История службы бэп бхсс. История обхсс. Аппараты бхсс в период великой

Külmkapp Foto: Sven Arbet

Если вы страдаете от вредной для здоровья привычки - переедания, задумайтесь, может быть, вы начинаете есть, пока желудок еще не справился с предыдущей дозой пищи?

Разная еда требует разного ”внимания” со стороны нашей пищеварительной системы. Что происходит с едой после того, как мы ее проглотили? Чтобы еда принесла человеку пользу и дала необходимую энергию, она должна превратиться в химические элементы, которые затем тело впитает в себя.

Этот процесс начинается еще во рту, когда слюна растворяет, а зубы измельчают пищу. Позже, в желудке, на нее воздействует кислота и желудочные соки. Выйдя из желудка, пища попадает в кишечник, где она продолжает взаимодействовать с желудочным соком. Потом она всасывается через капилляры в кровь, проходящую через печень - расположенные там тысячи ферментов обезвреживают любой яд (такой, как алкоголь, например), сохраняя при этом полезные железо, витамины и глюкозу.

Если говорить более конкретно, то всю пищу можно условно разделить на 4 категории по времени ее переваривания в нашем желудке:

Та пища, что проходит быстро (это, в основном, углеводная еда)
- среднее время усвоения (это, в основном белковая еда)
- пища длительного усвоения (к ней относится жирная еда и сочетание жирной с белковой)
- чрезмерно долгая в усвоении пища и практически не перевариваемая.

К первой категории можно отнести: практически все фрукты (за исключением бананов, авокадо и им подобных), овощные и фруктовые соки (не смешанные), ягоды, кефир. Все вышеназванные продукты не задерживаются у нас в желудке более чем на 1 час. Например, фрукты проходят в кишечник из желудка уже через 40–45 минут. В некоторых ситуациях могут и за 35–40 минут.

Ко второй категории можно отнести: овощи, зелень, молочная продукция за исключением творога и твердого сыра, проростки, замоченные орехи и семечки, все сухофрукты. Все они попадают в наш кишечник приблизительно через 1,5–2 часа.

К третьей категории принадлежат: каши и крупы, орехи и семечки, которые предварительно не замачиваются в воде, творог и твердый сыр, все виды грибов, бобовые (если они отварены), хлебобулочные изделия из муки высших сортов. Их время пребывания в желудке - 2–3 часа с момента их поступления.

И, наконец, к 4 группе принадлежат: чай с молоком, кофе с молоком, мясо (включая птицу, а также рыбу), макароны (за исключением сделанных из цельнозерновой муки или муки из твердых сортов пшеницы), все виды консерв. Все продукты из 4 группы перевариваются очень проблематично, либо вообще практически не перевариваются.

Какой вывод мы можем сделать уже сейчас, руководствуясь информацией о том, сколько переваривается пища в желудке? Все очень просто:

Если вы хотите себе здоровья, совсем необязательно придерживаться диеты, необходимо просто кушать как можно больше продуктов, которые усваиваются за небольшой промежуток времени. Таким образом, Вы бережете и свою пищеварительную систему, и организм тратит меньше энергии на ее переработку.
- Избегайте или ешьте по минимуму ту пищу, которая принадлежит к 4 категории.
- Не рекомендуется сочетать между собой продукты и пищу, которые имеют разное время усвоения в желудке.
- Если у Вас проблемы с желудком или кишечником - кушайте только пищу из 1 и 2 категории.
- Вечером можно кушать продукты тоже только из 1 и 2 категории.

Время переваривания пищи в желудке

После обеда пища переваривается в желудке от двух до четырех часов, после чего попадает в тонкую кишку, где процесс переваривания длится еще от четырех до шести часов, после этого пища переходит в толстую кишку, где может находиться еще около пятнадцати часов.

Цифры указанные ниже показывают сколько времени продукты проводят именно в желудке и относятся к людям со здоровой пищеварительной системой при единовременном приеме в пищу только одного указанного продукта.

Вода
Если вы пьете воду на пустой желудок, вода сразу же проходит в кишечник.

Соки и салаты
- Фруктовые соки, овощные соки и бульоны усваиваются 15-20 минут
- Полужидкие (протертый салат, овощи или фрукты) 20-30 минут

Фрукты
- Арбуз усваивается за 20 минут
- Дыни - 30 минут
- Апельсины, грейпфруты, виноград - 30 минут
- Яблоки, груши, персики, вишня и прочие полусладкие фрукты - 40 минут

Читать еще

Овощи
- Смешанные салаты (овощи и фрукты) перевариваются в течение 20-30 минут
- Сырые смешанные овощные салаты - томаты, листовой салат (”роман”, бостонский, красный, листовой, садовый), огурец, сельдерей, зеленый или красный перец, другие сочные овощи перевариваются в течение 30-40 минут
- Если в салат добавлено постное масло, то время увеличивается до часа с лишним
- Овощи, сваренные на пару или в воде, а также листовые овощи - шпинат, цикорий, листовая капуста - 40 минут
- Кабачки, брокколи, цветная капуста, стручковая фасоль, тыква, кукуруза в початках - 45 минут
- Корнеплоды - репа, морковь, свекла, пастернак, турнепс и т.п. - 50 минут

Полуконцентрированные углеводы - крахмалы
- Артишок, желудевые, кукуруза, картофель, топинамбур, ямс, каштаны - 60 минут
- Крахмалистая пища, вроде щелушеного риса, гречки, пшена, кукурузной муки, овсянки, лебеды, метлички абиссинской, перловки в среднем переваривается 60-90 минут

Концентрированные углеводы - крупы
- Бурый рис, пшено, греча, кукурузные хлопья, овес (первые 3 - лучше всего) - 90 минут

Фасоль и бобовые (Концентрированные углеводы и белок, крахмалы и протеины)
- Чечевица, фасоль лима, нут, горох, фасоль и бобы - 90 минут
- Соевые бобы - 120 минут

Орехи и семена
- Семена подсолнуха, тыквы, pepita, кунжут - около 2 часов
- Орехи - миндаль, filberts, арахис (сырой), кешью, бразильский орех, грецкий орех, пекан - 2,5-3 часа

Молочные продукты
- Снятое молоко, обезжиренные домашний сыр, рикотта, нежирный творог или крем-сыр около 90 минут
- Творог из цельного молока - 120 минут
- Твердый сыр из цельного молока - 4-5 часов

Животные белки
- Яичный желток - 30 минут
- Яйцо (полностью) - 45 минут
- Рыба - треска, scrod, flounder, sole seafood - 30 минут
- Рыба - лосось, форель, сельдь, более жирная рыба - 45-60 минут
- Курица - 1-2 часа (без кожицы)
- Индейка - 2 часа (без кожицы)
- Говядина, баранина - 3-4 часа
- Свинина - 4-5 часов

Наиболее благоприятный способ питания – это сбалансированный, частый и дробный прием пищи. Если рассмотреть, как пища усваивается по скорости переваривания, то наиболее и полностью усваиваются овощные и фруктовые соки, бульоны, овощи – огурцы, салат, зелень, а также фрукты и ягоды, кисломолочные продукты. Крупы, зерновые и бобовые усваиваются намного медленней – от одного до двух часов, а орехи, семена и яйца – еще дольше. Самые же долгие по скорости переваривания считаются рыба, морепродукты, птица и мясо – от двух до пяти часов.

Усвояемый белок

Блюда из мяса, субпродуктов или птицы считаются самыми полезными для организма, ведь в них содержится необходимого для организма строительного элемента – белка. Блюда из этих продуктов лучше всего готовить отварными или на пару, тогда продукты потеряют малое количество микроэлементов и позволят организму легко и без особого вреда усвоить всё необходимое.

Также полезны для организма яйца – перепелиные, куриные, утиные и прочие. Они содержат много калия, витамина Д. Чтобы не растерять при приготовлении все эти полезные вещества, яйца лучше всего варить вкрутую – так они лучше усвоятся. А вот пить их сырыми не стоит – очень высок риск , а вещество антитриптаза в сыром яйце будет только тормозить процесс переваривания.

В яичных желтках большое количество ценных аминокислот, необходимых организму человека.

Хорошо усваиваются организмом кисломолочные продукты – творог, кефир, йогурты, сыры, в которых содержится много белка, кальция, а также необходимых желудочно-кишечному тракту микроорганизмов.

Наиболее ценными по содержанию витаминов, аминокислот, микроэлементов и белка продуктами являются рыба и морепродукты. Рыбу выбирать предпочтительней морскую, в ней содержится необходимый организму йод. А готовить блюда из таких продуктов лучше всего также на пару или в отварном виде.

Рыбный белок лишен «тяжелых» жиров, а по питательности сравним с мясом.

Сочетание круп и овощей

Из круп по пользе и хорошей усвояемости можно выделить гречневую, рисовую и овсяную. Гречка содержит очень много железа, но в простом виде он усваивается не полностью. Чтобы извлечь из этой крупы максимальную пользу, необходимо скомбинировать ее с овощами – капустой белокочанной, квашеной, брокколи или морской капустой. Это позволит снабдить организм большим количеством витаминов и микроэлементов. Рис лучше выбирать нешлифованный, в очищенном слишком много , что замедляет его усвояемость. А овсянка

СССР-РОССИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР

СЛУЖБЫ БХСС-БЭП - ГУЭБиПК МВД

СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ: гг.

В октябре 1917 года в России победила революция. Начавшиеся гражданская война, военная интервенция привели к экономической разрухе в стране. Государство, созданное по новым принципам, вынуждено было защищаться. Создаются органы по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

На третий день после победы революции главой Российского государства Лениным был подписан декрет о создании рабоче-крестьянской милиции, а 20 декабря 1917 года Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).

В составе ВЧК были организованы отдел по борьбе со спекуляцией и отдел по борьбе с преступлениями в государственном аппарате , превышением власти, взяточничеством . Издан Декрет "О взяточничестве", предусматривающий уголовную ответственность за это преступление - лишение свободы на срок не менее пяти лет в сочетании с принудительными работами на тот же срок. Интересно, что покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершению преступления. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество его подлежало конфискации.

В эти же дни Ленин обращается с письмом в ЦК РКП (б), в котором предложил поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делам о взяточниках.

В 1919 году НКВД, обследовав состояние существовавшей на тогдашних предприятиях охраны, принял решение о немедленной организации так называемой промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищением народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной жизни страны, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств производства и сырьевых запасов.

Карались экономические преступления довольно сурово. В апреле 1918 года только на станции Мармыши Московско-Киевской железной дороги сотрудниками ВЧК было задержано более тысячи спекулянтов, у которых было изъято четыре вагона хлеба. Арестом дельцов из "Союза торговли и промышленности" в Москве была приостановлена спекулятивная сделка на сотни миллионов рублей. В Петрограде у спекулянтов изъяли около десяти пудов золота.

В декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1921 года "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям" говорилось, что к лицам, способствующим по своему служебному положению хищениям, должны, как общее правило, применяться: строгая изоляция на срок не ниже трех лет и высшая мера наказания-при отягчающих вину обстоятельствах (многократность вменяемых деяний, массовый характер хищений, ответственность по занимаемой должности и т. п.).

С преобразованием в феврале 1922 года органов ВЧК в Главное Политическое Управление (ГПУ) в его составе создается экономическое управление , осуществляющее борьбу с крупными хищениями и взяточничеством. Кроме того, аналогичные обязанности вменялись транспортному и особому отделам ГПУ.

В 20-е годы, наряду с органами ГПУ, работу по выявлению и раскрытию хищений, растрат, фальшивомонетничества, хозяйственных и должностных преступлений проводили и аппараты уголовного розыска, для чего из их состава выделялись специальные подразделения. Например, отделением по борьбе с должностными преступлениями ОУР НКВД РСФСР в 1922 году было выявлено свыше трех тысяч фактов взяточничества. В этот же период экономические отделы (отделения) органов ГПУ основное внимание сосредотачивали на раскрытии крупных хищений, совершаемых организованными преступными группами, и на борьбу с активизировавшимися фальшивомонетчиками.

За годы в Москве было раскрыто 25 организаций, занимавшихся изготовлением и сбытом поддельных денег, в Ленинграде-10, в Сибири-27, в центральных губерниях-56. Привлечено к ответственности около двух тысяч фальшивомонетчиков.

Расследованием было установлено, что преступники в 42 городах страны по поддельным облигациям получили из сберкасс около 300 тыс. рублей. Алтайский краевой суд 10 членов этой преступной группы приговорил к высшей мере наказания, а остальных - к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.

Перед началом Великой Отечественной войны на аппараты БХСС в связи с упразднением экономических отделов НКВД были возложены обязанности борьбы с валютчиками и контрабандистами. Более активно эта работа проводилась в областях Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтийских республиках.

Таким образом, в предвоенные годы органы БХСС, представляющие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали необходимость своего существования, став могучим средством защиты экономики Советского социалистического государства внося значительный вклад в укрепление его экономической основы.

АППАРАТЫ БХСС В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: гг.

Эвакуация предприятий в восточные районы страны, трудности военного времени в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости, потеря значительной части территории, на которой производилось 47% зерна, около 50% картофеля, 84% сахара и много других продуктов питания поставили страну в крайне трудное положение. Советское государство вынуждено было перейти от свободной торговли к нормированной продаже продовольствия и товаров широкого потребления для населения - т. е. ввести распределение товаров по карточкам.

Трудности военного времени пытались использовать в преступных целях расхитители, спекулянты, различного рода дельцы. Если прежде основным объектом хищений были деньги, то в войну - промтовары, продовольствие, предметы первой необходимости (соль, спички, керосин, табак и др.). Похищенные товары преступники пытались менять на золото и изделия из него, иностранную валюту , драгоценности. Незаконное самоснабжение, "отоваривание" близких и знакомых по различного рода запискам и спискам с начала войны стали весьма распространенными способами разбазаривания нормированных товаров в магазинах, столовых, на базах и пищевых предприятиях.

Уже в первые дни вторжения фашистских войск, когда от бомбежек вражеской авиации рушились здания, в которых хранились государственные ценности , работники милиции, часто рискуя жизнью, спасали госсобственность . "Военной" обязанностью работников БХСС стала борьба с мародерством. Чтобы обуздать аппетиты воров, спекулянтов и других дельцов, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял несколько важных постановлений по укреплению законности и правопорядка в стране.

Одним из таких постановлений ГКО (от 3 марта 1942 г.) за хищение (воровство) в военное время оружия, боеприпасов , продовольствия, обмундирования и снаряжения устанавливалась высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества преступника. Органы БХСС обязаны были проводить оперативно-розыскные мероприятия по изобличению виновных в течение десяти суток после получения соответствующей информации.

Особую роль в борьбе с хищениями и спекуляцией сыграло постановление ГКО от 01.01.01 г. "Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров", наметившее дополнительные меры по охране народного достояния и защите его от жуликов.

Выполняя это постановление, органы милиции усилили борьбу с расхитителями, а также лицами, совершавшим злоупотреблениями с карточками, с обмериванием, обвешиванием и обсчетом потребителей.

В порядке профилактики хищений аппаратами БХСС с привлечением общественности проводились внезапные проверки наличия продовольственных товаров на складах, базах, продовольственных карточек в бюро, состояния их хранения и другие мероприятия. В ходе этих проверок выявлялись излишки и недостачи, а виновные привлекались к ответственности.

Нередко вскрывались факты, когда жулики прибегали к повторному использованию талонов и таким путем получали продукты, которые сбывали спекулянтам. Чтобы исключить подобного рода злоупотребления вводилась новая цветовая сетка карточек на каждый месяц. Однако и эти меры не останавливали дельцов, работниками ОБХСС было выявлено несколько подпольных типографий, изготовляющих фальшивые карточки на хлеб и другие продукты.

Особенно следует отметить работу Ленинградской милиции. Сотрудники БХСС города-героя в тяжелых условиях блокады, голодая сами, вели активную борьбу с расхитителями и спекулянтами. Так, отдел БХСС Ленинграда разоблачил и арестовал группу расхитителей, орудовавших в карточном бюро Выборгского района. Возглавляли ее заведующий райпищеторгом Корневский и начальник кустового карточного бюро Заржицкий. Они систематически похищали хлебные талоны, сдаваемые в карточное бюро, повторно их использовали, занимались спекуляцией. Было арестовано 20 человек, которые творили свои грязные дела, когда ленинградцы умирали от голода.

Большая работа проводилась аппаратами БХСС по предупреждению хищений и связанных с ними злоупотреблений. Управления милиции Калининской, Рязанской, Московской, Горьковской, Свердловской, Омской и других областей в гг. нанесли сильные удары по расхитителям хлеба.

Крупные хищения муки и хлеба были вскрыты в системе "Райпотребсоюз" и "Заготзерно" в Рязанской области . На основе анализа следственных материалов удалось установить, что излишки хлеба и других продуктов расхитителями создавались путем подачи завышенных заявок на продовольствие. Образовавшиеся таким путем излишки преступники продавали по завышенным ценам на рынках.

По опыту Рязанской области проверки расходования хлеба были проведены органами милиции в 31 области. Это позволило навести порядок в учете зерна и продуктов, установлена строгая отчетность расходования хлеба, приняты меры по усилению охраны мест, где хранился хлеб. В 1943 году аппараты БХСС внезапно провели снятие остатков продуктов на 1467 базах и складах, обнаружив 800 тонн излишков, которые были оприходованы.

Война резко обесценила деньги. Загодя мошенники, сумевшие поживиться в это сложное время, стремились превратить их в золото и драгоценные изделия.

Поэтому в самом начале войны заметно активизировалась деятельность спекулянтов-валютчиков. Спекуляция золотом принимала опасные размеры. Часть дельцов, выехавших из Украины в Среднюю Азию и Закавказье, развернули там свою преступную деятельность. Появились группы скупщиков золота в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Баку, а также в Мурманске и Архангельске, куда заходили иностранные морские конвои.

НКВД СССР потребовал от аппаратов БХСС принять меры к пресечению деятельности спекулянтов - валютчиков, разоблачать и арестовывать организаторов спекулятивных групп.

В гг. в Москве, Ленинграде, Ташкенте было арестовано несколько опасных групп спекулянтов - валютчиков. Государству было возвращено около 37,5 млн. рублей деньгами, золота в монетах царской чеканки - на 177280 рублей, золота в слитках 84 кг., серебра - 384 кг. Золотых часов - 1209, золота в изделиях на сумму 4,7 млн. рублей, 32 тыс. американских долларов, много облигаций 3 % государственного займа и других ценностей.

Серьезную опасность в период войны представляло фальшивомонетничество. Известно, что подделка денежных знаков всегда считалась одним из тяжких преступлений, поскольку подрывает денежную систему государства, а значит и его экономику. В военное время эта проблема становится еще более острой. Известно, например, что нацисты на государственном уровне организовали производство фальшивых денег тех стран, с которыми они воевали, чтобы таким образом подорвать их денежную систему. Вместе с тем изготовлением фальшивых денег занимались и наши доморощенные "умельцы". Всего за годы войны было арестовано и предано суду около ста фальшивомонетчиков, в том числе братья Лопуховы из г. Вязьмы, которые наладили изготовление сторублевок такого качества, что отличить их от настоящих могли только специалисты Госзнака.

Всего за годы войны, по далеко не полным данным, у преступников было изъято денег и ценностей на сумму 175 миллиардов рублей. Из общего числа возбужденных уголовных дел примерно 60 % составляли дела и хищениях, 30 % - о спекуляции, 10 % - о прочих преступлениях.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за самоотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с другими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.

СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: гг.

На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и разбазаривания народного достояния.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях машиностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расходов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продукции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.

Для своевременного выявления и пресечения преступных злоупотреблений перед аппаратами БХСС были поставлены задачи: с учетом специфики каждого предприятия определить круг должностей и специалистов, являющихся потенциальными носителями интересующей аппараты БХСС оперативной информации. Держать под постоянным наблюдением дельцов - толкачей, взаимодействуя с аппаратами БХСС по месту их жительства и нахождения предприятий - потребителей сырья, материалов и оборудования. Тщательно изучать должностных лиц, пользующихся правом распоряжения на отпуск материальных ценностей, выяснять мотивы таких действий, проверять подлинность писем - ходатайств, на отпуск сырья и оборудование, достоверность изложенных в них обоснований.

В январе 1991 года служба БХСС МВД РСФСР переименована в службу по борьбе с преступлениями в сфере экономики - (БЭП) Службы криминальной милиции.

Тогда возникло новое название службы – по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В то же время в МВД СССР всё еще существовало ГУБХСС МВД СССР, которое приказом МВД СССР № 000 от 6 декабря 1991 года: «Об организационно-штатных вопросах криминальной милиции МВД СССР» было реорганизовано в Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР.

После объединения МВД СССР и МВД РСФСР в МВД Российской Федерации (РФ) приказом МВД РФ № 35 от 01.01.01 года Бюро по преступности в экономике криминальной милиции МВД СССР и БЭП МВД РСФСР были слиты. Новое подразделение МВД РФ получило тогда наименование Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ - ГУЭП МВД РФ.

Одним из знаковых дел того времени стало «дело Козленка». В ходе оперативно-розыскных мероприятий по отработке мошеннической схемы оперативным путем удалось получить материалы, послужившие основанием для возбуждения ряда уголовных дел по фактам мошенничества, незаконного предпринимательства, контрабанды, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и уклонения от уплаты налогов.

Завершающая стадия оперативной разработки была реализована в аэропорту Шереметьево. Там сел самолет с необычным грузом на борту - валютой и ценностями (всего на сумму в 12,5 миллионов долларов США). Это была первая партия из отысканных средств корпорации "Голден АДА", которые были возвращены на родину в Россию при содействии Интерпола и Внутренней Налоговой службы США, других международных право охранительных организаций.

В начале 90-х годов в крайне тяжелой ситуации оказалась Служба по борьбе с экономическими преступлениями, даже зазвучали предложения о её ликвидации как «пережитка прошлого». Однако здоровые силы общества взяли верх, что было вполне правомерным, поскольку при отсутствии специализированных подразделений милиции потери государства и общества возросли бы неимоверно.

Службе на этапе поспешного, порой криминального вхождения России в рынок, пришлось противодействовать негативным явлениям в экономике. Впервые сотрудники Службы столкнулись со столь массовым приходом в экономику организованных преступных групп, использовавших экономические реформы в России в своих криминальных целях. В органах государственной власти и управления широкое распространение получили факты взяточничества, совмещения представителями исполнительной и распорядительной власти основной работы с предпринимательской деятельностью . Зачисление должностных лиц в штаты таких коммерческих предприятий или выдача им вознаграждений являлись ничем иным, как завуалированной взяткой. Только в 1991 году сумма выявленных подразделениями БЭП взяток в стране составила 3 миллиарда рублей.

Для организации противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, ГУБЭП была организована системная работа по перекрытию каналов поступления «грязных» денег в экономику страны. В июле 1999 года при МВД России создается Межведомственный центр, в состав которого вошли сотрудники органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции , а также представители Минэкономики, Минфина и Министерства по налогам и сборам. Возглавил Центр один из заместителей начальника ГУБЭП - начальник Межведомственного Центра, генерал-майор милиции. Была сформирована также и региональная сеть Межведомственного центра. Его деятельность направлялась в первую очередь на укрепление национальной законодательной базы, с учетом существующей мировой практики. В задачи Центра входила разработка методического обеспечения деятельности правоохранительных органов, а также установление контактов и взаимодействия с зарубежными коллегами.

Центром на постоянной основе осуществлялось сотрудничество с представителем посольств Великобритании, США в Москве, представителем Министерства финансов США в Европе. Аналогичная работа велась и с правоохранительными органами Испании, Швеции, Германии. По ряду материалов проводились совместная оперативная отработка и документирование фактов легализации преступных доходов. Эта работа осуществлялась с использованием возможностей подразделений ФСБ, ФСНП, ГТК России. Центр выступал координатором нескольких результативных международных операций, в ходе которых отрабатывались механизмы совместного контроля над перемещением наличных денежных потоков и обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных органов. Центр организует серию мероприятий по пресечению деятельности фирм и предприятий, созданных на основании поддельных, утраченных, либо похищенных документов с целью их ликвидации.

Совместно с Центральным Банком России был организован контроль сомнительных финансовых операций ряда коммерческих банков . В рамках реализации программы по репатриации незаконно вывезенных капиталов внимание правоохранительных органов обращалось не только на незаконные сделки, но и на приобретенное в результате этих действий имущество, Впоследствии, в 2002 году в связи с созданием Комитета по финансовому мониторингу при Минфине России, центр был упразднен. В последствии вместо Центра в структуре МВД России было создано Оперативно-розыскное бюро, которое с одной стороны достигло более высоких результатов в работе, с другой стороны – уступало в своих юридических возможностях ранее существовавшему Межведомственному центру.

В 90-х годах одним из рычагов реформирования экономических отношений в стране и средством преодоления монопольного положения государства в народном хозяйстве была объявлена приватизация. Ее особенность в нашей стране состояла в том, что этот процесс происходил в сжатые сроки, в отсутствии четкой правовой базы и параллельно с глубинными социально-экономическими и политическими изменениями структуры всего общества. Криминальные структуры пытались использовать приватизацию в своих корыстных интересах, формируя незаконным путем огромные капиталы. В связи с этим возникло значительное число новых преступлений экономической направленности. Этот процесс является одной из причин криминализации общества и прогрессивного роста теневых капиталов в России.

С начала приватизации все больший размах приобретает криминальное банкротство предприятий. Недобросовестными руководителями предприятий и кредиторами, а также руководителями исполнительной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления , процедура банкротства в настоящее время используется в качестве инструмента для передела собственности. Несовершенство законодательства поставило государство в неравные условия с другими кредиторами, при этом не принималось во внимание то обстоятельство, что государство зачастую являлось собственником предприятия-должника. Чиновники, представлявшие в акционерных обществах интересы государства, в управлении обществами, как правило, не участвовали, устранялись от защиты интересов государства в процессе продажи госпакетов акций, а зачастую и сами становились соучастниками правонарушений и злоупотреблений.

В годах органы внутренних дел подверглись массированной критике со стороны СМИ и общественных организаций. Нарастающий ком негативной информации привел к инициативе Президента России по реформированию системы МВД России.

В соответствии с данным законом Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 000 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в структуре центрального аппарата МВД России ДЭБ был ликвидирован, проведена масштабная переаттестация личного состава и создано новое подразделение службы - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), которое возглавил генерал-майор полиции.

Задачи руководство страны поставило серьезные. Несмотря на почти сорокапроцентное сокращение, руководству Главка в кратчайшие сроки удалось перегруппировать силы. И результаты не заставили себя долго ждать. Начались задержания крупных чиновников. К уголовной ответственности привлечены высокопоставленные должностные лица федерального и регионального уровня. Более двух третей от общего количества выявленных преступлений составили преступления коррупционной направленности.

Сегодня борьба с коррупцией во всех основных отраслях экономики приобретает системный характер. Под особый контроль ставится работа по выявлению и пресечению преступлений, имеющих широкий общественный резонанс.

Служба экономической безопасности вновь становится мощной силовой структурой, одной из ключевых в системе МВД. Сотрудники ГУЭБиПК достойно несут эстафету, переданную им старшим поколением – продолжают обеспечивать экономическую безопасность нашего Отечества.

Служба по борьбе с экономической преступностью сегодня одна из ведущих служб органов внутренних дел. На протяжении всей истории советской и постсоветской милиции сведения о преступлениях в экономической сфере можно найти в отчетах и Уголовного розыска, и даже Госавтоинспекции, но специально ею занималась служба БХСС, созданная для борьбы с «хищениями государственной собственности» и со «спекуляцией».

Материалы Российских архивов содержат сведения о том, что на протяжении всей истории советского периода среди кадрового состава аппаратов БХСС было больше высокопрофессиональных сотрудников, чем в других отделах, и сотрудники службы БХСС, часто имеющие дипломы о высшем юридическом или экономическом образовании, были, в целом, более квалифицированными, чем работавшие в других службах. Отличительной чертой было также большее количество членов партии среди сотрудников ОБХСС. Кроме того, за годы службы они имели возможность получить специальное образование бухгалтеров, экономистов или агрономов, чтобы применять свои знания для борьбы с видоизменяющейся экономической преступностью в советском обществе. Высокая профессиональная компетентность сотрудников не должна, тем не менее, заслонять двух несомненных фактов.

Основание службы БХСС – БЭП было заложено в 1919 году, когда Народный Комиссариат внутренних дел, обследовав состояние существовавшей на предприятиях охраны, принял решение о создании промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищениями народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной и промышленной жизни новой России, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств и сырьевых запасов. Ранее часть этих задач возлагалась на Военно-революционный комитет и ВЧК.

В 1926 году началась организация ведомственного розыска. Его функции были сходны с задачами будущих аппаратов БХСС. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны совхозов и колхозов.

В начале-середине 30 годов наметилась тенденция на усиление уголовной ответственности за хищения социалистической собственности и спекуляцию. Конституция СССР 1936 года установила, что его экономическую основу составляет социалистическая система хозяйствования, государственная и кооперативно-колхозная собственность на средства производства. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. С учетом того, что для предотвращения и выявления экономических преступлений требовались специальные познания и навыки, в деятельности милиции возникла необходимость выделить эту линию, создав соответствующее подразделение. Такой структурой стала служба БХСС.

Началась история службы с приказа НКВД СССР от 16 марта 1937 года №0018, которым в целях более успешного решения задачи по борьбе с посягательствами на государственное и общественное имущество вместо упраздненного экономического отдела Главного управления государственной безопасности в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции был образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР.

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции и в крупных городских центрах были образованы соответствующие отделы и отделения.

В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая, казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурами заготовительных пунктов системы Заготзерно. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР и подразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствия по делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.

На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду с активным участием в работе по борьбе с расхитителями государственной собственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самым нормальной деятельности государственных предприятий.

Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации.

Вновь созданные специальные подразделения милиции внесли значительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже на первоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы с преступностью.

В предвоенное время шло совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба с валютчиками и контрабандистами.

В последние предвоенные годы происходит организационное укрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всех периферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнению с 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.

Великая отечественная война поставила перед службой новые задачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводных милицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решали наиважнейшую задачу – в условиях острой нехватки продовольственных и других материальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиления контроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуация предприятий и материальных ценностей. Переход на карточную систему распределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленных товаров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.

В годы Великой Отечественной войны резко возросло количество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видом преступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости. Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующий приказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось проводить в 10-дневный срок.

Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостояли экономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важным фактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.

За годы войны аппаратами БХСС были обезврежены крупные группы расхитителей и спекулянтов, у которых изъяты и возвращены государству в фонд обороны ценностей на миллиарды рублей – огромная сумма в те времена.

Начиная с 1946 года, служба БХСС претерпела многочисленные переименования и реорганизации, но суть ее работы осталась прежней – борьба с хищениями собственности и спекуляцией.

Всплеск экономической преступности отмечается в 1965-1985 годы, когда значительно увеличилось как число зафиксированных экономических правонарушений, так и их доля в общем количестве преступлений. Стали изменяться их формы: если до 1970-х годов большинство среди зарегистрированных экономических правонарушений составляли хищения социалистической собственности и «приписки» (искажение данных в отчетах о деятельности предприятий, чтобы они соответствовали плановым нормам), то теперь появились новые виды правонарушений (в частности, спекуляция), число которых увеличилось даже в донесениях органов милиции. Усложнились и способы совершения преступлений. Так, по мнению ветеранов БХСС, в практике «приписок» применялись все более совершенные методы. С начала 1960-х годов заметно стала развиваться деятельность организованных сетей по расхищению промышленного сырья (дерева, минералов, металлов), а с 1970-х годов увеличилось подпольное производство товаров и услуг.

В 1970-х годах с принятием ряда мер по повышению профессионализма аппарата БХСС, противостоящего правонарушениям, которые «совершаются технически грамотными и по-своему талантливыми лицами, хорошо знающими производство не только в целом, но и тонкости его функционирования в конкретных областях народного хозяйства и действующими не только в одиночку, но и в составе организованных, хорошо замаскированных групп», становилась очевидной необходимость внедрять новаторские методы, основанные на глубоком знании советской экономики.

В 1983 году было принято новое Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

С каждым витком экономического развития страны, в условиях изменяющихся экономических отношений и уголовного законодательства менялись приоритеты деятельности службы БХСС.

С началом перестроечных процессов все большее влияние на работу службы оказывает формирование новых экономических структур, изменение производственных отношений и связей. Характерной особенностью того времени стала кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Службе была поручена организация борьбы со спекуляцией спиртными напитками и самогоноварением.

В 1986 г. усилена административная ответственность за нетрудовые доходы, и подразделения БХСС ориентированы на активизацию работы по выявлению таких фактов.

В то же время существовало указание не вмешиваться в процессы нарождающегося кооперативного движения. Это препятствовало установлению контроля за соблюдением законности в данной сфере и во многом способствовало дальнейшей криминализации экономики.

Из-за отсутствия четкого нормативного регулирования, разбалансированности в распределении и реализации продукции резко возросло количество нарушений финансовой дисциплины. Распространились факты массовой отправки за рубеж сырья, оборудования, металла. Все чаще стали заключаться бартерные сделки, наносящие ущерб государственным интересам. Бесхозяйственность и расточительство охватывают все большее число отраслей. Все это способствовало распространению экономической преступности, приобретающей организованный характер. Поэтому и для службы БХСС МВД РСФСР основной задачей становится охрана экономических интересов РСФСР на основе Закона о суверенитете республики.

Исчезновение социалистического сектора экономики как такового потребовало и реорганизации структуры БХСС. С принятием «Закона о милиции» в 1991 году служба БХСС МВД РСФСР становится структурным подразделением криминальной милиции по борьбе с преступлениями в сфере экономики (БЭП КМ МВД РСФСР). В это же время в МВД СССР функционировало ГУБХСС МВД СССР, которое 6 декабря 1991 года реорганизовано в Бюро по преступности в экономике службы криминальной милиции МВД СССР.

После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВД РСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности в экономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР слиты. Новое подразделение МВД подучило наименование – Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

В современных условиях ситуация в экономике не только не стабилизировалась, но и значительной степени осложнилась. Форсирование создания рыночной экономики происходит без ее надежной защиты от преступных посягательств. Усилилась криминализация потребительского рынка, такие преступления, как незаконная торговля, мошенничество, противоправное повышение цен, маскируются под видом прогрессивных рыночных отношений. Процессы приватизации сопровождаются заведомым снижением балансовой стоимости приватизируемых объектов, противоправном участии должностных лиц государственных органов в коммерческих структурах, отмыванием преступных доходов. Финансово-кредитная сфера стала полем крупных финансовых, банковских махинаций. Обострились вопросы коррупции, проникновение преступности в органы власти и управления. Все это продиктовало необходимость разработки и реализации неотложных мер по защите экономики от преступных посягательств.

На современном этапе деятельность МВД России по борьбе с экономической преступностью как угрозой безопасности Российской Федерации основана на выполнении государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. С 2004 года руководство службой осуществляет Департамент экономической безопасности.

В 2011 году произошло реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации. Милиция преобразована в полицию. ДЭБ МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

На всех этапах развития нашего общества сотрудники службы по борьбе с экономической преступностью занимали активную жизненную позицию в защите интересов государства и личности от преступных посягательств. И в настоящее время обеспечение экономической безопасности нашей Родины является одной из основных задач службы.



Просмотров