Мероприятия по сохранению экологии. Природоохранные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде. Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Обязательным этапом проектирования любого строительного объекта является оценка степени воздействия здания на окружающую среду. В соответствии с Постановлением правительства №87 в состав проектной документации входит подраздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды ». Назначение данного подраздела - разработка мероприятий по устранению или снижению негативных воздействий техногенного характера. Компания «PNProject» оказывает полный комплекс услуг по разработке раздела «ООС». Мы выполняем оценку результатов инженерно-экологических изысканий, проводим анализ архитектурных, конструктивных и технологических решений с точки зрения экологических рисков. Во внимание принимаются природно-климатические особенности региона, перечень источников техногенного воздействия, данные о природных ресурсах, вовлекаемых в процесс строительства и эксплуатации объекта, объем отходов производства, риски возникновения аварийных ситуаций. На основании подробной аналитической оценки всех этих факторов прорабатывается перечень мероприятий по охране окружающей среды. Состав раздела уточняется в зависимости от назначения объекта капитального строительства в соответствии с требованиями соответствующих стандартов для различных отраслей промышленного или гражданского строительства.

Комплекс мероприятий по охране окружающей среды

С целью снижения или предотвращения негативного воздействия объекта на окружающую среду составляется перечень специальных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов в процессе строительства и после ввода здания в эксплуатацию. Подраздел проекта содержит следующие данные:

Графическая часть раздела

На ситуационном плане-схеме земельного участка, выделенного под застройку, указываются границы санитарно-защитной зоны, рекреационных и водоохранных зон, мест обитания животных, участков произрастания растений, зон охраны источников питьевой воды. При необходимости указываются места обитания представителей флоры и фауны, занесенных в красную книгу. На карте-схеме приводится расположение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, указываются места размещения очистного оборудования. В состав графической документации раздела «ООС» входят сводные таблицы, содержащие результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы и выбросов по различным категориям опасных веществ и по суммирующим вредным воздействиям. Также в графической части указывается расположение скважин для отбора проб воды из подземных и поверхностных источников.

Раздел «ООС» в обязательном порядке содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям природоохранного законодательства и принципам рационального использования природных ресурсов. По результатам проведенной работы выдается заключение об экологической безопасности проекта или о том, что негативное воздействие объекта на окружающую среду не выходит за рамки допустимого.

Компания «PNProject» разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды для объектов различного назначения. Мы согласовываем проектные решения со следующими нормативными актами: Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пособие к СНиП 11-01-95 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». При разработке мероприятий по ООС мы принимаем оптимальные, технически взвешенные, обоснованные решения, главная задача которых заключается в снижении негативного воздействия объекта на окружающую среду.

Аннотация: Экологическое сопровождение объектов разработки месторождений на всех стадиях.

Экологическое сопровождение объектов разработки месторождений на стадии проектирования

Разработка месторождений - это комплекс мероприятий по извлечению нефти и газа из недр и управлению этим процессом. В проектных документах приводится обоснование:

  • выделения эксплуатационных объектов и системы размещения сеток добывающих и нагнетательных скважин;
  • способов и режимов эксплуатации скважин, устьевого и внутрискважинного оборудования;
  • способов и агентов воздействия на пласты с целью повышения пластового давления и нефтеизвлечения;
  • требований к системам сбора и промысловой подготовки продукции скважин;
  • требований к конструкциям скважин, производству буровых работ, методам вскрытия пластов и комплексу исследований скважин;
  • мероприятий по охране недр и ОС при бурении и эксплуатации скважин.

При составлении проектных документов на разработку месторождения в разделе "Охрана окружающей среды и недр" освещаются следующие вопросы.

  1. Охрана атмосферного воздуха на территории промысла за счет сокращения потерь нефти и газа, высокой степени утилизации ПНГ, повышения надежности оборудования. Здесь же проводится расчет валовых выбросов вредных веществ в атмосферу и намечаются мероприятия по контролю за ее состоянием.
  2. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения за счет выделения водоохранных зон, организации очистных сооружений и закачки подтоварных вод в промысловые горизонты.
  3. Охрана земель, лесов, флоры и фауны за счет герметизации системы сбора, подготовки и транспортировки нефти, уменьшения отходов, загрязняющих ОС, рекультивации земель и организации экологического мониторинга.
  4. Охрана недр за счет исключения межколонных перетоков и грифонов, аварийного сронтанирования, просадки устьев скважин и смятия НКТ.
  5. Обеспечение экологической безопасности на объектах сбора и подготовки нефти за счет очистки, сброса и утилизации до 90% пластовых вод в пунктах добычи нефти и исключения встречных перекачек, улавливания испарений из резервуаров, снижения расходов пресной воды при обессоливании.

Экологическое сопровождение эксплуатации объекта нефтегазового комплекса

Экологическое сопровождение эксплуатации-это непрерывный процесс, который осуществляется коллективом специалистов под руководством главного инженера. Главным природоохранным мероприятием является экологическое нормирование.

Нормирование выбросов в атмосферу

Проект нормирования выбросов ЗВ в атмосферу и получение разрешения на выбросы разрабатывается предприятием и привлеченной специализированной организацией. Цель нормирования - госрегулирование выбросов, стимулирование предприятия к снижению объемов и токсичности ЗВ.

Нормативы ПДВ загрязняющих веществ устанавливаются территориальными органами МПР РФ для каждого стационарного источника выбросов и производства в целом. Для этого используется следующая информация:

  • фоновая концентрация ЗВ;
  • карта-схема предприятия с нанесенными источниками выбросов;
  • ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием границ СЗЗ, селитебных территорий и постов наблюдений;
  • расход и состав используемого сырья, материалов и топлива;
  • данные о типах оборудования и марках транспортных средств;
  • формы статистической отчетности 2-ТП, замеры концентраций ЗВ на границе СЗЗ.

Разработанные нормативы и лимиты используются для расчета и взимания экологических платежей, связанных с загрязнением атмосферы, для наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении природоохранного законодательства.

Нормирование сбросов в водные объекты

Нормирование деятельности предприятия приданном виде экологического сопровождения заключается в разработке и согласовании проекта нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты и получении разрешения на сброс. Суть данного этапа сопровождения состоит в установлении нормативов ПДС в поверхностные и подземные водные объекты для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников сброса ЗВ. а также экологического состояния водных объектов: в обосновании выбора водоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативных сбросов.

Установленные нормативы ПДС и лимиты ВСС используются при выдаче лицензий на водопользование, установлении размеров платежей.

Нормирование в сфере обращения с отходами

Данный вид экологического сопровождения деятельности предприятия заключается в разработке и согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получение разрешения на размещение отходов.

В соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" все предприятия должны вести учет наличия, образования, использования и размещения отходов собственного производства. Исходными данными для проведения инвентаризации источников образования отходов являются:

  • карта-схема предприятия с нанесенными на нее местами временного хранения отходов;
  • информация о технологии производства и оборудовании с точки зрения образования отходов;
  • перечень и паспорта образующихся отходов;
  • установки и технологии по переработке и обезвреживанию отходов на предприятии;
  • информация о местах размещения отходов и договоры на вывоз и размещение отходов.

Основные мероприятия по охране окружающей среды

Охрана атмосферы

Когда отходящие газы покидают дымовую трубу и поступают в атмосферу, на них начинают действовать внешние метеорологические факторы. Эти факторы влияют на распространение дыма от трубы и перенос загрязняющих веществ на дальние расстояния. В зависимости от атмосферных условий внешний вид факела может отличаться большим разнообразием ( рис. 9.1).


Рис. 9.1.

Горизонтальное перемещение примесей определяется скоростью ветра, а вертикальное - распределением температур по вертикали. Наиболее неблагоприятной является разновидность температурной стратификации атмософеры - инверсия ( рис. 9.2), когда холодный воздух подтекает под теплый. Образованию инверсий способствуют штили, туманы, низкая облачность, холодная почва, ложбинные места. В результате загрязняющие вещества накапливаются над поверхностью земли. Инверсии сопровождаются смогом, недопустимо высокой концентрацией вредных примесей в атмосфере.


Рис. 9.2.

Смог - это явление образования токсичной смеси дыма и тумана в результате загрязнения воздуха в условиях высокой влажности продуктами сгорания топлива. При этом сажа и диоксид серы образуют в каплях воды серную кислоту. Наблюдается также фотохимический смог , когда под действием солнечного излучения взаимодействуют оксиды азота и утлеводороды, попадающие в воздух с выхлопными газами. Продукты этих реакций являются агрессивными химическими соединениями.

Для расчета рассеивания выбросов создано большое количество моделей. В первом приближении при небольшом перепаде отметок местности высота источника выбросов над землей может быть определена по следующей формуле:

(9.1)

где - масса вредного вещества, выбрасываемого в единицу времени, г/с; - безразмерный коэффициент, учитывающий температурную стратификацию атмосферы , скорость оседания частиц в воздухе , условия выхода газовоздушной смеси из трубы тип; - фоновая концентрация вредных веществ; - объемный расход выбрасываемой газовоздушной смеси, ; - разность температур выбрасываемой смеси и окружающего воздуха.

Значение коэффициента зависит от региона. Например, для Центрального региона России коэффициент , учитывающий условия вертикального и горизонтального рассеивания загрязняющих веществ, принимается равным 140.

Коэффициент , учитывающий дисперсность и скорость оседания наиболее крупных фракций, равен: 1,0 - для газообразных веществ и мелкодисперсных аэрозолей: 2,0 - для крупнодисперсной пыли и золы при степени очистки менее 90%; 3,0 - при отсутствии очистки, а также для производств, выбрасывающих конденсирующийся водяной пар.

В первом приближении коэффициенты и принимаются равными единице.

Расчет предельно допустимого нагретого выброса вредного вещества выполняется с использованием следующей зависимости:

(9.2)
Таблица 9.1. Значения ПДК некоторых вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов
Вещество Код вещества Максимальная разовая Среднесуточная Класс вредности
Азота диоксид 200 0,085 0,085 2
Аммиак 202 0,2 0,2 4
Бензин 955 5,0 1,5 4
Взвешенные вещества 936 0,5 0,05 3
248 0,2 0,2 2
701 0,5 0,05 3
Озон 289 0,16 0,03 1
Сажа 321 0,15 0,05 3
292 0,008 0,008 2
322 3,0 1,0 4
Хлор 210 0,1 0,03 2

Требуемое потребление воздуха, в котором необходимо разбавить выбрасываемую примесь, чтобы довести ее концентрацию до ПДК определяется следующим отношением:

где - высота источника выброса. Чем больше значение параметра , тем приоритетнее (опаснее) загрязняющее вещество.

Наиболее актуальными природозащитными мероприятиями воздушной среды являются:

  • установление научно обоснованных нормативов ПДВ для источников загрязнения;
  • оборудование дизелей буровых установок нейтрализаторами и сажевыми фильтрами;
  • оборудование факельных устройств установками бездымного сжигания газа;
  • использование попутного нефэтяного газа для ППД и бытовых нужд;
  • снижение объемов испарения УВ из резервуаров хранения;
  • герметизация систем сбора и транспортировки нефти и газа.

В помещениях насосных станций и нефтебаз применяется приточно-вытяжная вентиляция. Приточная система вентиляции включает воздухозаборное устройство, вентиляторы. Калориферы с системой воздуховодов. Вытяжная система вентиляции включает дефлекторы, обеспечивающие естественный воздухообмен, и систему принудительного удаления воздуха.

Расход приточного воздуха в зданиях насосных определяется по нормируемой кратности воздухообмена

(9.5)

где - объем помещения; - нормируемая кратность воздухообмена, изменяется от 3,0 до 14; зависит от вида неофтепродуктов и наличия в них сернистых соединений.

Охрана водных ресурсов:

  • соблюдение экологических ограничений в водоохранных зонах и СЗЗ водозаборов;
  • недопущение сброса сточных вод на рельеф и в водые объекты без очистки;
  • применение безамбарных методов бурения и бурения в режиме замкнутого технологического цикла;
  • организация эффективной защиты от инфильтрации отходов буровых растворов;
  • проведение тампонажных работ с высоким качеством;
  • усиленная изоляция трубопроводов;
  • обеспечение буровых и иных производственных площадок противоаварийным оборудованием.

Разбавление сточных вод - это процесс снижения концентраций загрязняющих веществ в водотоках и водоемах, протекающий вследствие перемешивания сточных вод с водной средой. Интенсивность этого процесса характеризуется кратностью разбавления:

(9.6)

где - расход водотока; - расход сточной воды.

Разбавление происходит в направлении господствующих течений, и в этом направлении кратность разбавления увеличивается. В месте выпуска . затем ниже по течению концентрация примеси снижается до наступления полного перемешивания. Факторы и условия, определяющие процесс разбавления, определяются конструктивными и технологическими особенностями выпуска сточных вод и гидрологическими и метеорологическими особенностями водотоков и региона.

Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) для водотоков осуществляется с помощью следующей зависимости:

(9.7)

где - концентрация примеси в сточных водах, при которой в конкретных условиях водоотведения не превышаются нормы качества воды в расчетных (контрольных) створах, .

Расчетные створы для водных объектов хозяйственно-питьевого водопользования находятся в 1 км выше по течению от ближайшего пункта водопользования.

Охрана геологической среды и почвы:

  • применение нетоксичных рецептур буровых растворов;
  • надежная изоляция сопутствующих горизонтов;
  • планировка и обваловка буровых площадок;
  • полная утилизация отходов бурения;
  • установление обоснованных нормативов образования и лимитов размещения отходов;
  • оборудование очистными сооружениями временных поселков и бытовых помещений;
  • разработка проектов рекультивации нарушенных земель и организация рекультивационных работ по завершении бурения и эксплуатации скважин.

Предельное количество отходов на территории предприятия допускается при условии возможного выделения вредных веществ в воздушную среду в концентрациях, не превышающих 30% ПДК воздуха рабочей зоны и при отсутствии загрязнения почвы и водных объектов.

Вещества 1 класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры); вещества 2 класса опасности - в закрытой таре; 3 класса - в бумажных мешках; 4-5 класса - навалом, насыпью.

Охрана растительного и животного мира:

  • рациональное использование земельного фонда и проведение компенсационных мероприятий;
  • экологическое обучение персонала.

Наиболее эффективными техническими мероприятиями по предотвращению осложнений на скважинах и промысловых трубопроводах являются следующие:

  • стабилизация потоков жидкостей и газов в трубах с целью исключения внутри трубных волновых процессов;
  • подавление коррозионных процессов;
  • автоматизация процессов перекачки с отключением при аварийных ситуациях;
  • составление декларации промышленной безопасности объектов с учетом экологических рисков на разных стадиях добычи, подготовки и перекачки углеводородов;
  • использование эффективных методов ликвидации последствий аварий.

Мероприятия при ликвидации объектов инфраструктуры промысла

Стадия ликвидации объектов промысла включает консервацию, ликвидацию, демонтаж оборудования и построек промысла, вывоз отходов, а также рекультивационные мероприятия. Эти работы осуществляются по специальным проектам.

Перед началом ликвидации скважины разрабатываются противовыбросовые мероприятия: способы поддержания гидростатического давления: обеспечение работы разгрузочной скважины на случай выхода из строя основной буровой установки: способы использования буровых растворов; обучение личного состава буровой.

В первую очередь производится разрядка и глушение скважины пластовой водой, раствором хлористого кальция или глинистым раствором. Разрядка производится в передвижные емкости, систему ППД или поглощающие скважины. После подъема глубинного оборудования и промывки скважины до забоя устанавливается цементный мост в интервале продуктивного пласта. После заполнения скважины глинистым раствором с ингибитором коррозии и глубинного торпедирования извлекают эксплуатационную колонну. С целью улучшения изоляции закачивают тампонажный раствор в пространство между кондуктором и горной породой. Тампонажный цемент должен быть устойчивым к агрессивным компонентам.

Устье скважины должно быть оборудовано задвижкой высокого давления в коррозионно-стойком исполнении. Вокруг скважины сооружается бетонная площадка с металлическим ограждением. На площадке устанавливается репер.

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность предприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефугепродуктов (ЛАРН). является ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому закону эксплуатирующие компании обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций на своих производственных объектах.

Задачей разработки планов ЛАРН является обеспечение готовности компаний, осуществляющих работы по разведке, добыче, хранению, транспортировке, переработке нефти и нефтепродуктов, к локализации разливов и их скорейшей ликвидации.

Независимо от величины и места разлива установленное время его локализации составляет не более 4 ч при разливе в акватории и не более 6 ч при разливе на почве. Планы ЛАРН разрабатывают исходя из максимально возможного количества разлившейся нефти:

  • для нефтеналивного судна - 2 танка;
  • для стационарных и плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов - 1500 т;
  • для нефтехранилищ - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения;
  • для железнодорожного состава - 50 % общего объема цистерн в составе;
  • для трубопровода при порыве - 25% объема прокачки в течение 6 ч и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
  • для трубопровода при проколе - 2 % объема прокачки в течение 14 дней.

План ЛАРИ должен содержать:

  • прогноз возможных разливов;
  • расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации аварии;
  • схему управления, связи, оповещения и взаимодействия сил и средств;
  • географические и другие особенности района разлива;
  • график проведения операций по ликвидации разлива и порядок обеспечения безопасности населения;
  • организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций.

Эффективность противоаварийных мероприятий обеспечивается проведением учений и тренингов персонала, занятого работой по ликвидации разливов.

Восстановление нарушенных природных комплексов длится десятки лет, поэтому приоритет должен отдаваться мерам по предотвращению аварийных ситуаций, наиболее тяжелыми из которых являются разливы нефти.

При возникновении аварийной ситуации предприятие обязано:

  • ликвидировать (заглушить, перекрыть) источник разлива нефти;
  • локализовать нефтяной разлив;
  • оценить объем разлива и определить способ его ликвидации;
  • собрать и вывезти собранную с почвы и водной поверхности нефть в пункт утилизации;
  • произвести оценку полноты выполненных работ и рекультивацию загрязненной почвы.

Аварийные разливы на скважинах, выкидных линиях, технологическом оборудовании должны локализовываться в пределах обвалованных площадок. Объем обвалованного пространства кустовой площадки должен составлять не менее 100 , что превышает суточные дебиты скважин.

При авариях вне обустроенных площадок проводятся следующие действия по локализации разливов:

  • при малых разливах участок оконтуривается плугами на глубину 20-25 см;
  • при средних разливах сооружаются грунтовые барьеры с устройством защитных экранов;
  • при больших разливах проводят локализацию с помощью траншей или нефтеловушек в виде котлованов; для более полного сбора нефуги используются сорбенты, обладающие высокой собирающей и удерживающей способностью.

В малонаселенных местах как экстренную меру применяют сжигание. При этом уничтожается до половины разлива, остальное фильтруется в почву. Землю после сжигания необходимо вывозить на свалку. При сжигании в атмосферу попадают продукты возгонки и неполного окисления нефти.

Для сбора, переработки, утилизации нефэтяных шламов выпускается специальное оборудование модульного типа: например, мобильная установка для переработки нефтешламов и замазученных грунтов НПО "Полет" производительностью 15 .

Загрязненные почвогрунты рекомендуется вывозить на территории выработанных карьеров, где их разравнивают слоем до 20 см с последующей перепашкой для увеличения доступа кислорода. Хорошие результаты дает применение нефтеразлагающих микроорганизмов, которые разлагают УВ до азота и углекислого газа. Через несколько лет в силу естественной биодеструкции углеводородов происходит восстановление растительного слоя. Для интенсификации процесса вносят удобрения и залуживают взрыхленную поверхность семенами трав или злаков.

Кроме платежей, налогов для защиты окружающей среды применяются различные проекты, как предприятиями, так и гражданами страны. Это такие мероприятия как высадка леса, различные "субботники" и различные акции. Важное значение имеет экологическое воспитание детей в школах и детских садах. В России развивается экологическое предпринимательство. Большое значение имеет программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она направлена на защиту окружающей среды всего мира, собирается информация, и принимаются решения, разрабатываются проекты. Мерами по защите окружающей среде являются: ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки, создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов, ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов, ограничение несанкционированного выброса мусора.

Эколого-экономическую эффективность проекта можно вычислить двумя способами:

1) на основе сопоставления природоохранного эффекта по виду воздействия, на который ориентирован проект, и затрат на его реализацию:

охрана загрязнение природа экологический защита

2) на основе сопоставления предотвращенного экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды и затрат на осуществление проекта:

Выводы

Подведем итог изложенному выше материалу. Итак, наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже, по подсчетам экологов, 1/10 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо и водообмена между гидросферой и атмосферой.

Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

В последнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных тем становится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянии окружающей среды, должна активно действовать. "Экологизация" законодательной и исполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача -- сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономически невыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы к рядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд ли достигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работа среди граждан всех возрастов.

В конце XX века мировая цивилизация вступила в такой этап своего развития, когда на первое место выдвинулись проблемы выживания и самосохранения человечества, сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Современный этап развития человечества обнажил проблемы, вызванные ростом населения Земли, противоречиями между традиционным хозяйствованием и нарастающим темпом использования природных ресурсов, загрязнением биосферы промышленными отходами и ограниченными возможностями биосферы к их нейтрализации. Эти противоречия тормозят дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.

Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды - тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества - бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей природной среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний и этических норм и ценностей, отношений и образа жизни, которые необходимы для устойчивого развития природы и общества.

В данной работе мы проанализировали правовое обеспечение экологической ситуации страны, рассмотрели виды загрязнений и их вклинение на здоровье человека. Мы достигли поставленной цели и показали всю значимость защиты окружающей среды.


Представляют собой совокупность мер и мероприятий, которые направлены на снижение и устранение негативного воздействия человеческой жизнедеятельности на окружающую природу. Основными направлениями данных комплексов является защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных водных ресурсов, меры по охране почвенных покровов, а также защита лесных массивов.

Все мероприятия по охране окружающей среды можно разделить на несколько категорий:

1. Экономические.

2. Естественнонаучные.

3. Административно-правовые.

4. Технико-производственные.

В зависимости от области воздействия, мероприятия по охране окружающей среды можно классифицировать как региональные, общегосударственные и международные. Подобные комплексы позволяют различным организациям осуществлять мониторинг природы, принимать надлежащие решения и эффективно воплощать их. Результатом данных мер становится сокращение опасности исчезновения жизни на Земле, правовое регулирование целесообразного и эффективного использования различных природных ресурсов, защита редких представителей флоры и фауны.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды, направленных на защиту атмосферного воздуха:

1. Использование топлива, материалов и сырья, позволяющих сократить выброс вредных веществ, разработка методов применения экологически чистых возобновляемых источников энергии.

2. Приобретение нового оборудования, отвечающего заданным стандартам. Внедрение технологий по более эффективной переработке и использованию добытых материалов, веществ и топливных ресурсов.

3. Внедрение установок для рециркуляции отработанных и дымовых газов как промышленного, так и индивидуального характера.

4. Разработка систем очистки и нейтрализации а также систем по измерению и контролю содержания вредных веществ в них.

5. Улучшение условий для рассеивания выбросов, удаление неорганизованных и сокращение организованных источников выбросов.

Мероприятия по охране окружающей среды, направленные на защиту водных ресурсов планеты:

1. Строительство новых и модернизация старых комплексов по сбору, очистке, транспортировке и выпуску сточных вод.

2. Разработка скважин водоснабжения.

3. Создание и поддержание требуемого режима по содержанию а также обеспечение надлежащих санитарных норм в местах водозаборов.

4. Устранение загрязнений подземных и поверхностных вод сточными водами и продуктами жизнедеятельности животных и человека.

5. Очистка, нейтрализация сточных вод.

Мероприятия по охране окружающей среды, которые направлены на предотвращение и снижение вредного воздействия отходов:

1. Разработка и внедрение инновационных технологий, цель которых - обезвреживание продуктов жизнедеятельности.

2. Строительство и модернизация объектов, предназначенных для хранения и нейтрализации отходов, а также выбор специальных зон для их захоронения.

3. Широкое распространение емкостей и контейнеров для сбора специализированных типов отходов и продуктов жизнедеятельности.

Введение.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

2. Мероприятия по охране окружающей среды.

3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

кадрового и институационального потенциалов.

Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

· принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

· принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

· принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

· принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

· принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

· принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

· усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

· усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

· усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

· вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

· мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

· мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

· мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

· мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

· мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

· мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

· мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

· мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

4. Развитие природно-заповедного фонда области;

5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

Заключение

Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е

об управлении экологической безопасности

Донецкого городского совета

1. Общие положения

1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2. Основные задачи управления

Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

по улучшению деятельности предприятий.

Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

Список литературы

1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua



Просмотров