Мария монтессори основные идеи. Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Принципы педагогики Монтессори

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

1.1 Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори - итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Примените уроки: выходите туда

Монтессори признал, что для детей их игра - это их работа, особенно деятельность, которая выглядит творчески, абстрактно и весело. Возьмите эту концепцию и используйте ее: это хорошо. Примите вещи, которые не показывают четкого пути для получения внешнего роста или выгоды. Время, потраченное на что-то творческое и конструктивное, полностью стоит того.

«Уважайте свой процесс», «Найдите свой ритм» и «Трудно и весело». Это не просто лозунги для футболок, это проверенные подходы к обучению. Монтессори: Вы можете добраться туда, где вам нужно уважать свой собственный способ делать вещи. Переадресация с игрового плана другого человека. Потратьте некоторое время в тишине. Воспользуйтесь преимуществами своих сильных сторон, и да, получайте удовольствие от работы.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Нет связанных сообщений. Монтессори был не только ориентиром педагогики, но и стал первой женщиной-врачом в Италии. Этот инновационный метод обучения фокусируется на развитии ребенка через его собственную независимую деятельность и автомат под наблюдением учителя. Согласно теории, именно окружающая среда должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот. Независимость студентов выбирается так, чтобы выбирать свое рабочее пространство, а также их материалы, чтобы их потенциал мог развиваться в контролируемом пространстве.

Чтобы этот метод работал, учителя должны рассматривать своих учеников как компетентных существ и им разрешено принимать собственные решения. Учитель переходит на второй уровень, чтобы наблюдать и учиться у ученика, вместо того, чтобы налагать определенные нормы или точки зрения. Это не означает предоставление ребенку полной свободы делать то, что он хочет, но позволяет ему развивать свое творчество и независимость в безопасной и контролируемой среде.

Изучая труды французских психиатров - Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 93 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Мебель очень важна для метода Монтессори, потому что она будет отвечать за создание этого микромира, в котором дети будут жить и учиться. Он стремится найти мебель размера, подходящую для детей, и создавать разные пространства в одном классе, чтобы студент мог выбирать, в какой среде он чувствует себя более комфортно, чтобы работать в течение дня.

Точно так же материалы также играют фундаментальную роль в развитии ребенка. Чем больше материалов большего разнообразия находятся в пределах досягаемости, тем лучше. Опять же, выбор их будет целиком зависеть от студентов, которые будут использовать то, с чем они наиболее стимулируются.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

Организация образовательных центров, использующих метод Монтессори, должна быть полностью сосредоточена на повышении индивидуальности ребенка и предоставлении ему независимости, которую он должен развивать. Если ученик считается способным принимать собственные решения, он будет делать больше решимости принять правильное решение и узнать, что ему лучше.

Метод Монтессори является одной из многих систем образовательной организации, которые будут изучаться на протяжении всего курса, в ходе которого ученикам будет предложено участвовать в оригинальных инициативах распределения центров, а также в принятии решений, связанных с моделями обучения.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

«Воображение не становится великим, пока человек не начнет, учитывая мужество и силу, использовать его для создания». - Мария Монтессори. Наследие Марии Монтессори изменило область образования, представляя философию, которую мы изучаем и развиваем лучше всего, следуя врожденному пути саморазвития. Она знала, о чем она говорит - она ​​была номинирована на ошеломляющую Нобелевскую премию мира шесть раз, и ее образ даже упоминается в примечании Италии Италии. Она подстрекала своих учеников - и детей, и взрослых - «верить, что вы знаете, что делаете».

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.

Это работало в классных комнатах, когда мы были детьми, и сегодня работаем на рабочем месте. Она была отличной ученицей, увлеченной своим образованием и амбициозным. Ее родители, конечно же, не мешали естественному энтузиазму ее дочери для обучения. Оба были страстными и самонаучными читателями. У них также были средства для поддержки своей дочери, делая что-то почти скандальное. Монтессори поступил в техникум только для мальчиков с 13-летним возрастом для обучения инженерному делу. После окончания средней школы она решила, что ее следующим шагом будет другое поле, в котором доминируют медицинские работники.

В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году - в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Делай, что девушка испытала вызов. Монтессори применил и был отклонен медицинской программой Университета Рима, якобы из-за ее незнания классических языков. Неудачная, она училась еще два года, а затем снова подала заявку. Наконец, университет должен был принять это. Тем не менее, было сочтено неуместным, чтобы она изучала трупы вместе с мужчинами, поэтому она делала это самостоятельно ночью.

Первоначальная медицинская практика Монтессори сосредоточилась на психиатрии, которая все еще находилась в зачаточном состоянии. Она также участвовала в курсах по образованию, где она проявила глубокий интерес к теории образования, особенно в том, как лечились дети с умственными и умственными недостатками. Это дало ей возможность поэкспериментировать с различными методами обучения. Там она разработала среду обучения и учебные материалы, чтобы заботиться о том, что, по ее мнению, является естественным желанием каждого ребенка учиться.

Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.

В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI - Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

Подход Монтессори к образованию с энтузиазмом принимался на международном уровне и в его родной Италии. Муссолини отреагировал, закрыв более 70 итальянских школ Монтессори. Тем временем она поехала в Индию, где она проводила время с Ганди, который был большим сторонником системы Монтессори; он учил детей в своих ашрамах, используя подобную технику.

Его дружба с Ганди и его постоянное внимание к пацифизму оказали влияние на книги Монтессори «Образование за мир и образование для нового мира». Монтессори основал свой метод, заметив, что дети, которые были помещены в богатую и неструктурированную среду, естественно узнали бы. Воспитатель мог просто предоставить возможности для естественных этапов, которые будут развиваться в процессе обучения. Их классные комнаты были обставлены мебелью для детей. Она учила учителей давать детям свободу играть, как они предпочитали «спонтанной дисциплине».

1.2 Педагогические идеи Марии Монтессори

В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 99

· первый период, или первая стадия детства (от рождения до 6 лет);

Сегодня в по меньшей мере 110 странах насчитывается 22 000 школ Монтессори. Еще одно образовательное новшество, которое представил Монтессори, основывалось на той концепции, которую мы изучили до сих пор, которую мы узнали, непосредственно взаимодействуя с нашей средой. Она также пришла к выводу, что дети учатся чему-то, а затем опираются на то, что они узнали, естественно переходя к следующему шагу, не требуя принудительного и негибкого плана уроков.

Все теории Монтессори также могут быть отличными для взрослых. Сколько из нас застряло в том, как мы всегда что-то делали, вместо того, чтобы реагировать на то, что на самом деле происходит? Вместо того, чтобы навязывать одноразовое решение, доверьтесь себе, чтобы разработать свой собственный путь.

· второй период, или вторая стадия детства (от 6 до 12 лет);

· третий период, период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет).

Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.

Если вы столкнулись с большим сопротивлением, вы не можете использовать правильные инструменты, или, может быть, вы работаете против неправильной цели. Достижение произвольной нормы не является веской причиной для постановки цели. Например, нет правила, согласно которому вы должны хорошо владеть иностранным языком после двух лет обучения или что вы должны освоить компьютерную программу после одного месяца использования. Кто-то просто придумал это, и это не учитывает индивидуальных обстоятельств.

Индивидуальные пути: идти вперед

Метод Монтессори полагает, что дети будут ориентироваться на соответствующий этап обучения. Для самостоятельного обучения на рабочем месте учебная модель Монтессори опирается на методическую прогрессию с одного уровня на другой. Студенты сталкиваются с уроками так, как это лучше для них. Во-первых, найдите для себя лучший стиль обучения. Как только вы это выясните, вы можете положить ногу на ускоритель. Монтессори верил в «чувствительные периоды», стадию развития, в которой ученик мог извлечь наибольшую пользу из нового опыта.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.

Когда в течение чувствительного периода ребенок проявляет интенсивный интерес к определенной деятельности или типу игры, пока не будет освоено новое умение. Взрослые также делают это, когда они влюбляются в определенные увлечения или интересы. Обращайте пристальное внимание на ваш энтузиазм - куда он вас ведет? Монтессори считал, что все учащиеся развивают сильное «саморегуляцию», способность обучать себя, изучать то, что они узнали, и оценивать опыт обучения. Где ваш стиль работы слабый? Определение каждого из них не делает оценочные суждения, он получает информационные инструменты, которые помогут вам добраться туда, куда вы хотите отправиться.

Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.

Второй период детства (от 6 до 12 лет) - время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

Цели и структура: Нам все еще нужны они

Без прерываний, чтобы нарушить этот поток, у вас будет ментальное пространство, чтобы сделать важные связи и позволить этим открытиям проникнуть в вас. Блокируйте время работы, удовольствие или непрерывное творчество, только для вас. Монтессори также доверял общине, созданной группами разного возраста. У младших детей есть старейшины, которые поддерживают и помогают фигурам. Старшие дети любят играть роль наставника. Для взрослых большинство наших лучших наставников могут не иметь метеоритных историй успеха, но это люди, которые на несколько шагов впереди нас по тому же пути.

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.

Применение уроков: выход

Наставником может быть тот, кто был там, где вы сейчас, или тот, кто уже прибыл туда, куда вы хотите отправиться. Попросите совета или попробуйте некоторые из их подходов. Монтессори признал, что для детей игра - это их работа, особенно действия, которые кажутся творческими, абстрактными и интересными. Возьмите эту концепцию и бегите с ней: Хорошо. Обнимайте вещи, которые не имеют четкого пути к прибыли или внешнему росту. Время, потраченное на что-то творческое и конструктивное, все еще очень хорошо потрачено.

«Уважайте свой процесс», «Найдите свой поток» и «Трудно, играйте тяжело». Это не просто фразы для рубашек, они доказали образовательные подходы. Монтессори: Вы можете получить то, что вам нужно, уважая свой собственный способ делать вещи. Выйдите из плана игры другого человека. Играйте по своей силе, но наслаждайтесь тем, насколько вы работаете.

Говоря о свободе, можно выделить множество сфер ее выражения. Например, свобода передвижения. Мария Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Главное нововведение - упразднение парт и скамеек. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маловесные и изящные стулья, удобные креслица из дерева или лозы, маленькие умывальники, настолько низкие, что ими могут воспользоваться даже трехлетние дети. Все столики и различного вида стульчики в этой школе очень легки и портативны. Ребенок может располагаться, как ему удобно и как угодно сидеть на своем месте. И эта свобода не только внешняя обстановка, но и средство воспитания. Если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; это же движение, случись оно среди неподвижных скамеек, прошло бы мимо его внимания.

Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу, чтобы заниматься дидактическим материалом. В каждом классе имеются низенькие шкафчики, двери которых открываются без труда. На этих шкафчиках цветы в горшках, клетки с птицами, игрушки, в которые он может играть невозбранно. Такая обстановка позволяет ребенку пользоваться всеми этими предметами самому, ставить предметы на место, после того, как привел их в беспорядок; чистил бы их, мыл. И дети делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем необычайную ловкость.

Свобода, о которой идет речь, не имеет ничего общего с вседозволенностью и хаосом. В Монтессори-педагогике свобода и дисциплина выступают одновременно как две стороны одной медали. Самодисциплина - следствие эффективного воспитания в свободе. Свобода в данной педагогической системе с одной стороны ограничена активной дисциплиной, исходящей от самого ребенка, с другой стороны свобода ребенка заканчивается там, где начинается несвобода другого ребенка.

По мнению Монтессори, свобода реализуется в постоянной самостоятельной деятельности, то есть «человек не может быть свободен, если он не самостоятелен». Монтессори, М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. - М., 1913 - с. 81 Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.

Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.

Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:

§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

§ материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса - вкусовые баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.

· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, "веретена", цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса - классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 120.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори - образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях; вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.

Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори. Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.

1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров - Ю.И Фаусек - крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори", где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори. После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.

Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.

Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка. В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

юлия фугина
Педагогика Марии Монтессори

Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему , равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма. Монтессори - педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя… Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов , признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам . Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори- педагогике .

Для здоровых детей Монтессори- педагогика является развивающей, а для детей меющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога .

Педагогические принципы системы М . Монтессори .

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов :

1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.

Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господином над собою. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога .

«Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала – нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув : «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не делалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выражение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подавлять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и основы ее должны закладываться именно таким путем» .

Воспитание должно приходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» – мол, что с них возьмешь, – педагог -гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания».Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум» . По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс» .У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть» . Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори , состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием» , поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. «Всякая педагогическая мера , мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости» .

4. УПРАЗДНЕНИЕ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). «Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я» , его души, где возникают все его активные способности». Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

5. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.

М. Монтессори заметила , что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» .

Основные понятия педагогики Монтессори .

Абсорбирующее мышление. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Об этом подробно было рассказано выше. Монтессори пишет : «Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов : впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У реже, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть» . Мы назвали это «абсорбирующим разумом» . Постигнуть все способности детского разума весьма трудно, но бесспорно, что это чрезвычайно плодотворная форма мыслительной деятельности» .

Сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. При этом учитель или родители могут знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считают педагогикой ; взрослые могут наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Также можно предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори -школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

Сенситивные периоды, возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет, а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных : во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Космическое воспитание.

Концепцию космического воспитания ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.



Просмотров