Правовые основы работы социальных служб. Социально-правовая компетенция. Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в поря

Профессия «социальный работник» была внесена в России в национальный реестр профессий в 1991 г., и с этого момента обрела официальный статус профессиональной деятельности. В этом же году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнительно были внесены характеристики 5 категорий социальных работников:

- «специалист по социальной работе»,

- «социальный педагог»,

- «педагог-организатор»,

- «заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»,

- «социальный работник».

Содержание социальной работы, ее смысл отвечает Конституционным принципам и всей социально-политической стратегии развития современного российского государства и гражданского общества. В Конституции РФ, в его преамбуле и других важнейших статьях, закреплены основные ориентиры и идейные принципы российского государства, высшей ценностью которого провозглашается человек, его интересы и потребности. Российская Федерация провозглашается социальным и правовым сообществом и государством, стратегически ориентированным, на создание достойных условий жизни всех его граждан независимо от их национальной, религиозно-конфессиональной принадлежности.

Конституция РФ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)



Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан - Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др.).

Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.

Таким образом, Российское государство:

Во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;

Во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;

В-третьих, создает систему механизмов, структур , обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;

В-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.

С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.

Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.

К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:

Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;

Декларация о правах инвалидов 1971 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;

Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;

Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.

Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.

2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.

Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.

В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:

«О государственных пенсиях РСФСР»,

«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),

«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов , направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.

Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

(По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994 г . в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.

В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России ».

Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы - «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения. В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,

ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,

ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,

ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,

ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).

Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально - бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.

Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

План

    Законодательная, нормативно-правовая база.

    Конституция РФ.

    Понятие социального государства. Основные задачи социального государства.

    Основные направления государственно-правовой поддержки социальной.

Государственно-правовые основы социальной работы определяются правовыми документами, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1. Внутригосударственные юридические акты федерального значения;

2. Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;

3. Документы муниципальных образований;

4. Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Является законом регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.

Субъективные права

    Социально-экономические права личности: право на труд, отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца, право собственности, право на жилище.

    Политические права и свободы: свобода слова, собраний, митингов,

уличных шествий и демонстраций, право избирать и быть избранным в органы власти и управления, участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений государственными и общественными органами управления, объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, способствующих удовлетворению интересов и запросов личности.

    Социально-культурные права: право на образование, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право на охрану здоровья, на социальную защиту.

    Гражданские (личные) права и свободы: неприкосновенность личности и жилища, право на охрану личной жизни и личного достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Обязанности

Во-первых, перечень конституционных обязанностей, обеспечивающих развитие экономической основы общества: добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру и др.

Во-вторых, обязанности, направленные на укрепление государственного строя, обороноспособности страны: оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество.

В-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества: заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

В-четвертых, обязанности общегражданского характера: соблюдение Конституции Российской Федерации и других советских законов, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц г национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемерно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества.

Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты юридической силы на территории РФ, указы президента, постановления и распоряжения правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей, в этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно- распорядительными органами в центре и на местах:

    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г.;

    законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»;

    федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Есть много подзаконных актов, решений правительства, концепций, пакеты целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.

Формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, являющееся основой социальной справедливости

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Основные направления социального обслуживания населения, установленные законом:

    предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

    социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

    социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию;

    предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным детям, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

    организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания;

    консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогическая помощь, социально-правовая защита;

    реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г- инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. В России примерно 10 млн. человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствии с действующим «Положением о признании лица инвалидом», лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок – инвалид». Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек – Минобразования России, 29 тыс. человек – в домах-интернатах Минтруда России.

Риск заболевания : выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности : выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме, медицинское обслуживание, расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания : выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат, специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца : пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск миграции : расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья : субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категориям населения.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида, связаны с проблемами его воспитания, образования, трудностями установления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи.

Помощь семьям, имеющим детей инвалидов – это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям.

Набор услуг по оказанию помощи таким семьям значителен. Кратко их можно представить четырьмя формами:

    непосредственные услуги детям – медицинские (хирургия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы;

    услуги для родителей – программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование;

    услуги семьям – групповые программы для братьев и сестер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка;

    услуги в микрорайоне – агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало проблемы и нужды детей-инвалидов.

Пособие по безработице – пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющее пособие. Пособия матерям – одиночкам – пособия на детей – иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому.

К другим видам социальной помощи относятся: расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних; пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий; пособия мигрантам.

Еще один аспект – психологический. Помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они решают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Цель социально – педагогического патронирования семей с детьми–инвалидами на первом этапе – это профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив.

Субъективные права включают в себя: социально – экономические и гражданские права, политические права и свободы, социально – культурные права.

Государственные организации социальной защиты населения финансируются за счет государственного бюджета.

Служба защиты детей оказывает социальные, медицинские, юридические и опекунские услуги детям.

Чтобы обеспечить социальную защиту населения, местные органы власти обязаны: организовывать социальные услуги в пределах своего района, решать вопросы о предоставлении пособий на своей территории, производить выплату социальных пособий.

Организации, в которых вся полученная, прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности называются добровольческими организациями.

К добровольческим организациям относятся: красный крест, организация помощи анонимным алкоголикам.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашего информационного сайта!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает термин «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»? Какое значение она имеет в общей психологии? Аргументируйте ваше мнение на наглядных терминах.

Стоит также отметить, что предмет психология многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Чем же все-таки принято называть «социально-правовой деятельностью»? Социально-правовой деятельностью принято называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Стоит также дополнить, что данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти, такие как полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд. Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную и исполнительную практики.

А какие принципы играют важную роль в правовой деятельности? Сюда входят, в первую очередь, нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении различных конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

На этом наше занятие подошло к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось сложным для Вас из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем успехов!

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.



Просмотров