Структура плана внешнего управления. Подготовка плана внешнего управления

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению должника:

  1. Перепрофилирование .
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание .
  4. Продажа части имущества должника.

Продажа имущества должника осуществляется внешним управляющим на открытых торгах после проведения инвентаризации и оценки и не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Торги проводятся в форме аукциона, за исключением продажи имущества оборонного значения, которое может быть продано только на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законом могут иметь в собственности или ином вещном праве такое имущество. Порядок проведения торгов аналогичен порядку проведения торгов при продаже предприятия.

Начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, устанавливается собранием (комитетом) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определяемой в соответствии с отчетом независимого оценщика. При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн руб. организацию торгов осуществляет государство или специализированное учреждение, уполномоченное Правительством РФ на безвозмездной основе.

Естественно, что эти положения не распространяются на изготовленную должником в процессе продукцию.

5. Уступка прав требования должника

Уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. При этом переход права требования осуществляется только после его полной оплаты, которая должна быть произведена не позднее 15 дней с даты заключения договора купли- продажи.

6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом (третьими лицами).

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, участники (учредители) или третьи лица вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства на условиях договора беспроцентного займа, достаточные для удовлетворения этих требований. По окончании исполнения обязательств должника арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может вынести определение о прекращении производства по делу.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами.

Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в течение не более три месяцев с даты начала размещении этих акций.

9. Продажа предприятия-должника

Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления по решению органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении таких крупных сделок.

Продажа предприятия как и продажа части имущества, производится путем проведения открытых торгов в форме аукциона , за исключением продажи ограниченного в обороте имущества (оно продается на закрытых торгах).

Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Она не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не может быть более 20% от начальной цены. По условиям проведения торгов должник должен получить денежные средства не позднее чем через месяц по истечении срока внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия (или организации), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, причем Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия и даже может в течение месяца после торгов приобрести предприятие у победителя торгов по той же цене, какую заплатил победитель торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в «Российской газете» и местном печатном органе не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

В случае, если в указанные в объявлении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки или получена заявка на приобретение предприятия от одного участника, торги по продаже предприятия считаются несостоявшимися. Если предприятие не было продано на повторных торгах или повторные торги были признаны несостоявшимися, то начальная цена продажи может быть снижена на 10%, но не может быть ниже минимальной цены. Если и после этого предприятие не было продано, то порядок его продажи устанавливается собранием (комитетом) кредиторов. В любом случае оно не может быть продано по цене ниже минимальной.

10. Замещение активов должника

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Такая возможность может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

Величина уставных капиталов этих обществ устанавливается исходя из рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого, оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного согласно учредительным документам принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

При замещении активов должника все , действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому ОАО. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению.

Созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Это должно обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

11. Иные способы восстановления платежеспособности должника

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • прекращении внешнего управления в связи с восстановлением должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
  • продлении установленного срока внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • заключении .

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней после даты проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

Затем отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов рассматриваются арбитражным судом на заседании. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит соответствующее определение

Расчеты с кредиторами

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения соответствующего определения суда или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

С момента исполнения обязательств должника внешний управляющий или реестродержатель вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а кредитор вправе требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ЦБ РФ, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требования полностью или в определенной пропорции.

    Увеличивающееся с каждым годом количество рассматриваемых в арбитражных судах процедур несостоятельности (банкротства) неизбежно ставит вопрос о качестве их осуществления. Помимо выполнения функции экономики страны от субъектов хозяйствования, не сумевших встроиться в рыночные отношения (так называемая ликвидационная направленность законодательства о несостоятельности), закон преследует еще одну цель: путем проведения различных процедур сохранить предприятия, имеющие потенциал развития (реабилитационная направленность законодательства).
    Действующий ныне Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в качестве основной процедуры, имеющей реабилитационную направленность, рассматривает внешнее управление активами должника.
    В предложенной статье рассматриваются вопросы подготовки плана внешнего управления, который является центральным документом процедуры внешнего управления, поскольку определяет стратегию и тактику работ. Автор на основе собственного опыта реализации процедур внешнего управления предлагает руководствоваться методикой, изложенной в статье.

Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника.

Функции плана
План внешнего управления выполняет ряд функций:

  • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
  • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
  • в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
  • в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
  • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

Принципы разработки
При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

  1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
  2. Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго "лечить" несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, "оздоровляющие" подсистемы ("органы", "элементы") предприятия-должника.
  4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
  5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой "тандем" может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.
Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

Нормативное обеспечение процедуры подготовки плана
Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящен ряд нормативных документов:

  • типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
  • Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления";
  • примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.
Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план "обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов"1. Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:
  1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и др.
  2. План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.
Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

План внешнего управления - бизнес-план особого вида
План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых - восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.
План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.
Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

    План внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.
Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.
Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.
Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.
Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.
Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки
Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
  5. Описание мер оперативной реструктуризации.
  6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
  7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
  8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
  9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
  10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
  11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.
Отметим, что недостаток нормативного обеспечения процедуры подготовки планов внешнего управления на практике постепенно заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих. В то же время любые рекомендации либо "типовые структуры" должны прежде всего исходить из основной задачи и смысла закона - сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.

Примечание
1 Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.

является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. В месячный срок своей деятельности в роли внешнего управляющего он обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

Об утверждении плана внешнего управления;

Об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Об отклонении плана и назначении срока проведения следующего собрания для рассмотрения нового плана внешнего управления. При этом срок созыва собрания кредиторов не может быть более двух месяцев с даты принятия указанного решения;

Об отклонении плана и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требованием к кандидатуре внешнего управляющего.

В пятидневный срок утвержденный собранием план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется арбитражному суду внешним управляющим для сведения. В случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утвержденный план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ними и представлять отчеты о ходе реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации этих мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника на период внешнего управления.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника. Имущество, балансовой стоимостью мен. 100 тыс. руб. продается в порядке, установленном собранием или комитетом кредиторов. Остальное на аукционе в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Переход права собственности на предприятие (ст. 564 ГК РФ) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками должника, за исключением трудовых договоров с заместителями руководителя и главным бухгалтером

Продажа предприятия производится по общему правилу путем открытого аукциона, проводимого в электронной форме. Порядок организации продажи имущества детально рассматривается в теме «Конкурсное производство»

Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.

Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Поскольку несостоятельность кредитора не является основанием для досрочного удовлетворения требований его должникам, возникает необходимость определения порядка, позволяющего использовать такого рода активы. Реализация принадлежащих кредитору прав требования со сроками исполнения, выходящими за пределы сроков проведения процедур несостоятельности, не может производиться иначе как посредством продажи этих прав в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

Законом о банкротстве 2002 г. регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику путем одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113).

В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве 2002 г.). Данные мероприятия могут быть достаточно эффективными при достижении целей внешнего управления. В результате кредитор становится участником юридического лица, т.е. меняет статус конкурсного кредитора на статус участника должника.

Еще одной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления, является замещение активов должника. Оно проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

В случае создания одного акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника приводит к возникновению нового юридического лица (ОАО), реализация акций которого должна создать условия для расчетов с кредиторами. У таких акционерных обществ при их учреждении единственным акционером является должник. Создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) в данном случае не допускается.

При этом акции созданного (созданных) на базе имущества должника открытого акционерного общества (открытых акционерных обществ) могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено Законом о банкротстве 2002 г.

Банкротство любой компании - это специфический, длительный и сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Нередко в рамках него выполняется внешнее управление. За эту процедуру назначается ответственный человек, называющийся управляющим. Сами компании должны хорошо разбираться, в чем цель такого управления, как проводится процесс, а также какие могут быть результаты.

Понятие банкротства

Банкротство, называемое по-другому несостоятельностью, представляет собой процесс, при котором по решению суда должник освобождается от погашения своих обязательств перед всеми кредиторами, так как он по своему финансовому состоянию не может справиться с платежами и удовлетворить требования контрагентов в полном размере.

Применяется данная процедура, если долг не погашается в течение 90 дней. Банкротство реализуется в последовательных этапах, к которым относится:

  • наблюдение, предполагающее анализ имеющегося финансового состояния фирмы, а при этом имущество по-прежнему находится в распоряжении должника;
  • оздоровление (санация), заключающееся в формировании специального графика, на основании которого погашаются последовательно все обязательства перед кредиторами;
  • внешнее управление, предполагающее вывод компании из кризиса, но не усилиями владельцев, а назначенным управляющим;
  • конкурсное производство, на основании которого продается все имущество, принадлежащее должнику, что позволит погасить большую часть задолженности или полностью все долги;
  • мировое соглашение, причем его допускается составлять на любом этапе, если компания справляется со своими обязательствами, поэтому может продолжать функционирование.

Самым сложным и специфическим считается процесс внешнего управления.

Предназначение процесса

Если компания признается несостоятельной, то это не значит, что она автоматически должна быть закрыта. Могут в отношении фирмы применяться многочисленные процедуры, позволяющие ее реабилитировать. К ним относится и

Оно используется в рамках банкротства организации. Основной его целью выступает восстановление платежеспособности должника, а также погашение всех долгов, имеющихся у предприятия. Нередко вовсе оформляются разные отсрочки платежа, рефинансирование или применяются другие возможности, на основании которых выходит фирма из кризиса.

Когда применяется?

Передача управления компанией внешнему управляющему производится по решению суда. Иск подают сами владельцы предприятия на основании решения, принятого на собрании акционеров. Для этого процесса должно иметься обоснование, представленное возможностью вывести компанию из кризиса и восстановить ее платежеспособность.

Внешнее управление обладает плюсами не только для самой компании, но и для ее кредиторов. Это обусловлено тем, что если фирма становится банкротом, то существует вероятность, что ее активов просто не хватит для погашения всех долгов. Если же она восстановит свое финансовое состояние, то в будущем справится с долгами.

Задачи процесса

Существует несколько задач, решаемых при управлении. К ним относятся:

  • восстановление платежеспособности и финансового состояния фирмы;
  • погашение задолженностей компании;
  • оптимальная организация работы;
  • предотвращение процесса признания компании неплатежеспособной.

Внешнее управление должником начинается только после вынесения судебного решения. А при этом важно грамотно выбрать самого управляющего, обладающего нужной квалификацией и знаниями, чтобы справиться с задачей.

Как выполняется управление?

Процесс реализуется в нескольких последовательных этапах:

  1. Первоначально все полномочия, имеющиеся у руководителя фирмы, передаются арбитражному управляющему.
  2. Он принимает все документы предприятия.
  3. Начинается руководство компанией, поэтому могут отменяться ранее используемые способы возвращения долгов.
  4. Нередко в рамках этой процедуры меняется стратегия работы предприятия.
  5. Пока длится этот процесс, накладывается на выплаты по долгам мораторий, чтобы предотвратить давление со стороны кредиторов.

Финансовое управление не является обязательным этапом признания компании несостоятельной, так как оно используется только при наличии соответствующих оснований. Суд, принимающий решение, должен получить достаточно доказательств того, что действительно при грамотном управлении компании можно вывести ее из кризиса и погасить все долги.

Если все предпринятые меры не дадут нужных результатов, то сразу в отношении должника будет начато конкурсное производство, предполагающее распродажу активов фирмы на торгах.

Составление плана

Когда компания переходит под управление специалиста, он должен оценить перспективы применения разных мер по улучшению состояния фирмы. Для этого формируется специальный план внешнего управления. Он обязательно утверждается арбитражным судьей. При его формировании учитываются требования:

  • составляется план в течение одного месяца после того, как управляющему передается под внешнее управление предприятие;
  • в него должны включаться разные мероприятия, которые являются эффективными и способствующими восстановлению оптимального финансового состояния компании;
  • указывается порядок применения этих мер;
  • включаются расходы, которые придется понести предприятию для возвращения к нормальному функционированию;
  • устанавливается период времени, в течение которого могут использоваться вышеуказанные мероприятия для улучшения финансового положения фирмы;
  • приводятся обязательно обоснования для восстановления платежеспособности в заранее оговоренные сроки;
  • указываются ссылки на разные нормативные акты, так как работа управляющего должна точно соответствовать законодательству.

Если по результатам реализованных действий у фирмы будут отсутствовать признаки банкротства, перечисляющиеся в законодательстве, то считается, что компания восстановила свою платежеспособность.

На собрании кредиторов может приниматься решение о том, чтобы назначенный управляющий отчитывался обо всех достигнутых результатах.

Как назначается управляющий?

На основании решения суда выбирается управляющий. Именно он выполняет процесс управления предприятием, чтобы вывести его из кризиса.

При выборе специалиста учитывается его образование, квалификация, опыт и другие параметры. Учредители не могут способствовать выбору, а также не могут оказывать влияния на деятельность управляющего.

Обязанности управляющего

Специалист наделяется многочисленными полномочиями, но при этом у него имеются определенные обязанности. Поэтому он выполняет следующие действия:

  • формирует детальный и грамотный план;
  • реализует внешнее управление организацией на основании данного документа;
  • руководит компанией в качестве директора;
  • пользуется разными мерами по реабилитации предприятия;
  • разрабатывает разные меры, направленные на взыскание долгов с дебиторов;
  • открывает реестр требований;
  • принимает документы и имущество компании;
  • проводит инвентаризацию;
  • открывает отдельные счета в банках, с помощью которых выполняются разные финансовые операции;
  • составляет отчеты по всем выполненным действиям.

Нарушения со стороны специалиста приводят к тому, что он лишается своей должности, поэтому управление фирмой может быть передано другому человеку.

Права управляющего

Кроме обязанностей, специалист наделяется определенными правами в рамках процесса управления компанией.

Поэтому он может вести хозяйственную деятельность, пользоваться и распоряжаться имеющимися активами, заключать мирные соглашения с другими компаниями, а также составлять заявления, на основании которых отказывается от обязательств по разным контрактам. Он может на законных основаниях потребовать признания разных сделок, заключенных прошлым руководством, недействительными.

Сколько длится процесс по времени?

Не допускается пользоваться таким способом восстановления платежеспособности неограниченное количество времени. Поэтому внешнее управление максимально может осуществляться в течение полугода. При наличии веских оснований допускается продлевать этот период до 1.5 лет.

Для определенных компаний могут применяться другие временные рамки. Сюда относятся градообразующие организации, так как их закрытие может отрицательно сказаться на социальной и экономической сфере конкретного региона или страны в целом. Поэтому для этих предприятий может проводиться процедура внешнего управления на протяжении 2,5 лет. Но для этого требуется подать заявление местной администрацией в суд.

Также имеются определенные послабления для фермерских хозяйств, так как они могут выйти из кризисной ситуации только после того, как созреет и будет собран урожай. Поэтому и временные отрезки устанавливаются на основании этой особенности деятельности.

Если на работу компании, которая является должником, повлияли разные ЧП или стихийные бедствия, то суд может принять решение о продлении управления на год.

Что могут делать кредиторы?

В рамках проведения данного управления нередко кредиторы не желают ждать слишком долго результатов процесса. Поэтому они могут принимать разные решения:

  • участвовать в процессе банкротства фирмы-должника;
  • проводить общие собрания, на которых обсуждаются разные вопросы относительно деятельности управляющего;
  • предъявлять требования к специалисту, назначаемому управляющим;
  • рассматривать и одобрять план, составленный назначенным гражданином, причем они могут внести в этот документ разные дополнения или изменения.

Нередко взыскателями выступают государственные учреждения, которые требуют, чтобы фирма-банкрот погасила долги по налогам, страховым взносам и другим платежам. Они не являются кредиторами, поэтому все их требования удовлетворяются в первую очередь.

Какие меры предпринимаются управляющим?

Специалист должен пользоваться всеми возможными способами, чтобы достичь цели внешнего управления. Она заключается в улучшении финансового состояния компании. Для этого используются разные действия:

  • изменение направления работы предприятия;
  • внесение корректировок в производственный процесс;
  • закрытие подразделений и филиалов компании, которые не приносят прибыль;
  • взыскание дебиторской задолженности разными способами;
  • продажа имущества, принадлежащего компании;
  • пополнение УК с помощью приглашенных инвесторов или учредителей.

Могут использоваться разные мероприятия отдельно или в комплексе.

Последствия процедуры

Могут быть два результата управления:

  • выход компании из кризиса, поэтому она возвращает свое оптимальное финансовое состояние;
  • отсутствие требуемых результатов, поэтому далее начинается конкурсное производство.

К другим последствиям данного процесса относятся следующие:

  • руководитель компании может быть уволен или переведен на другую должность;
  • прекращение всех полномочий, имеющихся у собственников фирмы;
  • отмена принимаемых ранее решений;
  • признание прежних сделок недействительными;
  • введение моратория на возвращение долгов.

Если компания улучшила свое финансовое положение, то производятся на основании специального графика расчеты с кредиторами. Допускается продлевать срок управления при необходимости, если действительно имеются положительные результаты работы специалиста, но за короткий срок фирма не вернула свою платежеспособность.

В заключение

Таким образом, внешнее управление компанией - это сложный процесс, требующий решения суда и использования возможностей профессионального управляющего. Проводится в рамках банкротства предприятия. Предполагает выполнение многочисленных действий специалистом.

Основной целью процедуры выступает улучшение финансового состояния фирмы, чтобы она смогла справиться со всеми долгами и продолжить функционирование.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПЛАН ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Т.П. ПРУДНИКОВА
Т.П. Прудникова, кандидат экономических наук.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 и пунктом 1 статьи 82 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления. В то же время анализ положений Закона (таких, как п. 2 ст. 76, ст. 79, п. п. 1 и 2 ст. 82, ст. 84, ст. 85, п. 4 ст. 86, п. п. 5 и 7 ст. 87, ст. 88 и др.) позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.
План внешнего управления - план особого вида. Его специфической особенностью является одновременный учет как требований Закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица, важнейшие из которых - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов.
Представляется справедливым утверждение, что план внешнего управления, как и любой иной план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Внешнее управление - это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона), поэтому для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. В отличие от Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 года, в котором такой критерий отсутствовал, статьей 82 Закона установлено, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства в соответствии со статьей 3 Закона.
Практически это означает, что необходимо в установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов либо иным способом прекратить обязательства должника таким образом, чтобы к моменту окончания внешнего управления (либо к окончанию периода расчетов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджетными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на три месяца.
Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 70 Закона удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в период внешнего управления не допускается. В том случае, если внешнее управление завершено восстановлением платежеспособности должника (п. 3 ст. 92), расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона.
Из данных норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 70 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим (ст. 15 Закона), а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.
Кроме мораториальных требований в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Таким образом формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника (ст. 85 Закона).
Поскольку процедура внешнего управления с экономической точки зрения является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника - юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности, представляется, что описанию включаемых в план внешнего управления мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.
При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники. Так, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др. Кроме того, в качестве источников поступлений следует рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, уступку прав требования должника, продажу предприятия (бизнеса) должника, а также исполнение обязательств должника третьими лицами. Особо отметим, что одним из источников поступлений (притоков) являются амортизационные отчисления.
В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, в план внешнего управления следует включать мероприятия по оценке бизнеса должника. В то же время для прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления оценивать бизнес доходным методом, поскольку использование такого методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса. При оценке стоимости бизнеса в части прогнозирования денежных потоков следует основываться на положениях статьи 86 Закона.
Прогноз расходов должника должен также учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, в том числе таких, как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др. Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.
Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Для повышения обоснованности прогнозных расчетов целесообразно выполнять их вариантно, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.
При разработке плана внешнего управления большое внимание уделяется срокам реализации процедуры внешнего управления: план должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого рассчитываются суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.
Кроме того, исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления (ст. 84) следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), позволяющие сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.
В соответствии со статьей 87 Закона в плане внешнего управления может быть предусмотрен порядок продажи имущества должника и установления его начальной цены, который излагается в разделе плана, посвященного реализации данных мер.
В соответствии со статьей 88 Закона в плане внешнего управления (в его соответствующем разделе) может быть предусмотрен порядок уступки прав требования должника.
Согласно статье 95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение соглашений об отступном или о новации обязательства либо на прекращение обязательств иным образом. В связи с этим план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение мирового соглашения между должником и его кредиторами.
План внешнего управления должен предусматривать порядок отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления.
Таким образом, основываясь на требованиях Закона к разрабатываемому арбитражным управляющим плану внешнего управления, можно сделать вывод, что в этот план целесообразно включать следующие разделы:
1) общая характеристика должника;
2) финансовое состояние должника;
3) прогноз величины денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов;
4) меры по восстановлению платежеспособности должника;
5) обоснование возможности восстановления платежеспособности должника (в пределах установленного срока внешнего управления либо при продлении срока внешнего управления);
6) порядок и сроки реализации плана внешнего управления.
Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.
При разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, и в первую очередь сельскохозяйственных и градообразующих организаций.
Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Несмотря на сложность конкретных задач, которые могут встать перед разработчиками планов внешнего управления, накопленный практический опыт их разработки свидетельствует о наличии единых методических подходов к их решению, базирующихся на положениях Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 19.11.1992 N 3929-1
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
Вестник ВАС РФ, N 7, 1999



Просмотров