Подписаны декларация и договор об образовании ссср. Союзный договор

Всем бодрого майского дня. В виду недавних праздников познавательно разобраться с определяющими документами истории СССР и Германии. Одним из таких документов является Рапалльский договор. В конце этой статьи вы увидите его текст и сможете сами его прочесть. Ведь историк-любитель от историка-профи отличается тем, что последний читает именно источники и работает с ними. Кстати разбор документов мы начали .

Причины

Рапалльский договор был подписан между РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой) и Германией 16 апреля 1922 года, затем опубликован в советской газете «Известия» 10 мая. Напомню, что СССР образовался лишь 30 декабря 1922 года, то есть после заключения договора.

Причины подписания этого документа крылись во многом. Перечислим ключевые.

Во-первых , с подписанием Версальского мирного договора в 1919 году в мире стала действовать новая система сдержек и противовесов. На самом деле условия Версальского мира сами по себе спровоцировали новую мировую войну. Поскольку главный принцип этой системы был «Разделяй и властвуй». Страны Антанты хотели сделать молодую Советскую республику и Германию изгоями международной политики.

Именно поэтому они созвали Генуэзскую конференцию, чтобы договориться о взимании репараций с Германии и долги Царского правительства с РСФСР. Таким образом оба государства стали изгоями международной политики и это обусловило их сближение.

Во-вторых , несмотря разное государственно-политическое устройство и разные идеологии, Германия и Россия до были хозяйственными союзниками. Так германский капитал активно вкладывался в Российскую экономику и многие немцы имели серьезные промышленные объекты на территории России. Другое дело, что они все были национализированы советским руководством..., но об этом далее.

В-третьих , оба государства остро нуждались в хозяйственном договоре, который бы помог с восстановлением экономик. Первым таким договоров для них как раз и стал Рапалльский.

Конечно, может быть совсем непонятно, каким образом столь разные государства сумели договориться? Ведь Германия была капиталистической страной. А ее министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау был до мозга костей промышленником и капиталистом. Для Германии был именно важен хозяйственный союз. Георгий Васильевич Чичерин, представлявший молодую, никому неизвестную Советскую республику, происходил из старинного дворянского рода.

Советская Россия тогда выступала вообще за мировую революцию... Но именно реализм, проявленный В.И. Лениным (Ульяновым) и напористость Г.В, Чичерина, позволила заключить выгодный и для России, и для Германии договор. Кстати, ночное заседание, в ходе которого немецкая сторона обсуждала тезисы, представленные советской делегацией, вошло в мировую историю как «Пижамное совещание» 🙂

Последствия

Подписание договора в Рапалло явилось для стран Антанты неприятным, хотя и вполне ожидаемым сюрпризом. Договор позволил выйти из внешнеполитической изоляции, наладить хозяйственное сотрудничество между РСФСР и Германией.

Одновременно документ вошел в мировую историю, как равноправный. Он стал образцом, закрепив те основания, на которых вообще, по идее, должны быть построены международные отношения.

Отдельная статья документа оговаривала, что Германия не прочь, если Россия не отдаст немцам национализированные предприятия (!). Но взамен Россия не сделает этого же и по отношению к другим странам, которые имели на ее территории промышленные объекты. Это, конечно, было большим успехом советской дипломатии.

Также, оба государства установили в отношении друг друга режим наибольшего благоприятствования. То есть если российский предприниматель приезжал в Германию, то ему предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, равно как и германским промышленникам в России.

Подписание документа ввело в международное сообщество такое словосочетание как «Дух Рапалло». Оно означало как раз основы равноправия самоуважения, на которых и должны быть построены международные отношения.

Договор в Рапалло положил долгому сотрудничеству. И многие ученые всерьез изучали возможность создания Оси: Берлин-Москва-Токио. Но, об этом как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи: после поста есть форма подписки.

Важный вопрос: до какого года действовал Рапалльский договор? Ученые считают, что он действовал аж до марта 1941 года, когда СССР отправил последнюю поставку сырья в Германию.

Текст договора

«Германское правительство, представленное рейхсминистром, доктором Вальтером Ратенау, и правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, представленное Hародным Комиссаром Чичериным, согласились относительно нижеследующих постановлений:

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

б) Публичные и частно-правовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведенных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а та»же от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь.

Статья 6.

(...)

в) ст. 1-й, ст. 4-я настоящего договора вступают в силу с момента ратификации; остальные постановления настоящего договора вступают в силу немедленно.

Чичерин Ратенау

С уважением, Андрей Пучков

  • 11. Вечевой строй Новгородской и Псковской феодальных республик, его характеристика.
  • 12. Общественно-политический строй Новгородской и Псковской феодальной республик.
  • 14. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства
  • 15. Образование Русского централизованного государства
  • 16. Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.
  • 17. Класс феодалов,его эволюция в период становления Русского централизованного гос-ва.
  • 18. Крестьяне,основные этапы их юридического закрепощения. Городское население и холопы в период становления русского централизованного гос-ва.
  • 19. Органы гос. Власти и управления сословно- представительной монархии в России.
  • 22. Судебник 1497 г.
  • 23. Соборное уложение 1649 г. –кодекс крепостничества. Преступления и наказания. Судопроизводство.
  • 24.Абсосютизм в России: понятие,предпосылки возникновения,особенность и переодизация.
  • 25. Сословная структура российского феодального общества в 18в,её характеристика.
  • 26. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.
  • 28.Становление губернского административно- территориального деления Российской империи.
  • 29. Характеристика уголовного права по законодательству Российской империи первой четверти 18в.
  • 30.Характеристика судебного процесса по российскому законодательству первой четверти 18в.
  • 31.Изменения в социально- классовой структуре российского общества в XIX в.
  • 32. Изменения в государственном аппарате Российской империи в первой половине XIX в.
  • 33. Систематизация российского законодательства м.М. Сперанским. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных,его характеристика.
  • 34.Крестьянская реформа 1861 г в Российской империи: предпосылки, содержание и реализация.
  • 35. Органы земского и городского самоуправления по реформам 1864 и 1870гг в Российской империи.
  • 36. Система судебных органов по реформе 1864г в Российской империи. Прокуратура.Адвакатура.
  • 37. Основные направления контрреформ в Российской империи последней четверти 19в.
  • 38. Общественный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 39. Государственный строй Российской империи периода кризиса абсолютизма (1900-1914гг)
  • 41.Изменения в государственном механизме и законодательстве Российской империи в годы первой мировой войны.
  • 42. Временное правительство и его государственный аппарат в эпоху крушения царизма.
  • 43. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, их деятельность в эпоху крушения царизма.
  • Часть 2.
  • 1. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,его решения и первые шаги по формированию гос-го аппарата Российской Республики.
  • 2. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 3. Всероссийское Учредительное собрание: предыстория созыва, выборы и разгон. Формирование постоянно действующих высших органов государственной власти и управления рсфср.
  • 4. Разработка,принятие и введение в действие Конституции рсфср 1918г.
  • 5. «Конституция советской власти» по Конституции рсфср 1918 г.
  • 6. Возникновение рсфср: практические шаги и юридическое оформление.
  • 7. Национально-государственное строительство рсфср (вторая половина 1918 - середина 1920-х гг.).
  • 9.Создание основ уголовного и гражданского законодательства рсфср в первые годы Советской власти.
  • 10. Кодекс законов о труде 1918 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 11. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 12. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г, основные положения.
  • 14. Чрезвычайные органы.
  • 15.Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.История разработки и основные положения.
  • 16.Кодекс законов о труде рсфср 1992 г: разработка, принятие и основные положения.
  • 18. Уголовный кодекс рсфср 1922: разработка, принятие и основные положения.
  • 19. Гражданский кодекс рсфср 1922 г его необходимость,разработка и общая характеристика.
  • 20. Уголовный кодекс рсфср 1926 г.:причины разработки и принятия,общая характеристика.
  • 21. Конституция ссср 1924 г.:разработка,утверждение,введение в действие, структура и основные положения.
  • 22. Создание и развитие системы правоохранительных и репрессивных органов рсфср (октябрь 1917-1920гг.).
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.
  • 24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.
  • 26.Конституция ссср 1936 г.
  • Глава XII Конституции была посвящена вопросам о гербе, флаге и столице ссср.
  • 27. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 28.Развитие трудового и колхозного права в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941)
  • 29. Уголовное и уголовно- процессуальное право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941).
  • 37. Основные направления развития права в период либерализации общественных отношений(середина 1950х-середина 1960х)
  • 38. Развитие трудового и с/х права в период замедления темпов общественного развития(середина1960-середина1980).
  • 39. Развитие гражданского, хозяйственного и семейного права в период замедления темпов общественного развития(сер1960-сер1980)
  • 40.Основные направления развития конституционного и гражданского права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 41.Основные направления развития семейного,трудового и уголовного права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
  • 42. Ломка формы гос. Единства в период реставрации капитализма. Возрождение суверенной рф.
  • 43. Ломка политической системы в период реставрации капитализма.
  • 23. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г.

    Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

    совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

    развитие экономических и хозяйственных связей;

    единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

    интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

    Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР: Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

    Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

    Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР. В результате за основу был взят проект Ленина.

    30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

    В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

    СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

    Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

    Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

    Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

    24.Реорганизация юстиции и правоохранительных органов рсфср в начале 1920х годов.

    Положение о судоустройстве РСФСР 1923 г.

    создавалась единая судебная система:

    Народный суд в составе постоянного народного судьи;

    Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

    Губернский суд;

    Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы.

    Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной - для губернских судов, первой инстанцией - по делам об особо опасных преступлениях.

    Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

    29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

    Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

    Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

    25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

    Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

    На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

    На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

    26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

    В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

    25. Развитие советского государственного аппарата в период новой экономической политики (1921-1929)

    Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В силу этого их структура и организация были в принципе аналогичны республиканским.

    Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов как высший орган власти Союза выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. Это положение было зафиксировано в Договоре об образовании СССР, а затем и в Конституции 1924 г. Союзные республики были представлены пропорционально их населению.

    Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. II съезд Советов Союза собрался в январе 1924 г., через 13 месяцев после I; III съезд Советов работал в 1925 г. Громоздкость съездов, определенные организационные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года <*>. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

    В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

    В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИК союзных республик, он был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами народов, входящих в его состав.

    Одна из палат носила название Союзного Совета, другая - Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять членов от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной области РСФСР. По одному делегату посылали также автономные республики и области, входящие в ЗСФСР. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом.

    В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум ЦИК образовывался из президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей.

    Правительством Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но обладал и законодательными функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей председателя, наркомы СССР.

    Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

    Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. Там имелись лишь уполномоченные этих наркоматов, непосредственно им подчиненные. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

    Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. К этой группе относились ВСНХ, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Объединенные наркоматы образовывались для отраслей управления, требовавших централизации в масштабах всего Союза и в то же время учета специфики отдельных республик.

    Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на деятельность которых влияли в большой мере национальные особенности республик (например, наркоматы просвещения, юстиции).

    Деление органов отраслевого управления на три различные категории выработалось еще до образования СССР, в практике взаимоотношений РСФСР с союзными с ней республиками. В 1919 - 1922 гг. сложился порядок, когда наркоматы РСФСР, выступавшие в то время как своеобразные общефедеральные органы, в одном случае руководили той или иной отраслью управления союзных республик непосредственно, в другом - через наркоматы этих республик, в третьем - совсем или почти совсем не вмешивались в работу соответствующих ведомств независимых советских республик.

    Этот опыт был обобщен и использован во время разработки Конституции СССР. Создание такой системы органов отраслевого управления имело ту же цель, что и образование второй палаты ЦИК Союза. Оно обеспечивало наилучшее сочетание общих интересов Союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

    Практически наркоматы СССР были созданы не сразу. ЦИК Союза пришлось на некоторое время передать их функции органам РСФСР. При этом российским наркоматам поручалось подготовить для комиссии Президиума ЦИК проекты Положений о народных комиссариатах СССР.

    В июле 1923 г. был упразднен Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР. В постановлении ВЦИК по этому вопросу говорилось, что он выполнил свою задачу по строительству национальных республик. Мыслилось, что функции Наркомнаца будет теперь выполнять Совет Национальностей ЦИК СССР. Однако вскоре при Президиуме ВЦИК снова были организованы специальные органы, ведавшие национальной политикой в пределах Российской Федерации (Отдел национальностей и др.). Аналогичные органы существовали и в других союзных и даже автономных республиках. Так, на Украине в 1924 г. была создана постоянная Комиссия по делам национальных меньшинств при ВУЦИК. В Таджикской АССР в 1927 г. при президиуме ЦИК республики был создан Отдел по делам национальных меньшинств <*>. В 1929 г. во всех автономных республиках РСФСР, а также при областных и краевых исполкомах было разрешено создавать постоянные комиссии по делам национальных меньшинств.

    Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

    В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

    10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

    На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

    Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

    Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

    Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

    Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

    Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

    II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

    в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

    А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

    В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

    в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

    Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

    Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.

    Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях.

    1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

    А) представительство Союза в международных сношениях;

    Б) изменение внешних границ Союза;

    В) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;

    Г) объявление войны и заключение мира;

    Д) заключение внешних государственных займов;

    Е) ратификация международных договоров;

    Ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

    З) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

    И) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

    К) установление основ организации вооружённых сил Союза

    Советских Социалистических Республик,

    Л) утверждение единого государственного бюджета Союза

    Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

    М) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

    Н) общее союзное законодательство о переселениях;

    О) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

    П) установление основных законов о труде;

    Р) установление общих начал народного просвещения;

    С) установление общих мер в области охраны народного здоровья;

    Т) установление системы мер и весов;

    У) организация общесоюзной статистики;

    Ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

    Х) право общей амнистии;

    Ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

    2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

    3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.

    4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

    5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

    6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

    7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

    8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

    9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

    10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

    11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

    Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

    Заместителей председателя,

    Народного комиссара по иностранным делам,

    Народного комиссара по военным и морским делам,

    Народного комиссара внешней торговли,

    Народного комиссара путей сообщения,

    Народного комиссара почт и телеграфов,

    Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,

    Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народного комиссара труда,

    Народного комиссара продовольствия,

    Народного комиссара финансов.

    12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

    13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

    14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

    15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

    16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

    17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

    18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:

    Председатель Совета Народных Комиссаров,

    Заместители председателя,

    Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,

    Народный комиссар земледелия,

    Народный комиссар продовольствия,

    Народный комиссар финансов,

    Народный комиссар труда,

    Народный комиссар внутренних дел,

    Народный комиссар юстиции,

    Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,

    Народный комиссар по просвещению,

    Народный комиссар здравоохранения,

    Народный комиссар социального обеспечения,

    Народный комиссар по национальным делам,

    19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

    20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

    21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

    22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

    23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

    24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

    25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

    26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

    Став её основным разделом.

    Договор об образовании СССР

    Декларация об образовании СССР
    Тип договора Союзный договор
    Дата подписания 29 декабря 1922 года
    место Москва , РСФСР
    Вступление в силу 30 декабря 1922 года
    условия делегирование сторонами части суверенных властных полномочий центру;
    право свободного выхода из союза
    Стороны РСФСР
    Украинская ССР Украинская ССР
    Белорусская ССР Белорусская ССР
    ЗСФСР ЗСФСР

    Заключение договора

    Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

    Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

    Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

    Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

    Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

    Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

    Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

    Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

    Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

    Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

    Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

    Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

    Договор в составе Конституции СССР

    Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

    Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

    Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

    Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

    Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

    Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

    Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

    Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

    Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

    Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

    Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

    Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

    С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

    Изменения договора

    20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

    Расторжение договора

    В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

    Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

    Реакция на расторжение договора

    Позиция Р. И. Хасбулатова

    Позиция Госдумы России

    В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

    «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

    При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

    Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г

    В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.

    П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР .

    Диаметрально противоположную позицию занимает Д. А. Лукашевич, считающий Договор об образовании СССР 1922 г. учредительным актом, имеющим внутригосударственную правовую природу. Д. А. Лукашевич пишет: «… договор об образовании СССР 1922 г. являлся не международно‑правовым, а учредительным актом, имеющим внутригосударственную природу . Функция этого договора лишь учредить государство, а не легитимировать его существование. Так же как невозможно ликвидировать юридическое лицо путём прекращения договора о его учреждении или „прекратить“ жизнь человека, отправив его обратно в утробу матери, также невозможно ликвидировать целое государство, просто денонсировав договор о его учреждении. Вместе с тем договор не являлся, в собственном смысле, договором о создании государства, а был лишь частью будущей Конституции, и, наконец, Договор об образовании СССР 1922 г. изначально задумывался как часть этой разрабатываемой Конституции, а следовательно, „денонсировать“ или иным способом прекратить его действие в декабре 1991 г. было просто невозможно. Основным законом государства является Конституция, и никаких „самых основных законов“ в виде договоров об образовании государства или чего‑то ещё не существует» .

    В названиях

    См. также

    Примечания

    1. Постановление 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. «О внесении изменений в Конституцию Союза ССР в связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    2. Постановление ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г. «О непосредственном вхождении в состав Союза ССР Таджикской союзной республики» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    3. Постановление VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г. «По докладу о конституционных вопросах» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
    4. Политико-правовые основания независимости Южной Осетии // Осетинское Радио и Телевидение (рус.) . osradio.ru . Проверено 14 января 2019.
    5. Конституционный Акт Азербайджанской Республики (рус.) . nurlu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    6. Постановление ВС РБ от 10 декабря 1991 года № 1297-ХП «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик (неопр.) . www.busel.org . Проверено 14 января 2019. » // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 1
    7. Владимир Исаков . Расчленёнка. Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы. М., Закон и право. 1998
    8. (Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993) (рус.) . leftinmsu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
    9. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1799


    Просмотров