Уполномоченный по правам участников образовательных отношений. Основные цели и задачи уполномоченного

Куницына Светлана Михайловна

доцент кафедры воспитательных систем Академии социального управления

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация:

В статье определен круг участников отношений в сфере образования. Представлены правовые документы, закрепляющие права и обязанности участников отношений в общеобразовательных организациях. Раскрывается роль уполномоченного по защите их прав, определяются цель, задачи и направления его деятельности. Рассматриваются традиционные и интерактивные методы, используемые в деятельности уполномоченного.

Ключевые слова:

уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений, участники отношений в сфере образования, традиционные методы, интерактивные методы.

Kunitsyna Svetlana Mikhailovna

Assistant Professor, Educational Systems Department, Academy of Social Management

THE MODEL OF ACTIVITY OF THE COMMISSIONER FOR THE RIGHTS OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN ORGANIZATIONS OF GENERAL EDUCATION

The article defines participants of educational relations. The legal documents that secure the rights and obligations of educational relations participants in organizations of general education are reviewed. The author considers the role of the Commissioner for protection of their rights, describes goals, objectives and areas of his activities. The paper reviews traditional and interactive methods applied in the work of the Commissioner.

Commissioner for the rights of participants of educational relations in organizations of general education, participants of educational relations, traditional methods, interactive methods.

В условиях становления и развития правового демократического государства, резкого расслоения и дифференциации вступающего в жизнь поколения, роста социальных проблем актуализируется значимость правозащитной деятельности.

Существующую систему гарантий правовой защиты дополняет институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Он является легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров между государственными органами и гражданами, демократическим инструментом контроля над правомерностью деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, важным рабочим инструментом правового государства. По его подобию в 2009 г. в структуру общеобразовательных организаций было рекомендовано ввести должность уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений .

Общеобразовательная организация строит свою деятельность, опираясь на права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в международных, федеральных, региональных и локальных правовых документах. Именно на их основе осуществляется деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательной организации .

Участники отношений в сфере образования - это органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники и их представители, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работодатели и их объединения . Как мы знаем, участники отношений в сфере образования наделены соответствующими правами и выполняют определенные обязанности. Уполномоченный призван усилить гарантию защиты прав и достоинств участников образовательных отношений, восстановить их нарушенные права, уладить возникшие конфликты, связанные с нарушением прав, проводить работу по правовому просвещению.

Изучив опыт работы уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений в Московской области (Одинцовский, Егорьевский, Воскресенский, Шатурский районы), мы сконструировали модель деятельности уполномоченного (рис. 1).

Рисунок 1 - Модель деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательных организациях

Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательной организации - это независимый человек, который не подчиняется ни директору, ни администрации школы. Уполномоченным может быть учитель, социальный педагог, психолог родитель, но не административный работник.

К уполномоченному могут обратиться обучающие, родители, педагогические работники. Проблемы могут быть самыми разнообразными: если родители считают, что их права или права ребенка нарушены; если возник конфликт между ребенком и педагогом, конфликт между обучающимися; за информацией о нормативных и гигиенических нормах по организации учебного процесса; за правовой консультацией; если хотят внести какие-либо предложения в локальные акты общеобразовательной организации. В соответствии с этим, мы определяем основную цель деятельности уполномоченного в общеобразовательной организации, которая заключается в оказании помощи всем участникам образовательных отношений в приобретении опыта демократического поведения и взаимодействия. Цель трансформируется в ряд задач, к которым можно отнести:

1. Восстановление нарушенных прав участников образовательных отношений.

2. Оказание помощи родителям, законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях.

3. Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей, семей, педагогических работников и других участников образовательных отношений по вопросам защиты их прав.

4. Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений.

К основным направлениям деятельности уполномоченного следует отнести правовое просвещение и урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с нарушением прав.

Правовое пространство школы включает в себя деятельность различных структур и подразделений. Должность уполномоченного - необходимое связующее звено, с помощью которого можно активизировать диалог власти и общества. Обеспечением реализации прав субъектов образовательных отношений, решением конфликтных ситуаций занимается целый ряд служб, с которыми уполномоченный тесно взаимодействует, это:

Совет по профилактике;

Социально-психологическая служба;

Инспектор ОДН.

Благодаря совместной работе с этими службами, участникам образовательных отношений оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь.

Осуществляя правовое просвещение, уполномоченный организует воспитательные мероприятия для обучающихся, родителей, педагогических работников. При этом он использует как

традиционные, так и интерактивные методы воспитания. При использовании традиционных методов обучающиеся выступают в роли объектов деятельности: они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им из источника знаний (рассказ, беседа, лекция). Традиционные методы чаще всего используются при работе с учащимися начальных классов. Например, рассказы и беседы по темам:

- «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.

- «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе.

- «Наша школа». Конвенция о правах ребенка на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.

Для обучающихся среднего звена и обучающихся старшей ступени необходимо использовать интерактивные методы, с помощью которых они активно участвуют в познавательном процессе, выполняя творческие задания (дискуссия, диспут, мозговой штурм, деловая игра).

Ежегодно в образовательных организациях проходит декада правовых знаний. В дни декады традиционными становятся: практикум «Защити свои права», круглый стол «Права детей», конкурс рисунков «Права - глазами детей», викторины на правовую тематику, КВН, встречи с юристами, которые также может организовывать уполномоченный.

В настоящее время в общеобразовательных организациях имеется технический и программный минимум для обеспечения внедрения ИК-технологий в деятельности уполномоченного.

1. Использование Microsoft Office Excel и Microsoft Office Word для ведения электронного журнала учета видов работ уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений.

2. Использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике правонарушений. Разработка презентаций для проведения внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений (материалы выполняются в программе Microsof Office Power Point).

3. Создание персонального сайта уполномоченного, на котором все участники образовательных отношений могут получить необходимую им правовую информацию и оставить свои пожелания.

Еще одно направление в деятельности уполномоченного - разрешение конфликтных ситуаций. Все возникающие конфликты в образовательной организации можно разделить на группы:

Конфликты между учителем и учеником;

Конфликты между учителем и родителями;

Конфликты между детьми;

Конфликты в педагогическом коллективе;

Внутрисемейные конфликты у ученика.

Для управления любой конфликтной ситуацией уполномоченный должен ее правильно оценить и проанализировать. Основной целью такого анализа является создание достаточной информационной основы для принятия решения и оптимального исхода конфликта. Грамотно проведенный анализ поможет уполномоченному найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Жалоба на рассмотрение уполномоченному может подаваться как в письменной, так и в устной форме. В настоящее время участники образовательных отношений используют электронную почту для обращений. Это позволяет сохранить анонимность и получить разъяснение по возникшей проблеме путем электронной передачи письма.

В целях защиты прав и свобод участников образовательных отношений уполномоченный вправе осуществлять свою деятельность, используя Skype. Преимущества данной технологии:

1. Работа в режиме реального времени.

2. Возможность разбора конфликтной ситуации сразу после ее возникновения.

3. Общение с пользователями через программу осуществляется на бесплатной основе.

4. Возможность письменно зафиксировать факт обращения к уполномоченному, не прерывая разговор.

Для того чтобы деятельность уполномоченного была результативной и все возникающие конфликты были разрешены внутри самой общеобразовательной организации, следует строить отношения с субъектами образовательного права на позициях партнерства и сотрудничества.

1. Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении (утв. уполномоченным по правам человека в Московской области и министром образования правительства МО и принято на коллегии Министерства образования 05.12.2008) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.48) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Декларация прав ребенка (принята 20.11.59) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс.

4. Декларация принципов терпимости (принята 16.11.95) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.89) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 21.11.78) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99 № 120-ФЗ, с изменениями от 01.12.2007) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98 № 124-ФЗ, с изменениями от 30.06.2007) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 № 436-Ф3) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

10. Закон Московской области «Об образовании» (в ред. Закона МО от 10.11.2009 № 131/2009-ОЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

11. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12. 2012 № 273-Ф3) [Электронный ресурс] // Справочно-пра-вовая система «Консультант Плюс».

Как показывает практика - невежество, незнание своих прав – одна из основных причин их нарушения. Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у молодежи и подростков, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания, приводят к девиантному поведению. Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

Ниже будет рассмотрена технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образовательного права (на приме взаимодействия с учеником).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

2016

Как показывает практика - невежество, незнание своих прав – одна из основных причин их нарушения. Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у молодежи и подростков, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания, приводят к девиантному поведению. Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

Ниже будет рассмотрена технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с субъектами образовательного права (на приме взаимодействия с учеником).

Одна из функций деятельности Уполномоченного является участие в правовом просвещении участников образовательного процесса.

Права ребенка зачастую ущемляются асоциальным, порой жестким поведением родителей, а порой и недобросовестными педагогами, а также другим окружением ребенка. Возможность защиты своих прав у ребенка ограничена, иной раз он не может обратиться к родителям со своими бедами или посоветоваться с классным руководителем. В ходе учебного процесса возникают сложности и у педагога во взаимоотношении с учащимися, конфликты между родителями и учителем.

Решать вопросы взаимодействия всех участников образовательного процесса с правовой точки зрения и призван уполномоченный .

Деятельность уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра. В своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни (иного образовательного учреждения).

В первую очередь Уполномоченный должен выступить на общешкольном и родительском собраниях, с целью проинформировать о том, что в образовательном учреждении в рамках защиты прав участников образовательных отношений, действует Уполномоченный, и должен рассказать о специфике его деятельности. В течение года он также принимает активное участие на родительских собраниях и классных часах.

Уполномоченному необходимо познакомится с детьми и семьями, состоящими на разных формах учета. Также обращает внимание на учащихся, которые без уважительной причины пропускают занятия в учебном заведении, чем заняты дети после учебы, какие кружки и секции посещают, как проводят свой досуг и свободное время. Уполномоченный привлекает учащихся «группы риска» в различные кружки и секции, помогает им организовать их занятость совместно с классным руководителем. Проверяет занятость детей в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета. Кроме того совершает рейды в неблагополучные семьи с целью проверки содержания воспитания несовершеннолетних, а также рейды в семьи учащихся «группы риска» с целью обследования жилищно-бытовых условий детей и семьи в целом.

В течение учебного года Уполномоченный занимается разбором жалоб участников образовательного процесса, проводит беседы и консультирует. Организовывает встречи с инспектором ОДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

С участием администрации, Уполномоченный организовывает уголок информационный стенд, которому дает название, например «Мои права и обязанности».

Учащиеся должны быть вовлечены в социально-значимую деятельность.

Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица, рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей учащихся), ходатайствует перед администрацией образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других. Не подлежат рассмотрению им жалобы: по вопросам, связанным с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива: на дисциплинарные взыскания, на несогласие с выставленными оценками, на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и ее изменение в течение учебного года, распределение кабинетов, классного руководства), на действия и решения государственных и муниципальных органов образования. Приоритетным же направлением в деятельности уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Несомненно, образовательное учреждение должно быть готово к введению данной должности: это и высокий уровень ученического самоуправления, и взаимодействие педагогической и родительской общественности, пропаганда правовых знаний.

Результаты введения в общеобразовательных учреждениях должности уполномоченных по правам участников образовательного процесса свидетельствуют, что в учреждениях появился институт защиты законных прав и интересов всех участников образовательного процесса.

К ним можно обратиться с жалобой на несоблюдение учениками, учителями или родителями правил, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом образовательного учреждения, правилами школьной жизни. Они ведут индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъясняют права и обязанности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Именно уполномоченный ходатайствует перед администрацией о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других.

Уполномоченный способствует предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений и партнерского сотрудничества, осознанию необходимости соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе, способствует повышению уровня участия обучающихся и воспитанников в управлении образовательным учреждением, пропагандирует правовые знания, взаимодействует с педагогической и родительской общественностью.

Правильный подход и активное участие уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса и их помощников расширили возможности правового образования подрастающего поколения, практического, правового просвещения. Благодаря деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса открыты возможности для того, чтобы взаимное обращение не ограничивалось рамками классных часов. Учащиеся и педагоги проявляют настоящее творчество в поисках форм правового обучения. Помимо традиционных лекций и бесед на уроках, родительских собраниях, в образовательных учреждениях проводятся: вечера вопросов и ответов, «круглые столы», интеллектуальные марафоны, деловые игры, правовой семинар для учителей, учащихся и родителей.

Для реализации поставленных целей и задач требуются усилия не только самого уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, но и администрации образовательного учреждения, представителей родительской общественности, и что самое важное актива из числа учащихся.

Как известно, человек, обладающий достаточными правовыми знаниями, может защитить свои права самостоятельно в случае их нарушений.


Уважаемые ребята и родители!

В НАШЕЙ ШКОЛЕ РАБОТАЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному по защите прав ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.
Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов обучающихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть
среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Декларация прав ребёнка, ст. 8.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - это правозащитник в структуре органов общественного управления образовательного учреждения, способствующий усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательных отношений в образовательном учреждении, а также восстановлению нарушенных прав.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений являются:

Принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива;

Проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательных отношений;

Рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.

Основными задачами Уполномоченного являются:

1. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений;

2. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;

3. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка;

4. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;

5. Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений.

Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

Важнейшая роль Уполномоченного заключается в том, что через него осуществляется «обратная связь» между всеми участниками образовательных отношений и выстраивается более чёткая и ответственная деятельность администрации школы, основанная на принципах прозрачности и законности.

Деятельность Уполномоченного, в первую очередь, должна быть направлена на формирование добрых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Роль Уполномоченного - не просто установление контроля соблюдения прав ребёнка, а начало движения от прав Ребёнка к правам Человека.

В образовательном учреждении при непосредственном участии Уполномоченного были выработаны и со временем корректируются и обновляются локальные правовые акты:

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений;

- «Правила школьной жизни» ;

С учётом мнения Уполномоченного вносятся изменения и дополнения в Устав образовательного учреждения, Уполномоченный - необходимое связующее звено, с помощью которого осуществляется тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений с другими специалистами и учреждениями, как на уровне школы, так и на городском уровне. Благодаря совместной работе с этими учреждениями участникам образовательных отношений оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В Семейном кодексе РФ провозглашено самое главное право ребёнка - жить и воспитываться в семье. Это право предполагает, что и обстановка в семье, и воспитание должны отвечать его интересам и ни в коем случае не противоречить им. Для полного и гармоничного развития личности ребёнка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви, понимания.

Тем семьям, в которых выявляются факты асоциального поведения родителей, при непосредственном участии Уполномоченного своевременно оказывается социально-психологическая и медицинская помощь, а в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, они временно помещаются в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Для повышения статуса семьи как воспитательного института в образовательном учреждении с участием Уполномоченного используются следующие формы работы с семьёй:

Родительские собрания по параллелям и классные родительские собрания;

Индивидуальные и тематические правовые консультации;

Анкетирование родителей;

Тренинги психологической службы;

Посещение родителями открытых уроков и внеклассных мероприятий;

Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, содействие в укреплении материально-технической базы школы;

Совместные праздники (календарные, семейные), вечера отдыха, поездки, экскурсии, походы;

Участие родителей в работе классных родительских комитетов и Родительского Совета учреждения.

Права и обязанности Уполномоченного

В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:

Посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического само-

управления, родительского совета, совещания при директоре;

Проводить самостоятельно или совместно со школьными органа ми самоуправления, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

Заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;

Действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;

Содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих

детей, так и взрослых.

Уполномоченный обязан:

Представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

Не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

Осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

Обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательных отношений (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательных отношений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята!

Я хотела бы вам напомнить о ваших правах!

Обучающиеся школы имеют право:

1.На защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности, на уважительное отношение со стороны учителей, администрации, охранника и уборщицы и другого

персонала, который работает в учреждении.

2.На обучение в условиях, гарантирующих твою безопасность.

3. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки.

3. Свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.

4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм).

5. На создание и посещение клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а так же общественных организаций.

6. На помощь со стороны учителя и психолога во время учёбы. Учитель не имеет право не отвечать тебе на существенные вопросы по школьной программе.

6. На свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях.

7. На объективную оценку своих знаний и умений.

8.На получение любой книги из библиотеки.

9. На отдых во время перемен и каникул.

10. На освобождение от переводного экзамена в случае отличной учебы (по решению педагогического совета).

11. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

12. Жаловаться по каждому факту нарушения твоих прав в учреждении, физического и психического насилия не только родителям, но и Уполномоченному по правам ребёнка.


Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес обучающегося;
-преднамеренная изоляция обучающегося;
-предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
-оскорбление и унижение достоинства;
-систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия;
-постоянная негативная характеристика обучающегося;
-демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

Обучающиеся школы обязаны:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.

2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.

4. Заботиться о младших.

5. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, учащихся, родителей и посетителей.

6. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

7. Приходить на занятия не менее чем за 10 минут до начала урока.

8. Добросовестно исполнять обязанности дежурного.

9. Соблюдать тишину во время урока.

10. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая обучающихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право:

1. На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети.

2. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования.

3. На прием детей для обучения в образовательное учреждение, расположенное по месту жительства.

4. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательных отношений.

5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а так же с оценкой успеваемости своих детей.

6. При наличии оснований для жалобы на школу или преподавателей предварительно обсуждать вопросы с директором и учителем, имеющим к этому отношение.

7. На помощь со стороны школы в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей.

8. На оказание спонсорской помощи школе.

9. Защищать права и законные интересы детей.

Родители обязаны:

1. Обеспечивать необходимые условия для нормального развития ребенка.

2. Воспитывать своих детей на принципах гуманности.

3. Обеспечивать детям получение основного общего образования.

4. Защищать права и интересы детей.

5. Соблюдать положения Устава школы.

6. Не допускать неоправданного вмешательства в работу педагогического коллектива.

7. Оказывать посильную помощь школе.

Права и обязанности учителей

Учитель имеет право:

1. На участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, обучающихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания обучающихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На отдых во время перемены и после уроков.

6. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

7. На свободное выражение своего мнения.

8. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

9. На моральное и материальное поощрение своего труда.

10. На повышение уровня своей квалификации.

11. На создание нормальной рабочей обстановки на уроке.

12. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

Учитель обязан:

1. Выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод обучающихся, ценить личность ребенка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей и иных законных представителей обучающихся.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с обучающимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения обучающихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

Если вы нуждаетесь в помощи или хотите больше узнать о своих правах, вы всегда можете прийти к школьному уполномоченному по правам ребёнка.

Должностная инструкция

Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений

1. Общее положение.

1.1.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. Имеющее среднее или высшее профессиональное образование и являющееся участником образовательных отношений: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.

Участник образовательных отношений, занимающий административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

1.2. Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений (далее Уполномоченный) вводится в структуру органов общественного управления в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении, а также восстановления прав в случае их нарушения и работает на общественных началах.

1.3. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

1.4. Для эффективной работы Уполномоченного администрация школы оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным помещением, предоставляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

1.5. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

1.6. При осуществлении деятельности в законных интересах ребенка Уполномоченный имеет право привлекать спонсорские средства на внебюджетный счет учреждения и расходовать их в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения.

2. Основные цели и задачи Уполномоченного

2.1.Цель Уполномоченного - обеспечить обучающемуся полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

2.2.Основными задачами Уполномоченного являются:

Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав учащегося;

Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у учащихся навыков самостоятельной жизни;

Обеспечение взаимодействия семей, учителей и учащихся по вопросам защиты прав ребенка;

Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений;

Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов учащихся.

2.3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Законом «Об образовании в Российской Федерации», российскими и международными документами, защищающие права и интересы ребенка, Уставом учреждения и настоящим положением.

2.4. Уполномоченный принимает меры к охране учащихся от любого рода насилия жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.

3. Основные виды деятельности Уполномоченного

3.1.Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

3.2.Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательных отношений.

3.3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.

3.4. Уполномоченный избирается общим собранием участников образовательных отношений, открытым голосованием не менее 2/3 голосов участников собрания.

3.5.При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу: «Клянусь защищать права и достоинства обучающихся, родителей и педагогов учреждения, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным, руководствоваться Уставом учреждения». Присяга приносится на школьном собрании.

3.6. Уполномоченный избирается сроком на 3 года.

3.7. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения или иных причин. Освобождение Уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании участников образовательных отношений большинством голосов. В случае увольнения Уполномоченного из учреждения его освобождение от обязанностей производится автоматически.

4. Права и обязанности Уполномоченного

4.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательных отношений. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательным отношениям и компетенции должностного лица.

4.2.В целях своих функций Уполномоченный имеет право:

Посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, родительского Совета, совещания при директоре;

Получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений;

Проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов учащихся;

Заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушений прав обучающегося;

Выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений;

Действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями школьниками и учителями, родителями и педагогами;

Содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

4.3. Уполномоченный обязан:

Содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

Предлагать меры для разрешения конфликта;

Представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов обучающихся органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

Представлять педагогическому совету учреждения отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года;

Не разглашать ставшими ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

Осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов обучающихся;

Обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка;

Принять жалобу в письменной или устной форме с момента нарушения права в течение двухнедельного срока.

При поступлении жалобы к рассмотрению указывает на другие меры, которые могут быть приняты для защиты прав и достоинства участников образовательных отношений;

Передает жалобу органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

Может отказать в принятии жалобы, аргументируя отказ.

Информация о деятельности Уполномочного по защите прав участников образовательного процесса

N п\п

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственный исполнитель

Классные часы «Занимательное правоведение» в 1-4 классах

Классные кабинеты

Аникеева

Эльвира

Ивановна,

педагог-психолог

Встречи с обучающимися 5-9 классов, раздача информационных стикеров «Как не стать жертвой насилия»

Классные кабинеты

Проведение классных часов с обучающимися 10-11 классов «Как противостоять влиянию»

Классные кабинеты

Аникеева

Эльвира

Ивановна,

педагог-психолог

Подготовка и размещение для общего доступа информационных плакатов, о телефон е доверия и линиях помощи в трудных жизненных ситуациях

«Минута телефона доверия»:

з аписать единый общероссийский номер телефона в дневники и мобильные телефоны.

Классные кабинеты,

рекреации ОУ

Аникеева

Эльвира

Ивановна,

педагог-психолог,

классные руководители,

учителя предметники

Подготовка и размещение для общего доступа информации о работе Уполномочного по правам ребенка при Губернаторе Курской области

Классные кабинеты,

рекреации ОУ

Аникеева

Эльвира

Ивановна,

педагог-психолог,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №50 «УМКА»

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №50 «Умка»

г. о. Домодедово

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений (далее – Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №50 «Умка» (далее – ДОУ) в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом ДОУ.

1.2. Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений в ДОУ (далее – уполномоченный) осуществляет свою деятельность в целях защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений, а также восстановления их нарушенных прав и законных интересов.

1.3. Уполномоченный в своей деятельности независим и неподотчетен руководителю и органам управления ДОУ.

2. Назначение уполномоченного

2.1. Уполномоченным может быть лицо, достигшее 18 летнего возраста, обладающее высоким уровнем правовой грамотности.

2.2. Уполномоченным не может являться лицо, входящее в состав органов управления ДОУ и (или) комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

2.3. Уполномоченный вводится в структуру органов самоуправления Учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов (далее - прав) участников образовательного процесса в Учреждении, а также восстановления их нарушенных прав. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

3. Основные цели и задачи уполномоченного

3.1. Основными целями и задачами уполномоченного являются:

Защита прав и законных интересов участников образовательных отношений, содействие восстановлению нарушенных прав;

Обеспечение взаимодействия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников ДОУ и их представителей, руководящих и административных работников ДОУ по вопросам защиты их прав и законных интересов;

Формирование правового пространства в ДОУ, формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательных отношений;

Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений.

3.2. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением. Уполномоченный не принимает решений, отнесенных к компетенции ДОУ, руководителя ДОУ, органов управления ДОУ, должностных лиц.

3.3. Уполномоченный в пределах своей компетенции вправе:

Посещать уроки, родительские собрания, совещания у руководителя ДОУ, заседания органов управления ДОУ с предварительным уведомлением;

Присутствовать на заседаниях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, высказывать свое мнение относительно повестки заседания комиссии, давать комментарии относительно рассматриваемых комиссией споров, давать предложения по урегулированию конфликтной ситуации;

Получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений;

Проводить самостоятельно или совместно с представителями органов управления ДОУ, администрации ДОУ проверку фактов нарушения прав и законных интересов участников образовательных отношений;

Представлять свои предложения, а также давать оценку по результатам проверки фактов нарушения прав и законных интересов участников образовательных отношений, руководителю ДОУ, органам управления ДОУ, предлагать способы разрешения конфликта(ов) и меры предупреждающие возникновение конфликта(ов) по рассматриваемым обстоятельствам;

Принимать участие при рассмотрении дисциплинарного проступка и применении меры дисциплинарного взыскания к обучающимся и работникам ДОУ;

По результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав и законных интересов участников образовательных отношений давать оценку деятельности ДОУ, а также направлять предложения по правовому регулированию и повышению правовой культуры участников образовательных отношений, муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка в городском округе Домодедово.

3.4. Уполномоченный обязан:

Проводить личный прием обучающихся и их родителей (законных представителей), работников ДОУ, рассматривать их обращения, оказывать практическую помощь;

Принимать меры по устранению выявленных фактов нарушения прав и законных интересов участников образовательных отношений;

Содействовать разрешению конфликтной ситуации между участниками образовательных отношений, в том числе путем переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта с предложениями принятия мер по решению конфликтной ситуации;

Повышать информированность участников образовательных отношений об их правах и законных интересах, о способах их реализации;

Обеспечить конфиденциальность ставших ему известными сведений о частной жизни других лиц без их письменного согласия.

3.5. В своей деятельности уполномоченный взаимодействует с комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, иными органами управления ДОУ, руководителем ДОУ, а также должностными лицами и организациями осуществляющими защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), работников сферы образования, в том числе с:

Уполномоченным по правам ребенка в г. о. Домодедово;

Органами управления в сфере образования;

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;

Правозащитными и общественными организациями.

4. Процедура рассмотрения уполномоченным обращений участников

образовательных отношений

4.1. Уполномоченный рассматривает обращения участников образовательных отношений (обучающихся, педагогических работников и их представителей, родителей (законных представителей) несовершеннолетних), касающиеся нарушения их прав и законных интересов.

4.2. Не подлежат рассмотрению обращения:

На решения, связанные с компетенцией учредителя ДОУ, уполномоченных органов власти и управления;

На действия (бездействие) и решения органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, не связанных с защитой прав и законных интересов участников образовательных отношений.

4.3. Обращение может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Письменное обращение должно содержать: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение сути вопроса, номер контактного телефона, по которому можно связаться с заявителем.

4.4. При получении обращения как письменного, так и устного уполномоченный:

Рассматривает обращение;

Отказывает в принятии обращения, с обоснованием такого отказа.

4.5. Если при рассмотрении обращения уполномоченным не выявлены факты нарушения прав и законных интересов заявителя, об этом в письменном виде сообщается заявителю.

Если факты нарушения прав законных интересов заявителя выявлены, уполномоченный принимает меры по пресечению выявленных нарушений:

Ставит в известность о выявленных фактах руководителя;

Дает предложения руководителю и органам управления ДОУ о возможных условиях, методах и способах устранения выявленных нарушений со стороны руководителя и органов управления ДОУ;

Принимает участие в работе руководителя и органов управления ДОУ по устранению выявленных нарушений.

4.6. В случаях, если руководитель и органы управления ДОУ, не принимают мер для устранения выявленных нарушений, либо меры, принятые руководителем и органами управления не своевременны и (или) недостаточны уполномоченный вправе обратиться к уполномоченным органам власти и управления.

4.7. Уполномоченный вправе обратиться непосредственно к органу управления образования, правоохранительным органам и уполномоченному по правам человека при выявлении грубых и (или) систематических нарушений прав участников образовательных отношений, а также в случаях выявления фактов унижения человеческого достоинства, физического и психического насилия, оскорбления личности.

5. Заключительные положения

5.1. Уполномоченный ежегодно представляет свой доклад о соблюдении прав и законных интересов участников образовательных отношений коллегиальным органам управления и учредителю образовательной организации с выводами и рекомендациями.

5.2. Доклад уполномоченного может быть представлен уполномоченному по правам человека, уполномоченному по правам ребенка г. о. Домодедово, органам государственной власти и управления, муниципальным органам власти и иным заинтересованным органам и организациям.

5.3. Уполномоченный может быть досрочно лишен своих полномочий при выражении недоверия уполномоченному работниками и обучающимися ДОУ. Вопрос о недоверии уполномоченному рассматривается в том же порядке, который предусмотрен для назначения уполномоченного. Решение о недоверии принимается простым большинством голосов и объявляется уполномоченному в день принятия решения.

Уважаемые ребята и родители!

В нашей школе работает уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений - Снеговая Екатерина Викторовна .

Режим работы

Понедельник – Пятница - с 0 9.00 до 13.00

Контакты : 53- 05 - 27 / 53 - 05 - 85

Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному по защите прав ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.

Рекомендованные к посещению сайты:
Портал для ответственных пап и мам: Информационный портал "Я- родитель"
Межрегиональная общественная организация содействия воспитанию: Информационный портал "Твоё право"

Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов обучающихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть
среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Декларация прав ребёнка, ст. 8.



Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - это правозащитник в структуре органов общественного управления образовательного учреждения, способствующий усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательных отношений в образовательном учреждении, а также восстановлению нарушенных прав.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений являются:

Принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива;

Проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательных отношений;

Рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.

Основными задачами Уполномоченного являются:

1. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений;

2. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;

3. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка;

4. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;

5. Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений.

Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

Важнейшая роль Уполномоченного заключается в том, что через него осуществляется «обратная связь» между всеми участниками образовательных отношений и выстраивается более чёткая и ответственная деятельность администрации школы, основанная на принципах прозрачности и законности.

Деятельность Уполномоченного, в первую очередь, должна быть направлена на формирование добрых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Роль Уполномоченного – не просто установление контроля соблюдения прав ребёнка, а начало движения от прав Ребёнка к правам Человека.

В образовательном учреждении при непосредственном участии Уполномоченного были выработаны и со временем корректируются и обновляются локальные правовые акты:

Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений;

- «Правила школьной жизни» ;

С учётом мнения Уполномоченного вносятся изменения и дополнения в Устав образовательного учреждения, Уполномоченный – необходимое связующее звено, с помощью которого осуществляется тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений с другими специалистами и учреждениями, как на уровне школы, так и на городском уровне. Благодаря совместной работе с этими учреждениями участникам образовательных отношений оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С целью профилактики правонарушений большое внимание школа уделяет досуговой деятельности учащихся во внеурочное и каникулярное время, как на базе школы, так и на базе культурно и спортивно-досуговых учреждений, расположенных на территории микрорайона (летний пришкольный оздоровительный лагерь, спортивная детская площадка, детская музыкальная школа № 5, филиал № 5 городской библиотеки, ДДЮТТ, Дворец пионеров, парк пионеров, кинотеатр «Юность».)

В Семейном кодексе РФ провозглашено самое главное право ребёнка – жить и воспитываться в семье. Это право предполагает, что и обстановка в семье, и воспитание должны отвечать его интересам и ни в коем случае не противоречить им. Для полного и гармоничного развития личности ребёнка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви, понимания.

Тем семьям, в которых выявляются факты асоциального поведения родителей, при непосредственном участии Уполномоченного своевременно оказывается социально-психологическая и медицинская помощь, а в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, они временно помещаются в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Для повышения статуса семьи как воспитательного института в образовательном учреждении с участием Уполномоченного используются следующие формы работы с семьёй:

Родительские собрания по параллелям и классные родительские собрания;

Индивидуальные и тематические правовые консультации;

Анкетирование родителей;

Тренинги психологической службы;

Посещение родителями открытых уроков и внеклассных мероприятий;

Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, содействие в укреплении материально-технической базы школы;

Совместные праздники (календарные, семейные), вечера отдыха, поездки, экскурсии, походы;

Участие родителей в работе классных родительских комитетов и Родительского Совета учреждения.

Права и обязанности Уполномоченного

В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:

Посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического само-

Управления, родительского совета, совещания при директоре;

Получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений;

Проводить самостоятельно или совместно со школьными органа ми самоуправления, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

Заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;

Выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений;

Действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;

Содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих

Детей, так и взрослых.

Уполномоченный обязан:

Содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

Предлагать меры для разрешения конфликта;

Представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

Не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

Осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

Обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательных отношений (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательных отношений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята!

Я хотела бы вам напомнить о ваших правах!


Обучающиеся школы имеют право:

1.На защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности, на уважительное отношение со стороны учителей, администрации, охранника и уборщицы и другого

Персонала, который работает в учреждении.

2.На обучение в условиях, гарантирующих твою безопасность.

3. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки.

3. Свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.

4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм).

5. На создание и посещение клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а так же общественных организаций.

6. На помощь со стороны учителя и психолога во время учёбы. Учитель не имеет право не отвечать тебе на существенные вопросы по школьной программе.

6. На свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях.

7. На объективную оценку своих знаний и умений.

8.На получение любой книги из библиотеки.

9. На отдых во время перемен и каникул.

10. На освобождение от переводного экзамена в случае отличной учебы (по решению педагогического совета).

11. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

12. Жаловаться по каждому факту нарушения твоих прав в учреждении, физического и психического насилия не только родителям, но и Уполномоченному по правам ребёнка.


Что следует признавать насилием по отношению к ученику?



Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес обучающегося;
-преднамеренная изоляция обучающегося;
-предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
-оскорбление и унижение достоинства;
-систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия;
-постоянная негативная характеристика обучающегося;
-демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

Обучающиеся школы обязаны:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.

2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.

4. Заботиться о младших.

5. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, учащихся, родителей и посетителей.

6. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

7. Приходить на занятия не менее чем за 10 минут до начала урока.

8. Добросовестно исполнять обязанности дежурного.

9. Соблюдать тишину во время урока.

10. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая обучающихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право:

1. На участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети.

2. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования.

3. На прием детей для обучения в образовательное учреждение, расположенное по месту жительства.

4. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательных отношений.

5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а так же с оценкой успеваемости своих детей.

6. При наличии оснований для жалобы на школу или преподавателей предварительно обсуждать вопросы с директором и учителем, имеющим к этому отношение.

7. На помощь со стороны школы в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей.

8. На оказание спонсорской помощи школе.

9. Защищать права и законные интересы детей.

Родители обязаны:

1. Обеспечивать необходимые условия для нормального развития ребенка.

2. Воспитывать своих детей на принципах гуманности.

3. Обеспечивать детям получение основного общего образования.

4. Защищать права и интересы детей.

5. Соблюдать положения Устава школы.

6. Не допускать неоправданного вмешательства в работу педагогического коллектива.

7. Оказывать посильную помощь школе.

Права и обязанности учителей

Учитель имеет право:

1. На участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, обучающихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания обучающихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На отдых во время перемены и после уроков.

6. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

7. На свободное выражение своего мнения.

8. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

9. На моральное и материальное поощрение своего труда.

10. На повышение уровня своей квалификации.

11. На создание нормальной рабочей обстановки на уроке.

12. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

Учитель обязан:

1. Выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод обучающихся, ценить личность ребенка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей и иных законных представителей обучающихся.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с обучающимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения обучающихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

Если вы нуждаетесь в помощи или хотите больше узнать о своих правах, вы всегда можете прийти к школьному уполномоченному по правам ребёнка.


Должностная инструкция

Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений

1. Общее положение.

1.1.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. Имеющее среднее или высшее профессиональное образование и являющееся участником образовательных отношений: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.

Участник образовательных отношений, занимающий административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

1.2. Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений (далее Уполномоченный) вводится в структуру органов общественного управления в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении, а также восстановления прав в случае их нарушения и работает на общественных началах.

1.3. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

1.4. Для эффективной работы Уполномоченного администрация школы оказывает ему всемерное содействие: обеспечивает отдельным помещением, предоставляет запрашиваемые документы и иные сведения, необходимые для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

1.5. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

1.6. При осуществлении деятельности в законных интересах ребенка Уполномоченный имеет право привлекать спонсорские средства на внебюджетный счет учреждения и расходовать их в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения.

2. Основные цели и задачи Уполномоченного

2.1.Цель Уполномоченного – обеспечить обучающемуся полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

2.2.Основными задачами Уполномоченного являются:

Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав учащегося;

Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у учащихся навыков самостоятельной жизни;

Обеспечение взаимодействия семей, учителей и учащихся по вопросам защиты прав ребенка;

Содействие правовому просвещению участников образовательных отношений;

Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов учащихся.

2.3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Законом «Об образовании в Российской Федерации», российскими и международными документами, защищающие права и интересы ребенка, Уставом учреждения и настоящим положением.

2.4. Уполномоченный принимает меры к охране учащихся от любого рода насилия жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.

3. Основные виды деятельности Уполномоченного

3.1.Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности.

3.2.Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательных отношений.

3.3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.

3.4. Уполномоченный избирается общим собранием участников образовательных отношений, открытым голосованием не менее 2/3 голосов участников собрания.

3.5.При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу: «Клянусь защищать права и достоинства обучающихся, родителей и педагогов учреждения, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным, руководствоваться Уставом учреждения». Присяга приносится на школьном собрании.

3.6. Уполномоченный избирается сроком на 3 года.

3.7. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения или иных причин. Освобождение Уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании участников образовательных отношений большинством голосов. В случае увольнения Уполномоченного из учреждения его освобождение от обязанностей производится автоматически.

4. Права и обязанности Уполномоченного

4.1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательных отношений. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательным отношениям и компетенции должностного лица.

4.2.В целях своих функций Уполномоченный имеет право:

Посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, родительского Совета, совещания при директоре;

Получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательных отношений;

Проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов учащихся;

Заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушений прав обучающегося;

Выбирать себе помощников из числа участников образовательных отношений;

Действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями школьниками и учителями, родителями и педагогами;

Содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

4.3. Уполномоченный обязан:

Содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

Предлагать меры для разрешения конфликта;

Представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов обучающихся органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

Представлять педагогическому совету учреждения отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года;

Не разглашать ставшими ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

Осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов обучающихся;

Обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка;

Принять жалобу в письменной или устной форме с момента нарушения права в течение двухнедельного срока.

При поступлении жалобы к рассмотрению указывает на другие меры, которые могут быть приняты для защиты прав и достоинства участников образовательных отношений;

Передает жалобу органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

Может отказать в принятии жалобы, аргументируя отказ.

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Месяц

Ознакомление участников

образовательных отношений с

правилами школьной жизни:

Подбор материала для стенда;

Проведение классных часов в 8-х классах

Январь

Контроль за соблюдением норм

СанПин

Работа с письмами «Ящика доверия»

Разработка материала к родительскому собранию по правилам школьной жизни

Февраль

Ознакомление с изменениями в законодательстве в области образования

«Ящик доверия»

Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 3,4 классах.

Март

Разработка материала к тематическому родительскому собранию «Ответственность родителей в российском законодательстве»

«Ящик доверия»

Социальный опрос о качестве преподавания в школе

Апрель

Отчет о деятельности Уполномоченного на родительском Совете

«Ящик доверия»

Работа над перспективным планом деятельности уполномоченного на новый учебный год

Май

Организация на сайте школы странички «Правовой всеобуч»

Перспективный план работы

Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений


1. Работа с обращениями участников образовательных отношений в течении учебного года (беседы,консультирование.

2. Продолжение работы над «Правилами Школьной жизни» и внесение новых поправок идополнений (в течение учебного года).

3. Проведение мониторинга количества:

Учебной нагрузки обучающихся;

Контрольных работ;

4. Проведение:

Недели Права и «открытого микрофона» совместно с социальным педагогом;

Дня Толерантности;

5. Проведение круглых столов для родителей и органа ученического самоуправления.

6. Консультирование по правовым и социальным вопросам.

7. Работа с обращениями, поступившими через «Ящик доверия».

8. Выход на родительский Совет школы для составления совместного плана работы.

9. Контроль за соблюдением норм СанПин.



Просмотров