Подрядные работы для государственных и муниципальных. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, которые предназначены для удовлетворения потребностей России или субъекта РФ и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

К отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд -- это договор, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Государственным заказчиком в данном контракте выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжения такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии со ст. ст. 527 и 528 ГК РФ.

Государственный контракт должен содержать условия:

Об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы;

О сроках начала и окончания работы;

О размере и порядке финансирования и оплаты работ;

О способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, то его условия определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

Если соответствующие государственные органы уменьшили в установленном порядке средства соответствующего бюджета, выделенные для финансирования подрядных работ, то стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Если иное не предусмотрено законом, то изменения государственного контракта, не связанные с указанными в предыдущем абзаце обстоятельствами, осуществляются по соглашению сторон.

Аннотация. В данное статье рассмотрено понятие и правовое регулирование государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Ключевые слова: государственный контракт, государственные нужды, подрядные работы.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Подрядные работы для государственных нужд.:

  1. § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  2. 50. ДОГОВОР ПОДРЯДА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
  3. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  4. 93. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Подрядные строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или ее субъекта и финансируемые за счет средств соответствующих бюд-жетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта.

По государственному контракту

на выполнение подрядных работ для государственных нужд подряд-чик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связан-ные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государст-венному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК). В отличие от обычных договоров подряда, заключаемых между самостоятельными хозяйствующими субъектами исключи-тельно по их усмотрению, государственный контракт направлен на удовлетворение наиболее важных государственных потребностей (создание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, возведение зданий и сооружений в публичных интересах и т.д.). Особая значимость для государства и общества указанных отношений предопределила создание правового механизма, обеспечивающего выполнение этих задач.

Современное законодательство о подрядных работах для госу-дарственных нужд построено не на принуждении подрядчиков к заключению договоров, а на стимулировании их к выполнению соответствующих работ (льготное кредитование и налогообложение, предоставление гарантий финансирования и возмещения имущест-венных потерь и др.). Принуждение допускается в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом (например, в отношении подрядчиков-монополистов).

В качестве подряда для государственных нужд может быть ква-лифицирован лишь такой договор, который заключен на основании выданного в установленном порядке государственного заказа и имеет необходимое финансовое обоснование (решение компетентных ор-ганов о выделении государственных денежных средств для оплаты по конкретному контракту). Следовательно, не всякие строительные и проектно-изыскательские работы, выполняемые для государствен-ных нужд за счет источников, указанных в ст. 763 ГК, подпадают под регулирование § 5 гл. 37 ГК. Обязательным квалифицирующим признаком рассматриваемого договора является включение работ в соответствующий перечень и выдача на них в установленном по-рядке государственного заказа1.

1 Порядок и условия включения объекта в перечень регламентирован Поло-жением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государст-венных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 714 (СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4097). Далее - Положение о формировании строек и объектов.

Согласно ст. 763 ГК государственный контракт может заклю-чаться в отношении двух видов подряда: строительного и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Поэтому государст-венный контракт необходимо рассматривать как разновидность строительного подряда или подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии со ст. 527 и 528 ГК. Согласно ст. 768 ГК детальное регулирование рассматриваемых правоотношений предполагается в законе о подрядах для государственных нужд. До его принятия следует руководствоваться действующими в настоя-щее время специальными подзаконными актами, в частности Ос-новными положениями порядка заключения и исполнения государст-венных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812)1, а также упоминавшимся выше Положе-нием о формировании перечня строек и объектов. Кроме того, от-дельные нормы содержатся в комплексных законодательных актах, в частности в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»2 (далее - Закон о разме-щении заказов), Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. «О по-ставках продукции для федеральных государственных нужд»3, Фе-деральном законе от 27 декабря 1995 г. «О государственном обо-ронном заказе»4.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных и изыскательских работ. Виды и объем работ должны быть определены в договоре. В юридической литера-туре высказывалась точка зрения о том, что предметом рассматри-ваемого договора могут быть не любые работы, являющиеся соглас-но ст. 740 ГК предметом строительного подряда, а лишь сугубо строительные работы. Однако такое толкование не учитывает, что, например, работы по капитальному ремонту зданий или пусконала-дочные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом, могут быть не менее значимыми для государства и, следовательно,

САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3189. СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105. СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540. СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

требовать подчинения их нормам подряда для государственных нужд. Поэтому содержащуюся в ст. 763 ГК отсылку к ст. 740 ГК следует понимать как распространение правил § 5 гл. 37 ГК на лю-бые отношения строительного подряда.

Сторонами государственного контракта выступают государст-венный заказчик и подрядчик. Подрядчиком может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию. Однако к подрядчикам, претендующим на размещение заказа по результатам торгов, предъявляются дополнительные тре-бования, а именно: отсутствие процедур их ликвидации или приос-тановления их деятельности, отсутствие существенной задолженно-сти по налогам и др. (ст. 11 Закона о размещении заказов). Заказчи-ком является государственный орган (федеральный или субъекта РФ), обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным орга-ном правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 ГК). Государ-ственный заказчик может передать часть своих функций заказчику-застройщику на основе заключенного с ним договора. Перечень таких функций регламентирован в Положении о формировании пе-речня строек и объектов.

Для некоторых видов государственных контрактов законода-тельство предусматривает специальные требования к субъектному составу. Так, Правительство РФ вправе устанавливать дополнитель-ные требования к подрядчикам, выполняющим работы для нужд обороны и безопасности государства (наличие у них производствен-ных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ).

Основания и порядок заключения государственного контракта. Государственные и муниципальные контракты размещаются путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Торги организо-вываются для определения лица, способного наилучшим образом исполнить государственный контракт.

Отступление от этого порядка предусмотрено Законом о размещении заказов и касается, главным образом, подрядчиков, которые в силу своего доминирующего или монопольного положения на рынке могут быть принуждены к за-ключению государственного контракта. Размещение заказа у един-ственного подрядчика (без проведения торгов) производится, в ча-стности, в случаях, когда работа относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляется работа по под-держанию мобилизационных мощностей, возникла потребность

в определенных работах вследствие непреодолимой силы (что обу-словливает нецелесообразность торгов, сопряженных со значительны-ми временными затратами)1.

Подробное регулирование отношений, возникающих при прове-дении торгов, содержится в Законе о размещении заказов. Так, на-рушение положений о размещении заказа является основанием для признания в судебном порядке недействительным размещения зака-за по иску заинтересованного лица или государственного органа, уполномоченного на осуществление контроля за размещением зака-зов (ст. 10 Закона). Заказчик вправе обратиться в суд с иском о по-нуждении победителя конкурса заключить контракт, если тот укло-няется от его заключения, а также потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер (ст. 29 Закона). Для государственного заказчика, разместив-шего заказ, принятый подрядчиком, заключение государственного контракта является обязательным. Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса лишь в случаях, пре-дусмотренных в ст. 9 Закона о размещении заказов, в частности, при установлении фактов проведения ликвидации участников конкурса, приостановления их деятельности, предоставления заведомо лож-ных сведений. Заключение государственного контракта является обязательным для подрядчика в случаях, установленных законом. Если подрядчик определяется не на конкурсной основе, понуждение его к заключению контракта возможно лишь при условии, что госу-дарственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Требование о возмещении убытков не применяется в от-ношении казенных предприятий (ст. 527 ГК). Если сторона, для кото-рой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению контракта (п. 5 ст. 528 ГК).

Государственный контракт, не связанный с торгами, заключается в соответствии со ст. 528 ГК, которая регулирует порядок заключе-ния государственных контрактов на поставку товаров для государ-ственных нужд.

Цена и сроки начала и окончания работ являются существенны-ми условиями рассматриваемого договора (п. 1 ст. 766 ГК). Поэтому

См. ст. 55 Закона о размещении заказов.

отсутствие в контракте этих условий влечет признание его незаклю-ченным. Если государственный контракт заключается по результа-там торгов, цена и сроки определяются в соответствии с объявлен-ными условиями торгов и представленным на конкурс предложени-ем подрядчика, признанного победителем конкурса (п. 2 ст. 766 ГК). Торги являются элементом сделки - договора подряда для государ-ственных нужд. Поэтому условия, согласованные в результате тор-гов, необходимо рассматривать как условия государственного кон-тракта. Стоимость работ в процессе выполнения контракта может изменяться вследствие объективных обстоятельств. Изменение цены производится по соглашению сторон в порядке и с последствиями, предусмотренными ст. 452 и 453 ГК. Однако возможность соглаше-ния об увеличении цены зависит от выделения дополнительных финансовых средств уполномоченным государственным органом.

В контракте может быть предусмотрена обязанность заказчика авансировать строительство. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливают-ся при заключении контракта. Если подрядчик виновен в невыпол-нении объемов работ, предусмотренных графиком, сумма предъ-явленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания. Окончательный расчет производится в месячный срок после при-нятия объекта в эксплуатацию, если иное не предусмотрено в кон-тракте.

Существенными условиями государственного контракта явля-ются также способы обеспечения исполнения договорных обяза-тельств. Обязанности государственного заказчика по оплате работ обеспечиваются соответствующими органами государственного управления РФ, субъекта РФ или муниципальным образованием (в зависимости от источника финансирования). Допустимо приме-нение любых обеспечительных мер, предусмотренных граждан-ским законодательством: поручительство, банковская гарантия, не-устойка и др.

Поскольку законодательство, регламентирующее подряд для государственных нужд, построено по принципу экономического стимулирования подрядчиков к принятию заказов, оно содержит нормы, защищающие интересы подрядчика на случай ненадлежа-щего финансирования. Уменьшение государственными органами

бюджетных средств, выделенных для финансирования подрядных работ, предоставляет подрядчику право потребовать изменения сро-ков и других условий выполнения работ. Подрядчик может также взыскать убытки, причиненные изменением сроков (ст. 767 ГК).

Ответственность сторон государственного контракта имеет не-которые особенности. Законодательство содержит императивные нормы, устанавливающие ответственность заказчика и подрядчика. Так, в случае просрочки исполнения заказчиком обязанности, пре-дусмотренной государственным или муниципальным контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Неустойка начисляется за каж-дый день просрочки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Государственный заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Если в результате недопоставки оборудования произошла остановка строительства более чем на месяц, срок окончания строительства продлевается на период остановки работ. Размер санкций за несвое-временную передачу оборудования устанавливается в контракте. В государственный контракт включается также обязательное усло-вие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадле-жащее исполнение договорного обязательства (ст. 9 Закона о раз-мещении заказов).

  • § 2. Элементы договора аренды
  • § 3. Содержание договора аренды
  • § 4. Прекращение договора аренды
  • § 5. Договор проката
  • § 6. Договор аренды транспортного средства
  • § 7. Договор аренды здания и сооружения
  • § 8. Договор аренды предприятия
  • § 9. Договор финансовой аренды (лизинга)
  • Глава 36. Безвозмездное пользование имуществом (ссуда) § 1. Общая характеристика договора ссуды
  • § 2. Элементы договора ссуды
  • § 3. Содержание и прекращение договора ссуды
  • § 2. Жилищный фонд в Российской Федерации
  • § 3. Управление многоквартирными домами
  • § 4. Основания возникновения жилищных правоотношений
  • § 5. Пользование жилыми помещениями
  • § 6. Изменение жилищных правоотношений
  • § 7. Прекращение жилищных правоотношений
  • Глава 38. Подряд § 1. Общие положения о подряде
  • § 2. Бытовой подряд
  • § 3. Договор строительного подряда
  • § 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  • § 2. Содержание договоров на выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторскихи технологических работ
  • Глава 40. Возмездное оказание услуг § 1. Обязательства по оказанию услуг
  • § 2. Договор возмездного оказания услуг
  • Глава 41. Перевозка и иные транспортные обязательства § 1. Общие положения о транспортных обязательствах
  • § 2. Обязательство по перевозке грузов
  • § 3. Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
  • § 4. Обязательство по буксировке
  • § 5. Транспортная экспедиция
  • Глава 42. Заемные и расчетные обязательства § 1. Общие положения о заемных обязательствах
  • § 2. Заем
  • § 3. Договор кредита
  • § 4. Договор финансирования под уступку денежного требования
  • § 5. Договор банковского вклада
  • § 6. Договор банковского счета
  • § 7. Расчетные обязательства
  • § 8. Вексель
  • Глава 43. Страхование § 1. Общая характеристика страхования
  • § 2. Страховое правоотношение
  • § 3. Особенности регулирования отдельных видов страхования
  • Глава 44. Поручение § 1. Понятие и предмет договора поручения
  • § 2. Элементы договора поручения
  • § 3. Содержание договора поручения
  • § 4. Прекращение поручения
  • Глава 45. Комиссия § 1. Общая характеристика договора комиссии
  • § 2. Элементы договора комиссии
  • § 3. Содержание договора комиссии
  • § 4. Прекращение комиссионного обязательства
  • Глава 46. Агентирование § 1. Общая характеристика агентского договора
  • § 2. Элементы агентского договора
  • § 3. Содержание агентского договора
  • § 4. Прекращение агентского обязательства
  • Глава 47. Доверительное управление имуществом § 1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом
  • § 2. Субъекты договора доверительного управления имуществом
  • § 3. Объекты доверительного управления
  • § 4. Условия, содержание и форма договора доверительного управления
  • § 5. Ответственность по договору доверительного управления и его прекращение
  • Глава 48. Хранение § 1. Понятие, виды и элементы договора хранения
  • § 2. Содержание договора хранения
  • § 3. Ответственность по договору хранения
  • § 4. Договор складского хранения
  • § 5. Иные специальные виды хранения
  • Глава 49. Коммерческая концессия § 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
  • § 2. Элементы договора коммерческой концессии
  • § 3. Содержание договора коммерческой концессии
  • § 4. Изменение и расторжение договора коммерческой концессии
  • § 5. Договор коммерческой субконцессии
  • Глава 50. Договор простого товарищества § 1. Понятие, признаки и виды договора простого товарищества
  • § 2. Элементы договора простого товарищества
  • § 3. Содержание договора простого товарищества
  • § 4. Ответственность по договору простого товарищества
  • § 5. Прекращение договора простого товарищества
  • Глава 51. Обязательства из односторонних действий § 1. Общие положения об обязательствах из односторонних действий
  • § 2. Действия в чужом интересе без поручения
  • § 3. Публичное обещание награды
  • § 4. Публичный конкурс
  • Глава 52. Проведение игр и пари § 1. Общие положения
  • § 2. Элементы обязательств из проведения игр и пари
  • § 3. Защита прав, возникающих из проведения игр и пари
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

    Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

    В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

    Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

    Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

    создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

    поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

    обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

    реализации федеральных целевых программ;

    обеспечения иных федеральных государственных нужд.

    Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450) .

    Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.

    Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452) . Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453) .

    Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454) .

    Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455) .

    В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

    Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

    Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

    путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

    без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

    Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

    Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456) .

    Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

    Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

    Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

    Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.

    Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.

    Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).

    об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;

    о сроках ее начала и окончания;

    о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

    о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

    В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

    Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

    Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.

    Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

    Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

    В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    Глава 39. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    § 1. Понятие и элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    Понятие договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. С переходом к рыночным отношениям существенно повышаются роль и значение гражданско-правовых средств в сфере создания и использования научно-технической продукции, которая приобретает свойства товара и все шире вовлекается в гражданский оборот. Одним из важных средств регулирования возникающих при этом общественных отношений является гражданско-правовой договор, которым с учетом установленных законом правил и гарантий регламентируются взаимные права и обязанности разработчиков и заказчиков научно-технической продукции. Многообразие видов создаваемой научно-технической продукции, источников финансирования научных исследований, различия в правовом режиме законченных разработок и воздействие целого ряда иных факторов обусловливают, в свою очередь, разнообразие гражданско-правовых договорных форм, применяемых в рассматриваемой сфере. Одну из таких форм образуют два тесно взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом полностью договора - договор на выполнение научно-исследовательских работ и договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (далее - договоры на выполнение НИР и ОКР).

    По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОКР - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, заказчик же обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК). Как видим, указанные договоры весьма близки, что и позволило регламентировать их нормами единой главы ГК. Имеющиеся различия в их правовом регулировании, в частности при решении вопросов о допустимости привлечения к исполнению договоров третьих лиц (ст. 770 ГК) и о последствиях невозможности достижения оговоренных договорами результатов (ст. 775-776 ГК), обусловлены несовпадением их предметов. Если в договоре на выполнение НИР им является результат научного исследования, который должен быть достигнут в ходе творческого выполнения технического задания заказчика, то договор на выполнение ОКР направлен на решение более конкретных задач, а именно на разработку образца нового изделия, конструкторской документации, новой технологии и т.п. Оба договора являются консенсуальными, взаимными и возмездными договорами, заключаемыми сторонами, как правило, на основе их свободного волеизъявления.

    По своей юридической природе договоры на выполнение НИР и ОКР близки к договорам подрядного типа, так как также направлены на выполнение определенных работ. Однако характер выполняемых работ и достигаемые по этим договорам результаты настолько отличаются друг от друга, что их вряд ли можно отнести к единому договорному типу. Так, если предметом договора подряда является результат обычной производственной деятельности подрядчика, все основные характеристики которого могут быть достаточно конкретно определены сторонами при заключении договора, то на исполнителей по договорам на выполнение НИР и ОКР возлагается, в сущности, решение творческих задач, которые нельзя точно предопределить заранее. Конечно, стороны формулируют в договорах основные требования к научным разработкам, образцам и создаваемым технологиям, но исполнители не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Более того, в ходе выполнения работ исполнителями могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а рассматривается сторонами как один из возможных вариантов их исполнения. В связи с этим и рядом других обстоятельств содержание прав и обязанностей сторон по договорам на выполнение НИР и ОКР, их ответственность друг перед другом и т.д. весьма существенно отличаются от того, что обычно встречается в договорах подрядного типа. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и то, что выполнение НИР и ОКР нередко приводит к созданию новых объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, секретов производства и т.п., условия использования которых требуют специального соглашения сторон. Это также накладывает существенный отпечаток на рассматриваемые договоры, которые с учетом всех отмеченных выше обстоятельств следует отнести к самостоятельному договорному типу.

    Договоры на выполнение НИР и ОКР необходимо отличать от лицензионных договоров, с помощью которых также опосредуются отношения, связанные с использованием научно-технических новшеств. Однако между этими договорами имеется достаточно важное различие. Если договоры на выполнение НИР и ОКР имеют своим предметом научно-технический результат, который еще только должен быть достигнут исполнителем в ходе НИР и ОКР, то предметом лицензионного договора является конкретное техническое или иное новшество (изобретение, промышленный образец, коммерческая тайна и т.п.), которым лицензиар уже располагает и которое предоставляется для использования лицензиату на определенных условиях.

    Рассматриваемые договоры, особенно договор на выполнение НИР, весьма близки также к авторским договорам, связанным с созданием научных произведений. Разграничение между ними проводится по двум главным основаниям. Прежде всего не совпадают цели указанных договоров. Авторский договор направлен на приобретение пользователем прав на использование будущего научного произведения путем его воспроизведения, распространения, перевода и т.п. Заключая договоры на выполнение НИР и ОКР, заказчики преследуют иные цели, а именно желают решить силами исполнителей те научные проблемы, которые возникли в их практической деятельности. Как правило, не совпадает и субъектный состав сравниваемых договоров. Если в авторских договорах непременными участниками являются непосредственные создатели научных произведений, то договоры на выполнение НИР и ОКР обычно заключаются научными организациями и учреждениями, т.е. юридическими лицами, которые организуют выполнение НИР и ОКР.

    Правовая регламентация отношений, связанных с договорами на выполнение НИР и ОКР, которая в течение длительного времени осуществлялась лишь подзаконными нормативными актами, с принятием нового ГК обеспечена, наконец, на законодательном уровне. Содержащиеся в гл. 38 ГК правила в настоящее время являются основным источником правового регулирования рассматриваемых отношений и сами по себе не предполагают дальнейшего развития в специальном законодательстве. Но поскольку в процессе выполнения НИР и ОКР нередко создаются новые объекты интеллектуальной собственности, в этой области широко применяется законодательство об исключительных правах. К срокам выполнения и цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ в целях нормативной экономии и с учетом того, что на эти вопросы не влияет специфика рассматриваемых договоров, применяются соответствующие правила о договорах подряда. Аналогичным образом решен вопрос и в отношении распространения на государственные контракты на выполнение НИР и ОКР правил ст. 763-768 ГК, посвященных подрядным работам для государственных нужд.

    Элементы договоров на выполнение НИР и ОКР. В качестве сторон в договорах на выполнение НИР и ОКР выступают исполнители и заказчики. Исполнителями работ могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица. Обычно исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения, а также предприятия и организации, имеющие в своем составе научные, конструкторские и иные аналогичные подразделения. Заказчиками работ могут быть любые организации и граждане, органы государственной власти и управления, которые нуждаются в проведении соответствующих научных исследований и разработок.

    Предметом обоих договоров является результат, который должен быть получен исполнителем в ходе творческого решения поставленной заказчиком научной, технической, технологической или иной подобной задачи*(457) . Он может выражаться в законченных научно-исследовательских, конструкторских и технологических работах, образце нового изделия и конструкторской документации на него, создании новой технологии или в ином производственном новшестве. При этом проведение научных исследований предполагает, как правило, выяснение принципиальной возможности решения той или иной задачи и может завершаться выработкой соответствующих гипотез, теорий, заключений, рекомендаций и т.п. В ходе ОКР решаются более утилитарные практические задачи, связанные с созданием образцов новой техники, технологии, материалов и иных производственных новшеств. Нередко проведение НИР и ОКР рассматривается сторонами в качестве последовательных стадий решения стоящей перед ними научно-технической проблемы. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

    Специфика предмета рассматриваемых договоров выражается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности точно определить его конкретные параметры заранее. При заключении договора стороны, как правило, определяют лишь общие научно-технические, экономические, экологические и иные требования, которым должен отвечать ожидаемый результат. В этих целях заказчик разрабатывает и согласовывает с исполнителем техническое задание, а исполнитель готовит программу предстоящих работ.

    Цена устанавливается по соглашению сторон и включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. Чаще всего цена работы определяется путем составления сметы. Как правило, смета готовится исполнителем и с момента подтверждения ее заказчиком становится составной частью договора. Как и в договоре подряда, цена выполнения НИР и ОКР может быть приблизительной или твердой. Аналогичными являются и последствия необходимости существенного превышения определенной приблизительно цены работы: исполнитель должен своевременно предупредить об этом заказчика, а последний может либо согласиться с новой ценой договора, либо отказаться от договора, оплатив исполнителю выполненную часть работы. В случае, когда в состав выполняемых исполнителем НИР или ОКР входят их различные виды, в договоре могут устанавливаться цены отдельно для каждого вида научно-технической продукции. Договор может предусматривать также надбавки (скидки) к договорной цене с учетом выполнения условий договора и достигнутых характеристик полученной научно-технической продукции. Порядок расчетов избирается самими сторонами и может предусматривать единовременную оплату работ в установленный срок со дня подписания акта сдачи-приемки, оплату отдельных этапов работ, выплату аванса и т.д.

    Срок действия договоров на выполнение НИР и ОКР устанавливается сторонами с учетом сложности решаемых задач, ориентировочного объема предстоящих работ, обеспеченности исполнителя материально-техническими и иными ресурсами и т.п. Наряду с указанием начального и конечного сроков выполнения работ обычно дополнительно согласовываются сроки завершения отдельных этапов работ, которые фиксируются в календарном плане или ином аналогичном документе. Как правило, исполнителю предоставляется право на досрочное выполнение работ, результаты которых должны быть приняты заказчиком.

    Особых требований к форме договоров на выполнение НИР и ОКР закон не содержит. Обычно договор заключается в простой письменной форме путем составления сторонами единого документа, имеющего ряд приложений в виде технического задания заказчика, согласованной сторонами сметы, календарного плана и т.п. На практике до сих пор широко используется форма Примерного договора на создание (передачу) научно-технической продукции, являющегося приложением к Положению о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденному Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г.*(458)

    Договоры на выполнение НИР и ОКР заключаются, как правило, по свободному волеизъявлению сторон в общем порядке, который определен гл. 28 ГК. В тех случаях, когда НИР и ОКР выполняются для государственных нужд на основе государственного контракта, последний заключается по правилам, предусмотренным ст. 528 ГК.

    1. Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

    По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного, и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

    2 Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд:

    · государственный заказчик - федеральный государственный орган или государственный орган субъекта федерации, имеющий инвестиционные ресурсы, либо организация, наделенная правом распоряжения ими;

    · подрядчик - юридическое лицо или гражданин.

    3. К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК о соответствующих, видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а так же “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.08.93 1д 812 (в ред. от 18.02.98).

    Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят

    Понятие и содержание договоров на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ

    1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научны. исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторского документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
    2. договор является консенсуальлым, двусторонним и возмездием.
    договор может охватывать как весь цикл проведения исследования (научно-исследовательские работы), разработки и изготовления образцов или технологии (опытно-конструкторские и технологические работы), так и его отдельные этапы.
    Риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик, который в этом случае обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности полить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
    К условиям о сроках выполнения работ применяются соответствующие нормы о договоре подряда, следовательно, для признания договора заключенным необходимо согласование сроков начала и окончания работ, нарушение которых рассматривается как просрочка исполнения обязательств.
    Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
    3. Исполнитель обязан



    · выполнить работу в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать ее результаты заказчику в предусмотренный договором срок;

    · незамедлительно информировать заказчика о выявленной в ходе работ невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;

    · по договору на выполнение научно-исследовательских работ- выполнять работы лично и не вправе привлекать к их выполнению третьих лиц без согласия заказчика. Исполнитель по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц без согласия заказчика, если иное не предусмотрено договором (к отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике);

    · согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

    · гарантировать “патентную чистоту” результатов, полученных в ходе выполнения работ по договору, то есть передать результаты, не нарушающие исключительных прав третьих лиц;



    · своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступление от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;

    · возместить убытки, причиненные заказчику в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Упущенная выгода подлежит возмещению в случаях, предусмотренных договором.

    Заказчик обязан:

    · передавать в процессе проведёния работ информацию (патентную, техническую, научную и пр.), необходимую исполнителю для надлежащего выполнения работ;

    · принять рёзультаты работ после. их завершения или в ином порядке, предусмотренном договором. В случае уклонения заказчика в течение двух месяцев от приемки работ исполнитель вправе после предупреждения заказчика продать результат работ за разумную цену третьему лицу, а вырученные деньги за вычетом причитающихся ему платежей внести на имя заказчика депозит нотариуса или суда. Сдача-приемка работ оформляется двусторонним актом, подписанным сторонами;

    · оплатить результаты работ в размере и порядке, предусмотренных вдоговоре;

    · оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре;

    · договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу или тематику работ.
    Стороны обязаны:

    · обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, если иное не предусмотрено договором. Круг сведений, составляющих конфиденциальную информацию, может быть предусмотрен в договоре;

    · публиковать полученные при работе сведения, признаваемые конфиденциальными, только с согласий другой стороны.

    4. Стороны вправе использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором, а также для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором.
    Исключительные права на научно-технические результаты, полученные в ходе выполнения работ по договору, принадлежат сторонам.
    Заказчик получает исключительные права на результаты работ, а исполнитель вправе использовать их для собственных нужд договором может быть по-иному произведено разграничение прав на результаты работ.
    В договоре должны быть предусмотрены следующие условия, касающиеся патентоспособных результатов работ:

    · подача заявок и получение патентов на них;

    · обязательства сторон по передаче прав на заявленные и запатентованные решения.

    5. Особенности ответственности сторон за ненадлежащее выполнение обязательств по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

    · исполнитель отвечает только при наличии вины;

    в определенных случаях ограничивается размер ответственности исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по
    договору:
    - возмещается только реальный ущерб, но не упущенная выгода;
    - по соглашению сторон сумма возмещения убытков может быть ограничена стоимостью работ.
    При обнаружении недостатков в технической документации, образцах изделий и т. п. заказчик вправе потребовать лишь безвозмездного устранения их исполнителем, но не вправе требовать соразмерного уменьшения цены работ или возмещения собственных расходов на устранение недостатков.
    При просрочке исполнителем срока сдачи работ заказчик вправе отказаться от приемки работ и потребовать возмещения причиненного этим ущерба, если покажет, что исполнение обязательства утратило для него интерес вследствие просрочки исполнителя договор на выполнение научно-исследовательских работ прекращается при выявлении объективной невозможности достижения ожидаемого результата, а договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - также и при нецелесообразности дальнейшего продолжения работ.

    Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

    По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

    К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» 1 , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

    Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

    Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту

    может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

    Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

    Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

    Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

    В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

    Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

    При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

    Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

    К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

    Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

    Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

    Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.



    Просмотров