История гос и права зарубежных. Краткий курс. История государства и права зарубежных стран. Никифорова Н.А. Возникновения государства и права

Название : Краткий курс - История государства и права зарубежных стран.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с общегосударственным образовательным стандартом по дисциплине "Государство и право зарубежных стран".

Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".


История государства и права зарубежных стран - общественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исторических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С другой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты существующих с древности правовых систем, что характеризует ее как юридическую дисциплину.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и методы истории государства и права зарубежных стран 7
2. Древний мир. Образование протогосударств 8
3. Государство и право Древнего Египта 10
4. Древние государства Месопотамии 12
5. Государство и право Древней Индии 15
6. Государство и право Древнего Китая 17
7. Зарождение государства и права в античном мире 19
8. Государство Древней Греции: Афины 21
9. Государство Древней Греции: Спарта 24
10. Развитие афинского права 26
11. Возникновение государства в Древнем Риме 27
12. Становление Римской республики, ее падение и переход к империи 29
13. Расцвет Римской империи 32
14. Римское право: Законы XII таблиц. Деятельность римских юристов 34
15. Публичное и частное римское право. Правовое регулирование имущественных отношений 36
16. Становление государства франков 39
17. Раннефеодальные правовые системы Средневековья 41
18. Сеньориальная монархия средневековой Франции. Реформы Людовика IX 43
19. Сословно-представительная монархия Франции. Генеральные штаты 45
20. Французский абсолютизм XVI-XVIII вв. 47
21. Развитие правовой системы Франции в Средневековье 48
22. Средневековое государство Германия 50
23. Право средневековой Германии. -Саксонское зерцало-, «Прусское уложение», «Каролина- 52
24. Реформы Генриха II в феодальной Англии 54
25. Великая хартия вольностей 1215 г 56
26. Особенности абсолютизма в Англии XV-XVI вв 5
27. Формирование прецедентного права Англии. "Свитки тяжб" 59
28. Средневековое государство Византия: от расцвета к гибели 61
29. Византийское право. Свод законов великого Юстиниана, Эклога, Василики
30. Становление государственности у арабов. Халифат 64
31. Развитие в Средневековье государств Китай и Япония 65
32. Средневековая Индия 68
33. Направления развития права средневекового Востока 70
34. Мусульманское право 73
35. Возникновение буржуазного государства в Англии 75
36. Билль о правах 1689 г 76
37. Парламентская монархия в Англии в Новое время 77
38. Британские колонии 79
39. Право Англии в рамках капиталистического развития Нового времени 81
40. Буржуазная революция во Франции 1789-1794 гг 83
41. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции
42. Государственный строй Франции - от республики к империи Наполеона 86
43. Парижская коммуна 1871 г 88
44. Утверждение Третьей республики во Франции 90
45. Колониальные завоевания Французской империи 91
46. Правовая система Франции Нового времени. Кодификация Наполеона 92
47. Объединение германских государств в Новое время. Северо-Германский союз 95
48. Конституция Германской империи 1871 г 97
49. Эволюция немецкого права Нового времени. Германский гражданский кодекс 1896 г 99
50. Декларация независимости США 1776 г. Война за независимость в английских колониях 101
51. Основные положения Конституции США 1787 г 102
52. Гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг 104
53. США на рубеже XIX-XX вв 106
54. Развитие права в борьбе за независимость США 107
55. Становление буржуазного государства Японии 109
56. Государство Китай в Новое время. Укрепление династии Цинов 111
57. Правовая система китайской империи Цин 113
58. Борьба за независимость государств Латинской Америки 114
59. Становление и развитие правовых семей в период Нового времени 116
60. Тенденции развития Соединенных Штатов Америки в Новейшее время 118
61. Основные черты американского федерализма XX в.: рост бюрократического аппарата и роли правоохранительных органов 120
62. Характеристика правовой системы современных США.. 121
63. Великобритания: история государства в Новейшее время 124
64. Эволюция прецедентного права современной Великобритании 126
65. Третья французская республика в XX в. и ее падение 129
66. Французская Конституция 1946 г. Четвертая французская республика 131
67. Становление Пятой республики во Франции после Второй мировой войны
68. Правовая система Франции XX в 134
69. Италия в Новейшее время 136
70. Конституция 1919 г. и создание Веймарской республики в Германии 139
71. Гитлеровская Германия. Фашистская диктатура 140
72. Образование Федеративной Республики Германия 142
73. Объединение ФРГ и ГДР 144
74. Развитие германского права Новейшего времени 146
75. Государства Центральной и Восточной Европы в Новейшее время 148
76. Развитие Японии до и после Второй мировой войны 150
77. Падение монархии в Китае. Образование Китайской Народной Республики
78. Развитие правовой системы Китая после образования КНР 154
79. Страны Латинской Америки в Новейшее время 156
80. Кризис колониальной системы и образование новых независимых государств в начале XX в. 158

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Краткий курс - История государства и права зарубежных стран - Никифорова Н.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. Желудков А.В., Буланова А.Г.

М.: ПРИОР, 2003 . - 1 76 с. (Серия "В помощь студенту")

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, .изучаемым в гуманитарных и юридических вузах.

Материал отредактирован специалистами отдела учебной литературы "Издательства ПРИОР" и приведен в соответствие с учебной программой курса "История государства и права зарубежных стран".

Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание па основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,28 Мб

/ Download файл

Содержание
Вопрос 1. Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран 3
Вопрос 2. История государства и права зарубежных страя в системе наук 5
Вопрос 3. Древний Египет 6
Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта 8
Вопрос 5. Право Древнего Египта 10
Вопрос б. Древние государства Месопотамии 12
Вопрос 7. Характеристика Древнего Шумера 12
Вопрос 8. Общественный строй Вавилонского государства 13
Вопрос 9. Государственное устройство Вавилонии 15
Вопрос 10. Законы Хаммурапи 16
Вопрос 11. Характеристика Древней Индии 20
Вопрос 12. Общественный строй Древней Индии 21
Вопрос 13. Государственное устройство Древней Индии 23
Вопрос 14. Законы Ману. 25
Вопрос 15. Древний Китай. Государство Шан (Инь) 28
Вопрос 16. Древний Китай. Государство Чжоу. 30
Вопрос 17. Древний Китай. Государство Цинь 32
Вопрос 18. Древний Китай. Государство Хань 34
Вопрос 19. Право Древнего Китая 36
Вопрос 20. Древняя Греция, 38
Вопрос 21. Общественный строй Афин 40
Вопрос 22. Государственное устройство Афин 41
Вопрос 23. Рабовладельческое государство в Спарте 43
Вопрос 24. Право Древней Греции 45
Вопрос 25. Царский период Древнего Рима 47
Вопрос 26. Римская республика 50
Вопрос 27. Римская империя 54
Вопрос 28. Римское право 56
Вопрос 29. Государство франков 60
Вопрос 30. Государственное устройство франков 63
Вопрос 31. Салическая правда франков 65
Вопрос 32. Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.) 67
Вопрос 33. Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.) 69
Вопрос 34. Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.) 70
Вопрос 35. Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 72
Вопрос 36. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 73
Вопрос 37. Право средневековой Франции 76
Вопрос 38. Государственный строй Германии в раннефеодальный период 78
Вопрос 39. Германия в период феодальной раздробленности 79
Вопрос 40. Англия в период раннефеодальной монархии 82
Вопрос 41. Англия в XI - XIV вв 84
Вопрос 42. Англия в период абсолютной монархии 86
Вопрос 43. Право средневековой Англии
Вопрос 44. Средневековый Китай 91
Вопрос 45. Право средневекового Китая 94
Вопрос 46. Арабский Халифат. 97
Вопрос 47. Право Халифата 100
Вопрос 49. Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в 106
Вопрос 50. Право Англии в XVII - XIX вв 108
Вопрос 51. Образование США ПО
Вопрос 52. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г. 112
Вопрос 53. Государство США в XIX - начале XX вв 115
Вопрос 54. Французская революция 1789 - 1794 гг. 117
Вопрос 55. Государственный строй Франции по Конституции 1791 г. 120
Вопрос 56. Жирондистская республика (Первая республика) 121
Вопрос 57. Якобинская республика 123
Вопрос 58. Франция в период Империи 125
Вопрос 59. Вторая республика во Франции 127
Вопрос 60. Третья республика во Франции 128
Вопрос 61. Гражданский кодекс Франции 1804 г. 130
Вопрос 62. Уголовный кодекс Франции 1810 г. 133
Вопрос 63. Германская империя 134
Вопрос 64. Германское Уголовное уложение 1871 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г 136
Вопрос 65. Германское гражданское уложение 1896 г. 137
Вопрос 66. Япония в XIX в 140
Вопрос 67. Китай в XIX - начале XX вв 143
Вопрос 68. "Новый курс" Франклина Рузвельта 146
Вопрос 69. Развитие Великобритании в XX в 149
Вопрос 70. Четвертая республика во Франции 151
Вопрос 71. Пятая республика во Франции (с 1958 г.) 153
Вопрос 72. Веймарская республика в Германии 156
Вопрос 73. Гитлеровская Германия 157
Вопрос 74. Япония после второй мировой войны: 160
Литература 163

1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран

1. История государства и права зарубежных стран относится к историко-правовым наукам, так как она связана не только с наукой историей, но и с наукой о государстве и праве.

Историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве. Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

2. Предметом истории государства и права зарубежных стран является государство и право стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной исторической обстановке, хронологической последовательности, на основе выявления общеисторических закономерностей этих процессов, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

3. В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемого объекта, от их специфики и характера методы истории государства и права делятся:

✓ на всеобщий диалектический метод;

общие методы;

✓ специальные методы;

✓ частные методы.

Диалектический метод позволяет определить и отразить реальный исторический путь развития государства и права в прошлом, настоящем и будущем.

4. Общие, или общелогические, методы используются для организации процедуры познания объекта исследований. К ним относятся методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Эти методы взаимодействуют с диалектико-материалистическим методом, но используются в отличие от него не на всех стадиях научного познания, а лишь для решения определенных познавательных задач.

5. Специальные методы разрабатываются отдельными специальными науками и широко используются для изучения государства и права. К ним относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и др. С их помощью получают количественные и качественные оценки различных государственно-правовых явлений, а также выявляют основные тенденции развития государства и права на том или ином этапе их развития.

6. Частные методы вырабатываются самой историей государства и права зарубежных стран: это и конкретно-исторический, и сравнительно-правовой, и системный методы. Они либо позволяют выявить своеобразие того или иного государства и правовой системы (конкретно-исторический подход), либо на основе синхронного или диахронного сравнения выявляют общие закономерности и признаки государства и права в одно и то же время или в разные исторические эпохи (сравнительно-правовой подход), либо характеризуют государственно-правовые явления как элементы взаимосвязанной структуры (системный подход).

2. Древний мир. Догосударственные образования

1. Около 2 млн лет в истории человечества занимает период первобытного общества, характеризующегося отсутствием государства, права, но в ходе своего бытия создающего предпосылки к их возникновению. Разделению эпохи первобытности способствует так называемая неолитическая революция VIII–III тыс. до н. э., ставшая границей между периодами присваивающего хозяйства и производящего.

Бродячий образ жизни, простейшие каменные орудия, предназначенные для охоты и рыболовства, объединение в небольшие группы под руководством вожаков – вот признаки первого периода. Все добытое делилось поровну.

2. Установление ограничений привело к возникновению социально-культурных стереотипов в системе общественных связей, которым уступили первобытные природные инстинкты. Переломным стало введение табу – запрещение кровных браков. Переход к производящей экономике привел к тому, что семейно-клановая община стала оседлой. Теперь распределялась добыча по принципу пола, возраста; фигура вождя выделялась более ярко, играла решающую роль в распределении. Руководитель такой общины был выборным. Традиции, обряды определяли нормы поведения, которые должны были выполняться всеми членами родовой общины. После совершения проступка следовали избиение, изгнание или даже смерть.

3. VII–V тыс. до н. э. характеризуются демографическим взрывом. При этом резко возросли численность и плотность населения. Постепенно общины, занимавшиеся земледелием, образованные в небольшой отдаленности друг от друга, объединялись в поселения, немного напоминавшие города. Расширение поселений, налаживание производственных отношений привели к появлению излишков, постепенно превращавшихся в товар, накоплению богатств теми, кто имел функцию их распределения, т. е. общинно-родовой верхушки.

4. Развитие семейно-клановых общин привело к их объединению и образованию племен, в которых складываются примитивные органы самоуправления. Племя характеризовалось своеобразным языком, обрядами. Племенной вождь – старейшина помимо других функций урегулировал межклановые конфликты.

Постепенно управляющая часть родовой общины на основе авторитета и создания религиозных ограничений стремилась обособить свою власть от остального населения, сделать управление племенем своеобразной профессией. На этот так называемый управленческий аппарат опирался вождь, делая свою власть практически неограниченной.

5. Развитию родовой общины и возникновению догосударственных образований сопутствовало развитие военных организаций. Необходимость их возникла в период, когда междоусобицы племен достигли серьезных масштабов.

В сильнейшем племени, после победы над слабым племенем, авторитет военной организации возрастал и возникала военная демократия. Присоединение побежденного племени к племени победителя приводило к росту протогосударств, однако признаки цивилизации на данном этапе отсутствуют, отсутствует и классовое разделение общества.

3. Государство и право Древнего Египта

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе царства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

2. Государство становится более строго централизованным, так как прежние относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю – фараону.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились в руках фараона. Все важные дела государства (мероприятия по орошению, военные походы, суд, наложение повинностей и освобождение от них) проводились под общим его руководством.

3. Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тыс. до н. э.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

В период расцвета Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее его.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства являлось укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников.

5. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседских территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящихся на полном содержании фараона. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство, начинают формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства – специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак

История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак

1. Предмет и задача курса истории государства и права зарубежных стран.

2. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин.

3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

4. Возникновения государства и права. Характерные черты рабовладельческого государства и права.

Предмет и задача курса истории государства и права за-рубежных стран

История государства и права, следуя принципу хронологии, изучает структуру, компетенцию, функции органов государ-ства, а также развитие главных отраслей права. Эта дисциплиной-на изучающая право как единое целое, государственно-правовые институты и правовое положение населения в конкретных условиях отдельных государств. В литературе есть и другие определения истории государства и права как науки и учебной дисциплины.

В этом курсе рассматриваются организация власти, государственный строй и положение в нем личности, а также пер-осные основы юриспруденции некоторых государств древности; прослеживается связь права с другими социальными нормами, их влияние на юридический быт древних цивилизаций. Знания поли-тических систем, законов прошлого преподносит правовую культуру, развивает правосознание, дает возможность лучше понять значение государственно-правовых институтов в жизни общества. Та-ким образом, задача курса истории государства и права зарубеж-ных стран являются:

Общая подготовка студентов в вопросах государства и пра-ва, выработки у них особого юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права;

Создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское, крымина-ное право и процесс;

Содействие формированию научного подхода к процессам, которые происходят в другой стране и в мире;

Развитие умения верно и гуманно оценивать поведение людей, которые по своим волеизъявлением или случайно стали объектом или субъектом государственно-правовой деятельности.

Важность изучения истории государства и права прослідко-ся в трудах известного польского историка права акаде-мика Ю. Бардаха, который справедливо критиковал тех студентов, которые, вступив на юридические факультеты из причин легкости обучения" игнорируют историю государства и права, требуя вы-преподавания только специальных юридических предметов. Эти студенты не беспокоятся о своей культуре, их мало волнует то, что история государства и права не только не отделена от позитивного права, но является наилучшей предпосылкой его усвоения и розу-мение. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин

История как наука возникает в начале цивилизации, чтобы ста-ти неизменным спутником человека, его учителем, воспитателем. Уже древние авторы пытались не только описать известные им факты истории, но и объяснить их. Вместе с тем история становилась средством борьбы классов и партий.

Историческое знание достигло больших успехов в течение XVIII и особенно XIX веков. Благодаря трудам ученых-историков мы узнали о древние цивилизации Востока, Греции и Рима, о величии Киевской Руси.

Место истории государства и права в системе юридических дисциплин в основном определяют реалии объекта исследования. Она определяет разнообразие первопричин возникновения и развития государства и права. При этом особое значение на-дается изменении организационно-производственной структуры общества. Состояние общества значительно усложняется в период разложения первобытнообщинного строя, когда возникает угроза его ослабь-ления, распада и даже гибели. В связи с этим возникает не-необходимость в особой, регулирующей силе, которая стоит над сус-пільством, обеспечивает его жизнеспособность и целостность. Этой силой стало государство. По мере углубления социального рас-слоения населения механизм государства все более контро-люється верхушкой общества, которая ставит его на службу в первую очередь собственным интересам. В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин найрізнома-нітнішого, прежде всего, общенационального характера. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно вы-користовувалась используется с вузькокласовою, др-когда клановой целью, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное назначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с уголовной преступностью, оборона государства и другие мероприятия, отвечающие интересам большинства.

Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Согласно “логический”, то есть общая закономерность развития, и "исторический" проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций в течение очень длительного исторического времени полностью не совпадают.

Фактически это и определяет взаимосвязь истории государства и права с теорией государства и права.

Таким образом, история государства и права исследует государств-но-правовой процесс во времени и пространстве и выявляет конкретно-исторические закономерности, то есть "исторический". Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее зага-приемная закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, то есть “логический”. Таким образом, научно об-грунтованый раскрытие сущности государственно-правового процесса пе-полагает тесное взаимодействие этих наук.

Это в полной мере относится и к взаимосвязи истории госу-дарства и права с историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность госу-вних и правовых учений в их исторической конкретности и хроно-логической последовательности.

Следовательно, история государства и права вместе с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу так называемых теоретико-исторических наук, являющихся теоретической ной основой отраслевых юридических наук. Периодизация истории государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран хронологически изучает историю государственно-правовых институтов отдельных дер-жал в рамках четырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, истории государства и права в эпоху Средневековья, истории государства и права Нового времени, истории государства и права Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которого являются государство и право.

Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неод-нозначністю социально-экономических и государственно-правовых процессов. Так, во времена Древнего мира наряду с рабовлас-ницькими Грецией и Римом существовали страны с иным способом производства, что в науке называются “азиатским”. Это ряд стран Древнего Востока. Во многих регионах мира господину-вав первобытнообщинный строй. Только дальнейшее развитие истории показал, что "азиатский способ производства" оказался очень застойным относительно более динамичного строя стран Средиземно-мор"я. В итоге ведущей тенденцией развития Стародав-него мира (IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) стало становление и развитие рабовладельческого общества, для Средних веков (V - XVII - XVIII вв.) - феодального общества, для нового времени (XVII - XVIII - конец XIX вв.) - буржуазного суспільс-тва. Новейшее время (XX в.) - это начальный этап современной эпо-хи с недостаточно четкой основной магистральной линией, но уже отмеченной социалистическими революциями, появлением соци-алістичної государственности, падением колониальных империй, структурной трансформацией “западного общества”.

В пределах каждого из этих периодов и в данном курсе рассматривавших-дается история государства и права отдельных стран.

Возникновения государства и права

Первоначальная история имеет три основные этапы развития общины как формы организации людей - праобщину (первобытное человеческое стадо), родовую и проселянську общины.

Уже в период существования первобытного стада, когда только формировалась целенаправленная деятельность с использованием соответствующих средств труда, завершался биологическое развитие человека, возникали первое примитивное жилье и орудия труда, люди объединялись в достаточно устойчивые коллективы. Незначительным по своей численности (20-30 человек и несколько десятков ди-тей и подростков) праобщинам была свойственна наличие основ социальной организованности, которая базировалась на власти вожака, имела непосредственный характер, существовала в виде визуального или звукового общения, отражала общность интересов первобытных людей.

Более или менее упорядоченная форма социальной органи-зации возникла за сутки родовой общины. В ее основе были колек-тивізм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение средств к жизни. В условиях, когда единственной формой осознания социальных связей было отражение в сознании людей общих интересов в виде родственных связей, ведущую роль в заботе о семье и ведении гос-педерастов играли женщины. При беспорядке полового союз-ния отношения родства договорно могли быть известны лишь за каждой женской линии, родовая община существовала как материнский род, связанный общим происхождением по ма-тір"ю. Объединение родов в племена осуществлялось на основе брачных связей вследствие запрета их внутри рода. Спи-льною собственностью рода была земля - главное средство для полю-ния, сбора урожая, изготовления примитивных орудий труда и т.п. Низкая эффективность производства обеспечивала лишь необходимые жизненные потребности на основе уравнительного рас-деления в интересах всех членов рода независимо от участия в совместной трудовой деятельности, но по индивидуальным потре-бами.

Эти обстоятельства обусловили и соответствующую организацию власти - первоначальное народовластия. Общественные дела решались воле-выявлением всех взрослых членов рода на их собраниях. Племена возглавлялись старейшинами - наиболее уважаемыми и опыт-ченими людьми. Все были равными, никто не имел привилегий. Старейшины, наряду с другими членами рода, принимали участие в совместной трудовой деятельности. Их власть основывалась на осв-бистому авторитете, интеллектуальных и эмоциональных качествах, добровольном исполнении их решений другими членами рода. Важным является то, что власть старейшин направлена на обес-печение интересов рода, была конкретным и повседневным воплощением его воли, и потому могла поддерживаться реальными действиями членов рода. Эта власть сочеталась с родовой общи-ной, не отделялась от нее, олицетворяла хозяйственную, военную и наблюдательный (по исполнению обычаев) функции. В случае нарушения обычаев, общественное принуждение применялся в виде брани, физического наказания, изгнание из рода. Мера по-порицание определялась старейшинами и выполнялась ими или сородичами.

С развитием родовых общин менялась и организация власти, преимущественно в направлении иерархизации органов власти. По-мость собраний всех членов рода все чаще проводились сборы только мужчин. Большое значение придавалось единству суждений, а не решением большинства. Вводится принцип представительства: председателя хозяйств входят в родовые общинные советы, а их головы - у совета фратрій и племен. Каждому уровню власти присуща своя сфера компетенции, круг вопросов, что им решается. Орган высшего уровня имел определенные полномочия относительно низшего. Происходит разделение власти на светскую, военную, религиозную.

Наряду со старейшинами, военными вождями, жрецами появляются другие лидеры - так называемые “большие люди”. Это под-ки, которые за счет своих личных качеств и богатства, что начало появляться вследствие возникновения избыточного про-дукты, приобретали авторитета среди сородичей, пользовались их поддержкой. Богатство, знания и умения передаются пря-мым потомкам, которые также, в основном, становятся богатыми.

Государство является формой организации общественной жизни, сис-темой социального управления, что обеспечивает целостность сус-пільства, его нормальное, стабильное функционирование. Поэтому ее возникновение обусловлено соответствующими потребностями в изменении его состояний, в первую очередь, усложнением собственно социального жит-тя, качественный скачок которого обнаружил несостоятельность “первичной демократии” в новых условиях эффективно выявлять, обеспечивать-ты и охранять общие интересы.

Выявление причин возникновения государства во многом зависит от того, какой социальный институт толкуют как государственность, его сущность и назначение. Необходимость появления государства, в основном связывается с возникновением в обществе неравенства среди его членов, дифференциацией на определенные социальные слои (классы, сословия), изменением формы и харак-теру связей между ними и обществом, качественными изменениями в общественном производстве, сознания людей. Почти каждая из перечисленных причин имеет подход к державогенезу - кла-совий, теологический, патриархальный, договорной, пси-ный, насильственный. Например, при классовом понимании сущности государства как орудия классового угнетения основную причину ее возникновения усматривают в разделении общества на антагонистические классы, потребности господствующего класса сохранить и за-крепить свое положение подавлением борьбы пригнобле-них классов за освобождение от эксплуатации. Вместе с этим, исто-рия человечества имеет факты возникновения государства в обществах, в которых еще не существовали классово-антагонистические противоречия (ста-родавньоіндійські, Киевская и Новгородская в ранний период их развития, первые государства-города Двуречья, китайские государства Шань-Инь и Западное Чжоу, государства майя, инков, ацтеков и т.д.).

В каждом отдельном обществе возникновение государства обусловлено своеобразным "набором" этих причин, в свою очередь, зависящих от особенностей существования предыдущего состояния общества (географических, климатических, этнических, вы-робничих и др.). Кроме того, возникновение и формирование держа-вы - это общественный процесс, который имеет собственную историю и соответст-вене стадии становления. С этой точки зрения целесообразно различать-ты типичный и нетипичный державогенез, рассматривать возникновение государства и социальное расслоение общества на слои (классы, сословия) как длительные, противоречивые и взаимообусловлены процессы.

Возникновение государства обусловлено потребностью общества сохранить свою целостность во время расслоение на неравные по своим социальным положением слои, в осуществлении эффектив-ного социального управления в условиях увеличения населения, замены непосредственных родоплеменных связей на опосередко-вани продуктами производства, что является проявлением осложнения общественной жизни. Все эти и другие изменения в развитии общества приводят к необходимости в разделении общественного труда на мате-ріальну и идеологическую, а также окончательного отделения из сферы материального производства прослойки населения, который по своим качествам и способностям мог бы адекватно осмисли-ти закономерности развития общества, сохранения его целостности и нормальных условий функционирования. Этап разделения общественного труда приводит к расслоению общества на две группировки, различных по источнику возникновения, функциями, закономерностями развития. Действительно, группировка членов сус-пільства, что были заняты непосредственно в материальном вы-робництві, возникали и объединялись на основе единства ма-теріально-производственных и социальных интересов, а те, что занима-лись управлением, - социальных и политико-управленческих.

Дальнейшее увеличение населения, развитие производительных сил, образования общности более высокого порядка, чем община, и обусловленное этими процессами роста конфликт-ных ситуаций приводят к тому, что охранная деятельность с непосредственно общественной трансформируется в профессиональную. Для выполнения охранных функций в общинах и племенах обра-вались соответствующие должности, что и было первичной формой государственной власти.

Завершение распада власти родового строя и образования собственного государства связано с установлением публичной власти, что является существенным признаком. Если армия и флот как первичная фор-ма публичной власти существовали в виде вооруженной силы царю-чего класса, непосредственно сливалась с ним, и поэтому против-стояла только большинства населения, то создание полиции является следующим этапом отчуждения государства от общества. Государство выступает уже как вооруженная власть, что отделяется и стоит не только над большинством населения, но и над каждым отдель-мым членом господствующего класса. Публичная власть не сливается полностью с государством - это особым образом организованная власть физического принуждения в виде армии, флота, полиции, вяз-ниц т.д.

Особенности места и роли публичной власти в государстве вы-определяют материальностью, что качественно отличает ее от ідеологіч-ной силы государства, которое в значительной степени формирует чиновничество. С возникновением письменности появляется возможность воплощения предписаний и решений чиновников в письменную форму, что делает возможным их доведение до всеобщего сведения всех членов сус-пільства.

Развитие государства как самостоятельной идеологической силы сус-пільства привело к отделению права в форме письменных законов от непосредственно материальной жизни, превращение обычного права в общеобязательное, осуществление которого по-безпечувалося методами физического и экономического принуждения.

Разнообразие государств, которые имели место в истории развития чел-ства и существуют ныне, требует их определенной упорядоченности, классификации по общим и особыми признаками. Основ-ной классификации государств является их разделение и объединение по типам, то есть совокупностью наиболее существенных признаков. За критерий исто-ричном типизации государств чаще всего берется понятие суспі-льно-экономической формации, которое включает совокупность всех сус-пільних отношений в их взаимосвязи с доминирующим способом общественного производства. Научная классификация исторических типов государств исходит из тех положений, что, во-первых, определенным историческим этапам развития человечества соответствуют прита-манные только им способ производства и характер производственных отношений; во-вторых, экономический строй обусловливает все другие сус-пільні отношения и вместе с ними образует исторический тип сус-пільства; в-третьих, каждому историческому типу общества присущ только свой тип государственной организации. Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, влас-нечестивых государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Согласно классификации общественно-экономических формаций все государства в историческом контексте делятся на государства рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного типов.

Рабовладельческий - это первый в истории человечества тип государства, который не имел общего распространения и был переход-ным. Это обусловливает наличие в рабовладельческом обществе остатков устройства власти первобытнообщинного строя, но в доме-нуючою в нем - тенденция к государственной организации общества. Рабовладельческий тип государства характеризуется тем, что его экономическую основу составляла частная собственность на и-кий средство производства, как раб. Членами государства признавалась меньшинство населения - прежде всего рабовладельцы и некоторые пред-представители других слоев (крестьяне-общинники, ремесленники, торговые люди).

История государства и права зарубежных стран - это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.Цель - выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.

Таким образом, история государства и права - это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII-XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности . Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.

В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.



Просмотров