Поправки к Конституции США Билль о Правах (1791 г.) – первые десять поправок

Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20-х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были разнообразны по территории , культуре, этническому составу, характеру управления .

Существовали корпоративные колонии (Род-Айленд, Массачусетс), колонии с феодальным началом (Мэриленд). Все колонии находились под властью английской (британской) короны. В колониях были созданы представительные органы (легислатуры) Принимаемые ими законодательные акты подлежали утверждению губернаторами колоний. В колониях были хорошо развиты начала местного самоуправления .

Американцы активно протестовали против введения налогов с них английским парламентом (в Лондоне), ведь в нем не было представителей североамериканских колоний. Англия нещадно эксплуатировала свои колонии, в частности, в годы Семилетней войны . Был усилен пресс косвенного налогообложения (например, установлен сбор за гербовую бумагу). Колонисты начали бурные акции протеста (например, знаменитое «Бостонское чаепитие») и добились отмены некоторых косвенных налогов (например, сбора за гербовую бумагу).

Независимость колоний была провозглашена еще в 1776 г. Вторым континентальным конгрессом, который 4 июля 1776 г. в Филадельфии принял знаменитую Декларацию независимости США . Текст Декларации был написан Т. Джефферсоном, третьим Президентом США. Сейчас 4 июля является государственным праздником США - Днем независимости.

По Декларации независимости США в Северной Америке создавались 13 независимых государств (штатов) со своими собственными конституционными актами. Вместе с тем штаты под воздействием внешних обстоятельств (прежде всего военной угрозы со стороны Великобритании) все теснее объединялись, образовав сначала конфедерацию , а затем и федеративное государство.

Статьи конфедерации 1781 г. Американская федерализация и конституция США 1787 г.

В 1777 г. Континентальным конгрессом были приняты Статьи конфедерации и вечного союза . Этот документ вступил в силу только в 1781 г. после ратификации всеми 13 штатами. Большинство исследователей считают Статьи конфедерации и вечного союза международным договором , а некоторые объявляют их первой американской Конституцией Ведь Статьи не предусматривали права сецессии и нуллификации для членов конфедерации, предполагая «вечный союз» между ними.

В 1787 г. в Филадельфии был созван Конвент , который первоначально должен был обсудить поправки к Статьям конфедерации и вечного союза. Председателем Конвента был Дж. Вашингтон, первый Президент США , секретарем - Дж. Мэдисон, четвертый Президент США, среди членов Конвента были Б. Франклин и другие отцы-основатели США. На Конвенте присутствовали представители 12 североамериканских штатов.

На Филадельфийском конвенте, получившем позднее наименование Конституционного, было решено не вносить поправки в Статьи конфедерации и вечного союза 1777 г., а выработать новый конституционный документ. Конвент работал летом 1787 г. за закрытыми дверями. Всего в работе Конвента принимало участие не более 50 человек , не велось даже протокола заседаний. Конституционный конвент в Филадельфии разработал проект Конституции США. первой конституции в современном мире.

Проект Конституции США был отправлен Конвентом в Конгресс, который переправил проект в легислатуры штатов на ратификацию. В 1788 г. Конституция США была ратифицирована девяти штатами и вступила в действие . Последним из североамериканских штатов Конституцию США ратифицировал Род-Айленд в 1790 г.

Сами американцы датируют свою Конституцию 1789 г., именно в этом году был сформирован Конгресс США, избран Президент США (им стал Дж. Вашингтон), начал работу Верховный суд США.

Конституция США 1787 г. состоит из преамбулы и семи статей. Статья I посвящена законодательной власти , ст. II - исполнительной власти , ст. Ill - судебной власти , ст. IV-V поясняли компетенцию федерации, ст. VI - внесение поправок в Конституцию США, ст. VII - порядок введения Конституции США в действие.

Текст Конституции США был краток и во многом не ясен, что свидетельствует о его компромиссном характере.

Билль о правах - первые 10 поправок к конституции США

Как и было решено на Конституционном конвенте в Филадельфии, первый созыв Конгресса США уже в 1789 г. принял ряд поправок к Конституции США. посвященных правам человека (Билль о правах).

Проект Билля о правах был разработан Конгрессом США и специальной комиссией под председательством Дж. Мэдисона.

Билль о правах состоял из 12 статей , он был разработан и принят в 1789 г. и ратифицирован к 1791 г. (за исключением ст. I-II), составив поправки 1-Х к Конституции США.

Билль о правах провозглашает некоторые социальные и политические права и свободы (поправки I-III), способы их процессуальной защиты (поправки IV-VIII), определяет соотношение властей штатов, федерации и народа (поправки IX-X).

I поправка устанавливает свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. II поправка устанавливает право американских граждан на ношение оружия . Ill поправка устанавливает запрет на постой войск в домах в мирное время. IV поправка защищает право на охрану личности , жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков и (или) арестов . V поправка защищает право собственности и устанавливает назначение наказания только судом присяжных. VI поправка определяет, что потерпевший имеет право на быстрое рассмотрение его дела судом того штата, где было совершено преступление . VIII поправка устанавливает запрет на чрезмерные залоги и штрафы , а также изощренные наказания .

Статья II Билля о правах, не ратифицированная сразу, была ратифицирована лишь в 1992 г., став XXVII поправкой к Конституции США. Она устанавливает, что действующий конгрессмен не может повышать себе жалованье.

Билль о правах 1789 г. (поправки 1-Х к Конституции США) - фундаментальная идеологическая ценность американской демократии.

Гражданская война 1861-1865 гг. XIII-XV поправки

В 1820 г. между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными был достигнут Миссурийский компромисс , сущность которого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга. С начала 30-х гг. XIX в. в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционистов - движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран аболиционист А. Линкольн. В конце 1860 - начале 1861 г. одиннадцать рабовладельческих штатов объявили о своей сецессии - отделении южных штатов и образовании самостоятельного государства («Конфедерации штатов Америки») со столицей в Ричмонде. 11 марта 1861 г. была принята конституция «Конфедеративных штатов Америки», которая провозгласила институт рабства «признанным и защищенным». В апреле 1861 г. конфедераты развязали Гражданскую войну . На первом этапе войны (1861-1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений, но к лету 1865 г. южане были разгромлены, и Конфедеративные штаты Америки прекратили свое существование. Гражданская война 1861-1865 гг. и последовавший за ней период Реконструкции Юга 1865-1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократических преобразований в стране.

Правовыми последствиями Гражданской войны было принятие XIII-XV поправок к Конституции США. XIII поправка вступила в силу в 1865 г. и устанавливала, что в США не будет ни рабства, ни подневольной службы, «за исключением тех случаев, когда такое состояние является наказанием за преступления ». XIV поправка вступила в силу в 1868 г. и устанавливала, что все лица, рожденные или натурализованные в США, являются равноправными гражданами США и того штата, где они живут. XV поправка вступила в силу в 1870 г. и гласила, что граждане США не могут быть лишены или ограничены в правах на участие в выборах в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве.

Великая депрессия 1929-1933 гг. и новый курс Ф. Рузвельта

Демократ Франклин Д. Рузвельт был Президентом США в 1933-1945 гг. Ф. Рузвельт пришел к власти в условиях мирового экономического кризиса (так называемая «Великая депрессия») , сопровождаемого огромной безработицей и беспрецедентным спадом производства.

В первые 100 дней своего президентства Ф.Д. Рузвельт провел ряд антикризисных мероприятий . Конгресс США на своей чрезвычайной сессии принял решение заморозить банковскую систему, открыть программы трудоустройства незанятых, уменьшить заработную плату федеральных государственных служащих (в том числе Президента США). США отказались от золотого стандарта, год существовал плавающий курс американского доллара, произошла его существенная девальвация. Безработных отправляли на государственные лесоповалы и строительство федеральных плотин. Разворачивались социальные программы.

Были приняты National Industrial Recovery Act (NIRA) и Agricultural Administration Act (AAA), федеральные законы , направленные на восстановление соответственно американской промышленности и американского сельского хозяйства , было усилено административное регулирование экономики США. Принимались отраслевые кодексы «честной конкуренции ». Была введена равная оплата равного труда белых и черных. В итоге мощными административными действиями падение американской экономики было прекращено.

По AAA было создано мощное Министерство сельского хозяйства США, основной задачей которого стала административная поддержка американских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Позже NIRA и AAA были отменены Верховным судом США как неконституционные, однако к тому времени свою миссию они уже выполнили.

В 1935 г. начался новый этап в развитии американского трудового законодательства: был принят закон Вагнера , признающий профессиональные союзы и забастовки , закрепляющий за профсоюзами право на участие в выработке локальных правовых норм и заключение с предпринимателями (работодателями) коллективных трудовых договоров . Были разрешены даже забастовки солидарности.

В 1935 г. начинается разработка социального законодательства: был принят Закон о социальном обеспечении , введены пенсии по старости, осуществлены прочие меры по созданию разветвленной системы социальной защиты населения. Лавинообразное нарастание социального законодательства пришлось на послевоенный период развития американского права.

Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство

В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США , заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утверждено XIX поправкой (1920 г.). хотя женщины получили доступ к избирательным урнам в некоторых штатах еще в 70-х гг. XIX в. (первым такую практику ввел Вайоминг). Во многих штатах и на федеральном уровне на выборах сохранены цензы оседлости и образования. Только в 1964 г. XXIV поправка запретила взимать плату за участие в выборах (избирательный налог) или не допускать к выборам за неуплату налогов (на федеральных выборах). В 1971 г. активный возрастной ценз на федеральных выборах был снижен до 18 лет как для мужчин, так и для женщин (XXVI поправка) .

В конце 50-х гг. XX в. в США был принят ряд федеральных законов , быстро получивших название «реакционных».

Закон Хоббса 1946 г . квалифицировал требование профсоюза об увеличении зарплаты как уголовное преступление . Закон Тафта-Хартли 1947 г . «О регулировании трудовых отношений» запрещал политические стачки (всякая забастовка , выходящая за рамки чисто экономических требований, признавалась уголовным преступлением). Профсоюзам было предписано за 60 дней извещать предпринимателей о готовящейся забастовке, а федеральное правительство имело право отлагать ее на 80-дневный срок. Введенное законом Вагнера 1935 г . правило «закрытого цеха» (члены профсоюза имеют преимущественное право при поступлении на работу) было отменено. Было запрещено препятствовать найму штрейкбрехеров и проводить пикеты во время забастовки. Профсоюзы были обязаны сообщать о своей финансовой деятельности, а также для профсоюзов был введен запрет на отчисления сумм на политические цели. Помимо этого в Управление по трудовым отношениям профсоюзы подавали список должностных лиц, которые должны были принести присягу о несочувствии коммунистам. Управление по трудовым отношениям занималось арбитражным рассмотрением споров между профсоюзами и предпринимателями.

Закон Лэндрама-Гриффина 1959 г . «Об отчетности и раскрытии фактов в отношениях между трудящимися и предпринимателями» предписывал профсоюзам представлять в Министерство труда финансовую отчетность, копии своих решений, список должностных лиц. Закон установил правила выборов должностных лиц профсоюза. Министр труда мог возбуждать против профсоюза, который нарушил эти правила, гражданские иски. Членам коммунистической партии запрещалось занимать должности в профсоюзах.

В 1947 г. был издан приказ № 9835 «О проверке лояльности государственных служащих », согласно которому соответствующие чиновники имеют право увольнять со службы любое лицо, если «существуют разумные основания для убеждения, что оно является нелояльным в отношении правительства Соединенных Штатов».

1787 года. Приняты в 1789 году. Билль о правах вступил в силу 15 декабря 1791 года. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др. Основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Положил конец концепции божественного происхождения власти короля и правительства, характерной для раннесредневековой Европы и эпохи абсолютизма . Восходит к британской Великой Хартии вольностей 1215 года, законодательно ограничившей власть короля. Важнейшее из прав человека - неприкосновенность личности - впервые законодательно закреплено в Хабеас корпус акте британского парламента 27 мая 1679 года. Другие права закреплены после революции 1688 года. С началом Войны за независимость американские штаты приняли законы, суммировавшие эти нормы: Виргинский билль о правах 1776 года, билли о правах в составе конституций Пенсильвании (1776), Массачусетса (1780) и др. Однако, во время войны гарантии прав не распространялись на противников независимости.

Конституция США, создавшая сильную федеральную власть, не включала в себя гарантии прав личности от произвола федеральных властей. Под давлением протестов антифедералистов Дж. Медисон предложил 8 июня 1789 дополнить Конституцию. После того, как Виргиния, 11-й из тогдашних 14 штатов, ратифицировала Билль о правах, он приобрел силу закона. Первоначально он рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. В 1866 впервые 14-я поправка запретила штатам предоставлять неграм меньшие права, чем белым; Верховный суд в 1873 отменил это решение, посчитав недопустимым вмешательство федеральных властей в действия штатов, но в 1925 решение суда фактически потеряло силу, в результате постановления, что «ни один штат не должен издавать или приводить в исполнение законы, ограничивающие привилегии и вольности граждан США».

Особое место в Билле о правах занимает 1-я поправка, провозглашающая свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений - партий , профсоюзов , ассоциаций и конфессий.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение , а народ - хранить и носить оружие. Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин».

Существовало большое количество толкований 4-й поправки. В 1928 Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

5-я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства».

6-я, 7-я и 8-я поправки касаются процедуры судопроизводства . На основании 8-й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10-й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны. Сторонники суверенитета штатов, в частности, в период Гражданской войны США , часто опирались на 10-ю поправку. В 1941 Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека , принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 году и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 году. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три послевоенные поправки, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов - негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX поправка (принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, XXIV - запрещает лишение избирательных прав за не уплату налогов, XXVII - запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалования. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственность власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т. д.

В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о гражданских правах. Идея всемирной гарантированности гражданских прав и политической свободы в качестве главного государствообразующего принципа восходила к Декларации независимости 1776г. Конституция 1787г. содержала лишь общение положения о судебных и общезаконодательных гарантиях статуса и прав гражданина в духе строгой законности: граждане СШ имели право на законное судебное разбирательство совершенного ими, включая обвинения в государственной измене. При соблюдении требования о суде присяжных и при запрете на придание закону обратной силы, ограничивалось применение конфискации имущества, за ними признавалась привилегия процедуры habeas corpus.



В конституциях штатов гражданские права и свободы были закреплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной в 10 из 13 конституций присутствовал специальный билль о правах, первоначальным образцом которых послужила знаменитая Декларация прав штата Виргиния 1776г. Принятая еще до провозглашения независимости. Наиболее детальными, например, были соответствующие разделы в конституциях Мэриленда и Массачусетса. В конституции Массачусетса 1780г. Декларация прав (ст.1-30), исходя из провозглашения равенства и естественного права всех людей, провозглашала свободу отправления культов, самоуправления, запрещение привилегий, права контроля за деятельностью властей, судебные гарантии прав, свободу печати, право хранения и ношения оружия, свободу петиций, собраний, закрепление законодательных прав народных представительств.

Под предлогом отсутствия в Конституции билля о правах граждан некоторые штаты отказывались ратифицировать конституцию. Это вызвало общие опасения федералистов в ее судьбе. Хотя первоначально творцы конституции полагали отнести регулирование гражданских прав и свобод к компетенции штатов, теперь была призвана необходимость компромисса. Инициатором выступил Д. Медисон. В июне 1789г. Он предложил первому конгрессу федерации проект общегосударственного билля о правах. Проект в особенности подержал Джефферсон. Закрепление гражданских прав и свобод, в его представлении, было не только необходимым само по себе, но и должно было стать одной из гарантий общего правового строя государство, предупреждением злоупотреблений со стороны законодателя (которое ему представлялось тогда едва ли не более опасным, чем диктаторские стремления власти исполнительной: «Исполнительная власть правительства - не единственная и даже не главная моя головная боль. Тирания законодателей в настоящем и, наверное, еще на долгие годы - вот главная и самая страшная опасность. Тирания исполнительной власти придет тоже, но в период, более отдаленный от нас»).

Конгресс затянул обсуждение поправок к Конституции до августа 1789г. Согласованный проект с некоторыми изменениями был одобрен 25 сентября 1789г. В качестве десяти поправок к основному тексту Конституции. К декабрю 1791г. Они были ратифицированы штатами. Провозглашенные в билле права и гарантии были существенно уже того, что заключалось в конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и создавали высокую для XVIII в. степень общегосударственного демократизма. Поправки имели еще как минимум двойную цель: они создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод, во-вторых, впервые в сфере политического законодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся, в том числе и на законодателей.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность: личности, жилища, бумаг и имущества, свобода от постоев. Существенной гарантией гражданской свободы должно было стать прав ношения оружия, которое признавалось «необходимым для безопасности свободного государства» и не могло ограничиваться властями. Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям (наиболее заботившим политическую доктрину европейского и американского Просвещения): гражданам представлялось неотъемлемое право на разбирательство в суде присяжных при гарантировании презумпции невиновности (никто не мог понуждаться свидетельствовать против самого себя), без суда ни кто не мог лишиться жизни, свободы или собственности, обвиняемому обеспечивались права процедуры habeas corpus при запрете на чрезмерные залоги; устанавливалась неотчуждаемость частной собственности для общественных нужд без «справедливого вознаграждения». Особо важное значение имела 9-я поправка, которая провозглашала возможность государственного признания и других гражданских прав, прямо не перечисленных, но как бы вытекающих из общей доктрины естественных и неотчуждаемых прав граждан.

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства.

Сложившаяся в 1787-1791г.г. Конституция Североамериканского государства сохранила свою силу более чем на 200 лет и стала основой последующего государственно-политического развития США. Ее главнейшим началом было всестороннее закрепление представительной демократии, гарантированной организацией власти и управления на основе разделения властей, выборностью самых разных институтов власти в стране - от общегосударственных до органов самоуправления и полицейской деятельности.

Билль о правах - это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав.

Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа - это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии.

Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата.

Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

(Извлечения)

Дополняющие статьи и поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки, предложенные Конгрессом и ратифицированные Законодательными собраниями различных Штатов, в соответствии с V статьей настоящей Конституции.

Поправка I

Конгресс не будет издавать законов, относящихся к установлению какой-либо религии или запрещающих ее свободное исповедание; или ограничивающих свободу слова или печати; или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об исправлении злоупотреблений.

Поправка II

Так как для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция, то право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться.

Поправка III

В мирное время ни один солдат не будет помещаться в какой-либо дом без согласия его хозяина; во время же войны это может делаться только в порядке, установленном законом.

Поправка IV

Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не будет нарушаться, и ордера на обыск или арест будут выдаваться лишь по основательным причинам, подтвержденным присягой или торжественным обещанием; эти ордера должны содержать подробное описание места, где должен быть произведен обыск, и лиц или вещей, подлежащих аресту.

Поправка V

Никто не может быть привлечен к ответственности за тяжкое уголовное или иное порочащее преступление иначе, как по почину дли обвинению, исходящему от большого жюри, за исключением случаев, когда дело возникает в среде сухопутных и морских сил или милиции, когда она во время войны или во время угрожающей обществу опасности находится на действительной службе; никто не будет дважды отвечать за одно и то же преступление жизнью или телесной неприкосновенностью; никто не будет принуждаться в каком-нибудь уголовном деле свидетельствовать против самого себя, не будет лишен жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность не будет отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Поправка VI

При всяком уголовном преследовании обвиняемый будет иметь право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных из Штата и округа, заранее установленного законом, где совершено преступление; обвиняемый будет иметь право требовать, чтобы ему дали очную ставку со свидетелями, показывающими против него, обвиняемый может требовать свидетелей со своей стороны и пользоваться помощью адвоката для своей защиты.

Поправка VII

В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов, будет сохраняться право требовать разбора судом присяжных, и никакой факт, бывший на рассмотрении присяжных, не будет подвергаться вторичному пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как по положению общего права.

Поправка VIII

Не будут требоваться чрезмерные залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, не будут налагаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX

Перечисление в Конституции известных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом.

Поправка Х

Те полномочия, которые не переданы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не возбранено ею отдельным Штатам, остаются соответственно за Штатами или народом.

(Г.Г. Бойченко. Конституция Соединенных Штатов Америки. Толкование и применение в эпоху империализма. М., 1959, стр. 223-224)

Поправка I (1791)

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Поправка II (1791)

Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться.

Поправка III (1791)

Ни один солдат не должен в мирное время размещаться на постой в каком-либо доме без согласия владельца; в военное время это возможно, но лишь в порядке, установленном законом.

Поправка IV (1791)

Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту.

Поправка V (1791)

Никто не должен привлекаться к ответственности за караемое смертью или иным образом позорящее преступление иначе, как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных или военно-морских силах либо в ополчении, когда оно призвано на действительную службу во время войны на период опасного для общества положения; никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или нарушения телесной неприкосновенности; никто не должен принуждаться в уголовном деле, быть свидетелем против самого себя; никто не может быть лишён жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI (1791)

При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомлённым о сущности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты.

Поправка VII (1791)

По всем гражданским делам, основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего права.

Поправка VIII (1791)

Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы, либо назначаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX (1791)

Перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Поправка X (1791)

Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом.

Поправки XI-XXVII

Поправка XI (1795)

Судебная власть Соединенных Штатов не должна толковаться таким образом, чтобы распространяться на какое-либо исковое производство, основанное на праве или справедливости и возбужденное или ведущееся против одного из штатов гражданами другого штата либо гражданами или подданными какого-либо иностранного государства.

Поправка XII (1804)

Выборщики собираются в своих штатах и голосуют бюллетенями за Президента и вице-президента, из которых по крайней мере, один не должен быть жителем одного с ними штата; они указывают в своих бюллетенях лицо, за которое голосуют как за Президента, и в отдельных бюллетенях – лицо, за которое голосуют как за вице-президента; они же составляют отдельные списки всех лиц, за которых голосовали как за Президента, и всех лиц, за которые голосовали как за вице-президента, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них; эти списки они подписывают, удостоверяют и направляют опечатанными в место пребывания правительства Соединенных Штатов на имя председателя сената. Председатель сената в присутствии сената и палаты представителей вскрывает все опечатанные списки, после чего голоса подсчитываются. Лицо, получившее наибольшее число голосов, поданных за Президента, становится Президентом, если таковое число составляет большинство числа голосов всех назначенных выборщиков; если же ни одно лицо не получит такового большинства голосов, тогда из лиц (не более трех из числа тех, за которых голосовали как за Президента), имеющих наибольшее число голосов, палата представителей незамедлительно выбирает Президента, голосуя бюллетенями. Но при выборах Президента голоса подаются по штатам, причем представительство от каждого штата имеет один голос; кворум в таком случае составляют члены палаты представителей от двух третей штатов; при этом для избрания Президента необходимо большинство голосов всех штатов.

Если палата представителей, когда право выбора переходит к ней, не выберет Президента до четвертого дня следующего марта, тогда вице-президент будет действовать в качестве Президента, как в случае смерти или иной конституционной неспособности Президента. Лицо, получившее наибольшее число голосов за вице-президента, становится вице-президентом, если таковое число составляет большинство числа голосов всех назначенных выборщиков; если же ни одно лицо не получит большинство голосов, тогда из двух лиц, которые получили наибольшее число голосов среди всех кандидатов, находившихся в списке, сенат выбирает вице-президента; кворум в таком случае составляют две трети всех сенаторов, при этом для избрания вице-президента необходимо большинство голосов всех сенаторов. Но ни одно лицо, не подлежащее в силу конституционных требований избранию на должность Президента, не подлежит избранию на должность вице-президента Соединенных Штатов.

Поправка XIII (1865)

В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.

Поправка XIV (1868)

Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные юрисдикции оных, являются гражданами Соединённых Штатов и штата, в котором они проживают. Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединенных Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.

Представители распределяются между отдельными штатами в соответствии с численностью их населения, каковая определяется путем подсчёта всех жителей штата, исключая необлагаемых налогом индейцев. Но если при избрании выборщиков Президента и вице-президента Соединенных Штатов, на выборах представителей в Конгресс, исполнительных и судебных должностных лиц штата или членов законодательного собрания штата отказывается в праве голоса какому-либо из жителей мужского пола, достигших возраста двадцати одного года и являющихся гражданами Соединенных Штатов, или это право ограничивается каким-либо образом, кроме как за участие в восстании или ином преступлении, норма представительства от этого штата должна быть уменьшена в такой пропорции, как число таковых граждан мужского пола соотносится с общим числом граждан мужского пола такового штата, достигших возраста двадцати одного года.

Ни одно лицо не может быть сенатором или представителем в Конгрессе, или выборщиком Президента или вице-президента либо занимать какую-либо должность, гражданскую или военную, на службе Соединенных Штатов или на службе какого-либо штата, если оно, приняв ранее присягу в качестве члена Конгресса или должностного лица Соединенных Штатов, или члена законодательного собрания какого-либо штата, либо исполнительного или судебного должностного лица какого-либо штата в том, что будет поддерживать Конституцию Соединенных Штатов, потом приняло участие в мятеже или восстании против Соединенных Штатов либо оказало помощь или поддержку врагам оных. Но Конгресс может двумя третями голосов каждой палаты устранить таковое ограничение.

Правомерность государственного долга Соединенных Штатов, санкционированного законом, включая долги, сделанные для выплаты пенсий и наград за службу при подавлении мятежа или восстания, не ставится под сомнение. Но ни Соединенные Штаты, ни какой-либо штат не должны принимать на себя никаких обязательств или оплату долгов, связанных с оказанием помощи мятежу или восстанию против Соединенных Штатов, или признавать какие-либо претензии, связанные с потерей или освобождением какого-либо раба; все таковые долги, обязательства и претензии должны считаться незаконными и недействительными.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства.

Поправка XV (1870)

Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства.

Поправка XVI (1913)

Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, получаемых из любого источника, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения.

Поправка XVII (1913)

В состав сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемых населением оного на шесть лет; каждый сенатор имеет один голос.

Избиратели в каждом штате должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата.

Когда в представительстве какого-либо штата в сенате открывается вакансия, исполнительная власть такового штата издает приказ о проведении выборов для заполнения таковых вакансий; при этом законодательное собрание штата может уполномочить исполнительную власть оного произвести временные назначения, пока население не заполнит вакансии путем выборов, проведенных в порядке, установленном законодательным собранием.

Настоящая поправка не должна толковаться таким образом, чтобы ее действие распространялось на избрание или срок полномочий сенатора, выбранного до того, как она вступила в силу как часть Конституции.

Поправка XVIII (1919)

Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях, подчинённых их юрисдикции, производство, продажа и перевозка опьяняющих напитков с целью их потребления; запрещены будут также ввоз опьяняющих напитков в Соединенные Штаты и их территории с указанной целью, равно как и вывоз этих напитков с таковой целью.

Конгресс и отдельные штаты имеют право совместно исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства.

Настоящая статья не вступает в силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции законодательными собраниями отдельных штатов – как это предусмотрено в Конституции – в течение семи лет со дня представления ее Конгрессом на одобрение штатов.

Поправка XX (1933)

Сроки полномочий Президента и вице-президента заканчиваются в полдень 20-го дня января, а сроки полномочий сенаторов и представителей – в полдень 3-го дня января в те годы, когда таковые сроки закончились бы, если настоящая статья не была бы ратифицирована; с этого же времени начинаются сроки полномочий их преемников.

Конгресс собирается по меньшей мере один раз в год, и таковая сессия начинается в полдень 3-го дня января, если только Конгресс законом не назначит другой день.

Если к моменту, установленному как начало срока полномочий Президента, избранный Президент умрет, избранный вице-президент становится Президентом. Если Президент не был избран до момента, установленного как начало срока его полномочий, или если избранный Президент не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на эту должность, тогда избранный вице-президент действует в качестве Президента до тех пор, пока Президент не будет отвечать таковым требованиям; в случае, когда ни избранный Президент, ни избранный вице-президент не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на их должности, Конгресс может принять закон, указывающий, кто будет действовать в качестве Президента, или устанавливающий порядок избрания того лица, кому надлежит действовать в качестве Президента; таковое лицо выполняет соответствующие обязанности, пока Президент или вице-президент не будут отвечать требованиям, предъявляемым к кандидатам на их должности.

Конгресс может в законе предусмотреть меры на случай смерти кого-либо из лиц, из которых палата представителей – когда право выбора переходит к ней – может выбрать Президента, и на случай смерти кого-либо из лиц, из которых сенат – когда право выбора переходит к нему – может выбрать вице-президента.

Разделы 1 и 2 вступают в силу на 15-й день октября, ближайшего после ратификации настоящей статьи.

Настоящая статья не вступает в силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции законодательными собраниями трех четвертей отдельных штатов в течение семи лет со дня ее представления.

Поправка XXI (1933)

Восемнадцатая статья поправок к Конституции Соединенных Штатов сим отменяется.

Перевозка или ввоз в какой-либо штат, на какую-либо территорию или в какое-либо владение Соединенных Штатов для доставки туда или использования там опьяняющих напитков в нарушение действующих там законов им запрещается.

Настоящая статья не вступает в силу, если она не ратифицирована в качестве поправки к Конституции конвентами отдельных штатов – как это предусмотрено в Конституции – в течение семи лет со дня представления ее Конгрессом на одобрение штатов.

Поправка XXII (1951)

Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза, и ни одно лицо, которое занимало должность Президента или действовало в качестве Президента в течение более двух лет от срока, на каковой другое лицо было избрано Президентом, не избирается на должность Президента более чем один раз. Но действие настоящей статьи не распространяется на лицо, занимающее должность Президента, когда настоящая статья была предложена Конгрессом, и не препятствует какому-либо лицу, которое занимает должность Президента или действует в качестве Президента, в течение срока, в пределах которого настоящая статья вступает в силу, занимать должность Президента или действовать в качестве Президента в течение остатка такового срока.

Настоящая статья не вступает в силу, если она не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции законодательными собраниями трёх четвертей отдельных штатов в течение семи лет со дня ее представления Конгрессом на одобрение штатов.

Поправка XXIII (1961)

Округ, являющийся местом пребывания правительства Соединенных Штатов, назначает в порядке, установленном Конгрессом, выборщиков Президента и вице-президента в количестве, равном такому числу сенаторов и представителей в Конгрессе, которое мог бы избрать округ, если бы он был штатом, но ни в коем случае не большем, чем избирает наименее населённый штат; они дополняют выборщиков, назначенных штатами, но должны рассматриваться – при выборах Президента и вице-президента – в качестве выборщиков, назначенных штатом; они собираются в округе и выполняют такие обязанности, которые предписаны Поправкой XII.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.

Поправка XXIV (1964)

Право граждан Соединенных Штатов голосовать на каких-либо первичных или иных выборах за Президента или вице-президента, за выборщиков Президента или вице-президента либо за сенаторов или представителей в Конгрессе не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом в связи с неуплатой какого-либо подушного или иного налога.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства.

Поправка XXV (1967)

В случае отстранения Президента от должности либо его смерти или отставки вице-президент становится Президентом.

Если должность вице-президента становится вакантной, Президент назначает вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса.

Если Президент передает председателю pro tempore сената и спикеру палаты представителей свое письменное заявление о том, что он не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности своей должности, и пока он не передаст им письменное заявление обратного содержания, таковые полномочия и обязанности выполняются вице-президентом в качестве исполняющего обязанности Президента.

Если вице-президент и большинство высших должностных лиц исполнительных департаментов либо такого другого органа, который Конгресс может законом предусмотреть, передают председателю pro tempore сената и спикеру палаты представителей свое письменное заявление о том, что Президент не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности своей должности, вице-президент незамедлительно принимает на себя полномочия и обязанности этой должности в качестве исполняющего обязанности Президента. Затем, когда Президент передает председателю pro tempore сената и спикеру палаты представителей свое письменное заявление о том, что неспособность более не существует, он возобновляет осуществление полномочий и обязанностей своей должности, если вице-президент и большинство высших должностных лиц исполнительных департаментов либо такого другого органа, какой Конгресс может законом предусмотреть, не представит в течение четырех дней председателю pro tempore сената и спикеру палаты представителей своё письменное заявление о том, что Президент не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности своей должности. Вслед за тем Конгресс решает данный вопрос, собравшись для этой цели в течение сорока восьми часов, если в это время не проходит его сессия. Если Конгресс в течение двадцати одного дня после получения последнего письменного заявления или – если не в это время проходит сессия Конгресса – в течение двадцати одного дня после того, как Конгресс собрался, определяет двумя третями голосов обеих палат, что Президент не в состоянии осуществлять полномочия и обязанности своей должности, вице-президент продолжает осуществлять оные в качестве исполняющего обязанности Президента; в противном случае Президент вновь возобновляет осуществление полномочий и обязанностей своей должности.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.

Поправка ХХVII (1992)

Ни один закон, меняющий сумму жалованья сенаторов и представителей, не должен вступать в силу, пока не пройдут выборы представителей.



Просмотров