Составление оперативных карточек пожаротушения. Планы и карточки тушения пожаров

1. Основное назначение пожарных планов
2. Методика составления пожарных планов
3. Требования и рекомендации к содержанию пожарных планов

Основное назначение пожарных планов

Каким бы профессиональным и дорогим не было противопожарное оборудование , его эффективное применение напрямую зависит не только от умения им обращаться, но и от следования плану тушния пожаров, который должен быть на каждом предприятии. В данной статье мы разберём основные вопросы, касающиеся планов по тушению пожаров, для чего они нужны, как создаются, и каким регламентам и нормам должны соответствовать.

Пожарные планы и каточки в первую очередь являются информационным оповещением на случай возникновения пожара. В них указывается перечень действий, которые необходимо предпринять руководителю организации при возникновении пожара. Так же в плане должны быть указаны ответственные лица и их функции на случай возникновения пожара. Информация, указанная в пожарном плане, может помочь пожарным и другим службам своевременно сориентироваться на объекте, и помочь в выработке решений по борьбе с пожаром, эвакуации людей или выполнении других задач. Планы по тушению пожара помогают руководству компании подготовить на предприятиях ответственных лиц, отвечающих за организацию пожарной безопасности. Систематически проводится обучение персонала на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Методика составления пожарных планов

План тушения пожара, или, как его ещё называют, - пожарный план, является частью важных документов организации, которые строго регламентированы и должны соответствовать определённым нормам. Вместе с пожарным планом предусмотрено использование и специальных карточек. Пожарный план - это официальный документ, утверждённый ответственным лицом, который содержит в себе рекомендации по локализации пожара. В пожарном плане указываются места входа и выхода из зданий, узлы подключения пожарного оборудования, расположение внутренних пожарных водопроводов и других элементов противопожарной защиты (огнетушители , модули пожаротушения ). Планы тушения создаются для каждого объекта отдельно, учитываю их специфику. Так, созданный для определённого объекта план тушения пожара будет актуален только для данного объекта, т.к. будет учитывать все его нюансы и прогнозировать на нём возникновение и распространение пожара, с необходимыми действиями, направленными для его локализации и устранения.

В отчилие от плана тушения пожара, являющегося информационным материалом и рекомендационными действиями по ликвидации самого возгорания, карточка пожара является документом, в который заносятся необходимые регистрационные данные объекта, и указываются эвакуационных пути в безопасное место на случай пожара. Целью данных карточек является координация слаженной работы пожарных служб и ответственных за пожарную безопасность лиц по выводу людей из горящего здания. При создании плана по тушению пожара ответственное за пожарную безопасность лицо исходит из нормативной документации, которая представляет из себя методические рекомендации. Карточки и планы по тушению должны создаваться в нескольких экземплярах, один из которых размещается непосредственно на территории объекта, а другой в ближайшей пожарной части, обслуживающей данный объект. Пожарные планы и карточки разрабатываются ещё до того, как объект или отдельные его части построены. При их создании исходят из инженерной технической документации, в которой зафиксированы в чертежах все необходимые параметры. Если в дальнейшем объект подвергается каким-либо изменениям, связанным со стройкой дополнительных корпусов, блоков, секторов или, наоборот, с демонтажем части строений или их секций, то в пожарный план и карточку вносятся необходимые поправки, чтобы они оставались в актуальном состоянии на случай чрезвычайной ситуации.

Помимо непосредственно материальных пожарных планов и карточек, выполненных из бумаги и пластика, для особой категории объектов, представляющих особую ценность для государства, предусмотрено создание так называемых электронных компьютерных планов.

Требования и рекомендации к содержанию пожарных планов и карточек

Государство строго регламентирует порядок создания и информационной наполненности пожарных планов и карточек:

  • Планы тушения пожаров должны иметь титульный лист;
  • План должен быть подробно описан по своему содержанию. Если он состоит из менее десяти страниц, такое описание является не обязательным;
  • План должен иметь главный раздел, в котором описывается его основная информационная часть;
  • План должен иметь оперативный раздел, в котором указываются технические характеристики объекта;
  • План должен иметь раздел с требованиями к охране труда, с указанием техники пожарной безопасности;
  • В плане должны быть зафиксированы все дополнения к нему

Пожарный план - это небольшого формата документ, размер которого не меньше A4, в твёрдой обложке со сшитыми листами. Планы имеют как графическую информацию в виде наглядных иллюстраций и схем, так и текстовую. При создании плана тушения пожара не рекомендуется превышать размера А3. Если этого добиться не удаётся, то в этом случае листы, чей размер превышает указанный, подгибаются, а места сгиба должны быть защищены от постоянных деформаций материала. В оперативном разделе плана должны быть точно изложены технические параметры заданного объекта, а так же перечислены все доступные для защиты данного объекта противопожарные силы и потребность в них. В том числе, в данном разделе имеются подробные инструкции для ответственных должностных лиц, их заместителей, подчинённых и пожарных служб. К плану допускается прикладывать всевозможные приложения, которые направлены на более качественное раскрытие вопроса пожарной безопасности данного объекта. Это могут быть разные расчёты и прогнозы по распространению пламени, наличие важных противопожарных узлов, внутренних трубопроводов, источников воды и т.д.

Пожарная карточка - это официальный документ размером 15x20 сантиметров. Как и пожарный план, карточки может состоять из текстовой и графической информации. Графическая часть почти полностью состоит из схем объекта, чтобы по ним можно было ориентироваться в случае чрезвычайной ситуации. Как правило, пожарные карточки создаются в том случае, если объекту не предписывается законом иметь пожарный план. В каком-то смысле можно сказать, что карточки являются более упрощённым вариантом пожарного плана, но от этого не менее официальным документом. Карточки могут оформляться на целые жилые массивы, например село. В том числе карточки необходимы для работы со сложными технологическими и электрическими системами, для объектов социального и специального назначения. Пожарная карточки, как и пожарных план тушения, может быть электронной. В неё входит обязательный поэтажный план объекта, главный (генеральный) план и общая информация об объекте, включая его регистрационные данные, количество людей, находящихся на объекте в дневное и ночное время. Поэтажные планы объекта могут базироваться на инженерных чертежах и планах БТИ. Помещения на поэтажных планах карточки должны быть хорошо различимы, а между ними должны быть указаны элементы связи в виде дверей, оконных проёмов, вентиляционных и других отверстий. Если такую пожарную карточку разработать в специальном программном обеспечении, то в нём же можно отработать и слаженность действий пожарных подразделений. Приятным плюсом таких программ является наличие в некоторых из них встроенных баз, которые могут подсказать необходимую информацию технического характера.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК

ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ 1 , общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

2. В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара 2 и карточки тушения пожара 3 .

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара 4 информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения

план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

1. Организация, порядок разработки (корректировки)

и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации 6 .

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.6. Разрабатываются ПТП (КТП) на организации (объекты) не менее двух экземпляров. Первый экземпляр находится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

2. Утверждение и согласование, учет ПТП (КТП)

2.1. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) подразделением пожарной охраны, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения пожарной охраны охраняющего (обслуживающего) данную организацию (объект).

2.2. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) или находящийся в районе выезда подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

2.3. ПТП, разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и организаций (служб) привлекаемых для тушения пожара, утверждается руководителем организации (объекта) и начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России.

2.4. КТП, разработанная на организацию (объект), охраняемой (обслуживаемой) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителем организации (объекта) и со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждаются руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и органов управления объектовых, специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

2.5. После утверждения ПТП (КТП) руководящий состав пожарной охраны и заинтересованных служб организации (объекта) ознакамливается с их содержанием.

2.6. Учет ПТП (КТП) и работы с ними отражаться в журнале установленной формы (таблица 1, приложения 3).

3. Требования к оформлению и содержанию ПТП

3.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210297 мм. (А4 (М11)).

3.2. Графическая часть ПТП выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размерами, удобными для использования в оперативной обстановке.

генеральный план – А3 (М12);

поэтажные планировки и разрезы – А4 (М11) – А3 (М12).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 420 мм. формат А1 (М24).

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 150 – М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата.

3.3. Структурные элементы ПТП:

титульный лист;

основная часть;

приложения.

3.3.1. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска. На титульном листе приводят следующие сведения: наименование организации, на которую составлен ПТП, ведомственная принадлежность и адрес, номера телефонов руководства и диспетчерской службы организации, грифы утверждения и согласования (приложение 4).

В ПТП объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.3.3. Основная часть.

Основная часть состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает следующие основные разделы:

оперативно - тактическая характеристика организации (объекта);

прогноз развития пожара;

организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений;

организация проведения спасательных работ;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации (объекта), аварийными и аварийно-спасательными службами города, населенного пункта (района), закрытого административно-территориального образования 7 ;

оперативный раздел;

требования правил охраны труда и техники безопасности;

учет использования ПТП.

Раздел «Оперативно-тактическая характеристика организации» содержит информацию о данных, способных в той или иной степени повлиять на исход развития и тушения пожара и состоит из следующих подразделов:

общие сведения об организации, где указывается следующая информация: функциональное назначение организации (объекта организации), в т.ч. перечень организаций и учреждений, входящих в его состав; площадь территории; степень огнестойкости и этажность основных зданий и сооружений; вид строительных конструкций зданий (перекрытий, стен, перегородок и т.п.);

данные о пожарной нагрузке в помещениях, особенностях технологического процесса производства, о взрывопожароопасных производствах, сведения о веществах и материалах, обращающихся в производстве, с обязательным указанием наличия радиоактивных, химических веществ, веществ, вступающих в реакцию с водой и т.п.;

система противопожарной защиты организации,где должно быть изложено описание, вид, тактико-технические характеристики систем: автоматического обнаружения и извещения о пожаре, телевизионного наблюдения, автоматического оповещения и управления эвакуацией людей, водяного пожаротушения, автоматического пожаротушения, противодымной защитой и др.;

дополнительные сведения о характеристиках электроснабжения, отопления и вентиляции.

В разделе «Прогноз развития пожара» указываются:

обоснования возможных мест возникновения пожара, которые определяются исходя из реальной обстановки в организации (на объекте) и (или) требуется привлечение наибольшее количество сил и средств для его ликвидации;

пути возможного распространения пожара;

степень угрозы жизни и здоровью людям;

места возможных обрушений строительных конструкций и оборудования, границы растекания горючих веществ и материалов, взрывов аппаратов и сосудов, находящихся (работающих) под давлением;

возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения;

параметры возможной зоны теплового воздействия;

возможные параметры пожара.

В разделе «Организация проведения спасательных работ» приводится:

численность работающих (число мест) в организации, сведения о местах нахождения и физическое состояние людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения);

сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация: о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания медицинской помощи пострадавшим.

В разделе проводится расчет времени эвакуации людей из здания. Для определения необходимости проведения спасательных работ проводится сравнительный анализ времени эвакуации и времени прибытия первых подразделений пожарной охраны.

В разделе «Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны» приводятся:

расчет необходимого количества сил и средств;

организация тушения пожаров при различных вариантах его развития, определяется на основании раздела «Прогноза развития пожара» (приложение 7);

расчетные и справочные данные, необходимые для обеспечения управления действиями подразделений пожарной охраны при пожаре;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны при различных вариантах тушения пожара.

В разделе «Организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений», излагаются:

основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала (работников) организации при возникновении пожара (табель пожарного расчета, приложение 5).

списки должностных лиц, членов формирований добровольной пожарной охраны 8 , добровольной пожарной команды 9 , членов пожарного расчета с указанием мест их постоянной работы, домашних адресов и телефонов;

инструкции на случай пожара для должностных лиц организации;

данные о дислокации аварийно-спасательных служб организации, номера их телефонов, наличие другой связи с ними;

В виде приложений в данном разделе указываются следующие сведения:

наличие и порядок использования техники и средств связи организации;

организация обеспечения средствами индивидуальной защиты участников тушения пожара.

В разделе «Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации и города, населенного пункта (района), ЗАТО» указываются следующие сведения:

состав, дислокация, порядок и время сосредоточения сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения о пожаре;

организация привлечения и связи всех участников взаимодействия;

система взаимного обмена информацией;

порядок взаимодействия всех служб, принимающих участие в тушении пожара (приложение 6);

инструкции о порядке взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации города, населенного пункта (района), ЗАТО и другими организациями;

В «Оперативном разделе» излагается:

краткая оперативно–тактическая характеристика организации (объекта организации) (приложение 8);

сводные данные расчета необходимого количества сил и средств пожарной охраны при каждом варианте тушения пожара (приложение 9, табл.1);

сведения о количестве, сил и средств пожарной охраны, времени их прибытия, типах пожарных автомобилей и их укомплектованность личным составом и специальными техническими средствами (приложение 9, табл.2);

В разделе «Требования охраны труда и техники безопасности» указываются:

требования безопасности и техники безопасности при тушении пожаров в условиях особой опасности для личного состава (в непригодной для дыхания среде, при неблагоприятных климатических условиях, при радиоактивном или химическом загрязнении и т.д.).

В разделе «Учет использования ПТП» излагаются:

сведения о применении ПТП: на пожарах; при проведении занятий по пожарно-профилактической и тактической подготовке; учениях; отметки о корректировке.

В раздел «Приложения» включаются:

расчетные и справочные материалы;

схемы возможного развития пожара;

схемы организации взаимодействия на пожаре;

схемы организации связи на сложном объекте организации;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны с указанием количества пожарных стволов (ручных, стационарных), которые можно подать от пожарных автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках;

схемы организации заправочного пункта у водоема и снабжение водой пожарных автомобилей, осуществляющих тушение пожара, способами «перекачки» и (или) «подвоза»;

математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.

3.3.4. Графическая часть ПТП включает в себя:

план-схему организации (объекта организации) на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов, водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, вариантами рациональной расстановки пожарной техники;

ситуационный план-схему организации с указанием месторасположения пункта управления ответственного руководителя работ, места сбора работников служб жизнеобеспечения организации и сосредоточения техники организации, пункты сушки, обогрева, питания личного состава подразделений пожарной охраны и работников организации участвующих в тушении пожара, заправка горюче-смазочными материалами 1 0 пожарной техники и техники организации;

поэтажные планы, разрезы 11 основных зданий и сооружений организации на которых отражаются конструктивные, объемно–планировочные и технологические особенности организации (объекта), места расположения и управления системой противопожарной защиты, отключения электроэнергии, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений и т.д.

Планы тушения пожаров . 3. Контроль...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ

    ... пожаров в зданиях повышенной этажности. М., 2006. Методические рекомендации по проведению разборов пожаров . М., 2006. Методические рекомендации по изучению пожаров . М., 2007. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ

    Пермь. 2005 г. 60. Методические рекомендации по изучению пожаров . Москва. 2007 г. 61. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров . Москва 2005. Дополнительная...

  • Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов москва 2009

    Методические рекомендации

    ... планов тушения пожаров являются начальник территориального гарнизона пожарной охраны и начальник метрополитена. Планы тушения пожаров разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями составлению планов и карточек тушения пожара ...

  • Одним из первых этапов в ходе подготовки, а также и самого процесса тушения пожара является составление карточек тушения пожара. Наличие такого документа обусловлено необходимостью соблюдения порядка, а также значительно облегчает процесс тушения.

    Оперативная карточка тушения пожара

    Для каждого населённого пункта, оперативная карточка пожаротушения составляется отдельно и включает две обязательные части - схема местности и характеристика водоснабжения. На схеме обязательно должны быть отмечены: все строения, дороги с указанием названий улиц и расстояниями до ближайших населенных пунктов; все водоисточники (пожарные гидранты, пирсы, водонапорные башни, реки и другие водоёмы.) и расстояния до ближайших объектов; промышленные и административные здания с поясняющей надписью их назначения; здания и сооружения, на которые разработаны отдельные оперативные карточки пожаротушения, заштрихованные красным цветом, а здания и сооружения, на которые установлен автоматический повышенный номер вызова и разработан отдельный план тушения пожара, кроме такой штриховки, имеют указанный номер вызова; места нахождения пожарной и приспособленной техники; места нахождения телефонов в населенном пункте; места перспективного строительства(обозначаются пунктирной линией по контуру строительства планируемого объекта); направление сторон горизонта. Характеристика водоснабжения, предназначенного для использования в ходе пожаротушения, представлена во втором подразделе карточки. Здесь фиксируются точные места расположения природных и пожарных водоёмов, водонапорных башен с указанием расстояний от данного населённого пункта. К карточке могут также быть прикреплены указания по работе с планом тушения пожара. Карточка тушения пожара разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными ГУГПС.

    Составление карточек тушения пожара

    Для того чтобы руководитель тушения пожара имел возможность получить основные данные об объекте, составление карточек тушения пожара должно производиться крайне ответственно. К оформлению карточки также предъявляется ряд требований, поскольку её использование должно предусматриваться и в различных неблагоприятных условиях. Таким образом, составление карточек тушения пожара осуществляется на плотной бумаге формата А4, применяя ламинирование и другие способы обеспечения стойкости к воздействию воды.

    Обратимся теперь непосредственно к содержанию текстовой части карточки. Здесь обязательно указывается оперативно-тактическая характеристика объекта: конструктивные особенности и краткие данные о назначении сооружения, сведения о материальных ценностях и способах их хранения, взрыво- и пожароопасные свойства хранящихся веществ и материалов; сведения о внутренних и наружных противопожарных водопроводах, не указанных в графической части; сведения о численности находящихся в здании людей в различное время суток; данные о возможном развитии и тушении пожара, характеристика предполагаемой обстановки пожара по временным промежуткам; расчет сил и средств на тушение пожара, порядок их привлечения и расчетное время прибытия на объект; маршрут движения противопожарного подразделения; требования безопасности.

    Относительно графической части, следует выполнить следующие требования. Схема объекта, для которого составляется карточка, должна включать следующее: контуры данного объекта, а также прилегающих зданий, степень огнестойкости конструкций, дороги и подъезды к объекту; все ближайшие водоисточники с расстояниями прокладки рукавных линий по маршрутам; места установки пожарной техники.

    Каждая подобная карточка должна иметь в приложении лист отметок о практической отработке оперативной карточки и возможных изменениях на объекте. Объекты, для которых обязательно составление карточек тушения пожара: организации, на которые не составляются планы тушения пожара; технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергетических объектов организаций; детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.); населенные пункты в сельских районах.

    Для более рационального использования пожарной техники можно содержать в пожарном расчете основные и специальные автомобили с возможностью пересадки пожарных расчетов.

    Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПФ объекта заранее разрабатывают документы их оповещения. Лица, прибывающие по тревоге, заполняют пожарные расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров.

    Расписание выезда на пожары вводится в действие приказом начальника УВД, ГПС, отряда или начальника гарнизона пожарной охраны. В приказе определяется порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пункта).

    В связи с широким развитием строительства крупных объектов народного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары могут произойти на данных объектах, требующих привлечение большого количества сил и средств, разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.

    Расписание выезда на пожары находится в распоряжении единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЕДДС.

    4.2. Планы и карточки тушения пожаров

    В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров - планы тушения пожара (ПТП) и карточки тушения пожара (КТП).

    Планы и карточки тушения пожаров являются важными оперативными документами, составляемыми заблаговременно. Они должны быть продуманными, конкретными, удобными в пользовании, полезными и способствующими организации тушения пожаров.

    ПТП и КТП предназначены:

    для определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

    обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

    повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и органов их управления;

    информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

    4.2.1. Организация, порядок разработки и практической отработки ПТП и КТП

    ПТП и КТП разрабатываются по согласованию с собственником имущества на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

    ПТП и КТП разрабатываются на следующие типы объектов:

    1. Организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей

    и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резерву-

    арных парков 10 тыс. м3 и более; газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы;

    сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;

    нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков

    20 тыс. м 3 и более; станции хранения газа;

    объекты добычи и подготовки нефти и газа.

    2. Организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности, а именно предприятия:

    по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных

    веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий;

    по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; по производству минеральных удобрений.

    3. Организации (объекты организаций) электроэнергетической промышленности:

    тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные ус-

    тановки мощностью 10 МВт и выше; подстанции мощностью 500 КВт и выше;

    районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

    резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

    4. Организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.

    5. Отдельно стоящие технологические установки и терминалы, где используется взрывопожароопасная технология производства.

    6. Производственные корпуса промышленных предприятий и здания непроизводственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.

    7. Предприятия по хранению, переработке древесины и произ-

    водству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины 50 тыс. м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс. т в год и более.

    8. Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств), в тои числе многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационнотехнические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    9. Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебнопрофилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    10. Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского

    назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки

    с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест

    и более; повышенной этажности (более девяти этажей);

    культовые сооружения.

    11. Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на

    100 мест и более.

    12. Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    13. Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    14. Организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

    15. Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    16. Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы производительностью 300 т/сут и более;

    мельницы производительностью 200 т/сут и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота 2000 голов и более; свиней 12 000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15 000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500 000 птиц и более.

    17. Строящиеся крупные и уникальные объекты.

    18. Жилые дома высотой более 70 м.

    Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП, или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

    Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

    Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники), ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

    Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны

    и органы их управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

    Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения Федеральной противопожарной службы.

    Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

    Разработка ПТП (КТП) также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию

    и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и т. д.).

    Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового плана-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП). Он составляется подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Образец составления плана-графика разработки ПТП и КТП приведен в прил. 3.

    ПТП и КТП, разработанные на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленному порядку по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

    Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия: изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о ее (его) противопожарной защите; изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту); прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов

    последствий; изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам

    в организации (объекте) и аналогичных организациях (объектах). ПТП и КТП разрабатываются на организации (объекты) в коли-

    честве не менее двух экземпляров. Первый экземпляр хранится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

    При разработке ПТП и КТП необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

    ПТП и КТП подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарнотактической подготовке.



    Просмотров