Статья 103 гражданский кодекс

Комментарии к статье

1. Систему органов управления акционерным обществом возглавляет общее собрание акционеров, к компетенции которого отнесено решение важнейших вопросов правового положения и деятельности общества. Общее собрание является в первую очередь волеобразующим органом, с помощью которого происходит преобразование совокупности мнений участников общества по какому-либо вопросу в одно консолидированное решение. Такие решения принимаются путем проведения голосования среди акционеров, владеющих голосующими акциями, что позволяет каждому из них осуществить свое право на участие в делах общества.

Общее собрание акционеров не является постоянно действующим органом. Согласно п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров, а также вправе проводить внеочередные собрания.

2. Пункт 1 коммент. ст. вводит понятие исключительной компетенции общего собрания акционеров, под которой следует понимать совокупность тех его полномочий, которые не могут передаваться исполнительному органу. При этом согласно коммент. п. содержащийся в нем перечень исключительных полномочий общего собрания может быть дополнен Законом об акционерных обществах. Вместе с тем, существенно расширив компетенцию общего собрания, Закон отказался от использования применительно к ней термина "исключительная" и устранил почву для рассуждений о существовании некой "неисключительной" компетенции данного органа управления. Как следует из п. 2 ст. 48 Закона, ни один из вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, не может быть передан на решение исполнительному органу общества. Иными словами, все полномочия общего собрания являются исключительными в том смысле, в каком данный термин использован в ГК.

По смыслу подп. 20 п. 1 и п. 3 ст. 48 Закона об акционерных обществах компетенция общего собрания определяется только Законом и, следовательно, не может быть расширена уставом общества. Единственное исключение из этого правила относится к ситуации, когда в обществе с небольшим числом участников не создается совет директоров. В этом случае уставом может быть предусмотрено, что функции (и, следовательно, полномочия) совета директоров осуществляет общее собрание акционеров (см. абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах).

В то же время согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах указанная компетенция может быть сужена уставом путем передачи совету директоров некоторых полномочий, в отношении которых такая передача прямо допускается Законом (см., напр., подп. 6 и 8 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 72 Закона). Возможность передачи совету директоров одного из полномочий общего собрания предусмотрена также абз. 5 коммент. п.

3. Несмотря на то что общее собрание названо высшим органом, его роль в управлении обществом не следует преувеличивать. Общее собрание "направляет" деятельность иных органов, но не подменяет их. Пункт 3 ст. 48 Закона об акционерных обществах подчеркивает, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом. Данная норма направлена в первую очередь против непродуктивного вмешательства общего собрания в деятельность исполнительного органа (профессиональных менеджеров), более приспособленного для руководства текущей деятельностью общества.

Несоблюдение указанной нормы является грубым нарушением закона. В соответствии с п. 27 постановления ВАС N 19 в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре, ссылаются в обоснование своих требований или возражении по иску на решение общего собрания акционеров, и при этом судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания, суд должен, независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет, рассматривать такое решение как не имеющее юридической силы и разрешить спор, руководствуясь нормами закона.

4. Формулировка абз. 1 п. 2 коммент. ст. может привести к поспешному выводу о том, что совет директоров (наблюдательный совет) создается лишь в обществах, насчитывающих более пятидесяти акционеров. Представляется, однако, что коммент. абз. несет иной смысл и лишь определяет, в каких обществах создание совета директоров является обязательным. Отсюда следует, что вопрос о создании данного органа управления в обществах с меньшим числом участников оставлен ГК на усмотрение последних. Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах уставом общества, насчитывающего менее 50 акционеров, может быть предусмотрено, что функции совета директоров осуществляет общее собрание. В этом случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Нельзя не отметить, что между положениями абз. 1 п. 2 коммент. ст. и абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона имеются два противоречия. Во-первых, в ГК говорится о любых акционерах, а в Законе - лишь о владельцах голосующих акций. Во-вторых, из указанных норм ГК и Закона вытекают противоположные выводы относительно обязательности создания совета директоров в обществе, число участников которого равно 50. Представляется что оба противоречия должны решаться в пользу ГК.

5. В трехзвенной системе органов управления акционерного общества совет директоров занимает промежуточное положение, осуществляя общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (см. абз. п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах). Необходимость создания совета директоров в обществах с большим числом участников обусловлена тем, что в таких обществах созыв и проведение общего собрания затруднены, вследствие чего промежутки между его заседаниями, как правило, значительны. Кроме того, большинство акционеров обычно не обладают достаточными навыками управления компанией да и не стремятся взять на себя связанные с ним хлопоты. Наличие в обществе совета директоров компенсирует указанные "недостатки" высшего органа управления и одновременно лишает исполнительный орган возможности прибрать к рукам всю власть в обществе.

6. Согласно абз. 2 коммент. п. исключительная компетенция совета директоров должна быть определена уставом общества в соответствии с Законом об акционерных обществах. Как и в случае с компетенцией общего собрания (см. выше), Закон отказался от использования термина "исключительная" применительно к компетенции совета директоров, указав, что отнесенные к ней вопросы не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества (см. п. 2 ст. 65 Закона).

Как видно из п. 1 ст. 65 и др. ст. Закона об акционерных обществах в компетенцию совета директоров входят вопросы, которые, с одной стороны, не настолько серьезны, чтобы закреплять их за общим собранием акционеров, но в то же время слишком важны, чтобы оставить их на откуп исполнительному органу.

Оправдывая второе название совета директоров - наблюдательный совет, - ему нередко приписывают функцию контроля или надзора за исполнительным органом общества. Между тем в положениях Закона об акционерных обществах, определяющих компетенцию совета директоров, такая функция просматривается недостаточно четко. Она проявляется разве что в таком полномочии совета, как образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, да и то если уставом общества это отнесено к его компетенции (подп. 9 п. 1 ст. 65 Закона), а также в обязанности исполнительного органа получать одобрение совета на совершение некоторых сделок (подп. 15 и 16 п. 1 ст. 65 Закона).

Впрочем, ничто не мешает акционерам наделить совет директоров дополнительными контрольными полномочиями, поскольку по смыслу подп. 18 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах компетенция совета может быть расширена уставом по сравнению с тем, как она определена Законом. В то же время нельзя не отметить, что данная норма оставляет широкие возможности для неоправданного вмешательства в деятельность исполнительного органа.

7. Согласно ст. 66 Закона об акционерных обществах члены совета директоров избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. При этом в изъятие из общего принципа "одна голосующая акция общества - один голос" в интересах мелких акционеров применяется специальный порядок - кумулятивное голосование, помогающий им провести в данный орган хотя бы одного "своего" кандидата (см. п. 4 ст. 66 Закона).

Членом совета директоров может быть только физическое лицо, причем оно не обязательно должно являться акционером общества. Для того чтобы обеспечить независимость совета директоров от коллегиального исполнительного органа, Закон предусматривает, что члены последнего не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров, а также запрещает занятие должности председателя совета директоров лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа.

8. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный общему собранию исполнительный орган - единоличный (директор, генеральный директор и т. п.) и (или) коллегиальный (дирекция, правление и т. п.). По смыслу п. 3 коммент. ст. в обществе допускается создание как одного из них, так и обоих одновременно. Однако из абз. 1 п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах вытекает, что коллегиальный исполнительный орган может быть образован в обществе лишь наряду с единоличным, но не вместо него. Формально данное противоречие должно разрешаться в пользу ГК, хотя более разумным следует признать правило Закона.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона в случае образования в обществе коллегиального исполнительного органа общества его председателем должно стать лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа. Тем самым снижается риск возникновения между двумя исполнительными органами конфликта, способного парализовать деятельность общества.

По смыслу абз. 3 п. 3 коммент. ст. и абз 3 п. 1 ст. 69 Закона по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, причем такое решение может быть принято общим собранием только по предложению совета директоров общества.

9. В соответствии с абз. 2 коммент. п. и п. 2 ст. 69 Закона об акционерных обществах компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу: она включает все полномочия, которые не отнесены к компетенции других органов управления обществом. Указанный орган в первую очередь организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества (в том числе в соответствии с решениями возглавляемого им коллегиального исполнительного органа), представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (см. абз. 2 и 3 п. 2 ст. 69 и абз. 3 п. 2 ст. 70 Закона об акционерных обществах).

Ни ГК, ни Закон об акционерных обществах даже примерно не регламентируют компетенцию коллегиального исполнительного органа, обязывая акционеров самим определить ее в уставе (см. абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона). Очевидно, что соответствующие положения устава не могут противоречить императивным нормам ГК и Закона, затрагивающим компетенцию общего собрания и совета директоров.

10. В коммент. ст. правовое положение органов управления акционерным обществом определено наиболее общим образом. Детальная регламентация их компетенции, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества обеспечивается Законом об акционерных обществах и уставом конкретного общества. При этом по смыслу п. 2 коммент. ст. соответствующие положения Закона и устава не должны противоречить нормам ГК.

11. Правило п. 4 коммент. ст. защищает интересы акционеров и потенциальных покупателей ценных бумаг общества, которые чаще всего не являются специалистами в области финансов и бухгалтерского учета и потому не могут быть полностью уверены в достоверности финансовой отчетности и бухгалтерских балансов, выносимых на утверждение общего собрания и публикуемых перед эмиссией ценных бумаг. В целях устранения имеющихся сомнений общество обязано (реже - вправе) ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Более подробный перечень обстоятельств, препятствующих проведению аудита общества конкретным аудитором, содержится в п. 1 ст. 12 Закона об аудиторской деятельности.

С учетом положений комммент. п., а также п. 1 ст. 97 ГК , п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности ежегодный аудит является обязательным для любого открытого акционерного общества, а также для такого закрытого акционерного общества, которое удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий: 1) проводит публичное размещение ценных бумаг; 2) является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом; 3) объем его выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тысяч МРОТ; 4) сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тысяч МРОТ. В остальных случаях проведение аудиторской проверки является правом общества.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 48, подп. 10 п. 1 ст. 65 и п. 2 ст. 86 Закона об акционерных обществах аудитор утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров общества. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться: 1) подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документов общества; 2) информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

По смыслу абз. 2 комммент. п. акционеры, владеющие акциями, совокупная номинальная стоимость которых составляет 10 процентов уставного капитала общества, вправе потребовать проведения аудита общества в любое время, даже если оно не обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в п. 1 ст. 97 ГК . Вместе с тем изложенная норма не предоставляет акционерам право самостоятельного выбора аудитора и определения размера его вознаграждения. Поэтому в данном случае потребуется проведение специальных заседаний общего собрания акционеров и совета директоров общества.

Официальный текст :

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;

2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или ликвидации общества.

Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подчиняется совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.

5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Комментарий юриста :

Общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган общества являются органами управления обществом. В зависимости от количества акционеров данная статья предусматривает двухзвенную (общее собрание акционеров, исполнительный орган) и трехзвенную (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган) структуру органов управления обществом. Трехзвенная структура обязательна для использования в обществах с числом акционеров более 50.

В Законе об АО вопросы функционирования органов управления АО регулируются главой 7 "Общее собрание акционеров" и главой 8 "Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества". Пункт 1 данной статьи Гражданского Кодекса РФ провозглашает общее собрание акционеров высшим органом управления обществом и определяет основные вопросы его компетенции. Общее собрание акционеров не является постоянно действующим органом. Закон об АО предусматривает проведение годового (очередного) и внеочередных общих собраний акционеров.

Хотя общее собрание акционеров именуется в статье высшим органом общества (т.е. самым главным, руководящим), данное определение во многом является номинальной, а не правовой характеристикой. Термин "высший" содержит определенную оценку места, занимаемого общим собранием акционеров в АО, исходя из того, что оно объединяет экономических собственников общества, в исключительную компетенцию которых входит решение ключевых вопросов функционирования АО, указанных в пункте 1 данной статьи.

Вместе с тем компетенция общего собрания акционеров не является всеобъемлющей. Она ограничивается перечнем вопросов, предусмотренных статьей 103 Гражданского Кодекса РФ, и соответствующими статьями Закона об АО. Вопросы, перечисленные в пункте 1 статьи 103 Гражданского Кодекса РФ, относятся к компетенции общего собрания акционеров. Указанный перечень дополняется статьей 48 Закона об АО.

Вопросы, отнесенные законом к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества. Вместе с тем в данной статье Гражданского Кодекса РФ ничего не говорится о том, может ли часть компетенции общего собрания акционеров передаваться в ведение совета директоров (наблюдательного совета) общества. Данный вопрос положительно решается Законом об АО: отдельные вопросы могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) в случаях, предусмотренных Законом об АО.

Особенностью АО, отличающей его от других хозяйственных обществ, является наличие в структуре управления АО совета директоров (наблюдательного совета) (в ООО создание совета директоров не является обязательным). Создание совета директоров (наблюдательного совета) является обязательным для обществ с числом акционеров более 50. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50, в котором не создан совет директоров (наблюдательный совет), его функции осуществляются общим собранием акционеров.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, сочетающее стратегическое планирование деятельности общества, контрольные (наблюдательные) и управленческие функции, включая реализацию воли общества, выраженной в решениях общего собрания акционеров. Гражданский Кодекс РФ не устанавливает перечня вопросов, входящих в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) АО. Она определяется статьей 65, другими статьями Закона об АО и может быть расширена уставом соответствующего общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров.

Общее собрание акционеров не вправе отменить или изменить решения совета директоров (наблюдательного совета) общества или иным образом вмешиваться в его компетенцию. Контроль за деятельностью совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляется общим собранием акционеров в основном путем реализации его компетенции по рассмотрению итогов деятельности общества за год, избранию членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и досрочному прекращению их полномочий.

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция исполнительного органа общества соотносятся следующим образом. Вопросы, отнесенные уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. И наоборот, уставом общества компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть расширена за счет изъятия отдельных вопросов из компетенции исполнительного органа общества.

Исполнительный орган общества является постоянно действующим органом управления общества, подотчетным совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров. Как следует из пункта 3 статьи 103 Гражданского Кодекса РФ, в компетенцию исполнительного органа входит текущее руководство деятельностью общества. Круг вопросов, относящихся к компетенции исполнительного органа, определяется методом изъятия из него вопросов, составляющих компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности коммерческих организаций (). Исполнительный орган общества вправе заключать любые сделки, не запрещенные законом. Для совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, исполнительному органу требуется одобрение совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров (статьи 79, 83 Закона об АО).

Компетенция исполнительного органа может быть ограничена уставом общества по сравнению с тем, как она определена законом. Если исполнительный орган при заключении сделки вышел за пределы указанных ограничений, установленных уставом общества, такая сделка является оспоримой и может быть признана судом недействительными на основании статьи 174 Гражданского Кодекса РФ по иску лица, в интересах которого установлены ограничения (т.е. прежде всего самого общества или его акционеров).

Исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. В единоличном органе функции по руководству текущей деятельностью общества осуществляются одним лицом - директором или генеральным директором. Коллегиальность предполагает наличие в составе исполнительного органа, именуемого правлением или дирекцией, двух или более лиц, а следовательно, и специальный порядок принятия решений таким органом.

Пункт 3 статьи 103 допускает отсутствие в АО единоличного исполнительного органа при наличии коллегиального исполнительного органа. В отличие от этого нормы статьи 69 и 70 Закона об АО предусматривают, что АО должно иметь единоличный коллегиальный орган; наличие коллегиального исполнительного органа в АО возможно, но не обязательно. Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

Пункт 5 статьи 103 касается проведения обязательных аудиторских проверок деятельности АО. Случаи, в которых общество обязано проводить ежегодную обязательную аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности (обязательный аудит), определяются Гражданским Кодексом РФ, Законом об АО и иными Федеральными Законами. Полный перечень случаев проведения обязательного аудита содержится в статье 5 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности".

Кроме того, аудиторская проверка деятельности общества, в том числе закрытого общества (ежегодная или иная), должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет 10% и более. В других случаях общество вправе по своему усмотрению решать вопрос о необходимости проведения аудиторских проверок своей финансово-хозяйственной деятельности.

1. Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

1.1. Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:

нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;

нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.

Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

2. Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1028 настоящего Кодекса.

3. В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

4. При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

Комментарий к ст. 1037 ГК РФ

    В комментируемой статье установлены правила, регулирующие прекращение договора коммерческой концессии. Оно возможно в отношении любого договора, независимо от того, заключен ли он на определенный срок или без указания срока.

    Бессрочный договор коммерческой концессии в случае одностороннего отказа правообладателя или пользователя от его исполнения может быть прекращен по инициативе любой из сторон, но не ранее чем через шесть месяцев после получения уведомления о желании прекратить обязательство. Данное требование законодатель формулирует как императивное, следовательно, условие договора о более коротком сроке, нежели шесть месяцев, является не соответствующим закону, равно как и условие, исключающее возможность одностороннего отказа любой из сторон от бессрочного договора.

    Помимо указанного общего правила, законом предусмотрена возможность сокращенных сроков согласования сторонами условия о прекращении договора коммерческой концессии. Вне зависимости от того, является ли договор срочным или нет, каждая из сторон может отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного. Данная норма учитывает интересы как правообладателя, так и пользователя, если кто-то из них, например, желает в кратчайшие сроки сменить вид деятельности или контрагента (что вовсе не исключено).

    Как следует из п. 1.1 комментируемой статьи, в ряде случае правообладатель имеет возможность отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично. Для этого должна быть соблюдена установленная процедура: правообладатель должен направить пользователю письменное уведомление об устранении нарушений. Если пользователь в разумный срок не исполняет требование правообладателя или совершает такое же нарушение в течение года после направления ему требования, правообладатель имеет возможность одностороннего отказа от договора. Как представляется, разумным сроком здесь является либо срок, определенный самим правообладателем в письменном уведомлении, либо срок, обычно необходимый для устранения нарушений в аналогичных случаях (т.е. известный из коммерческой практики).

    Данное правило распространяется не на всякое нарушение условий договора, а только на те случаи, которые указаны в законе:

    Нарушение пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

    Грубое нарушение пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;

    Нарушение пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

Комментарий к Ст. 103 ГК РФ:

1. В соответствии с положениями комментируемой статьи в акционерном обществе может быть двухуровневая (общее собрание акционеров и исполнительный орган) или трехуровневая (общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган) система органов управления, причем трехуровневая система обязательна для общества, число акционеров которого превышает 50.

2. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров, при этом комментируемая статья не регулирует особенности управления обществом с единственным акционером. По-видимому, законодатель исходит из того, что и в компании одного лица высшим органом управления следует считать общее собрание акционеров, с тем лишь уточнением, что единолично принятые единственным акционером решения приравниваются по своей юридической силе к коллегиальным решениям общего собрания акционеров в силу прямого указания закона. Не созывается общее собрание акционеров и в том случае, когда в обществе есть несколько акционеров, но лишь один из них владеет голосующими акциями (см. п. 3 ст. 47 Закона об акционерных обществах).

Общее собрание акционеров является руководящим, волеобразующим и непредставительным органом акционерного общества. Как руководящий и волеобразующий орган общее собрание акционеров осуществляет общее руководство деятельностью общества путем принятия решений, т.е. формирования воли юридического лица по наиболее важным вопросам. Однако выступать от имени общества в отношениях с третьими лицами общее собрание акционеров не вправе, являясь непредставительным органом (см. коммент. к п. 3 ст. 103).

3. В пункте 1 комментируемой статьи определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, расширенный ст. 48 Закона об акционерных обществах. Компетенция общего собрания акционеров устанавливается в Законе об акционерных обществах исчерпывающим образом и не может быть расширена уставом общества. Решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением компетенции общего собрания акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке (п. 10 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Вопросы, составляющие компетенцию общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества, но в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, могут быть отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (см. п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах).

4. Согласно п. 2 комментируемой статьи создание совета директоров является обязательным для обществ с числом акционеров более 50. Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров является факультативным органом и может не создаваться, если устав общества предусматривает, что функции совета директоров общества осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня (п. 1 ст. 64 Закона об акционерных обществах).

5. Компетенция совета директоров определена п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах, при этом уставом общества могут быть предусмотрены иные вопросы, передаваемые на решение совета директоров. На практике расширение в уставе общества компетенции совета директоров закрепляется с целью ограничения полномочий исполнительных органов, связанных с заключением определенных сделок от имени общества. Вопросы, составляющие компетенцию совета директоров общества, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Минимальные требования к количественному составу совета директоров в зависимости от числа акционеров - владельцев голосующих акций общества предусмотрены п. 3 ст. 66 Закона об акционерных обществах. В целях обеспечения представления интересов миноритарных акционеров в совете директоров законом предусмотрен особый порядок голосования при выборах членов совета директоров общества, согласно которому число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами (кумулятивное голосование). Доля голосов, обеспечивающая гарантированное избрание одного члена совета директоров при кумулятивном голосовании, составляет приблизительно от 7 до 18% числа всех голосующих акций в зависимости от количественного состава совета директоров (наблюдательного совета): чем больше членов в составе совета директоров (наблюдательном совете) общества, тем меньше может быть пакет акций, позволяющий провести интересующего кандидата в совет директоров.

6. Исполнительный орган общества осуществляет текущее, а не общее руководство деятельностью общества. В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.) не является обязательным и может иметь место только дополнительно к образованию единоличного исполнительного органа.

В силу прямого указания закона единоличный исполнительный орган является единственным волеизъявляющим (представительным) органом общества, т.е. тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 2 ст. 69 Закона об акционерных обществах). Ни один другой орган общества не вправе действовать от имени общества без доверенности.

Исполнительный орган подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров и организует выполнение их решений. Компетенция исполнительного органа определяется по остаточному принципу - все вопросы, не составляющие компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров. В случае образования в обществе двух исполнительных органов (единоличного и коллегиального) из предмета ведения единоличного исполнительного органа также должны быть исключены вопросы, отнесенные уставом к компетенции коллегиального исполнительного органа.

Если образование исполнительных органов отнесено к компетенции общего собрания акционеров, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах, совет директоров вправе (а в определенных случаях - обязан) в целях обеспечения эффективного руководства текущей деятельностью общества принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему. Устав общества может предусматривать ограничения компетенции временного единоличного исполнительного органа по сравнению с компетенцией единоличного исполнительного органа, образованного в обычном порядке.

7. Пункт 4 комментируемой статьи отсылает к Закону об акционерных обществах и уставу общества за более детальным регулированием компетенции органов управления обществом, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества, устанавливая при этом приоритетное значение положений ГК РФ.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от норм, регулирующих процедуру голосования в обществах с ограниченной ответственностью, количество голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании акционеров, определяется только Законом об акционерных обществах и не может быть изменено уставом. Порядок принятия решений советом директоров и коллегиальным исполнительным органом общества может дополнительно определяться в уставе и внутренних документах акционерного общества.

8. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает случаи проведения обязательного аудита отчетности акционерного общества. Ежегодная аудиторская проверка обязательна для всех открытых акционерных обществ, а также для закрытых акционерных обществ, которые осуществляют публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг. Дополнительные основания для проведения обязательного ежегодного аудита предусмотрены п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

В выборе аудитора и оформлении отношений с ним принимают участие все основные органы управления обществом: общее собрание акционеров утверждает аудитора, совет директоров определяет размер его вознаграждения, а единоличный исполнительный орган заключает с ним договор (см. ст. 86 Закона об акционерных обществах).

Проведение аудиторской проверки деятельности общества (в том числе и такого закрытого общества, в отношении которого не установлено требование о проведении обязательного аудита) должно быть в любой момент осуществлено по требованию акционера или акционеров, обладающих в совокупности 10% и более акций общества. Однако судебная практика исходит из того, что кандидатура аудитора должна утверждаться общим собранием акционеров независимо от того, проводится ли проверка в рамках обязательного ежегодного аудита или по инициативе акционера. Подобный подход сводит рассматриваемое право акционера лишь к возможности выдвинуть кандидатуру аудитора в тех случаях, когда аудитор не был утвержден обществом ранее. Акционеры, обладающие большинством голосов на общем собрании акционеров, могут заблокировать осуществление миноритарными акционерами своего права, зафиксированного в абз. 2 п. 5 комментируемой статьи. Если аудитор был ранее утвержден общим собранием акционеров, то по требованию акционеров, обладающих 10% и более акций общества, такой аудитор обязан осуществить аудиторскую проверку деятельности общества. В отличие от положений ст. 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью акционерное законодательство не регулирует вопрос об оплате услуг аудитора при проведении проверки по инициативе акционера. При возникновении спора суд чаще всего возлагает соответствующие расходы на акционеров, требующих проведения аудиторской проверки. Подобный подход вполне обоснован с точки зрения противодействия возможным случаям злоупотребления правом со стороны акционеров.


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 103]

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;

2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

5) решение о реорганизации или ликвидации общества.

Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.

5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.


1 комментарий к записи “Статья 103 ГК РФ. Управление в акционерном обществе”

    Статья 103. Управление в акционерном обществе

    Комментарий к статье 103

    1. Комментируемая статья предусматривает особенности управления и контроля в акционерном обществе.
    Органами управления в акционерном обществе являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган общества (трехуровневая система органов управления обязательна для акционерных обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 50) либо общее собрание акционеров и исполнительный орган общества (двухуровневая система органов управления характерна для акционерных обществ с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50, если их уставами не предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета)).
    Органом, осуществляющим контроль финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, является ревизионная комиссия (ревизор). Проверка и подтверждение правильности годовой финансовой отчетности акционерного общества может, а в определенных законом случаях должна, проводиться привлекаемой для этого аудиторской организацией (аудитором).
    Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются комментируемой статьей, а также в соответствии с ГК РФ Законом об акционерных обществах (гл. VII — VIII) и уставом общества.
    В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается закрепить более четкую структуру органов акционерного общества с ясным разделением функций управления и контроля. В этих целях предлагается отказаться от терминологической путаницы в названии контрольного органа. Он должен именоваться наблюдательным советом, а не «советом директоров (наблюдательным советом)». Для разделения данных функций необходимо также установить запрет совмещения должностей в наблюдательном совете и правлении акционерного общества.
    ———————————
    Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 60.

    2. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общее собрание акционеров является руководящим, волеобразующим и непредставительным органом акционерного общества. Как руководящий и волеобразующий орган общее собрание акционеров осуществляет общее руководство деятельностью общества путем принятия решений, т.е. формирования воли юридического лица по наиболее важным вопросам его деятельности. Однако выступать от имени общества в отношениях с третьими лицами общее собрание акционеров не вправе, являясь непредставительным органом (см. п. 3 комментируемой статьи) .
    ———————————
    См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. С. 292 (автор комментария к ст. 103 — О.В. Мазур).

    Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества и другие вопросы, указанные в п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах.
    Проводимые помимо годового общие собрания акционеров являются внеочередными. Они проводятся: а) по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; б) по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества; в) по требованию акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования.
    Законом об акционерных обществах предусмотрены подробные правила о порядке подготовки общего собрания акционеров, его проведения и принятия решений на нем (ст. ст. 49 — 63 Закона об акционерных обществах).
    Частью 2 п. 1 комментируемой статьи определяется перечень вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества.
    В ч. 3 п. 1 комментируемой статьи указывается, что Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов. В п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку заканчивается указанием на то, что к компетенции общего собрания акционеров относится и решение иных вопросов, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
    Предусмотрено также, что вопросы, отнесенные законом к компетенции общего собрания акционеров, включая вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества (ч. 4 п. 1 комментируемой статьи, п. 2 ст. 48 Закона об акционерных обществах).
    Такое же ограничение, но с исключением, касается передачи вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, на решение совета директоров (наблюдательного совета). Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров общества, за исключением вопросов, предусмотренных Законом об акционерных обществах, например вопроса об образовании исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий.
    Важным с точки зрения обеспечения гарантий акционерного общества как предпринимателя является правило, предусмотренное п. 3 ст. 48 Закона об акционерных обществах, в соответствии с которым общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об акционерных обществах. Тем самым гарантируется невмешательство акционеров в оперативно-хозяйственную деятельность акционерного общества (его менеджмента), обеспечивающее ему известную свободу предпринимательской деятельности (п. 27 Постановления ВАС РФ N 19).
    3. Общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) общества, в обязательном порядке создаваемый в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 50.
    В акционерном обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров (наблюдательный совет) общества может создаваться по усмотрению учредителей (акционеров) либо устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание акционеров. В последнем случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе общества (например, правлении или директоре), к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
    Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Минимальные требования к количественному составу совета директоров (наблюдательного совета) общества в зависимости от числа акционеров — владельцев голосующих акций общества предусмотрены п. 3 ст. 66 Закона об акционерных обществах. Для обеспечения представления интересов миноритарных акционеров в совете директоров (наблюдательном совете) общества законом предусмотрен особый порядок голосования при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (кумулятивное голосование), согласно которому число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц — кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
    Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть физическое лицо, как являющееся акционером общества, так и не являющееся таковым. В целях обеспечения независимости совета директоров (наблюдательного совета) общества предусмотрено, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более четверти состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Кроме того, запрещается занимать должность председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа общества.
    Закон об акционерных обществах содержит подробные правила о компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, порядке его избрания и деятельности (ст. ст. 65 — 68).
    В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с Законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определена п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах. К ней относятся, в частности, такие вопросы, как: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв и проведение годового и внеочередного общих собраний акционеров общества; утверждение повестки дня общего собрания акционеров; размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; рекомендации размера вознаграждения, выплачиваемого ревизорам общества и аудитору; рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; использование резервного и иных фондов общества; создание филиалов и открытие представительств общества.
    Перечень вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не является исчерпывающим, поскольку п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах определено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся также иные вопросы, предусмотренные Законом об акционерных обществах.
    Пунктом 2 комментируемой статьи и п. 2 ст. 65 Закона об акционерных обществах также определено, что вопросы, отнесенные уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
    4. Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется исполнительным органом общества. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (принцип остаточной компетенции). Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
    Исполнительный орган акционерного общества может быть: а) единоличным (директор, генеральный директор) и (или) б) коллегиальным (правление, дирекция).
    Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы (является представительным органом общества), совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества (абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона об акционерных обществах).
    Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция каждого из них. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах).
    По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. Условия заключаемого договора с управляющей организацией (управляющим) утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации (управляющему), приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию (управляющего) в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ (абз. 3 п. 3 комментируемой статьи, абз. 3 п. 1 и абз. 5 п. 3 ст. 69 Закона об акционерных обществах).
    Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров, которые вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов, в том числе полномочий управляющей организации или управляющего (п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах).
    5. В целях обеспечения интересов акционеров ГК РФ и Закон об акционерных обществах устанавливают требование, в соответствии с которым члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительные органы общества, включая управляющую организацию (управляющего), при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей должны соблюдать принцип лояльности, т.е. осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 53 ГК РФ, п. 1 ст. 71 Закона об акционерных обществах).
    Указанные лица (органы) несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.
    6. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества, компетенция которой определяется Законом об акционерных обществах (ст. ст. 85, 87) и уставом общества.
    Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также может осуществляться во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст. 55 Закона об акционерных обществах.
    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества может осуществлять аудитор (индивидуальный предприниматель или коммерческая организация) на основании заключаемого с ним договора на аудиторские услуги (ст. 779 ГК). Общее собрание акционеров утверждает аудитора, а совет директоров определяет размер оплаты его услуг.
    В случаях, когда акционерное общество обязано в соответствии с ГК РФ или Законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в абз. 2 п. 1 ст. 97 ГК РФ, оно должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» указал, что обязательный аудит представляет собой завершающую стадию в системе официального бухгалтерского учета.
    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.

    Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется Законом об аудиторской деятельности и уставом общества. В целях установления повышенных гарантий достоверности бухгалтерской отчетности акционерных обществ в отношении них проводится ежегодная обязательная аудиторская проверка. Это касается: 1) любых открытых акционерных обществ; 2) закрытых акционерных обществ, которые а) проводят публичное размещение ценных бумаг, б) являются кредитными организациями, страховыми организациями, биржами, инвестиционными фондами, в) имеют объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год более 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда, г) имеют активы баланса в сумме, превышающей на конец отчетного года 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда (ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). В остальных случаях проведение аудиторской проверки является правом общества.
    По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет соответствующее заключение (ст. 87 Закона об акционерных обществах).



Просмотров