Нарушение исключительных прав. Компенсация за нарушение исключительных прав
Нарушение авторских прав влечет наступление юридической ответственности. Но помимо самого по себе факта нарушения необходимо наличие и других условий привлечения к ответственности, которые зависят от вида ответственности. Ответственность за нарушение авторских прав делится на несколько видов в зависимости от сущности нарушения, последствий нарушения авторских прав и установленных законом санкций.
1) Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав заключается в предъявлении к нарушителю требований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 12, 1250-1253 и 1301. Такие требования также называют способами защиты авторских прав . Гражданско-правовая ответственность призвана восстановить потери автора в результате нарушения (как имущественные, так и неимущественные). Она наступает только по требованию автора или правообладателя и применяется для защиты его частных интересов.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав наступает при наличии ряда условий. Далее будут описаны общие условия и перечислены исключения из них.
- наличие нарушения личных неимущественных или исключительных прав автора . Нарушение исключительного права выражается в использовании произведения без . Нарушение личных неимущественных прав может являться результатом несанкционированного изменения, дополнения или искажения произведения, неуказания имени автора на экземплярах объекта авторских прав, обнародования произведения без согласия автора;
- наличие вины нарушителя . По общему правилу, защита авторских прав гражданско-правовыми способами возможна, если нарушитель знал о том, что нарушает авторские права, или не проявил должную степень заботливости или осмотрительности, чтобы избежать нарушения. Однако это правило знает целый ряд исключений, когда ответственность за нарушение авторских прав наступает без вины. Во-первых, доказательства вины нарушителя не требуются при предъявлении требования о прекращении нарушения и требования о публикации решения суда о допущенном нарушении. Впрочем, такие требования не являются мерами ответственности в строгом смысле этого слова. Во-вторых, без вины отвечают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, индивидуальный предприниматель будет нести ответственность за нарушение авторских прав и в том случае, если он не знал и не должен был знать о нарушении. Например, когда он добросовестно полагал, что используемая им в предпринимательских целях программа для ЭВМ является лицензионной.
- наличие убытков . Как правило, имеет значение только для нарушения исключительного права на использование произведения, хотя возможны ситуации, когда убытки причинены в результате нарушения личных неимущественных прав автора Кроме того, правообладатель не обязан доказывать наличие убытков, если заявил требование о взыскании компенсации.
- причинно-следственная связь между нарушением авторских прав и убытками . Это условие устанавливается, если по обстоятельствам дела необходимо доказывать убытки.
2) Административная ответственность за нарушение авторских прав
Административная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях , а именно частью 1 статьи 7.12 и частью 2 статьи 14.33.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.12 наступает за:
- введение в оборот и иное незаконное использование экземпляров произведений, если такие экземпляры являются контрафактными или на экземплярах указаны ложные сведения об авторах или правообладателях;
- иное нарушение авторских прав в целях извлечения дохода.
Таким образом, к административной ответственности может быть привлечен не только изготовитель контрафактных экземпляров, но и их распространитель, импортер, а также лицо, которое нарушает авторские права в иных формах.
Санкция заключается в наложении штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц размером от 1 500 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений.
По части 2 статьи 14.33 административная ответственность наступает за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием . По этой статье к ответственности привлекают только лицо, которое впервые ввело контрафактные товары в оборот.
Санкция предусматривает наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц. Для должностных лиц штраф равен 20 000 рублей. Для юридических лиц – от 1% до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 рублей.
3) Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- Плагиат, т.е. присвоение авторства , причинившее автору крупный ущерб. Это преступление выражается в нарушении личного неимущественного прав автора на имя, когда лицо выдает себя за автора чужого произведения, выпускает произведение под своим именем или не указывает имени своего соавтора. Поэтому советую Вам прочесть статью о том, . Санкция за плагиат влечет штраф, либо обязательные работы, либо исправительные работы на срок до 1 года.
- Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав , а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта, если деяние совершено в крупном размере. Крупным признается размер, превышающий 100 000 рублей. Совершение указанных действий в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или с использованием служебного положения влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок 6 лет.
Таким образом, законодательство России предусматривает ответственность за нарушение авторских прав трех видов. Для удобства предлагаю Вашему вниманию схему “Виды ответственности за нарушение авторских пра в”
На практике правообладатели, особенно это касается правообладателей , часто сначала обращаются в правоохранительные органы в целях привлечения нарушителя к уголовной ответственности. Затем, имея на руках копию приговора суда, они идут в суд и привлекают того же нарушителя к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания .
Нарушение исключительных прав*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Нарушение исключительных прав
Как распределяется ответственность между инициаторами нарушения и конечным пользователем.
Максим Лабзин, партнер: «Пострадавший правообладатель может обратиться с иском к любому из известных ему нарушителей»
- С кого вправе взыскать убытки правообладатель за нарушение своего авторского права.
- В каких случаях в отношении невиновного продавца контрафактного товара может быть снижен размер ответственности.
- Возможно ли снизить размер компенсации, рассчитанной по двойной стоимости контрафактного товара.
На протяжении всего пути развития гражданского права перед законодателем стоял вопрос: насколько степень вины того, кто причинил вред, должна влиять на обязанность этот вред возместить. Ведь для пострадавшей стороны будет слабым утешением тот факт, что причинитель вреда может быть невиновен. Вот и при нарушении исключительных прав авторов или иных правообладателей пострадавшему неважно, кто явился нарушителем – изготовитель или продавец контрафактного товара. По общему правилу, пострадавший правообладатель может обратиться с иском к любому из известных ему нарушителей. Применение мер, направленных на защиту интеллектуальных прав, может иметь место и при отсутствии вины нарушителя. Необходимо понимать, в каких случаях невиновному нарушителю все-таки можно избежать ответственности за нарушение исключительных прав и есть ли возможность снизить размер ответственности, предусмотренной нормами права.
Продавец контрафактного товара будет нести ответственность даже без вины
В современном гражданском законодательстве вина определена в качестве условия гражданско-правовой ответственности. Но при этом в ряде случаев из этого правила имеются исключения: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законодательством может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины лица, причинившего вред (п.2 ст. 1064 ГК РФ).
Так, например, возмещение вреда при отсутствии вины возможно при следующих обязательствах:
- вред причинен деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ);
- вред причинен жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков товара, работы или услуги либо вследствие недостоверной или недостаточной информации о них, если они приобретены в потребительских целях (ст. 1095 ГК РФ);
- причинен моральный вред распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 ГК РФ).
В праве интеллектуальной собственности до последнего времени не было исключений из общего подхода. Но постепенно и здесь наметились тенденции к отступлению от принципа виновной ответственности в пользу ответственности без вины. Дело в том, что слишком часто в этой сфере имеет место ситуация, в которой добросовестный нарушитель предпринял все разумные меры, чтобы избежать нарушения прав, но оно всё равно произошло.
Например, продавец товаров широкого ассортимента не может себе позволить проверять на юридическую чистоту все объекты интеллектуальной собственности, которые содержатся в продаваемых им товарах. Продавец вступает во взаимоотношения с поставщиком, и последний гарантирует, что никакого нарушения нет. На деле же данные гарантии оказываются ложными, а продавец, не зная о том, продает контрафактный товар.
Или другая ситуация. Как известно, объекты авторского права не вносятся в обязательном порядке в какие-либо публичные доступные реестры. Из-за этого невозможно достоверно установить правообладателя. Полагая, что перед ним действительно правообладатель, пользователь произведения заключает с ним лицензионный договор, и начинает использовать это произведение. Но потом оказывается, что никаких прав у лицензиара не было, и он не мог их предоставить.
Вроде бы взыскивать что-либо с таких нарушителей несправедливо, ведь они не знали о нарушениях авторских прав. Но возникает вопрос: а что же делать правообладателю, если он потерпел убытки? Ведь он не виноват, он провинился только лишь тем, что обладал правами на востребованный объект интеллектуальной собственности. Этот вопрос обостряется до предела в случаях, если инициатора нарушения установить невозможно либо есть какие-то другие препятствия к получению от него возмещения потерь. Но еще нужно принять во внимание, что такой невиновный пользователь все-таки что-то заработал на допущенном нарушении.
Получается, что если не отойти от принципа вины и не позволить правообладателю взыскивать компенсацию с конечного пользователя объекта, то не будет обеспечена эффективная охрана исключительных прав. Во многих случаях потери несправедливо лягут на правообладателя, хотя кто-то смог даже заработать на нарушении его прав.
Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение
Надо отметить, что в судебной практике тенденция взыскивать компенсацию за нарушение исключительных прав не только с инициаторов нарушений, но и с конечного нарушителя, проявляла себя постепенно.
Так, например, созданные Президиумом ВАС РФ прецеденты по делу №А40-6440/07-5-68 и делу №А40-75669/08-110-609 стали примерами применения в России зарубежного подхода к определению ответственности провайдеров интернет-услуг. Согласно этому подходу, такие провайдеры могут быть признаны нарушителями с возложением обязанности выплатить компенсацию, если уклонились от принятия мер по прекращению нарушения, хотя знали или могли знать об этом нарушении. Этот подход вскоре наверняка найдет себе место и в новой редакции ГК РФ.
В другом деле Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что компенсация за нарушение прав на товарный знак может быть взыскана не только с заказчика производства контрафактного товара, но и с завода – исполнителя заказа. Даже если завод не изготавливал упаковку и иные носители товарного знака, а только помещал в них свою продукцию на основании заказа, он все равно несет ответственность. Возможно, при формировании выводов на судей повлиял тот факт, что к тому времени инициатор производства уже обанкротился, и у правообладателя осталась возможность возместить свои потери только с фактического изготовителя (постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 по делу №А41-8764/10).
После таких прецедентов возникает сомнение, что арбитражные суды всегда будут следовать позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.13 постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 №15, согласно которому типография не является надлежащим ответчиком по иску о нарушении авторских прав.
Что же касается положения продавцов контрафактных книг, то они всегда рассматривались в качестве надлежащих ответчиков. Так, в информационном письме от 13.12.2007 №122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» Президиум ВАС РФ указал, что ответчик, который по материалам рассмотренного судами дела продавал контрафактные диски с компьютерной программой, не доказал отсутствия своей вины, хотя в силу п.2 ст.1064 ГК РФ был обязан это сделать (п.6). Но при этом в указанном информационном письме не сказано, какие доказательства приводил ответчик в подтверждение своего довода об отсутствии вины и почему суды их отклонили. Таким образом, в целом этот пункт был воспринят судами как указание на правомерность взыскания компенсации с любого продавца контрафактного товара, а ссылки на его невиновность повсеместно отклонялись.
Однако в положениях четвертой части ГК РФ явно усматривается введение норм об охране интеллектуальной собственности и ответственности за сам факт причинения вреда вместо принципа виновной ответственности (п. 3 ст. 1250 ГК РФ).
«Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (подпункт 5 пункта 1 статьи 1252) и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет» (п.3 ст.1250 ГК РФ).
Это положение устанавливает правило о том, что отсутствие вины нарушителя не только не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, но и не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав.
Ответственность продавца будет минимальной, если известны другие нарушители исключительного права
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, с одной стороны, ограничили применение указанного правила по отношению к невиновному только теми способами защиты, которые не относятся к мерам ответственности (в частности, к выплате компенсации). Но с другой стороны, они указали на то, что ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст.401 ГК РФ (п.23 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» (далее – Постановление №5/29).
Это указание является крайне важным для рассматриваемого вопроса, потому что п.3 ст.401 ГК РФ в отношении лиц, нарушивших обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, фактически устанавливает ответственность без вины. Согласно этой норме, предпринимателя могут освободить от ответственности только чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, к которым не относится, например, нарушение обязанностей его контрагентами. В итоге, продавцы контрафактных товаров с еще большей уверенностью стали привлекаться судами к гражданско-правовой ответственности уже без выяснения вопроса об их виновности.
Между тем, в одном из дел, рассмотренном в конце 2012 года Президиумом ВАС РФ, эта судебная практика была поставлена под сомнение. В этом деле невиновность продавца была наиболее явной, а действия истца были направлены на то, чтобы выиграть как можно больше денег с целого ряда продавцов.
Так, согласно обстоятельствам дела, правообладатель фотографии обратился с иском к торговому дому, поскольку в магазинах последнего продавался журнал, внутри которого его фотография была незаконно размещена. Иск был удовлетворен, и с ответчика была взыскана компенсация в размере 50 000 рублей, определенная по усмотрению суда. При этом правообладатель имел возможность обратиться к издателю журнала, который был хорошо известен, но он этого не сделал, предпочитая судиться сразу с несколькими розничными продавцами журнала (постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 по делу №А40-82533/11-12-680).
В определении коллегии судей ВАС РФ о передаче дела на рассмотрение в Президиум имелись сомнения и вопросы. Судьи не отрицали, что деятельность торгового дома является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий. Но вместе с этим коллегия указала, что из приведенных норм однозначно не следует вывод о том, что ответственность, предусмотренная в ст.ст.1250, 1301 ГК РФ наступает без вины. Таким образом, она посчитала необходимым передать дело на рассмотрение Президиума ВАС РФ, поскольку имелась правовая неопределенность по вопросу о том, должен ли невиновный предприниматель всегда нести ответственность в полном объеме. Также возник вопрос: имеет ли место совместное причинение вреда ответчиком и издателем, опубликовавшим спорную фотографию, как основание для их солидарной ответственности применительно к п.2 ст.322 ГК РФ. Кроме того, коллегия указала, что, согласно п.2 ст.1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (определение ВАС РФ от 30.08.2012 по делу №А40-82533/11-12-680).
Рассматривая это дело, Президиум ВАС РФ постановил следующее. Ответчик исходил из принципа надлежащего исполнения обязательств поставщиком и из принципа добросовестности. Продажа журналов является обычным способом их распространения и, по общему правилу, не предполагает специальной проверки того факта, нарушены ли при его создании и печати интеллектуальные права третьих лиц. Ответчик не знал и не должен был знать о нарушении чужих прав. В этой связи следует считать, что он предпринял все необходимые действия, связанные с соблюдением исключительных прав.
Вместе с тем, деятельность ответчика является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий, ей присущих. Здесь подлежит применению п.23 Постановления №5/29 и п.3 ст.401 ГК РФ. При этом Президиум ВАС РФ отметил, что размер компенсации за неправомерное использование произведения должен определяться исходя из необходимости восстановления имущественного положения правообладателя. Это означает, что он должен быть поставлен в то имущественное положение, в котором он находился бы, если бы произведение использовалось правомерно. Поэтому при определении размера компенсации следует учитывать возможность привлечения к ответственности правообладателем всех известных нарушителей его права.
В результате Президиум ВАС РФ постановил, что ответчик может быть привлечен к ответственности за нарушение авторского права при продаже журнала, но размер присуждаемой компенсации должен быть минимальным (10 000 рублей), поскольку у истца остается еще возможность возместить свои потери и с изготовителя журнала.
Таким образом, риски, связанные с продажей контрафактных товаров, все-таки ложатся на продавца вне зависимости от его вины, но при этом ответственность имеет некоторые пределы. Продавец рискует тем, что товары будут конфискованы и уничтожены, а он заплатит компенсацию, но в относительно небольшом размере. Разумеется, он сможет затем подать к своему поставщику регрессный иск о возмещении всех этих потерь, но это уже будут заботы продавца, а не правообладателя.
Однако вскоре, по другому делу, перед Президиумом ВАС РФ был поставлен новый вопрос: а что делать, если истец требует взыскать с продавца компенсацию в размере двойной стоимости товара при том, что такую же компенсацию он одновременно требует и с первого поставщика того же самого товара. Проблема в том, что суд не уполномочен законом снижать компенсацию, рассчитанную по двойной стоимости контрафактного товара. Об этом же говорил на заседании Президиума ВАС РФ представитель истца. В ходе рассмотрения дела одним из судей в составе Президиума ВАС РФ истцу был задан вопрос о том, разумно ли будет взыскать двойную стоимость с каждого из продавцов-звеньев цепочки, если товар будет перепродан десять раз? Действительно, в таком случае общая сумма компенсация получится равной стоимости товара, помноженной на 20, что находится за гранью здравого смысла и в корне противоречит предназначению такого способа защиты, как взыскание компенсации. В результате Президиум ВАС РФ в части вопроса о размере компенсации отменил судебные акты и отправил дело на новое рассмотрение (постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 №А40-8033/12-5-74). Мотивировочная часть постановления пока не опубликована, а по определению о передаче дела на рассмотрение в Президиум трудно понять, какой же подход здесь будет предложен, поскольку в нем содержатся, в основном, вопросы по формированию правовой позиции. Но, думается, что высшая судебная инстанция позволит взыскивать компенсацию в размере двойной стоимости товара только один раз. Либо с одного нарушителя, либо с другого по выбору истца, что вполне согласуется со смыслом и духом закона.
авторское право, интеллектуальная собственность, медиа, международные товарные знаки, патенты, программное обеспечение, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки, франчайзинг, юруслуги IT-компаниям, юруслуги издательскому бизнесу
Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.
Что такое «пиратство» и контрафакция?
Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.
Основные виды нарушений авторского права
Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:
- копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
- распространение произведения (прокат, продажу и др.);
- публичную демонстрацию;
- публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
- трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
- перевод произведения на другие языки;
- переработку произведения (плагиат).
На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.
В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.
Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»
Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».
Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».
Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.
По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.
По мнению основателя движения свободного ПО рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.
Причины пиратства
Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.
Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.
В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.
На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли - первопричина пиратства.
Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).
Отличие «пиратства» от плагиата
Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.
В случае же с плагиатом он имеет другую цель - признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.
Чем чревато нарушение авторского права?
Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.
Она может быть:
- уголовной;
- административной.
Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.
Основанием для административной ответственности является а для уголовной - ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».
Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).
Юридический аспект защиты авторских прав
В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом - «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).
Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:
Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?
Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе - «Нарушение авторских и смежных прав».
В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав - это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).
- Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
- Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
- Арест на срок от трех до шести месяцев.
При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:
- лишением свободы (до 6-ти лет);
- штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).
Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?
Возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав - альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.
Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.
Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.
Виды возмещений
- 10 тыс. - 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
- удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
- удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.
При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).
Содержание иска о нарушении авторских прав
Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.
К неимущественному виду относятся следующие права:
- на имя;
- авторство;
- на отзыв и обнародование произведения;
- на защиту существующей репутации.
Иск неимущественного характера может включать следующие требования:
- о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
- о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
- о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).
Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права
Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).
В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).
Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.
В нашей стране видео- и аудиопиратство - это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.
Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.
Они имеют вид:
- «Экранка» (CAMRip - CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
- Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
- «Рулон» (telecine - TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
- Утечка рабочей версии (workprint - WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
- Утечка промо-копии (DVD screener - DVDSCR и Screener - SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
- DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
- R5 DVDRip - копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
- HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip - скопированный материал получен из телетрансляции.
- BDRip (Blu-ray Disc Rip) - данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
- VHS Rip - копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.
Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.
Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте
Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:
- невыплата либо частичная выплата гонорара;
- издание произведения без соответствующего согласия автора;
- нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
- отсутствие указания имени настоящего автора.
И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.
Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав
Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).
Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.
В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.
Если последует то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.
В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.
По данным статистики, меры именно относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.
Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав
Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.
В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.
На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:
- Youtube.ru;
- Freemusicarchive.org;
- сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
- Rutube.ru;
- Jamendo.com.
В каких странах распространено данное правонарушение?
По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.
Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:
- Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
- Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.
Здравствуйте, Даниил.
Я хочу снять короткометражный фильм по рассказу, написанному в 1959 году американским писателем (автор жив по сей день). С указанием автора и названия литературного источника, разумеется.
Поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 229, отсутствие прямого запрет правообладателя на использование его произведения не считается согласием с его стороны, то без документального подтверждения Вашего права на экранизацию данного литературного произведения и переработку его в литературный сценарий, у Вас нет законных оснований снимать (ни короткометражный, ни полнометражный, ни, даже, ролик) по рассказу, написанному тем или иным автором.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Проект является некоммерческим, целью является демонстрация на youtube (без извлечения прибыли) и участие в фестивалях.
В соответствии со ст. 1270 Г, цель извлечение прибыли не играет определяющего значении при использовании авторского произведения.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
<....> перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации , аранжировки, инсценировки и тому подобного).
Демонстрация такого произведения на yotube и на фестивалях будет результатом использования авторского произведения путем его переработки, т.е. такая деятельность не законна.
Является ли данный процесс незаконным?
Да, без соответствующего письменного разрешения правообладателя исключительного авторского права на указанное произведение, указанный Вами процесс является незаконным.
Какие последствия возможны?
гражданско-правовая
ответственность - ст.ст. 12, 1252, 1301 ГК РФ
административная ответственность - ст.ст. 7.12 (речь идет только о целях извлечение дохода либо об изобретении), 14.33 КоАП РФ (речь идёт о недобросовестной конкуренции с незаконным использованием авторского права).
уголовная ответственность- ст.146 УК РФ (речь идёт о плагиате - присвоении авторства).
В Вашем случае, нужно опасаться гражданско-правовой ответственности.
ст. 12 Способы защиты гражданских прав; ст. 1252 ГК РФ Защита исключительных прав.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1)о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2)о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
3)о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
4)об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5)о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
ст. 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Может ли российское издательство (которое выпустило данную книгу в России на русском языке) выдать мне соответствующее разрешение?
Да, если российское издательство наделено соответствующим правом: экранизировать указанное произведение, в том числе, с привлечением третьих лиц, что представляется весьма сомнительным. Ответ, скорее нет, нежели да. В любом случае, за соответствующим разъяснением, нужно обратиться в российское издательство.
Для ознакомления прилагаю форму типового авторского договора о передачи права на экранизацию литературного произведения.