За что можно осудить человека. Почему мы так любим осуждать других людей? Отзыв договора одаряемым

Можно ли отсудить дарственную на квартиру — этот вопрос волнует тех, кто не согласен с оформлением договора дарения на другое лицо. После подписания дарственной, имущество от одного хозяина переходит к человеку, которого даритель указал в договоре.

Законодательство Российской Федерации не запрещает оформлять подобные виды договоров. Существующие нормативно-правовые акты устанавливают определенные правила, которые помогают решить споры, связанные с оспариванием договоров дарения.

Основной нормативно-правовой документ в этой сфере это Гражданский кодекс РФ. Можно ли отсудить дарственную на квартиру, расскажет наша статья.

Особенности дарственной на квартиру

Для того, чтобы принять правильное решение — идти в суд или нет, следует внимательно изучить основные требования к оформлению договора дарения.

Договор оформляется, закрепляется подписями сторон и заверяется нотариусом. При составлении договора не указываются условия, выполнив которые, одаряемый человек получит право собственности.

Дарственная также в дальнейшем должна пройти государственную регистрацию. Без этого она недействительна.

Примите к сведению: дарственная или договор дарения представляет собой документ, форма которого утверждена законодательством, и представляет собой фиксирование добровольной передачи права собственности на квартиру от одного лица, к другому.

В дарственной прописывается конкретная календарная дата, когда одаряемый вступит в право собственности. Это может быть какое-либо событие из его жизни, например, совершеннолетие, окончание ВУЗа или замужество. Если никаких дополнительных указаний нет, человек приобретает право собственности сразу после государственной регистрации договора.

Обратите внимание: по законодательству договор дарения нельзя отменить в одностороннем порядке. Только суд может аннулировать дарственную.

Условия оспаривания

Важно учесть то, что момент наступления обладания квартирой происходит при регистрации дарственной в государственных органах, а не во время только его подписания.

Эта дата и будет в дальнейшем отправной точкой, для того, чтобы при необходимости аннулировать сделку.

Юристы рекомендуют: зарегистрировать дарственную можно только при жизни дарителя. Одного подписанного договора недостаточно. Поэтому, для того чтобы лишний раз не ходить в суд, следует соблюсти всю процедуру правильно.

В законодательстве прописан перечень обстоятельств, при наступлении которых возможно оспорить дарственную:

  1. Даритель имеет веские основания отказаться от передачи права собственности на квартиру другому человеку и самостоятельно пожелал отменить дарственную.
  2. Третье лицо, которое заинтересовано в расторжении договора дарения и имеет на это веские основания. Это возможно в случае смерти дарителя, признание человека, подарившего жилплощадь, недееспособным.

Время, когда можно отсудить

Если Вы решили отсудить подаренную квартиру, которая была передана во владение нового хозяина путем подписания договора дарения, делать это нужно быстро.

Согласно действующему законодательству РФ (статья 181 гражданского кодекса), сделку признать недействительной можно в течение трех лет после вступления в силу условий договора. Или одного года с момента подачи искового заявления.

Стоит отметить: для человека, который не является дарителем или обладателем подаренной квартиры, и который считает, что квартира была подарена незаконно, и он может привести веские аргументы, есть срок десять лет. По истечении этого срока он уже точно ничего не сможет сделать.

Отменить

Если решение о дарении недвижимости было сделано поспешно, владелец недвижимости имеет право отказаться от него. Если регистрация договора дарения ещё не была совершена, то даритель может просто отозвать дарственную, не задействуя суд.

Когда причины, повлекшие за собой принятие решения об отмене дарственной, возникли после государственной регистрации – необходимо идти в суд.

Когда можно отменить дарственную (напомним, все это делается в рамках законодательства):

  1. Даритель подвергся нападению со стороны нового собственника его недвижимости. В результате чего дарителю или членам его семьи были нанесены умышленные повреждения.
  2. Когда одаренный человек обращается с недвижимостью не очень хорошо, что в будущем может привести к ее утрате.
  3. По согласованию сторон.

Суд рассмотрит ваш иск, если причинами оспаривания стали:

Совет юриста: договор дарения следует составлять вместе с опытными юристами. Это необходимо для того, чтоб предусмотреть все каверзные моменты и не стать участником ненужных разбирательств в будущем.

Аннулирование через суд

Если не удалось по каким-то причинам отменить дарственную, есть еще возможность ее аннулировать.

Следует заметить, что аннулирование дарственной вполне реально. Этим способом также можно отсудить квартиру в суде.

Для этого следует помнить, что все договора заключаются по определенной схеме.

Договора заключаются людьми, а людям свойственно делать ошибки. Тут без специалиста в имущественных делах не обойтись.

Совет редакции: хороший адвокат поможет ускорить процесс и собрать все необходимые документы, найти правильные аргументы, которые должны убедить суд.

Из-за ошибок

Отсудить квартиру через суд довольно часто можно из-за ошибок, которые были допущены при составлении договора дарения.

Самые распространенные случаи:

  1. Документ не прошел государственную регистрацию в Федеральной регистрационной службе. В подобном случае суд возвращает право собственности первоначальному владельцу недвижимости.
  2. При нарушении условия безвозмездности подарка. Такой документ, как дарственная предполагает передачу недвижимости в частную собственность другого человека на бесплатной основе. Поэтому в соглашении не разрешается указывать стоимость такого подарка. Например, в договоре указано: для того, чтобы квартира оказалась в собственности одаренного, он должен оказать дарителю услугу, либо заплатить определенную сумму денег. Этот пункт нивелирует весь смысл дарственной, и не соответствует требованиям законодательства к составлению договоров дарения.
  3. Если известны факты угрозы владельцу квартиры, шантажа, в результате которых он подписывает договор дарения.
  4. Причиной аннулирования сделки также может стать отсутствие письменного согласия жены или мужа дарителя.
  5. В судебном порядке третье лицо может отсудить дарственную на квартиру в случае, если сможет доказать, что даритель банкрот, а сделка была заключена в течение шести месяцев до даты, официального оглашения банкротства.
  6. Элементарное отсутствие положенных подписей на дарственной.
  7. Ошибки в контактных данных, адресах, данных паспорта и т.д.

Причиной споров в суде может стать ситуация, когда даритель не имел права передавать в чужую недвижимость, а человек, которому подарили квартиру, не имел права ее принять. Такие ситуации четко прописаны в законодательстве.

Квартиру можно отсудить, если:

  1. Это опекуны детей, которым еще не исполнилось 14 лет.
  2. Принять квартиру в дар не могут сотрудники специализированных учреждений. Например, больниц, домов престарелых и других схожих учреждений. Даже если сам больной человек очень хочет подарить им квартиру, сделать это путем подписания договора дарения нельзя. В случае подписания договора дарения, родственники могут обжаловать такое решение и отсудят квартиру.
  3. Конечно же, служащие государственных учреждение, которым по законодательству запрещено принимать в дар квартиру от третьих лиц.

Примите к сведению: не стоит путать дарственную и завещание. Если в договоре дарения прописан пункт, на основании которого квартира перейдет другому лицу только после смерти дарителя. С такой формулировкой может составляться только завещание. Дарственная, в таком случае, теряет свою юридическую силу.

Налоговые органы также могут отсудить жилую площадь у собственников, если смогут доказать факт продажи квартиры под видом подарка.

Дарственная в данном случае выступает инструментом избежания налогообложения и подлежит аннулированию. Будьте бдительны, когда Вам предлагают таким образом оформить сделку покупки квартиры.

На первый взгляд, это уменьшает стоимость квартиры, но увеличивает шанс остаться совсем без жилья. Например, ушлые родственники дарителя, узнав о такой сделке, могут ее аннулировать. Деньги вам, скорее всего не вернут.

Необходимые действия

Приняв окончательное решение отсудить дарственную на квартиру, необходимо хорошо подготовиться к походу в суд.

Подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

  1. Изучить всевозможную информацию о нюансах таких видов договоров, как дарственная. На интернет просторах размещено достаточное количество информации.
  2. Обратиться к адвокату, который специализируется в этой сфере. Вместе с ним определить главное основание, с которым вы пойдете в суд. Конечно, можно это сделать самостоятельно, тем самым уменьшить шансы выиграть дело.
  3. На этом этапе нужно выяснить, сколько времени прошло со дня регистрации дарственной в государственной регистрационной службе РФ. Напомним, что законодательством установлен срок исковой давности для таких сделок. На оспаривание законом выделено 3 года. Есть некоторые исключения, но лучше не рисковать.
  4. Под руководством адвоката соберите все необходимые документы. Перечислять их нет смысла, так как в каждом отдельном случае они разные. Специалисты осведомлены о всех нюансах и помогут вам составить перечень нужных доказательств.
  5. Далее необходимо заняться составлением самого искового заявления. Заявителем может выступать даритель, а также его родственники. Советуем составлять исковое заявление вместе с адвокатом.
  6. Исковое заявление, весь необходимый пакет документов с доказательствами необходимо доставить в отделение суда по месту жительства.

Следует учесть: при подаче документов в суд, наберитесь терпения. Назначить дату заседания суда могут не сразу, а через несколько месяцев после подачи заявления в суд.

Отсудить дарственную на квартиру не так уж и просто. Одаренный человек по собственной воле не откажется от столь дорогого подарка. В то же время, если вы считаете, что тоже имеете право на обладание этой квартирой, или сделка была заключена не правомерно, можно попробовать аннулировать дарственную.

Существует достаточно много способов и причин, согласно которым можно отсудить дарственную на квартиру. Лучше всего обратиться за помощью к хорошему адвокату, который специализируется в данной сфере. Он подскажет правильные пути решения проблемы, поможет составить список необходимых документов.

К сбору документов и доказательной базы следует отнестись серьезно. Не стоит также забывать и о сроках давности договора на дарение. Сам процесс составления искового заявление не требует больших затрат времени, но правильность и грамотность действий будет играть ключевую роль.

Тем не менее, если Вас не устраивает решение суда, всегда можно обратится в суды высшей инстанции с повторным исковым заявлением для обжалования неудовлетворительного решения.

Смотрите видео, в котором адвокат рассказывает как признать договор дарения недействительным:

В любое, даже в самое трудное время, всегда находится место для добродетели. У людей возникает вполне закономерный вопрос: можно ли отсудить дарственную на квартиру и как это сделать? Люди дарили и продолжают дарить своим близким ценное имущество. Наиболее распространенным процессом является переоформление недвижимости. Но, далеко не всегда, это устраивает остальных родственников, которые имели свои виды на эту недвижимость.

Важно : Как показывает юридическая практика, успеха в суде добиваются те, кто хорошо знает суть вопроса и хорошо подготовился к слушанию дела. Прежде, чем обращаться за помощью к специалистам в имущественных делах, необходимо самому тщательно изучить законодательную базу и материалы о дарении.

После этого можно решать, начинать или нет, сбор доказательной базы. Далее будут расписаны основные правила составления дарственной и ее аннулирования. В ходе их изучения читатель сможет сам понять, можно ли отсудить квартиру или ее долю.

Что нужно знать о процессе дарения?

Ответ на вопрос о том, можно ли отсудить дарственную на квартиру, можно найти в законодательных актах. Право на передачу недвижимости законодательно закреплено за всеми гражданами РФ. Механизм этого процесса расписан в главе 32 Гражданского кодекса РФ. Про порядок заключения имущественных сделок можно прочитать в главе 9 упомянутого выше законодательного акта.

Дарение представляет собой передачу ценного имущества от одного человека в личную собственность другого. Согласно ГК РФ передача недвижимости должна быть оформлена в письменном виде. Этот документ называется договором дарения. Для того, чтобы переоформление жилплощади считалось законным, акт должен пройти государственную регистрацию.

Основные особенности, которые присущи договору, таковы:

  1. Отсутствие выгоды для презентующего. В тексте документа не допускается упоминания о каких-либо действиях или обязательствах со стороны одаряемого. Принцип оформления заключается в безвозмездности.
  2. При отчуждении жилья в пользу близкого родственника подоходный налог не взимается.
  3. Не допускается ссылка на то, что собственником жилья одаряемый может стать только после кончины дарителя. Поскольку это правило присуще наследованию, то подобная сделка может быть объявлена ничтожной.
  4. Презентующий может настоять на том, чтобы в договор был включен пункт о том, что сделка расторгается, если он переживет одаряемого.
  5. После подписания договора новый владелец имеет право распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению - дарить, продавать или сдавать в аренду. Не следует забывать и о том, что он может настоятельно попросить бывшего владельца покинуть помещение.
  6. Подаренное имущество не может считаться совместно нажитым или общим. Члены семьи его владельца не имеют на него никакого права.
  7. Сделку невозможно отменить или отозвать в одностороннем порядке. Это можно сделать только по взаимному согласию или через суд.

Могут ли родственники отсудить подаренную квартиру? Могут, если найдут для этого веские причины. В ходе сбора документов и их оформления не исключены ошибки.

Основания для отмены договора

В любом юридическом процессе главную роль играет человеческий фактор. Человек, даже с высшим юридическим образованием, не застрахован от ошибок. Они могут совершаться по причине усталости, невнимательности или излишней самоуверенности. Инициатива по аннулированию сделки может исходить, как от сторон, ее заключивших, так и от третьих лиц.

Расторжение сделки по инициативе дарителя

Причин для подобного решения может быть довольно много. Принять его бывший владелец может самостоятельно или под влиянием родственников, которые решают вопрос о том, можно ли отсудить дарственную.

Поводом для подачи иска в суд могут быть такие события:

  1. Существенное ухудшение условий жизни дарителя. Суд примет во внимание этот факт лишь в том случае, если снижение уровня жизни человека произошло не по его вине. Будут принято во внимание такие случаи, как тяжелая болезнь, увольнение с работы или стихийное бедствие, разрушившее его жилье.
  2. Физическое оскорбление, нанесенное бывшему владельцу жилья или его родственникам со стороны наделяемого. Данный факт должен быть подтвержден в установленном законом порядке.
  3. Если одаряемый, так относится к полученной недвижимости, что это может привести к ее порче или безвозвратной утрате. Суд примет во внимание и моральный ущерб, который испытывает бывший собственник имущества, наблюдая за таким отношением к своему подарку.
  4. Бывший владелец недвижимости может заявить о том, что сделка была совершена под воздействием угроз, шантажа и насилия. Подобные сделки называются кабальными.
  5. Заявление фигуранта соглашения о том, что на момент подписания бумаг, он находился под воздействием алкоголя или наркотических препаратов. Если лицо действительно являлось недееспособным, то сделка аннулируется.
  6. Элементарный обман или введение в заблуждение. Такие истории зачастую происходят с пожилыми людьми, которые не могут оценивать ситуацию адекватно. Человеку могут вслух «зачитать» совсем не тот документ и дать в нем расписаться. Если дарственная не регистрировалась у нотариуса, то шансы на отзыв довольно велики.

Это был обзор возможных действий, которые может предпринять физическое или юридическое лицо, для возврата своей собственности.

Аннулирование договора по инициативе родственников

Так называемое, чувство справедливости, иногда толкает родню на поступки, которые могут показаться странными. Особенно остро «родственные чувства» могут проявляться, когда речь идет о разделе недвижимости. Люди могут пойти на любые меры, чтобы аннулировать соглашение и заполучить вожделенную жилплощадь. Новый владелец недвижимого имущества должен в первую очередь решить вопрос о том, могут ли отсудить дарственную родственники дарителя. Для этого нужно обезопасить себя со всех сторон.

Причины для оспаривания сделки могут быть следующие:

  • смерть дарителя по вине одаряемого;
  • под видом пожалования была проведена продажа жилплощади (притворная сделка);
  • подписи в соглашении были проставлены недееспособными лицами (несовершеннолетними, психически больными или ограниченными судом в полномочиях);
  • заверка документа юристом, не имеющим на это права;
  • нахождение фигуранта соглашения под воздействием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов;
  • отсутствие письменного и заверенного согласия совладельца недвижимости;
  • неправильно составленный договор, в котором прописаны определенные условия и встречные обязанности второй стороны;
  • передача имущества проведена от имени малолетнего или физически недееспособного лица;
  • документ о передаче собственности не соответствует установленной форме;
  • по тексту имеются ошибки, помарки и исправления;
  • имущество подарено государственному служащему, который занимает высокое служебное положение;
  • в роли получателя выступил сотрудник учреждения, в котором содержался владелец недвижимости.

Не следует тянуть с государственной регистрацией договора. Только после ее прохождения, одаряемый становится законным собственником жилплощади.

Отзыв договора одаряемым

Зачастую новые владельцы жилья отказываются от подаренной недвижимости. Происходит это по различным причинам. Как правило, происходит это с жильем, которое является обузой для человека. Есть такие квартиры, в которых никто не живет, продать их невозможно, а коммунальные услуги оплачивать необходимо. Вернуть такой презент можно только после составления соответствующего договора, с соблюдением всех законных формальностей.

Поводом для расторжения сделки являются существенные недостатки подаренной квартиры. Если даритель не предупредил о них, а имуществу или здоровью наделяемого из-за этого причинен вред, то он вправе требовать возмещения ущерба и ставить вопрос об отказе от имущества.

Внимание : В суде вполне возможно отсудить дарственную, если иметь на руках веские доказательства. Добыть и доказать их состоятельность должен истец.

Доказательствами могут быть только проверенные и заверенные материалы (справки, сертификаты, протоколы, выписки, ксерокопии, фотографии, видеозаписи). Показания свидетелей тоже будут приняты во внимание.

Видео по теме


Как мы относимся к другим людям? Очень часто это зависит от отношения людей к нам. При этом мы любим осуждать людей. Мы редко обращаем внимание на положительные качества человека, но всегда замечаем недостатки. Даже когда кто-то делает для нас что-нибудь приятное – мы можем просто этого не заметить. Но весь негатив и плохое отношение мы готовы помнить до конца жизни.

Вы не замечали, как зависите от мнения людей? Очень часто мы выбираем ту или иную сторону, только опираясь на мнение людей. Если к нам кто-то относится хорошо – мы одариваем его положительными качествами, и наоборот. Мы критикуем людей, которые сделали нам больно или плохо, но забываем, что это противоречит всем постулатам гуманизма:)

Для примера, можно взять бабушек, которые целый день сидят на лавочках и критикуют проходящих мимо людей. Один человек для них будет наркоманом, другой – девушка легкого поведения, а третий может оказаться сродни дьяволу. Когда мы начинаем осуждать людей, мы становимся похожими на пожилых дам, которые любят приписывать человеку только негативные качества.

Почему мы любим осуждать людей? Может быть, нам скучно, и мы не знаем чем заняться? Нет. Обычно это происходит из-за зависти к кому-то и отказа принятия недостатков других людей. Мы не можем принять людей такими, какие они есть и начинаем критиковать их.

Делая это, мы получаем определенную степень морального удовлетворения, наша самооценка поднимается, мы говорим себе: «Я такой хороший человек, в отличие от …» Это разрушительный путь, о действии которого человек редко задумывается. Данный режим самоутверждения может только принести в вашу жизнь большую порцию негатива и дополнительных проблем. Негативные мысли и эмоции никогда не приносили человеку счастье. Помните: «Не судите – да не судимы будете»

Мы знаем, что осуждать людей нельзя, но продолжаем это делать. Почему? Мы думаем, что критика поможем человеку измениться? Но очень часто наша критика необоснованна и мы обсуждаем людей «за глаза». Мы думаем о действиях людей, как о следствии, но никогда не думаем о мотивах, которые побуждают сделать то или иное.

Мы сами не всегда способны следить за своими действиями, но с радостью это делаем за остальных. В большинстве случаев человека интересует никак не своё поведение, а действия всех остальных. Обратите внимание на свое поведение и недостатки, которые точно есть у каждого. Если вы начнете разбирать свои недостатки – проблемы остальных больше не будут интересовать вас. У каждого человека есть проблемы, и вы — не исключение. Конечно, разбирать чужие пороки приятнее, но такой путь отличается агрессивностью. И такая агрессия никогда не приводит к хорошим последствиям. Возможно, вам удастся выглядеть лучше на фоне какого-то товарища, но уже скоро вы сами можете превратиться в фон.

Помните – никто не совершенен. Даже если у вас не хватает времени на то, чтобы помочь человеку – не стоит осуждать его. Этим вы никогда не поможете в решении сложных ситуаций. Вы можете сказать о недостатках человека, возможных путях их решения, но не осуждайте людей.

При общении с людьми мы должны отказаться от привычки искать недостатки, осуждать и оскорблять. Все мы не совершенны и далеки от идеала. Только когда мы поймем это, то сможем избавиться от дурной привычки осуждать людей. Запомните главное: «Не судите, да не судимы будете». Как только человек усвоит эту простую истину, его жизнь станет проще, насыщеннее и увлекательнее. Неожиданно появится время для разрешения старых проблем, для общения с близкими и других приятных занятий, которые вам просто недоступны за осуждением чужих недостатков.

Великий пост - время воздержания, и мы все привыкли к тому, что в основном, когда речь идёт о Великом посте, в первую очередь все узнают, что можно есть, а что нельзя. Это действительно важно, это имеет значение, но хотелось бы, чтобы, воздерживаясь от пищи, каждый из нас обязательно попробовал и духовный подвиг, духовное воздержание, которое не менее, а более необходимо, чем воздержание телесное. Телесное воздержание должно нас подготавливать к духовному подвигу.

Первое, от чего каждому из нас нужно было бы попоститься - от лишних разговоров. Суть большинства разговоров во все времена - это осуждение. Осуждение - привычный грех, о котором мы все знаем и в котором не один раз раскаялись, но, тем не менее, мы не считаем его чем-то значительным и важным. Осуждение - это то, что мы делаем очень легко и чего часто не замечаем. Даже тогда, когда мы этот грех совершили, совесть не напоминает нам о нём.

Хотелось бы, чтобы сегодня мы задумались о том, что грех осуждения - не такая уж безобидная вещь, с которой мы должны мириться в своей жизни. Я отдаю себе отчёт в том, что не получится сразу, за один день, избавиться от этого греха, справиться с этой дурной привычкой, но можно хотя бы не считать её нормой, начать поступать в своей жизни так, чтобы в наших мыслях, словах и поступках осуждения было как можно меньше. Это то, чем мы должны сугубо заняться в дни Святой Четыредесятницы.

Почему же осуждение - это не безобидная привычка, а очень тяжкое состояние, тяжёлая болезнь? Во-первых, оно разрушает любовь, а без любви нет Церкви. Именно присутствие любви свидетельствует о том, что мы - члены Тела Христа, а Он - наш Глава. Именно любовью мы все соединены друг с другом в Тело Христово, именно через любовь и благодать Духа Святаго мы становимся этим Телом. И когда мы осуждаем друг друга, мы разрушаем эту связь. Мы теряем способность быть вместе, быть Телом Христовым. Теряем способность искренне и от души молиться, потому что грех осуждения разрывает эту связь, делает нас чужими друг другу и Христу.

Очень часто мы сталкиваемся в жизни с человеческим грехом, человеческими слабостями и ошибками. И это, по нашему разумению, даёт нам право осуждать других людей, которые вдруг оказались в такой ситуации, что совершили какой-то грех, упали, сделали что-то не так. Но давайте себе представим, как ведёт себя врач или спасатель МЧС, который приезжает на место какой-нибудь страшной аварии. Разве он начинает выяснять, нарушал или не нарушал правила дорожного движения человек, который лежит перед ним и истекает кровью, или он делает всё, чтобы спасти его жизнь?

Если христианин будет поступать так по отношению к другому человеку, будет прежде всего стараться проявить свою любовь - помолиться за согрешающего брата, простить ему его согрешения, вспомнить о своих собственных грехах, - то он будет поступать, как этот врач. А если он будет осуждать человека, который попал в беду, вместо того, чтобы помочь, он согрешит. Любой грех - это как авария: ты ехал, упал и сломался. Кто должен помочь в первую очередь? Твой собрат, христианин, такой же, как и ты, - он должен подать тебе руку помощи, помолиться за тебя, поддержать, прикрыть твой грех. Вместо этого братья христиане стоят, показывают на тебя пальцем и говорят: «Ну вот, он сам виноват, он нарушил правила, и поэтому с ним это произошло, теперь пусть не обижается».

Грех осуждения не только разрушает любовь, разделяет нас как членов Церкви, отделяет нас от Тела Христова. Грех осуждения незаметно приводит в нашу жизнь и другие грехи, не менее отвратительные. Первый из них - это лицемерие. Осуждая другого, мы часто бываем ничуть не лучше этого человека, но ведём себя по отношению к нему очень строго, не прощаем другому того, что уже давным-давно простили себе.

Давайте вспомним Евангелие, случай, когда к Христу привели женщину, схваченную в прелюбодеянии. По закону, её нужно было побить камнями. К Христу разъярённая толпа приводит эту женщину. Все знают закон, все знают, что за этим должно последовать. И они громко кричат: «Ты учишь любви? Расскажи, что теперь с ней делать?» Что отвечает Христос? Он говорит: да, давайте поступим по закону, всё правильно. Но первый камень пусть бросит тот, кто этого греха не совершил. И дальше наступила тишина. Люди начали по одному уходить, потому что очень некстати совесть напомнила о том, что сказал только что Христос: что я сам этот грех тоже совершал, а теперь требую, чтобы другого за этот грех побили камнями (ср. Ин. 8:1-11).

Эта евангельская история очень ярко показывает всю отвратительность осуждения и лицемерия, с которым всегда это бывает связано. В девяноста процентах случаев, а то и чаще, люди осуждают других за те грехи, которые с удовольствием совершают сами. Вместе с осуждением лицемерие делает нашу жизнь совсем не христианской. Это отвратительно.

Осуждение показывает и ещё одну болезнь, которая есть в человеческой душе - невежество. Мы очень часто судим человека, не зная ни его жизни, ни обстоятельств, в которых он оказался, ни того, что предшествовало поступку, который он совершил, ни того, что за ним будет, несмотря на то, что апостол давным-давно сказал: «Кто ты такой, что судишь чужого раба? Он перед своим Господином или стоит, или падает» (Рим. 14:4). Ты не можешь судить человека, которого ты не знаешь.

В Александрии жил монах по имени Виталий. Он жил в городе, подвизался, днём работал, зарабатывал какие-то деньги, а по вечерам ходил в публичный дом - туда, где женщины себя продавали за деньги. Все люди его осуждали, смеялись над ним, думали, что этот человек развратник и живёт двойной жизнью. В итоге оказалось, что он заработанные деньги приносил этим женщинам, отдавал им и просил, чтобы они не делали этого греха. В его жизни была какая-то история, связанная с этим, что он захотел именно так поступать. Скажите, как перед Богом выглядели те люди, которые его осуждали и над ним смеялись? Невеждами, которые не знают того, что произошло на самом деле. Конечно, им потом будет стыдно.

Таких случаев очень много, когда человек, не зная обстоятельств другого, его способностей, сил и причины того, почему он так поступил, начинает выносить свой суд. Вместе с осуждением в нашу жизнь пришли одновременно лицемерие и невежество.

Осуждение ещё и отлучает нас от Христа. Оно показывает, что мы не одного с Ним духа, мы на Него совсем не похожи. Здесь тоже лучше всего, наверное, вспомнить евангельскую историю. Одна женщина пришла в дом, где за трапезой возлежал Спаситель, - на востоке люди не сидели за столом, а возлежали на ковриках. Она начала омывать Его ноги и вытирать волосами своей головы. А рядом сидел фарисей Симон, и он в мыслях засомневался в том, что Иисус - пророк. Фарисеи считали, что праведники с грешниками общаться не должны - для праведника стыдно общаться с грешником, это позор. И он подумал: если бы Он был пророком, то знал бы, что эта женщина - блудница, и не разрешил бы к Себе прикасаться.

Господь учил думать по-другому. Он говорит: «Симон, хочу тебе что-то сказать». Тот говорит: «Да, учитель». - «Когда Я пришёл в твой дом, ты Мне не дал воды на ноги, хотя ты должен был это сделать по закону гостеприимства. А она волосами своей головы отирает Мне ноги вместо полотенца и омывает их слезами. Ты Мне масла не дал на голову в знак своего уважения, а она миром Мне поливает ноги. Вот и скажи, кто нуждается в прощении грехов: ты или она?» (ср. Лк. 7:36-50). И Симону стало стыдно, а нам был преподан урок: почти все мы думаем так, как Симон, а Господь думает по-другому.

Другой пример - с учениками Христовыми. Господь хотел проповедовать в одном из селений, но там Его не приняли. Что сказали Его ученики? «Давай мы сейчас огонь с неба сведём, как пророк Илия сделал когда-то, и все узнают, кто тут самый главный». Но Господь им ответил: «Вы не знаете, какого вы духа» (ср. Лк. 9:51-56). То есть люди, которые думают так, как в тот момент подумали апостолы, - не Христова духа, они другие. Господь хочет, чтобы мы были одного духа с Ним, а не с теми людьми, которые хотят мстить и наказывать. Он показал им, что они ошиблись.

Если мы кого-то судим, если мы чьи-то грехи считаем заслуживающими сурового наказания, мы не духа Христова, потому что Христос хотел бы, чтобы мы считали наоборот - что человека нужно пожалеть, ему нужно помочь, проявить любовь, милосердие и снисхождение, оказать ту помощь, которую ты можешь оказать в этот момент. Тогда тебе со Христом по пути, тогда ты одного с Ним духа, тогда ты на Него похож.

Есть ещё один момент, который связан с осуждением. Когда мы начинаем осуждать, мы ставим себя на место Бога. Это выходит за всякие рамки. Человек согрешил, что-то сделал не так. Первый вопрос: как ты к этому причастен? Ты этого человека родил, воспитал, жизнь ему дал, научил его чему-то, помог ему в чём-то? Кто вообще спрашивал твоё мнение по этому поводу, что ты пришёл и производишь свой суд, рассказываешь, что ты думаешь об этом? Кому это интересно? Ты поставил себя на место его Творца. Ты стал на место Бога. Ты вместо Него стал судиёй.

Однажды один из пустынников осудил своего брата. Наверное, он был праведный, хороший, добрый человек. И в ту ночь брат, которого он осудил, умер. Пустыннику явился Ангел Господень, держа на руках душу этого брата, и сказал: «Отче, теперь скажи - куда его: в рай или в ад?» Пустынник испугался, говорит: «Да ты что, я откуда могу знать?» Ангел отвечает: «Ну как, ты же вчера его судил? Теперь меня Господь послал у тебя спросить, что с ним делать». И старцу стало страшно: он понял, какой совершил грех, покаялся перед Богом и перед этим братом.

Сами того не замечая, мы, осуждая другого, становимся «богами», вершим судьбы и определяем, кому в рай, а кому в ад. Я не думаю, что кто-то из нас, если бы нам задали сейчас такой вопрос, захотел бы на него отвечать. Только Бог знает, как человек прожил жизнь, и что с этим человеком делать.

Христиане почему-то примирились с грехом осуждения. Для многих он перестал быть грехом, стал повседневной нормой жизни. Почему нам приятно осуждать другого? Потому что в этом мы находим оправдание своим собственным грехам. Иногда нам бывает приятно судить. Наша гордыня говорит: на фоне таких, как этот, я ещё и ничего. И хотя эта мысль не так явно осознаётся, но она, тем не менее, ласкает наше сердце и греет душу: «Я не такой, как прочие человецы» (Лк. 18:11).

Осуждение очень часто бывает смешано со смехом, с насмешкой. Вроде бы весело, смешно, хорошо и здорово, но, как говорил один из писателей, это похоже на то, как подгнившую еду подают под острым соусом, чтобы не слышно было запаха. Съедобно, но всё равно наелся тухлятины. Часто это всё происходит в нашей жизни неосознанно, незаметно для нас самих.

Я сам думал о том, с чего нужно начать эти дни, чтобы это действительно было важно. Хочется попробовать провести этот пост и ни разу никого не осудить - в мыслях, словах, случайно, со смехом или без смеха. Ведь мы должны поститься не только от скоромной пищи, но и от осуждения, зависти, гордыни и превозношения, лукавства и лицемерия.

Давайте попробуем, поставим себе такую задачу - воздерживаться не только от пищи, но и от таких грехов, которые удаляют нас от Бога и делают нашу жизнь нехристианской. Было бы здорово, если бы мы хотя бы начали это в себе замечать и вовремя себя останавливали или, если заметили, что это произошло, пришли и искренне попросили прощения у Бога и помощи, чтобы никогда больше этого не делать.

Наверное, потому что грех осуждения стал для нас нормой жизни, мы не ощущаем любви, которая бы согревала наше сердце, когда мы общаемся с другим человеком, потому что осуждение ставит тебя выше того, кого ты осуждаешь. А значит, гордыня делает для человека невозможным испытывать любовь, а без любви жизнь становится безрадостной.

В покаянном каноне мы не один раз повторяли: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Хотел бы напомнить: кто осуждает, тот не кается. Кающийся и осуждающий - это как горячее и холодное. Это нельзя совместить в одном сердце. Тому, кто кается в своих грехах, нет дела до грехов других людей. Он понимает, что мы все в одной лодке, мы все много согрешаем. А потому никто пусть не судит другого. Аминь.

Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь?

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждение происходит отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, - за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба над нами и нравственный закон внутри нас. Этот закон совести является универсальным для всего человечества и не зависит от культурных, национальных или религиозных различий между людьми. Стремление к добру так же естественно для каждого из нас, как, например, способность мыслить, разговаривать или ходить на задних конечностях. Поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не желай жены ближнего своего» даже для человека, который еще только знакомится с жизнью Церкви, не становятся открытием чего-то принципиально нового и неожиданного. Но вот евангельская заповедь о неосуждении очень часто вызывает недоумение и целый ряд вопросов.

Ведь если муниципальный чиновник покупает себе иномарку, по стоимости равную его жалованию за двадцать лет беспорочной службы, то осуждение вызывает вовсе не его любовь к качественной и удобной технике. Женатого мужчину, который завел себе роман на стороне, знакомые осуждают совсем не за то, что он примерный отец, а спившегося саксофониста - отнюдь не за его виртуозное владение музыкальным инструментом. Ни один, даже самый пристрастный, дотошный и въедливый критик не станет порицать кого-либо за добрые и полезные дела. Поводом к осуждению может стать лишь безнравственное поведение, неблаговидный поступок или преступление.
Но почему же тогда Церковь так настойчиво призывает христиан никого не осуждать ни делом, ни словом, ни даже мыслью? Ведь очень часто бывает, что человек явно грешит на глазах у всех, и никаких сомнений в его греховности не может возникнуть даже у самого наивного альтруиста и романтика.

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех - возмездия.

Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию.

Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа - то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников.

В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии?

В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет - большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть - мимо цели.

Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно». Иначе говоря, грех в Православии понимается как неправильно, не вовремя и невпопад реализованный импульс человеческой природы, который сам по себе вполне здоров, но, будучи употребленным не по назначению, стал вредным и опасным для человека.

Грех осуждения не является исключением из этого правила. В его основе лежит все тот же изумлявший Канта нравственный закон стремления человека к добру. Создав человека безгрешным, Бог вложил в его природу совесть как способность отличать добро от зла, - и ненависть к греху как защитную реакцию на столкновение со злом. Поэтому, когда первые люди согласились в райском саду на уговоры сатаны и вкусили плодов с запретного древа, они не стали жертвами обмана или собственного неведения. Грехопадение было сознательным актом нарушения ими воли Божией и голоса собственной совести.

Отпав от Бога, человек потерял Рай, - но эту естественную способность распознавать зло и ненавидеть грех он сохраняет по сей день. Правда, с одной печальной оговоркой: после грехопадения человек отчетливо видит зло, но только в других людях, и ненавидит он теперь исключительно чужие грехи. Такое духовное устроение и порождает отношение к окружающим, которое принято называть в православной традиции - грехом осуждения.

Неверно употребленная способность, словно чудовищный бинокль неимоверно увеличивает перед нашим духовным взором все недостатки окружающих и их злые дела. Но когда мы через этот же бинокль пробуем взглянуть уже на самих себя, он начинает столь же неимоверно уменьшать все наши грехи, делая их в наших глазах мелкими, ничтожными и не заслуживающими внимания.

Как это ни странно, но такое стремление не видеть себя грешным и плохим тоже имеет основание в чистой богоданной природе человека и является не чем иным, как искаженным чувством святости, которая была свойственна нашему естеству до грехопадения.

Парадокс греха осуждения заключается в том, что, взявшись судить о недостатках и грехах другого человека, мы на самом деле судим себя, хотя, как правило, даже не подозреваем об этом. Осуждая кого-либо, мы устанавливаем некий уровень нравственной оценки человеческого поведения, ниже которого и сами не имеем права опускаться. Скажем, осудив в душе грубияна-начальника, орущего на подчиненных по поводу и без повода, мы тем самым, определяем и для себя категорическую недопустимость подобного поведения. Однако, вернувшись с работы домой, можем тут же сорвать накопившиеся за день раздражение и усталость на ни в чем не повинных родственниках. И поэтому осуждение, которое днем было адресовано несдержанному начальнику, теперь с полным правом должно быть употреблено уже по отношению к нам самим. Так проявляет себя удивительный закон духовной жизни, который преподобный Иоанн Лествичник формулировал следующим образом: «Если в самом деле истинно, что …каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

Причина такой жесткой зависимости в том, что в другом человеке мы можем опознать и осудить лишь те греховные наклонности, которые есть в нас самих, даже если этому человеку они вовсе не свойственны. Мы не видим души человека, не знаем его внутреннего мира, и поэтому очень часто приписываем чужим поступкам то значение, которое нам подсказывает наш собственный греховный опыт. Так, например, увидев человека, входящего среди ночи в круглосуточный магазин, бандит может принять его за своего коллегу, который собрался ограбить эту лавочку. Пьяница, глядя на того же позднего покупателя, решит, что тот прибежал за очередной порцией выпивки. А любитель амурных приключений подумает, что этот человек собрался к любовнице и хочет купить по дороге торт, цветы и шампанское. Каждый судит о нем в меру своих представлений, обусловленных их собственным навыком к тому или иному виду греха. А человек-то всего-навсего пришел купить молока для больной дочки…

Так чего же он стоит, такой наш суд? Ведь все, что мы можем знать друг о друге, по большому счету укладывается в эту печальную схему: мы видим лишь внешность чужих дел, но совершенно не представляем себе их смысла и внутренней мотивации. Наблюдая чужие поступки, мы наивно пытаемся дать справедливую оценку совершившим их людям. Но не так судит Бог, который смотрит не на дела, а на сердце человека, знает все обстоятельства его жизни, движения его души, и совсем по-другому оценивает даже то, что, вне всякого сомнения, является грехом в наших глазах.

Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный Авва Дорофей - христианский подвижник, живший в VII веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И, конечно, же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата. И вот, Авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

«Ненавидь грех, но люби грешника» - вот принцип православной аскетики, не позволяющий отождествлять человека с его злыми делами. Но даже ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной. Ведь тот, кто внимательно рассматривает поведение других, сам рискует через осуждение греховных поступков незаметно впасть и в осуждение человека, который их совершает. В Древнем Патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его - в Царство или в муку?“ Потрясенный этим святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его поступок, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти - но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех, прежде всего, в себе самом. О чужих же грехах и о правильном отношении к ним Авва Дорофей писал следующее: «Действительно случается, что брат погрешает по простоте; но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, - а ты судишь, и осуждаешь его, и отягчаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения? Теперь согрешение его является пред Богом, как бы - дело правды. Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и - милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты - осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел».

Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:10-12). Казалось бы, вот - прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомиться с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу: «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

А вот слова святителя Филарета (Дроздова): «Правду говорить - дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда».

Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине XIX века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение об уместности обличения чужих грехов будет еще более категоричным: «Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих». (Преподобный Антоний Великий)

«Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего» (Преподобный Исаак Сирин)

«Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин)

Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» «Следует, - отвечал преподобный Пимен. - Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ



Просмотров