Классификация публичных мероприятий и организация охраны общественного порядка при их проведении. Памятка по проведению одиночного пикетирования

Поиск других статей

М.М. ЗВЯГИН,

соискатель МосУ МВД России

Проблемы, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий, находили свое отражение в трудах ученых конца XIX - начала XX века. В частности, В.Ф. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский и другие исследовали специфику публичных мероприятий, обращаясь к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало. В.В. Ивановский детально изучил особенности правового регулирования порядка организации и проведения публичных мероприятий в зарубежных государствах, ввел в оборот термин «полиция собраний». Многие идеи и положения ученых-административистов Российской империи остались невостребованными и не получили своей дальнейшей теоретической оценки.

В первой советской Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 года декларировалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15). Аналогичную норму содержала и Конституция РСФСР 1925 года (п. 6). Конституция (Основной закон) СССР 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций (ст. 125).

Конституция (Основной закон) 1977 года в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (ст. 50). Конституция РСФСР 1978 года определяла, что граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (ст. 49).

В настоящее время граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Эти конституционные положения - основополагающие при реализации гражданами своих прав в социально-политической сфере. Они предоставляют гражданам возможность отстаивать свои гражданские права, привлекать внимание общественности к острым социальным проблемам.

Режим конституционного права граждан в публично-правовой сфере определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях). В Москве порядок проведения публичных мероприятий определяется Законом г. Москвы от 04.04.2007 № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Необходимость определения правового режима проведения публичных мероприятий обусловлена острыми социальными противоречиями, имеющимися в обществе. О социальной активности граждан свидетельствуют, в частности, следующие данные МВД России.

В период с 8 января по 31 августа 2006 года в 73 субъектах Федерации состоялось 1292 протестные акции, в которых приняли участие 317,5 тыс. человек. Наибольшее количество протестных акций состоялось в Москве (66 акций, в которых приняли участие 3,1 тыс. человек), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52 акции; 3,6 тыс. человек), Московской (46 акций; 7,2 тыс. человек) и Новосибирской (42 акции; 5,3 тыс. человек) областях.

В структуре массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирование автомагистралей, дорог и улиц (53), собраний (13) и шествия (7).

Предотвращено семь попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (в двух акциях приняли участие 2,8 тыс. человек).

Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях было задействовано 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел.

Публичные мероприятия далеко не однородны. В зависимости от публичного мероприятия арсенал административно-правовых и организационных средств, используемых для охраны общественного порядка в период их проведения, достаточно разнообразен.

Собрание - совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. По мнению В.Ф. Дерюжинского, «митинги являются прежде всего выразителями нужд и интересов народа, который посредством их заявляет о том, что в данное время его тяготит, беспокоит или волнует».

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Основная сложность классификации публичных мероприятий состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. Классифицировать можно различные группы публичных мероприятий, однако обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если это не соблюдается, классификация будет односторонней.

Каждая классификация должна иметь реальное основание и научно-практическое значение. Дело не в поиске новых критериев классификации публичных мероприятий, а в отборе тех критериев, которые позволяют четко отграничить и, следовательно, изучить каждую группу публичных мероприятий. Как отмечает О.Э. Лейст, «классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения». На практике классификация обеспечивает научный подход при выборе форм и методов административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка при проведении того или иного публичного мероприятия.

Классификация публичных мероприятий отчасти носит условный характер, но не может быть произвольной и случайной. Она должна основываться на главных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе классифицируемого и систематизируемого административно-правового материала.

Все публичные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

· по масштабу - международные, общефедеральные, региональные и муниципального значения;

· по частоте проведения - разовые, повторяющиеся, проводимые ежедневно;

· по месту проведения - публичные мероприятия, проводимые в закрытых помещениях и на открытой местности.

По возможности участия в публичных мероприятиях граждан мероприятия могут быть общедоступными, в мероприятиях могут принимать участие лица, имеющие особый социальный статус, и др. Публичные мероприятия могут быть классифицированы по организационно-правовой форме.

В зависимости от вида публичного мероприятия арсенал административно-правовых средств охраны общественного порядка при их проведении различен. По мнению И.С. Полянской, «любое публичное мероприятие, независимо от целей, должно быть мирным, т. е. не носить насильственного или подстрекательского характера».

Демонстрации, митинги, шествия, пикетирование и другие публичные мероприятия играют важную роль в построении гражданского общества и правового государства, тем не менее эти мероприятия проводятся в режиме, определенном законом. Право граждан на проведение публичных мероприятий согласно Конституции РФ (ст. 55), а также законодательству может быть ограничено законом. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (ст. 11). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, запрещается или ограничивается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (ст. 7).

Проведению публичного мероприятия предшествует определенная организация. Согласно ст. 4 Закона о собраниях к организации публичного мероприятия относятся:

· оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления;

· проведение предварительной агитации;

· изготовление и распространение средств наглядной агитации;

· другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Подготовительные мероприятия объективно необходимы, поскольку проведение соответствующего публичного мероприятия может затрагивать права и законные интересы граждан, которые не участвуют в мероприятии. Кроме того, публичное мероприятие может препятствовать работе транспорта, предприятий, организаций, учреждений и др. Несанкционированное публичное мероприятие может вызвать групповое нарушение общественного порядка, а также иные противоправные действия.

Публичное мероприятие проводится в уведомительном порядке. Уведомление о его проведении (за исключением собрания или пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором мероприятия в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Федерации. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

· его цель, форма, место (места) проведения, маршруты движения участников;

· дата, время начала и окончания мероприятия;

· предполагаемое количество участников;

· формы и методы обеспечения организатором мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия;

· фамилия, имя, отчество либо наименование организатора мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

· фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия;

· дата подачи уведомления о проведении мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором мероприятия и лицами, уполномоченными организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ст. 7 Закона о собраниях). Публичное мероприятие предполагает присутствие определенного количества людей, которые объединены единой целью этого мероприятия.

Для обеспечения общественного порядка в период проведения публичного мероприятия используются различные административно-правовые и организационные средства, при этом основной субъект охраны общественного порядка - органы внутренних дел. Начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

· требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

· требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

· по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции, обеспечивать совместно с организатором мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий - комплексная задача, решение которой во многом зависит от продуманных, скоординированных действий государственных органов и общественных объединений.

В деятельности милиции по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий можно выделить три периода: подготовительный, исполнительный и заключительный.

Организационные мероприятия органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий в подготовительный период включают в себя:

· уяснение задачи;

· определение способов выполнения задачи;

· анализ обстановки;

· расчет сил и средств, разработку концепции охраны общественного порядка;

· принятие управленческого решения.

Обязанностью руководителей органов внутренних дел является организация взаимодействия всех органов. Взаимодействие формируется при постановке задачи, непосредственно поддерживается, а в ходе несения службы уточняется и обеспечивается:

· единым пониманием всеми нарядами, участвующими в охране общественного порядка при проведении публичного мероприятия;

· постоянным знанием обстановки и ее изменений;

· наличием бесперебойной связи и постоянной взаимной информацией;

· знанием и правильным применением установленных сигналов;

· своевременным оказанием взаимной помощи;

· постоянным и умелым руководством нарядами со стороны их начальников и действенным контролем за ходом несения службы.

Для эффективной охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия необходимо разрабатывать план охраны общественного порядка. В зависимости от времени проведения мероприятия, состава и количества его участников и зрителей, климатических условий, состояния оперативной обстановки в месте проведения мероприятия и некоторых других факторов целесообразно разрабатывать план в трех вариантах - усиленный, обычный и малый.

В плане отражаются следующие сведения:

· место проведения публичного мероприятия, его содержание, количество, состав участников;

· граница района проведения мероприятия;

· органы управления и места их расположения;

· силы и средства органов внутренних дел, привлекаемые к охране общественного порядка, их расстановка и выполнение задачи;

· привлечение дополнительных сил и средств с указанием их количества и места поступления, задачи и организация взаимодействия с ними;

· состав резерва и место его размещения;

· маневр силами и средствами в ходе проведения мероприятия;

· порядок подготовки личного состава и технических средств к несению службы;

· порядок применения указателей, ограждений и других вводимых ограничений, места их установки и время действия;

· порядок регулирования дорожного движения, маршруты следования участников и зрителей;

· формы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественностью;

· организация связи;

· организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В плане охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия должны быть указаны задачи лиц, ответственных за тот или иной участок работы, а также задачи всех служебных нарядов до начала мероприятия (подготовительный период), во время его проведения (исполнительный период) и окончания (заключительный период), определены свертывание нарядов и порядок эвакуации участников (зрителей) мероприятия в случае осложнения оперативной обстановки и др.

Охрана общественного порядка во время проведения публичного мероприятия осуществляется нарядами в исполнительный период, который наступает за несколько часов до проведения соответствующего мероприятия. Исполнительный период начинается с прибытия личного состава к местам несения службы и выставления нарядов. Во время проведения мероприятия наряды, в частности, обязаны:

· знать и умело выполнять поставленные задачи;

· проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений общественного порядка;

· находиться в указанном месте и без специального разрешения не покидать порученный участок;

· удалять с места проведения мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка.

В зависимости от вида публичного мероприятия обязанности служебных нарядов могут иметь особенности. Так, во время проведения демонстраций, уличных шествий деятельность нарядов милиции должна быть направлена на обеспечение нормального движения колонн в заданном направлении.

В заключительный период проведения публичного мероприятия снимаются введенные ограничения в движении транспорта и пешеходов, возобновляется работа предприятий и учреждений. Осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, проводится проверка наличия личного состава, а также специальных средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий каждого из сотрудников.

Библиография

1 См.: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. - СПб., 1908. С. 64-115; Тарасов И.Т. Полицейское право. - М., 1891. С. 133; Ивановский В.В. Учебник административного права (Полицейское право. Право внутреннего управления). - Казань, 1911. С. 186.

2 См.: Ивановский В.В. Указ. раб. С. 193.

3 Данные Департамента охраны общественного порядка МВД России.

4 Дерюжинский В.Ф. Указ. соч. С. 64.

5 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981. С. 61.

6 См.: Деятельность нарядов милиции по охране общественного порядка и безопасности в обычных и особых условиях. - М., 1996. С. 3.

7 Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. С. 17.

8 См.: Казаков В.А. Охрана общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий. - М., 1986. С. 16.

9 См.: Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий. - М., 1992. С. 29-35.

10 См.: Емельянов Б.М. Подготовка работников милиции к обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. - М., 1992. С. 23.

11 См.: Болотников В.Т. Планирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. - М., 1988. С. 21-24; Голованев И.В. Правовые основы и организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1992. С. 12; Казаков В.А. Указ. соч. С. 16.

12 См.: Казаков В.А. Указ. соч. С. 18.

13 См.: Кравцов В.М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1991. С. 16; Коптев Н.В. Административно-правовая охрана порядка организации и проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 18.

Как правильно - не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

I.Что такое одиночное пикетирование.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - пикетированием является:

«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).


Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:

«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).

Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):

Принципах законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.

Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.

Участвует один совершеннолетний гражданин РФ - со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).

Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом - например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях - к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично - словом или действием - поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

Осуществляется без передвижения;

Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.

При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.

При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.

Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

III.Что необходимо для организации и проведения

1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);

2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов

IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)

VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Реализуйте своё право на протест!http://оккупайабай.рф/?p=1849

Международное и российское законодательство содержит недвусмысленное указание на право граждан проводить мирные публичные мероприятия и свободно выражать свою позицию. Так, Конституция РФ (ст.31) говорит о том, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Аналогичные нормы содержаться во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст.20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.21), в Европейской конвенции прав человека (ст.11). А детальный порядок проведения массовых акций прописан в Федеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 г. № 1996.
Следует отметить, что все вышеперечисленные акты имеют высшую юридическую силу и не могут быть подменены какими-либо ведомственными инструкциями. Если постановления исполнительных органов противоречат закону, то применяется закон. Если российский закон противоречит международным нормам, то применяются международные нормы. Это особенно важно понимать, общаясь с чиновниками, которые только и ждут, чтобы запутать вас ссылками на разного рода обстоятельства и внутренние регламенты. Не поддавайтесь на эти увертки, помните: правда и закон на вашей стороне!

2. Формы публичных мероприятий

Прежде чем приступать к организации публичного мероприятия, вы должны определиться с его формой. Закон № 54-ФЗ предусматривает следующие формы гражданских акций:
1) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
2) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
3) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
4) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
5) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Наиболее распространенными для нашей партии акциями являются митинг, пикет, шествие, а также мероприятия, сочетающие различные формы таких акций. Примером такого сочетания являются праздничные даты 7 ноября и 1 мая, когда городской комитет организует сбор участников, шествие (демонстрацию) и митинг.
При проведении менее масштабных акций, вы вправе выбрать любую из указанных в законе форм, сообразуясь с поставленной задачей, наличием человеческого ресурса, материальными и информационными возможностями.
Если вы рассчитываете, что тематика акции привлечет большое количество людей, если она посвящена крупной социальной и политической проблеме (проблемам), целесообразно организовывать митинг. Если мероприятие носит локальный характер (раздача газет и т.п.) можно ограничиться пикетированием. Основное отличие митинга от пикета заключается в том, что на митинге можно использовать звуковоспроизводящую аппаратуру (мегафон, микрофон, магнитола и т.п.).
Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетов - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов - 16 лет), партии, общественные объединения, их региональные отделения (горком) и иные структурные подразделения (райкомы, первички).

3. Подготовка к публичному мероприятию

3.1. Уведомление о проведении публичного мероприятия

Подготовка к мероприятию начинается с составления Уведомления о его проведении. При этом следует знать, что пикет из одиноко стоящего гражданина, где бы он ни проходил, никакого уведомления не требует.
В Уведомлении указываются:
1) цель мероприятия;
2) форма мероприятия;
3) место (места) проведения мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата и время начала и окончания мероприятия;
5) предполагаемое количество участников;
6) формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Остановимся на этих пунктах подробнее.
Цель мероприятия. Может быть дана любая обтекаемая или конкретная формулировка, какую вы посчитаете нужной. Например: «Информирование граждан о проблемах реализации реформы ЖКХ».
О формах мероприятия говорилось выше. Напомним лишь, что никто не может запретить вам совмещение на одном мероприятии нескольких форм (митинг, пикет, демонстрация, встреча с депутатом).
Место проведения. Указываете точный адрес места митинга или пикета, или даете подробный маршрут движения (в случае проведения шествия либо демонстрации). При необходимости делаете подробные пояснения, например: «на тротуаре, справа по ходу движения автотранспорта», «напротив дома №...», «в 10 метрах от...», «при входе в...».
Последнее время городские и федеральные власти взяли курс на систематическое выдавливание оппозиции с наиболее людных и политически важных территорий. Здесь нужно учитывать несколько обстоятельств. Действующий федеральный закон устанавливает четкий перечень мест, где проведение гражданских акций не допускается:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ (для нашего региона это Константиновский дворец в Стрельне), к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку не относятся!;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
На этом перечень мест, где проведение акций запрещено, исчерпывается. Разумеется, что запрет на проведение мероприятия в любом другом месте является незаконным.
Кроме того, важно знать, что участившаяся последнее время практика «изгнания» наших пикетчиков «за линию в 50 метров от входа в метро» также незаконна. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1996 говорит о том, что власти города могут лишь рекомендовать организатору мероприятия проводить его на таком расстоянии. Но обязательного характера эта норма не носит.
Дата и время. Указываете число, месяц, год, часы и минуты начала и окончания акции. Помните, однако, что она не может начинаться ранее 7 часов утра и заканчиваться позднее 23 часов вечера.
Предполагаемое количество участников. Указываете то количество, которое вы ожидаете, но с хорошим запасом. Это нужно для того, чтобы вас не обвинили в том, что данные уведомления расходятся с фактическими данными. Если чиновники будут ссылаться на некие «нормы предельной заполняемости территории», требуйте показать вам эти нормы в установленном законом виде.
Формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства. Указываете о сформированной вами дружине из участников акции, о наличии мобильного телефона, по которому будет вызываться врач и сотрудники милиции, о наличии аптечки для оказания первой помощи возможным пострадавшим. Отдельно прописываете использование мегафона или иной подобной техники.
В пункте 7 Уведомления указываете свои паспортные данные с телефоном либо юридический (фактический) адрес партийного комитета также с телефоном.
В пункте 8 можете расписать обязанности ваших помощников, уполномоченных выполнять отдельные функции - следить за порядком, организовывать оказание медицинской помощи и т.п.
ВАЖНО: Уведомление о митинге, шествии и демонстрации подается не ранее, чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление о пикете подается не позднее, чем за 3 дня до дня проведения пикета.

После определения даты и составления Уведомления перед вами встает задача подать это уведомление в соответствующие органы власти. Рассмотрение таких заявок в Санкт-Петербурге производится:
а) Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Администрации СПб (находится в Смольном):
- при количестве участников публичного мероприятия свыше 500 человек независимо от места его проведения;
- при проведении публичного мероприятия на Дворцовой площади, Исаакиевской площади, площади Пролетарской Диктатуры, площади Искусств, площади Ленина (у Финляндского вокзала), Пионерской площади, Стрелке Васильевского острова, площади Восстания, Марсовом поле, Невском проспекте; перед театром «Балтийский дом»; у Казанского собора, государственного комплекса «Дворец Конгрессов», Смольного, резиденций полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, аэропорта Пулково, штаб-квартиры Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (Таврического дворца), зданий, в которых расположены исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, прокуратуры, консульств, открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «Петербург» вне зависимости от количества участников;
- при проведении шествия и демонстрации на территории двух и более районов Санкт-Петербурга вне зависимости от количества участников.
б) Администрацией района Петербурга при проведении мероприятия на территории одного района с количеством участников до 500 человек включительно.
ВАЖНО: обязательно сделайте два экземпляра уведомления. Один из них должен быть возвращен вам с отметкой о дате и времени получения уведомления. Если у вас отказываются его принимать под каким-либо предлогом, знайте - это незаконно. Не поддавайтесь ни на какие уговоры, твердо стойте на своем праве подавать подобные заявки. Незаконным является также требование «отнести копию уведомления в милицию, в ЖЭК, директору музея» и т.д. и т.п. Ваша задача - поставить в известность только соответствующий орган власти. Информированием МВД, ФСБ, ФСО пусть занимаются сами чиновники.
В течение трех дней со дня получения уведомления (при пикетировании - в день получения) орган власти может выдвинуть обоснованное предложение об изменении места и (или) времени акции. Такие предложения могут (по вашему желанию) быть выданы в письменном виде. Этот документ позволит вам обжаловать действия властей в суде в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Вы можете не принимать предложений чиновников, но в этом случае действует норма закона, которая говорит о том, что организатор не вправе проводить мероприятие, если не были согласованы мотивированные предложения об изменении места и (или) времени проведения акции. Однако запретить мероприятие как таковое нельзя.

3.2. Предварительная агитация

С момента подачи уведомления о проведении массовой акции вы имеете право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте, времени, целях проведения мероприятия, а также призывать граждан принять в нем участие.
Для такой агитации могут использоваться СМИ, устные призывы, распространяться листовки и объявления. Вы можете собирать подписи и проводить опросы граждан. Если такая работа не проводится в форме публичного мероприятия (нет массовости, не используются средства наглядной агитации), то проводится она совершенно свободно, без подачи дополнительного уведомления.
Примечание: футболки, значки, шарфы, накидки и т.п. являются предметам вашего индивидуального обихода, а не средствами наглядной агитации.

4. Проведение публичного мероприятия

Во время проведения акции ее участники имеют право обсуждать и принимать решения по теме мероприятия; использовать различную символику и иные средства выражения коллективного или индивидуального мнения, средства агитации; принимать и направлять резолюции, требования и другие виды обращений в органы власти, общественные объединения, международные и иные органы и организации. Само собой, что вы должны поддерживать общественный порядок и не допускать действий, которые могут быть истолкованы как нарушение закона. Пресекайте нецензурную брань, удаляйте с мероприятия нетрезвых граждан, не допускайте публичных призывов к насилию.
Всем участникам и особенно организаторам акций необходимо иметь при себе паспорт. Это позволит сократить процедуру выяснения личности в случае возникновения ситуаций, требующих общения с сотрудниками МВД.
Закончить мероприятие желательно в указанное время. Если транспаранты не будут свернуты после наступления официального времени завершения, дальнейшее пребывание на том же месте может быть расценено как «несанкционированное» публичное мероприятие.

5. Общение с представителями правоохранительных органов

5.1. В случае задержания
Если вас и ваших товарищей пытаются задержать, попытайтесь выяснить имена, фамилии, отчества, должности и звания лиц, которые производят задержание. Сделайте это вежливо, но требовательно.
Если вас задерживают грубо, с оскорблениями и применением насилия - временно смиритесь с этим. Не оказывайте прямого сопротивления милиции, а тем более ее спецподразделениям, таким как ОМОН или СОБР. Помните, что законодательство предусматривает ответственность за:
1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (КоАП РФ, статья 19.3);
2) оскорбление представителя власти (УК РФ, статья 319);
3) применение насилия в отношении представителя власти (УК РФ, статья 318).
После выявления сотрудниками правоохранительных органов совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
Задержанному должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность представить письменные объяснения и замечания по содержанию протокола. По вашему требованию вам обязаны вручить копию протокола об административном правонарушении.
Для того чтобы протокол имел юридическую силу, в нем должны стоять подписи задержанного под следующим графами:
- «ознакомлен со своими правами»;
- «с протоколом согласен»;
- «копию протокола получил».
Если вы с этими утверждениями не согласны, ничего подписывать не надо, ибо подписанный протокол может стать важнейшим доказательством вашей виновности в суде.
Часто сотрудники милиции оказывают давление на задержанных. Вероятны уговоры, уверения, что сразу после оформления протокола вам будет вручена его копия, откровенная грубость, угрозы, что, если документ не будет подписан, вас продержат всю ночь и т.д. Все эти действия - незаконны. Вынужденные таким образом поставить подпись иногда дописывают: «С протоколом не согласен». Такой подход возможен, но все же идеальным является вариант отказа от подписания документа.

5.2. Во время пребывания в отделении милиции
С момента задержания, по вашей просьбе, о вашем местонахождении должны быть уведомлены родственники и защитник.
После доставления в отделение должен быть составлен второй протокол - протокол об административном задержании. Вы также вправе не подписывать этот документ.
Необходимо помнить следующее:
- личный досмотр производится лицом одного с вами пола в присутствии двух понятых того же пола;
- дактилоскопия (т. е. снятие отпечатков пальцев) может проводиться только, если иначе невозможно установить личность задержанного;
- температура в помещении, где находятся задержанные, должна быть не ниже +18 С˚;
- лица из дежурного наряда должны по вашей просьбе водить вас в туалет (по одному);
- срок административного задержания не должен превышать три часа с момента доставления в отделение. Срок задержания может быть продлен до 48 часов, если за правонарушение, которое вы совершили, предусмотрено наказание в виде административного ареста (мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т.п.);
- если задержание продолжается более 3 часов, вам должно быть предоставлено питание. Задержанные имеют право получать от родственников или других лиц (в их присутствии!) продукты питания и предметы первой необходимости, использовать которые позволено после их проверки и в присутствии должностного лица;
- на ночь задержанным должно предоставляться место для сна.

6. Суд

Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировым судом. Судебное заседание проводится в открытом порядке, т.е. на него может прийти любой желающий. Человек, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе лично знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять доказательства (показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов), заявлять ходатайства и отводы. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь защитника (профессионального адвоката или же любого дееспособного человека, даже не имеющего юридического образования).
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае задержания - с момента административного задержания. Заявить о наличии защитника вы можете сразу после задержания.
Если вас доставили в суд в отсутствии защитника, вы вправе потребовать переноса рассмотрения дела до его появления. Вы также можете ходатайствовать о переносе слушания дела в мировой суд по месту жительства. Это позволит вам выиграть время и более тщательно подготовиться к судебному заседанию.

7. Обжалование решения суда и действий правоохранительных органов

Решения и действия (бездействие) органов власти, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.93 № 4866-1.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного отказа в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Кроме того, вы можете подать исковое заявление в районный суд о возмещении вреда здоровью, взыскания компенсации за испорченное имущество, компенсации морального вреда в течении трех лет.

7.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции
Граждане имеют право на обжалование в вышестоящий орган или в суд действий (бездействие) сотрудников милиции, ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан. Вред, причиненный вам сотрудником милиции (порванная одежда; вред, причиненный здоровью; моральный вред), подлежит возмещению.

7.2 Обжалование решения суда
Не удовлетворяющее вас постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба должна быть подана в течение десяти календарных дней со дня вручения или получения по почте копии постановления.
Апелляционная жалоба подается в вышестоящий суд «через суд, принявший решение». Это означает, что в качестве адресата вашей жалобы вы указываете районный суд, но направляете жалобу в мировой суд, т.к. этим судом к жалобе будут приложены материалы дела и весь комплект будет направлен для пересмотра.
Апелляционная жалоба должна содержать:
- наименование районного суда, в который адресуются жалоба, представление;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
- указание на обжалуемое решение мирового судьи;
- доводы жалобы, представления;
- просьбу заинтересованного лица;
- перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов (к жалобе в обязательном порядке должно быть приложено постановление мирового суда по вашему делу, квитанция об оплате госпошлины (15% МРОТ), а также все, что вы сочтете нужным).

1. О правовом статусе. Пикетирование, согласно ФЗ-54, - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикетирование, проводимое одним участником (далее - "одиночное пикетирование"), является публичным мероприятием, на которое распространяются все нормы указанного закона в отношении порядка организации мероприятий, прав и обязанностей их организаторов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов по обеспечению прав граждан на мирные собрания.

2. Об организаторе . Организатором одиночного пикетирования может быть, согласно ФЗ-54, один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, взявшие на себя обязательства по его организации и проведению. Таким образом, в роли организатора одиночного пикетирования может выступать как сам гражданин, осуществляющий публичное мероприятие в этом формате, так и любые другие граждане, оказывающие ему содействие и выполняющие соответствующие действия. Разделение ролей особенно важно при проведении мероприятий сложной структуры, сочетающих разные формы, например, т.н. "серии одиночных пикетов" или "сети одиночных пикетов" и т.п. Во избежание недоразумений и для более надежной юридической защиты при возникновении конфликтов с недобросовестными чиновниками и полицейскими целесообразно принятие на себя соответствующих функций (участника, организатора, уполномоченного) и распределение обязанностей четко оговорить заранее и указать в публичном уведомлении .

3. Об уведомлении и регламенте . Подача уведомления о проведении публичного мероприятия является обязанностью его организатора во всех случаях, за исключением собрания и одиночного пикетирования. Однако отсутствие обязанности в последних двух случаях отнюдь не исключают права делать это. Следует учесть, что подача уведомления способствует задействованию всего комплекса факторов, придающих публичному мероприятию статус легальный и организованного. Это само по себе повышает и его эффективность в общественно-политическом смысле, и юридическую защищенность. При этом, поскольку данное действие не является обязанностью, организатор одиночного пикетирования вправе использовать те и только те моменты уведомления из указанных в ФЗ-54, которые посчитает необходимым. В частности, мы рекомендуем использовать форму публичного уведомления, путем размещения всей существенной информации о мероприятии в СМИ, интернет-сайтах и других общедоступных площадках . При этом решается сразу несколько задач, включая объявление о мероприятии, агитацию, информирование журналистов и т.п. Не будет лишней и подача уведомления в виде простого документа через канцелярию органа исполнительной власти или местного самоуправления - с получением копии со штампом. Это особенно важно, учитывая то, что согласно ФЗ-54 именно "после получения уведомления о проведении публичного мероприятия" исполнительные органы обязуются выполнить целый комплекс мер по обеспечению прав граждан на мирные собрания. В том числе, согласно п.5 ст.12 "обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи".

4. О передвижении . В определении пикета указано, что он осуществляется "без передвижения". Однако попытки недобросовестных полицейских выдать за "несанкционированное шествие" любое движение пикетчика, очевидно, не основаны на Законе, поскольку шествие - это "массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту". Формально, они могут представить передвижение одиночного пикетчика с развернутым плакатом как демонстрацию - "организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации". Точного законодательного определения понятия "группа граждан" нет, но правоприменительная и судебная практика все же не позволяет называть группой одного человека, считая группой "двоих и более граждан". Таким образом, нет никаких законных препятствий для того, чтобы гражданин, осуществляющий одиночное пикетирование, совершал передвижения. Однако целесообразно все же при этом разделять стадии "собственно пикетирования" - без передвижения с развернутой наглядной агитацией - и "передвижения", выполняемого со свернутой наглядной агитацией. Такое поведение участника одиночного пикетирования будет полностью соответствовать не только духу, но букве Закона. И, следовательно, существенно повысит уровень правовой защищенности в любых конфликтах.

5. О провокациях . Основной формой провокации, направленной на срыв одиночного пикетирования, является попытка "нарушить численность мероприятия" путем приближения к участнику, проводящему одиночное пикетирования других граждан, имитирующих участников пикетирования. Для предотвращения провокаций и снижения ущерба от них рекомендуется осуществление следующих действий:

  • По возможности заранее уведомить исполнительные и правоохранительные органы обо всех существенных параметрах публичного мероприятия в формате публичного уведомления и регламента и проводить мероприятие в строгом соответствии с ним, чтобы иметь возможность ссылаться на это при последующем разборе любых конфликтов, провокаций и недоразумений.
  • Использовать все формы документальной фиксации всех моментов проведения мероприятия , включая личные свидетельства, а также фото- и видеосъемку и аудиозапись.
  • Если организатором является сам участник, ему рекомендуется четко различать все стадии мероприятия, отделяя стадию "непосредственного пикетирования" от всех иных форм . В частности, при приближении к нему посторонних граждан, кроме организаторов, полицейских и журналистов, сворачивать (опускать, поворачивать обратной стороной наружу, убирать за спину и т.п.) наглядную агитацию.
  • Если организатором является другой гражданин (это, конечно, лучше, поскольку организатор обязан "обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия … совместно с уполномоченными представителями органов исполнительной власти и внутренних дел"), то именно он осуществляет взаимодействие со всеми третьими лицами по вопросам обеспечения порядка и безопасности. Понятно, что эти функции целесообразно отделить от непосредственного пикетирования. Процитированную норму необходимо настойчиво напоминать и чиновникам, и полицейским, убедительно поясняя, что все вопросы, связанные с порядком проведения одиночного пикетирования следует решать именно и только во взаимодействии с организатором. Не стоит забывать при этом, что организатор и уполномоченные им лица должны иметь отличительные знаки. Им весьма полезно иметь при себе также копию уведомления о мероприятии и текст ФЗ-54.
  • В случае особо серьезных провокаций, грозящих нарушением прав граждан и причинением им ущерба, организатор должен быть готов самостоятельно приостановить или прекратить мероприятие . Эти действия необходимо осуществлять публично, надежно фиксируя их всеми способами (включая документальный - в формате "распоряжения организатора" или "гражданского протокола"). Учитывая статус одиночного пикетирования, организатор вправе осуществлять как приостановку, так и возобновление публичного мероприятия по своему усмотрению в любой момент даже без предварительных уведомлений и согласований с кем бы то ни было. Важно отметить, что порядок приостановления или прекращения публичного мероприятии по инициативе чиновников и полицейских четко описан в ст. 15-17 ФЗ-54, но практически всегда нарушается и чиновниками, и сотрудниками полиции. Поэтому все действия правоохренителей, выходящие за рамки этого регламента, целесообразно фиксировать и обжаловать в установленном порядке, в том числе путем инициирования уголовных дел по ст. 149 УК РФ.

Примечание . Рекомендации составлены на основе изучения многолетней практики применения законодательства о публичных мероприятиях, включая судебную практику по рассмотрению дел о нарушениях (в подавляющем числе мнимых или фальсифицированных недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов) порядка организации, проведения публичных мероприятий и участия в них. См., в частности, резонансное "Дело об одиночных пикетах в поддержку Олега Кашина ".

Документ носит открытый характер и будет дополняться и корректироваться с учетом его содержательного обсуждения гражданским активом и заинтересованными юристами.



Просмотров