Отмена крепостного права основные реформы. Необходимый компромисс реформы. Оправдались ли ожидания крестьян

Отмена крепостного права избавила Россию от крестьянского восстания, которое буквально витало в воздухе. В России 1857 года уже наблюдались неповиновения крестьян. Вражда между правящим классом и крестьянами нарастала, грозя перерасти в бунт. Кроме того с отменой крепостного права в России стало на 20 миллионов больше свободных, пусть и бедных людей. Это открывало новые возможности в обновлении общества и развитии рынка.

Причины отмены крепостного права

Основными причинами отмены крепостного права в России можно назвать:

    поражение в - никто не любит проигравших. А солдаты, погибшие на фронте, никогда не вернутся к своим семьям, и некому будет сеять хлеб и растить детей;

  • упадок в помещичьих хозяйствах вызванный низкой эффективностью труда «из-под палки», привел к торможению развития промышленности;
  • Россия в середине 19 века приравнивалась к второстепенным государствам с неразвитой экономикой именно из-за действовавшего крепостного права.

Крестьяне, не получавшие от результатов своей работы никакой пользы, не хотели работать и, наконец, просто вынужден был решать проблему взаимоотношений между правящим классом и крестьянами.

Условия отмены крепостного права

Первые шаги по реформе крепостного права в России были предприняты еще . В конце 18 века в своем указе он ограничил работу крестьян на помещика до трех из семи дней недели. Через 6 лет во время правления , был принят закон, который позволял помещику освобождать крестьян по своему желанию. Однако реальные шаги в решении этого вопроса предпринял только Александр II.

Вначале обратившись к дворянам с просьбой предложить свои варианты решения крестьянского вопроса. Но, не дождавшись никаких действий со стороны дворянства, взялся за дело сам. В 1857 году он создает секретный комитет, состоящий из московских дворян, находящихся на службе государству и лично его возглавляет.

Мнения не были единогласными, большая половина членов комитета решались только на облегчение жизни крепостных и не советовали предпринимать таких резких шагов. Чтобы обеспечить большинство голосов Александр вводит в комитет своего брата Константина Николаевича тоже ратовавшего за отмену крепостного права. Благодаря участию в решении этого вопроса князя Константина Николаевича делу дали ход.

Первые результаты появились в Литовских губерниях, помещики которых настолько были недовольны ограничением норм барщины, что предпочли отказаться от владения крестьянами, сохранив при этом землю за собой. По указу императора в прибалтийских губерниях были созданы официальные комитеты по решению вопросов быта крестьян.

К концу 1857 года такой комитет был организован и в Санкт-Петербурге. Однако обсуждение данного вопроса велось около 3-х лет. Только в начале 1861 года законопроект об освобождении крестьян от крепостного права был вынесен на заседание Главного комитета по решению крестьянского вопроса. Но и тут не обошлось без проволочек, комитет никак не мог прийти к одному мнению.

Только к 17 февраля 1861 года, благодаря личной поддержке императора проект был подписан. А в марте Манифест об отмене крепостного права был обнародован. Манифест изменил жизнь крестьян. Они становились свободными людьми, имеющими право собственности, право обращаться в суд, приобретать имущество, вступать в брак.

Также с получением свободы крестьяне получали надел земли, 25 % стоимость которого он должен был выплатить помещику. Остаток стоимости земли выплачивало государство. Возвратить же данный заем, крестьянин должен был на протяжении 49 лет. Все отношения между крестьянами и помещиком регулировала «Уставная грамота».

Плюсы отмены крепостного права

С отменой крепостного права Россия получила толчок в развитии рыночных отношений. Создание крестьянских общин, приводило к изменению общественного уклада в целом, открывая новые возможности для преобразования государства. Решение вопроса взаимоотношений между дворянством, помещиками и крестьянами, спасло Россию от кровавых восстаний. А получение свободы почти 20 миллионов жителей страны изменило экономическую стратегию России. Бывшему произволу экономических отношений не было места в новом обществе.

Итог

В истории России много великих личностей и Александр II одна из них. Не побоявшись дворянской оппозиции, он смог продвинуть свою страну на пути экономического развития. Вступив на престол страны опустошенной войной, он смог провести реформирование и вывести страну на уровень Европы. В стране появились новые виды правления и самоуправления крестьян. Вырос уровень жизни страны в целом, и отдельно каждого человека.

Время правления Александра Второго (1856-1881) вошло в историю как период «великих реформ». Во многом благодаря императору произошла отмена крепостного права в России в 1861 году - событие, которое, безусловно, является основным его достижением, сыгравшим большую роль в будущем развитии государства.

Предпосылки отмены крепостничества

В 1856-1857 годах ряд южных губерний потрясли крестьянские волнения, которые, впрочем, очень быстро затихли. Но, тем не менее они послужили напоминанием для правящей власти, что положение, в котором находится простой народ, в итоге может обернуться для нее тяжелыми последствиями.

Кроме того, действующее крепостное право существенно замедляло прогресс развития страны. Аксиома, что свободный труд эффективней подневольного проявлялась в полной мере: Россия существенно отставала от западных государств и в экономике, и в социально-политической сфере. Это грозило тем, что созданный ранее образ мощной державы мог попросту раствориться, и страна перешла бы в разряд второстепенной. Не говоря уже о том, что крепостничество очень походило на рабство.

К концу 50-х годов из 62-миллионного населения страны в полной зависимости от своих хозяев жило более трети. России срочно требовалась крестьянская реформа. 1861 должен был стать годом серьезных перемен, которые следовало провести так, чтобы они не смогли поколебать сложившиеся устои самодержавия, а дворянство сохранило господствующее положение. Поэтому процесс отмены крепостничества требовал тщательного анализа и проработки, а это из-за несовершенного государственного аппарата уже было проблематично.

Необходимые шаги для грядущих перемен

Отмена крепостного права в России в 1861 году должна была серьезно повлиять на жизненные устои огромной страны.

Однако если в государствах, живущих по конституции, прежде чем провести какие-то преобразования, идет их проработка в министерствах и обсуждение в правительстве, после чего готовые проекты реформ отдаются в парламент, выносящий окончательный вердикт, то в России ни министерств, ни представительного органа не существовало. А крепостное право было узаконено на государственном уровне. Отменить его единолично Александр II не мог, так как это нарушило бы права дворянства, являющегося основой самодержавия.

Поэтому в стране для продвижения реформы предстояло заведомо создать целый аппарат, специально занимающийся отменой крепостничества. Предполагалось, что он будет состоять из учреждений, организованных на местах, чьи предложения должны подаваться и обрабатываться в центральном комитете, который, в свою очередь, контролировался бы монархом.

Так как в свете предстоящих изменений больше всего теряли именно помещики, то для Александра II лучшим выходом было бы, если бы инициатива по освобождению крестьян шла именно от дворян. Вскоре такой момент подвернулся.

«Рескрипт Назимову»

В середине осени 1857 года в Петербург приехал генерал Владимир Иванович Назимов - губернатор из Литвы, который привез с собой прошение о предоставлении права ему и губернаторам Ковенской и Гродненской губерний дать вольную своим крепостным, но без предоставления им земли.

В ответ Александр II отправляет на имя Назимова рескрипт (личное императорское письмо), в котором поручает местным помещикам организовать губернские комитеты. Их задача заключалась в разработке собственных вариантов будущей крестьянской реформы. При этом в послании царь давал и свои рекомендации:

  • Предоставление полной свободы крепостным.
  • Все земельные наделы должны остаться за помещиками, с сохранением права собственности.
  • Предоставление возможности освобожденным крестьянам получать земельные наделы при условии выплаты оброка либо отработки барщины.
  • Дать возможность крестьянам выкупать свои усадьбы.

Вскоре рескрипт появился в печати, что дало толчок ко всеобщему обсуждению вопроса крепостничества.

Создание комитетов

Еще в самом начале 1857 года император, следуя своему плану, создал секретный комитет по крестьянскому вопросу, который тайно занимался разработкой реформы по отмене крепостничества. Но лишь после того, как «рескрипт Назимову» стал достоянием общественности, учреждение заработало в полную силу. В феврале 1958-го с него снимают всю секретность, переименовав в Главный комитет по крестьянскому делу, возглавил который князь А.Ф. Орлов.

При нем создавались Редакционные комиссии, которые рассматривали проекты, подаваемые губернскими комитетами, и уже на основе собранных данных создавался общероссийский вариант будущей реформы.

Председателем этих комиссий был назначен член Госсовета генерал Я.И. Ростовцев, который полностью поддерживал идею отмены крепостничества.

Противоречия и проделанная работа

В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками.

В 1860 году Ростовцев умирает, в связи с чем главой Редакционных комиссий Александр II назначает графа В.Н. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы.

В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. 19 февраля 1861 года стал официальным днем отмены крепостничества.

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года

Основные положения документа были следующими:

  • Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями».
  • Отныне (то есть с 19 февраля 1861) крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами.
  • Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.
  • За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы.
  • За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.

Необходимый компромисс реформы

Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер.

Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов.

Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же - большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела.

Нормы предоставляемых наделов

Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную.

  • Норма земельных наделов для степной части - от шести с половиной и до двенадцати десятин.
  • Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.
  • Для нечерноземной полосы - от трех с четвертью до восьми десятин.

В целом по стране площадь надела стала меньше, чем была до перемен, таким образом, крестьянская реформа 1861 года лишила «освобожденных» более 20% площади возделываемых земель.

Условия передачи земли в собственность

Согласно реформе от 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 - для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.

После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка.

И государство не осталось внакладе

С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа.

Сумма, которую крестьянин должен был внести за землю, приравнивался к так называемому условному капиталу, который положен в Госбанк под 6% годовых. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка.

То есть если землевладелец имел с одной души в год 10 рублей оброка, то расчет производился по формуле: 10 рублей делились на 6 (проценты с капитала), а потом умножались на 100 (общее количество процентов) - (10/6) х 100 = 166,7.

Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек - деньги «неподъемные» для бывшего крепостного. Но тут вступало в сделку государство: крестьянин должен был заплатить помещику единовременно только 20% от расчетной цены. Оставшиеся же 80% вносило государство, но не просто так, а предоставляя долгосрочный кредит со сроком погашения 49 лет и 5 месяцев.

Теперь крестьянин должен был выплачивать Госбанку ежегодно 6% от суммы выкупного платежа. Получалось что сумма, которую бывший крепостной должен был внести в казну, превышала заем троекратно. По сути, 19 февраля 1861 года стало датой, когда бывший крепостной крестьянин, выбравшись из одной кабалы, попадал в другую. И это притом, что размер самой суммы выкупа превышал рыночную стоимость надела.

Итоги перемен

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. Свободу получили 23 миллиона человек, что привело к серьезной трансформации в социальной структуре российского общества, а в дальнейшем выявило необходимость в преобразовании всей политической системы страны.

Своевременно вышедший Манифест 19 февраля 1861 года, предпосылки которого могли привести к серьезному регрессу, стал стимулирующим фактором для развития капитализма в Российском государстве. Таким образом, искоренение крепостничества, безусловно, является одним из центральных событий в истории страны.

Прошло 155 лет с того момента, когда император Александр II запустил процесс реального освобождения крестьян из рабства.
Однако вопрос о необходимости освобождения крестьян встал перед российским самодержавием не в 1861-м году и не в 1861-м году он был решён окончательно и к всеобщему удовлетворению.
Первые шаги были предприняты ещё императором Павлом I в 1797 году, когда он законодательно ограничил обязательную барщину тремя днями в неделю. В 1803 году Александр I своим указом разрешил помещикам отпускать на волю своих крестьян с выделением земельного надела. По взаимному между ними договору крестьянин должен был заплатить за свою свободу или отработать. А в 1816-1819 годах крестьяне получили гражданские права на территории нынешних Прибалтийских республик. Правда там они, получив личную свободу, не получали земли. Было также много ограничений в праве на владение имуществом, на свободу перемещения. Реализация этой реформы растянулась до 1832 года и вызывало недовольство «свободных» крестьян и волнения. Многие уходили в города, благодаря чему зарождавшаяся промышленность получала дешёвую рабочую силу и импульс к развитию.
Николай I за годы своего царствования тоже пытался принимать меры по улучшению положения крепостных. И, несмотря на сопротивление помещиков, ему удалось примерно на треть сократить численность крепостных крестьян в Российской империи.

Исторический 1861 год

Александр II впервые заговорил о необходимости освобождения крестьян от крепостного права в 1856 году. К этому времени Россия проиграла войну 1853-1856 годов, основной причиной чего стало отставание империи от стран-противников в военном и техническом отношении. Проигрыш России в военно-техническом плане был вызван слабостью экономики государства, а отсталость экономики была обусловлена неэффективностью сельского хозяйства, построенного на крепостном праве.
Расходы на войну привели к массовому разорению крестьянского, в основном, населения России. А указы 1854 и 1855 годов о формировании ополчения вызвали массовый уход крестьян от помещиков практически по всей стране. Они записывались в ополчение с надеждой на получение свободы после окончания войны.
К весне 1856 года мысли о необходимости освобождения крестьян из рабства охватили все слои населения Российской империи, от самих крестьян до царского окружения.
В январе 1857 года Александр II создал Секретный комитет, которому было поручено начать обсуждение организационных вопросов по отмене крепостной зависимости. Но работу Комитета тормозили противники отмены рабства. Помог случай. К императору обратились дворяне из Виленской, Гродненской и Ковенской губерний с просьбой обсудить тему освобождения крестьян без выделения им земельных наделов. С их подачи Александр II своими рескриптами инициировал создание в 46 российских губерниях «комитетов об улучшении быта помещичьих крестьян».
Дело получило огласку в прессе, и в 1858 году Секретный комитет стал называться Главным комитетом, а руководить им стал младший брат царя Константин – сторонник реформ. Дело сдвинулось с мёртвой точки. Через год были сформированы Редакционные комиссии, которые занимались сбором и изучением информации, получаемой от губернских «комитетов». На основании этих материалов разрабатывались проекты пакета законов об освобождении крестьян.
К концу 1860 года подготовка была закончена, Главный комитет оформил окончательные проекты документов и передал их в Государственный совет на утверждение.
Итогом всей этой многолетней работы стало подписание Александром II Манифеста об отмене крепостной зависимости. Случилось это историческое событие 19 февраля 1861 года.

Оправдались ли ожидания крестьян?

Своим многовековым трудом на помещиков крестьяне давно уже с лихвой оплатили и землю, которую они обрабатывали для барина, и свои приусадебные участки, и прочее имущество. Поэтому вполне закономерно, что в идеале они ожидали от Манифеста получения полной независимости от помещиков с выделением им наделов земли в собственность сразу и безусловно.
Но помещикам это было совершенно не выгодно. И царская власть, опиравшаяся на помещиков, совершенно не стремилась ущемлять интересы землевладельцев в пользу крестьян. По сути, крестьяне получили только личную свободу. Барин не мог больше продавать крестьян, как скот. Все остальные вопросы решались так, чтобы не пострадали интересы помещиков. Последние обязаны были выделять крестьянам наделы, но имели право урезать их до минимума в соответствии с установленными нормами. Земли, выделяемые крестьянам, были не самого лучшего качества. Да и за право получения земли в собственность крестьянин обязан был платить немалый оброк или отрабатывать барщину. Кроме того, цену за свою землю помещик устанавливал сам, какую хотел.
Даже понимая, что крестьяне не в состоянии уплатить всю стоимость участка сразу, государство обязывало их единовременно выплачивать 20-25% от назначенной суммы. Остальные 75-80% власть выплачивала помещику из бюджета, а бремя возврата этих сумм в течение 49 лет возложило на крестьян, да ещё и с процентами. При этом земля оказывалась не в личной собственности крестьян, а переходила в собственность общины, которая решала, кому сколько дать десятин в зависимости от численности «ртов». В итоге, получив личную свободу, крестьянин в материальном плане на долгие годы оказывался в долгах и перед помещиком, и перед государством. Не удивительно, что это вызвало массовые возмущения, которые правительству приходилось усмирять силой.
Тем не менее, процесс пошёл. Крестьяне с трудом, но стремились быстрее выплатить «долги», чтобы быстрее получить полное право на свои наделы. И только в 1907 году, после крестьянских волнений в первой русской революции, царское правительство полностью отменило платежи по выкупу земли.

1. После смерти Николая I, в 1855 г. на престол вступил его 37-летний сын Александр, вошедший в историю как император Александр П. С его именем связано оашбление реакции николаевской эпохи и проведение демократических реформ.

Важнейшей из них стала отмена крепостного права в 1861 г. Наряду с этим были проведены реформы:

  • земская;
  • городская;
  • судебная;
  • финансовая;
  • военная;
  • иные реформы;
  • подготовлен первый в истории России официальный проект Конституции.

2. Первым шагом Александра II как императора стало ослабление политики реакции, проводимой в эру Николая I:

  • были амнистированы декабристы и петрашевцы;
  • уменьшена цензура печати и репрессии к инакомыслию;
  • разрешен выезд за границу;
  • была создана группа по подготовке реформ.

3. Среди первоочередных реформ стало решение крестьянского вопроса - крепостное право приводило к не заинтересованности крестьян в труде, деградации основной части населения; приводило Россию к явной экономической отсталости от передовых стран Европы, духовному отчуждению от западной цивилизации. Поражение России в Крымской войне, демонстрация индустриальной неразвитости страны ускорили отмену крепостного права.

Принципиально вопрос об отмене крепостного права в России был решен сразу после окончания Крымской войны - в 1857 г., когда был создан ряд комиссий по подготовке данного решения. 19 февраля 1861 г. император Александр II издал исторические документы, которыми крепостное право было официально отменено:

  • Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей»;
  • «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Освобождение крестьян было произведено на следующих условиях.
  • крестьяне становились лично свободными и приобретали общегражданские права;
  • в то же время крестьяне освобождались без земли - основного средства существования, которое оставалось в руках помещиков;
  • в течение еще 9 лет крестьяне были обязаны по-прежнему отрабатывать барщину;
  • после этого они приобретали статус временнообязанных - до выкупа ими земли;
  • сохранялась крестьянская община, которая подчиняла себе отдельного крестьянина, мешала ему «выбиться в люди»;
  • только около 20% крестьян нашло в себе силы выкупить землю (часть из них стала зажиточными крестьянами);
  • государство возместило помещикам стоимость 80% земель, переданных крестьянам;
  • в свою очередь, крестьяне были обязаны в течение 50 лет выплачивать государству выкупные платежи - крестьяне находились в двойной зависимости: перед помещиками и перед государством.

Поскольку большинство крестьян не могли выкупить землю, они становились сельскохозяйственными наемными батраками или уходили работать в города, превращались в пролетариат. Окончательно выкупные платежи были отменены только с 1 января 1907 г. - после первой русской революции, в начале премьерства П.А. Столыпина что завершило почти полувековой процесс отмены крепостного права.

4. Сутью земской реформы 1864 г. было создание системы местного самоуправления в России. Для этих целей был введен институт уездного земства - первичной ячейки самоуправления:

  • членами уездного земства становились жители уезда;
  • жители избирали земское собрание - представительный орган;
  • выборы депутатов («гласных») земского собрания проходили не от населения в целом, а от сословий, причем от меньшего количества помещиков и дворян избиралось больше депутатов, чем от такого же количества крестьян;
  • в результате этого земские собрания находились под контролем дворянства, хотя в их работе принимали участие и представители крестьян;
  • уездные земские собрания формировали исполнительный орган - уездную земскую управу;
  • также уездные земские собрания избирали депутатов губернских земских собраний - представительных органов губерний;
  • губернское земское собрание также формировало исполнительный орган - земскую губернскую управу.

Земские органы были отделены от политики - они должны были решать исключительно хозяйственные вопросы местного значения: ремонт дорог, строительство школ, распределение местных финансовых средств. В то же время они стали первыми органами самовыражения народа и пользовались авторитетом у населения.

5. В 1870 г. была проведена городская реформа:

  • в городах были учреждены представительные органы - городские думы;
  • городские думы формировали исполнительный орган - городскую управу;
  • выборы в городские думы проходили не от сословий, а от населения города в целом;
  • единственным условием участия в выборах было обладание собственностью - от управления городом отстранялся пролетариат. Несмотря на наличие имущественного ценза, городская реформа стала шагом вперед в развитии городов и промышленности. Отмена сословных выборов способствовала появлению единого городского сословия, владеющего собственностью, - буржуазии.

6. Судебная реформа 1864 г. заключалась в введении в России европейских судебно-правовых институтов и буржуазных принципов судопроизводства:

  • отделении суда от администрации;
  • состязательности процесса (наличия обвинения и защиты);
  • суда присяжных,
  • мировых судей, рассматривающих несложные дела и приближенных к народу;
  • адвокатуры (присяжных поверенных);
  • гласности судопроизводства.

Новая судебная система стала гораздо ближе к мировым стандартам. В то же время были сохранены некоторые пережитки старой системы:

  • особый суд для чиновников;
  • в ряде регионов - крестьянские суды;
  • так называемые «инородческие суды» ют представителей нерусских кочевых и горных народов;
  • чрезмерный обвинительный уклон в процессе.

7. В результате военной реформы вводилась всеобщая воинская обя­занность, внедрялись современные европейские стандарты организации армии.

8. Иными крупными реформами стали финансовая - создание Гос­банка и введение четкой финансовой отчетности (зарождение официальной бухгалтерии); реформа образования 1863 - 1864 гг. - возвращение автономии университетам.

9. Завершением реформ стала подготовка первого официального проекта Конституции, вошедшего в историю по имени одного из разработчиков как «Конституция Лорис-Меликова. Проект Конституции предусматривал:

Конституцию планировалось «даровать» императорским Манифестом в 1881 г., однако убийство Александра II народниками 1 марта 1881 г. привело к возрождению реакции, свертыванию конституционной и ряда других реформ, реанимации политического сыска.

Таким образом, буржуазные реформы 1861 - 1874 гг. остались незавершенными. Тем не менее, они были большим шагом вперед в экономическом и политическом развитии, положили начало развитию капитализма в России.

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

  1. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;
  2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;
  3. Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;
  4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I , но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.



Просмотров