Нормы международного права. Международные правоотношения

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выде­лять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного пра­вопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответ­ствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обя­зательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, дру­гих источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы сущест­вуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных поня­тий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содейст­вии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Между­народному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каж­дый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и полити­ческих правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирова­ния различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совер­шение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты междуна­родного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответст­венности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъек­тов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражда­нам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации ма­териальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нерас­пространении ядерного оружия и др. Региональные нормы дейст­вуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимо­отношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Классификация норм международного права

Нормы международного права классифицируются по следующим основаниям:

1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:

Договорные нормы . Они создаются путем соглашения между субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой характерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы нескольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.

Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлагаются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая определенными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное поведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.

Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой норме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регулируются договорами. Международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отношений.

Концептуально, в зависимости от направленности своего регулятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся:

  1. по сфере применения;
  2. по объектам;
  3. по практическому назначению.

В полном соответствии с многообразием договоров и создаваемыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего характера (например, нормы Устава ООН и других универсальных организаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, которые вызывают правоотношения регионального характера. Договорные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее порождают обилие правоотношений между отдельными государствами.

В реальной жизни между нормами и правоотношениями указанных трех ступеней устанавливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государствами и соответствующие им правоотношения также подчиняются правовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.

Договорные нормы различаются по объекту правовых отношений. Одни из них направлены на разрешение вопросов политического характера, что ведет к формированию большой группы правоотношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают экономическое сотрудничество государств и образуют правовые отношения по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соответствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество государств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.

В современной юриспруденции международные договоры подразделяются в зависимости от их практического назначения на договоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обязанности конкретных субъектов. Отечественная наука международного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникновением правоотношений.

Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возникающие на основе этих норм, могут сформироваться только в будущем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкретно не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающему требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, когда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей.

Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотношения. Например, государства первоначально вступили в правоотношение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других правоотношений производного характера.

Что касается так называемых международных договоров-сделок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют конкретно субъектов такого правоотношения.

Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во втором случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы договоров и выступают в одинаковой степени источниками международного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.

Нормы обычные . Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда, последний при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосылкой правоотношения.

Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, которые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации международных отношений.

При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к тому же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде.

Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и сотрудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, согласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нормы являются отражением противоположных тенденций современных международных отношений.

Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к признанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих государств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.

Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоотношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеобщие или локальные.

Признание обычной нормы государствами по своему содержанию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согласия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из поведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.

Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответствующая норма формируется только после неоднократного повторения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без правовой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вместе с тем согласие государств с определенной обычной нормой выкристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.

Обычная норма может превратиться в договорную - путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, поскольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законности и правопорядка в международных правоотношениях.

2. По сфере действия различаются универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).

Региональные - действуют в пределах одного региона.

Локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

2. При рассмотрении вопроса о нормах, составляющих международное право, существенное значение имеет вопрос о старых и новых нормах.

Современное международное право складывалось в течение многих столетий. Поэтому в нем имеются нормы, созданные в наши дни, и вместе с тем сохранились некоторые нормы и принципы, возникшие десятки и даже сотни лет тому назад.

Разумеется, за такое длительное время состав субъектов международного общения не мм оставаться неизменным; Некоторые государства, в прошлом принимавших участие в создании правовых норм, либо изменили свое социально-экономическое устройство, либо вовсе сошли с исторической сцены. Другие - возникли вновь и не принимали непосредственного участия в создании многих норм международного права, которые ныне существуют.

Таким образом, общая совокупность норм международного права не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом деятельности многих поколений. Следовательно, по отношению к современным субъектам международного права нормы международного права условно можно подразделить на две группы: новые нормы, созданные современными участниками международного общения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и применяемые в наши дни.

С учетом изложенного, говоря о старых и новых нормах международного права, можно отметить следующее:

во-первых, в международном праве не исключено использование старых правовых норм для регулирования отношений между государствами, если эти нормы совместимы с потребностями современной международной жизни;

во-вторых, нельзя механически исходить из предположения, что если государство подчиняет свои международные отношения какой-то правовой норме, то оно непременно является и создателем этой нормы (в данном случае достаточно согласия с нормой, которая создана в прошлом);

в-третьих, каждое новое государство, вступая в международную жизнь, по необходимости воспринимает, как правило, уже существующую систему правовых норм и только в последующее время вносит свой вклад международное правотворчество. Преемственность в данном случае неизбежна, поскольку каждое государство вынуждено считаться с сообществом государств, которое существует объективно, равно как объективно существует система норм, регулирующая отношения между членами данного сообщества.

Современное международное право является общедемократическим с весьма сложным волевым содержанием его норм и принципов. Эта сложность находит проявление в международных правоотношениях, которые применительно к конкретным государствам более адекватно выражают волевую сущность международных отношений.

Таким образом, международные правоотношения, имея единую юридическую предпосылку для своего возникновения, приобретают существенные различия по своему волевому содержанию в зависимости от того, что они возникают не только в результате реализации норм права, но и их конкретизации, воплощения в реальную международную жизнь со всеми ее особенностями и весьма сложными перипетиями.

Наличие в международном праве различных тенденций в применении норм права делает весьма актуальной борьбу за единое понимание норм права, за их точное соблюдение. Устанавливаемый нормами права порядок взаимоотношений государств образует собой международный правопорядок. Всякие попытки исказить содержание нормы права в конкретных правоотношениях ведут к его нарушению.

Минимальным требованием для международной жизни является соблюдение общедемократических предписаний современного международного права. Без строгого соблюдения данного минимума не может быть обеспечен твердый международный правопорядок и строгое соблюдение международной законности.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Суворова, В. Я.
Локальные нормы международного права /В. Я.
Суворова.
//Правоведение. -1973. - № 6. - С. 93 - 98
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Локальные нормы международного права.
      Суворова В. Я

      Суворова В. Я.

      Локальные нормы международного права

      Характерная черта современного международного права-тенденция к расширению пространственной и предметной сферы действия его норм. Данная тенденция обусловлена бурным развитием межгосудар-ственных связей, их интенсификацией, ибо жизненно важные всеобщие интересы могут быть защищены только коллективными усилиями госу-дарств. Растет число и значение универсальных международных дого-воров и организаций, повышается роль универсального международно-правового регулирования. Тем не менее, по-прежнему, важное место принадлежит локальному регулированию.

      Локальное и универсальное регулирование - это два способа пра-вового воздействия на межгосударственные отношения. Они взаимо-связаны, взаимопереплетаются, хотя локальное регулирование и зани-мает подчиненное положение (по сравнению с универсальным).

      В большинстве работ, посвященных общетеоретическим проблемам международного права, авторы признают целесообразность локального регулирования. Однако анализу природы и специфики этого способа регулирования международных отношений не уделяется достаточного внимания.

      Принято считать, что локальные нормы международного права отличаются от универсальных по числу участников отношений, на регу-лирование которых направлена норма. Между тем это скорее внешний признак, отражающий действительную сущность данных норм, но не раскрывающий их юридическую природу. Локальное регулирование имеет свои особенности, обусловленные содержанием и целями ука-занных норм.

      Прежде чем характеризовать специфику локального регулирова-ния, выясним значение таких терминов, как «локальные», «партику-лярные», «региональные» нормы, так как они чаще всего употребляют-ся авторами в связи с рассмотрением вопроса о классификации источ-ников международного права и содержащихся в них норм по сфере действия.

      В советской международно-правовой литературе для норм, связы-вающих два или несколько государств, преимущественно применяется

      термин «локальные нормы», а иногда - «партикулярные нормы», «Исключительно широкое место принадлежит в современных междуна-родных правоотношениях локальным (партикулярным) нормам, т. е., таким нормам, которые в рамках общего международного права регу-лируют конкретные отношения двух или нескольких государств».

      Нет необходимости пользоваться этим архаическим термином в международно-правовых исследованиях, ибо термин «локальный» до-статочно полно отражает суть явления.

      В международном праве термины «локальный договор», «локаль-ный обычай» или «локальная норма» означают соответственно договор, обычай или норму, действующие на определенной, ограниченной части пространства.

      Понятием «локальные нормы» охватываются нормы как двусто-ронние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности, Последние делятся на многосторонние нормы регионального характера (они связывают несколько государств, расположенных в одном геогра-фическом районе) и нерегионального (такие нормы регулируют отно-шения между несколькими государствами, не связанными географиче-ским расположением).

      Не вполне прав В. М. Шуршалов, относящий к разряду региональ-ных все двусторонние и многосторонние соглашения, заключаемые с целью установления определенных правоотношений между конкретными государствами,-«все международные договоры, не носящие характера всеобщности». Договоры, «не носящие характера всеобщности»,- локальные договоры. Понятия «локальный договор» и «региональный договор» не совпадают; первое гораздо шире второго. Соотношение данных понятий следует рассматривать как соотношение рода и вида.

      Локальное регулирование позволяет регламентировать отношения между государствами более детально и полно, т. е. учитывать местные условия, возможность специализации производства, специфические взаимные интересы государств.

      Локальные нормы, как правило, более конкретны. Они могут развивать и детализировать универсальные нормы и оказывать эффек-тивное воздействие на международные отношения.

      В одних случаях уточнение, конкретизация и детализация универ-сальной нормы может быть юридической обязанностью государств, вы-текающей из норм универсального действия. «Вообще в тех случаях, когда тот или иной принцип международного права требует для своей реализации конкретизирующих его норм, создание таковых составляет правовую обязанность, уклонение от которой есть нарушение этого принципа». Например, принцип запрещения силы и угрозы силой, за-крепленный в Уставе ООН, общепризнанный. Согласно этому принци-пу «каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против терри-ториальной неприкосновенности или политической независимости лю-бого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций». Каждое государство за-интересовано в том, чтобы данный принцип был закреплен в виде чет-ких взаимных обязательств в конкретных соглашениях.

      Благодаря активным и целенаправленным действиям советской ди-пломатии универсальная норма о неприменении силы и угрозы силой воплотилась в конкретные двусторонние обязательства. Таковы, напри-мер, Договор между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., Договор между ПНР и ФРГ об основах нормализации их взаимных отношений от 7 декабря 1970 г., «Основы взаимоотношений между СССР и США» от 29 мая 1972 г., Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны от 22 июня 1973 г. В частности, в ст. 2 Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны прямо указы-вается на то, что «каждая сторона будет воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны, против союзников другой стороны и против других стран в обстоятельствах, которые мо-гут поставить под угрозу международный мир и безопасность». По договору между СССР и ФРГ стороны приняли на себя обязательство во всех вопросах, затрагивающих европейскую безопасность, и в своих взаимоотношениях воздерживаться от угрозы силой или ее применения.

      В других случаях заключение локальных соглашений - это право государств, вытекающее из универсальной нормы. Так, в ст. 52 Устава ООН говорится, что Устав ни в коей мере не препятствует существова-нию региональных соглашений или органов, если «такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Ор-ганизации». Члены ООН, участники региональных соглашений, долж-ны приложить все усилия для достижения мирного урегулирования местных споров с помощью таких соглашений до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности обязан поощрять мирное ре-шение споров при помощи региональных соглашений. Он имеет право использовать их для принудительных действий против агрессора. Госу-дарства, участвующие в региональных соглашениях, находятся в одном географическом районе. Региональные нормы - специальное средство правового воздействия на межгосударственные отношения, которые имеют специфические особенности в данном районе. Географическая

      близость государств - основа для более развитых форм международ-ного сотрудничества и взаимной помощи в сохранении мира.

      Локальные кормы развивают и конкретизируют правовые нормы общего действия, регламентируют отношения, еще не урегулированные международным правом, хотя в этом и есть необходимость. Так, цель соглашения между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 мая 1972 г. - решение некоторых аспектов проблемы окружающей среды и разработка мер по предотвращению загрязнений, изучение загрязнений и их воздействия на окружающую среду и разработка основ регулирования влияния человеческой дея-тельности на природу.

      В международном праве нет заранее установленного объема ло-кального регулирования, который существует во внутригосударствен-ном праве. Государство вправе решать любые проблемы междуна-родной жизни как на многосторонней основе, так и на двусторонней. Однако следует иметь в виду, что только те локальные нормы будут иметь юридическую силу, которые не противоречат универсальным нормам, имеющим характер jus cogens. Данное положение - общепри-знанное в советской международно-правовой литературе, об этом же говорят некоторые зарубежные авторы.

      Круг межгосударственных отношений, которые могут быть урегу-лированы локальными нормами, шире, чем круг отношений, подлежа-щих и «поддающихся» универсальной регламентации. С помощью локальных норм возможно воздействовать на все международные отношения, в том числе и на особо важные для государств мирового сообщества. Хотя такая проблема не может быть решена полностью двумя, тремя или несколькими государствами, тем не менее государ-ства стремятся сделать это хотя бы частично. Так, проблема обеспече-ния мира и безопасности - предмет заботы всех государств мира. Наи-более радикальный способ обеспечения мира и безопасности - всеоб-щее и полное разоружение. Естественно, указанная проблема не может быть решена двумя-тремя государствами. В условиях современной гон-ки вооружений интересы борьбы за мир требуют использования всех имеющихся ныне возможностей практического ее разрешения. Зна-чительный вклад в дело разрядки международной напряженности - подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в ат-мосфере, в космическом пространстве и под водой; Договора о прин-ципах деятельности государств в космическом пространстве, включая

      Луну и другие небесные тела, запрещающего размещение в космиче-ском пространстве и на небесных телах ядерного оружия; Договора о неразмещении ядерного оружия; Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других ви-дов массового уничтожения; Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологиче-ского) и токсинного оружия и об их уничтожении и др.

      Те же цели преследуют советско-американские двусторонние со-глашения об ограничении стратегических вооружений и предотвраще-нии ядерной войны. В частности, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглаше-ние о некоторых мерах в области ограничения стратегических насту-пательных вооружений устанавливают для двух крупнейших держав количественные ограничения на наиболее разрушительные виды ору-жия, способствуют сдерживанию гонки вооружений и открывают пер-спективы для дальнейшего продвижения к всеобщему и полному разо-ружению. Особое значение в деле упрочения мира имеет соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны. Задача этого соглашения - создание таких условий, при которых опасность возник-новения ядерной войны в любой точке земного шара была бы умень-шена и в конечном итоге устранена.

      Хотя указанные соглашения заключены между двумя державами, их значение выходит далеко за пределы двусторонней договоренности. Они имеют, если можно так выразиться, универсальный эффект, по-скольку обеспечивают интересы укрепления мира и безопасности. Влия-ние в мире стран, подписавших эти соглашения, настолько велико, что отношения между ними во многом определяют состояние международ-ных отношений вообще. Л. И. Брежнев в выступлении по американ-скому телевидению подчеркнул, что «от климата, преобладающего в отношениях между нашими двумя странами, в немалой степени зависит и общая атмосфера в мире. Ни экономическая, ни военная мощь, ни международный вес не дают нашим странам никаких дополнительных прав, но налагают на них особую ответственность за судьбы всеобщего мира, за предотвращение войны». Интересы всеобщего мира, интере-сы государств настоятельно требуют наращивания усилий на пути, проложенном советско-американскими соглашениями в области разо-ружения и предотвращения войны.

      Истории международных отношений известны и другие примеры, когда решение глобальных проблем начиналось именно на уровне дву-стороннего или многостороннего локального сотрудничества и только позднее приобретало всеобщий характер (принцип мирного сосущество-вания, запрещение агрессивной войны и др.).

      А нельзя ли провести грань между универсальными и локальными нормами в зависимости от объекта? Эта грань весьма подвижна, а объект - только один из признаков, который в сочетании с другими позволяет различать указанные виды норм. Причины направленности локальных норм не на «свой» объект в том, что еще не всегда возмож-но оперативно решать проблемы, представляющие всеобщий интерес, совместными усилиями с привлечением всех без исключения или хотя бы абсолютного большинства государств. Данные нормы скорее уни-версальные, чем «чисто» локальные. Они лишь временно носят локаль-ный характер. Нормы же «чисто» локального действия регулируют от-ношения, объект которых представляет интерес лишь для нескольких государств (соглашения об установлении границ континентального

      шельфа; соглашения между государствами об использовании пересе-кающих их территории рек, включая вопросы судоходства, рыболов-ства, использования вод для промышленных и других нужд; договоры по экономическим вопросам; соглашения о научно-техническом сотруд-ничестве; региональные соглашения по обеспечению мира и безопас-ности и др.). Иногда взаимная заинтересованность государств прямо фиксируется в международно-правовых документах. Например, в пре-амбуле договора между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., говорится, что стороны желают в договорной форме выразить свою решимость к улучшению и расширению сотрудничества между ними, включая об-ласть экономических отношений, а также научно-технических и куль-турных связей, в интересах обоих государств.

      Такого рода локальная заинтересованность государств обусловле-на различными факторами: отсутствием сырьевых ресурсов, уровнем развития науки, техники, культуры, спецификой производства и т. д.

      Нередко локальные многосторонние и двусторонние соглашения со-держат лишь общие, принципиальные положения. Государства, заклю-чая такие соглашения, не всегда подробно регламентируют весь комплекс их прав и обязанностей во всех областях международного сотрудничества, а устанавливают лишь общие принципы, служащие юридическим основанием для заключения специальных договоров, в которых права и обязанности участников соглашения получают наи-большую конкретизацию и детализацию. Так в ст. 7 Договора об осно-вах отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии говорится: «Германская Демо-кратическая Республика и Федеративная Республика Германии заяв-ляют о своей готовности урегулировать в ходе нормализации отноше-ний вопросы практического и гуманного характера. Они заключают соглашения с тем, чтобы на основе настоящего Договора и ко взаим-ной выгоде развивать и поощрять сотрудничество в области экономи-ки, науки и техники, транспорта, правовых отношений, почтово-телеграфной и телефонной связи, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды и в других областях».

      Таким образом, сущность локальных норм в том, что они регули-руют отношения, объект которых представляет интерес лишь для неко-торых государств, а вследствие этого они распространяют свое дей-ствие не на всю пространственную сферу, а только на часть ее.

      Локальная норма международного права - это правило поведе-ния, установленное путем согласования воль двух или нескольких госу-дарств, направленное на регулирование отношений, представляющих для них взаимный интерес.

      Характер объекта отношений, регулируемых нормой, субъектно-пространственная сфера ее действия - это элементы юридической при-роды локальной международно-правовой нормы в отличие от ее поли-тического и социально-экономического содержания.

      С точки зрения классовой сущности локальные нормы могут быть социально однородными (регулируют отношения однотипных госу-дарств - социалистических или капиталистических), а также социальна разнородными (регулируют отношения государств с различным об-щественным строем).

      Локальное регулирование - это один из способов регулирования межгосударственных отношений, который вместе с другими составляет целостный механизм международно-правового регулирования.

      См.: Курс международного права, т.1. М., Изд. «Наука», 1967, стр.25; П.И. Лукин. Источники международного права. М., Изд. АН СССР, 1960, стр.68; И.И. Лукашук. О наимено-ваниях международных договоров. В сб.: «Вопросы теории и практики современного международного права». М., Изд. ИМО, I960, стр.70. - Значение локального регулирования признается также большинством зарубежных ученых-международников. Так, Г. Лаутерпахт пишет, что международ-ное право является, в принципе, общим и универсальным. Однако в пределах его об-щего и универсального действия остается место для особого (particular) междуна-родного права (см.: Н. Lauterpacht. International Law. Cambridge, p.112.).

      Курс международного права, т.1, стр.25; см. также: П.И. Лукин, ук. соч., стр. 64,83-84; А.Н. Талалаев. Юридическая природа международного договора. М., Изд. ИМО, 1963, стр.129.-Термин «партику-лярный» для обозначения норм ограниченной сферы действия используется также учеными зарубежных социалистических стран (см.: A. Klafkowski. Prawo miedzynarodowe publiczne. Warszawa, 1966, str.25).

      Слово «партикулярный» признается устаревшим; оно латинского происхожде-ния - от «particular-ris», что значит частный, неофициальный, не служебный, штатский (см.: Толковый словарь русского языка. М., 1939, стр.54; Словарь современного русского литературного языка. М.-Л., Изд. АН СССР, 1959, стр.231; С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1972, стр.452). Таково же значение слова «partykula-rny» в польском языке.

      «Локальный» - ограниченный местом, не выходящий за известные пределы (см.: Словарь современного русского литературного языка. М.-Л., Изд. АН СССР, 1957, стр.336).

      В рамках локального регулирования значительное место занимают двусторон-ние договоры. Не совсем точно в этом смысле высказывание И. Деттер, которая считает, что сейчас отмечается постепенный отход от двусторонних договоров к кол-лективным конвенциям, которые, по ее мнению, представляют наиболее часто встречающийся тип договора (см.: Т. Detter. Essays on the law of treaties. London, 1967, p.25).

      См.: Ф.И. Кожевников. Общепризнанные принципы и нормы международного права. «Советское государство и право», 1959, № 12, стр.19. - «Отсутствие определенных международно-правовых норм,-справедливо отмечает Р.Л. Бобров,- практически ограничивает действие тех уже существующих норм, конкретизацией которых призваны стать все еще отсутствующие, необходимые человечеству нормы» (Р.Л. Бобров. О понятии современного международного права. «Правоведение», 1965, № 3, стр.167).

      Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. «Международная жизнь», 1970, № 12.

      Для локального регулирования во внутригосударственном праве характерно так называемое предварительное санкционирование, т. е. локальные нормы могут приниматься только на основе и в пределах действия соответствующих правовых норм общего действия (см.: Р.И. Кондратьев. Общее и особенное в трудовых отношениях и вопросы локального нормотворчества. «Правоведение», 1971, №5, стр.43; Его же: Разграничение локальных и экспериментальных норм трудового права. «Советское государство и право», 1972, №7, стр.64-68; С.С. Каринский. Соотношение центрального и локального регулирования. «Правоведение», 1971, №5, стр.53; Л.Б. Гальперин. О специфике локального нормативного регулирования. Там же, стр.38-39).

    JV7Conn.JokerV7Connection

    error "8000ffff"

    ExecCmd failed: GetMarc008 Joker server V7 error: Îáðàáîò÷èê êîìàíäû GetMarc008 íå íàéäåí.

    /inc/joker.inc , line 19

    Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

    Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

    «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

    По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

    Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

    Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

    Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .

    Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

    По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

    Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

    Реализация международно-правовых норм

    Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

    При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

    Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

    В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

    Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

    В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

    Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

    По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).

    По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

    По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

    Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения субъектов международных отношений. Вместе с тем, норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Из содержания международно-правовой нормы, субъект международного права может судить о своем возможном и должном поведении, о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Поэтому в международно-правовой доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой положение, изложенное в виде постановления, международного договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

    В международно-правовой доктрине и практики используется термин «мягкое право» для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

    В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и так далее.

    Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

    В международно-правовой доктрине делалось немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:

    · по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

    · по юридической силе – императивные, диспозитивные;

    · по функциям в системе – материальные, процессуальные;

    · по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

    Некоторые нормы международного права в доктрине называют нормами-принципами . Это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

    Из ряда принципов выделяются основные принципы (jus cogens) международного права , составляющие фундамент международного правопорядка. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Такие нормы должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего международного права, его основные принципы. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. Например, к основным относят принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и другие.

    Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является их глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом – это действительно всеобщие международные нормы.

    Партикулярными нормами в международно-правовой доктрине принято называть региональные или локальные нормы. Установлена иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов – партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.

    В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз. Поэтому региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов в конкретном регионе.

    Локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

    Императивные нормы – нормы обязательного предписания. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

    Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

    Материальная норма представляет собой правило по поводу участия субъектов международного права при использовании международных объектов, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Основная особенность материальных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования.

    Процессуальные нормы – это нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором – только последний. Потребность в повышении эффективности международного права побудила государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

    По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах или актах, и др.

    Предыдущая


    Просмотров