Состоялось заседание патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

В обществе и церковной поддержке семьи.

История

14 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства с рабочими группами по направлениям: просвещение, популяризация семейных ценностей в обществе; поддержка многодетной семьи ; противодействие абортам , помощь одиноким матерям ; помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей .

15 марта 2012 года решением Священного Синода Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства .

6 апреля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства .

В июне 2012 года отмечалось, что данная комиссия должна сыграть особую роль в церковно-государственном диалоге по вопросам семьи. .

2 октября 2013 года решением Священного Синода название было изменено на «Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства», тем же решением было утверждено Положение о Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а протоиерей Димитрий Смирнов становится председателем комиссии .

Состав

  • протоиерей Димитрий Смирнов , председатель, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата;
  • епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) - заместитель председателя;
  • протоиерей Владимир Воробьёв , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • протоиерей Артемий Владимиров , настоятель храма Всех святых в Красном Селе г. Москвы;
  • протоиерей Лев Махно , заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета;
  • протоиерей Андрей Воронин , директор Ковалевского православного детского дома Костромской области;
  • Легойда Владимир Романович , председатель Синодального информационного отдела;
  • Юрьев Евгений Леонидович , советник Президента РФ по социальным вопросам - по согласованию;
  • Малофеев Константин Валерьевич , председатель попечительского совета Благотворительного фонда свт. Василия Великого - по согласованию;
  • Якунина Наталья Викторовна , председатель Попечительского совета программы «Святость материнства» - по согласованию;
  • Иваненко Сергей Александрович - Секретарь Комиссии;

Напишите отзыв о статье "Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства"

Примечания

Ссылки

  • // patriarchia.ru
  • // patriarchia.ru
  • // Интерфакс -религия
  • // Вести ФМ

Отрывок, характеризующий Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства

В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.

Охрана материнства и детства в РФ, понятие, содержание. Номенклатура учреждений, управление (РФ, область, город, р-н). Основные проблемы ОМД в РФ.

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

Обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства;

Разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

Охрану женского труда и трудовой деятельности подростков;

Государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей;

Гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья;

Качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров “Брак и семья”, генетических центров и др.; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.; 3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 6) охрана здоровья детей школьного возраста.

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ “О дополнительных мерах по охране материнства и детства” (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов - 86 дней, при рождении 2 детей и более - 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Указ Президента “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В соответствии с приказом МЗиМП Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии - в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше

7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства - снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

47. Организация и управление акушерско-гинекологической помощью женщинам (РФ, область, город, р-н). Родильный дом, структура, задачи.

Основными учреждениями, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь, являются: родильные дома и женские консультации, которые могут быть и в составе поликлиники.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме; сан.просвет.работа.

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение - 50 - 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение - 20 - 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности - 25-30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое - для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10-12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6-8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности - 280 дней, а гинекологическая - в среднем 330-340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении - 9,7, гинекологическом - 6,5.

48. Женская консультация, структура, задачи. Участковый принцип и диспансерный метод в работе жен.консультации. Роль стом.обслуживания беременных в профилактике перинатальной, младенческой и материнской смертности.

Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются:

Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

Оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении;

Консультации по вопросам контрацепции и профилактики абортов;

Санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни;

Оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства;

Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человек взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня - 6,5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога - от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год.

В последние годы создаются центры “Брак и семья”, которые оказывают лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика); проводят медико-генетические обследования семей с наследственной патологией.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинеты участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет; манипуляционная; кабинеты терапевта, онкогинеколога, венеролога, стоматолога; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. При организации медицинской помощи беременным важным является своевременное (до 3 месяцев) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена стоматологом при первичной явке, и далее – по показаниям.

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели “Обменную карту родильного дома”. Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации

49. Организация лечебно - профилактической помощи детскому населению

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

1.острое расстройство пищеварения

2.пневмония

3.заболевания ВДП

4.острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1.многопрофильные детские больницы

2.детские поликлиники

3.детские отделения взрослых поликлиник

4.детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5.специализированные детские больницы и учреждения

6.дома ребёнка

7.дошкольные учреждения

8.детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра

11. Права семьи, баременных и матерей в области охраны злоровья граждан

Каковы права граждан в области охраны здоровья членов семьи?

В целях охраны здоровья членов семьи, граждане Российской Федерации имеют право:

По медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на медико-генетические и другие консультации в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

На выбор семейного врача (по договоренности всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи);

Семьи, имеющие детей (в первую очередь: неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы, установленные законодательством в области охраны здоровья;

В интересах лечения ребенка, члену семьи, осуществляющему уход за ним, предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания, независимо от возраста ребенка;

На пособие по уходу за больным ребенком и при карантине (для детей в возрасте до 7 лет пособие выплачивается за весь период лечения или карантина, для детей в возрасте от 7-15 лет пособие выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока).

Каковы права беременных женщин и матерей в области охраны здоровья?

Каждая женщина в период беременности имеет право на работу в условиях, отвечающих ее физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

Женщина в период беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска.

Размеры государственных пособий устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (принят 19.05.95 г.) и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.95 г. N 883);

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3-х лет полноценное питание, в т.ч. в случае необходимости, обеспечение их продуктами через специализированные пункты питания и магазины по заключению врачей.

12.Права несовершеннолетних в области охраны здоровья.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

Диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

Медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

Санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

Бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

Получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных или иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Государственная система охраны материнства и детства: забота о здоровье женщин, детей, гарантии гражданских прав женщины-матери и прав ребенка, охрана женского труда и труда подростков, соц страхование беременной женщины и женщины-матери, материальная поддержка материнства и детства (денежные пособия, материальные льготы), общественное воспитание и обучение детей и подростков, леч-профилактическая помощь женщинам и детям.

Денежные пособия: по соц страхованию, многодетным матерям, матерям-одиночкам, на рождение ребенка, в мало обеспеченных семьях, на детей военнослужащих, частичная оплата отпуска до достижения ребенком года.

Учреждения охраны материнства и детства: перинатальный центр;родильный дом;женская консультация, центр планирования семьи и репродукции; центр охраны репродуктивного здоровья подростков; дом ребенка, в том числе специализированный; молочная кухня.

Основные учреждения: женская консультация - является государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает квалифицированную амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам вне беременности, во время беременности и в послеродовой период (раннее выявление беременных и постановка на учет, оказание леч-профил помощи, психопрофил подготовка, снижение материнской смертности, мертворождения, профил недонашиваемости, профил и леч гинекол заб, предупрежение абортов, гигиен воспитание женщин), родильный дом.

Своевременное поступление в женской консультации позволяет полноценно обследовать женщину, определить риск для плода при наличии экстрагенитальной или акушерской патологии и отягощенном акушерском анамнезе, своевременно скоррегировать имеющиеся патологические состояния матери и плода, наметить тактику наблюдения женщины в следующие сроки беременности, а также правильно определить срок декретного отпуска.

Леч-профил. помощь детям: сеть детских больниц, поликлиник (организация и проведение прививок, диспансеризация, работа с родителями – режим кормления, прикорм, работа с педагогами), санатории, лагеря, ясли, дет сады, дома ребенка, дет стомат поликлиниками, в школах, ПТУ.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, существующая с 2011 года, уполномочена заниматься на общецерковном уровне целым рядом важных вопросов, одним из которых формирование позиции Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи, а также по законопроектам в сфере семейных отношений, материнства и детства, ведение от имени Русской Православной Церкви диалога по вопросам семьи с органами государственной власти и местного самоуправления всех уровней.

В этом диалоге Патриаршая комиссия уделяет большое влияние правовым вопросам - поскольку законодательство серьезно влияет на демографию и положение семьи, являясь своего рода практическим отражением тех или иных ценностей. В зависимости от того, отражаются ли в нормах закона те или иные взгляды на семью, они могут либо создать условия для рождения детей, распространения многодетности - либо эти условия уничтожить.

В течение нескольких последних лет Патриаршая комиссия опубликовала немало официальных документов, дающих оценку различных законодательных предложений и иных решений, связанных с защитой семьи и прав родителей.

Эти документы предназначены не только для законодателей или представителей государственной власти. Они обращены и ко всем православным христианам и здоровым общественным силами, желающим сохранить и защитить семью как основу будущего России и всего нашего народа. В этих документах собраны важные богословские, нравственные и правовые ориентиры для общественного и церковного диалога с государством. Многие люди и организации, которым небезразличны судьбы нашего отечества, считают весьма полезным для себя их содержание.

Несмотря на то, что документы эти, как правило, связаны с оценкой конкретного законопроекта или какой-то иной конкретной инициативы, в них излагаются важные общие принципы православного христианского отношения к семье и вопросам семейного законодательства.

Так, к примеру, Комиссия обращает внимание на то, что, с точки зрения нравственных принципов, государство обязано уважать основополагающие права родителей в области воспитания детей и принятия решений, которые их касаются. Церковь убеждена, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», а право воспитывать детей, выбирать для этого методы и подходы, принимать иные решения, касающиеся детей - принадлежат не государству, а их родителям.

Любые законодательные решения, приводящие к ущемлению прав и свободы родителей в отношении воспитания их детей, а значит и выбираемых ими конкретных методов защиты их прав и интересов, заботы об их психологическом благополучии, являются нравственно недопустимыми, противореча незыблемым нравственным принципам, которым учит православная вера. Комиссия подчеркивает, что православные политические и общественные деятели не должны поддерживать законодательные и практические решения, отступающие от этого принципа.

Говоря, о помощи государства семье, Комиссия подчеркивает еще один принцип - это принцип сугубой добровольности принятия любой помощи и любых услуг вообще гражданами и, в частности, семьями. Недопустимо, когда родители и семьи принуждаются к оказанию социальных услуг, социальному сопровождению. Те редкие ситуации, когда родители нарушают справедливые нормы закона и это оправдывает принудительное вмешательство в семейную жизнь, должны рассматриваться в сфере уголовного и административного права, а не законодательства о социальных услугах. Получение же любых услуг и помощи может происходить только добровольно, без какого-либо принуждения.

Большую дискуссию в обществе вызвала критика со стороны Комиссии пропаганды, использующей понятие «насилие в семье». В своих документах Комиссия указала, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Она обратила внимание общества, на то, что такие концепции, как «семейное насилие», «домашнее насилие» и им подобные тесно связаны с ложными идеологиями, направленными против семьи - такими, как идеология радикального феминизма. Эти идеологии разрушительны для семьи и общества и основанные на них решения не могут принести пользы.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют нравственно недоброкачественную направленность. Анализируя весь корпус документов разного уровня, в том числе международного, связанных с так называемым «противодействием семейному насилию», эксперты Комиссии обнаружили его тесную связь с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые - в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Эти концепции, разумеется, не просто ложны, но и разрушительны для общества, семьи и подлинных отношений любви между людьми.

Фактически, концепция «семейного насилия» в ее существующем виде направлена не столько против какого-либо реального насилия, сколько против семьи как таковой, традиционных семейных ценностей, прав родителей. Предлагаемые в связи с ней решения являются серьезной угрозой для семьи и ведут к массовому нарушению прав человека и прав семьи.

Некоторые современные представления о правах детей дают им расширительное толкование. Это противоречит традиционной культуре семейной жизни и воспитания, ведет к противопоставлению прав детей правам родителей, что недопустимо. Одно из проявлений такого подхода - попытки представить в качестве недопустимого насилия и преследовать применение родителями в воспитании детей умеренных физических наказаний.

С точки зрения православного вероучения, наказание является необходимой частью воспитания ребенка. Выбор необходимых поощрений или наказаний - это право родителей, которые должны осуществлять его исходя из любви к ребенку и целостной заботы о развитии его личности. Неправильно, когда родителей преследуют в уголовном порядке за разумное и умеренное наказание детей в их же собственных интересах, как это, увы, сегодня иногда случается.

В заключение стоит упомянуть краткое заявление Патриаршей Комиссии в связи с публикацией официальной позиции ЮНИСЕФ, поддерживающей законодательное признание однополых союзов. В нем Комиссия подчеркивает важнейшие здравые основы международного права и жестко критикует попытки под видом защиты ложно понимаемых «прав человека» отменить самого человека, перечеркнув основу человеческого общества - семью, основанную исключительно на браке мужчины и женщины. В заявлении Комиссия также обращает внимание на серьезные злоупотребления в работе многих международных структур и призывает всех православных христиан и других людей доброй воли, включая политических и общественных деятелей, всеми законными средствами противодействовать таким злоупотреблениям.

Комиссия ведет большую и серьезную экспертно-правовую работу в области защиты семьи. Можно смело сказать, что у этой работы нет аналогов на современном пространстве России. И эту работу, с Божьей помощью, Комиссия в своем служении всей церковной полноте намерена продолжать в сотрудничестве со всеми здоровыми общественными силами.

Екатерина Чистякова

В Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают просьбы разъяснить оценку использования в нормативных правовых актах терминов «насилие в семье» и аналогичных терминов («семейное насилие», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.), которую Комиссия ранее дала в своем официальном комментарии в связи с обращениями в отношении Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

В указанном комментарии, в частности, отмечено: «В законе также использован юридически неопределенный и представляющий семью в неблагоприятном свете термин «насилие в семье», что не вполне отвечает приоритетам государственной семейной политики, направленным на повышение общественного престижа семьи и ее социального статуса. Известно, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Комиссия считает нежелательным какое-либо использование этого термина (и аналогичных ему терминов «семейное насилии», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.) в нормативных правовых актах любого уровня».

Такая оценка со стороны Комиссии основана на тщательном анализе проблем, связанных с концепцией т.н. «семейного насилия» (или аналогичными – «домашнего насилия» и т.п) в ее реально существующем мировоззренческом, ценностном и правовом контексте. Речь идет об истории формирования и использования этой концепции, о связанном с ней идейным, ценностным и мировоззренческим содержании, о специфике ее современного применения, направленности предлагаемых в связи с этой концепцией правовых и иных решений.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют направленность, которую трудно признать доброкачественной в нравственном и правовом отношении.

Эксперты Комиссии отмечают целый ряд проблем в этой области, многие из которых неотделимы от концепции «семейного насилия» в ее современном виде. Эксперты отмечают, что специфическое мировоззренческое и идейное наполнение концепции «семейного насилия» становится вполне очевидным при анализе существующего корпуса документов соответствующей направленности, в том числе международных. Очевидна, в частности, неразрывная связь этой концепции с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые – в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Несомненна неадекватность таких представлений, их опасность для общества, несовместимость с традиционными нравственными и правовыми ценностями.

Эти представления не соответствуют и методологически корректным научным данным. В действительности и здравый смысл, и многочисленные данные исследований говорят о том, семья, основанная на браке, является в целом наиболее безопасным и благоприятным окружением как для женщин, так и для детей.

Фактически, концепция «семейного насилия» в том виде, в каком она сформировалась на сегодняшний день, оказывается направленной отнюдь не против реального насилия или преступности, а против семьи как таковой. Систематические ссылки на эту концепцию ведут к тому, что семья начинает восприниматься в обществе не как одна из его главных ценностей, главная защита для его наиболее уязвимых членов, а как источник проблем, опасности и угрозы для них. Это, разумеется, недопустимо.

Неудивительно, что и правовые решения, предлагаемые в рамках подобных концепций, также не отвечают общественному благу и, зачастую, вступают в явное противоречие с базовыми принципами справедливости и соразмерности юридических норм. По мнению экспертов Комиссии, эти дефекты тесно связаны с упомянутыми ранее мировоззренческими проблемами.

Достаточно упомянуть лишь некоторые из таких правовых недостатков, свойственных как уже существующим правовым решениям в этой области, так и подходам, предлагаемым сторонниками концепции «семейного насилия» в качестве своего рода «стандартов» международного или национального уровня.

Так, внедряемые в связи с ними определения «насилия» выходят далеко за здравые правовые рамки. В соответствии с ними к «насилию» могут быть отнесены отнюдь не только справедливо преследуемые по закону физические посягательства, но и такие действия, для юридического преследования которых не может существовать никаких здравых оснований. Помимо прочего, речь зачастую идет о «криминализации» нормальных воспитательных действий родителей.

Серьезные вопросы вызывает «профилактическая» направленность предлагаемых сторонниками концепции «семейного насилия» правовых решений. Фактически, под «профилактикой» в них понимается не создание здоровой нравственной атмосферы в обществе и укрепление семейных ценностей, но возможность принудительного юридического вмешательства в жизнь граждан и семей тогда, когда никакие реальные и опасные противоправные действия еще никем не совершаются. При этом предлагаемые меры (такие как охранные предписания, профилактический учет и т.д.) не отвечают элементарной справедливости, позволяя ограничить человека в правах (в том числе родительских), свободе или возможностях использования своего имущества без всяких веских доказательств его виновности в каких-либо противоправных действиях, на основании одних словесных обвинений. Подобные подходы, будучи попросту несправедливыми в правовом отношении, едва ли могут поддерживаться христианами.

Регулярно звучащие предложения отнести дела о т.н. «семейном насилии» к категории дел публичного обвинения также вызывают у экспертов серьезные возражения. На практике речь идет о лишении членов семьи возможности, в случае произошедшего конфликта, простить друг друга и принять решение примириться. Как представляется, такие предложения попросту не учитывают многообразие человеческих темпераментов, человеческое несовершенство и сложность межличностных отношений. Вряд ли можно считать вполне правильной ситуацию, когда в рамках семейного конфликта одних родственников будут защищать от других независимо от их собственного желания.

Эксперты полагают, что правовые меры, предлагаемые в рамках указанных подходов, являются серьезной угрозой для нормального выстраивания семейных отношений, способствуя не столько предотвращению реальных насильственных действий, сколько возникновению и эскалации конфликтов между супругами, а также опасной манипуляции обвинениями в «насилии» в ходе таких конфликтов.

Комиссия исходит из того, что распространению реального насилия, в том числе и между родственниками, способствует вовсе не недостаток тех или иных законодательных инструментов, а упадок семейных и нравственных ценностей в обществе. Укрепление семьи и семейных ценностей, брака, создание нравственной атмосферы, содействующей выстраиванию между людьми отношений, основанных на любви и уважении, а вовсе не «профилактические» законы репрессивной направленности, должны стать основой профилактики проблем межличностных отношений, в том числе и в семье. Именно это – верный путь к предотвращению любых реальных проблем в семье, а через нее – и в обществе в целом.

Комиссия обращают внимание на то, что в основе правового регулирования семейных отношений в России должны лежать, с одной стороны, верные представления о семье, ее роли и значении в обществе, основополагающих правах родителей, а с другой – традиционные для нашей страны семейные и нравственные ценности. Здесь недопустимо слепое копирование тех или иных зарубежных подходов, особенно тех, которые уже плохо зарекомендовали себя на практике в других странах.

В этой ситуации лоббирование введения в России законов о «профилактике семейного насилия», построенных по зарубежному образцу, вызывает, как минимум, недоумение. В зарубежной практике их применение ведет к серьезным проблемам, а их принятие в России будет способствовать не столько предупреждению реальных преступных действий, сколько дальнейшему ослаблению семьи, семейных отношений и ценностей в нашей стране, а также серьезному нарушению прав граждан.

Как представляется, отсутствие в российском праве специальной правовой категории, в которую было бы искусственно выделено «семейное насилие», отнюдь не мешает осуществлять справедливое уголовно-правовое преследование в тех ситуациях, в которых действительно имеют место реальные преступления насильственного характера – независимо от того, являются ли преступник и жертва посторонними или близкими людьми. В действительности, по мнению экспертов Комиссии, для создания такой категории не существует реальных оснований. Едва ли отсутствие такой категории (то есть особого выделенного названия) может помешать установлению факта реального совершения преступных действий, когда они действительно имеют место, и принятию необходимых уголовно-правовых мер в связи с этим. Те проблемы, которые действительно существуют в этой области, связаны не с необходимостью принятия тех или иных новых законов, а с недостатками существующей правоприменительной практики.

Позиция Комиссии, отраженная в процитированном ранее комментарии, учитывает как эти, так и иные факты и экспертные оценки.

При этом Комиссия осознает, что отдельные православные верующие могли вполне добросовестно пользоваться понятием «семейное/домашнее насилие» вне его концептуального контекста либо просто в силу неосведомленности о связанных с ним системных проблемах. Вместе с тем, в современных условиях, как отметила в указанном комментарии Комиссия, «этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений» . При этом приходится признать, что этот термин и его аналоги едва ли могут быть полностью отделены от своих недоброкачественных идеологических корней и концептуального контекста. В связи с этим Комиссия выступает против использования указанных терминов как в правовом, так и в общественном поле, и рекомендует православным христианам воздерживаться в дальнейшем от какой-либо поддержки связанных с ними концепций.

В этой связи также необходимо иметь в виду Позицию Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» , где рассмотрен вопрос о правомерности уголовного преследования родителей за применение наказаний в воспитании детей.

Пресс-служба Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства



Просмотров