Конституция 1925 органы государственной власти. Этапы развития конституции российской федерации
Конституции 1925 года предшествовала Конституция СССР 1924 года, которую составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.
Конституция 1925 создавалась в условиях той же эпохи - перехода от капитализма к социализму. Однако Конституция 1918 года создавалась в условиях, когда Советская власть ещё только укреплялась, когда развертывалась гражданская война, а Конституция 1925 года - в период, когда Советская Россия уже окрепла, восстановила разрушенное войной хозяйство. За прошедшие годы некоторые положения прежнего Основного закона устарели и требовали кодификации. Вот поэтому частными изменениями Конституции 1918 г. Нельзя было ограничиться.
К работе над проектом новой Конституции были привлечены авторитетные государственные органы, видные деятели Советского государства и специалисты. Проект выработался в ходе творческих споров, которые носили конструктивный характер и были направлены на поиск лучших путей выражения правовой мысли. Всё это обеспечило высокое качество окончательного проекта и принятой на его основе Конституции.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов*(77). В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Например, вместо прежних раздела первого, которым была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", и раздела второго - Общие положения Конституции РСФСР - текст 1925 г. имеет один раздел I ("Общие положения"), представленный главой первой. В нем объявляется, что эта Конституция исходит из названной Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма (ст. 1).
Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР.
Важно указать ту особенность Конституции РСФСР 1925 г., что она не копировала Основного закона СССР, а исходила как бы из "разделения труда" между законодательством Союза и республиканским законодательством.
Новая Конституция, как и прежняя, была Конституцией диктатуры пролетариата. Однако к 1925 г. Произошли заметные изменения в общественном устройстве республики, в государственном механизме, в форме её государственного единства.
Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года "Декларации" говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется "общенародным достоянием" и передается "трудящимся"; также объявлялись "национальным достоянием" леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют "собственность рабоче-крестьянского государства" на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).
Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета".
К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик.
Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, установление плана народного хозяйства на территории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др. Причем фактор вхождения в СССР становится весьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляется этими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательством Союза ССР. Кроме того, в Конституцию была включена специальная ст. 19, гласившая о том, что по предметам компетенции Союза имеют обязательную силу на территории РСФСР постановления верховных органов СССР.
В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция 1925 г. отразила уже известную нам систему органов РСФСР: съезд - ВЦИК - Президиум ВЦИК - СНК - народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство республики. В свою очередь для народных комиссаров РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 38). Тенденция к централизации выражалась и в том, что союзные объединенные наркоматы могли отменять акты соответствующих наркоматов РСФСР, правда, если те не основывались на точных предписаниях ВЦИК, его Президиума, СНК РСФСР (ст. 43).
По-новому решал Основной закон проблему классовых отношений. Если Конституция 1918 г. Ставила задачей установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, то в Конституции 1925 г. была выдвинута уже задача гарантировать диктатуру пролетариата. Союз с крестьянством получил конституционное закрепление. Можно отметить и другие формулировки в Конституции 1925 г., отражающие расширение базы пролетарской демократии. В некоторых случаях закон заменил формулировку "рабочий класс" словом "трудящиеся". Это касается, например, права на полное, всестороннее и бесплатное образование, которое предоставлялось всем трудящимся, а не только рабочим и беднейшим крестьянам равенство прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности; право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, в управлении общественной жизнью, а также обучения на родном языке в школе; свобода слова, собраний, союзов, свобода совести.
Труд и защита Отечества, как и в предыдущей Конституции, признавались обязанностью всех граждан. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных воинских обязанностей (ст. 10).
Новшеством Конституции 1925 г. стала глава 4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Впрочем, это и понятно - они появлялись в РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено, что АССР имеют свои основные законы (конституции); они принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов. Положения об автономных областях принимаются их съездами Советов и утверждаются ВЦИКом. В остальном Конституция закрепляет систему органов власти автономий. Для автономных республик она определяет возможность принятия законодательных актов их центральными исполнительными комитетами.
В Основном законе 1925 г. давалось четкое определение Российской республики как государства: "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Новая формулировка закрепляла тип Российского государства, классовую структуру социалистического общества, политическую основу РСФСР, федеративную форму государственного единства Российской республики.
Конституция 1925 г. сделала большой шаг в регламентации формы государственного единства РСФСР. Если в первой Советской Конституции вопросы федерации были только намечены, то теперь закон содержал специальную главу "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Конституция 1925 г. четко определяла две такие формы - автономную республику и автономную область. В статье 2 фиксировалось, что Российская республика строится "на основе федерации национальных советских республик".
Правовое положение автономных образований было определено в основном в главе 4 Конституции РСФСР. Для автономных республик предусматривались их собственные Конституции, которые должны были утверждаться ВЦИК и окончательно Всероссийским съездом Советов. Требование представлять Конституции автономных республик на утверждение верховному органу РСФСР устраняло возможность ох несоответствия основному закону и предупреждало нарушения социалистической законности в области конституционного строительства.
Конституция РСФСР фиксировала правовое положение и другой формы советской автономии - автономные области. Статус автономных областей регулировался Положениями о них, которые должны были приниматься их съездами Советов и утверждаться ВЦИК. Несмотря на различия в правовом положении двух форм советской автономии, они обе обеспечивали свободное развитие национальностей и служило решению национального вопроса.
Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. закрепила основные институты советского общественного и государственного строя, сохранившиеся на весь переходный период от капитализма к социализму период. Как и ее предшественница, конституция РСФСР 1925 г. фиксировала советскую форму и федеративную организацию государственного единства Российской республики. Получила дальнейшее развитие идея советской федерации и особенно одной из ее форм - государство с автономными образованиями. В ней также отражена система органов власти и управления, свойственная эпохе диктатуры пролетариата.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны, образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". В этой Конституции подробно регламентировалось устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закреплялась система органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательная процедура, бюджетные права РСФСР, государственная символика.
Значительная преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года отражается прежде всего в том, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст.20 было закреплено: "Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст.25 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст.51 Конституции 1925 года.
В Конституции 1925 года отражался факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст.3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст.1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.
В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, но при этом прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР, хотя такая норма относительно всех союзных республик в Конституции СССР 1924 года присутствовала. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.
В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в их отношении. В структуре Конституции была выделена гл.4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях", в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.
К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.
Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем происходил процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик. Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.
Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК), которым руководил двухпалатный Президиум ВЦИК в период между его съездами. Съезд также формировал и правительство - Совет народных комиссаров (СНК). Выделялись союзные, союзно-республиканские и республиканские народные комиссариаты (отраслевые органы государственного управления).
Для разрешения наиболее важных споров о праве был учрежден Верховный суд СССР, наделенный также правом конституционного надзора в отношении нормативных правовых актов органов государственной власти союзных республик. Конституционно был закреплен статус советской спецслужбы - Объединенного государственно-политического управления (ОГПУ). 10
3. Конституция РСФСР 1925 г.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частичных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1. Однако, следует отметить, что новая Конституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Конституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию возглавлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Президиума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автономных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной главе. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное положение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономического строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Советскую Конституцию.
Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об автономных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным государством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства в собственность государства» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президиум ВЦИК1. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть созваны чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решением народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы исполнительных комитетов местных Советов, для руководства всей текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союзных республик.
Заключение
После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых советских республик. В годы гражданской войны эти республики тесно сотрудничали в военной, экономической, финансовой сферах. Российские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между республиками заключаются экономические договоры и дипломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопротивление грузинских коммунистов, происходит объединение Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закрепить сложившиеся отношения между формально независимыми республиками путем создания единого Советского государства. Комиссия во главе с народным комиссаром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспективы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равенство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.
Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предполагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социалистическое государство.
Создание СССР потребовало соответствующего конституционного оформления. В течение 1923 г. конституционная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти, определила полномочия союзных органов, статус союзных республик, государственную символику.
В Конституции была реализована концепция двойного государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из союзных республик. Суверенитет субъектов федерации ограничивался лишь компетенцией Союза. За союзными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.
Конституция устанавливала исключительную компетенцию Союза в лице его верховных органов: международные отношения, вопросы обороны, внутренней безопасности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.
Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, ответственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего представительство населения союзных республик, и Совета Национальностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равенство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять решения органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сессиями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом», а СНК - «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некоторыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комиссариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновременно на союзном и республиканском уровнях).
Список литературы
1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.
2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.
3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.
4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.
5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.
6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.
1 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 275.
1 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 301.
Управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области. Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма закрепила...
Решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИКом. Съезды Советов Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Съездами Советов, Советами депутатов и Исполнительными комитетами Советов. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем...
Центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военных функции. Воеводы опирались на приказные избы, в которые входили дьяки, приставы и приказчики. Важное место в правовой политике самодержавной монархии ХVІІ века заняли реформы. Финансовая Основные ее положения: - сосредоточение всей денежной системы в руках государства; - проведение описи земельных угодий; - введении...
Отличие от конституций союзных республик, Основной закон Союза включил специальную, хотя и маленькую, главу об органах государственной безопасности - об Объединенном государственном политическом управлении. Конституция 1924 года просуществовала с точки зрения исторической весьма не долго - каких-то 12-13 лет. Но это были сложные и ответственные годы строительства социализма, победа которого была...
Конституция РСФСР 1925 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Конституция РСФСР 1925 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания. |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на базе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти˸ полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Любой конституции (независимо от социальной системы) свойственны следующие пять функций˸ учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая.4 В отношении Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о наличии лишь трех из пяти проявлений её назначения - учредительной, организаторской и юридической. Суть учредительной функции применительно ко второй Российской Конституции состояла в том, что конституция, появившаяся в результате коренных изменений в жизни российского общества, особенностей национально-государственного строительства в РСФСР, становилась политико-правовой основой развития социума, создавая предпосылки для новых общественных отношений. Данные отношения, созревшие в обществе, не могут развиваться без необходимой правовой базы, которая возникает только с принятием новой конституции. В тоже самое время особенность учредительной функции состоит в том, что она становится политико-правовой основой развития общества с позиций тех, кто в данный исторический отрезок времени находится у власти, в отношении социальной структуры общества, форм автономных образований, конкретных государственно-правовых институтов и т. д.
18. Конституция РСФСР 1937 г. Причины принятия, особенности структуры и содержания. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».
Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».
Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов». При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст. 51 Конституции 1925 года.
В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений и воспроизводила многие из них.
То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем.
1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст. 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Х Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.
В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась).
Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.
2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.
В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.
К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.
Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых, союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.
Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.