Классификатор информации. Классификация информации в информационных системах: критерии и принципы создания классификаторов. Понятие классификации информации. Системы классификации

Тема отпуска сегодня является одной из самых актуальных в трудовом законодательстве, что обусловлено довольно частыми случаями нарушений требований закона работодателями. Какие бывают виды отпусков для работников, какими статьями трудового законодательства регулируется предоставление отпуска, а также может ли работник получить компенсацию за неиспользованный отпуск? Об этом мы расскажем в нижеприведенной статье.

Отпуск представляет собой время отдыха, право на которое имеет любой работник, принятый на работу в организацию на основании трудового договора. Отпуск является правовой нормой и регулируется статьями Трудового кодекса РФ. По своему назначению, целям и основаниям отпуска делятся на:

  • оплачиваемые и неоплачиваемые;
  • ежегодные (основные и дополнительные);
  • специальные (целевые, ситуационые).

Основной ежегодный отпуск представляет собой непрерывный отдых продолжительностью 28 календарных дней (согласно ст. 115 ТК РФ), который предоставляется работнику с сохранением за ним места работы, занимаемой должности и средней заработной платы. В случае, если период отпуска включает в себя праздничные нерабочие дни, в соответствии со ст. 120 ТК РФ они не учитываются, и, соответственно, дополнительно не оплачиваются.

Работодатель не имеет права уволить работника во время нахождения в отпуске, за исключением случаев ликвидации предприятия (п. 1 ст. 81 ТК РФ).

Российским трудовым законодательством предусмотрен также порядок предоставления ежегодных отпусков с удлиненным периодом для отдельных категорий лиц:

  • у работников, не достигших 18 лет, период отпуска составляет 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ);
  • преподавательский состав ВУЗов, средних образовательных и средних специальных учебных заведений - период отпуска составляет от 42 до 56 календарных дней в зависимости от того, какой они ведут вид преподавательской деятельности (ст. 334 Трудового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»);
  • у категории работающих инвалидов период отпуска составляет не менее 30 календарных дней (на основании ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  • работники, чей вид деятельности связан с работами над химическим оружием - период отпуска составляет от 49 до 56 календарных дней (ст. 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЭ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск представляет собой непрерывный период отдыха, предоставляемый работнику сверх установленной нормы основного ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с нормами законодательства дополнительный отпуск предоставляется следующим категориям работников:

  1. Лицам, которые имеют особый характер работы.
  2. Лицам, чей вид деятельности связан с вредными и опасными условиями труда (зоны радиоактивного заражения, работа в открытой горной местности и другие виды работ, неблагоприятно воздействующих на здоровье человека).
  3. Лица, занятые на тяжелых работах.
  4. Лица, работающие по графику ненормированного рабочего дня (в соответствии со ст. 119 ТК РФ предоставляется дополнительный отпуск не менее 3-х календарных дней).
  5. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, дополнительный отпуск предоставляется в количестве 24 календарных дней, а в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера - доп. отпуск составляет 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Как правило, дополнительный отпуск является продолжением основного. Но, вместе с тем, учебные отпуска, не так давно переведенные из категории специальные в категорию дополнительные, могут быть суммированы с основным отпуском только по соглашению между работодателем и работником (ст. 177 ТК РФ). Дополнительный отпуск для работников устанавливается коллективным договором или иными локальными нормативными актами, принимаемыми по соглашению с профсоюзным комитетом организации. Специальные (или ситуационные) отпуска представляют собой долгосрочное время отдыха, предоставляющееся работнику в связи с возникновением определенного случая. К категории специальных отпусков относятся:

  • социальные отпуска, предоставляемые по причине временной нетрудоспособности;
  • отпуска, предоставляемые по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ);
  • отпуска, предоставляемые по уходу за ребенком до 3-х лет (ст. 256 ТК РФ);
  • отпуска, предоставляемые без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ).
На основании ст. 335 Трудового кодекса РФ преподаватели образовательных учреждений вправе получить дополнительный длительный отпуск сроком до 12 месяцев, при этом такой отдых может предоставляться не реже, чем через каждые 10 лет преподавательской работы в непрерывном режиме, на условиях, определяемых уставом образовательного учреждения.

Графики отпусков

Согласно российского трудового законодательства (ст. 122 ТК РФ) отпуск должен быть предоставлен работнику ежегодно, независимо от правовой формы организации. Работник, оформленный по , имеет право на использование отпуска по истечении 6 месяцев непрерывной работы в организации. До 6 месяцев оплачиваемый отпуск может быть предоставлен только отдельным категориям работников (женщинам по беременности, до и после родов, несовершеннолетним работникам). В последующие годы работы в данной организации работнику может быть предоставлен отпуск в любое время, согласно установленному графику очередности. График отпусков должен быть утвержден работодателем не позднее, чем за 2 недели до дня наступления нового календарного года (ст. 123 ТК РФ). Ежегодный очередной отпуск работника не может начинаться раньше, чем начинается рабочий год, за который предоставляется положенный отдых.

Отметим, что отдельные категории работников (ветераны боевых действий и т.д.) в соответствии с федеральным законодательством имеют право на отпуск в любое удобное для них время.

О дате, с которой начинается отпуск, работник должен быть поставлен в известность за 2 недели до начала отдыха. Основанием для предоставления отпуска служит личное заявление работника, составленное в произвольной форме и содержащее в себе:

  1. ФИО и должность руководителя;
  2. ФИО работника и наименование структурного подразделения;
  3. вид документа - заявление;
  4. вид отпуска - очередной, дополнительный;
  5. дату и личную подпись работника.

Основания для предоставления дополнительного отпуска подтверждаются официальными документами, которые обязательно прилагаются к заявлению работника.

Перенос срока очередного ежегодного отпуска

График отпусков и его соблюдение являются обязательными как для работника, так и для работодателя. Однако, на практике нередко возникают случаи необходимости переноса или продления очередного ежегодного отпуска. Например, в случае временной нетрудоспособности работника, при исполнении работником каких-либо государственных обязанностей, выполнение которых требует незамедлительных действий, и другое. Также, ежегодный оплачиваемый отпуск, по письменному заявлению работника должен быть перенесен на другой срок в случае его несвоевременной оплаты (не позднее, чем за 3 дня до начала отпуска ч. 9 ст. 136 ТК РФ) либо более позднего извещения о начале отпуска (ст. 124 ТК РФ).

Российское трудовое законодательство запрещает работодателям не предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск работнику при непрерывной работе более двух лет.

В случае, если ежегодный оплачиваемый отпуск, по соглашению между работодателем и работником, делится на части, одна из его частей обязательно должна составлять не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).

Компенсация работнику за неиспользованный отпуск

В соответствии со ст. 126 ТК РФ на основании личного заявления работника часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней, может быть компенсирована денежной суммой. Однако, российское законодательство предусматривает ряд исключений, когда денежная компенсация за неиспользованный отпуск, не допускается, это:

  • беременные женщины;
  • работники до 18 лет;
  • работники, чей вид трудовой деятельности связан непосредственно с вредными и опасными условиями труда.

Соответственно, право на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск получают работники, чей ежегодный оплачиваемый отпуск имеет продолжительность 28 календарных дней, а также те, кто имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск (при работе в режиме ненормированного рабочего дня, работники Крайнего Севера, в случае отзыва работника из отпуска и присоединение неиспользованных дней к следующему отпуску, и др.). В остальных случаях выплата компенсации за неиспользованный отпуск работку производится только при . Сумма компенсации за неиспользованный отпуск работнику рассчитывается по регламенту расчетов отпускных выплат. Если часть отпуска, которая была заменена денежной компенсацией, совпала с рабочим временем работника, последний должен получить две выплаты за один период - причитающаяся заработная плата и отпускные.

Глава 11. Отпуска

Статья 73. Виды отпусков

1. Для сотрудников правоохранительных органов, курсантов (слушателей) организации образования правоохранительных органов устанавливаются следующие виды отпусков:

1) оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска;

2) краткосрочные отпуска;

3) учебные отпуска (курсантам и слушателям организации образования правоохранительных органов, сотрудникам, обучающимся по заочной форме обучения);

4) дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за особые условия прохождения службы;

5) отпуска по беременности и родам, отпуска сотрудникам, усыновившим или удочерившим новорожденного ребенка (детей), отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

6) творческие отпуска.

2. Предоставление, перенесение, продление отпуска либо отзыв из отпуска оформляются соответствующим приказом.

Статья 74. Общий порядок исчисления продолжительности отпусков

1. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. Праздничные дни, установленные законодательством нерабочими днями, при определении длительности отпусков не учитываются. При объявлении в установленном законом порядке выходных дней рабочими, эти дни присоединяются к оплачиваемому ежегодному трудовому отпуску.

2. При определении длительности отпусков не учитывается время на путь следования сотрудников к месту проведения отпуска и обратно.

3. Сотрудники, имеющие право на отпуск, могут использовать его по частям, но не более двух частей. Время на путь следования предоставляется только на одну часть отпуска.

4. Сотрудникам, увольняемым из правоохранительных органов, в году увольнения по их желанию предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск на срок за фактически отработанное ими в этом году время, или за неиспользованный в году увольнения оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск выплачивается денежная компенсация пропорционально прослуженному в этом году времени, но не более чем за сорок календарных дней.

5. Сотрудникам, направляемым на учебу в организации образования системы правоохранительных органов, оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются до убытия в организацию образования.

6. Сотрудникам за время оплачиваемых ежегодных трудовых, краткосрочных, дополнительных отпусков, включая время, предоставленное на проезд к месту проведения отпуска и обратно, денежное довольствие выплачивается в размере, получаемом ими ко дню убытия в отпуск по занимаемой должности.

Статья 75. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск

1. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск сотрудникам правоохранительных органов предоставляется продолжительностью тридцать календарных дней.

2. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск сотруднику должен быть предоставлен в течение календарного года в соответствии с графиком отпусков.

3. Сотрудникам, заболевшим во время оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, отпуск продлевается на число дней нахождения их на лечении.

4. Продолжительность оплачиваемого ежегодного трудового отпуска сотрудникам в году поступления на службу в правоохранительные органы исчисляется пропорционально прослуженному времени со дня поступления их на службу до конца года из расчета: 1/12 часть отпуска – за каждый полный месяц службы. При этом сотрудникам, имеющим право на отпуск продолжительностью десять календарных дней и более, предоставляется сверх отпуска время на путь следования. Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью менее десяти календарных дней указанным лицам по их желанию может быть предоставлен одновременно с оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском в следующем году.

5. Сотрудникам при убытии в оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск выплачивается пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов.

При предоставлении отпуска в году поступления на службу пособие на оздоровление выплачивается пропорционально фактически предоставленным дням отпуска.

Статья 76. Краткосрочные отпуска

1. Краткосрочные оплачиваемые отпуска предоставляются сотрудникам для решения неотложных социально-бытовых вопросов, прежде всего связанных с выполнением родственного долга, а также по другим уважительным причинам до десяти календарных дней, без учета времени на путь следования сотрудника к месту проведения отпуска и обратно.

2. Краткосрочный отпуск в счет оплачиваемого ежегодного трудового отпуска не засчитывается.

Статья 77. Учебный отпуск

1. Курсантам и слушателям очных отделений организаций образования правоохранительных органов предоставляются следующие отпуска:

1) зимний каникулярный отпуск – продолжительностью четырнадцать календарных дней;

2) летний каникулярный отпуск – продолжительностью тридцать календарных дней;

3) в связи с окончанием организации образования – продолжительностью тридцать календарных дней.

2. Курсантам и слушателям организаций образования правоохранительных органов, имеющим учебную задолженность, каникулярные отпуска предоставляются после ее ликвидации в пределах сроков проведения отпусков, установленных учебными программами.

3. Дополнительные отпуска, предусмотренные настоящим Законом, слушателям и курсантам не предоставляются.

4. Сотрудникам, поступающим в организации образования правоохранительных органов по очной и заочной формам обучения, для подготовки и сдачи вступительных экзаменов предоставляются учебные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением денежного содержания, а поступающим в другие организации образования для сдачи вступительных экзаменов, продолжительностью до пятнадцати календарных дней без сохранения денежного содержания.

5. Сотрудникам, обучающимся в организациях образования правоохранительных органов по заочной форме обучения, предоставляются учебные отпуска на период сдачи экзаменов продолжительностью, равной продолжительностью экзаменационной сессии, но не более сорока пяти дней в течение одного года, возмещаются расходы на проезд железнодорожным транспортом к месту учебы и обратно в пределах Республики Казахстан.

Слушателям (курсантам), обучающимся по очной форме в организациях образования правоохранительных (полицейских) органов зарубежных стран, возмещаются расходы на проезд к месту учебы и обратно в период каникулярных отпусков.

6. Сотрудникам, обучающихся в организациях образования правоохранительных органов Республики Казахстан и зарубежных стран, на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, выплачиваются за каждый день нахождение на учебе суточные и возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и по нормам, установленным на служебные командировки.

7. Сотрудникам, поступающим в магистратуру и доктарантуру организации образования правоохранительных органов, для подготовки и сдачи вступительных экзаменов предоставляются учебные отпуска продолжительностью до тридцати календарных дней, а поступающим в иные организации образования, которые реализуют профессиональные учебные программы высшего образования для сдачи вступительных экзаменов – продолжительностью до пятнадцати календарных дней, без сохранения денежного содержания.

8. Вопросы оплаты труда, проезда к месту учебы, предоставления отпусков сотрудникам, обучающимся в иных организациях образования по заочной (вечерней) форме обучения, регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.

9. Сотрудникам, поступившим в организации образования в рамках государственной программы по подготовке государственных служащих, предоставляется учебный отпуск без сохранения денежного довольствия, с освобождением от занимаемой должности и оставлением в кадрах правоохранительного органа.

По окончании обучения сотруднику предоставляется должность не ниже ранее занимаемой должности.




Общероссийские классификаторы информации 3 имеют двоякое применение: Первое для ручного проставления кодов в документах, в соответствии с инструкцией в специально отведенные места, в зоны постоянных и переменных признаков документа. В этом случае классификаторы оформляются в виде справочников и используются для подготовки первичных и сводных документов к машинной обработке. Второе – хранение всех классификаторов в памяти машины, на машинных носителях в банке данных, в качестве словарного фонда или условно постоянной информации.


Общероссийские классификаторы информации 4 кроме основной функции стандартного языка формализованного описания данных в информационном обеспечении управления, выполняют следующие функции: – быть самостоятельными массивами справочной информации по основным объектам экономики; – служить системой идентификаторов для обозначения объектов экономики; – быть основой построения структур различного рода информационно-поисковых систем, баз и банков данных; – являться средством унификации управленческой документации и технико-экономических и социальных показателей; – служить инструментом стандартизации информационного обеспечения управления.


Общероссийские классификаторы (ОК) информации 5 ОК стандартов (ОКС) ОК (МК (ИСО / ИНФКО МКС)) ОК услуг населению (ОКУН) ОК ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) ОК ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК ОК продукции (ОКП) ОК ОК органов государственной власти и управления (ОКОГУ) ОК ОК предприятий и организаций (ОКПО) ОК ОК специальностей по образованию (ОКСО) ОК ОК занятий (ОКЗ) ОК ОК управленческой документации (ОКУД) ОК ОК изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК ОК основных фондов (ОКОФ) ОК ОК валют (ОКВ) ОК(МК(ИСО4217)) ОК единиц измерения (ОКЕИ) ОК015-94(МК002-97) ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК ОК специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) ОК


Общероссийские классификаторы информации 6 ОК информации о населении (ОКИН) ОК ОК объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК ОК деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) ОК ОК технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД) ОК ОК технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) ОК ОК начального профессионального образования (ОКНПО) ОК ОК экономических регионов (ОКЭР) ОК ОК стран мира (ОКСМ) ОК(МК(ИСО3166)) ОК информации об ОК-рах (ОКОК) ОК Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) ОК ОК организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК ОК видов экономической деят-ти (ОКВЭД) ОК (КДЕС Ред1) ОК гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) ОК ОК видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК ОК полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИи ПВ) ОК ОК территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК


Общероссийские классификаторы информации 7 В утвержденном Госстандартом РФ в декабре 1995 года Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) все общероссийские классификаторы были распределены на восемь групп в зависимости от вида информации, на которую они разработаны


Восемь групп ОК 8 1 – социальная информация; ОКИН, ОКИСЗН 2 – информация по описанию организации экономики; ОКПО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, ОКЭР, ОКАТО, ОКТМО 3 – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах; ОКДП, ОКП, ОКУН, ОКВЭД 4 – информация о природных и трудовых ресурсах; ОКСО, ОКЗ, ОКПДТР, ОКСВНК 5 – информация о финансово-кредитной сфере; ОКВ, ОКИДО, ОКПлО 6 – информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения; ОКУД, ОКТЭСП, ОКЕИ 7 – информация о стандартах и технологических процессах; ОКС 8 – прочие виды ТЭСИ.


ОК Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах 9 входит в состав ЕСКК ТЭСИ РФ и предназначен для: обеспечения функционирования и взаимодействия автоматизированного банка данных общероссийских классификаторов ВНИИКИ Госстандарта России с автоматизированными банками и автоматизированными системами обработки информации; обеспечения единства организации информационных массивов по общероссийским классификаторам в автоматизированных системах обработки информации; упорядочения информации в ЕСКК, контроля за составом общероссийских классификаторов и исключения дублирования различных ОК.


ОК Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах 10 Объектами классификации являются общероссийские классификаторы ТЭСИ, входящие в состав ЕСКК, принятые Ростехрегулированием и прошедшие государственную регистрацию. В ОКОК приведены: полное наименование ОК; цифровой трехзначный код, присвоенный классификатору по порядковой системе кодирования; год принятия классификатора; дата введения классификатора; организации, ответственные за разработку и ведение классификаторов.


1 группа – социальная информация 11 Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами


1 группа – социальная информация 12 Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК предназначен для решения задач в областях: рациональной организации пенсионного обеспечения граждан, социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы или других причин, упрощения процедур назначения пособий по социальному обеспечению и предоставления льгот инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальной защите, социального обслуживания граждан, автоматизации определения и регулирования состава и содержания государственных минимальных социальных стандартов, устанавливающих минимально необходимый уровень социальных гарантий граждан.


1 группа – социальная информация 13 Объектами классификации в ОКИСЗН являются виды пенсий, пособий, условия назначения пенсии, размеры пенсий, трудовой стаж и его исчисления, исчисление пенсии и заработка, надбавки к пенсиям и др. Классификатор имеет фасетную (списочную) структуру. Количество фасетов и их содержание определено условиями и нормами, предусмотренными действующим законодательством РФ по социальной защите населения. Фасетам присвоены четырехзначные коды с 6680 по 6958, серия которых выбрана с учетом преемственности с ранее действовавшим ОК в данной области. Позиции внутри фасетов кодируются с использованием порядкового метода кодирования.


1 группа – социальная информация 14 ОКИСЗН Структурно классификатор разделен на пять разделов: пенсионное обеспечение граждан; социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы или иных причин; пособия и льготы; социальное обслуживание; минимальные социальные гарантии. При создании классификатора использованы правовые акты по социальной защите населения


2 – информация по описанию организации экономики 15 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) предназначен для: обеспечения единого государственного учета предприятий и организаций в РФ; обеспечения совместимости и сопоставимости значений различных социально-экономических показателей при информационном взаимодействии с органами федеральной и территориальной власти и управления; организации нормативно-справочной информации, используемой в регистрах, базах данных, комплексах автоматизированной обработки информации; обеспечения единых принципов идентификации хозяйствующих субъектов при их взаимодействии в рамках информационного пространства СНГ.


2 – информация по описанию организации экономики 16 Коды ОКПО подлежат обязательному применению в унифицированных формах документов, а также при обмене информацией на машинных носителях Объектами ОКПО являются: предприятия, организации, учреждения и объединения независимо от их форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, учреждения Банка России и кредитные организации, общественные объединения и другие юридические лица; полные товарищества; филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий и организаций.


2 – информация по описанию организации экономики 17 Общероссийский классификатор форм собственности ОК (ОКФС) предназначен для: формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права; решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом; обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации; анализа и прогнозирования социально- экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.


2 – информация по описанию организации экономики 18 Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, а также федеральными законами. Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ОКФС формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника.


2 – информация по описанию организации экономики 19 Общероссийский классификатор организационно- правовых форм ОК ОКОПФ предназначен для: формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах; решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом; обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки ТЭСИ; анализа и прогнозирования социально- экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.


2 – информация по описанию организации экономики 20 Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом РФ, федеральными законами. Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. В ОКОПФ выделены три основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица, индивидуальные предприниматели, и определен состав относящихся к ним позиций.


2 – информация по описанию организации экономики 21 Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) предназначен для решения следующих задач: - упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления; - характеристики ведомственной принадлежности, административной и организационной подчиненности хозяйствующих объектов, в частности для их идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций; - проведения статистического учета, обеспечения государственных статистических наблюдений.


2 – информация по описанию организации экономики 22 Объектами классификации в ОКОГУ являются: федеральные органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; объединения предприятий и организаций, выполняющие важные функции в экономике. А также добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов РФ, органов местного самоуправления; общественные объединения и религиозные организации; межгосударственные органы управления, в т.ч. образованные в рамках СНГ.


2 – информация по описанию организации экономики 23 Структурно ОКОГУ состоит из двух разделов. Каждый из разделов имеет двухблочную структуру: блок идентификации блок наименований. Блоки построены на основе иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования. Идентификационный код включает пять цифровых знаков. Контрольное число не введено в структуру. В первый раздел ОКОГУ включены органы государственной власти, а также объединения предприятий и организаций. На первой ступени классификации выделены 4 класса: Федеральные органы государственной власти; Органы государственной власти субъектов РФ; Органы местного самоуправления; Объединения предприятий и организаций.


2 – информация по описанию организации экономики 24 Общероссийский классификатор экономических регионов ОК ОКЭР представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно- территориального деления России. Предназначен для информационного обеспечения при решении задач: анализ, прогнозирование и регулирование территориального размещения производительных сил страны, экономических взаимоотношений субъектов РФ между собой и с федеральными органами государственной власти, формирование и совершенствование региональной и социально-экономической политики; оценка и упорядочение межрегиональных экономических и культурных связей и решение других проблем, связанных с регулированием социально-экономического развития и согласованием экономических интересов регионов России; координация финансово-хозяйственной и социально- культурной деятельности в регионах страны.


2 – информация по описанию организации экономики 25 Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. Под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно- территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков


2 – информация по описанию организации экономики 26 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно- территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Объектами классификации в ОКАТО являются: республики; края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.


2 – информация по описанию организации экономики 27 В ОКАТО принята иерархическая система классификации. Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня. Первый уровень классификации включает объекты федерального значения. Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав РФ, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения. К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.


Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). 28 ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение. Объектами классификации являются территории МО: - муниципальных районов; - городских округов; - внутригородских территорий городов федерал.значения; - городских поселений; - сельских поселений.


2 – информация по описанию организации экономики 29 В ОКТМО используется иерархический метод классификации. Множество объектов классификации подразделяется на группировки, располагаемые на трех ступеням классификации. Первая ступень классификации включает группировки муниципальных образований субъектов РФ. Этим группировкам в ОКАТО соответствуют объекты федерального значения. Ко второй ступени классификации относятся: - муниципальные районы; - городские округа; - внутригородские территории городов федерального значения. К третьей ступени классификации относятся: - городские поселения; - сельские поселения.


2 – информация по описанию организации экономики 30 Структурно позиции классификатора состоят из 3-х блоков: - блок идентификации объектов классификации; - блок наименования объектов классификации; - блок дополнительных данных. Блок идентификации объектов классификации включает 8-значные цифровые коды и их контрольные числа (КЧ). Код строится с использованием серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Формула структуры кода в ОКТМО: ХХ ХХХ ХХХ, где: 1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации; 3 – 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации; 6 – 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации; Контрольное число для кода рассчитывается по действующей методике расчета и применения контрольных чисел.


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 31 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК ОКДП предназначен в качестве единого языка общения производителей и потребителей продукции и услуг для описания и регулирования национальной экономики РФ. ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения задач: организации "горизонтальных" связей в производственной сфере между производителями и потребителями продукции и услуг; предоставления информации об отечественной продукции на рынках зарубежных стран посредством ее перекодировки через соответствующие переходные ключи; создания информационных систем для обеспечения функционирования бирж и торговых домов с выходом на международные электронные системы передачи данных, действующие в рамках комплекса стандартов ISO ЭДИФАКТ


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 32 Объекты классификации ОКДП - продукция и услуги - в свою очередь являются основными классификационными признаками предприятий. Совместное использование при описании предприятий кодов ОКПО, кодов территорий и населенных пунктов по ОКАТО. Введение кодов ОКДП в утвержденные на государственном уровне первичные регистрационные документы предприятий, а также в квартальные и годовые формы их финансово-бухгалтерской отчетности позволяет увязать адресно-справочные реквизиты предприятий с видами производимой и потребляемой продукцией, предоставляемыми и потребляемыми услугами.


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 33 в ОКДП использована комбинированная (иерархически- фасетная) классификационная структура. Кодирование классов и подклассов продукции и услуг (часть II) осуществляется по иерархической схеме, а видов продукции и услуг (часть III) - по фасетной схеме. Позволяет более полно использовать все отведенное в пределах семи разрядов кодовое пространство. Такая схема обеспечивает большую устойчивость структуры ОКДП в процессе его ведения. Сами же фасеты, в большинстве случаев, строятся по иерархическому принципу с введением головной позиции в список до десяти наименований, которая индексируется кодом с цифрой "0" в последнем разряде. Для индексирования кодовой позиции со словами "прочая", "прочее", "прочие", "прочий" используется цифра "9" в последнем разряде.


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 34 Общероссийский классификатор продукции ОКП ОК предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, статистика, экономика и другие. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 35 В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации - классы продукции (ХХ 0000), на второй - подклассы (ХХ Х000), на третьей - группы (ХХ ХХ00), на четвёртой - подгруппы (ХХ ХХХ0) на пятой - виды продукции (ХХ ХХХХ). Коды 2-5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвёртой или пятой ступенях классификационного деления.


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 36 Общероссийский классификатор услуг населению ОК разработан для решения следующих задач: развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению; осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей; учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению; изучения спроса населения на услуги; гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями. Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных ОПФ собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания


3 группа – информация о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах 37 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) Объектами классификации являются виды экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности (хозяйствующих субъектов) с однопрофильной и многопрофильной деятельностью, характеризующихся различной степенью хозяйственной обособленности, мерой самостоятельности. В классификации видов экономической деятельности заложен принцип распределения хозяйствующих субъектов по признаку добывающих, обрабатывающих и предоставляющих услуги.


4 группа – информация о природных и трудовых ресурсах 38 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач: - определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов; - регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании; - интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования РФ в международное образовательное пространство.


4 – информация о природных и трудовых ресурсах 39 Общероссийский классификатор специальностей по образованию Структурное описание объекта классификации включает: - блок идентификации; - блок наименования; - блок дополнительных классификационных признаков. Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования. Три уровня иерархической классификации объектов выделяют: - укрупненные группы специальностей и направлений подготовки; - направления подготовки; - специальности.


5 группа – информация о финансово-кредитной сфере 40 Общероссийский классификатор валют (ОКВ) ОК построен на основе Международного стандарта ИСО Коды для представления валют и фондов. ОКВ используют при прогнозировании внешних экономических связей, учете валютных поступлений и платежей, бухгалтерском и статистическом учете, оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, контроле за соблюдением договорной и платежной дисциплины. Объектами классификации ОКВ являются национальные валюты денежные единицы стран мира и территорий


6 – информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения 41 Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) является составной частью ЕСКК ТЭСИ и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в экономике. ОКУД предназначен для решения следующих задач: регистрации форм документов; упорядочения информационных потоков; сокращения количества применяемых форм; исключения из обращения неунифицированных форм документов.


6 – информация об управленческой документации, показателях и единицах измерения 42 Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) РФ - разработчиками УСД. Код унифицированной формы документов состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ). В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями. Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков: блока идентификации; блока наименований объекта классификации. Идентификация унифицированной формы проводится через классификацию.


7 – информация о стандартах и технологических процессах 43 Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) разработан на основе Международного классификатора стандартов (МКС) в 1993 году. ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, тематических перечней и автоматизированных баз данных по нормативным документам и их гармонизации с системами международных, региональных и национальных стандартов и других нормативных документов. Объектами классификации в ОКС являются стандарты, другие нормативные документы по стандартизации и технические условия. Классификатор устанавливает коды и наименования классификационных группировок.


7 – информация о стандартах и технологических процессах 44 Структурно ОКС состоит из двух блоков: идентификации наименований. Блок идентификации построен на основе иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования. Код включает семь цифровых знаков и имеет следующую структуру: ХХ XXX ХХ, где 1 и 2-й знаки - класс, 3-5-й знаки - подкласс, 6 и 7-й знаки - группа. В идентификационном коде ставятся точки между вторым и третьим, пятым и шестым знаками.


8 группа – прочие виды ТЭСИ 45 Общероссийский классификатор стран мира ОК (ОКСМ) предназначен для идентификации стран и может использоваться в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей. В основу ОКСМ положен международный стандарт ИСО "Коды для представления названий стран", разработанный Международной организацией по стандартизации (ИСО). Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.


8 группа – прочие виды ТЭСИ 46 Структурно классификатор состоит из блоков: цифровой идентификации; наименования стран; буквенной идентификации (код альфа-2, код альфа-3). Блок цифровой идентификации построен с использованием порядкового метода кодирования с применением трех цифровых десятичных знаков. Блок наименования состоит из краткого и полного официального наименования страны (территории). Блок буквенной идентификации стран представляет собой двухзначный (альфа-2) и трехзначный (альфа-3) коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита. Трехбуквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями. Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран, которые могут повлечь за собой изменения кода альфа-2 и альфа-3.


Вопросы для самопроверки 47 1.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации по социальной защите населения. 2.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации по описанию организации экономики. 3.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации о продукции, видах экономической деятельности и оказываемых услугах. 4.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации о природных и трудовых ресурсах. 5.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации о финансово-кредитной сфере. 6.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации об управленческой документации, показателях и единицах измерения. 7.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы информации о стандартах и технологических процессах. 8.Охарактеризуйте общероссийские классификаторы прочих видов информации.


Рекомендуемая литература 49 Информационные технологии управления / Под ред. Г.А. Титоренко.М.: ЮНИТИ-ДАНА: с. Костров А.В. Основы информационного менеджмента.М.: Финансы и статистика: с. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. М.: Форум: ИНФРА-М: с. Делопроизводство: Учебник / Под ред. Т.В. Кузнецовой.М.: Изд-во МЦФЭР: с. Копылов В.А. Информационное право. М., Кузнецов В.А. Информационно-аналитическое обеспечение государственного и муниципального управления в Дальневосточном федеральном округе: [монография]/ Хабаровск: Изд-во ДВАГС, с. Организация работы с документами. Учебник для вузов. Под ред. В.А. Кудряева. – М., Основы информационной безопасности: учебное пособие: [теория и практика] / авт. : Е. Б. Белов, В. П. Лось, Р. В. Мещеряков, А. А. Шелупанов.М.: Горячая линия-Телеком,


50 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Внемашинная организация экономической информации: документы, их виды, структура.

Информация, накопленная, подлежащая обработке, фиксируется на различных носителях (бумага, магнитные или оптические диски). Их назначение:

1 запись первичных данных;

2 подготовка к обработке;

3 ввод, фиксация результатов обработки.

Применение вычислительной техники в системах управления обусловило деление информации на внутримашинную и внемашинную.Внемашинная информация – это та часть эк информации, кот представлена и может быть воспринята пользователем без использования техничсредств.Формой представления внемашинной информации являются документы. Документ – инфор-ное сообщение на естественном языке, зафиксированное ручным или печатным способом на бланке установленной формы и имеющем юридическую силу.

Классификация док-в :

По сфере деятельности - плановые, учетные, статистические, банковские, финансовые, банковские и т.д.

По отношению к объекту управления – на входящие, исходящие, промежуточные, архивные.

По назначению – распорядительные, исполнительные, комбинированные.

По способу заполнения – на заполняемые с помощью технических средств и вручную.

По отношению к машинной обработке эк инф-ии - на первичные и сводные, получаемые в результате машинной обработки первичных документов.

По сп-бу использ

Структура док-та:

заголовочная часть – наименование и характеристика документа, зона для проставления кодов, постоянные реквизиты признаки;

оформляющая часть – содержит подписи юридических лиц, а также дату составления.


Понятие классификации информации. Системы классификации.

Развитие ЭИС потребовало достижения единства информационного обеспечения путем создания единой системы классификации и кодирования информации.Под системой классификации поним. совокупность правил распределения элементов заданного множества на подмножества в соответствии с установленными признаками сходства или различия, называемыми основанием. Виды:. 1. Иерархическая система классификации предполагает деление объектов на некоторые группы, каждая из которых, в свою очередь, делится на более мелкие подгруппы, постепенно конкретизируя объект классификации. Преимущество - ее традиционность и приспособленность для внемашинной обработки информации. Недостаток – сложности при внесении изменений, из–за слабой гибкости структуры, связанной с заранее установленным порядком группировки информации. 2. В фасетной системе объекты делятся на группировки одновременно по нескольким независимым признакам (фасетам). В качестве примера можно привести указанную выше систему классификации документов, где классификация ведется по различным классификационным признакам. Достоинства - гибкость структуры, легкость внесения изменений, что влечет за собой возможность автоматического кодирования информации. Недостатки- сложность ее применения при внемашинной обработке информации. Классификатор – систематизированный свод однородных наименований и их кодовых обозначений. Применяются для разного рода проставления кодов в документах и для размещения в памяти машины в качестве словарного фонда.

12. Классификаторы информации

Электронная коммерция по своей природе имеет международный характер, поэтому системы, реализующие технологии электронной коммерции, используют международные классификаторы, стандарты и протоколы. Классификатор – это полный перечень понятий из какой-либо предметной области, распределенных по принятому признаку классификации, и присвоенных им кодов. (Коды – некоторая комбинация цифр или в некоторых случаях, комбинация символов и цифр). Кодификатор- это перечень понятий и присвоенных им кодов. В системах электронной коммерции рекомендуется использовать следующие международные классификаторы:

· Страны мира

· Условия поставки «Инкотермс»

· Условия платежа «Пейтермс»

· Единицы измерений

· Виды грузов и упаковок

· Виды транспорта

· Цифровая форма дат, времени, периодов

· Упрощенная отгрузочная маркировка

· Общероссийские классификаторы и справочники

· Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД)

· Характер сделки

· Административно-территориальное деление

· Формы расчетов

· Таможенный тариф

· Таможенные режимы и т.д.

В классификаторе представлены все страны – члены ООН. В основе классификации – алфавитный порядок. Наименование стран дано на русском и английском языках в кратком (общепринятом) и официальном (полном и сокращенном) вариантах. Для кодирования наименований стран применяется двузначный буквенный (в латинском алфавите) или трехзначный цифровой код. Обычно цифровой код применяется для автоматизации процесса обработки информации в автоматизированных системах, а буквенный – для вывода документов на печать или их визуального просмотра. Кроме того, буквенный код стран используется в других классификаторах или международных документах и обозначениях.

Характеристика классификатора ТНВЭД

Это инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ее совершенствование и выполнение текущих задач. В основе ее построения заложена номенклатура, известная в мировой практике как Брюссельская таможенная номенклатура и Комбинированная тарифно-статистическая номенклатура Европейского Экономического Сообщества (КН ЕЭС)

Конвенция о Гармонизированной системе (ГС ) описания и кодирования товаров предусматривает, что страны, применяющие ее, не будут изменять классификацию товаров и код в пределах первых 6 знаков .

ГС дает следующие выгоды:

Возможность более точного описания товаров с использованием характеристик, которые легко учитываются и фиксируются при таможенном контроле;

Меньшая вероятность ошибок классификации и кодирования товаров;

Организация более точной внешнеторговой статистики, позволяющей проследить движение товарных потоков через национальные границы.

Классификатор ТН ВЭД – упорядоченный по классификационным признакам перечень товаров и присвоенных этим товарам кодовых обозначений. Девятизначный код ТН ВЭД СНГ состоит из: 6 цифр – код товара по ГС, 6 цифр + седьмой и восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС, девятая цифра предназначается для детализации позиции с учетом интересов стран СНГ.

ТН ВЭД России введен с 1.04.2000 г. постановлением правительства России №148 от 22.02.2000., 9-значная ТН ВЭД СНГ является международной основой 10-значной ТН ВЭД России.

Примеры групп: 01 -живые животные; 03 - рыба, раки и другие водные беспозвоночные; 25 – минеральные продукты (соль, сера, земли..); 65 - головные уборы; 88 - летательные аппараты; 97 - произведения искусства. Рассмотрим 2 примера:

Решение о классификации товаров в части отнесения конкретного товара к определенной 10-значной подсубпозиции принимается Государственным Таможенным Комитетом по письменному обращению заинтересованного лица ДО момента поступления товара в таможенный орган.

Классификатор Инкотермс 2000

( INCOTERMS) –официальные правила МТП

МТП (ICC) - Международная торговая палата.

ЦЕЛЬ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИНКОТЕРМС.

Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.

Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как "Инкотермс 1936". Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение).

Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым является неправильное понимание Инкотермс как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является иногда неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах.

ПОЧЕМУ ИНКОТЕРМС ПЕРЕСМАТРИВАЮТСЯ?

Основной причиной последовательных редакций Инкотермс была необходимость адаптировать их современной коммерческой практике. При пересмотре Инкотермс в 1990 статьи, касающиеся обязанности продавца предоставить подтверждение поставки, позволили заменить бумажную документацию EDI- сообщениями при условии, что стороны заранее договорились осуществлять общение посредством электронной почты. Постоянно предпринимаются усилия, по совершенствованию составления и представления Инкотермс с целью облегчения их практического осуществления.

ВКЛЮЧЕНИЕ ИНКОТЕРМС В ДОГОВОР КУПЛИ - ПРОДАЖИ

С учетом изменений, время от времени вносимых в Инкотермс, важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намереваются включить Инкотермс в свой договор купли - продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующий в настоящее время вариант Инкотермс. Этому можно с легкостью не придать значения, когда, например, делается ссылка на более ранний вариант в стандартных формах договора или в бланках заказа, используемых торговцами. Отсутствие ссылки на текущий вариант может затем привести к разногласиям относительно того, были ли намерены стороны включить данный вариант или более ранний вариант в качестве составляющей их договора. Торговцы, которые желают использовать Инкотермс 2000 должны четко указать, что они в договоре купли - продажи руководствуются "Инкотермс 2000".

Группа Е Отправление
EXW Франко завод (... название места)
Группа F Основная перевозка не оплачена
FCA Франко перевозчик (... название места назначения)
FAS Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа С Основная перевозка оплачена
CFR Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)
CPT Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения)
CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)
Группа D Прибытие
DAF Поставка до границы (... название места доставки)
DES Поставка с судна (... название порта назначения)
DEQ Поставка с пристани (... название порта назначения)
DDU Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
DDP Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

ВЫРАЖЕНИЕ "NO OBLIGATION", "НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ" (отсутствие обязательств).

Как видно из выражений "продавец обязан" и "покупатель обязан" термины Инкотермс имеют дело только с обязательствами, которые стороны несут друг перед другом. Слова "нет обязательств" были вставлены, поэтому во всех случаях, когда одна сторона не несет обязательств перед другой стороной.



Просмотров