Лекции по обучению го и чс. Руководство гражданской обороны. по гражданской обороне

Москва 2004


ЛЕКЦИИ

по гражданской обороне

ЛЕКЦИЯ Тема №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Законодательство РФ в области гражданской обороны (ГО)

Принятие Федерального закона "О гражданской обороне" определило правовое поле работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно -правовых форм и форм собственности.

В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О федеральных службах гражданской обороны" и ряд других.

Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (cт.1O) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ №547 от

В этом положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

    изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий при сигналах оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальным средствами защиты;

    совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области ГО определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Обеззараживанию населения, техники, зданий, территорий и про ведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Срочное захоронение трупов в военное время;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Структура и органы управления гражданской обороны

Структуру гражданской обороны РФ оставляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов управления исполнительной власти, субъектов рф, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

    федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

    структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,

Указанные органы комплектуются военнослужащими Войск гражданской обороны, средства, на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства, на содержание которых выделяются из бюджетов субъектов РФ.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация гражданской обороны Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что" организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральный закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пораженным и пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй принцип организации и ведения ГО заключается в том, что она организуется на территории РФ по территориально - производственному принцип. Этот принцип означает что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально--производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, т. к. именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функции государства.

Руководство гражданской обороны

В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для решения задач го, обучения населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

Силы гражданской обороны

В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а так же гражданские организации гражданской обороны.

Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, а так же аварийно-спасательные службы.

Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее частях.

В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются гражданские организации ГО. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 11 или 111 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а так же женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Гражданские организации ГО проводят аварийно-спасательные, другие неотложные работы и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Участвуют в борьбе с пожарами; в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и иному заражению; обеззараживании населения, техники, зданий и территорий; срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения; восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

Гражданская оборона на объектах экономики

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведения в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Руководитель объекта является начальником гражданской обороны. На объекте создается орган, уполномоченный на решение задач ГО, начальник которого может быть заместителем НГО.

Кроме того, у НГО могут быть заместители по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

На объекте создаются гражданские организации гражданской обороны, которые включают группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

Типовые схемы организационно-штатной структуры гражданских организаций ГО содержатся в "Методических указаниях по созданию гражданских организаций гражданской обороны", введенных в действие директивой МЧС России от 3.04.2000 г. N233-860-44.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные), подземные (подводные). Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Поражающими факторами ядерного взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс.

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. для защиты от ударной волны необходимо использовать заглубленные и герметические сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

Световое излvчение - ядерного взрыва - это мощный поток видимого света и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Источником светового потока является яркая вспышка и огненный шар, состоящий из раскаленных газообразных продуктов ядерного боеприпаса и прилегающих к нему слоев нагретого воздуха. У людей световое излучение может вызывать ожоги открытых участков тела и поражения органов зрения.

От светового излучения возможно образование массовых пожаров.

Защитой людей от светового излучения служат инженерные сооружения, защитная одежда, специальные очки, а также заблаговременное создание дымовых завес и про ведение профилактических противопожарных мероприятий.

Проникающая радиация - представляет собой поток гамма лучей и нейтронов, возникающих в момент ядерного взрыва. Время ее действия 10-15 сек. За этот период радиоактивное облако успевает подняться на большую высоту, и гамма лучи, и нейтроны полностью поглощаются атмосферой.

Вредное биологическое действие гамма лучей и нейтронов, обусловлено, их способностью ионизировать атомы и молекулы клеток живой ткани.

Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают воздействие проникающей радиации, а убежища и противорадиационные укрытия практически полностью защищают от нее.

Радиоактивное заражение местности - присутствие радиоактивных веществ в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности. Оно возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Размеры района радиоактивного заражения зависят от мощности взрыва и скорости ветра, метеорологических условий и характера местности.

Электромагнитный импvльс (ЭМИ) - это электрические и магнитные поля, возникающие в результате воздействия гамма-излучения на атомы окружающей среды и образования в этой среде потока электронов и положительных ионов.

Очаг ядерного поражения условно делят на зоны. Зона полных разрушений - территория, подвергшаяся воздействию ударной волны с избыточным давлением (на внешней границе) свыше 50 кПа. В зоне полностью разрушаются все здания и сооружения, а также противорадиационные укрытия и часть убежищ образуются сплошные завалы, повреждается коммунально-энергетическая сеть. Зона сильных разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 50 до 30 кПа. В этой зоне наземные здания и сооружения получают сильные разрушения, образуются местные завалы, возникают пожары. Большинство убежищ сохранятся, у некоторых из них могут быть завалены входы и выходы. Люди, находящиеся в них, могут получить поражения только из-за нарушения герметизации убежищ, их затопления или загазованности. Зона средних разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 30 до 20 кПа. В ней здания и сооружения получают средние разрушения. Убежища и укрытия подвального типа сохраняются. От светового излучения могут возникнуть пожары. Зона слабых разрушений - с избыточным давлением во фронте ударной волны от 20 до 1 О кПа. Здания получают небольшие разрушения. От светового излучения возникают отдельные очаги пожаров.

КПа- это единица измерения давления. 1 атм.= 105 Па.

Химическое оружие.

К химическому оружию относятся боевые токсические химические вещества (БТХВ) и средства их доставки к цели. К боевым токсичным химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для поражения различных видов растений. ОВ составляют основу химического оружия. Многие ОВ не имеют ни цвета, ни запаха, что затрудняет их обнаружение органами зрения и обоняния. Кроме того, современные ОВ настолько высокотоксичны, что даже кратковременное пребывание людей в зараженной атмосфере без средств защиты органов дыхания или при попадании капель ОВ на кожу может привести к смертельному исходу.

В момент применения ОВ могут быть в капельножидком состоянии, в виде газа (пара), тумана или дыма. Поэтому поражение может быть вызвано в результате вдыхания пораженного воздуха, при попадании ОВ в глаза, на кожу, одежду, при употреблении зараженной пищи или воды, а также при соприкосновении с зараженными предметами.

Поражающее действие ОВ оценивают по их концентрации, плотности заражения, стойкости, токсичности.

Концентрацией называется количество ОВ, находящегося в единице объема зараженного воздуха. Ее выражают чаще всего в миллмграммах ОВ, содержащегося в 1 л воздуха (мг/л).

Плотность заражения - это количество ОВ, находящегося на единице площади местности или другой поверхности. Плотность заражения принято выражать в г/м 2 .

Стойкость - это способность ОВ сохранять свое поражающее действие в воздухе или на местности в течение определенного времени.

К стойким относятся ОВ, сохраняющие поражающие свойства от нескольких часов до нескольких суток (v-газы, зарин, зоман, табун, азотистый иприт, люизит, иприт).

Нестойкие ОВ (синильная кислота, фосген, хлорциан) сохраняют поражающие свойства в течение нескольких минут.

Способность ОВ оказывать поражающее действие на людей и животных характеризуется таким термином, как токсичность. Токсичность ОВ проявляется при его контакте с живым организмом, вызывая определенный эффект поражения. Токсичность характеризуется количеством вещества, вызывающим поражающий эффект, и характером токсического действия на организм. Токсическая доза (токсодоза) ОВ - количество вещества (доза), вызывающая определенный токсический эффект при различных путях проникновения в организм: ингаляционном, кожно-резорбтивном и через раны.

обороны ...
  • «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

    Документ

    Мероприятий по гражданской обороне , разрабатывают-и реализуют планы гражданской обороны ; осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны , органов управления гражданской обороны ...

  • Методические рекомендации по обучению неработающего населения в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г владимир 2009 г

    Методические рекомендации

    Решать задачи по гражданской обороне и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей гражданской обороны организаций, при... военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров. Лекция 1 2 Опасности, возникающие при ведении...

  • 1 Провести в общеобразовательных учреждениях Камышловского городского округа плановые объектовые тренировки по гражданской обороне в мае 2012 года

    Документ

    ... (взаимодействия) по гражданской обороне , по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по приведению в готовность системы управления, по подготовке... для руководства могут быть прочитаны лекции , с ним проводятся семинары, групповые упражнения...

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ГО и ЧС

    НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

    (Темы 1-7)

    Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Сборник предназначен в помощь руководителям учебных групп на ОНХ при проведении занятий по изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное время и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Принципы И ПОРЯДОК

    составления методической разработки и проведения занятия (лекции)

    В общем плане схема поэтапной подготовки к занятию (лекции) представлена в приложении 1. По аналогии такую схему можно применить и к другим видам занятий.

    В ходе первого и второго этапов определяются и осмысливаются конструктивные вопросы, раскрывающие основное содержание занятия (лекции), определяется целевая установка на конкретную аудиторию, формулируется основной тезис, направленный на решение задачи и сверхзадачи занятия (лекции).

    Под задачей занятия (лекции) понимается конкретная цель, которую руководитель занятия намеревается достигнуть в данной аудитории по заданной теме. Оставить в памяти слушателей определенную информацию, добиться понимания ее роль и место в общей системе знаний по данному разделу обучения; доказать необходимость использования этих знаний для перестройки деятельности в нужном направлении.

    Сверхзадача - это то "сквозное действие", которое проходит красной нитью через одно, а иногда серию, систему занятий. Решается она не столько путем доказательств, сколько методом и приемами убеждения с использованием различных средств, воздействующих на чувства и подсознание слушателей.

    Расплывчатая формулировка задачи занятия (лекции) - одна из главных ошибок, которая допускается некоторыми, особенно, начинающими педагогами. В результате, как показывает опыт, занятия (лекции) без четко поставленной задачи и, при этом, не сориентированные на конкретную аудиторию не достигают цели. Воспринимаются они слушателями без интереса .

    В общем виде формулирование конкретных целей представлено в таблице:

    Общая задача

    занятия

    (лекции)

    Целевые установки

    1. Проинформировать

    2. Убедить

    3. Научить

    4. Призвать к действию.

    Довести до понимания, доказать, продемонстрировать, разъяснить

    Воодушевить, сосредоточить, повести

    В соответствии с поставленной задачей формулируется главный тезис - .т е. основная мысль, идея, положение, которые проходят через всю лекцию или занятие от выступления до заключения.

    Результатом работы на третьем этапе являются общий план и композиция занятия (лекции).

    План занятия (лекции) включает:

    1.Тему - название предмета (явления, события), о котором пойдет речь.

    2. Социальную задачу - общественную значимость данной темы

    3. Цель занятия (лекции) - осознанное намерение руководителя занятия (лектора).

    4. Главный тезис - ведущая мысль, идея, положение.

    При этом основными вопросами могут быть:

    1. Постановка проблемы - возможные пути решения проблемы - альтернативные подходы.

    2. Предлагаемое решение - выход на деятельность.

    Композиция занятия (лекции) - это детально разработанный план занятия (лекции), но с учетом его ориентирования на аудиторию. Композиция более сложная и многослойная конструкция, чем план. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство руководителя занятия и слушателей. Возможная композиция занятия (лекции) представлена в приложении 2.

    Композиция занятия (лекции) должна учитывать естественную динамику восприятия информации слушателями, которая включает четыре фазы;

    Начало восприятия (психологическая подготовка к восприятию основного вопросамин.;

    Оптимальная активность восприятия - 25-30 мин.;

    Фаза усилий - 10-15 мин,;

    Фаза выраженного утомления.

    Незнание руководителем занятия (лектором) этих физических и психологических возможностей человека, приводит зачастую к тому, что на определенных этапах интереснейших по содержанию занятий (лекций), слушатели перестают слушать руководителя занятия, отвлекаются, внимание их рассеивается, а иногда просто начинают засыпать.

    Исходя из сказанного, занятие (лекцию) необходимо строить в следующем порядке.

    Первые 4-5 минут, пока аудитория настраивается, необходимо сделать вступление в соответствии с рекомендациями, данными в приложении 2.

    Следующие 25-30 минут подается сложный для восприятия материал.

    В последующие 10-15 минут (в фазе усилий) необходимо принимать определенные меры для активизации внимания слушателей путем переключения на материал, обеспечивающий повышенный интерес (показательные примеры, практические советы и т. д.).

    После перерыва необходимы 1-2 минуты для того, чтобы настроить слушателей на дальнейшее восприятие занятия (лекции), а далее, как и на первом часе.

    При разработке содержания занятия (текста лекции), а в последующем и проведении занятия (чтении лекции), необходимо внимательно относиться к построению фраз.

    Для слушающего лекцию длина фраз не имеет значения, но их глубина (количество слов в одной фразе) может оказать существенное влияние на восприятие содержания занятия (лекции). Это диктуется возможностями оперативной памяти человека. Исходя из этого, фразы должны включать не более 10 слов не зависимо от длины каждого из них. Так они лучше воспринимаются и конспектируются слушателем. Недопустима, так же, череда коротких фраз - это быстро утомляет слушателя.

    Иллюстрации к занятиям (лекциям) нужны тогда, когда содержание материала и характер изложения требуют наглядного сопровождения, как одного из средств раскрытия этого содержания.

    Сколько слайдов, схем, плакатов необходимо готовить? На этот вопрос вряд ли возможен однозначный ответ. В том, что они необходимы, вопросов не может возникнуть. Эта необходимость возникает из биологических и физических возможностей человека. Наши органы чувств созданы природой и настроены на восприятие таким образом, что через зрение к нам поступает около 80% информации, через слух - до 15%, и только 5% информации мы воспринимаем через другие органы чувств. Из этого следует, что для лучшего восприятия материала занятия (лекции), нужна его наглядность. Что касается количества иллюстративного материала, то в специальной литературе по этому вопросу даются противоречивые мнения. В одном они сходятся: на занятии (лекции) должны быть 1-2 опорные схемы (плаката), к которым руководитель занятия неоднократно обращается. При большем их количестве внимание слушателя рассеивается, а, следовательно, ухудшается и восприятие материала.

    При рассмотрении отдельных положений (фрагментов) опорной схемы могут использоваться слайды. Их количество диктуется содержанием занятия (лекции) и определяется руководителем занятия. Если руководитель занятия хорошо владеет графикой, то весьма полезно предусмотреть в ходе занятия (лекции) время на выполнение рисунков и схем на доске.

    Весь иллюстрированный материал должен быть прост для восприятия и нагляден. Зачастую, многие схемы и плакаты исполнены настолько мелким шрифтом, что слушатели плохо видят их даже из первых рядов. В этом одна из причин возникновения психологического барьера между руководителем занятия и слушателем.

    Итак, занятие или лекция написаны, подготовлен иллюстрированный материал; начинается четвертый этан - редакционный. Сюда входят вычитка материалов занятия (лекции) и подготовка к проведению занятия (чтению лекции). В ходе подготовки проводится читка (произнесение текста вслух), окончательное редактирование и тренировка. Этот этап один из ответственных, В ходе тренировки руководитель занятия должен мысленно представить аудиторию, предусмотреть возможную ее реакцию и на этой основе окончательно утвердиться в порядке и способах доведения материала до слушателя. Окончательная готовность руководителя занятия определяется степенью его владения материалом занятия (лекции), когда он будет способен произносить текст не прибегая к написанному, а используя только план и тезисы, исполненные на отдельных небольших листах (карточках). Это возможно только после нескольких тренировок и достаточном опыте.

    Проведение занятия (чтение лекции) - 5-й по счету, но главный по значимости этап.

    Чтобы занятие (лекция) имели успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей и, во-вторых, удерживать это внимание до конца занятия (лекции).

    Рассмотрим некоторые способы привлечения внимания и удержания интереса.

    Прием соучастия. Он используется для привлечения внимания слушателей, когда руководитель занятия как бы приглашая их к диалогу, делает соучастниками рассмотрения материала занятия (лекции). Здесь возможны выражения: "Представим себе, что...", "Вообразите, что...", "Многие из вас…"; "Мы с вами бывали неоднократно свидетелями такой сцены..." и т. д.

    Прием персонификации. Суть его заключается в том, что каждая новая мысль облекается в живой пример из жизни или художественных произведений.

    Однако этими двумя приемами не следует злоупотреблять. Они уместны в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание слушателей в ходе занятия (лекции). Для этого необходимо следить за аудиторией и чувствовать моменты, когда начинает слабеть ее внимание.

    Сильным приемом является подача материала, как проблемного. Суть его заключается в сталкивании противоречивых фактов. Здесь возможны ситуации затруднений и постановка проблемных вопросов (противоречия, парадоксы, "сократический диалог", полемические элементы).

    Из сказанного, пожалуй, наибольшее непонимание вызывает термин " сократический диалог ". Он заключается в следующем:

    1. Осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное руководителем занятия.

    2. Осмысливается противоположное ему, но столь же аргументированное положение.

    3. Противоречие обнаруживается и фиксируется в сознании слушателей, что создает проблемную напряженность.

    4. Исследуются противоречия и пути к их разрешению

    5. Разрешение проблемы, открытие истины.

    При чтении лекции говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность и сила. Ни в коем случае в тоне не должно быть менторства и назидательности - это отталкивает аудиторию от руководителя занятия.

    Темп речи разными авторами предлагается от 60-80 до 90-120 слов в минуту. Чтобы материал занятия (лекции) хорошо запомнился слушателями, темп речи должен составлятьслов в минуту. При подаче материала под запись темп речи необходимо снижать до 30-40 и даже 20-30 слов в минуту.

    Возвращаясь к композиции занятия (лекции), исходя из темпа речи текст двухчасовой лекции по своему объему может составлять 22-23 машинописных страницы, а одночасовой лекции - 13-15 страниц без учета продиктовки отдельных положений.

    Речь надо строить так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., или чтобы переход от одного положения к другому был естественным. При этом направление мысли должно осуществляться в следующем порядке: тезис - мотивировка - раскрытие сути явления - объяснение - утверждение.

    Занятие (лекция) допускает юмор, иронические замечания в соответствии, конечно, с содержанием. Но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованности и тонкого умения их подачи.

    В некоторых занятиях (лекциях) нельзя обойтись без цитат. Но цитаты имеют смысл лишь тогда, когда они дополняют и подкрепляют излагаемые положения.

    Взор руководителя занятия не должен быть привязан к какой-то одной точке в аудитории, надо смотреть в аудиторию так, чтобы создавалось впечатление обращения то к одному, то к другому слушателю, а то и ко всем сразу. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к руководителю занятия и достигается взаимопонимание между слушателями и руководителем занятия (лектором).

    Руководитель занятия не должен быть скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной или театральной жестикуляцией. Жест и мимика оживляют речь, но ими надо пользоваться осторожно, Они должны быть естественными и соответствовать содержанию занятия (лекции). Очень нелепо выглядит руководитель занятия, читающий безотрывно текст и одновременно жестикулирующий рукой в знак утверждения или отрицания той или иной мысли.

    Мимика и жесты - это атрибуты нашего поведения. Мы свыклись с ними, они являются чертами нашего характера и проявляются независимо от нашего сознания. Здесь можно пожелать только одного - умерить их количество, если вы очень эмоциональны, но ни в коем случае не надо пытаться создать искусственный образ, тренируясь перед зеркалом.

    Не следует все время расхаживать перед аудиторией и делать однообразные движения, и, тем более, недопустимо метание от трибуны к плакату (схеме, и т. п.) и обратно.

    Для поддержания дисциплины на занятии (лекции), путь один - привлечение внимания аудитории. Для этого необходимо, как минимум, интересный материал, хорошая композиция занятия (лекции), правильный стиль и тактичность в поведении руководителя занятия.

    Приложение 1

    Этапы разработки и проведения занятий

    1 этап

    Аналитический

    Проблемный анализ темы, формулировка основных вопросов, поиск ответов на эти вопросы в теории. Подбор пособий, литературы, схем, слайдов. Установления связи темы данного занятия с другими темами.

    Теоретическая концепция занятия (лекции)

    2 этап

    Стратегический

    Определение «образа» аудитории, формулировка целевой установки, задачи и сверхзадачи, формулировка главного тезиса

    Главный тезис занятия

    3 этап

    Тактический

    Подбор материалов, фактов, иллюстраций, выбор приемов и способов, активизации слушателей, определение средств привлечения внимания и интереса слушателей на разных этапах занятия

    Общий план и композиция занятия

    4 этап

    Редакционный

    Вычитка-исправление ошибок и неточностей, удаление слов и выражение не свойственных письменной речи, избавление от повторов, неблагозвучных сочетаний, очистка текста от речевых штампов, упрощение синтаксического строя речи

    Отредактированный, произнесенный вслух текст занятия

    5 этап

    Рабочий

    (аудиторный)

    Ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики проведения занятия в соответствии с реальной ситуацией

    6 этап

    Контрольно-итоговый

    Самоанализ, уяснение причин достоинств и недостатков занятия, изучение мнения слушателей, совершенствование текста занятия с учетом итогового контроля

    Отредактированный текст и рабочий план занятия

    Приложение 2

    Композиция занятия

    Элементы

    Назначение

    Целевые

    действия

    Приемы и средства

    зачин

    Подготовить аудиторию к восприятию

    Завладеть вниманием, возбудить интерес, дисциплинировать

    Что-то удивительное: случай факт, история и т. п.

    Завязка

    мысли

    Поставить проблему

    Доказать актуальность, выявить противоречие, заинтриговать новым

    Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, контрастное положение

    Изложение

    Довести план

    Обеспечит понимание цели общения

    Обращение к интересам, потребностям, краткое описание ссылки на социальные задачи документа

    1 учебный

    вопрос

    Представить предмет изучения

    Раскрыть основное понятие

    Определение, деление, понятия трактовка, опорная схема, сигнал, образ и т. д.

    2учебный

    вопрос

    Довести сущность до понимания

    Выдвинуть тезис и обосновать новое, дать оценку элементов, опровергнуть антитезис

    Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы и т. п.

    3 учебный

    вопрос

    Дать установку на деятельность

    Связать теорию с практикой. Предложить решение

    Данные эксперимента, показательные примеры, официальные установки

    Напоминание

    Закрепить главную мысль занятия

    Напомнить основной тезис

    Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент или факт,

    Обобщение

    Убедиться, что цель занятия достигнута

    Усилить впечатление от занятия, подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли.

    Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата.

    Пожелания

    Направить деятельность слушателей

    Поставить задачи, мобилизовать, сориентировать, призвать

    Перспективы, обращения, лозунги

    ТЕМА 1.

    ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

    КАК СИСТЕМА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР

    ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

    ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

    ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

    ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

    Законодательство РФ

    в области гражданской обороны (ГО)

    Федеральный закон "О гражданской обороне" с дополнениями и изменениями, принятыми Федеральными законами от 9.10.2002 г. и от 01.01.2001 г. , определяет правовое поле работы органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности.

    В развитие этого закона приняты Постановления Правительства РФ "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и ряд других.

    Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" (ст. 10) граждане Российской Федерации: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

    Основные задачи обучения населения определяет Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, которое утверждено постановлением Правительства РФ № 000 от 2.11.2000 года.

    В этом Положении прописано, что основными задачами обучения населения в области ГО являются:

    Изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приёмов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

    Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

    Выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    Овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приёмами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Предназначение и задачи гражданской обороны

    Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Основные задачи в области гражданской обороны определены в ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне". Это:

    обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    проведение мероприятии по световой маскировке и другим видам маскировки;

    проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

    обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

    срочное захоронение трупов в военное время;

    разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    гражданской обороны

    Структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

    Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномочен­ные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

    структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

    структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

    Организация гражданской обороны

    Российской Федерации

    Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

    Первый заключается в том, что "организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в соответствующих положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральных закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

    Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи поражённым и по­страдавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

    Второй важнейший принцип организации и видения ГО заключается в том, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время. При этом основное внимание уделяется формированию нормативных правовых основ функционирования гражданской обороны, организации системы управления и оповещения, созданию и подготовке сил гражданской обороны, накоплению запасов материально-технических средств, а также обучения населения в области ГО.

    Руководство гражданской обороной

    В Российской Федерации руководство гражданской обороной осуществляет Правительство РФ, а государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, в территориально-административных образованиях и организациях осуществляют их руководители. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения, в том числе за создание и накопление фондов коллективных и индивидуальных средств защиты, за подготовку сил, необходимых для реше­ния задач ГО, обучение населения и персонала объектов на подведомственных уровнях.

    Начальники ГО в рамках своих полномочий имеют право: вводить в действие планы ГО; принимать решение об эвакуации; издавать приказы по вопросам ГО.

    Силы гражданской обороны

    В состав сил ГО входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, - Войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

    Для решения задач ГО могут привлекаться воинские части и подразделения Вооружённых Сил РФ, а также аварийно-спасательные службы.

    Деятельность Войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её частях.

    В мирное время эти войска участвуют в аварийно-спасательных работах, в локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

    На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создаются нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

    Гражданская оборона на объектах экономики

    Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    Осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

    Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    На каждом объекте должны быть обеспечены: защита людей от различных ЧС; устойчивость его функционирования и проведение в случае необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    На объекте создаётся орган, уполномоченный на решение задач ГО. Кроме того, руководитель объекта, как лицо, несущее персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите работников объекта, может назначать из числа своих заместителей или других работников, ответственных по эвакуационным мероприятиям, по инженерно-техническому и материально-техническому обеспечению, которые курируют вопросы ГО в части их касающейся.

    На объекте создаются нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, которые могут включать группы: разведывательные (ПРХН); оповещения и связи; медицинские; аварийно-технические; противопожарные; охраны общественного порядка; по обслуживанию убежищ и укрытий; автотранспортная; материально-технического снабжения; энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов, других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

    ТЕМА 2.

    ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

    За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической областях. В то же время значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Особенность вооружённой борьбы в будущем будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одно­временно и экономика страны, и гражданское население.

    Вооружённые силы XXI века, по мнению американских военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счёт поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы, что уже имело место при нанесении США и НАТО ударов по Ираку и Югославии. Так, объектами активного воздействия в ходе агрессии против Югославии был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнили 9300 боевых самолёто-вылетов, суммарная мощность ударов кото­рых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тыс. тонн. В результате этих ударов было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, 35% объектов энергоснабжения , более 40 круп­ных мостов.

    По мнению экспертов, военные действия в будущем приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения продолжительности войн.

    В случае возникновения на территории России локальных вооружённых конфликтов и развёртывания широкомасштабных боевых действий источниками ЧС военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. К ним относятся:

    опасности, которые возникают от прямого действия средств поражения. Они могут привести к травматическим поражениям осколками, инфекционным заболеваниям, радиационным и химическим поражениям. В перспективе к ним могут добавиться поражения, вызванные применением новых видов оружия, основанного на новых физических принципах (психотропного, информационного, метеорологического, геофизического, инфразвукового и др.);

    опасности, которые могут возникнуть опосредованно через разрушение зданий, гидродинамических, химически и радиационно опасных предприятий, вследствие возникновения пожаров, очагов биологического заражения. Воздействие их на людей принято называть вторичными факторами поражения;

    опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью. К ним относятся воздействия средств поражения приводящие к потере жилищ, нарушениям систем водоснабжения и продовольственного снабжения, разрушению системы медицинской помощи населению и т. п.

    Следует отметить, что опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:

    они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощрённый характер, чем природные и техногенные опасности;

    непосредственно средства поражения применяются также только человеком, через его волю и через его замысел. Поэтому в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

    развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия. В любом случае в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты;

    для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база. Всё это ведёт к тому, что от некоторых средств поражения фактически невозможно найти средств и методов защиты;

    анализ тенденций эволюции военных опасностей говорит о том, что современные (будущие войны) всё чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооружённого воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление.

    Указанные опасности будут возникать при применении противником современных обычных средств поражения, ядерного, химического, биологического и другого оружия.

    ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

    Ядерное оружие является наиболее мощным средством массового поражения. Действие его основано на использовании внутриядерной энергии, освобождающейся при ядерных превращениях, носящих характер взрыва. Ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, в которой произошёл взрыв, называется центром, а её проекция на поверхность земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

    Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности и электромагнитный импульс являются поражающими факторами ядерного взрыва.

    Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны со сверхзвуковой скоростью. Она наносит поражение прежде всего высоким избыточным давлением, которое почти мгновенно сжимает тело человека, вызывает повреждения внутренних органов, кровоизлияния, разрывы тканей. Воздействие оказывает также и скоростной напор. Он обладает сильной метательной способностью и может отбросить человека или ударить его об окружающие предметы. Для защиты от ударной волны необходимо использовать заглублённые и герметичные сооружения или устойчивые к ударам объекты техники.

    1. Общие положения.

    Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

    2. Цели и задачи.

    Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

    Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе;

    3. Проведение «Урока безопасности».

    Тема: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

    Время: 40 минут.

    1. Вводная часть 7 минут.

    Просмотр документального фильма «Крымск мы с тобой».

    2. Основная часть 30 минут.

    Проведение урока с помощью интерактивной презентации.

    3. Заключительная часть

    Просмотр мульт. фильма «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах» 3 минуты.

    Конспект урока по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

    Ребята! Сегодня вы узнаете какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в школе, на отдыхе, а также научитесь правилам поведения в опасных ситуациях.

    Тема нашего урока «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (наводнение, пожар, землетрясение)».

    Слайд 1.

    Чрезвычайная ситуация – это опасность, угрожающая сразу многим людям.

    Слайд 2.

    Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.

    Мы с вами будем говорить о природных чрезвычайных ситуациях. Наибольшую опасность для человека представляют наводнения, землетрясения и пожары.

    Слайд 3.

    Наводнение это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:

    Обильные осадки, дожди;

    Интенсивное таяние снега;

    Образование заторов (льдины весной);

    Разрушение плотин и дамб;

    Слайд 4.

    Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.

    Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Они составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Вы, наверное, все слышали, что одним из масштабных наводнений этим летом было наводнение в городе Крымске.

    Слайд 5.

    Шли проливные дожди, в результате которых поднялся уровень воды в реке. Очевидцы наводнения в Крымске вспоминают, что 6 июля 7-метровая волна за 15 минут накрыла город…

    Слайд 6.

    В считанные минуты стихия уничтожила небольшой городок.

    Фотографии очевидцев наводнения в Крымске производят страшное впечатление – разрушенные дома, поваленные деревья, затопленные машины, уничтоженное имущество. По данным МЧС, в Крымском районе погибли 171 человек.

    Слайд 7.

    22 августа 2012 года из-за проливных дождей произошло наводнение в поселке Новомихайловский Туапсинского района.

    Слайд 8.

    Накануне в регионе было объявлено штормовое предупреждение из-за сильных дождей. Система оповещения сработала четко. Эвакуацию людей провели вовремя.

    Слайд 9.

    В поселке Новомихайловский оказались затоплены 600 домов, а также больница, школа. Благодаря своевременному предупреждению жителей о надвигающейся стихии удалось избежать большого количества жертв, но все равно погибли 4 человека.

    Слайд 10.

    Наводнение - это реальная чрезвычайная ситуация, которая может возникнуть на территории Апшеронского района, учитывая наше географическое положение.

    Слайд 11.

    На территории Апшеронского района протекают 5 рек, а многие населенные пункты района расположены вблизи этих рек: Апшеронск омывает река Пшеха и река Туха, рядом с Хадыженском протекает река Пшиш и река Хадажка, через поселок Мезмай протекает река Курджипс.

    Слайд 12.

    16 октября 2010 октября в Апшеронском районе в результате продолжительных ливней произошел подъем уровня рек, в результате чего вода затопила 409 домов, пострадало восемь населенных пунктов, жертв избежать удалось, но более тысячи человек попали в зону бедствия.

    Наиболее сильно пострадали населенные пункты: ст. Кабардинская, ст. Куринская, г. Хадыженск.

    Слайд 13.

    После этого наводнения на территории района была создана система оповещения о наводнении.

    В населенных пунктах, в которых имеется угроза наводнения, установлены сирены оповещения системы С-40, предназначенные для предупреждения населения об угрозе чрезвычайных ситуаций и, в первую очередь, об угрозе наводнения.

    Слайд 14.

    Установлена система раннего оповещения о резком подъеме воды в реках с выводом сигнала SОS на сотовые телефоны должностных лиц района, а именно, на телефон главы района, глав поселения, ситуационный центр Апшеронского района. Система представляет собой автоматические датчики на опорах мостов, которые срабатывают при резком подъеме воды в реке.

    Слайд 15.

    В каждом поселении Апшеронского района имеются в наличии ручные громкоговорители-мегафоны, которые, вместе с сигнальными громкоговорящими устройствами (СГУ), установленными на автомобилях специальных служб (полиция, пожарные), также служат для оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

    Слайд 16.

    Каждый из вас должен знать, как действовать во время наводнения .

    Слайд 17.

    1. Как только сработает сигнал о наводнении «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками транспортных средств. Необходимо без промедления покинуть зону затопления. Как можно быстрее найдите возвышенное место и поднимитесь на него, чтобы вода вас не смыла.

    2. Не тратьте время на сбор вещей, денег, документов - все это помогут восстановить местные власти. Минуты промедления могут стоить жизни.

    3. По возможности необходимо помочь эвакуироваться родственникам, инвалидам и людям преклонного возраста.

    Слайд 18.

    4. Если рядом с вами находится инвалид, или другой человек, который не может передвигаться самостоятельно, срочно сообщите об этом по телефону 01, 010 (с сотового телефона) или 2-52-64(ситуационный центр Апшеронского района).

    5.Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома. Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами.

    Слайд 19.

    6. Не взбирайтесь на деревья, столбы и непрочные сооружения, они могут быть смыты водой.

    7. Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Используйте автомобильные шины, колеса, столы, мебель чтобы удержаться на воде.

    8. При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды.

    Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.

    Слайд 20.

    Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло много миллионов жизней, и которое в настоящее время невозможно заранее предсказать.

    Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

    Слайд 21.

    Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческим жертвами.

    Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.

    Самые безопасные места в помещении – это углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, рядом с массивной устойчивой мебелью.

    Слайд 22.

    Как необходимо вести себя при землетрясении .

    Если землетрясение застало вас в доме:

    1. В нашем районе преобладают, в основном, невысокие малоэтажные строения, поэтому если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.

    Слайд 23.

    2. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, верстак и другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.

    3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь лифтом.

    Если землетрясение застало вас на улице:

    1. Отойдите на открытое место.

    2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.

    3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.

    4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

    Если вы оказались в завале:

    1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь остановить его подручными средствами.

    2. Устройтесь поудобнее, уберите от себя острые обломки.

    3. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

    Слайд 24.

    Следующее стихийное бедствие-это пожар.

    Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

    Причины пожаров:

    Неосторожное обращение с огнем;

    Молнии;

    Поджоги.

    Слайд 25.

    Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения.

    Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружениях.

    Слайд 26.

    Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

    По характеру распространения огня лесные пожары бывают низовыми и верховыми. При низовых пожарах огонь движется со скоростью 1 км/ч. только по надпочвенному слою, верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев. Для Апшеронского района наиболее характерны низовые лесные пожары.

    Слайд 27.

    Как действовать во время лесного пожара.

    1. Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном распространению огня, то есть по «горелому» лесу.

    2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.

    3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

    Слайд 28.

    В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом.

    1. Немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду по телефону 01, 010 (с мобильного телефона) или 2-52-64 (ситуационный центр Апшеронского района).

    2. Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.

    3. Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает разбушевавшийся огонь.

    Слайд 29.

    Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то наши пожарные будут благодарны, если все вы четко сообщите:

    Где происходит пожар, адрес.

    Что горит.

    Свое имя и фамилию.

    Это нужно знать для того, чтобы пожарные быстро смогли оказать помощь.

    Не паникуйте, говорите по телефону чётко и спокойно.

    Помните! Дети в тушении пожара не участвуют!

    Будем надеяться, что в нашем районе такие стихийные бедствия, как землетрясение, пожар, или наводнение, не случатся. Но вы с родителями во время каникул и отпусков можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение подобных чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в этом случае.

    Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

    Слайд 30.

    Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Скачать мульт. фильм «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях, пожарах».


    Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 74

    Донецкого городского совета

    Донецкой области

    Чрезвычайные ситуации

    и порядок действий при них

    Внеклассное мероприятие

    Подготовила и провела

    Зеленская А.Ф.,

    учитель начальных классов

    Цели и задачи: Ознакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями и порядком действия при них, обобщить знания о стихийных бедствиях и сигналах гражданской обороны;

    развивать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

    воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенности в своих силах и стремление помочь тем, кто в этом нуждается.

    Оборудование: иллюстрации и видео по теме,

    бутылочки с хлором и нашатырным спиртом,

    бейджики для знатоков,

    слова-анаграммы,

    ватно-марлевые повязки, респиратор, противогаз,

    свеча.

    Ход мероприятия

    1. Организация класса.

    2. Проведение мероприятия.

    Учитель : В хорошо известной всем песне есть такие слова: "Буквы разные писать..., вычитать и умножать..., книжки добрые любить... учат в школе". Сейчас к этим словам можно добавить, что в школе учат, как избежать опасности и как сохранить жизнь и здоровье, если беда всё-таки случилась.

    Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса. Какая она? (Ответ: красивая, нежная, чудесная, голубая, добрая, беззащитная, мать-Земля).

    Но она может быть и такой: не сосем добрая, не совсем хорошая.

    Какие цвета здесь преобладают? (Тёмные, чёрные). Что значат эти цвета? (Печаль, горе, смерть).

    Почему грустит наша планета? (Она болеет).

    Люди часто, не задумываясь, делают Земле больно: разрушают её недра, вмешиваются в воздушное пространство, меняют русло рек, засоряют воздух и воду, уничтожают растения и животных. Земля болезненно реагирует на это и часто отвечает нам "взаимностью" – стихийными бедами, от которых рушатся города, сёла, дороги, мосты. К сожалению, часто это приводит к гибели людей.

    1 ученик : Живём мы в мире неспокойном

    (всё ж и надеясь, и любя),

    чтоб не сдаваться страшным войнам,

    нам надо защищать себя.

    2 ученик : Звезда ли там на небосклоне,

    ракета ль рвётся разрушать?

    Всё о гражданской обороне

    нам надо досконально знать.

    3 ученик : И научиться, лень отбросив,

    быть наготове каждый миг,

    опасности услышать крик.

    4 ученик : Всё выполняя так, как надо,

    о людях помнить, о себе,

    чтоб не погасла наша радость,

    чтоб устоять любой беде.

    Учитель : На сегодняшнем занятии вы узнаете о наиболее характерных ЧС, познакомитесь с порядком действий в таких ситуациях.

    Что такое ЧС? (Такие ситуации, которые приводят к нарушению нормальной жизни, а иногда – гибели людей, уничтожению материальных ценностей).

    Существует три группы ЧС: природные (стихийные бедствия), техногенные, социальные.

    Как вы понимаете эти названия, приведите примеры.

    Построение ассоциативного куста.

    Природные ЧС – землетрясения, извержение вулканов, обвалы, сели, смерчи, пыльные бури, ливни, грозы, крупный град, сильные снегопады, туман, засуха, суховеи, торнадо, цунами, наводнения, лесные пожары, пожары на хлебных полях и т.д. А сейчас о некоторых интересных природных ЧС расскажут наши знатоки.

    Знаток 1 : Град – это комочки снега, покрытые льдом, чаще всего имеющие форму шара и размером с горох. Но бывают случаи, когда размеры градин достигают размера куриного яйца, яблока и даже арбуза. Самые крупные градины были замечены в Индии и Китае весом до 7 кг.

    Чем опасен град? Бывают случаи поражения градом коров, лошадей, людей. Однажды в Китае градина весом до 3 кг убила слона, а на Кавказе град величиной с куриное яйцо убил около 2 тыс. овец. В Воронеже град разломал черепицу на крыше дома, пробил металлическую крышу автобуса.

    Как защититься от него? (Спрятаться в помещениях, в подъездах, подземных переходах).

    Знаток 2 : Сильные бури, ураганы, как правило, сопровождаются ливнями и приводят к затоплению местности. Зимой 1933 г. в американском городе Лос-Анджелесе прошёл необычный золотой дождь. Ночью над городом пронеслась сильная песчаная буря. Утром дворники вышли на улицы, чтобы смести с мостовых и тротуаров принесенный ураганом песок. Но их мётлы скользили по кучкам жёлтого песка, не сметая его. Дворники удивились, а когда взяли в руки песок, сразу почувствовали его необыкновенную тяжесть. Оказалось – золото!!! Оказывается, буря подняла в воздух вместе с обычным песком и золотую россыпь. Ветер высыпал тогда на город золотых крупинок на 64 тыс. долларов.

    Знаток 3 : Смерч – вертикальные или слегка наклонённые к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха. Они рождаются и над землёй и над водой. Дома с закрытыми дверями и окнами "взрываются" в момент прохождения над ними смерча; целые стены вываливаются наружу, из сосудов высасывается и разбрызгивается жидкость. Были случаи, когда куры, попавшие в полосу прохождения смерча, мгновенно оказывались без единого пера. Энергия смерча очень сильна: он способен сорвать и опрокинуть ж/д мост, тяжёлый грузовой автомобиль или поднять в воздух и затем бросить на землю десятитонный самолёт. Большую опасность представляют поднятые в воздух и разлетающиеся во все стороны доски, кирпичи, железо.

    В Белоруссии в Гомельской области летом под дождевыми облаками возник смерч, который выбрал из местной речки до самого дна воду, а затем вылил её на луг вместе с речной рыбой. Воздушным потоком в смерче оказались поднятые над землёй и переброшенные на расстояние до 100 метров трактор, сенажная башня, ж/д вагон, автомобиль с шофёром и пассажиром, дерево, вырванное с корнем из земли.

    А какие стихийные бедствия характерны для нашей местности? (Туманы, засухи, суховеи, пожары на хлебных полях, гололёд и др.).

    Учитель : Статисты утверждают, что на Земле каждый стотысячный человек гибнет от природных катастроф. Согласно подсчётам, количество жертв за последние сто лет составляет 16 тысяч ежегодно. А в течение последних 20 лет стихийные беды забрали жизни более 3 млн людей. Давайте подумаем о порядке действий в случае некоторых природных катастроф.

    Ученик 2 : Пожар – это опасность от огня. Обнаружив возгорание, необходимо немедленно позвонить по номеру 101. Главное – не пугаться, позвать взрослых. Если пламя небольшое, можно тушить его песком, землёй, мокрой одеждой. Если в помещении много дыма, пробираться к выходу надо ползком. Если пожар застал вас в лесу, выходить из него надо против ветра, закрыв голову и лицо одеждой.

    Ученик 3 : Землетрясение – это колебание земной коры, мощное проявление внутренних сил земли. Если вы находитесь в это время в доме, необходимо сразу выйти из него. Из одноэтажного дома можно выбраться через окно. Из многоэтажного – нужно выходить по ступенькам. Лифтом пользоваться нельзя. На улице нужно отойти от дома на расстояние, равное его высоте, дальше от электрических столбов. Идти нужно в направлении сквера, широкой улицы, спортивной площадки. Если землетрясение застало вас в помещении, станьте возле внутренней стены в дверном отверстии. Когда колебания уменьшатся, быстро оставьте помещение.

    Ученик 4 : Наводнение – это значительное затопление местности, которое возникает вследствие поднятия уровня воды в реке, озере, море. Наводнения возникают во время продолжительных ливней, таяния снегов или ветрового нагона воды. Если возникла угроза затопления, необходимо выходить в безопасное место – на возвышенность, верхние этажи, чердаки, крыши. Если вы оказались в воде, сбросьте с себя тяжёлую одежду и плывите по течению к ближайшему незатопленному участку. Можно воспользоваться плавающими вблизи предметами: досками, брёвнами.

    Учитель : А теперь, когда вы так много узнали о природных ЧС, попробуйте отгадать такие загадки:

    1. Целый город налегке утонул вдруг в молоке (Туман ).

    2. Сначала блеск, а потом треск (Молния , гром ).

    3. Свищет, воет и ревёт и дубы с корнями рвёт (Ураган ).

    4. Любит запросто порою столб воды гулять по морю. Опустился на лужок, завертелся как волчок. С шумом сена два стожка он унёс под облака (Смерч ).

    5. Какой (мы часто это слышим) горох стучит по нашим крышам? (Град ).

    6. Это что за пулемёт? Ну и сеет! Ну и бьёт! По реке и по лугам, по деревьям, по кустам (Дождь ).

    Ученик 5 : Помимо природных ЧС, существуют и социальные – это захват заложников, самолётов, кораблей, оружия; терроризм.

    5 ученик : В день гражданской обороны

    вновь припомни неуклонно:

    это надо твёрдо знать,

    а не знаешь – изучать.

    6 ученик : Научись обороняться,

    от потерь оберегаться,

    и спасать себе подобных,

    и ни в чём не пасовать.

    7 ученик : Это долг твой пред собою,

    перед каждою судьбою –

    и любое поле боя

    не сумеет испугать.

    Ученик 6 : Техногенные ЧС – аварии на транспорте: катастрофы самолётов, поездов, автомобилей; аварии на предприятиях, электростанциях; аварии в системе жилищного обеспечения; взрывы на шахтах.

    Работа с анаграммами

    Л, Р, Х, О (хлор), И, М, А, К, А, М (аммиак).

    Учитель : Сегодня мы познакомимся с двумя веществами, которые в небольшом количестве очень нужны людям. Это аммиак (нашатырный спирт), который помогает привести человека в чувство, если он потерял сознание, и хлор, который помогает бороться с вредными микробами.

    Ученик 7 : Хлор – зеленовато-жёлтый газ с резким запахом. Он тяжелее воздуха. Облако хлора движется в направлении ветра низко над землёй, скапливаясь в низменностях, подвалах. Хлор поражает органы дыхания, слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения является сильная грудная боль, резь в глазах, слезоточивость, сухой кашель, отдышка.

    Учитель : Молекулярная масса воздуха – 29, а хлора – 71.

    Во сколько раз хлор тяжелее воздуха? (В 3 раза ).

    Ребята, в Первую мировую войну немцы использовали хлор как первое химическое оружие. Ветер дул в сторону окопов русской армии, и много солдат погибло от удушия. Но внезапно ветер меняет направление и дует в другую сторону, поэтому погибло много и немецких солдат.

    Как вы думаете, почему это случилось? Объясните это явление.

    Ученик 8 : Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воды. Хорошо растворяется в воде. Пары аммиака с воздухом образуют взрывоопасные смеси. Он поражает слизистую оболочку, кожу. Признаками поражения являются слезоточивость, тошнота, нарушение координации движения. Особенно опасны его действия на молодых людей, детей.

    Учитель : В Донецкой области наиболее характерны техногенные ЧС, связанные именно с этими химическими веществами. На всех хладокомбинатах используют большое количество аммиака. В селе Каменское находится Кальчинское водохранилище, где, как дезинфицирующее вещество, используют хлор.

    В мире каждые сутки регистрируют около 20 химических аварий.

    Как же мы узнаем об аварии, которая может случиться на этих предприятиях? (При помощи сигнала предупреждения "Внимание всем" – непрерывные гудки поездов, автомобилей, предприятий; в школах – прерывистые звонки).

    Что нужно делать, услышав сигнал? (Быстро включить радио или телевизор и слушать информацию).

    А информацию можно услышать такую: "Внимание, внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане, случилась авария на Донецком хладокомбинате с выбросом аммиака. Облако воздуха направляется с Азотного посёлка на северо-запад. Населению, проживающему в этом районе, срочно оставить дома и учреждения и направляться в сторону шахты "Октябрьская". Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, которые смочите в двухпроцентном растворе лимонной кислоты или уксуса. Об услышанной информации сообщите соседям, помогите престарелым и больным людям. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО".

    Дети упражняются в надевании ватно-марлевых повязок.

    Практическая работа . Выполнение тестов в тетрадях по основам здоровья. (С. 62).

    Учитель : Сегодня нельзя не вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС, которая стала общечеловеческой катастрофой. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. над четвёртым реактором Чернобыльской АЭС темноту разорвало пламя. Из-под контроля человека вышел, казалось бы, прирученный атом, превратив воду в яд, плодородную почву – в мёртвую землю, зелёные леса, плодородные сады, многолюдные города и сёла – в территорию, которая с тех пор на всегда несёт печать мёртвой зоны.

    8 ученик : Дымы над городом черны,

    деревьев скрюченные ветки

    торчат, как скорбные отметки

    экологической войны.

    9 ученик : Есть жизнь вокруг, но жизнь иная,

    Не та, что прежде здесь была,

    Есть здесь вода, но не живая,

    Земля, увы, заражена.

    10 ученик : Чернобыль! Горькой полосою

    Идёшь ты над моей страной.

    Несметной силою людскою

    Ты прикрываешь мир собой.

    Учитель : Мы, живые, должны всю жизнь помнить о жертвах Чернобыля. За чьи-то ошибки мы платим человеческой жизнью. Я хочу сейчас зажечь свечу, пусть она напомнит нам о страшных ранах земли. (Видеоролик об аварии на ЧАЭС ). (http://video.yandex.ua/#search?text=%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=9153220-08-12)

    3. Итог мероприятия.

    Планета – это наш дом, и мы должны заботиться о ней. Нам необходимо быть дисциплинированными, чуткими, помогать ближним в беде и делать всё, чтобы наша Земля была цветущей и радостной.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    В. Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва – 2000

    В. В. Полишко, Н. А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995



    Просмотров