Право на голосование в рф имеют граждане. Принцип независимости избирательных комиссий. Пример прямой демократии в Швейцарии

Российская Федерация является правовым светским государством и право голоса является одним из фундаментальных прав каждого гражданина страны, которое также гарантируется в рамках исполнения Европейской конвенцией по правам человека. В отечественном законодательстве основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ закреплены в Федеральном законе, который касается основных гарантий избирательных прав и прав на участие в референдумах для всех граждан Российской Федерации.

Кто имеет право голосовать на выборах в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ, определены в Федеральном законе. В соответствии с ним, для желающих принять участие в голосовании на выборах есть несколько ограничений. В частности, речь идет о возрастном цензе, гражданском цензе и цензе оседлости, что перекликается и с требованиями, выдвигаемыми по отношению к кандидату в президенты РФ.

Ценз оседлости скорее больше важен для того, кто хочет воспользоваться своим правом голосовать на выборах регионального уровня в РФ. К примеру, граждане, которые проживают или просто находятся в день выборов за пределами нужного региона, в котором проводятся выборы, не имеют права голосовать. Но это ограничение не распространяется на проведение выборов федерального значения, например, на выборы президента Российской Федерации. Во время проведения такого значимого мероприятия каждый гражданин РФ может воспользоваться своим правом голосовать, даже находясь или проживая за границей. Для того, чтобы человеку в данной ситуации предоставили право голосовать на выборах президента РФ, ему необходимо предоставить удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Гарантии для тех, кто имеет право голосовать на выборах в РФ

Помимо основополагающего права голосовать на выборах в РФ, для граждан Российской Федерации законодательством предусмотрен также ряд гарантий. Так, одними из важнейших являются политические гарантии. Речь идет о многообразии идеологий или плюрализме, а также о равенстве людей, свободе агитации и привлечении независимых наблюдателей для проведения честных выборов в РФ. Второй, не менее важной гарантией для всех, кто имеет право голосовать, является материальная гарантия избирательных прав.

Подразумевается, что все расходы на проведение выборов различных уровней компенсируются из бюджета страны, региона или муниципалитета – в зависимости от того, какого масштаба проводятся выборы в РФ. И третьей гарантией являются правовые гарантии, которые призваны обеспечить легитимность выборов в РФ. В соответствии с этими гарантиями граждане РФ, которые имеют право голосовать, имеют также возможность обжаловать действия должностных лиц, которые принимали участие в организации голосования и подсчете голосов.

Кто не имеет права голосовать на выборах в РФ

Помимо тех, кто имеет полное право голосовать на выборах и референдумах в РФ, существует несколько категорий граждан, которые не имеют подобного права. Так, ограничения в правах голоса касается граждан РФ, признанных судом недееспособными или осужденными и находящимися в местах лишения свободы. Впрочем, в соответствии с Конвенцией по правам человека, у заключенных должно быть право голосовать на выборах, поскольку по суду они лишены свободы, а не права избирать президента РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, любая дискриминация в отношении тех, кто намерен голосовать на выборах, противозаконна. Так, принимать участие в голосовании могут любые граждане РФ вне зависимости от веры, пола, расы, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств.

По данным внешнеполитического российского ведомства, за пределами России живут несколько миллионов россиян. Нет ничего удивительного в том, что права «зарубежных» избирателей отличаются от тех, которыми обладают проживающие на территории РФ избиратели. К голосованию на выборах президента РФ в 2018 году Центральная избирательная комиссия намерена привлечь 35 миллионов «зарубежных» россиян.

Как информирует глава межведомственной группы по организации выборов за рубежом и член Центризбиркома Василий Лихачев, явка избирателей для голосования на выборах президента РФ может быть обеспечена за счет выезда ЦИК в «русские» районы и места повышенной активности российских средств массовой информации за границей.

К примеру, Центризбирком может организовать нахождение представителей того или иного кандидата на избирательных участках в других странах. Но поскольку многие россияне, проживающие за рубежом, в связи с финансовыми ограничениями не могут выехать для голосования в крупные города, где имеются российские посольства и консульства, Центральная избирательная комиссия может направить часть своих сотрудников в «русские районы», чтобы увеличить количество избирательных участков.

При этом как отмечал еще летом 2017 года заместитель главы Центризбиркома Николай Булаев, россияне, которые в день выборов 2018 года будут находиться за границей, смогут воспользоваться своим правом голосовать даже без открепительных удостоверений. Всего в других странах Центризбирком РФ планирует открыть около 360 избирательных участков.

Виды избирательных систем в РФ

Устойчивость механизма избирательного права гражданина РФ обеспечивается в том числе и форматом избирательных систем, существующих в Российской Федерации: мажоритарной и пропорциональной. В соответствии с мажоритарной системой, голосование на выборах проводится по одномандатным или многомандатным округам. Итоги голосования определяются после подсчета большинства голосов, которые были отданы за кандидата или нескольких кандидатов. При этом вполне вероятно применение правила абсолютного большинства, когда для победы на выборах в РФ претенденту достаточно набрать более 50% голосов – такой же принцип применяется и во время проведения выборов на должность президента РФ, глав субъектов Федерации или мэров. Также мажоритарная система предполагает, что победить может кандидат, который в итоге получит хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат предполагает, что избиратели имеют право голосовать за списки кандидатов, которые ранее были сформированы политическими объединениями, в том числе партиями или блоками. Такая система применяется при проведении выборов в Государственную думу РФ.

Выборы столичного мэра относятся к выборам регионального уровня (Москва, как известно, приравнена к отдельному субъекту Российской Федерации), поэтому ее избирательное законодательство отличается от общефедерального. Иными словами, не все, кто проживают и работают в столице, имеют право избирать ее градоначальника (или выдвигаться на эту должность). Есть свои особенности и в других пунктах избирательного процесса. «Лента.ру» разобралась в том, кто имеет право голосовать на выборах мэра Москвы и как это правильно делать.

Про избирателей

Для начала следует установить, кто, в соответствии с действующим законодательством, имеет право принимать участие в столичных выборах. Прежде всего, это совершеннолетние граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Москве. Есть также еще одна категория граждан, наделенных таким правом: вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по месту пребывания в Москве. Правда, на 1 января 2013 года таковых в столице было всего 263 человека, включая несовершеннолетних детей.

Особо следует оговорить, что москвичи, наделенные правом избирательного голоса, но в день голосования оказавшиеся за пределами Москвы, не смогут принять участие в выборах - на территории, например, Тверской области проголосовать за кандидата в московские градоначальники не получится ввиду отсутствия действующих участков и заранее приготовленных бюллетеней. Равным образом, без выборов останутся и те, кто на день голосования окажется за границей, - действующим законодательством голосование в российских дипломатических представительствах разрешено лишь на выборах федерального уровня.

Теперь про тех жителей Москвы, кто в принципе лишен права выбирать мэра. Это, разумеется, иностранцы и лица без гражданства. Еще это граждане РФ, зарегистрированные в Москве по месту пребывания - им в столице разрешено голосовать лишь на федеральных референдумах, выборах депутатов Государственной Думы или президента РФ. И это также граждане РФ и иностранцы, признанные судом недееспособными или отбывающие срок в местах лишения свободы по приговору суда.

Наконец, есть еще одна категория лиц, которые, пусть и в усеченном виде, но могут 8 сентября 2013 года реализовать в Москве свои избирательные права. Это граждане Казахстана, Киргизии, Таджикистана - стран, с которыми у РФ заключены соглашения об облегченном режиме пребывания, а также граждане Белоруссии, полноправные члены Союзного государства России и Белоруссии. Те из них, кто получил от органов ФМС право на постоянное проживание на территории РФ (вид на жительство) и постоянно или преимущественно проживает в Москве, могут принять участие в выборах местного самоуправления. Это означает, что к голосованию за кандидатуру в мэры их не допустят; но 8 сентября выборы пройдут также в советы депутатов 14 муниципальных образований «новой Москвы» - в них казахстанцы, киргизы, таджики и белорусы могут принять участие наравне с москвичами. (Правда, лица этой категории не любят ходить на российские выборы. Например, по данным ЦИК РФ, в единый день голосования 1 марта 2009 года из 9262 граждан указанных стран своим правом избирать и избираться на выборах в российские органы местного самоуправления воспользовались всего 23 человека.)

Про избирательные списки

Важным шагом на пути к урне для голосования являются также избирательные списки. Гражданин, желающий удостовериться, что его имя внесено в список избирателей, может лично сделать это в участковой комиссии, но не ранее, чем за 10 дней до дня голосования. Если вдруг гражданин не обнаружит себя в этих списках, - так бывает, например, если он лишь недавно зарегистрировался по месту проживания, - то он может подать соответствующее заявление в УИК. Его заявление должны рассмотреть в течение суток; если же в УИКе гражданину откажут, то он имеет право обжаловать это решение в вышестоящей комиссии или в суде, причем его жалобу должны рассмотреть в трехдневный срок.

Более того, если жалоба поступила за менее чем трехдневный срок до дня голосования, то ее должны рассмотреть немедленно. В избирательный список на законных основаниях можно попасть и прямо в день выборов. Процедура та же: сначала надо подать заявление на имя председателя УИК, а тот должен рассмотреть его в течение двух часов. В случае отказа решение УИКа также можно обжаловать в суде или вышестоящей избирательной инстанции, причем и тут жалобу должны рассмотреть немедленно.

Про процедуру голосования

Если с избирательными списками все в порядке, то осталось лишь заполнить бюллетень и опустить его в урну. Проще всего это сделать, лично явившись на участок для голосования в день выборов. Но есть и нюансы.

На выборах мэра Москвы нельзя будет проголосовать досрочно. Согласно федеральному закону о выборах, право на досрочное голосование на местных и региональных выборах предоставляется лишь в случае референдумов, и то только для избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах и полярных станциях. Поэтому, кстати, в «Избирательном кодексе города Москвы» возможность досрочного голосования вообще не предусмотрена.

На выборах мэра Москвы 8 сентября 2013 года можно будет в последний раз воспользоваться открепительным удостоверением. В июле открепительные удостоверения в Москве отменили, но поскольку решение было принято уже после старта нынешней избирательной кампании, оно вступит в силу лишь после окончания этих выборов.

Открепительное удостоверение может понадобиться тем, кто в день выборов окажется в месте временного пребывания на территории Москвы (например, в больнице, санатории, доме отдыха или следственном изоляторе) и не сможет прибыть на свой избирательный участок для голосования.

Открепительное удостоверение можно получить в территориальной (за 45-10 дней до дня голосования) или участковой (за 9 и менее дней до дня голосования) комиссии. Воспользоваться им можно будет один раз 8 сентября на любом избирательном участке в Москве. Если избиратель сидит в СИЗО, то открепительное удостоверение может получить его представитель на основании доверенности, заверенной администрацией изолятора.

Особые правила разработаны для сотрудников московских предприятий с непрерывным циклом работы или военнослужащих, находящихся в день выборов вне места расположения своей воинской части, но на территории Москвы. Их могут включить в список на избирательном участке по месту их временного пребывания - для этого им надо не позднее чем за три дня до голосования подать письменное заявление в соответствующий УИК. Аналогичное право закреплено за престарелыми избирателями и инвалидами, находящимися в местах временного пребывания.

Наконец, если в день выборов избиратель находится у себя дома, но по состоянию здоровья не может лично явиться на избирательный участок, то ему следует обратиться в УИК с просьбой принести ему на дом переносную урну для голосования. Соответствующее письменное заявление или устное обращение можно передать как лично, так и через знакомых не ранее чем за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за шесть часов до его окончания.

Избиратель, не способный из-за инвалидности или по состоянию здоровья самостоятельно заполнить бюллетень, имеет право попросить об этом другого избирателя. Для этого ему необходимо сообщить о своем желании членам избирательной комиссии. Если при заполнении избирательного бюллетеня будет допущена ошибка, то по просьбе избирателя члены избиркома выдадут ему новый документ взамен испорченного.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права:
  • всеобщность;
  • равность;
  • прямота;
  • тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в , федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов . Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного . Не могут быть избранными:

  • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
  • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
  • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

Принцип равного избирательного права

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

Принцип добровольного участия в выборах

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Принципы организации и проведения выборов

Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Принцип обязательности выборов

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Принцип периодичности выборов

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

Принцип альтернативности выборов

Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

Принцип независимости избирательных комиссий

Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

  • во-первых, особым порядком их формирования;
  • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
  • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
  • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Принцип гласности

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

Все чаще и чаще население интересуется, с какого возраста можно голосовать на выборах. Почему? Дело все в том, что участие в выборах является своеобразным Точнее правом, которое используется всеми заинтересованными в развитии страны гражданами. Именно поэтому становится интересно, в какой момент у человека, проживающего в том или ином государстве, появляется право голоса на выборах. Какие возрастные ограничения могут встретиться?

Россия

Единого ответа на данный вопрос нет. Ведь в каждом государстве имеются свои правила. С какого возраста можно голосовать на выборах в России? По установленным законам право на голосование в РФ предоставляется всем совершеннолетним дееспособным гражданам.

Украина

Следующая страна, голосованием в которой интересуются граждане, - это Украина. Данное государство тоже имеет свои возрастные ограничения. Здесь, как и во всех остальных странах, нельзя голосовать детям. У них нет такого права.

Прочие государства

Но есть и некоторые исключения. Какие именно? Уже понятно, что возраст, в котором можно участвовать в качестве избирателя, равен 18 годам в большинстве стран. Но есть и некоторые иные варианты развития событий.

В некоторых случаях право голоса появляется раньше. В ряде стран (Никарагуа или Иран) к вопросу голосования подошли с отличительной демократией. Граждане могут голосовать с 16 лет. Причем без всяких дополнительных условий. На практике подобных государств мало. Главное помнить, что избирательное право - это не обязанность.

Право отдать свой голос за достойного кандидата и самому оказаться на его месте представляет собой одну из основ демократического общества. Не слепое подчинение обстоятельствам и воле текущей власти, а активное избирательное право делает человека гражданином. Самая низкая в истории страны явка на прошедших парламентских выборах показала, что многие граждане не пользуются предоставляемой им конституционной возможностью.

Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами, в частности, законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если выборы происходят в парламент, нужно руководствоваться также ФЗ №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», изданном в 2014 году.

Активное и пассивное избирательные права

Избирательное право разделяется на активное и пассивное. Активное означает, что все граждане Российской Федерации по наступлении совершеннолетия могут участвовать в голосовании на выборах и референдуме. Пассивное же значит, что гражданин РФ может быть избран в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для этого установлено иное возрастное требование: стать кандидатом в депутаты можно, достигнув 21 года.

Граждане Российской Федерации могут реализовывать свои избирательные права в равной мере вне зависимости от пола, происхождения, национальности, языка, религиозных убеждений, материального состояния, наличия постоянного места жительства или его отсутствия и прочих факторов. Не имеют права избирать и быть избранными люди, признанные недееспособными или сидящие в тюрьме.

Принципы голосования в Российской Федерации

Голосование на выборах и референдуме основывается на основе прямого волеизъявления и является тайным. Таким образом, никто не имеет права давить на избирателя, угрожать ему или требовать в обязательном порядке голосовать за определенного кандидата. О своем выборе гражданин имеет право никому не сообщать. Человек может проголосовать против всех на выборах в орган местного самоуправления или против вопросов, вынесенных на референдум.

Гражданин добровольно участвует в голосовании, то есть не должен выполнять этого по распоряжению начальства или иных лиц, принуждающих идти на выборы. Только собственное желание выразить гражданскую позицию должно приводить человека на избирательный участок. Добровольность голосования имеет и темную сторону: она порождает низкую явку там, где политическая сознательность граждан не сильно развита. Неявка избирателей, в свою очередь, дает простор для фальсификаций и подделок их голосов. Если бы поход на выборы входил в обязанности граждан, мы могли бы иметь другую картину выборов.

У каждого избирателя есть право только на один избирательный голос. Это означает, что гражданин включается только в один список, должен голосовать лично, предоставляет паспорт при получении бюллетеня, после чего в списке избирателей напротив его имени делается пометка о получении бюллетеня.

Каждый избиратель имеет права на включение его в список избирателей по месту постоянного проживания, а в отдельно установленных законом случаях - по месту временного пребывания. Если же человек обнаружил, что его в списках не оказалось, он может написать заявление, которое должно быть рассмотрено избирательной комиссией в течение суток. В случае, если заявление подано в день голосования, избирком рассматривает заявление гражданина в течение 2 часов с момента обращения.

Открепительное удостоверение

Если гражданин по каким-либо причинам не может в день выборов прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей (обычно это тот участок, к которому относится адрес прописки по паспорту), он может получить открепительное удостоверение, с которым он уже вправе прийти на любой избирательный участок в стране.

Открепительные выдаются в течение 30 дней до дня накануне голосования. То есть, например, если выборы назначены на 18 сентября, то получить открепительное можно по месту прописки начиная с 18 августа (так как в августе 31 день). Удостоверение является документом строгой отчетности, поэтому нанесено на бумагу с водяными знаками или другими элементами специальной защиты.

Открепительное удостоверение выдается по личному заявлению гражданина, которое он пишет с указанием причины невозможности проголосовать по месту регистрации. Выдача подобных удостоверений входит в обязанности участковых комиссий.

Кроме того, есть специальный пункт закона, регулирующий правила голосования для тех людей, которые на момент проведения выборов находятся в местах временного пребывания, работают на предприятиях с непрерывным циклом или являются военнослужащими, оказавшимися вне места расположения воинской части. Эти граждане могут проголосовать, придя на участок в день выборов и прямо на месте составив заявление.

Нахождение за границей в момент выборов

Но как поступить, если на момент голосования гражданин РФ находится в другой стране? По закону, гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает полным набором избирательных прав, а значит, ему должны обеспечить возможность проголосовать. Обычно избирательные участки в таких случаях организуют на территории консульств и посольств той страны, в которой происходят выборы. Отдать свой голос за границей можно в том случае, если выборы проходят на федеральном уровне - то есть это выборы в Государственную Думу или избрание нового президента Российской Федерации.

Кому нельзя голосовать

Нужно помнить, что граждане РФ, имеющие при этом гражданство другого государства, лишаются отчасти своих избирательных прав, то есть не могут сами быть избраны в депутаты Государственной Думы, однако у них есть возможность избираться в органы местного самоуправления тогда, когда это предусмотрено международным договором.

Не могут выдвигаться на выборы люди с неснятой судимостью или осужденные в прошлом за особо тяжкие преступления (если с момента совершения преступления не прошло 15 лет), а также осужденные за экстремизм. Нельзя избираться на выборах в том случае, если суд вынес решение о лишении права быть избранным данного гражданина.

Система организации выборов в Российской Федерации

Выборы в Российской Федерации проходят в определенных избирательных округах, также определяется округ при назначении референдума. Округа могут быть одномандатными и многомандатными, или может быть назначен единый избирательный округ. На прошедших 18 сентября выборах кандидаты выдвигались от одномандатных округов (а кроме того, по спискам). Избиркомы определяют схемы одномандатных или многомандатных округов на основании данных о численности избирателей. Срок существования таких округов - 10 лет.

В каждом округе создаются избирательные участки (если проводится референдум - то участки референдума) для проведения выборов и подсчета голосов. Избирательные участки организуются в одном и том же месте на протяжении пяти лет по согласованию главы администрации с местной территориальной комиссией.



Просмотров