Что входит в обж. Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе. Смотреть что такое "Основы безопасности жизнедеятельности" в других словарях

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов, И.С. Окраинская,

И.П. Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова, А.В. Хашковский

Безопасность жизнедеятельности

Учебное пособие

с элементами самостоятельной работы студентов

Часть I

Под редакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

Одобрено

учебно-методической комиссией

механико-технологического факультета

Рецензенты: Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие с элементами самостоятельной работы студентов / С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. – 247 с.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений и содержит основные определения и понятия по безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Изложены сведения об источниках и негативных воздействиях на организм человека основных факторов производственной среды; описаны методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности.

Пособие предназначено для студентов вузов и может быть полезно работникам служб, занимающихся вопросами охраны труда и окружающей среды.

УДК 658.382(075.8) + 614(075.8)

 Издательский центр ЮУрГУ, 2009

Введение

Мировоззрение человека складывается к 20–25 годам его жизни. В мировоззрении нашего современника, в нашем российском менталитете есть один пробел, всего один, но он существенно влияет на нашу жизнь, ее качество, ее уровень, ее БЕЗОПАСНОСТЬ – это пренебрежение к своему здоровью, образу жизни, питанию, поведению в экстремальных ситуациях, то есть ко всему тому, что определяет продолжительность нашего с Вами, читатель, пребывания на этой многострадальной Земле. Многострадальной и по нашей с Вами вине.

У нас нет той колоссальной тяги к жизни, которую так великолепно показал Джек Лондон в своем небольшом, но емком рассказе «Зов жизни». А почему? Да потому, что в шкале ценностей собственная наша безопасность, хотя и находится на первом месте, но во втором десятке. И что из этого следует? А следует из этого то, что Вы соприкасаетесь с мировоззренческой дисциплиной, дисциплиной, которая должна заставить задуматься о себе, любимом, о нас, окружающих, о Земле нашей многострадальной.

В этом небольшом пособии заложены лишь азы БЕЗОПАСНОСТИ, но авторы скромно надеются, что полученные Вами знания будут первой ступенькой в мир прекрасной, здоровой, благополучной и долгой ЖИЗНИ!

В добрый путь!

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания» .

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

    обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

    создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную , техногенную , связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную , вызванную деятельностью человека, природу. Они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в ХХ веке возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование транспортных средств и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера . Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности.

Как всякая наука, БЖД имеет цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Исходя из этого, целью БЖД является:

    готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

    предупреждение травматизма;

    сохранение работоспособности и здоровья работников;

    сохранение качества полезного труда.

Для достижения этой цели БЖД необходимо решить ряд научных и практических задач. К научным задачам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т. п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД как науки является среда обитания человека.

Среда обитания человека (среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Среду обитания человека по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную (пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека) и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, средства и предметы труда, технологические процессы, продукты труда как полезные, так и побочные в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п., производственные отношения (организационные, экономические, социально-психологические, правовые), профессиональная и эстетическая культура и т.д.

Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий (пожаров от молний), природных процессов (газовыделений из горных пород) может проявляться как в непроизводственной, так и производственной сфере, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, металлургия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого, наука БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека, как отдельно, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

Предметом изучения БЖД являются физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т. д.

Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

Нескучными и увлекательными для детей можно и нужно сделать даже занятия по серьёзным темам основ безопасности жизнедеятельности. Большое количество готовых наработок и полезных в работе советов для этого Вы без труда найдёте в этом особом разделе портала МААМ. Он посвящён всему современному комплексу проблем безопасности детей.

Познакомьтесь с опытом коллег, как научить детей умениям защитить себя в чрезвычайных и потенциально опасных ситуациях. Оцените различные способы оформления тематических уголков, лэпбуков, макетов и мини-музеев по ПДД, противопожарной безопасности. Обратите внимание на готовые сценарии и конспекты тематических мероприятий, игр, праздников, экскурсий. Многие из материалов этого раздела непременно пригодятся Вам в работе с детьми!

Как жить безопасно, преподаём интересно!

Включает в себя разделы:
  • Безопасность на воде. Правила поведения на воде и водоёмах, ОБЖ для детей

Показаны публикации 1-10 из 24047 .
Все разделы | Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной к школе Тема : «Безопасное поведение детей на дорогах» Возрастная группа : подготовительная группа (дети 6-7 лет) Форма ООД : познавательно-продуктивная деятельность Форма организации : групповая Учебно-методический комплект : «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина,...

Снегопады, заносы, скользкая дорога, ограниченная видимость, короткий световой день, яркое солнце - особенности зимней улицы. Именно поэтому необходимо соблюдать правила поведения на улицах и дорогах в зимнее время года. Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не...

Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности - Игра настольная в первой младшей группе по теме «Азбука безопасности на дороге»

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны знать правила безопасности во всех сферах жизни (быт, игры, движения. Обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Деловая игра для педагогов: «Дисциплина на дороге - залог безопасности!» Цель: объединить усилия педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДТП с участием детей. Задачи:  совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах....


Фестиваль "Наша семья - с ПДД друзья". Подготовительная группа "Б", детский сад № 59. Педагог: Цареградская Анна Сергеевна. В школе № 25 прошёл фестиваль по ППД, для детей и родителей нашего района. Цель фестиваля: закрепить правила безопасного поведения на дорогах города....


Отчёт о проведении викторины по ПДД в старшей группе «Знатоки дорожного движения» Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожной безопасности и формировать у них...

Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности - Стенгазета предпоследнего этапа эстафеты огня Зимней универсиады-2019


2 марта в Красноярске прошла торжественная церемония открытия Зимней универсиады-2019. А 28 февраля Дивногорцы приветствовали предпоследний этап эстафеты огня. Сначала эстафета прошла по плотине Красноярской ГЭС, прямо по гребню гидростанции. После чего забег продолжился по...

всероссийского отрытого урока

по «Основам безопасности жизнедеятельности»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность проведения Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»:

Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее - открытый урок) проводится в целях выработки единых подходов к формированию государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, привлечения внимания общественности к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, более эффективного усвоения теоретических знаний учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», отработки практических навыков действий в различных чрезвычайных ситуациях, популяризации Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» (далее - ВДЮОД «Школа безопасности»), а также повышения престижа профессий пожарного и спасателя.

Содержание открытого урока: массовое мероприятие в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации с доведением информации до подрастающего поколения, их родителей и педагогов о необходимости формирования у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умений защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.

Вместе с тем открытый урок призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

Цели и задачи проведения открытого урока:

1. Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;

2. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения;

3. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных условиях;

4. Профессиональное ориентирование молодежи на дальнейшую службу (работу) в МЧС России, популяризация профессий спасателя и пожарного;

5. Развитие деятельности ВДЮОД «Школа безопасности»;

6. Привлечение новых участников во ВДЮОД «Школа безопасности» (далее - Движение) и повышение степени охвата тех категорий подростков, которые не имеют возможности принимать участие в активных занятиях по состоянию здоровья;

7. Выработка у руководящего состава и обучаемых учебных заведений практических навыков умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях.

2. ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ

ОТКРЫТОГО УРОКА НА МЕСТАХ

Организаторы акции: МЧС России, Минобрнауки России, Минкультуры России, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, Общероссийская общественная организация "Российский союз спасателей".

От МЧС России:

руководство и сотрудники региональных центров МЧС России, Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

воинские спасательные формирования, пожарные, спасатели, кинологии, психологи, горноспасатели и др. представители МЧС России;

преподаватели, слушатели, курсанты и студенты высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования МЧС России, сотрудники научно-исследовательских учреждений МЧС России.

От Минобрнауки России:

представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

администрация образовательных учреждений;

преподаватели-организаторы ОБЖ;

педагоги дополнительного образования, военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной, экологической, туристско-краеведческой направленности.

От Российского союза спасателей:

представители поисково-спасательных формирований;

представители Всероссийского студенческого корпуса спасателей;

наставники, руководители команд ВДЮОД «Школа безопасности»;

руководители филиалов и отделений ВДЮОД «Школа безопасности»;

участники Движения.

К проведению открытого урока так же могут привлекаться представители органовместного самоуправления отвечающих за организацию мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления образованием, культуры и спорта, Всероссийского добровольного пожарного общества, а так же сотрудники других организаций, имеющие непосредственное отношение к ВДЮОД «Школа безопасности». В качестве организаторов акции так же могут выступать судьи различных категорий по пожарно-прикладному и другим видам спорта, привлекаемые к соревнованиям «Школа безопасности».

Участники открытого урока: обучающиеся и воспитанники государственных общеобразовательных учреждений.

3. СРОКИ, МЕСТО, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

И ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

Дата проведения: 30 апреля 2013 года (время и место проведения определяются организаторами в зависимости от их возможностей, оперативной обстановки, климатических и др. условий).

Место проведения: общеобразовательные учреждения, территориальные подразделения МЧС России, центры дополнительного образования, военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной, экологической, туристско-краеведческой направленности.

В зависимости от погодных условий, а так же имеющихся в наличии помещений и (или) территорий выбираются следующие места проведения:

1. В помещении общеобразовательного учреждения (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), класс и т.п.).

2. На территории общеобразовательного учреждения (спортивная (игровая) площадка, школьный двор, школьный стадион и т.п.).

3. В территориальных органах МЧС России , спасательных (кинологических) центрах и отрядах (федерального, регионального и муниципального уровня), подразделениях специальной пожарной охраны, образовательных учреждениях МЧС России, Центре экстренной психологической помощи и его филиалах, Центрах государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации, подразделениях военизированных горноспасательных частей.

В зависимости от места проведения открытого урока, продолжительность может составлять от 45 минут - в помещении до 1,5 - 2 часов - на улице.

Формат проведения. Исходя из имеющихся сил и средств, оснащения, количества участников, а так же места проведения, проводится в следующих форматах:

1. В помещении общеобразовательного учреждения в форме вступительной речи в образовательном учреждении с презентацией и демонстрацией спасательных средств, тренажеров и т.д. (Приложение 1).

2. В помещении общеобразовательного учреждения в форме короткой вступительной речи в образовательном учреждении с последующим проведением практических мероприятий , таких как демонстрация спасательного оборудования, мастер-классы, отработка спасательных действий с тренажерами, демонстрацией отдельных видов соревнований «Школа безопасности» и т.п. (Приложение 2).

3. В помещении общеобразовательного учреждения с уклоном в пожарную тематику (Приложение 3).

4. На базе подразделения МЧС России с демонстрацией спасательного оборудования, отработкой спасательных действий с тренажерами, демонстрацией работы с пожарным и спасательным инструментом (Приложение 4).

5. На базе культурно-досуговых объектов муниципальных образований (парки, мемориалы, центральные площади, дома культуры и т.п.) (Приложение 5).

6. На базе спортивных объектов муниципальных образований с демонстрацией этапов соревнований «Школа безопасности» (Приложение 6).

7. На территории общеобразовательных учреждений в форме игры.

8. В подразделениях МЧС России могут проводится дни открытых дверей, с проведением экскурсий по подразделениям, организации выставок пожарно-спасательной техники, проведения практических мероприятий по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.

Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Мероприятия для первой возрастной группы:

Викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;

Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Мероприятия для второй возрастной группы:

Викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;

Показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС»;

Соревнования по оказанию первой помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

Открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС» и «Основы подготовки к военной службе» курса ОБЖ;

Соревнования по оказанию первой помощи;

Пожарная эстафета, комбинированная эстафета;

Соревнования по прикладной физической культуре.

Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Для учащихся учебных заведений начального профессионального образования деление на возрастные группы рекомендуется не делать.

Главными условиями успешного проведения являются:

Разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;

Максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;

Борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса).

При проведении мероприятий предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.

4. ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ ОРГАНИЗАТОРЫ ДОЛЖНЫ ДОВЕСТИ ДО УЧАСТНИКОВ ОТКРЫТОГО УРОКА

Обязательным условием проведения открытого урока является доведение информации о необходимости формирования у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умений защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь,а также повышения престижа профессий пожарного и спасателя и деятельности ВДЮОД «Школа безопасности» (Приложение 7), такой как:

1. Краткая ознакомительная справка о деятельности МЧС России и ВДЮОД «Школа безопасности»: его цель, задачи, масштаб деятельности.

2. Основные виды деятельности Движения: чему дети смогут научиться, став участником данного Движения, какие навыки они получат, что нового узнают. Необходимо рассказать об изучении вопросов спасения на воде, выживания в условиях вынужденной автономии, организации поисково-спасательных работ и других интересных особенных знаниях и навыках, которые они получат в результате участия в ВДЮОД «Школа безопасности».

Вместе с тем, для обеспечения «положительной» реакции со стороны родителей обучающихся (с учетом того, что именно родители дают письменное согласие на участие детей в объединениях, секциях и соревнованиях), следует подчеркнуть высокий уровень обеспечения безопасности жизни и здоровья участников ВДЮОД «Школа безопасности» во время тренировок и соревнований.

3. Информация об условиях проведения соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник». Необходимо заинтересовать школьников перспективой активного участия в соревновательных мероприятиях ВДЮОД «Школа безопасности», возможностью проявить себя, попробовать свои силы в чем-то новом.

4. Контакты, способы участия в деятельности ВДЮОД «Школа безопасности». В ходе проведения мероприятий обязательно должна предоставляться контактная информация (местные адреса отделений ВДЮОД «Школа безопасности», секций, кружков и т.д.).

Помимо конкретной адресной информации касающейся местных отделений необходимо предоставлять информацию о наличии интернет ресурсов в поддержку данного Движения (сайты www. shbmchs. ru(шбмчс.рф), www. spas- extrim. ru ), а также наличии бесплатной детско-юношеской информационной газеты «Команда «Юный спасатель».

5. ОСНАЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

С целью качественного проведения мероприятий организаторы должны быть обеспечены:

наглядными информационными материалами (презентациями, фотографиями, видеороликами, буклетами для демонстрации наиболее интересных мероприятий);

раздаточными материалами (книгами, журналами, газетами, сувенирной продукцией и т.п.);

образцами спасательного оборудования, снаряжения, техники, тренажерами и т.п.

Для воспроизведения мультимедийных материалов (презентации, фото, видео и т.п.) от представителей общеобразовательного учреждения требуется предоставление специального оборудования (проектор, персональный компьютер и т.п.). Вопросы обеспечения решаются организаторами в рабочем порядке.

Приложение 1

в здании общеобразовательного учреждения

Сроки проведения: 30 апреля 2013 года (время проведения определяются организаторами в зависимости от их возможностей и условий).

Место проведения: помещение общеобразовательного учреждения (актовый зал, спортивный зал, приспособленный для массовых мероприятий холл (коридор), класс и т.п.).

Дополнительное оборудование: на дополнительных площадках выставляются образцы спасательного оборудования, и снаряжения и т.п., оборудуются тренажеры и демонстрационные этапы.

45 минут.

Формат мероприятия: в форме вступительной речи с презентацией и демонстрацией спасательных средств, тренажеров и т.д.

Вводная часть

Ведущий и приглашенные размещаются так, чтобы они были хорошо видны всем участникам открытого урока, при необходимости им должны быть предоставлены микрофоны.

Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.

Основная часть

Слово предоставляется официально приглашенным гостям, одновременно с их выступлением демонстрируются презентационные материалы.

«Школа безопасности» в полной мере может быть названа школой жизни. Где еще вы сможете узнать своих товарищей и самого себя с истинной стороны? Прохождение маршрута выживания – это не дискотека и даже не контрольная по алгебре. В наших полевых лагерях и соревнованиях ребята раскрывают и тренируют в себе лучшие качества: выносливость, силу воли, взаимовыручку. Есть место и познанию, развлечениям: даже в полевых лагерях жизнь кипит не только походная, но и культурная. Это и экскурсии по местным достопримечательностям, вечера отдыха, танцевальные вечера.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас мы посмотрим презентацию, в которой представлены основные моменты жизни «Школы безопасности».

Некоторые моменты я поясню прямо по ходу просмотра, а если у вас возникнут вопросы, то в конце у нас будет время их обсудить.

Итак, внимание на экран!

В ходе показа презентации озвучивается информация о ВДЮОД «Школа безопасности».

Демонстрационная часть

По завершении презентационной части, ведущий и приглашенные официальные лица приступают к демонстрационной части, на которой предлагают участникам посмотреть различные спасательные (пожарные) приемы.

А сейчас наши уважаемые гости покажут, чему учат в «Школе безопасности». И это только малая часть – то, что можно показать в помещении, не устраивая взрывов, пожаров и препятствий. А на реальных соревнованиях, как вы видели в презентации, приходится тушить настоящее пламя, выносить товарищей на носилках из «зоны поражения», переходить брод и делать многое другое.

Демонстрация различных приемов в области спасательной (пожарной) тематики на выбор:

1. Вязка узлов на спасательной веревке. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности», активистом - участником Движения. Затем предлагается повторить нескольким участникам.

2. Применение углекислотного или водного огнетушителя, также возможна демонстрация видеороликов по тушению реальных пожаров.

3. Наложение современных пневматических шин. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «ШБ», активистом - участником Движения. Демонстрируется на желающих из числа участников.

4. Надевание противогаза. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «ШБ», активистом - участником Движения. Затем участники могут повторить данный прием самостоятельно.

5. Надевание элементов защитного снаряжения взрослыми на желающих участников, возможна попытка сделать это «на время».

6. Укладывание пострадавшего на носилки. Для данного приема надо использовать современные носилки (портативные, складные). Подъем носилок лучше не осуществлять во избежание падения, но укладывание на носилки с закреплением на них пострадавшего (на любом желающем из числа участников).

7. Установка палатки (модификация, не требующая закрепления кольями в почве). Производится желающими под руководством ведущих и приглашенных специалистов.

8. Демонстрация спасательного инструмента. Производится только специалистом (спасателем, пожарным и т.п.).

В зависимости от условий могут демонстрироваться любые зрелищные, интересные приемы и действия с соблюдением всех мер безопасности и проведением инструктажа.

Заключительная часть



План проведения акции «Школа безопасности» в помещении общеобразовательного учреждения

Этап

Ответственный за проведение этапа

Ход этапа

Основное содержание этапа

Время

Вводная часть

Ведущий (представитель образовательного учреждения)

Представление гостей

Основная часть

Доклад с презентацией о деятельности ВДЮОД «Школа безопасности»

Ознакомление с деятельностью МЧС России и ВДЮОД «Школа безопасности», соревнованиями и т.д.

Демонстрационная часть

Демонстрация различных приемов в области пожарной и спасательной тематики

Показ интересных приемов спасательной деятельности, входящих в программу «Школа безопасности» . Все приемы должны сопровождаться комментариями по сути выполняемых действий и их назначению.

Заключительная часть

Официально приглашенные лица

Подведение итогов встречи

Выражает уверенность в дальнейшем сотрудничестве


Приложение 2

Сценарий проведения открытого урока

на территории общеобразовательного учреждения

Сроки проведения: 30 апреля 2013 года (время проведения определяются организаторами в зависимости от их возможностей, оперативной обстановки, климатических и др. условий).

Место проведения: спортивная (игровая) площадка, школьный двор, школьный стадион и т.п.

Дополнительное оборудование: на территории подготавливаются оборудованные этапы, места демонстрации спасательной техники, выставляются тренажеры и т.п.

Продолжительность мероприятия: 1,5-2 часа.

Формат мероприятия: в форме короткой вступительной речи с последующим проведением мероприятий, таких как демонстрация спасательного оборудования, мастер-классы, отработка спасательных действий с тренажерами, демонстрацией отдельных видов соревнований «Школа безопасности» и т.п.

Организуется в ходе внеурочной деятельности.

Вводная часть

Но не только взрослым под силу быть настоящими спасателями, каждый из вас может попробовать себя в этом нелегком, но крайне интересном и полезном деле. Уже более 15 лет в нашей стране работает, ширится и живет активной жизнью Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». В нем могут принимать участие все желающие подростки, и для каждого найдется дело по душе. Сейчас подробнее о самом Движении, соревнованиях и полевых лагерях «Школа безопасности» нам расскажет наш гость (представляет специалиста МЧС России или ВДЮОД «Школа безопасности»).

Ознакомительная часть

Слово предоставляется официально приглашенным гостям.

Официально приглашенный гость:

Мне очень приятно выступать сегодня перед Вами, школьниками, видеть ваши заинтересованные глаза. Действительно, «Школа безопасности» - это очень интересно и познавательно. Конечно, не каждый готов стать спасателем, но знания, приобретенные на занятиях и соревнованиях, останутся с вами на всю жизнь и могут пригодиться в критической ситуации – хотя, конечно, лучше в таких ситуациях не оказываться.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодня у Вас есть возможность и увидеть, и поучаствовать, и приобщиться к основным моментам жизни Движения «Школа безопасности».

Сегодня Вы увидите (показательные выступления, выставка техники и т.п.), научитесь (вязать узлы, использовать огнетушитель и т.п.), узнаете …. (проводится короткий анонс предстоящих мероприятий).

Этапы будут демонстрировать (представляет сотрудников пожарно-спасательного подразделения МЧС России, участников ВДЮОД «Школы безопасности»).

Сейчас у всех присутствующих будет возможность попробовать свои силы в некоторых элементах «Школы безопасности». Инструктора вам помогут, расскажут, ответят на ваши вопросы о заинтересовавшем Вас этапе и его оборудовании.

1. Демонстрация элементов полосы препятствий (пожарно-спасательный спорт): бум, прокладка рукавной линии, забор (выполняется только подготовленными членами команды «Школа безопасности» или спасателями).

2. Показ работы спасательной техники (автоцистерна, автолестница, спасательные автомобили) с кратким комментариями специалиста (техника может быть расположена на стадионе образовательного учреждения или другой пригодной для данных целей площадке).

3. Показ приемов тушения огня с помощью огнетушителя (выполняется только подготовленными членами команды «Школа безопасности» или спасателями).

4. Демонстрация гидравлического аварийно-спасательного инструмента и других средств малой механизации и элементов оборудования (выполняется подготовленными профессионалами).

5. Выполнение приемов надевания боевого снаряжения пожарных на скорость.

6. Надевание защитного снаряжения для ликвидации в условиях радиационной и химической опасности (Л-1 и др.)

7. Транспортировка пострадавшего на носилках (портативные, складные носилки).

Перечень демонстрационных этапов, в которых могут принять участие все желающие:

1. Вязка узлов на спасательной веревке. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности», участником команды. Затем предлагается повторить всем желающим, при этом инструктор этапа помогает выполнить прием успешно, дает пояснения.

2. Наложение современных пневматических шин. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности», участником команды. Демонстрируется на участниках из числа собравшихся. Желающие подростки могут под руководством инструктора попробовать наложить шины на товарища.

3. Надевание противогаза на себя и товарища. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности», участником команды. Затем предлагается собравшимся.

8. Работа с приборами дозиметрической разведки. Выполняется под руководством инструктора желающими подростками.

Заключительная часть

Представитель ВДЮОД «Школа безопасности», МЧС России: Вы сегодня участвовали в мероприятиях, которые познакомили вас со «Школой безопасности». Надеемся, что Вам все понравилось, а полученный опыт вам не пригодится в жизни. Наверное, у многих из Вас возникли вопросы. Вы можете задать их.

Представители МЧС России и ВДЮОД «Школа безопасности» отвечают на вопросы.

Ведущий благодарит всех собравшихся за участие в акции.


План проведения открытого урока на территории общеобразовательного учреждения

Этап

Ответственный за

проведение этапа

Ход этапа

Основное содержание этапа

Время

Вводная часть

Ведущий (представитель общеобразовательного учреждения)

Вступительное слово о запланированном мероприятии

Сообщение темы встречи, ознакомление с планом ее проведения.

Представление гостей

Ознакомительная часть

Официально приглашенные лица (представители МЧС России/ ВДЮОД «Школа безопасности и др.)

Доклад о деятельности ВДЮОД «Школа безопасности»

Ознакомление с деятельностью ВДЮОД «Школа безопасности», соревнованиями в форме яркого, образного рассказа

Основная часть

Официально приглашенные лица, а так же активные участники Движения, представители спасательной или пожарной службы и проч.

· Демонстрация различных приемов в области пожарной (спасательной) тематики.

· Организация пробных ознакомительных «площадок», на которых представлены наиболее яркие, интересные и не требующие специальных навыков и физической подготовки элементы программы соревнований «Школы безопасности».

· Показ некоторых ярких, интересных приемов спасательной деятельности, входящих в программу «Школа безопасности»

· Под руководством опытных участников и инструкторов ВДЮОД «Школа безопасности» участники могут пробовать повторить различные элементы программы

Заключительная часть

Официально приглашенные лица

Дискуссия с участниками встречи

Ответ на вопросы собравшихся, контакты, раздача информационных материалов

Подведение итогов встречи

Благодарит всех за участие в мероприятии


Приложение 3

Сценарий открытого урока на базе подразделения МЧС России с демонстрацией спасательного оборудования, отработкой спасательных действий с тренажерами, демонстрацией работы пожарным и спасательным инструментом

На территории, закрепленной за подразделением МЧС России, организуется выставка пожарной и спасательной техники, специализированного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, спасательного и защитного снаряжения и т.п. (в зависимости от возможностей подразделения МЧС России).

Вводная часть

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые наши гости! Сегодня мы собрались на очень важное и интересное мероприятие. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.

Сегодня вы присутствуете на территории подразделения МЧС России и вас приветствуют его сотрудники – настоящие спасатели, которым приходится регулярно применять на практике те знания и навыки, которые вы сегодня увидите (называет подразделение и кратко его характеризует).

Но не только взрослым под силу быть настоящими спасателями, каждый из вас может попробовать себя в этом нелегком, но крайне интересном и полезном деле. Уже более 15 лет в нашей стране работает, ширится и живет активной жизнью Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». В нем могут принимать участие все желающие подростки, и для каждого найдется дело по душе. Сейчас подробнее о самом Движении, соревнованиях и полевых лагерях «Школа безопасности» нам расскажет наш гость (представляет специалиста МЧС России или ВДЮОД «Школа безопасности»).

Ознакомительная часть

Слово предоставляется приглашенным гостям.

Представитель ВДЮОД «Школа безопасности»/МЧС России: Мне очень приятно выступать сегодня перед Вами, школьниками, видеть ваши заинтересованные глаза. Действительно, «Школа безопасности» - это очень интересно и познавательно. Конечно, не каждый готов стать спасателем, но знания, приобретенные на занятиях и соревнованиях, останутся с вами на всю жизнь и могут пригодиться в критической ситуации – хотя, конечно, лучше в таких ситуациях не оказываться.

«Школа безопасности» в полной мере может быть названа школой жизни. Где еще вы сможете узнать своих товарищей и самого себя с истинной стороны? В наших полевых лагерях и соревнованиях ребята раскрывают и тренируют в себе лучшие качества: выносливость, силу воли, взаимовыручку. Есть место и познанию, развлечениям: даже в полевых лагерях жизнь кипит не только походная, но и культурная. Это и экскурсии по местным достопримечательностям, вечера отдыха, танцевальные вечера.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодня у Вас есть возможность и увидеть, и поучаствовать, и приобщиться к основным моментам жизни Движения «Школа безопасности», тем более что сегодня вашими наставниками и инструкторами будут настоящие спасатели, за плечами которых сотни боевых выездов на пожары и аварии, сотни спасенных жизней.

Сегодня Вы увидите (показательные выступления, выставку техники и т.п.), научитесь (вязать узлы, использовать огнетушитель и т.п.), узнаете…. (проводится короткий анонс предстоящих мероприятий).

Этапы будут демонстрировать (представляет сотрудников пожарно-спасательного подразделения МЧС России, участников ВДЮОД «Школы безопасности»).

Ведущий: Сейчас у всех присутствующих будет возможность попробовать свои силы в некоторых элементах «Школы безопасности». Инструктора вам помогут, покажут, ответят на ваши вопросы о заинтересовавшем Вас этапе и его оборудовании.

Перечень этапов для демонстрации в рамках показательных выступлений (в зависимости от конкретных условий и материально-технической базы):

1. Преодоление элементов 100-метровой полосы препятствий (пожарно-спасательный спорт): бум, прокладка рукавной линии, забор (выполняется только подготовленными членами команды «Школа безопасности» или спасателями).

2. Подъем в окно учебной башни с помощью штурмовой лестницы и комбинированным способом с помощью штурмовой и трехколенной лестниц (выполняется спасателями).

3. Показ работы спасательной техники (автоцистерна, автолестница, спасательные автомобили) с кратким комментарием специалиста.

4. Показ приемов работы со спасательной веревкой на стене учебной башни: спуск, спуск пострадавшего (выполняется сотрудниками подразделения МЧС России).

5. Показ приемов тушения огня с помощью огнетушителя (выполняется только подготовленными членами команды «Школа безопасности» или спасателями).

6. Показ приемов боевого развертывания от автоцистерны и тушения огня с использованием подачи воды и пены от автоцистерны (выполняется спасателями).

7. Демонстрация гидравлического спасательного инструмента, бензореза и других средств малой механизации и элементов оборудования (выполняется спасателями).

8. Выполнение приемов надевания боевого снаряжения пожарных на скорость (выполняется как спасателями, так и подготовленными членами ВДЮОД «Школа безопасности).

9. Транспортировка пострадавшего на носилках (портативные, складные носилки).

10. Показ учебного класса подразделения МЧС России и имеющегося в нем оборудования с акцентом на систематичность и разноплановость теоретической и практической подготовки спасателей (проводится представителем подразделения).

Перечень демонстрационных этапов, в которых могут принять участие желающие:

1. Вязка узлов на спасательной веревке. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности, участником команды. Затем предлагается повторить всем желающим, при этом инструктор этапа помогает выполнить прием успешно, дает пояснения.

2. Наложение современных пневматических шин. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «Школа безопасности», участником команды. Демонстрируется на желающих из числа собравшихся. Желающие подростки могут под руководством инструктора попробовать наложить шины на товарища.

3. Надевание противогаза на себя и товарища. Данный прием может выполняться представителем МЧС России, ВДЮОД «ШБ», участником команды. Затем предлагается собравшимся.

4. Надевание элементов защитного снаряжения. Выполняется не на скорость, а на правильность, возможно надевание некоторых элементов с последующим фотографированием, что вызывает у подростков особый позитивный интерес (в боевой одежде пожарного можно не надевать полукомбинезон, а только куртку и каску).

5. Установка палатки. Производится желающими под руководством ведущих и приглашенных специалистов.

6. Преодоление элементов веревочной переправы с использованием страховочных систем и защитного снаряжения. Обязательно присутствие взрослых специалистов.

7. Оказание первой помощи (сердечно-легочная реанимация) с использованием манекена «Гоша». Выполняется желающими подростками под руководством инструктора.

8. Работа с приборами дозиметрической разведки. Выполняется под руководством инструктора.

9. Дегустация каши из полевой кухни.

В зависимости от количества участников также может проводиться игра по этапам.

Заключительная часть

Представитель ВДЮОД «Школа безопасности», МЧС России: Вы сегодня участвовали в мероприятиях, которые познакомили вас со «Школой безопасности». Надеемся, что Вам все понравилось, а полученный опыт вам не пригодится в жизни. Наверное, у многих из Вас возникли вопросы. Вы можете задать их.

Представители МЧС России и ВДЮОД «Школа безопасности» отвечают на вопросы.

Ведущий благодарит всех собравшихся за участие в акции.


План проведения открытого урока на базе подразделения МЧС России

с демонстрацией спасательного оборудования, отработкой спасательных действий с тренажерами,

демонстрацией работы пожарным и спасательным инструментом

Этап

Ответственный за

проведение этапа

Ход этапа

Основное содержание этапа

Время

Вводная часть

Ведущий (представитель подразделения МЧС России)

Вступительное слово о запланированном мероприятии.

Сообщение темы встречи, ознакомление с планом ее проведения.

Краткий рассказ о подразделении МЧС России, на базе которого проводится акция.

Представление гостей.

Ознакомительная часть

Приглашенные лица (представители МЧС России/ ВДЮОД «ШБ» и др.)

Рассказ о деятельности ВДЮОД «ШБ»

Ознакомление с деятельностью МЧС России и ВДЮОД «ШБ», в т.ч. соревнованиями ШБ и полевыми лагерями «ЮС», «ЮВ» и ЮП», а также деятельностью профильных кружков.

Основная часть

Приглашенные лица, а так же активные участники Движения, сотрудники данного подразделения и проч.

· Демонстрация приемов в области пожарной (спасательной) деятельности.

· Демонстрация спасательной и пожарной техники и приемов работы с ней.

· Показ приемов с комментариями о выполняемых действиях и их назначению.

· Выполнение некоторых приемов желающими под руководством специалистов МЧС России.

· Ответы на вопросы о технике и другом оборудовании.

Заключительный этап

Приглашенные лица

Дискуссия с участниками встречи

Ответы на вопросы, раздача информационных материалов, запись желающих участвовать в мероприятиях ВДЮОД «ШБ», налаживание контактов.

Подведение итогов встречи

Благодарит всех за участие в мероприятии


Приложение 4

Особенности проведения открытого урока

на базе культурно-досуговых объектов

муниципальных образований

(парки, мемориалы, центральные площадки, дома культуры

и другие объекты)

1. В зависимости от условий и по согласованию с органами местного самоуправления возможна организация выставки пожарной и спасательной техники, специализированного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, спасательного и защитного снаряжения и т.п.

2. При проведении акции в зданиях мероприятие проводится в соответствии со сценарием, представленным в приложении 1. Отдельные демонстрационные этапы могут быть организованы в фойе, холле здания и т.д.

3. Если акция проводится на открытой площадке - место проведения мероприятия и выставка огораживаются соответствующим образом. По возможности организуются места для зрителей и приглашенных. Мероприятие проводится в соответствии со сценарием, представленным в приложении 3.

4. Если акция организуется у памятника, мемориала, целесообразно включение краткой торжественной церемонии с возложением цветов.

Примечание. В случае проведения акции на мемориале, посвященном МЧС России, ведущий объявляет: Не случайно наш разговор о движении юных спасателей происходит в значимом для всех спасателей месте (название и краткая характеристика мемориала). Участники Движения «Школа безопасности» являются преемниками славных традиций российских спасателей. Предлагаю начать наш праздник с торжественного возложения цветов к памятнику. Честь первым возложить цветы и отдать дань памяти героям предоставляется (называется приглашенный гость, члены команды-победителя региональных соревнований «Школа безопасности» и др.)


Приложение 5

Особенности проведения акции «Школа безопасности»

на базе спортивных объектов муниципальных образований

(стадионы, спорткомплексы и проч.)

1. В зависимости от условий и по согласованию с руководством спортивного объекта возможна организация выставки пожарной и спасательной техники, специализированного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, спасательного и защитного снаряжения и т.п.

2. Следует использовать преимущество проведения акции на спортивных объектах - организовать соответствующие этапы соревнований и полевых лагерей «Юный спасатель» и «Юный водник» (преодоление препятствий, пожарная полоса, комбинированная пожарная эстафета, комбинированное силовой упражнение и др.).

3. При возможности организовать показ презентации на экранах стадиона, спорткомплекса.

4. Продолжительность мероприятия и сценарий выбирается из представленных в приложениях 1, 2 и 3, в зависимости от условий.

Приложение 6

ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Краткая справка о Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности»

ВДЮОД «Школа безопасности» (далее - Движение) было создано в 1998 году на базе детско-юношеской ассоциации «Школа безопасности». Движение объединяет филиалы «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», координирующие подготовку детей в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на воде. С января 2013 года организацию управления Движением осуществляет Российский союз спасателей, куда помимо профессиональных спасателей и детского движения входит и Всероссийский студенческий корпус спасателей.

Форма управления: неправительственное, самоуправляемое, добровольное массовое общественное объединение граждан и юридических лиц – общественных объединений на основе общности интересов для реализации уставных целей и задач. Движение имеет печать, штамп со своим наименованием, эмблему, значки, флаги, другую символику и реквизиты.

Основные цели Движения:

Содействие в консолидации усилий общества в решении проблем безопасности и спасения детей и молодежи России в условиях воздействия вредных, и опасных факторов природного, техногенного, социально-экономического, криминогенного и медико-биологического характера;

Содействие в реализации государственной молодежной политики, в том числе в области военно-патриотического и гражданского воспитания и образования детей и молодежи;

Содействие в реализации президентских, правительственных и региональных программ, направленных на обеспечение социально-экономической, экологической, медицинской, информационной безопасности;

Содействие защите жизни, здоровья и достоинства людей;

Содействие разработке и реализации различных социальных программ, направленных на реализацию целей и задач Движения;

Содействие распространению идеалов человеколюбия и сострадания, возрождению традиций благотворительности;

Содействие развитию детского и молодежного творчества.

Задачи Движения:

Содействие осуществлению государственной политики - в части оказания методической помощи образовательным учреждениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, общественным объединениям и организациям по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Содействие приобщению детей и юношества к вопросам личной и коллективной безопасности, содействие развитию их заинтересованности предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;

Предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций, оказанию само- и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;

Содействие воспитанию у учащихся экологической культуры, чувства любви к природе;

Популяризация и пропаганда среди населения основ здорового и безопасного образа жизни;

Содействие воспитанию и подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил России, привитие молодежи любви к Отчизне и уважения к славным военно-патриотическим традициям России;

Содействие обучению детей и молодежи практическим навыкам и умению пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты и эффективным действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе на пожаре, при совершении дорожно-транспортного происшествия или террористического акта;

Содействие в проведении мероприятий, направленных на противодействие проявлениям политического, национального и религиозного экстремизма в молодежной среде;

Содействие защите законных прав и интересов детей, подростков, молодежи;

Проведение с учащимися образовательных учреждений, учреждениями начального и среднего профессионального образования различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях и здорового образа жизни.

Направления деятельности Движения:

Свободное распространение информации о своей деятельности, учреждение средств массовой информации, разработка и издание информационно-справочной, методической и иной литературы и видеопродукции в целях популяризации Движения и пропаганды знаний среди учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

Координация деятельности структурных подразделений Движения;

Участие в разработке программ, методических пособий, учебников по основам безопасности жизнедеятельности;

Участие в организации соревнований «Школа безопасности» на всех уровнях и других массовых мероприятий с учащейся молодежью;

Проведение конференций, семинаров, совещаний, консультаций по проблемам безопасности жизнедеятельности, здоровому образу жизни, патриотическому воспитанию детей и молодежи;

Участие в организации мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота;

Пропаганда здорового образа жизни, участие в проведении экологических мониторингов по определению степени загрязнения окружающей среды (почвы, водоемов, леса, воздуха), организация и проведение акций в защиту окружающей среды;

Участие в создании оздоровительных лагерей труда и отдыха, лагерей специализированной подготовки, лагерей «Юный спасатель» и других лагерей для детей и молодежи;

Участие в организации летних и зимних спортивно-оздоровительных сборов, спортивных игр, соревнований, экскурсий и туристических походов;

Проведение вечеров отдыха, праздников, конкурсов и выставок творчества, смотров художественной самодеятельности и других видов культурно-просветительских мероприятий.

Участие в движении «Школа безопасности» не требует от непосредственных участников финансовых затрат, что делает его «привлекательным» для детей из всех социальных слоев общества.

2. Соревнования «Школа безопасности»

Общие сведения о соревнованиях:

Ежегодно на всех уровнях проводятся профильные полевые лагеря и соревнования «Школа безопасности», в которых принимает участие около 2 млн. детей. В основном все соревнования и полевые выезды организуются на базе школ, детских оздоровительных и мобильных развертываемых палаточных лагерей. В 2012 году впервые были проведены соревнования международного уровня, в которых приняли участие команды из 11 стран.

В ходе обучения дети отрабатывают действия по организации поисково-спасательных работ, обучаются на пожарно-тактической полосе препятствий, учатся на практике отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи, порядку применения средств индивидуальной защиты и многому другому.

Опыт показывает, что для большинства детей и подростков деятельность, сопряженная с определенным риском, требующая точности, ловкости, проявления воли и мужества является крайне притягательной и интересной. Таким образом, овеянная героикой профессия спасателя и пожарного, комплексный подход к обучению, включающий как учебные занятия с максимально насыщенной практической частью, так и творческие конкурсы, обучающие игры, преодоление полосы препятствий, игры на местности, зачетные соревнования являются залогом высокой действенности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности».

Основная цель соревнований «Школа безопасности»:

формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, морально-психологических и физических качеств, патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи при проведении соревнований:

пропаганда Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»;

пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности;

проверка уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

отработка и совершенствование практических навыков и умений поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;

привитие навыков оказания первой помощи пострадавшим;

приобретение социального опыта командного взаимодействия и взаимопомощи.

Соревнования направлены на раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.

Уровни проведения соревнований:

международные;

всероссийские;

межрегиональные;

региональные (субъектовые);

муниципальные;

объектовые.

Являясь победителем на определенном уровне, команда выступает на следующем более высоком.

Основные виды состязаний и конкурсов:

К видам состязаний относятся:

«Полоса препятствий»;

«Маршрут выживания»;

«Поисково-спасательные работы»;

«Комбинированная пожарная эстафета» или «Пожарно-тактическая полоса»;

«Комбинированное силовое упражнение»;

К основным конкурсам относятся:

«Конкурс представления команды»;

«Конкурс стенгазет»;

«Конкурс военно-патриотической песни»;

«Теоретический конкурс»;

«Организация быта» (при оборудовании палаточного лагеря проводится конкурс «Организация быта в полевых условиях»);

«Конкурс поваров».

Участники соревнований:

Для соблюдения равных условий проведения соревнований определены две возрастные группы участников соревнований:

младшая возрастная группа – подростки с 12 до 14 лет;

старшая возрастная группа – подростки с 15 до 17 лет.

Состав команды 12 человек, из них: 8 основных участников, 2 запасных участника, руководитель команды и его заместитель. При этом, из 10 человек участников-подростков, должно быть не менее 3-х девушек. Капитаном команды назначается участник из основного состава.

Полевые лагеря

Для участия в полевых лагерях приглашаются команды от кадетских корпусов, школ, классов, кружков (секций) «Юный спасатель», учащиеся которых прошли подготовку по специализации «Аварийно-спасательное дело» в течение года.

Состав команды: 8 участников (из них не менее 2 девушек), 1 руководитель и 1 заместитель руководителя (спасатель) оба старше 18 лет. Дополнительно в состав команды могут входить до двух запасных участников. Возраст участников полевого лагеря 14-17 лет.

Все участники полевого лагеря должны иметь опыт ночевки и жизнеобеспечения в полевых условиях, навыки приготовления пищи на костре и уметь плавать.

В полевых лагерях предусматриваются следующие мероприятия:

практические занятия и тренировки по совершенствованию навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях и проведению спасательных работ;

соревнования юных спасателей по видам:

«Поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера»;

«Поисково-спасательные работы в природной среде»;

«Поисково-спасательные работы на акватории»;

«Комбинированная пожарная эстафета»;

«Кросс 1 км»;

«Комбинированное силовое упражнение».

спортивные соревнования (футбол, волейбол, стрельба, перетягивание каната);

конкурсная программа (конкурс стенгазет, конкурс представлений команд, конкурс военно-патриотической песни, конкурс на скорость завязывания специальных узлов на пожарных веревках, организация быта в полевых условиях);

экскурсионная и культурно-развлекательная программа.

Краткий вводный инструктаж по технике безопасности, предостережение от попыток самостоятельного повторения приемов, напоминание строго выполнять указания инструктора.

Инструкция

Изучают ОБЖ в некоторых регионах страны только в старших классах, в других - в средней и старшей школе, а также некоторые знания дети получают на уроках окружающего мира в начальных классах. Стоит сказать, что в старших классах уроки проводятся отдельно и : мальчикам преподаются основы военной службы, что актуально в связи с сокращением срока срочной службы, а девочкам - углубленные знания по , в частности, о репродуктивном здоровье и т.д. Тематически весь курс основ безопасности жизнедеятельности делится на несколько основных разделов.

Первый раздел включает в себя знания и навыки поведения по обеспечению безопасности и защите в разных чрезвычайных и опасных ситуациях. Это правила поведения при пожарах, наводнениях, землетрясениях, смерчах и других природных и техногенных катаклизмах. Причем важным считается не только дать знания о правилах поведения в таких ситуациях и сформировать основные навыки, но привить и культуру безопасности, чтобы знать, как не допускать подобных ситуаций. Например, не включать много приборов в одну розетку, которая для этого не предназначена, и т.п. Также данный раздел включает знания о поведении на дорогах. О том, что не нужно входить в лифт с незнакомцами и садиться к ним в машину, также говорят не только родители, но и учитель ОБЖ.

Следующий раздел ОБЖ - это основы медицинских знаний. Здесь изучаются принципы оказания первой медицинской помощи при разных случаях. Так, сюда входят правила оказания помощи при получении солнечного удара, утоплении, отравлении, получении ожогов, кровотечениях, ударах током, переломах и т.п. Основными практическими навыками, получаемыми детьми, должны стать: умение сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, перевязать рану, наложить шину и т.д.

Также на ОБЖ дается представление о здоровом образе жизни. Данный раздел очень важен при наличии многих соблазнов реального мира. Сюда входит изучение проблемы детской и взрослой наркомании, алкоголизма, беспорядочных половых связей. Здесь же изучаются вопросы правильного питания, закаливания, пользы занятий спортом, грамотного распорядка дня, отношений с противоположным полом и т.д.

Еще один важный раздел для изучения - комплекс современных проблем безопасности общества. В основном здесь поднимается тема : как вести себя при обнаружении подозрительных предметов, что делать в случае захвата, как спастись при угрозе взрыва и т.д. Изучение глобальных проблем общества (загрязнение окружающей среды, рациональное использование даров Мирового океана, сохранение культурного наследия, предотвращение этнополитических конфликтов и т.д.) также входят в данный раздел.

В курс «Основы военной службы», который проводится только для ребят, входит изучение воинских уставов, порядка прохождения воинской службы, военной формы и специальных знаков отличия. Также проводятся практические занятия, формирующие основные навыки, необходимые в армии, например, строевой шаг. Конечно, в армию после школы пойдут не все учащиеся. Эти знания необходимы, главным образом, для патриотического воспитания молодежи.

Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья – первая в рубрике «Основы безопасности жизнедеятельности». В ней мы разберемся, что же за наука ОБЖ, что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности, какова роль ОБЖ в наше время в обществе и в жизни отдельного человека.

Думаю, большинство из нас изучали этот предмет еще в школе. Не знаю, многое ли запомнилось из школьных уроков ОБЖ. Но возвращаясь сейчас к этой теме, понимаешь насколько важен и значим этот предмет, особенно сегодня, в столь неспокойное для всех нас время.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Так же этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.

Поэтому такой прозаичный предмет как "Основы безопасности жизнедеятельности" можно охарактеризовать философскими высказываниями великих людей: «Знание – броня от всех бед» сказал Абуль Хасан Рудаки, персидско-таджикский писатель; «Знание и могущество – одно и то же » - это высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона. И вот еще одно высказывание римского писателя Анея Люция Сенеки «Незнание – плохое средство от всех бед».

То есть понятно, что даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. "Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны" - считал древнегреческий драматург Эсхил.

Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. То есть задача учителя вложить в ученика знания и умения, чтобы в последующем ученик смог применить эти знания на практике уже без помощи учителя.

Вот интересное высказывание Л.Н. Толстого: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему».

Преподаватели, анализировавшие это высказывание, склоняются к тому, что здесь говорится о воспитание ребенка и человека. Ведь если не заложены в человеке основные воспитательные моменты, высокие принципы морали, будь он сто пядей во лбу, толку от этого бывает мало, а то и вовсе только один вред.

И сама жизнь в подтверждение этого правила приводит наглядные примеры: очень часто мы сталкиваемся в быту с учеными хамами и эгоистичными образованными циниками. Думаю всем понятно, как такие люди поведут себя в случае опасности. Про таких говорят: что в разведку бы с ним не пошел. Вот потому то и уделяется большое внимание воспитанию школьников на уроках ОБЖ.

Какие задачи, должен решать курс ОБЖ? По мнению главного специалиста по основам безопасности жизнедеятельности при московском департаменте образования В.А. Синельникова главными задачами курса "Основы безопасности жизнедеятельности" являются:

Формирование высокодуховного культурного человека, с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящимся к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;

Привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;

Обучение всем навыкам и приемам по сохранению своей жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.

Три основных блока знаний, которые включает в себя основы безопасности жизнедеятельности.

1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основы медицины и здоровья.

3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.

Но тематические знания, не могут существовать отдельно от психологической подготовки в условиях чрезвычайных ситуаций. Так как именно психологическая подготовка влияет на успешное преодоление любых непредвиденных ситуаций. И поэтому предмет ОБЖ обязательно должен включать в себя серьезную психологическую подготовку.

Исходя из вышеизложенного понятно, что – это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни. Только знание основ безопасности жизнедеятельности сможет по-настоящему сделать вашу жизнь безопасной, спокойной и уверенной в завтрашнем дне. На сегодня все. Продолжу тему ОБЖ в последующих статьях. Всем благополучия и спокойствия.

С Уважением, Алексей Грин.



Просмотров