Система криминологии как науки и учебной дисциплины. Элементы предмета криминологии. История развития криминологии в России: основные этапы, направления и концепции

Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

272 руб


Энциклопедия преступлений и катастроф открывается томом `Ограбления и кражи`. Читателю будет интересно познакомиться с информацией, не представленной ни в каких других аналогичных антологиях.

175 руб


Через всю историю человечества проходит трагическая череда убийств и покушений на великих и известных людей. В энциклопедии К.Сифакиса предпринята первая попытка собрать самые знаменательные случаи в этом ряду, начиная от римских императоров и кончая американскими президентами. Значительное число героев книги - деятели российской истории: Лжедмитрий, Распутин, Столыпин, Николай II, Киров, Тухачевский, Троцкий…

439 руб


Серию "Энциклопедия преступлений и катастроф" продолжает том "Палачи и киллеры". В центре внимания данной книги - киллеры, наемники, террористы и шпионы. Эти представители человечества не могут найти место в устоявшейся жизни, а обретают себя только в экстремальных ситуациях. Они превратили убийство в повседневную работу, но очень часто в конце пути их ждет смерть от руки "коллеги".

199 руб


Справочное пособие по всевозможному вооружению, применявшемуся населением европейских городов за многотысячелетнюю историю уличных сражений. Широкому кругу читателей.

434 руб


"Эта книга - результат жалоб тысяч и тысяч россиян, записанных циничным снаружи, но добрым внутри журналистом. Это сага о том, как легко потерять свои денежки, и даже если денег у вас больше, чем извилин, денег жалко больше, верно?

"Милицейская академия" уже выдержала несколько изданий и еще несколько раз ее законно и незаконно перепечатывали разнообразные газеты и журналы - но воз и ныне там. Те самые способы мошенничества, о которых мы предупреждали читателей еще десять лет назад, слегка видоизменившись, приносят жуликам стабильные сверхприбыли и поныне.

Мы не можем смотреть на это безобразие спокойно. Мы хотим, чтобы вы, уважаемые читатели, ознакомились с нашей книжкой так, как знакомятся мошенники с Уголовным кодексом, - вдумчиво и старательно. А еще мы даем вам гарантию - если вы прочитаете "Милицейскую академию" 33 раза, вас никто и никогда не сможет обмануть. Разве только в любви.

Но мы ведь пишем про деньги!"

225 руб


Основы экспертной деятельности

Понятия "эксперт" и "экспертиза" широко вошли в массовое сознание людей и, отразившись в нем, стали влиять на профессиональную деятельность в тех случаях, когда надо принимать решения, потенциально или действительно имеющие правовые (юридические) последствия. Экспертиза базируется не только на профессиональных, но и на экспертных знаниях. Для того чтобы обладать правовым статусом эксперта, необходимо пройти обучение, стажировку и квалификационную аттестацию. Для того чтобы использовать экспертизу, необходимо знать ее основные свойства, а кроме того, весь спектр инструментов института экспертизы.

Для студентов как юридических, так и других специальностей, а также юристов, социологов, менеджеров и экономистов.

230 руб


Практикум включает 208 задач и 356 тестов по всем разделам учебной дисциплины `Криминалистика`, составленных по материалам уголовных дел, взятых из практической деятельности органов внутренних дел, Верховного Суда РФ, городских и районных судов, прокуратуры, адвокатуры, следственных изоляторов и исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, с обязательным изменением паспортных данных участников процесса. Практикум составлен в соответствии с УПК РФ (2001 г.).

Практикум предназначен для студентов, аспирантов, адъюнктов, преподавателей юридических факультетов и вузов, сотрудников органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, суда и адвокатуры.

156 руб


Методология судебно-экспертного исследования. Полнота и доказательность. Объекты из металлов и сплавов

В книге рассматриваются основные положения и актуальные проблема теории и практики судебно-экспертного исследования. Автор постарался учесть трудности, возникающие у начинающих и практикующих экспертов! процессе производства судебной экспертизы. Поэтому книга ориентирована на их обучение этой сложной, но интересной профессии судебного эксперта, а ее структура и содержание представляют систему обеспечения полноты доказательности выводов судебно-экспертного исследования. Практическая реализация этой системы показана на примере исследования объектов из металлов и сплавов.
Книга проиллюстрирована многочисленными примерами из экспертов практики, содержит программу подготовки судебных экспертов по исследованию объектов из металлов и сплавов.

Материалы книги представят интерес и окажутся полезными для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, адвокатов, следователей, судей, а также для специалистов различного профиля, занимающихся несудебной экспертной деятельностью.

847 руб

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

Отсюда следуют задачи криминологии:

  • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
  • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
  • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
  • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.

2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

в) личность преступника. . . . . . .
11 г) предупреждение преступника. . . . . .
12
Заключение. . . . . . . . . . .
13

Список литературы. . . .. . . . . .
14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии

Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

Преступность

Причины преступности

Личность преступника

Меры предупреждения преступности.

Преступность

Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

По данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Причины преступности

Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
(детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

Политические;

Экономические;

Идеологические;

Социально-психологические;

Организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь условия классифицируют на:

Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
(социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

Список литературы
1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
1980;
5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

-----------------------
Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Просмотров