10 прав детей в конституции рф. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами , как:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Основополагающим в защите детей является Конвенция о правах ребенка . Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей. Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет». Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка закрепляет за детьми следующие права :

  • иметь семью;
  • на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;
  • на равенство;
  • на защиту от насилия;
  • на медобслуживание и заботу о здоровье;
  • учиться и посещать школу;
  • на свободу мысли и слова;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на отдых и досуг;
  • на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).

Права несовершеннолетних детей в РФ

К детям согласно Семейному Кодексу РФ относятся все лица до 18 лет. Тот факт, что лицо, не достигшее совершеннолетия, является полностью дееспособным в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, не влияет на возможность считать данное лицо ребенком.

Глава 11 Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на защиту законных прав и интересов;
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право на выражение мнения;
  • имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.
Защиту прав детей в России сегодня организуют Уполномоченные по правам ребенка, которые существуют с 20 регионах России. Самым громким делом по защите прав ребенка, в разрешение которого были вовлечены уполномоченные, стало разбирательство между супругами Кристиной Орбакайте и Это дело стало громким из-за популярности вовлеченных в него людей. Однако подобных споров в стране возникает не мало. Сегодня их есть кому решать.

Уполномоченные по правам ребенка решают проблемы, которые возникают из-за случаев насилия в семье, детской преступности, наркомании, беспризорности и других недетских проблем.

Права ребенка, несмотря на наличие соответствующей Конвенции ООН и постоянную пропаганду - одна из темных лошадок правового статуса человека. О правах человека все худо-бедно знают, понимая под человеком совершеннолетнего, взрослого и отказывая детям - а именно так принято называть всех тех, кто младше 18-ти в этом статусе. Но дети являются носителями прав и свобод, то есть обладают правосубъектностью с рождения, а значит их права и свободы являются правами и свободами человека.

А как обстоят дела с дееспособностью и деликтоспособностью, спросите вы? До 6 лет ребенок считается физиологически недееспособным в силу отсутствия у него необходимой формы мышления - мышления абстрактного, не связанного с конкретными предметами, затем вопрос дееспособности и деликтоспособности упираться в автономию воли - т. е. способность самостоятельно принимать решения, которую ребенок формирует к 14-ти годам и способности нести за свои решения и поступки ответственности, возникающей с 16-ти лет при уголовных преступлениях и с 18-ти в остальных случаях.

В Конвенции о правах ребенка закреплены следующие положения:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государство обязано сделать так, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Поскольку эти права закреплены на конвенциональном, международном уровне национальное законодательство не может им противоречить, оно напротив, должно их развивать и расширять.

Помимо указанных выше прав ребенок, согласно российскому законодательству имеет:

право на защиту своих прав и интересов, осуществляемую законными представителями,

право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом, если он находится в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое),

право на учет мнения ребенка в семейных делах и на обязательное согласие мнения ребенка старше 10 лет в ряде предусмотренных Семейным кодексом случаев (смена имени и фамилии, восстановление и ограничение родительских прав в отношении ребенка, усыновление),

право в доступной форме получать информацию о состояние собственного здоровья, с 15 лет - право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство,

с 10 лет - право вступления в детские, с 14 - в молодежные организации и объединения,

в возрасте 6-14 лет - самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения, сделки по распоряжению "карманными деньгами",

в возрасте 14-18 лет - право на право собственности, на распоряжение своими доходами и имуществом с согласия законных представителей, исключая распоряжении заработком и доходами, авторскими правами, мелкими бытовыми сделками и отношениями с банками,

право на труд (с 14 лет - с согласия законно представителя и органа опеки и попечительства имеют право на легкий труд, не причиняющий вред здоровью, с 15 лет - без согласия оных, с 16 - в свободное от учебы время) с сокращенной продолжительностью рабочего времени,

с 14-16 лет - в зависимости от законодательства субъекта федерации ребенок может вступать в брак,

с 14 лет - ответственность за некоторые виды уголовных преступлений (убийство, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбор, совершение терракта и т. д.), с 16 лет - полная уголовная и административная ответственность,

с 14 лет - право управления велосипедом на дорогах общего пользования, с 16 - мотоциклом или мотороллером.

Чтобы понять это отличие, необходимо рассмотреть два понятия. Первое – это правоспособность. Быть значит иметь все права, предусмотренные Конституцией РФ, причем правоспособностью человек обладает с рождения. Второе понятие – это дееспособность. Как раз дееспособным ребенок не является, так как она наступает с совершеннолетия, а значит и некоторыми правами ребенок сможет обладать только с этого момента, например, избирательное право.

Права детей

Основные права ребенка, которые закреплены в Конституции РФ:

1. Право на жизнь. Этим правом обладают все люди с самого рождения. Оно подразумевает под собой запрет на убийство человека, а также то, что государство обязано охранять и защищать человеческую жизнь.

2. Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право – фундамент правового набора человека. Под свободой понимается возможность жить так, как он сам этого хочет, но при условии, что это не будет вредить другим. Можно сказать, что свобода является противопоставлением таким понятиям, как рабство и принуждение. Относительно детей здесь стоит сказать, что по Конституции РФ запрещена эксплуатация детей, а также их похищение и .

3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития. Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство.

4. Право на воспитание в семье. Каждый ребенок имеет право на родительскую защиту и заботу. Государство, в свою очередь, принимает целый комплекс мер по поддержке семей (помощь ). Также по Конституции РФ никто не имеет права забрать ребенка у родителей без достаточных на то оснований. Но, так как иногда бывает, что ребенок – , государство помогает устроить ребенка в другую семья через усыновление/удочерение.

5. Право на образование. Обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно. Для того чтобы ребенок получил образование, государство предусматривает разнообразие форм обучения ( /заочная, дистанционная), различные виды стимулирования (стипендия, материальная помощь; для тех, кто получает образование не в родном городе – место в общежитии).

6. Право на жилище. Под местом жительства детей понимается место жительства их родителей или опекунов. Однако бывают случаи, когда лица не имеют жилья и не имеют возможности его приобрести. Тут государство осуществляет помощь через предоставление различный льгот или жилищных сертификатов.

7. Право собственности и наследования. Каждый имеет право на собственность, в том числе и ребенок. Сейчас нередкими бывают случаи, когда детям принадлежит та или иная часть недвижимости, полученная в дар или по наследству. Кроме того, дети имеют право на получение наследства. Несовершеннолетние же в некоторых установленных законом случаях имеет право на получение некоторой обязательной доли по наследству.

У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование предлагает эти сведения детям только в старших классах, а как поступать самым маленьким и незащищенным?

Официальные документы

Первым документом, который официально закрепил права ребенка, была Всеобщая Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой Наций. Всеобщая Женевская декларация закрепила за детьми следующие права:

  • Обеспечение нормального развития физически и духовно.
  • В тяжелые времена первая помощь должна быть оказана ребенку.
  • Ребенок должен расти и воспитываться в любви и не эксплуатироваться.
  • Он должен быть уверен, что воспитываемые в нем качества послужат на пользу людям.

На основе этого документа позже, в 1959 году ООН утвердила еще один документ, говорящий о защите прав ребенка. Декларация прав ребенка расширила это понимание и продиктовала следующие условия для роста и развития детей:

  • Ребенок должен быть защищен от эксплуатации.
  • У него есть право на образование и пользование всеми благами общества (под ними понимание жилище, еда, одежда, т.е. все необходимое для нормальной жизни).
  • Детям должна быть обеспечена социальная защита, а в семье любовь и понимание.
  • Неполноценный ребенок имеет право обучаться и находиться в специальном учреждении.
  • Защита в целом от любой дискриминации и унижения.

Еще через 30 лет этот документ был пересмотрен и расширен. В 1989 году была принята конвенция, где был перечень всех современных прав и свобод детей. В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень прав ребенка:

  • имеет право на жизнь, гражданство;
  • может свободно выражать свое мнение;
  • имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
  • имеет право на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
  • имеет право на образование;
  • может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.

Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста - 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.

Семейный кодекс

В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста - 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:

  • на жизнь и воспитание в семье;
  • защиту своих интересов;
  • имя, фамилию, отчество;
  • права собственника;
  • на выражение своего мнения.

Законы о защите прав несовершеннолетних постоянно корректируются, в них вносятся новые правки и дополнения. В чем более подробно состоят права несовершеннолетнего ребенка в РФ? Вот краткое содержание закона, в основе которого лежит конвенция:

  • Закон о защите прав несовершеннолетних, опирающийся на содержание Конституции России, закрепляет за детьми право иметь собственное имя, фамилию и отчество. Их выбирают при рождении родители. После достижения совершеннолетия ребенок по желанию может поменять свои инициалы.
  • В семье малыш имеет право на общение с родственниками, на воспитании в любви и понимании. Именно родители и семья, как утверждает Закон о защите прав несовершеннолетних в России, должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были надлежащее медицинское обслуживание, образование, условия для проживания. Воспитание должно быть направлено на формирование полноценной личности. Со стороны государства материальная поддержка детей осуществляется с помощью различных пособий и выплат родителям или опекунам. При этом забота о малыше идет даже в предродовой период, когда беременная мам получает пособие или дополнительное питание.
  • Если родители не исполняют своих прямых обязанностей, согласно Конституции России они могут быть лишены родительских прав. Закон о защите прав несовершеннолетних при разводе родителей оставляет ребенка с матерью, однако у взрослых детей на суде может учитываться мнение, и часто решением суда ребенок остается с тем из родителей, кого он выберет. Так государство учитывает право детей иметь свое мнение.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России называет родителей прямыми представителями ребенка в органах власти. Однако он сам может отстаивать свои права в случае, если признан дееспособным, т.е. эмансипированным.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России, основывающийся на Конституции РФ, утверждает право детей на собственное мнение и его свободное выражение. При решении юридического вопроса в отношении ребенка старше 10 лет обязательно учитывается его мнение.

Согласно Конституции, у детей есть такие же права, как у взрослых, однако юридически они пока ограничены в своих действиях. Частичная уголовная ответственность наступает уже в 14 лет, полная - после 18 лет.

Соблюдаются ли права?

К сожалению, соблюдение сегодня прав и свобод человека согласно Конституции не всегда можно наблюдать, особенно в отношении детей. Хотя женевская конвенция еще давно закрепила право детей на свободное мнение и свободу от эксплуатации, применение детского труда, унижения и оскорбления детей во многом пока остаются безнаказанными. Не всегда согласно Конституции учитывается мнение ребенка в суде

Согласно Конституции РФ, за несоблюдение прав и свобод детей предусмотрена юридическая ответственность, однако этот закон мало соблюдается в РФ. Слишком тонкая грань проходит между представлением о плохих условиях проживания и воспитания и настоящей ситуацией.

Свидетельство той крайности, до которой может дойти закон о защите прав несовершеннолетних, наблюдается в Америке. В РФ органы опеки до конца будут стараться оставить детей в семье, и лишь в крайней ситуации лишат родителей их прав, а детей передадут опекуну или на попечение в детский дом.

В США также действует конвенция о правах ребенка, в этой стране, как и в РФ, ориентируются на совершенствованный документ 1924 года. Однако, в отличие от ситуации в России, там закон понимается иначе.

Согласно Конституции США ребенок может подать в суд на родителей за плохое обращение или отсутствие обеспечения надлежащих условий. Вдохновленные своими правами, дети начинают шантажировать родителей и по любому поводу обращаются в судебные органы, после чего начинаются длительные разбирательства.

Это крайность, за которой уже не стоят права, прописанные в Конституции. Такая вседозволенность оборачивается бездумным поведением детей, а официальные власти идут у них на поводу.

Другая крайность, которая хоть и встречается в РФ, но в гораздо меньшей степени и в основном в скрытой форме, - это эксплуатация детского труда. Согласно Конституции России, она запрещена. Однако в мире, несмотря на то, что существует конвенция, детский труд продолжает эксплуатироваться. Это норма для бедных африканских стран, где люди вынуждены зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.

В РФ также фиксируются случаи использования детской порнографии, принуждения детей к труду и даже сексуальному насилию. Однако, согласно Конституции РФ, такие поступки строго караются законом.

Соблюдения закона о правах несовершеннолетних пока остается только желать, в том числе и в России. Конечно, дети в нашей стране имеют права на образование, медицинское обслуживание, но постепенно все сферы услуг становятся платными, и не все родители в России в состоянии обеспечить малышу достойное существование, хотя подарить ему любовь и понимание в их власти.

Сегодня мы расскажем о том какие права у ребёнка в России и на что ребёнок в России имеет право.

Только по официальным данным и только от рук собственных родителей — в России ежегодно погибает 2,5-3 тысячи детей.

По другим данным неофициальные данные в разы больше — от 30 тысяч до 200 тысяч детей. Весьма кардинальная разница, но есть мнение, что завышение планок неофициальных сведений связано с тем, что у нас хотят как можно скорее установить западную модель реализации Ювенальной Юстиции (в дальнейшем буду называть ЮЮ).

Только по официальным данным около 8 детей ежедневно погибают по насильственным причинам (не только от рук родителей).

И это несмотря на довольно широкое распространение Ювенальной Юстиции, также на стремление России к правовому государству, к фактически существующей демократии.

Что есть жизнь ребенка в России? На что ребенок в России имеет право? Об этом и поговорим.

Сразу скажу — в России не хуже всего живется, и детям в том числе. Контрасты вроде «у нас абсолютно не соблюдаются ничьи права» и «у нас все супер, лучшие условия оказания помощи и т.д.», которыми маневрируют ищущие политических конфликтов — совершенно нелепы. В России есть как то, так и другое, как в любой другой стране, среди обычного социума. Без всех политических приправ — каждый случай индивидуален, и часто детские жизни используют для войны между странами, между идеологиями, стравливания разных слоев общества.

Сколько шума создано вокруг запрета на усыновление американцами (и прочими иностранцами, которые попали под раздачу из-за неприязни к американцам) русских детей? За уже всецело наших детей с криками, хватаясь за горло проклятым и ненавистным иностранцам, боролись толпы граждан…

«Не отдадим наших русских ангелочков на растерзание умалишенным извергам!!», «Будем бороться за наших крошек, защитим от нападок нерадивых нерусских родителей!!» — сколько таких лозунгов еще недавно заполоняли СМИ. Кто сам реально захотел помочь этим детям? Их использовали как боксерскую грушу да и забыли. Многие дети лишились возможности на реабилитацию, на нормальную жизнь, но ведь главное, что мы отстояли свое.

По статистике — единицы русских усыновляют детей-инвалидов, и в 9-10 раз больше их принимали в семьи именно иностранцы. В связи с запретом американцам усыновлять наших детей, например, пострадала и Франция. Возможности медицины во Франции, Израиле несравнимы с российскими.

Шаблон, по которому выбирают приемных детей русские — здоровый малыш (малышка) до 3 лет, желательно светловолосые… Дети-подростки, дети с проблемами здоровья, даже дети от 3 и тем более 7 лет не пользуются спросом. Единственным шансом на достойную жизнь для них было усыновление иностранцами.

Ну вот оставили тысячи детей на родине, кому от этого лучше? Случаи убийств приемных детей у нас в России чаще, чем за границей наших. И здесь обязательно найдутся те, кто передернет всю ситуацию в нужную сторону: например, берут несколько фактов убийств русских детей иностранцами и умалчивают о гораздо большем количестве убийств русских приемных детей русскими приемными родителями.

И на самом деле никого в данном контексте не волнуют сами дети, всех волнует перетягивание каната и игра на политическом фронте, пусть и попранием памяти уже умерших детей. Вопрос должен ставится не так — «отдавать наших детей иностранцам?», а скорее так — «отдавать их людям (неважно при этом иностранцы они или нет)?».

В приемной семье в России ничуть небезопаснее по многим моментам, чем в приемной за границей. Русские в большинстве не имеют ни физических, ни материальных, ни психологических возможностей тянуть, например, усыновленного ребенка-инвалида (говорю не за всех - есть и герои).

Вы когда-нибудь слышали, чтобы русские принимали в семьи иностранных детей-инвалидов? Мы своих не можем здоровых, старше 7 лет усыновить (мол, большой уже, гены и пр.), а чтобы усыновить ребенка-инвалида другой нации, из другой страны — это случай из ряда вон выходящий.

Почему я начала тему о правах ребенка именно с детдомовских детей и именно с «больной мозоли» по поводу усыновления иностранцами наших ребятишек? Потому что брошенные, беспризорные дети и дети из неблагополучных семей — одни из самых незащищенных категорий не только среди детей, но и всего общества.

А «больная мозоль» отстаивания запрета для иностранцев усыновлять наших детей — показатель того, что есть жизнь ребенка у нас: ребенка, которому почти ничего не светит в родной стране, сначала «спихивают» иностранцам, потому в определенное время это было выгодно (мнение ребенка никого не интересует, да и он еще не умеет трезво оценивать ситуацию), а после используют как инструмент политических баталий, оставляют в заброшенном интернате в каком-нибудь Урюпинске, но за то «ни себе, ни людям», зато поставили точку — больше этот ребенок никому не нужен.

Никаких прав у детей нет, он марионетка: то отдают легко за границу, то не пускают на зло, сам ребенок и его жизнь, судьба мало кого искренне волнуют.

По закону до наступления дееспособности и правоспособности (об этом чуть позже) ребенка представляют законные представители, а именно родители, если нет родителей либо они лишены родительских прав (ограничены в правах) — специалисты детского дома, интерната. Что у нас часто делают директора детских домов и прочие должностные лица, причастные к детям-отказникам? Используют детей в корыстных целях. Лишают дееспособности, лепят псих. диагнозы, помещают в псих.больницы, отбирают квартиры и т.д.

А кто заступится за таких детей? Для них детдом родители, а иной жизни, где есть их права, где может быть все иначе — они и не знают. Кроме того — в интернатах, детдомах дети часто вырастают духовно, психически неполноценными не потому, что они родились от алкоголиков и пр.маргиналов, а потому что на них всем было плевать, они не знают иной жизни, у них нет никаких жизненных ориентиров.

Кто сможет понять, что, например, пацана, который пытается издеваться над младшими воспитанниками интерната — самого били?

Очень много детей, неправомерно и несправедливо заклейменных должностными лицами, имеющими полномочия, которые были помещены в спец.учреждения, не имея на то веских причин — потом вырастают по сути растениями, обиженными, неполноценными личностями (при сохранности интеллекта), совершают преступления. Так губятся жизни. Знают и узнают ли они когда-нибудь о своих правах? О том, что у нас в стране жизнь человека провозглашена высшей ценностью? Когда их жизнь не дороже жизни котенка для подавляющего большинства…

То же может касаться жизни детей, живущих с родителями. Судя по статистике — дети часто бывают заложниками в руках собственных родителей. Конечно, картина в нашей стране, исходя из реальности, которую мы наблюдаем воочию — не такая печальная, как, допустим, в Нигерии.

А что можно сделать? Воспитывать ведь нужно родителей, а не детей. Если опека и полиция изымает детей из неблагополучных семей — это вроде спасение, но нарушается связь с семьей (понятно, что лучше никакие мама-папа, чем пьяницы и т.д.), в итоге судьбы детей нередко складываются не лучше, чем если бы они сложились рядом с нерадивыми родителями.

Видео «Неблагополучные семьи: кто защитит права ребенка?»:

Ювенальная Юстиция — это очередная отрава, поданная инициаторами и активистами продвижения ЮЮ в России под видом благих намерений. Конечно, назрел вопрос «что делать с участившимися случаями беззаконий в отношении детей?» — тут на помощь пришло не меньшее беззаконие — ЮЮ. Это на самом деле не помощь семье, детям, а подрыв авторитета родителей и возможность для ребенка и посторонних лиц манипулировать родителями, обществом.

Вот скольким семьям помогла ЮЮ? Если кого карали — так скорее немного провинившихся или цеплялись за глупости, чтобы уязвить конкретного человека либо сделать «показуху», а родители маргиналы, убийцы детей так и остались в стороне от всех ЮЮ. Золотой середины нет, либо безнаказанность родителей-извергов, либо наказание всех родителей подряд — и плохих и хороших.

Несмотря на громкие заявления и случаи в СМИ — ребенок иногда имеет прав не больше зверушки. Из единичных ситуаций устраивают показательные сцены, а основная масса нарушений, преступлений остается за кадром. Обычные рядовые будни неблагополучных семей мало кому интересны. Несмотря на законы и прочее — на деле часто получается так, что за избиение, издевательства над ребенком мать/отец получают выговор, предупреждение, штраф, исправительные работы. Родительских прав лишают после нескольких эпизодов ненадлежащего исполнения род.обязанностей, выраженных в злостной форме, нередко даже после смерти одного из детей по насильственным причинам — остальных детей оставляют жить в семье (виновного садят за решетку, дети остаются, например, с матерью, которая находит нового изверга, издевающегося над детьми) и т.д. Дети часто любят и таких родителей.

Зато у нас есть приюты для животных, много организаций помощи животным, есть законы, предусматривающие наказание за жестокое обращение с животными (ст.245 УК РФ) — и это хорошо, хотелось бы больше такой помощи. Однако у нас почти НИЧЕГО не бывает за издевательство над детьми. Сколько снято на видео побоев, причиненных одноклассниками ребенку?? Сколько родителей открыто издеваются над собственным детьми? В большинстве случаев за это не бывает ничего.

«В Уголовном кодексе России есть статья 156 “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”. Статья-то есть. Но этого, оказывается, мало. Существует такое понятие, как практика ее применения. Ведь важно не то, что написано в кодексе, а то, как написанное воплощается в жизнь.

Тут-то и начинается самое главное.

Правоохранительные органы не хотят возбуждать дела, если нет одной важной мелочи: жестокость должна носить систематический характер. То есть если родители избили ребенка только раз или два и он не стал калекой, это не основание для возбуждения дела. Если родители неделю не кормят ребенка - забыли, запили или какая другая напасть, - это тоже не предмет для беспокойства. Ведь в действиях любящих поддать родственников не было искомого постоянства.

Интересно, что упоминания о систематическом характере жестокого обращения в законе нет. Однако прокуроры и следователи ссылаются на суды: это их требование. А откуда взялись эти требования в судах, понять не представляется возможным. Но так или иначе: или подай систему, или выйди вон.

А кроме того, статья страдает беспримерной терпимостью. Наказание за жестокое обращение с ребенком - штраф до 40 тысяч рублей, исправительные или обязательные работы. Лишения свободы закон не предусматривает.

За мелкую кражу можно сесть на два года, за угон машины - на пять, за неуплату налогов - сами знаете. А за издевательства над ребенком - легкий испуг. И что особенно омерзительно: речь идет о преступлениях, совершенных родителями, педагогами, врачами. То есть людьми, которые обязаны заботиться о ребенке и защищать его» .

Мы, конечно, не на последнем месте по жестокости по отношению к детям и обесцениванию детских жизней, есть страны, где все намного хуже. Например, в Нигерии, Бразилии, особенно в голодной Африке, погрязшей в религиозном мракобесии, детей могут просто выкидывать, поскольку родителям кажется, что в ребенке поселился злой дух, нередко дети толпами умирают от голода, во время эпидемий болезней.

«В 2012 году в мире были убиты по меньшей мере 95 тысяч детей и подростков. Самое большое количество убийств - 13 тысяч - зафиксировано в Нигерии, за ней следует Бразилии (11 тысяч детских смертей). Также в черный список стран попали Индия, Демократическая Республика Конго, Мексика, Эфиопия, США, Пакистан, Колумбия и Венесуэла.

Помимо убийств, в докладе говорится о насилии сексуального характера, которое совершается над детьми. По данным ЮНИСЕФ, ему подвергались около 120 миллионов девочек младше 20 лет. Кроме того, около 84 тысяч замужних девушек-подростков стали жертвами эмоционального, физического насилия со стороны своих своих мужей».

Правоспособность, дееспособность - такие правовые характеристики, которые становятся присущи ребенку по достижению им совершеннолетия (с 14 до 18 лет - ограниченно дееспособный). До тех пор его законными представителями являются родители, опекуны, работники детдомов, наделенные полномочиями.

«Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей ».

Самые благополучные страны, где наиболее адекватные условия для рождения и воспитания ребенка, согласно международному рейтингу:

«Всего оценивались 60 стран мира. Страны, вошедшие в первую пятерку, помимо Швеции, – Дания, Канада, Нидерланды и Австралия – набрали больше всего очков по восьми категориям: права человека, гендерное равенство, благоприятное отношение к семьям, равенство доходов, безопасность, средний уровень счастья, испытываемого населением, хорошо развитая система общественного образования и здравоохранения.

Самыми неблагоприятными странами для семей с детьми признаны Нигерия, Казахстан, Пакистан, Иран и Алжир».



Просмотров