человека, сопутствующие смерти обстоятельства, характер самого заболевания. Смерть можно до конца понять только в контексте предыдущей жизни человека и текущих обстоятельств. В целом за последнее десятилетие общественное и профессиональное осознание важности переживаний умирающего человека резко возросло и дало толчок более гуманному отношению к смерти.

Заключение

Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

Список литературы

1. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

2. Геннадий Овчинников //http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/44/t2.htm

3. Жизненныйциклвразныхкультурах//http://www.djerelo.com/ index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

4. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

5. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002. – 416с.

6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.

7. Социализация личности //http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm

8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. – М.: Логос, 1999. – 302 с.

9. Яшина М.Н. Социализация личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02


Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118

Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru

Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.-С 218-219

Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.-С 220

Http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

Http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3244&Itemid=259

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М., 1989. – С. 19.



Просмотров