Социум как социально-педагогическое явление.

В центре внимания философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX в. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

В своем процессе социализации, как объяснил предыдущий раздел, мальчики учатся не плакать, не проявлять боли, подавлять беспокойство и демонстрировать господство и превосходство. Таким образом, можно сказать, что социально ориентированные концепции в соответствии с мальчиками более подвержены условиям социализации, в которых насилие представляет собой адекватную возможность разрешения конфликтов, что социально приемлемо для широкого признания. «Для них осуществление насилия имеет смысл - обучение функций центральной маскулинности, чего у нее нет для девочек, потому что у женщин разные ожидания и модели социализации».

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф.Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Основная идея может быть подытожена следующим образом: девочки и женщины изучают другой подход к конфликтам и агрессии как мальчиков и мужчин из-за гендерных ожиданий, которые применяются к ним социал-органами, которые часто включают отказ от открытого, агрессивного насилия.

Поэтому причины низкого уровня насилия среди женщин, но с ограничением на физическое насилие, могут быть оправданы в социализации и поведенческих ожиданиях общества. У девочек достаточно случаев, чтобы ощущать агрессивные чувства. Как общество в этом контексте объясняет поведение, которое отличается от социальных ожиданий и идей, а именно от возрастающего физического насилия над молодыми женщинами? В соответствии с мнениями о социальной адаптации по признаку пола до сих пор поведение девочек, которые бьют друг друга, не может быть объяснено.

Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.

Но этот миф разваливается. Даже среди девочек есть громкие забастовщики. Они также избили себя, чтобы нижняя губа открылась. Хильгерс даже говорит о том, что девочки начинают серьезную погоню за физическим насилием. Описанные факты также должны проникнуть в концепцию гендерно-сознательной деятельности по профилактике насилия. Существует связь между идеями о изображении мужественности и насилия.

Однако эта концепция объяснения недостаточна, чтобы быть в состоянии объяснить преднамеренное поведение женщин-подростков. Он часто обобщается и исключения не учитываются. Однако, исходя из предположения о активном обсуждении предмета с его окружением, можно изучить противоречия, сопротивление и самодеятельность женщин, девочек, мужчин и мальчиков. Таким образом, согласованное определение социализации, описанное в главе 1, подразумевает, что, несмотря на довольно четкие гендерные стереотипы поведения девочек и мальчиков, различное поведение также отличается от ожиданий.

Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Соответственно, соблюдение этих ожиданий активно и сознательно отвергается. Уже в главе 4 обсуждалось, что концепция гендерно-ориентированной социализации наступила рано в критике. Среди прочего, Даузиан критикует идею о том, что он создает причинные отношения между биологическим полом и поведением мальчиков и девочек, утверждает, что он детерминирован и что он представляет собой дихотомические дифференциации. Необходимый акцент на гендерных различиях в то же время привел к переоценке и ослеплению других важных различий.

То, что кратко изложено здесь, требует, по моему усмотрению, индивидуального изучения мальчиков и девочек, а также их различных условий жизни, стрессов и проблем. Таким образом, единообразное, равное и «типичное» поведение кваза в конфликтных ситуациях не является необходимым. В результате педагогическая работа также должна воздерживаться от предположения, что существуют однородные гендерные группы и, следовательно, одинаковые потребности мальчиков, таких как девочки.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Предлагаемая А.В. Мудриком периодизация весьма условна, но удобна с социально-педагогической точки зрения: младенчество – от рождения до 1 года; раннее детство -1–3 года; дошкольное детство – 3–6 лет; младший школьный возраст – 6–10 лет; младший подростковый – 10–12 лет; старший подростковый - 12–14 лет; ранний юношеский - 15–17 лет; юношеский - 18–23 года; молодость – 23–30 лет; ранняя зрелость – 30–40 лет; поздняя зрелость – 40–55 лет; пожилой возраст – 55–65 лет; старость – 65–75 лет; долгожительство - свыше 75 лет.

Процесс социализации связан с очень сложными процессами и интегрируется в сеть взаимных условий, так что теория социализации не может быть найдена, что учитывает все выдержки. Различные толкования социализации представляют разные взгляды на «становление членов».

В предыдущих объяснениях упоминалось, что как социальные, так и личные компоненты участвуют в процессе социализации. Развитие гендерной идентичности, а также гендерно-специфическое поведение зависит от социальной структуры и идей, передаваемых органами социализации, таких как семья, школа, группа сверстников, а также через средства массовой информации. Они могут быть продуктивно обработаны и реализованы индивидуумом в соответствии с моделью субъекта продуктивной обработки реальности в главе 1. Таким образом, противоречивое поведение, которое отличается от социальных ожиданий, таких как открытые, агрессивные способы воздействия молодых женщин, может быть объяснено только.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести:

мегафакторы – космос, планета, мир; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство; мезофакторы – регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура; микрофакторы – семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

В этой теории человек понимается как творчески и продуктивно индивидуум, который является его собственной средой, подобной модели субъекта, который продуктивно обрабатывает свою реальность. Должна быть представлена ​​концепция социализации, которая не рассматривает человека как детерминированное, социальное существо, а как существо, которое предвосхищает как его условия окружающей среды, так и активно и интерпретирует влияние на окружающую среду.

Интеллионизм Мида, считающийся основателем и самым важным теоретиком, предполагает перспективу процессов социализации, имеет понимание интерактивных отношений между индивидуумом и его коммуникативной средой и описывает и исследует взаимосвязь между ними. Отправной точкой этой теории является перспектива участников ежедневных взаимодействий.

___________

Задачи: ♦ раскрыть сущность социализации; ♦ определить соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание»; ♦ раскрыть факторы социализации; ♦ проанализировать влияние социальных факторов на развитие и социализацию личности.

План занятия

1. Сущность понятия «социализация». Социализация как социально-педагогическое явление.

Мид четко различает символы и жесты у людей и животных, чтобы разобраться в значении общего языка и жестов общества. Символы важны для участников процессов взаимодействия. Поскольку символы и их значения разделяются членами общества, и существует консенсус относительно того, какие символы важны, возможны взаимодействия. «Мы всегда предполагаем, что символ, который мы используем в другом человеке, вызывает ту же реакцию, при условии, что он является частью их поведенческого механизма».

Согласно этой теории, социализация происходит в рамках коммуникативных взаимодействий, в которых человек вырастает в человека, способного к социальному действию. Интересным для моей работы над этой теорией является тот факт, что социальные и культурные условия влияют, но не определяют, человеческие структуры людей. Это может объяснить, почему подростки мужского и женского пола ориентируются на концепции маскулинности и женственности для формирования их гендерной идентичности, но их дизайн, тем не менее, очень индивидуальный, и может случиться так, что «типичная» женская идентичность в форме мирной женщины осознает отклоняется.

2. Соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание».

3. Факторы социализации, их влияние на развитие личности.

Практические задания

Задание первое

1. Раскройте сущность понятия «социализация».

2. Проанализируйте различие подходов к понятию социализация в концепциях, разработанных учеными.

В следующем разделе объясняется, как индивидуальные взаимодействия являются результатом общего процесса развития личности, называемого самоидентичностью. Мид различает два этапа развития идентичности. Сначала ребенок учится играть роль других в подражательной игре и играть в нее после. Напротив, в ходе его социализации он учится не только конкретному человеку, но и человеку вообще, так называемому обобщенному другому. Понимая разные и сосуществующие отношения этих «других» и координируя их своими действиями, также изучаются обобщенные нормы.

Задание второе

Работая в микрогруппах, дайте характеристику факторов социализации (схема 3). Докажите их влияние на личность и приведите примеры.

Факторы социализации личности

Задание третье

1. Проанализируйте группы задач: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические - на каждом этапе социализации.

В случае игры поведенческие ожидания так называемых обобщенных других - это правила игры, как правило, нормы и ценности, а также характерные для конкретной функции отдельного агента. Согласно этой теории, может также произойти сбой формирования идентичности. Согласно Хеншелю, это зависит от того, способен ли субъект участвовать в взаимодействиях и строить отношения, или это может быть затруднено или затруднено чем-то или другими.

Они могут быть описаны как разные фазы самого себя. В Я упоминаются ссылочные лица или группы ссылок. Следовательно, это связано с социальными нормами. Таким образом, направление действия происходит от Ме. Чтобы иметь возможность действовать сообща и на скоординированной основе, люди должны иметь возможность развивать эмпатию, чтобы оценивать свои собственные действия в их значении для другого. Взаимное внедрение личных данных в процесс коммуникации называется ролевым и ролевым. Собственное действие оценивается по значению для другого, реакция которого рассчитывается и рассчитывается.

2. Проанализируйте выполнение задач ребенком в процессе социализации (по материалам, представленным инспекцией по делам несовершеннолетних и социальными педагогами).

3. Определите, какие факторы влияют на развитие личности ребенка и его социализацию.

4. Определите влияние социальных факторов на вашу собственную социализацию.

Соответственно, роль индивида, с введением его собственной идентичности, затем развивается индивидуумом. Это не должно совпадать с тем, что другой человек играет роль. «Ожидание поведения других людей не означает быть готовым к совместимому поведению». Здесь четко видны возможности для создания предмета в отношении их социальной среды и собственного развития, а также объясняется несоответствие поведения молодежи на микросоциальном уровне. Ожидание поведенческих требований, таких как тот факт, что насилие не является хорошей стратегией решения проблем в конфликтах и ​​что это поведение не используется для представления его пола как молодой женщины, не подразумевает полного его выполнения.

Как вы считаете, если адаптация не произошла, какие последствия могут быть в личностном развитии ребенка? Какие методы, приемы, способы может использовать педагог, помогая ребенку в индивидуальном развитии, самоутверждении?

Задание четвертое

Объясните, когда человек (ребенок) становится жертвой процесса социализации? (См. материалы к теме.)

Человеческий образ здесь - предмет субъекта, который активно формирует и обрабатывает окружающую среду и не просто усваивает существующие условия жизни, а скорее интерпретирует их индивидуально и включает их в свою собственную концепцию идентичности. Рефлексивно принимая языковые символы, ценности и нормы своей социальной среды, человек становится эффективным членом общества и в то же время уникальным и своеобразным человеком.

В предположениях Мида о теоретико-социалистических процессах ролевизации и развития идентичности, по словам Цанкова, который широко использовал символический интеракционизм в отношении пола и школы, нет никаких доказательств того, что процессы мальчиков и девочек принципиально отличаются.

Задание пятое

Проанализируйте уровень социального развития ребенка, закрепленного за вами на период социально-педагогической практики, а также собственного социального развития. Сделайте выводы.

Задание шестое

Совместно с практическими работниками проведите «круглый стол» по теме «Особенности процесса социализации детей и подростков, воспитывающихся в школах-интернатах, детских домах, приютах, и детей с ограниченными возможностями». (Предварительно студенты изучают теоретические вопросы и знакомятся с опытом работы социальных педагогов, работающих в школах-интернатах, детских домах, приютах.)

Эти символические значения могут быть согласованы и частично изменены в индивидуальном взаимодействии между партнерами по взаимодействию. Теория символического интеракционизма позволяет объяснить процессы изменений в отдельных взаимодействиях. Лица не ограничены, но зависят от социальных рамок, в своих индивидуальных возможностях для действий и интерпретации. Взаимодействия могут интерпретироваться, даже если они ограничены, участниками взаимодействия и, таким образом, самость и личность.

Следует отметить здесь, но критика делает что индивидуалистические иллюзии приходится мириться с обвинением, что существующий дисбаланс власти и иерархии, таких как неравенство между мужчинами и женщинами, будут скрыты здесь, варианты изменения и переговоров всегда заключен вопрос о власти и материалов ресурсы с одним.

Материалы к теме

Задачи социализации на возрастных этапах

Условно можно выделить три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и(или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот, и другой слои могут не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т. п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего (например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации). Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпрепровождении и т.д.

Самореализация предполагает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Подчеркнем еще раз, возрастные задачи – объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда – соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что в той степени, насколько человек активен в решении объективных задач, является творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, настолько он может рассматриваться как субъект социализации.

Человек как жертва процесса социализации

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – диссидентом, правонарушителем, или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации

Социализация конкретных людей в любом неблагоприятном обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6–10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо-или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, зависит во многом не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями. Столь же явно к числу жертв относятся сироты и все дети, находящиеся на попечении общества и (или) государства. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, растущих в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнями, а также метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания определенного этноса (количество таких людей возрастает в ситуациях распада государств, например СССР и Югославии, сопровождающихся резким увеличением миграционных потоков, а также в динамично изменяющихся обществах).

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.-С. 19-24.

Уровни и критерии развития подростков

Показатели уровня социального развития подростков:

наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов;

адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;

коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

самокритичность, наличие навыков самоанализа;

внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия;

волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);

преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

Критерии, по которым выделяются различные уровни социального развития:

степень включенности индивида в трудовую деятельность (степень усвоения определенных профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений);

институты социализации, оказывающие доминирующее влияние на индивида на данной стадии социального развития личности;

основные способы социализации, т.е. иными словами, опосредствованные ведущей деятельностью взаимоотношения с окружающими, определяющие социальное развитие личности на данном возрастном этапе;

социально-психологические механизмы социализации, оказывающие преобладающее воздействие на данной стадии социального развития;

уровень развития самосознания личности и степени проявления субъектно-активного начала как по отношению к своему ближайшему окружению, так и по отношению к себе как объекту и субъекту.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. – С. 45.

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации. Американский социолог Н.Смелзер определяет социализацию как "процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям". Польский социолог Я.Щепанский понимает под социализацией "влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей".

В различных словарях социализация определяется как:

1) "процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит";

2) "процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально - культурного опыта";

3) "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе";

4) "сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности".

В отечественной науке наибольший вклад в постановку и рассмотрение проблемы социализации внес И.С.Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально - психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С.Кона, объем понятия "социализация" несколько шире, чем "воспитание". Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие - то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества".

В педагогической науке последних лет проблему социализации активно разрабатывает А.В.Мудрик.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального).

Социализация - процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт. Ресоциализация - процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности.

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Процесс социализации можно условно представить как совокупность 4 - х составляющих:

Cоциализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности , то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во - первых, это личностный выбор деятельности. Как следствие этого - центрирование вокруг главного, выбранного и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации - это развитие самосознания личности, становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самый главный фактор, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности.



Просмотров